Какими свойствами души надо обладать чтобы не стать хамелеоном

Какими свойствами души надо обладать чтобы не стать хамелеоном thumbnail

Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон».

«Хамелеонство» в рассказе и жизни.

-научить учеников работать с критической литературой и литературоведческими понятиями;

-научить анализу эпического произведения.

-развивать умение давать объективную характеристику героя художественного произведения.

-привлечь внимание учащихся к богатому духовному миру А.П. Чехова;

-формировать у учащихся уважительное отношение к художественной литературе.

МЕТОДЫ: слово учителя, беседа, словарная работа, составление плана, выборочное чтение.

-репродукция с фотографии Чехова в зрелые годы.

V. Анализ рассказа «Хамелеон»:

2. Выборочное чтение эпизода по цепочке (5 мин.)

1. Беседа с учениками:

VII. Рефлексия (2 мин.)

VIII. Оценивание активных учеников (1мин.)

IX. Домашнее задание (2 мин.)

Оргмомент

Подготовка к восприятию:

  1. Слово о поэте

а)вступительное слово учителя о жизни автора

б) слово учителя о творчестве писателя

2.Язык рассказа «Хамелеон»:

а)словарная работа: «полицейский надзиратель», «золотых дел мастер»

III.Восприятие материала: выразительное чтение «Хамелеона» учителем

IV.Выявление первичного восприятия:

1.Беседа с учениками

а) выявление специфики читательского восприятия

б)выявление интереса к событийной стороне рассказа

V. Анализ рассказа «Хамелеон»:

1.Беседа с учениками:

а)составление плана

б)характеристика главного героя

в) значение детали в художественном произведении

2.Выборочное чтение эпизода по цепочке

VI. Синтез:

1.Беседа с учениками:

а) «хамелеонство» в рассказе

б) «хамелеонство» в жизни

VII. Рефлексия

VIII. Оценивание активных учеников

IX. Домашнее задание

Запись числа, темы урока

Ребята, сегодня нам выпало счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем Антоном Павловичем Чеховым – непревзойденным автором короткого рассказа.

Почему я сказала «вновь»?

С какими?

Верно! Но если учесть, что рассказов у Чехова множество, мы не можем еще сказать, что знаем его творения. Мы мало знаем и о жизни самого писателя.

Чехов был удивительным человеком. Внешность его была запоминающаяся. Высокого роста, худощавый, необычайно аккуратный, он привлекал внимание всех своим умением держаться: сдержанно, скромно, с достоинством. Поражало лицо этого человека – открытое, умное, с веселыми светло-карими глазами. Об этом говорит нам репродукция с его фотографии (показываю).

Таким Чехов остался и в зрелые годы, только появилось пенсне, и на лице заметны следы возраста – усталость (показываю репродукцию с фото)

Чехов прожил трудную, но счастливую жизнь, потому что он сделал ее сам. И свой характер он сформировал тоже сам. Как это произошло?

Чехов был великий труженик. Начиная с детских и юных лет, которые прошли в Таганроге, он много трудился. У его отца была крохотная лавка, и Чехов-гимназист после занятий почти ежедневно стоял за прилавком, безотказно помогая отцу. А когда отец разорился и семья переехала в Москву, Чехов остался в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Он жил только на свои средства, которые добывал репетиторством и другим трудом.

Читайте также:  Какие свойства имеет хурма

В Москве Чехов поступил на медицинский факультет университета, но теперь ему приходилось, кроме себя, содержать отца и мать (так будет отныне всегда) и помогать братьям и сестре (это тоже будет всегда). И для этого надо было много работать. Но трудовая школа не прошла даром. Он узнал жизнь, людей; в нем появилось чувство собственного достоинства, уверенность в себе; он стал независимым, свободным человеком.

Чехов начал писать в студенческие годы. Под его пером рождались короткие рассказы, подписанные различными псевдонимами, например: «брат моего брата», «Человек без селезенки», «Антоша Чехонте». Под последним псевдонимом Чехова знала вся читающая Россия. Рассказы Антоши Чехонте были смешны, и люди, читая их, хохотали; а жизнь в стране была далеко не смешной.

1 марта 1861 года революционеры убили царя Александра II, и начались аресты, ссылки; устанавливалась полицейская слежка за людьми.

Чехов видел, как менялось поведение многих людей в это время: они всего боялись – лгали, дрожали перед начальством; они легко становились подхалимами, но вели себя по-хамски с подчиненными. В этой обстановке писатель занял достойную позицию: он открыто говорил о своей ненависти ко лжи и насилию, к грубости и чванству. Прежде всего этой цели служили его книги. Например, его рассказ «Хамелеон», созданный им в 1884 году и подписанный псевдонимом «Антоша Чехонте». Сейчас мы начнем знакомиться с его содержанием.

Слушая рассказ, вы познакомитесь с его героями: полицейским надзирателем Очумеловым, т.е. лицом, которое надзирает, следит за порядком, и золотых дел мастером Хрюкиным – так некогда назывался ювелир, но в данном случае, скорее – ремесленник, работающий с золотом, золотарь. Перед вами предстанет провинция России 80-х годов, с лавками и кабаками, с одичавшими от скуки обывателями, падкими на любые развлечения.

Читаю рассказ «Хамелеон»

Итак, рассказ прочитан. Какое впечатление он произвел на вас? Какие чувства и эмоции он вызвал? Этот рассказ заставляет нас смеяться, задумываться, грустить? Прокомментируйте свой ответ.

