Какими свойствами должен обладать производственный робот для успешного

Какими свойствами должен обладать производственный робот для успешного thumbnail

Контрольная работа по информатике за первое полугодие для 11 класса

УМК

Пояснительная записка

Контрольная работа по информатике предназначена для итогового тестирования учащихся 11 класса за первое полугодие учебного года.

Задания контрольной работы составлены на базе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 000). В то же время они учитывают содержание действующего в настоящее время обязательного минимума содержания среднего(полного) образования (приказы Минобразования России от 01.01.01 г. И от 01.01.01 г. №56). А также информационного письма Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в учебном году».

Задания составлены на основе учебно-методического комплекса для 11 класса.

Проверяемые элементы содержания.

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

    Архитектура персонального компьютера Операционная система Windows

·  Защита от вредоносных программ

o  Вредоносные и антивирусные программы

o  Компьютерные вирусы и защита от них

Моделирование как метод познания

·  Системный подход в моделировании

·  Формы представления моделей

·  Формализация

·  Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

Работа состоит из двух частей. Обе части содержат задания всех проверяемых элементов содержания. Первая часть содержит 10 заданий с выбором ответа. Верным может быть только один вариант ответа. Вторая часть работы состоит из трех заданий на соответствие и двух заданий с кратким ответом.

Критерии оценивания работы.

Задания первой части оцениваются в 1 балл, если ученик выбрал верный вариант ответа. Максимальное количество за первую часть — 10 баллов. Исправления в первой части работы не допускаются.

Задания В1-В3 второй части оцениваются в 2 балла, если ученик верно ответил на все вопросы. Если в заданиях В1-В3 ученик выбрал только два верных соответствия, а при выборе третьего ошибся, то за задание ставится 1 балл. Задания В4 и В5 оцениваются в 3 балла. Если при выполнении заданий В4 и В5 учащийся допустил 1 ошибку, то выставляется 2 балла, за 2 ошибки -1 балл. Максимальное количество за задания второй части – 12 баллов.

Оценка «3» ставится, если ученик набрал не менее 9 баллов за работу.

Оценка «4» ставится, если количество набранных баллов не менее 15.

Оценка «5» ставится, если количество набранных баллов не менее 19.

Максимальное количество баллов за всю работу 22 балла.

1 вариант

Часть1

Первая часть работы состоит из заданий с выбором ответа.

Необходимо выбрать один из представленных вариантов ответа.

А1. Драйвер – это:

Устройство компьютера; Компьютерный вирус; Программа, обеспечивающая работу устройства компьютера; Антивирусная программа.

А2. Устройством вывода является:

Настольные динамики; Клавиатура; Мышь; СD-ROM.

А3. Параллельным является порт:

СОМ1; СОМ2; LPT1; СОМ3.

А4. Компьютеры с 23-разрядной адресной шиной могут максимально использовать память до:

0,5 Мбайт; 1 Мбайт; 4 Мбайт; 16 Мбайт.

А5. Что такое компьютерный вирус?

1.  Прикладная программа.

2.  Системная программа.

3.  Программа, выполняющая на компьютере несанкционированные действия.

4.  База данных.

А6. Какие существуют основные средства защиты?

1.  Резервное копирование наиболее ценных данных.

2.  Аппаратные средства.

3.  Программные средства.

А7. Какими свойствами должен обладать производственный робот для его успешного использования в качестве модели человека?

1.  Способность мыслить и разговаривать.

2.  Способность ходить.

3.  Умение брать и перемещать детали, закручивать болты и гайки и пр.

4.  Обеспечение внешнего сходства с человеком (форма и размер человеческого тела).

А8. Совокупностью взаимосвязанных объектов, которые называются элементами системы, является:

Информационная модель; Система; Объект; Тип информационной модели.

А9. Зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации, называются:

Математическими моделями; Формальными информационными моделями; Формальными логическими моделями; Образными моделями.

А10. Модель какой системы управления представлена на схеме?

Какими свойствами должен обладать производственный робот для успешного

Замкнутой системы управления. Разомкнутой системы управления. Обобщенная система управления. Разобщенная система управления.

Часть 2

В заданиях В1-В3 необходимо установить соответствие.

В1. Установите соответствие между характеристиками процессора и их влиянием на его производительность

А. Тактовая частота

1. Количество двоичных разрядов, которые могут передаваться или обрабатываться компьютером одновременно

Б. Разрядность

2. Интегральная характеристика, которая зависит от частоты процессора, от его разрядности и особенностей архитектуры

В. Производительность

3. Важнейшая характеристика, определяющая быстродействие процессора

В2. Установите соответствие между принципом работы антивирусных программ и их видами.

А. Принцип работы основан на подсчете контрольных сумм для присутствующих на диске файлов.

