Какими свойствами может обладать информация о будущем
Локальный координатор Участник:Нина Алексеевна Корнева
Участник NG:ID 037 Корсары
ТЕМЫ: ИНФОРМАЦИЯ,
ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ
Задания являются дифференцированными: количество звёздочек соответствует количеству начисляемых баллов. Оценочную таблицу
разрабатывает учитель в зависимости от возраста учеников (предположительно 7, 8 классы общеобразовательной школы), уровня подготовки учеников и объявляет её перед зачетом. Ученику не обязательно отвечать на все вопросы. Выбор уровня сложности, количества выполненных заданий остаётся за учеником.
1. *Что ты понимаешь под словом «информация»? Какими свойствами она обладает?
2. *Для кого будет информативно следующее сообщение: «Программа — это алгоритм, записанный на языке программирования»?
а) для дворника;
б) для начинающего программиста;
в) для парикмахера;
г) для учителя химии;
д) для профессионального программиста.
3. *Оля учится во 2-м классе и хорошо знает таблицу умножения, но не знает английский язык. Какие из сообщений могут быть для Оли информативны?
а) 2*8 = 16
б) My friend is schoolboy;
в) 6 MULTIPLAY 8 EQUAL;
г) Оля учится в школе;
д) в английском алфавите 26 букв.
4. *В следующих примерах определи свойства встречающейся информации:
а) Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но … на японском языке.
б) На следующий день вступительная комиссия вывесила правильные решения всех задач.
в) Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: «Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?» Оракул ответил: «Государь, ты разрушишь великое царство». Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: «Государь, а разве твое царство было не велико?»
5. *Какими свойствами может обладать информация о будущем (предсказания, гадания, пророчества)?
6. *Какие информационные процессы ты можешь назвать? Дай им короткую характеристику.
7. * Какие существуют виды обработки информации?
8. *В каком виде можно хранить информацию и какими способами ее передавать?
9. *Приведи несколько бытовых примеров получения, хранения, передачи, обработки, использования информации.
10. *Действия над исходной информацией в соответствии с некоторыми правилами — это:
а) обработка информации;
б) хранение информации;
в) передача информации;
г) прием информации;
д) обмен информацией.
11. *Работником информационной сферы деятельности является:
а) овощевод;
б) плотник;
в) журналист;
г) актер;
д) спортсмен.
12. *Оперативная информация может храниться:
а) в книгах;
б) на видеокассетах;
в) на компакт-дисках;
г) в памяти человека;
д) в газетах и журналах.
13. *Какие носители информации ты знаешь?
14. *Приведи примеры информации, представленной в текстовой, числовой, графической формах.
15. *Приведи пример, в котором числовая информация используется вместе с тектовой, графическая вместе с числовой.
16. *Назови виды информации, которые являются основными для человека, животных, компьютера.
17. *Корреспондент телевидения, находясь на улице западного города, рассказывает с экрана о каком-то событии.
Получаете ли вы при этом дополнительную информацию, кроме слов репортера? Если да, то какую и почему?
18. *Какова образная информации, которую человек может хранить на внешних носителях?
а) вкусовые образы;
б) изображение и звук;
в) осязательные образы;
г) обонятельные образы;
д) текст, записанный на каком-либо языке.
19. **Информация передается со скоростью 2,5 Кбайт/с. Какой объем информации будет передан за 20 мин?
а) 3000 Кбайт;
б) 3000 байт;
в) 50 Кбайт;
г) 51200 байт;
д) 3 Мбайт.
20. **Код (номер) буквы И в таблице кодировки символов равен 136.
Какая последовательность кодов будет соответствовать слову ЛИМОН?
а) 139 136 140 142 141;
6)138 136 139 141 140;
в) 147 136 148 150 149;
г) 146 136 147 149 148;
д) 155 136 156 158 157.
21. **Информационное сообщение объемом 1 Мбайт передается со скоростью 2 Кбайт/мин.
Определите время передачи информации в секундах.
а) 512;
6)3120;
в) 30720;
г) 500;
д) 3000.
22. **Текст занимает 0,25 Кбайт памяти компьютера. Сколько символов содержит этот текст?
а) 256;
б) 2048;
в) 32;
г) 250;
д) 2000.
