Какими свойствами наделены общественные блага
Новичок
Регистрация: 27.06.2015
Сообщений: 3
Сказал спасибо: 1
Поблагодарили 1 раз в 1 сообщении
Экономика общественного сектора на 4
Что такое изъяны рынка?
Ситуации, в которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает Парето-оптимального использования ресурсов
При каких условиях эффективен бюджетный федерализм?
• децентрализованно принимаются решения
• локализацию выгод предполагается в значительной степени скооперировать с территориальной локализацией издержек
• предпочтения, имеющие отношения к локальным общественным благам, в большей степени разнятся между регионами, чем внутри самих регионов
Какой характер носит локализация выгод от общественного блага?
Территориальный характер
Какие критерии используются при определении масштабов общественного сектора?
Запасы, находящиеся в государственной собственности, и потоки, формируемые на основании доходно-расходных частей бюджета
Что такое чистое общественное благо?
Общественный товар, услуга или работа, для которых характерны чётко выраженные несоперничество и неисключаемость в потреблении
Что такое провалы рынка?
Ситуации, в которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает эффективное использование ресурсов
Что понимается под общественным сектором экономики?
Совокупность ресурсов экономики, которые находятся в государственном распоряжении и государственной собственности
Какой принцип действует в экономике общественного сектора?
Принцип необходимого минимума
В чем заключается правило оптимума (эффективности) по В. Парето?
Никто не может улучшить свое положение за счет того, чтобы чье-то положение ухудшилось
Какими свойствами наделены общественные блага?
Несоперничество в потреблении и неисключаемость
Что такое смешанные общественные блага?
Общественные блага, у которых свойства неисключаемости и несоперничества выражены в умеренной степени, но «внешний эффект» от их потребления имеет значительный характер
В чем заключается отличительная особенность экономики общественного сектора?
Государство рассматривается совместно со всеми субъектами экономической деятельности
Основные положения теории Ч. Тибу?
При наличии значительного числа территориальных единиц и интенсивной миграции населения бюджетная децентрализация способствует Парето-улучшениям, так как она формирует предпосылки для адекватного выявления предпочтений, касающихся локальных общественных благ, и наиболее полной реализации этих предпочтений
Какие особенности придают благу формат общественного блага?
Если благо, являясь использованным одним потребителем, остаётся доступным для потребления другими лицами
Какие мероприятия лежат в основе предмета экономики общественного сектора?
Мероприятия по формированию и использованию государственного потенциала, ресурсов
В каких случаях исключается децентрализация?
Когда выгоды от каждой единицы общественного блага получает все население страны
Какова типология смешанных благ?
Коллективные или клубные блага и частные блага, обладающие особыми достоинствами
Из каких факторов складывается правовая основа частной
некоммерческой организации?
Добровольность, отделенность от государства, собственность, НО не имеет субъективной принадлежности
Какой субсектор НЕ входит в состав общественного сектора экономики?
Муниципальный сектор
На какие вопросы отвечает экономика общественного сектора?
Как государство изыскивает средства для достижения целей по удовлетворению потребностей населения, как оно эти средства расходует и за счет чего его экономическая деятельность может стать более рациональной?
Какие организации выступают в лице производителей общественных благ?
Государственные и частные некоммерческие организации, предоставляющие общественные блага на коммерческой и некоммерческой основах
В чем выражаются результаты функционирования в общественном секторе?
В общественных благах
На какой основе чаще всего производятся и поставляются смешанные общественные блага?
На основе сотрудничества и разделения функций между государством и предпринимательским либо частным некоммерческим сектором
В распоряжении каких органов находятся ресурсы общественного сектора в России?
Федеральных и территориальных органов власти
В чем заключаются особенности теоремы о децентрализации?
Если децентрализация не влияет на уровень издержек, то децентрализованное принятие решения в отношении поставки локального общественного блага либо эффективнее централизованного, либо, по крайней мере, не уступает ему с точки зрения эффективности
Добавлено через 15 часов 2 минуты
Как графически изображается функция модели Роулса?