1. Полифаги

Б. Программы, перехватывающие «вирусоопасные» ситуации и сообщающие об этом пользователю

2. Ревизоры

В. Принцип работы основан на проверке файлов, загрузочных секторов дисков и оперативной памяти и поиске в них известных и новых вирусов.

3. Блокировщики

В3. Установите соответствие между исследованием модели и этапами ее построения на конкретном примере движения тела под углом к горизонту.

А. Мячик можно считать материальной точкой.

Ускорение свободного падения постоянно g=9,8 м/с2 . Сопротивление воздуха можно пренебречь.

1.Качественная описательная модель

Б. Необходимо задать мальчику скорость и угол попадания мяча в мишень.

2. Формальная модель

В. ℓ=s∙tgα — g∙s2 /(2∙v02∙cos2α), 0 ≤ ℓ≤ h

3.Содержательная постановка задачи

В заданиях В4, В5 необходимо записать ответ.

В4. Доступ к файлу http. txt, находящемуся на сервере , осуществляется по протоколу ftp. В таблице фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.

A

/

Б

.com

В

ftp

Г

mail

Д

.txt

Е

http

Ж

://

Ответ:

В5. В таблице приведена стоимость перевозок между соседними железнодорожными станциями. Нарисуйте схему, соответствующую таблице.

A

B

C

D

A

4

5

B

4

3

6

C

3

D

5

6

Ответ:

2 вариант

Часть1

Первая часть работы состоит из заданий с выбором ответа.

Необходимо выбрать один из представленных вариантов ответа.

А1. Устройство, выполняющее арифметические и логические операции и управляющее другими устройствами компьютера, называется:

Контролером; Клавиатурой; Монитором; Процессором.

А2. Устройством ввода является:

Клавиатура; Принтер; Дисплей; Наушники.

А3. Стандартным режимом отображения символов на экране дисплея является:

8 х 12 пикселей; 8 х 16 пикселей; 12 х 16 пикселей; 16 х 16 пикселей.

А4. Компьютеры с 35-разрядной адресной шиной могут максимально использовать память до:

4 Мбайт; 16 Мбайт; 4 Гбайт; 16 Гбайт.

А5. Что называется вирусной атакой?

1.  Неоднократное копирование кода вируса в код программы.

2.  Отключение компьютера в результате попадания вируса.

3.  Нарушение работы программы, уничтожение данных, форматирование жесткого диска.

А6. Какие существуют вспомогательные средства защиты?

1.  Аппаратные средства.

2.  Аппаратные средства и антивирусные программы.

3.  Программные средства.

Читайте также:  Какие основные характерные свойства живых организмов

А7. Неадекватной моделью для объекта Земной шар является:

Карта; Глобус; Воздушный шарик.

А8. Тип информационной модели, объекты которой распределены по уровням, называется:

Сетевой информационной моделью; Иерархической информационной моделью; Табличной информационной моделью; Физической моделью.

А9. Информационные модели, построенные с помощью различных языков, называются:

Математическими моделями; Формальными информационными моделями; Формальными логическими моделями; Знаковыми информационными моделями.

А10. Модель какой системы управления представлена на схеме?

Какими свойствами должен обладать производственный робот для успешного

Замкнутой системы управления. Разомкнутой системы управления. Обобщенная система управления. Разобщенная система управления.

Часть 2

В заданиях В1-В3 необходимо установить соответствие.

В1. Установите соответствие элементов структуры операционной системы и их основными функциями.

А. Командный процессор

1. Специальные программы, которые обеспечивают работу устройств и согласование информационного обмена с другими устройствами, а также позволяют производить настройку некоторых параметров устройств

Б. Драйверы устройств

2. Специальные программы, позволяющие обслуживать диски, выполнять операции с файлами, работать в компьютерных сетях и тд.

В. Сервисные программы

3. Специальная программа, которая запрашивает у пользователя команды и выполняет их.

В2. Установите соответствие между средой обитания вирусов и их типами.

А. Различными способами внедряются в исполнимые файлы и обычно активизируются при их запуске

1. Загрузочные вирусы

Б. Заражают файлы документов Word и электронных таблиц Excel, являются фактически командами, которые встраиваются в документ

2. Файловые вирусы

В. Вирусы записывают себя в загрузочный сектор диска.

3. Макровирусы

В3. Установите соответствие между этапами построения и исследованием модели на конкретном примере поиска оптимальных вариантов раскроя ткани для пошива изделия определенного размера.

А. Содержательная постановка задачи

1. Количество отрезов ткани не может быть числом отрицательным.

Б. Формальная модель

2. F=X1+X2+X3 ,

где X1, X2, X3 – количество отрезов ткани, раскроенное соответствующим способом.

F минимально.

В. Качественная описательная модель

3. При раскройке ткани получают детали изделия тремя возможными способами. Необходимо определить оптимальное сочетание способов раскроя при расходовании наименьшего количества ткани

В заданиях В4, В5 необходимо записать ответ.