23. **Сколько битов информации содержится в сообщении объемом четверть килобайта?
а) 2032;
б) 2048;
в) 250;
г) 2000;
24. ***Текст занимает полных 5 страниц. На каждой странице размещается 30 строк по 70 символов в строке.
Какой объем информации занимает этот текст?
а) 84000 бит ;
б) 84000 байт;
в) 10500 бит;
г) 10500 байт;
д) 10,5 Кбайт.
25. ***Переведите в двоичную запись десятичные числа:
а) 7;
б) 17;
в) 37;
г) 48;
д) 98;
е) 102;
ж) 193;
з) 254 ;
и) 513;
к) 999.
26. ***Переведите в десятичную запись двоичные числа:
а) 101;
б)1001;
в) 1100;
г)10111;
д) 11011;
е) 1011000;
ж)10111011;
з) 100010011.
27. ***Следующие двоичные числа расположите в порядке возрастания:
1001; 111; 100001; 010; 1101; 100; 110000; 10001.
28. ***Двоичное число записано в виде многочлена:
1*24+ 0*23 + 1*22 + 0*2* + 1*2°
Какой вид имеет его десятичная запись?
29. ***3апишите число 64:
а) в 2-ной системе счисления;
б) в 4-ной системе счисления;
в) в 8-ной системе счисления;
г) в 16-ной системе счисления.
30. ***Переведите:
а) 1011112 — ?8
б) 268 — ?2
в)100112 — ?8
г)2478 — ?2
31. ***Почему двоичная система счисления удобна для автоматизации?
32. *Чем отличаются друг от друга десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления?
33. **Переведите:
а)1011112 — ?16
б)100112 — ?16
34. **Десятичное число 30 запишется в двоичной системе как:
а) 10011;
6)11110;
в)10101;
г) 100111;
д)100001.
35. **Десятичное число 51 запишется в 8-ной системе как:
а) 24;
6)51;
в) 37;
г) 63;
д) 12;
36. **Сумма двоичных чисел 11001 и 101 равна:
а) 11110;
6)11001;
в) 11000;
г) 10101;
д) 10110
37. **Разность двоичных чисел 11101 и 1110 равна:
а) 1101;
6)1011;
в) 1111.
38. *Что такое 1 бит?
а) бит может принимать любое значение;
б) бит — это число 1;
в) бит — это число 0;
г) бит — это элементарная единица измерения информации, значением бита является 0 или 1.
39. * Что такое байт и чему он равен?
а) байт — это элементарная единица измере¬ния информации, как и бит;
б) байт — это укрупненная единица измерения информации, 1 байт = 10 бит;
в) байт — это укрупненная единица измерения информации, 1 байт = 8 бит.
40. *Для измерения больших объемов информации используют такие единицы измерения как Килобайт, Мегабайт, Гигабайт. Чему они равны?
а) 1 Килобайт = 1000 байт, или 103 байт;
1 Мегабайт = 1000000 байт, или 106 байт;
1 Гигабайт = 10000000000 байт, или 109 байт;
б) 1 Килобайт = 1024 байт, или 210 байт;
1 Мегабайт = 1048576 байт, или 220 байт;
1 Гигабайт = 1073741824 байт, или 230 байт.
41. *Что такое система счисления?
а) это набор цифр;
б) системой счисления называют правила выполнения арифметических операций;
в) системой счисления называют определенную совокупность знаков и цифр, а также правил их записи.
42. *Каково значение информатики для развития общества?
43. *Чем отличаются новые информационные технологии от «старых» информационных технологий?
44. *Как вы понимаете смысл выражения «развитое информационное общество»? Приведите примеры таких обществ и поясните свой ответ.
45. *В каком виде получает информацию ЭВМ?
а) в виде электрических сигналов;
б) в виде текста;
в) в виде звука и изображения.
Цель урока:
Познакомить учащихся с видами информации по способу восприятия, по форме представления,
по общественному значению; познакомить со свойствами информации.
План урока.
- Проверка домашнего задания.
- Объяснение нового материала.
- Домашнее задание.
Проверка домашнего задания.
- Понятие информации.