В виде кривой общественного безразличия, имеющей форму прямого угла
В чем заключается теорема о невозможности, обоснованная К. Эрроу?
При любой процедуре выбора, если он на деле является коллективным, то есть отсутствует «диктатор», могут проявиться такие профили предпочтений, для которых не существует устойчивого, не подверженного манипулированию исхода голосования
Какой из представленных видов доходов относится к неналоговым доходам государственного управления?
За недра и использование акваторий и участков морского дна
Определить верную формулу для расчета функции благосостояния И. Бентана (утилитаристская функция) с учетом кардиналистских посылок
W = W × (U1 + U2 + … Un),
где W – кардиналистская функция общественной полезности; Ui – функция индивидуальной полезности; i = 1, …, n – число индивидов
В чем заключается фискальная функция налогов?
В изъятии части доходов организаций и граждан с целью содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов
Какие аксиомы лежат в основе теоремы о невозможности
Аксиомы полноты, единогласия и универсальности
Объект налога – это
доходы, стоимость отдельных товаров, различные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, определенные законодательными актами
Какие виды налогов установлены в России?
Федеральные, региональные и местные налоги
Трансфертный платёж или трансферт – это
односторонняя безвозмездная передача денежных и иных материальных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в качестве предоставления материальной помощи и/или компенсационной поддержки
В соответствии с какими уравнениями будет построена графически утилитаристская общественная кривая безразличия?
U1 = W – U2,
U2 = W – U1,
где W – заданный уровень общественного благосостояния
Максимаксная функция общественного благосостояния – это:
функция Ницше
Какой вид принимает функция благосостояния (функция Ницше), построенная на основе правила максимакса?
W = max (U1, U2, …, Un)
Какому математическому равенству должно отвечать правило простого большинства?
N / 2 + 1,
где N – число голосующих
Что выступает причиной рационального неведения?
Выгоды от детализации решения концентрируются в обществе, а индивид, взявший на себя издержки по получению и распространению информации, получает только лишь малую долю выигрыша
Особенности рационального неведения избирателей – это:
условия, когда в отношении индивидуальных, субъективных интересов предпринятые существенные усилия для получения информации, способствующей более обоснованному общественному выбору, являются нерациональными
Каким путем избиратели приобретают пакетные общественные блага?
Путем голосования, выборным путем
Изъян государства – это:
неспособность государства обеспечить аллокационную эффективность и воплощать в жизнь общества соответствие политики распределения принятым в этом обществе представлениям о справедливости
В чем выражается правило простого большинства?
Побеждает альтернатива, которую поддерживает более половины участников голосования
Какие условия по теории Кеннет Мэй могут удовлетворить процедуру коллективного выбора?
Достижимость результата, анонимность, нейтральность, позитивность отклика
На каком рисунке изображена верная схема бюджетной системы Российской Федерации?
федерального, субъектов Федерации и местных
Рента – это:
индивидуальная, личная выгода, которая превышает минимальный размер, необходимый для того, чтобы получатель такой выгоды выполнил определенные действия
Реаллокация ресурсов – это:
когда государство осуществляет принудительное распределение ограниченных ресурсов в экономике общественного сектора
Какой принцип лежит в основе построения утилитаристской функции общественного благосостояния (функция благосостояния И. Бентама)?
Принцип количественной межперсональной измеримости
Парето-улучшение – это:
перераспределение ресурсов, при котором благосостояние части экономических агентов повышается без понижения благосостояния другой части или повышается благосостояние всех экономических агентов
В чем заключается Роулсианская функция общественного благосостояния (функция максимина)?
И индивид, и общество, делая выбор из альтернативных вариантов в условиях неопределенности, придерживаются не оптимизационного критерия, а принципа максимина, когда выбирается не оптимальный вариант, максимизирующий полезность, а лучший вариант из худших
Последний раз редактировалось kkatechka; 09.06.2017 в 16:10.