Читайте также:  Какое свойство атомов менделеев принял за основу

Да, рассказ действительно очень короткий. События в нем разворачиваются быстро. Начинается рассказ сразу же с описания места действия. Обратите внимание на такие предложения: «На площади ни души…Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти, около них нет даже нищих».

О каких событиях идет речь в рассказе? Когда они начинаются? Как развиваются дальше? Чем заканчиваются?

Внимательно посмотрите в текст рассказа. Какие пять предложений можно использовать, чтобы передать событийный ход рассказа? Попробуем составить план (дети называют предложения, я записываю план на доске)

Какое из шести предложений вы считаете главным? Почему?

А кто в этом рассказе главный герой?

Что вы скажете о его поведении? Почему он так себя ведет?

А что говорят такие детали, как узелок, решето, конфискованный крыжовник?

Да, Чехов, обращаясь к детали, с еще большей силой осмеивает своих героев.

Молодцы! Мы уже поняли, что поведение Очумелова переменчиво. Как можно назвать такого человека?

Чтобы увидеть, как «хамелеон» Очумелов меняет свою окраску, прочитаем эпизод из рассказа. Читать будем по цепочке, чтобы каждый попробовал выразительно, с нужной интонацией вчитаться в текст, лучше понять натуру Очумелова.

Молодцы! Мы заметили, что писатель добивается того, что мы смеемся, читая его рассказ. А какой смех вызывает у нас «Хамелеон»? Дрежелюбный, то есть юмор? Или смех, обличающий общественные пороки, то есть сатиру?

Верно. Итак, мы познакомились с рассказом А.П.Чехова «Хамелеон». Чем это можно объяснить?

Верно. Такое поведение можно назвать «хамелеонством».

Как вы думаете, встречаются ли «хамелеоны» в жизни?

А какими свойствами души нужно обладать, чтобы не стать хамелеоном?

Возможно. Чехов, например, считал, что человек должен сохранять в любых обстоятельствах чувство собственного достоинства.

Сегодня мы познакомились с замечательным рассказом Чехова «Хамелеон». Оцените свою работу на уроке по пятибальной шкале. Поставьте себе оценку в тетрадь карандашом.

Теперь поставьте себе оценку за то, как вы освоили, по вашему мнению, нашу тему.

Выставление оценок активным ученикам (которые справились с выразительным чтением и активно отвечали на вопросы)

1)нарисовать иллюстрацию к рассказу «Хамелеон» и объяснить ее значение;

2)письменно ответить на вопрос: «Какими свойствами души необходимо обладать, чтобы не стать хамелеоном?»

Читайте также:  Какие свойства воды используют когда кладут соль

Слушают учителя

Потому что мы уже знакомы с некоторыми его рассказами.

«Ванька», «Хирургия», «Каштанка», «Мальчики»

Слушают учителя

Смотрят на репродукцию с фотографии молодого А.П.Чехова

Слушают учителя

Смотрят на репродукцию с фотографии писателя в зрелые годы

Слушают учителя

Слушают рассказ «Хамелеон»

Рассказ короткий, но интересный. Рассказ завставляет смеяться и одновременно задумываться и грустить, потому что в нем описываются действия Хрюкина, меняющаяся реакция Очумелова и обывателей.

Слушают учителя

На базарной площади Хрюкин, Очумелов и обыватели выясняют, чья собака укусила Хрюкина. Заканчивается все тем, что Прохор уводит собаку, над Хрюкиным все смеются, Очумелов продолжает идти по базарной площади.

1.«Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов…»

2. «Слышен собачий визг».

3. «Очумелов глядит в сторону и видит …»

4. «Чья собака?»

5. «Это генералова брата, что намеднись приехал».

6. «Я еще доберусь до тебя! — грозит ему …»

Первое. Потому что с него начинается действие рассказа: на площади появляется Очумелов.

Очумелов.

Очумелов боится попасть впросак и поэтому его мнение очень быстро меняется, оно зависит от мнения толпы.

Эти детали очень важны. Они помогают увидеть истинное лицо блюстителей порядка.

Хамелеон

По цепочке выразительно читают эпизод рассказа

Смех, обличающий общественные и человеческие пороки.

Чехов высмеивает переменчивое поведение человека в зависимости от мнения толпы и обстановки.

Наверное, да.

Может быть, смелостью и верностью своим взглядам?

Рефлексируют, ставят оценку.

Рефлексия, оценка доступности материала на уроке

Запись домашнего задания в дневники.

Коммуникативные УУД: умение слушать

Познавательные УУД: структурирование знаний

Коммуникативные УУД: умение слушать

Познавательные УУД: сопоставление услышанного и увиденного

Коммуникативные УУД: умение слушать

Познавательные УУД: сопоставление увиденного и услышанного

Коммуникативные УУД: умение слушать

Коммуникативные УУД: умение слушать

Коммуникативные УУД: владение диалоговой формой речи

Коммуникативные УУД:умение слушать

Познавательные УУД: извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД: владение диалоговой формой речи

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: владение диалоговой формой речи

Коммуникативные УУД: владение диалоговой формой речи

Познавательные УУД: выборочное выразительное чтение

Коммуникативные УУД: умение работать в команде, слушать одноклассников

Коммуникативные УУД: владение диалоговой формой речи

Личностные УУД: действия смыслообразования

Регулятивные УУД: оценка собственных действий

Регулятивные УУД: рефлексия

Источник