Приведите примеры информации. - Во всех примерах, рассмотренных,
на прошлом уроке- выделите носитель
информации; - определите, является
ли сигнал, передающий эту информацию, дискретным или непрерывным.
- выделите носитель
- Приведите примеры информации
с указанием ее носителя. Какого типа сигнал передает эту информацию? - Приведите примеры непрерывных
сигналов. - Приведите примеры дискретных
сигналов.
Объяснение
нового материала.
Какие
типы или виды информации можно выделить?
Во-первых,
по способу восприятия информации.
У человека
пять органов чувств:
- зрение; с помощью глаз
люди различают цвета, воспринимают зрительную информацию, к которой относятся
и текстовая, и числовая, и графическая; - слух; уши помогают воспринимать
звуковую информацию – речь, музыку, звуковые сигналы, шум; - обоняние; с помощью
носа люди получают информацию о запахах окружающего мира; - вкус; вкусовые рецепторы
языка дают возможность получить информацию о том, каков предмет на вкус –
горький, кислый, сладкий, соленый; - осязание; кончиками
пальцев (или просто кожей), наощупь можно получить информацию о температуре
предмета – горячий он или холодный, о качестве его поверхности – гладкий или
шершавый.
Человек
получает информацию о внешнем мире с помощью своих органов чувств. Практически
около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный),
примерно 9% – при помощи органов слуха (аудиальный) и только 1% при помощи остальных
органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). Следует отметить, что органы чувств
человека получили название анализаторов, поскольку именно через эти органы информация
попадает в головной мозг. А вот, например, для лисы, собаки и многих других
животных основная информация та, которая поступает через нос. У них хорошо развито
обоняние. Для летучих мышей главная информация – звуковая, они воспринимают
ее своими большими, чуткими ушами.
Компьютер,
помогающий человеку хранить и обрабатывать информацию, приспособлен в первую
очередь для обработки текстовой, числовой, графической информации.
Во-вторых,
по форме представления информации.
Рассмотрим
только те виды информации, которые “понимают” технические устройства (в частности,
компьютер).
Текстовая
информация, например текст в учебнике, сочинение в тетради, реплика актера в
спектакле, прогноз погоды, переданный по радио. Заметим, что в устном общении
(личная беседа, разговор по телефону, радиопостановка спектакля) информация
может быть представлена только в словесной, текстовой форме. Числовая информация,
например таблица умножения, арифметический пример, счет в хоккейном матче, время
прибытия поезда и др. В чистом виде числовая информация встречается редко, разве
что на контрольных по математике. Чаще всего используется комбинированная форма
представления информации.
- Рассмотрим пример. Вы
получили телеграмму: “Встречайте двенадцатого. Поезд прибывает в восемь вечера”.
В данном тексте слова “двенадцатого” и “восемь” мы понимаем как числа, хотя
они и выражены словами.
Графическая
информация: рисунки, схемы, чертежи, фотографии. Такая форма представления информации
наиболее доступна, так как сразу передает необходимый образ (модель), а словесная
и числовая требуют мысленного воссоздания образа. В то же время графическая
форма представления не дает исчерпывающих разъяснений о передаваемой информации.
Поэтому наиболее эффективно сочетание текста, числа и графики.
- Например, при решении
задач по геометрии мы используем чертеж (графика) + пояснительный текст (текст)
+ числовые расчеты (числа).
Музыкальная
(звуковая) информация.
В настоящее
время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации
в вычислительной техники становится основной. Цветная графика сочетается в этих
системах со звуком и текстом, с движущимися видеоизображением и трехмерными
образами.
В-третьих,
по общественному значению информации.
Информация
может быть:
- личной – это знания,
опыт, интуиция, умения, эмоции, наследственность конкретного человека; - общественной – общественно-политическая,
научно-популярная, т. е. то, что мы получаем из средств массовой информации.
Кроме того, это опыт всего человечества, исторические, культурные и национальные
традиции и др.; - обыденная – та, которой
мы обмениваемся в процессе общения; - эстетическая – изобразительное
искусство, музыка, театр и др.; - специальная – научная,
производственная, техническая, управленческая.
Опорный
конспект для ученика: (материал для запоминания)
Говорить
об информации вообще, а не применительно к какому-то ее конкретному виду (роду,
типу, классу) беспредметно.
