Какими свойствами должно обладать благо
1. Результаты функционирования общественного сектора воплощаются главным образом в общественных благах. Концепция общественного блага впервые в развернутом виде была выдвинута в 1954 г. американским профессором П. Самуэльсоном и развита его соотечественником профессором Р. Масгрейфом в концепции социально значимого блага (заслуженного блага) в конце 50-х годов.
В наиболее обобщенном смысле блага являются некоторой совокупностью средств, позволяющих удовлетворить потребности как определенного человека, так и большей части населения. Общественными благами называют совокупность товаров и услуг, которые населению предоставляются «бесплатно», а точнее говоря, на безвозмездной основе, за счет государственных средств. Что касается самого механизма производства и распределения общественных благ, то следует отметить такую важную деталь, что объективные экономические законы рынка тут бессильны и попросту не работают, а поэтому данная прерогатива принадлежит государству. Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов.
Изначально концепция общественного блага выделяла два основных свойства общественного блага — неконкурентоспособность и неисключаемость.
Неконкурентность общественного блага предполагает, что благо неделимо, потребление общественного блага одним человеком не сокращает потребления другого индивида. Типичным примером неконкурентности потребления может служить национальная правовая система. Потребление услуг национальной правовой системы как общественного блага не уменьшает и не ухудшает положение населения в связи с появлением на свет новых граждан страны. В качестве примера неконкурентности потребления также можно привести национальную спутниковую службу погоды.
Неисключаемость общественных благ означает, что потребление благ одним человеком не исключает из потребления других индивидов. Различают техническую невозможность и экономическую нецелесообразность исключения общественных благ. Если общественное благо совершенно неделимо, то практически невозможна его исключаемость. Если затраты на достижение исключаемости общественного блага слишком высоки, т.е. требуются огромные средства на осуществление контроля за допуском людей к общественному благу, исключаемость может оказаться экономически неоправданной. Так, например, городской парк отдыха можно огородить, поставить охрану и сделать парковые услуги объектом потребления и использования теми группами населения, которые способны платить за указанные услуги. Но возможна такая ситуация, когда плата за услуги городского парка не сможет покрыть огромных затрат на возведение ограды вокруг парка и на содержание работников охраны и кассиров. Следовательно, достижение исключаемости общественного блага в виде отдыха в городском парке будет экономически нецелесообразно.
Наличие таких критериев в их крайних случаях — конкурентность и неконкурентность, исключаемость и неисключаемость — позволяет провести границу между чистым частным и чистым общественным благами.
В настоящее время принято считать, что для всех без исключения общественных благ наиболее характерными являются следующие черты:
·отсутствие конкуренции в их потреблении, которое обусловливается тем, что использование блага тем или другим человеком ничуть не уменьшает их ценности и значения. От числа лиц, использующих общественное благо, ценностные его характеристики сколь-либо существенным образом не страдают. К примеру, красотой цветов, высаженных на клумбе, могут наслаждаться, сколько угодно людей;
·неделимость блага обусловливается тем, что индивид самостоятельно не способен определять характеристики блага, а также объем его производства. К примеру, освещение на улице не может включаться или выключаться в какое-либо определенное время по прихоти каждого человека;
·нерыночный характер стоимости блага, связывается с тем, что на него не распространяются законы конкуренции и свободного рынка. Производство общественных благ не может быть урегулировано объективными рыночными законами, а потому эту функцию берет на себя государство, которое искусственно определяет характер распределения и производства общественных благ;
·тотальный и неисключаемый характер блага, связан с тем, что его потребление не может ограничиваться какой-либо определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. К примеру, освещением улиц пользуется все население, определенными целевыми группам данное благо ограничить нельзя.
2. Выделяют такие основные виды благ по характеру потребления:
общественные. Они отличаются тем, что находятся в свободном потреблении, в распоряжении у всех членов общества и, при этом, не могут использоваться индивидуально;
индивидуальные (частные блага) отличаются тем, что могут использоваться лишь одним членом общества и могут быть направлены на удовлетворение только его потребностей.
Общественные блага, в свою очередь, классифицируют на, собственно, общественные и коллективные блага.