Причина: Добавлено сообщение
1. Результаты функционирования общественного сектора воплощаются главным образом в общественных благах. Концепция общественного блага впервые в развернутом виде была выдвинута в 1954 г. американским профессором П. Самуэльсоном и развита его соотечественником профессором Р. Масгрейфом в концепции социально значимого блага (заслуженного блага) в конце 50-х годов.
В наиболее обобщенном смысле блага являются некоторой совокупностью средств, позволяющих удовлетворить потребности как определенного человека, так и большей части населения. Общественными благами называют совокупность товаров и услуг, которые населению предоставляются «бесплатно», а точнее говоря, на безвозмездной основе, за счет государственных средств. Что касается самого механизма производства и распределения общественных благ, то следует отметить такую важную деталь, что объективные экономические законы рынка тут бессильны и попросту не работают, а поэтому данная прерогатива принадлежит государству. Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов.
Изначально концепция общественного блага выделяла два основных свойства общественного блага — неконкурентоспособность и неисключаемость.
Неконкурентность общественного блага предполагает, что благо неделимо, потребление общественного блага одним человеком не сокращает потребления другого индивида. Типичным примером неконкурентности потребления может служить национальная правовая система. Потребление услуг национальной правовой системы как общественного блага не уменьшает и не ухудшает положение населения в связи с появлением на свет новых граждан страны. В качестве примера неконкурентности потребления также можно привести национальную спутниковую службу погоды.
Неисключаемость общественных благ означает, что потребление благ одним человеком не исключает из потребления других индивидов. Различают техническую невозможность и экономическую нецелесообразность исключения общественных благ. Если общественное благо совершенно неделимо, то практически невозможна его исключаемость. Если затраты на достижение исключаемости общественного блага слишком высоки, т.е. требуются огромные средства на осуществление контроля за допуском людей к общественному благу, исключаемость может оказаться экономически неоправданной. Так, например, городской парк отдыха можно огородить, поставить охрану и сделать парковые услуги объектом потребления и использования теми группами населения, которые способны платить за указанные услуги. Но возможна такая ситуация, когда плата за услуги городского парка не сможет покрыть огромных затрат на возведение ограды вокруг парка и на содержание работников охраны и кассиров. Следовательно, достижение исключаемости общественного блага в виде отдыха в городском парке будет экономически нецелесообразно.
Наличие таких критериев в их крайних случаях — конкурентность и неконкурентность, исключаемость и неисключаемость — позволяет провести границу между чистым частным и чистым общественным благами.
В настоящее время принято считать, что для всех без исключения общественных благ наиболее характерными являются следующие черты:
·отсутствие конкуренции в их потреблении, которое обусловливается тем, что использование блага тем или другим человеком ничуть не уменьшает их ценности и значения. От числа лиц, использующих общественное благо, ценностные его характеристики сколь-либо существенным образом не страдают. К примеру, красотой цветов, высаженных на клумбе, могут наслаждаться, сколько угодно людей;
·неделимость блага обусловливается тем, что индивид самостоятельно не способен определять характеристики блага, а также объем его производства. К примеру, освещение на улице не может включаться или выключаться в какое-либо определенное время по прихоти каждого человека;
·нерыночный характер стоимости блага, связывается с тем, что на него не распространяются законы конкуренции и свободного рынка. Производство общественных благ не может быть урегулировано объективными рыночными законами, а потому эту функцию берет на себя государство, которое искусственно определяет характер распределения и производства общественных благ;
·тотальный и неисключаемый характер блага, связан с тем, что его потребление не может ограничиваться какой-либо определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. К примеру, освещением улиц пользуется все население, определенными целевыми группам данное благо ограничить нельзя.
2. Выделяют такие основные виды благ по характеру потребления:
общественные. Они отличаются тем, что находятся в свободном потреблении, в распоряжении у всех членов общества и, при этом, не могут использоваться индивидуально;
индивидуальные (частные блага) отличаются тем, что могут использоваться лишь одним членом общества и могут быть направлены на удовлетворение только его потребностей.
Общественные блага, в свою очередь, классифицируют на, собственно, общественные и коллективные блага.