Виды классификации информации | ||
По способам восприятия | По форме представления | По общественному значению |
Визуальная | Текстовая | Массовая: |
Задание
для закрепления:
Укажите,
в каком виде представлена информация в следующих примерах:
Обычно в подобных задачах
наиболее трудным для учащихся является определить носитель информации, особенно
если им является не материальный предмет, а волна (электромагнитная, акустическая,
гравитационная) либо состояние вещества. Как правило, называется только один
из возможных носителей, хотя, поставив себя на место получателя информации,
учащиеся называют несколько различных способов передачи информации.
Пример решения задачи:
Пример | Вид информации | Носители | |
По способу восприятия | По форме представления | ||
Задача по алгебре | Зрительный или аудиальный | Комбинированный | Бумага, классная доска, звуковые волны |
Письмо | Зрительный или аудиальный | Текстовый | Бумага, магнитная лента |
Картина | Зрительный | Графический | Холст |
Опера | Аудиальный | Музыкальный | Акустические волны |
Радиопередача | Аудиальный | Текстовый | Акустические волны |
Телевизионная передача | Зрительный+ аудиальный | Комбинированный | Электромагнитные волны |
Аромат сирени | Обонятельный | — | Воздух |
Вкус лимона | Вкусовой | — | Лимон |
Желтый цвет | Зрительный | Графический | Бумага, световые волны |
Глава для
любознательных
Некоторое
представление о разнообразии видов информации может дать следующее определение
информации, приведенное в Советском энциклопедическом словаре: “Информация –
это общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком
и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном
мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму”.
В приведенном
определении выделены четыре вида информации:
- социальная (человек
– человек); - техническая (человек
– автомат, автомат – автомат); - биологическая (информация
в животном и растительном мире); - генетическая (передача
признаков от клетки к клетке, от организма к организму).
Можно предложить
и другие варианты классификации информации:
- по способам и формам
получения (восприятия) информации; - по характеру носителя
информации; - по характеру источников
информации; - по сфере применения
информации; - по общественному значению.
Конкретный исследователь
выбирает для себя ту или иную классификацию в зависимости от стоящей перед ним
проблемы, от тех взаимосвязей, которые он изучает.
Интересный факт.
Все знания
об окружающем мире мы получаем с помощью наших органов чувств. Насколько мы
им можем доверять? За долгие годы ученые придумали и построили много обманчивых
картинок, наглядно демонстрирующих, сколь ограниченны возможности нашего глаза.
При взгляде
на рис. 1 кажется, что вертикальная линия длиннее горизонтальной, хотя в действительности
обе они имеют равную длину. На рис. 2 обе горизонтальные линии имеют одинаковую
длину. Точкой А на рис. 3 помечена середина горизонтального отрезка. Иллюзия
неравенства его правой и левой частей создается стрелками на концах. Как ни
трудно в это поверить диагональ АВ на рис. 4 равна диагонали АС, равны также
и окружности в центре левой фигур, представленные на рис. 5.
Вкусовые,
слуховые и тактильные ощущения также могут порождать иллюзии: сладкий напиток,
пока его пьешь, начинает казаться менее сладким; если опустить руку сначала
в ледяную воду, а потом сразу в теплую, то она покажется горячее, чем на самом
деле: если в течение нескольких минут подержать в руках тяжелый предмет, то
после этого другой, более легкий предмет покажется нам почти невесомым.
Свойства
информации
Информация
нам нужна для того, чтобы принимать правильные решения.
Рассмотрим
свойства информации, т.е. качественные признаки.
- Объективность информации.
Информация – это отражение внешнего мира, а он существует независимо от нашего
сознания и желания. Поэтому в качестве свойства информации можно выделить
ее объективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего либо
мнения, суждения.
- Пример. Сообщение
“На улице тепло” несет субъективную информацию, а сообщение “На улице 220С”
— объективную (если термометр исправен).Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных
приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает
быть объективной, т.к. преобразовывается (в большей или меньшей степени)
в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания или “вредности” конкретного
субъекта.
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.
Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может
быть как объективной, так и субъективной.
Достоверная информация помогает принять нам правильное решение.
Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
- Преднамеренное искажение
(дезинформация); - Искажение в результате
воздействия помех (“испорченный телефон”); - Когда значение реального
факта преуменьшается или преувеличивается (слухи, рыбацкие истории).
Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия
решения.
- Например, мечта
историка – иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая
информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается
по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события происходившие
на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, и воспоминания
подвергаются искажению.
Неполная
информация может привести к ошибочному выводу или решению. Не зря русская пословица
гласит: “Недоученный хуже неученого”.
- Актуальность (своевременность)
информации – важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя
полученная информация может принести необходимую пользу. Неактуальной информация
может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета)
либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены
цены на 5%). - Полезность или бесполезность
(ценность) информации.
Так как
границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности
применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по
тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
Самая ценная
для нас информация – достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и
новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации
даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая
полная, самая достоверная информация не может быть новой.
С точки
зрения техники свойство полезности рассматривать бессмысленно, так как задачи
машине ставит человек.
Опорный
конспект для ученика.
Свойства
информации
- Информация объективна,
если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. - Информация полна, если
ее достаточно для понимания и принятия решения. - Информация актуальна
(своевременна), если она важна, существенна для настоящего времени. - Полезность информации
оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью. - Информация понятна,
если она выражена на языке, доступном для получателя.
Закрепление.
Приведите
примеры:
- достоверной, но необъективной
информации; - объективной, но недостоверной
информации; - полной, достоверной,
но бесполезной информации; - неактуальной информации;
- актуальной, но непонятной
информации.
В следующих примерах
определите свойства встречающейся информации:
- Идет вступительный
экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка
содержала полное и правильное решение, но … на японском языке. - На следующий день
вступительная комиссия вывесила правильные решения всех задач. - Один персидский царь,
собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом:
“Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?”
Оракул ответил: “Государь, ты разрушишь великое царство”. Удовлетворившись
таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку
и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу,
обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: “Государь, а разве твое царство
было не велико?”
Какими свойствами может
обладать информация о будущем (предсказания, гадания, пророчества)?
Приведите пример одновременно
необъективной, недостоверной, неполной, неактуальной, бесполезной, непонятной
информации.
Поговорку “Ты, парень,
срубил дерево не по плечу” можно трактовать как:
- срубить — срубил,
а унести не смог; - завоевал женщину,
которую не удержать; - пробился к месту,
которое не по способностям. Какие свойства информации здесь проявляются?
Опыт практической работы
показывает, что обычно обсуждение темы “Свойства информации” проходит заинтересованно
и вызывает живой интерес учащихся. Примеры приводятся самые разнообразные, подчас
неожиданные. Задачи 10—14 являются одновременно и вопросами-заданиями, и подсказками.
Так, пример 11 ,а является ответом на задания 10,в и 10,д, 11,6 — ответом на
задание 10,г, в таком же отношении находятся задачи 12 и 13.
Задача 14 — пример неполноты
информации, которая встречается в обыденной жизни повсеместно. Фраза, вырванная
из текста без сопутствующего ей контекста, без связи с конкретной ситуацией
может трактоваться неоднозначно. При обсуждении этой задачи стоит заострить
внимание учащихся на том, что именно неполнота информации чаще всего бывает
причиной принятия неверного решения. Пословица “Полуправда хуже лжи” отражает
ситуацию. Подобным примером является и задача 11,в. В процессе обсуждения целесообразно
затронуть вопрос о том, почему так важно давать точные определения изучаемым
или описываемым явлениям в науке, почему нельзя ограничиваться “интуитивными”
или “общеизвестными” трактовками понятий.
Домашнее
задание.
- Приведите примеры информации,
представленной в текстовой, числовой, графической формах. - Приведите пример, в
котором числовая информация используется вместе с текстовой, графическая вместе
с числовой. - Назовите виды информации,
которые являются основными для человека, животных, компьютера. - В следующем примере
определите свойства встречающейся информации:Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился
к оракулу с вопросом: “Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь
через пограничную реку?” Оракул ответил: Государь, ты разрушишь великое царство”.
Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском
через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился
к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: “Государь, а разве
твое царство было не велико?” - Выучить опорный конспект.