Общественными благами называют совокупность товаров и услуг, которые населению предоставляются «бесплатно», а точнее говоря, на безвозмездной основе, за счет государственных средств. Их потребление доступно в одночасье многим людям и для этих благ характерны свойства несоперничества и неисключаемости. Примером наиболее распространенных общественных благ могут послужить дороги и мосты, образование, здравоохранение, услуги предоставляемые органами публичной власти.
Чистое общественное благо характерно тем, что потребляется коллективно, всеми людьми, при том вне зависимости от того, платят ли они за него или нет. Примером может быть национальная оборона, полиция и т. д.
Коллективное (смешанное) общественное благо от общественного отличается тем, что может быть использовано всеми членами общества, однако лишь в ограниченной мере.
В отличие от общественных, чистым частным благом принято считать такую разновидность благ, каждую единицу которого нельзя ни оценить, ни продать. Другими словами, каждая единица чистого частного блага приносит пользу лишь тому человеку, который купил его и, таким образом, получил исключительное право на его использование.
По критерию масштаба распространения выделяют следующие виды общественных благ:
·общегосударственные. Это такие блага, которые распространяются на территории всего государства (обладают общегосударственным значением). К ним относятся, к примеру, деятельность армии, федеральных органов государственной власти, Федеральной службы безопасности и т. д.;
·местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ лишь определенная часть населения. Как правило границы и критерии потребления местных общественных благ устанавливаются в соответствии с региональной принадлежностью населения (например: городские парки, городское освещение).
По степени своей доступности общественные блага классифицируют таким образом:
·исключаемые общественные блага (использование которых можно ограничить определенным кругом населения). К примеру, вход в музей можно осуществлять по билетам, и, таким образом, число получателей данного блага можно ограничить. Характеристики такого блага, при этом, никоим образом не пострадают;
·неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.
В литературе по экономике общественного сектора рядом авторов предложена классификация общественных благ с учетом их свойств. Общественные и частные блага — это два крайних случая, между которыми существуют различные промежуточные состояния, и выделяют такое понятие, как смешанное общественное благо.
Если чистые общественные блага характеризуются совершенной неубываемостыо и неуменьшаемостью их потребления и использования, то смешанные блага отличаются различной степенью исключаемости и частичной уменьшаемостью в процессе их потребления.
Смешанное благо в отличие от чистого блага является исключаемым общественным благом, благом совместного потребления с избирательностью, альтернативностью его использования, с убыванием его потребления. Смешанное благо может быть объектом купли-продажи.
Разновидностью исключаемого смешанного блага является перегружаемое общественное благо. Оно выступает неисключаемым до определенного порогового уровня, за которым наступает нехватка этого блага для всех, т.е. его перегрузка. Использование блага за пороговым уровнем одним человеком исключает другого из потребления или уменьшает возможность потребления такого блага другим. Типичным примером перегружаемого общественного блага являются шоссейные дороги, мосты, туннели. До определенного уровня полезность этих благ у всех потребителей остается одинаковой и дополнительные потребители не ухудшают положение других пользователей. Однако начиная с некоторого момента, например при пользовании шоссейными дорогами в часы пик, появление дополнительных потребителей ведет к образованию дорожных пробок, уменьшению скорости, возрастанию опасности движения и созданию прочих неудобств для других.
Другой разновидностью смешанного блага является благо совместного потребления с ограниченным доступом, которое принято называть клубным благом. Здесь принцип исключаемости применяется к группе людей. Доступ к потреблению такого рода смешанных благ ограничен уставными требованиями и размерами членских взносов. Типичными примерами организации предоставления смешанных благ ограниченного доступа могут быть клубы по интересам (например, теннисный клуб), добровольные ассоциации домовладельцев и другие самоуправляемые общественные организации. Численность потребителей клубного общественного блага возможно увеличивать до тех пор, пока переполнение, обусловленное приемом последнего «члена клуба», не приведет к уменьшению выгод для других его членов, которое будет уравновешено снижением издержек, вследствие участия нового члена клуба в финансировании затрат. В случае, когда численность пользователей задана, количество предлагаемого для потребления блага должно увеличиваться до тех пор, пока предельные затраты индивида на получение этого блага не уравновесят его предельную полезность.