Общественными благами называют совокупность товаров и услуг, которые населению предоставляются «бесплатно», а точнее говоря, на безвозмездной основе, за счет государственных средств. Их потребление доступно в одночасье многим людям и для этих благ характерны свойства несоперничества и неисключаемости. Примером наиболее распространенных общественных благ могут послужить дороги и мосты, образование, здравоохранение, услуги предоставляемые органами публичной власти.
Чистое общественное благо характерно тем, что потребляется коллективно, всеми людьми, при том вне зависимости от того, платят ли они за него или нет. Примером может быть национальная оборона, полиция и т. д.
Коллективное (смешанное) общественное благо от общественного отличается тем, что может быть использовано всеми членами общества, однако лишь в ограниченной мере.
В отличие от общественных, чистым частным благом принято считать такую разновидность благ, каждую единицу которого нельзя ни оценить, ни продать. Другими словами, каждая единица чистого частного блага приносит пользу лишь тому человеку, который купил его и, таким образом, получил исключительное право на его использование.
По критерию масштаба распространения выделяют следующие виды общественных благ:
·общегосударственные. Это такие блага, которые распространяются на территории всего государства (обладают общегосударственным значением). К ним относятся, к примеру, деятельность армии, федеральных органов государственной власти, Федеральной службы безопасности и т. д.;
·местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ лишь определенная часть населения. Как правило границы и критерии потребления местных общественных благ устанавливаются в соответствии с региональной принадлежностью населения (например: городские парки, городское освещение).
По степени своей доступности общественные блага классифицируют таким образом:
·исключаемые общественные блага (использование которых можно ограничить определенным кругом населения). К примеру, вход в музей можно осуществлять по билетам, и, таким образом, число получателей данного блага можно ограничить. Характеристики такого блага, при этом, никоим образом не пострадают;
·неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.
В литературе по экономике общественного сектора рядом авторов предложена классификация общественных благ с учетом их свойств. Общественные и частные блага — это два крайних случая, между которыми существуют различные промежуточные состояния, и выделяют такое понятие, как смешанное общественное благо.
Если чистые общественные блага характеризуются совершенной неубываемостыо и неуменьшаемостью их потребления и использования, то смешанные блага отличаются различной степенью исключаемости и частичной уменьшаемостью в процессе их потребления.
Смешанное благо в отличие от чистого блага является исключаемым общественным благом, благом совместного потребления с избирательностью, альтернативностью его использования, с убыванием его потребления. Смешанное благо может быть объектом купли-продажи.
Разновидностью исключаемого смешанного блага является перегружаемое общественное благо. Оно выступает неисключаемым до определенного порогового уровня, за которым наступает нехватка этого блага для всех, т.е. его перегрузка. Использование блага за пороговым уровнем одним человеком исключает другого из потребления или уменьшает возможность потребления такого блага другим. Типичным примером перегружаемого общественного блага являются шоссейные дороги, мосты, туннели. До определенного уровня полезность этих благ у всех потребителей остается одинаковой и дополнительные потребители не ухудшают положение других пользователей. Однако начиная с некоторого момента, например при пользовании шоссейными дорогами в часы пик, появление дополнительных потребителей ведет к образованию дорожных пробок, уменьшению скорости, возрастанию опасности движения и созданию прочих неудобств для других.
Другой разновидностью смешанного блага является благо совместного потребления с ограниченным доступом, которое принято называть клубным благом. Здесь принцип исключаемости применяется к группе людей. Доступ к потреблению такого рода смешанных благ ограничен уставными требованиями и размерами членских взносов. Типичными примерами организации предоставления смешанных благ ограниченного доступа могут быть клубы по интересам (например, теннисный клуб), добровольные ассоциации домовладельцев и другие самоуправляемые общественные организации. Численность потребителей клубного общественного блага возможно увеличивать до тех пор, пока переполнение, обусловленное приемом последнего «члена клуба», не приведет к уменьшению выгод для других его членов, которое будет уравновешено снижением издержек, вследствие участия нового члена клуба в финансировании затрат. В случае, когда численность пользователей задана, количество предлагаемого для потребления блага должно увеличиваться до тех пор, пока предельные затраты индивида на получение этого блага не уравновесят его предельную полезность.