Классификация общественных благ также производится с учетом с учетом получения внешнего эффекта. Он может быть положительным (например, эффект повышения образовательного уровня населения, укрепления здоровья, развития науки и культуры и т.д.) и негативным (например, ущерб окружающей среде и здоровью людей в связи с внедрением экологически несовершенных производств и технологий).
Внешние эффекты различаются по масштабам и долгосрочности своего воздействия. Комбинация внешних эффектов с учетом их масштабности и временного лага воздействия с общественными благами дает возможность выделить следующие виды чистых общественных благ:
- чистое общественное благо, внешний эффект воздействия которого имеет национальное и мировое значение (например, открытия в области фундаментальной науки, мировые шедевры литературы и культуры, общегосударственные стандарты, спутниковая связь и т.д.);
- чистые общественные блага с региональным и локальным эффектом воздействия (например, местное радио и телевидение, муниципальная полиция, пожарная охрана, места отдыха и т.д.).
Блага, создаваемые в отраслях естественной монополии, представляют собой исключаемые блага совместного потребления, их принято называть квазиобщественными. В этих благах больше свойств частного блага и меньше характерных свойств общественного блага. К отраслям естественной монополии относятся коммунальное производство и снабжение населения электроэнергией, газом, водой, теплом, а также связь и транспорт и т.д. Особенность этих отраслей состоит в крупномасштабности производства и в большой капиталоемкости, что требует значительного первоначального капитала для вступления в такие отрасли новых конкурентов. Это ограждает рынок продукции естественных монополий от потенциальных конкурентов.
3. Когда люди могут получить благо независимо от того, заплатили они за него или нет, у них меньше стимулов платить. У них есть соблазн стать безбилетниками: людьми, которые пользуются выгодами, не оплачивая свою долю издержек, связанных с обеспечением этих выгод. В связи с этим возникает такая проблема: будет ли у кого-нибудь должный стимул, чтобы создавать эти выгоды, или все будут надеяться получить их в качестве внешнего эффекта от действий других людей?
Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром.
Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить «провалы» рынка помогает государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику.
Наиболее простым методом исключения безбилетников является ограничение их доступа к потреблению блага, т. е. сделать благо исключаемым благом, благом, которое представляет собой тот тип благ, доступ к которым легко ограничить, несмотря на коллективный характер их потребления.
Введение платы в качестве инструмента регулирования доступа к благу может быть использовано в том случае, когда степень избирательности в потреблении блага зависит от количества потребителей, т.е. в отношении перегружаемых благ.
Заключение частных контрактов может быть эффективным механизмом исключения неплательщиков в отношении благ совместного потребления. Контракты на совместное владение предполагают участие в потреблении блага только на определенных условиях, например внесение взносов на благоустройство дома в рамках организованного товарищества.
Когда благо не находится в постоянном пользовании потребителя, а круг его потребителей ограничен, в качестве метода исключения «зайцев» может служить создание особых организаций по совместному использованию блага, доступ к потреблению, которого обусловлен членством в ней на основе внесения установленного взноса, например, пользование бассейнами, площадками для гольфа и тенниса и т.п.
Так же решением проблемы может стать взаимообусловленное финансирование. Один из методов такого финансирования — увязывание предоставления потребителю обладающего неисключаемостью блага с исключаемым благом, т.е. продажа их в едином пакете. Так, финансирование общественного радио- и телевещания может осуществляться путем включения определенной наценки в цену радио- и телевизионных приемников.
Такое финансирование производства общественных благ может осуществляться и за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, которые либо высоко оценивают возникающие при потреблении блага положительные внешние эффекты, либо стремятся за счет этого приобрести определенные нематериальные выгоды — общественный имидж. В качестве примера можно привести финансирование частными организациями и лицами программ охраны окружающей среды и защиты животных.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 апреля 2020;
проверки требуют 6 правок.
У этого термина существуют и другие значения, см. Благо.
Бла́го — всё, что способно удовлетворять потребности людей, приносить пользу, доставлять удовольствие. Способность блага удовлетворять потребности называется полезностью[1].