Классификация общественных благ также производится с учетом с учетом получения внешнего эффекта. Он может быть положительным (например, эффект повышения образовательного уровня населения, укрепления здоровья, развития науки и культуры и т.д.) и негативным (например, ущерб окружающей среде и здоровью людей в связи с внедрением экологически несовершенных производств и технологий).
Внешние эффекты различаются по масштабам и долгосрочности своего воздействия. Комбинация внешних эффектов с учетом их масштабности и временного лага воздействия с общественными благами дает возможность выделить следующие виды чистых общественных благ:
- чистое общественное благо, внешний эффект воздействия которого имеет национальное и мировое значение (например, открытия в области фундаментальной науки, мировые шедевры литературы и культуры, общегосударственные стандарты, спутниковая связь и т.д.);
- чистые общественные блага с региональным и локальным эффектом воздействия (например, местное радио и телевидение, муниципальная полиция, пожарная охрана, места отдыха и т.д.).
Блага, создаваемые в отраслях естественной монополии, представляют собой исключаемые блага совместного потребления, их принято называть квазиобщественными. В этих благах больше свойств частного блага и меньше характерных свойств общественного блага. К отраслям естественной монополии относятся коммунальное производство и снабжение населения электроэнергией, газом, водой, теплом, а также связь и транспорт и т.д. Особенность этих отраслей состоит в крупномасштабности производства и в большой капиталоемкости, что требует значительного первоначального капитала для вступления в такие отрасли новых конкурентов. Это ограждает рынок продукции естественных монополий от потенциальных конкурентов.
3. Когда люди могут получить благо независимо от того, заплатили они за него или нет, у них меньше стимулов платить. У них есть соблазн стать безбилетниками: людьми, которые пользуются выгодами, не оплачивая свою долю издержек, связанных с обеспечением этих выгод. В связи с этим возникает такая проблема: будет ли у кого-нибудь должный стимул, чтобы создавать эти выгоды, или все будут надеяться получить их в качестве внешнего эффекта от действий других людей?
Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром.
Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить «провалы» рынка помогает государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику.
Наиболее простым методом исключения безбилетников является ограничение их доступа к потреблению блага, т. е. сделать благо исключаемым благом, благом, которое представляет собой тот тип благ, доступ к которым легко ограничить, несмотря на коллективный характер их потребления.
Введение платы в качестве инструмента регулирования доступа к благу может быть использовано в том случае, когда степень избирательности в потреблении блага зависит от количества потребителей, т.е. в отношении перегружаемых благ.
Заключение частных контрактов может быть эффективным механизмом исключения неплательщиков в отношении благ совместного потребления. Контракты на совместное владение предполагают участие в потреблении блага только на определенных условиях, например внесение взносов на благоустройство дома в рамках организованного товарищества.
Когда благо не находится в постоянном пользовании потребителя, а круг его потребителей ограничен, в качестве метода исключения «зайцев» может служить создание особых организаций по совместному использованию блага, доступ к потреблению, которого обусловлен членством в ней на основе внесения установленного взноса, например, пользование бассейнами, площадками для гольфа и тенниса и т.п.
Так же решением проблемы может стать взаимообусловленное финансирование. Один из методов такого финансирования — увязывание предоставления потребителю обладающего неисключаемостью блага с исключаемым благом, т.е. продажа их в едином пакете. Так, финансирование общественного радио- и телевещания может осуществляться путем включения определенной наценки в цену радио- и телевизионных приемников.
Такое финансирование производства общественных благ может осуществляться и за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, которые либо высоко оценивают возникающие при потреблении блага положительные внешние эффекты, либо стремятся за счет этого приобрести определенные нематериальные выгоды — общественный имидж. В качестве примера можно привести финансирование частными организациями и лицами программ охраны окружающей среды и защиты животных.