Иногда в экономике оперируют противоположным понятием — «антиблагом», приносящим отрицательную полезность, неудовлетворенность. Примером может служить рабочее время, тогда как благом является время отдыха. С математической точки зрения между ними нет существенной разницы, так как антиблага можно моделировать, меняя знак на противоположный. Например, рабочее время можно представить как разность между продолжительностью рабочего дня и временем отдыха.
Если благо обращается на рынке, то его обычно называют товаром.
Общая характеристика[править | править код]
В экономической теории предмет признается благом при совпадении следующих условий[2]:
- существуют потребности в предмете;
- свойства предмета таковы, что предмет может удовлетворить эти потребности;
Понятие блага в экономике не является предметом оценочных суждений: «хорошо-плохо», «благо-вред». Оно лишь отсылает к способности удовлетворять некоторые потребности или вызывать неудовлетворенность. Этим оно отличается от понятия блага или общего блага в философии. Под благом может подразумеваться и нечто приносящее объективный вред. Например, сигареты или алкоголь могут приносить субъективную пользу и объективный вред. Экономика концентрируется на субъективных характеристиках благ.
Классификация благ[править | править код]
Блага могут различаться по целому ряду характеристик. Например, по физическим характеристикам (вода, бумага, смартфон). Другие основания классификации приведены ниже.
По степени доступности[править | править код]
В зависимости от степени доступности блага принято подразделять на даровые и редкие, или экономические. Даровые блага доступны в любом количестве, которое требуется для удовлетворения потребностей людей. Редкие блага ограничены, и поэтому возникает конкуренция за них. Одно и то же благо может переходить из одной категории в другую. Например, питьевая вода является даровым благом, однако при ухудшении экологической ситуации ее количество может стать ограниченным, и тогда потребителям придется платить за доступ к ней.
По назначению[править | править код]
Как даровые, так и редкие блага могут как служить для непосредственного удовлетворения потребностей людей, так и выступать в качестве факторов при производстве других благ. В первом случае блага входят в состав конечного потребления. Во втором случае они являются составной частью производства. При этом факторы могут играть различную роль в производстве. Например, капитал является первичным фактором производства, а сырье и материалы промежуточными. Такое различение важно при построении экономических моделей. Например, при расчете ВВП потребление промежуточных факторов производства исключается из общей величины выпуска в экономике для устранения двойного счета.
По конкурентности[править | править код]
Блага могут быть конкурентными и неконкурентными при потреблении. Полезность конкурентных благ для агента снижается, если ими одновременно пользуется другой агент. Неконкурентные блага могут потребляться без помех, их полезность для других агентов остается той же самой. Примером конкурентного блага может служить автомобиль, а примером неконкурентного — источник воды, если она пригодна для питья и имеется в достаточном количестве.
По исключаемости[править | править код]
Благо может быть исключаемым, если один агент может запретить другому пользоваться этим благом. Запрет может носить как неформальный, так и формальный (на уровне законодательства) характер. Примером могут служить общественно доступные и платные дороги. Первые доступны для всех, вторые лишь за плату ограниченному кругу лиц. Следует отметить, что может не существовать никакого разумного механизма ограничения. Например, река не может быть перегорожена на всем ее протяжении, а значит, невозможно ограничить доступ к ней.
Совместная классификация по конкурентности и исключаемости[править | править код]
Если использовать конкурентность и исключаемость в качестве классифицирующих признаков одновременно, то тогда все блага можно разделить на четыре категории:
Общественные блага делятся на чистые общественные (государственная оборона, эфирное телевидение) и перегружаемые общественные (дорога). Перегруженное общественное благо приобретает черты ресурса общего доступа.
По степени однородности[править | править код]
Блага могут быть однородными (гомогенными, недифференцированными) и неоднородными (гетерогенными, дифференцированными). Однородные блага идентичны с точки зрения потребителей, различия в их потребительских свойствах не являются существенными. Однородным товаром может служить сельскохозяйственная продукция. Например, сахар, полученный из сахарной свеклы и поставляемый на оптовый рынок, является однородным товаром. Неоднородность может возникать как в силу объективных, так и в силу субъективных причин. Объективно дифференциация блага может быть связана с его местонахождением или потребительскими свойствами. Например, сахар из свеклы и сахар из тростника – дифференцированы по потребительским свойствам. С субъективной точки зрения дифференциация может быть связана с лояльностью потребителя торговой марке, хотя сам товар может по своим свойствам почти не отличаться.
По времени получения[править | править код]
благо, которое можно получить сегодня, обычно ценится выше, чем благо, которое можно получить в будущем. Если полезность одного и то же количества или набора благ зависит от времени, то соотношение полезностей таких наборов благ называется субъективным фактором дисконтирования.
В зависимости от дохода[править | править код]
Блага можно подразделить на ценные и малоценные в зависимости от того, как меняется спрос на них при изменении дохода потребителя. С увеличением дохода спрос на ценные блага растет, а на малоценные снижается.
В зависимости от цены[править | править код]
Как правило, при росте цены спрос на благо снижается, а при снижении цены возрастает — так называемое нормальное благо. Эта зависимость называется законом спроса и справедлива для компенсированного спроса (см. хиксианский спрос). Для некомпенсированного (маршалловского спроса) эта зависимость может не выполняться при определенном соотношении эффектов дохода и замещения. Если при росте цены эффект дохода оказывается сильнее, чем эффект замещения, то спрос может вырасти. Такой гипотетический товар называется товаром Гиффена. Из уравнения Слуцкого следует, что товар Гиффена всегда является малоценным благом.
По сочетаемости[править | править код]
Если совместное потребление двух или более благ является для агента более предпочтительным, чем потребление каждого из них по отдельности, то такие товары называются комплементарными. Примером может служить любой товар и расходные материалы к нему: станок для бритья и лезвия, принтер и картридж, автомобиль и топливо.
Если блага схожи по потребительским характеристикам и могут заменять друг друга в потреблении, то они называются субститутами.
По доступности информации[править | править код]
Блага могут обладать ненаблюдаемыми (скрытыми) свойствами, и потребителю может быть сложно оценивать их полезность. Информация о благах может стать доступной потребителю в разные моменты времени. По степени доступности информации различают блага, информация о которых[3]:
- доступна до получения блага (в момент принятия решения о выборе);
- становится доступной в процессе потребления;
- остается недоступной даже в процессе потребления.
Если информация в данный момент времени недоступна потребителю, то благо имеет скрытые свойства. В этом случае говорят об асимметрии информации. Асимметрично распределена информация о любых товарах, если для оценки их потребительских свойств требуются опыт использования, специальные знания, оборудование или методы сбора информации. Примером могут служить технические сложные товары, свойства которых становятся понятны в процессе потребления (электроника, автомобили и т.п.). Медицинские услуги, произведения искусства являются примером благ, свойства которых могут оставаться скрытыми даже в процессе потребления.
Классическим примером того, как информационная асимметрия влияет на поведение экономических агентов является рынок лимонов Акерлофа.
Теория потребительского выбора[править | править код]
В микроэкономике множество всех благ, которые в принципе доступны потребителю, описывается с помощью множества допустимых альтернатив. При этом в силу ограниченности дохода фактически потребителю может быть доступна лишь часть этого множества (см. бюджетное множество и бюджетное ограничение).
Потребитель может обладать некоторыми предпочтениями относительно наборов благ. Проблема выбора оптимальной с точки зрения потребителя комбинации благ при заданном бюджетном ограничении решается в рамках задачи потребителя.
Теория поведения фирмы[править | править код]
Если речь идет о благах, используемых в производстве (факторах производства), то субъектом принятия решения является фирма. Множество комбинаций факторов производства и соответствующего им уровня выпуска называется технологическим множеством. Каждая такая комбинация называется производственным планом. Проблема выбора оптимального с точки зрения фирмы производственного плана решается в рамках задачи фирмы.
Примечания[править | править код]
- ↑ Бусыгин В. П., Желободько Е. В., Цыплаков А. А. Микроэкономика: третий уровень: в 2 томах: Т. I: учебник.=Новосибирск: Издательство СО РАН, 2008. с. 20
- ↑ Карл Менгер. Основания политической экономии (1871).
- ↑ Бусыгин В. П., Желободько Е. В., Цыплаков А. А. Микроэкономика: третий уровень: в 2 томах: Т. I: учебник.=Новосибирск: Издательство СО РАН, 2008. — с. 20-21