В4. Доступ к файлу , находящемуся на сервере gov. de, осуществляется по протоколу ftp. В таблице фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет

A

/

Б

://

В

gov

Г

mail

Д

ftp

Е

.de

Ж

.net

Ответ:

В5. В таблице приведена стоимость перевозок между соседними железнодорожными станциями. Постройте схему, соответствующую таблице.

A

B

C

D

Е

A

1

4

1

B

1

3

C

4

2

D

3

Е

1

2

Ответ:

Ответы 1 вариант

1 часть.

А1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

А 10

3

1

3

2

3

1

4

2

4

2

2 часть

В1

А3 Б1 В2

В2

А2 Б3 В1

В3

А1 Б3 В 2

В4

ВЖГБАЕД

В5

Какими свойствами должен обладать производственный робот для успешного

Ответы 2 вариант

1 часть.

А1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

А 10

4

1

2

3

3

2

3

2

4

1

2 часть

В1

А3 Б1 В2

В2

А2 Б3 В1

В3

А3 Б2 В1

В4

ДБВЕАГЖ

В5

Какими свойствами должен обладать производственный робот для успешного

Источник

В многонациональном и мультиязычном мире существует проблема международной коммуникации. Людей, свободно говорящих на многих языках, меньше, чем людей, которым требуется перевод речи собеседника, научных текстов или видеоматериалов. Для разрешения подобных проблем появились системы компьютерного перевода.

Прообразы систем компьютерного перевода появились в начале 1930-х годов, работали такие системы по принципу словарей: на вход механизму подавались специально подготовленные наборы слов, которые переводились машиной, результат интерпретировался человеком, создававшим из него осмысленный текст.

Первые системы компьютерного перевода появились после второй мировой войны, содержали списки переводов слов и небольшой набор правил грамматики. В первой публичной демонстрации машинного перевода (1954 год, Джорджтаун) использовалась система, основанная на словаре из 250 записей, и всего на 6 правилах грамматики. Несмотря на позитивный настрой разработчиков, значительное финансирование и интерес со стороны средств массовой информации, переводчик был скорее игрушкой, качество перевода было невысоким. В последующие годы предпринимались многочисленные попытки улучшить качество перевода.

В 1980-х годах обрели широкое распространение микрокомпьютеры, на базе которых были созданы портативные компьютерные переводчики. Это подогрело интерес к системам компьютерного перевода со стороны промышленности и, как следствие, и мотивацию учёных. В это же время начали развиваться системы распознавания и генерации речи, что давало надежды на машинный перевод в режиме «on-air», во время разговора.

В настоящее время используется множество систем компьютерного перевода. К системам с заранее заданными правилами перевода добавляют статистические модели, самообучающиеся алгоритмы. Популярен подход с использованием нейронных сетей — алгоритмов, которые состоят из множества изменяющихся под действием обучения частей (нейронов), которые выдают ответ, интерпретируя сигналы, возвращаемые нейронами. Усложнения используемых алгоритмов позволяют получать результаты, приближенные к переводам переводчиков-людей.

Основные проблемы у компьютерных переводчиков возникают с неоднозначностью перевода. Много слов имеют разные значения, в языках существуют разные диалекты, в которых одинаковые на вид понятия могут иметь противоположные значения. Человек при переводе может догадаться, о чём идёт речь, компьютер же сам «додумать» ничего не может, поэтому использует то, что уже знает. При переводе технических текстов, инструкций или устойчивых выражений системы компьютерного перевода почти всех выбирают верные варианты, исходя из контекста. В случае художественных текстов задача усложняется, в том числе из-за того, что определённые метафоры в культуре одного народа могут не совпадать с традициями другого. Поэтому качество перевода художественных текстов как правило ниже, чем всех остальных.

Использование самообучающихся алгоритмов позволяет улучшить качество перевода за счёт анализа новых источников. Часто это бывает полезным, но эту систему можно использовать, чтобы ухудшить качество перевода, сделать его нелепым. В интернете можно найти много примеров из онлайн-переводчиков компаний Goоgle и Яндeкс, например, когда-то «Константин Хабенский» переводилось на английский как «Keira Knightley» — Кира Найтли. Скорее всего, это было сделано интернет-троллями, часто поправлявшими правильный вариант на неправильный, из-за чего изменились настройки алгоритма перевода.

Системы компьютерного перевода входят в большую группу алгоритмов, занимающихся обработкой естественного языка. Их развитие поможет людям как общаться между собой, получать информацию из иноязычных источников, так и научит компьютеры лучше понимать человека и его запросы, что повысит эффективность, простоту использования компьютера и увеличит возможные плюсы от такого взаимодействия.

Источник

Какими свойствами должен обладать производственный робот для его успешного использования в качестве модели человека?

Способность мыслить, разговаривать

Способность ходить

Умение брать и перемещать детали, закручивать болты, гайки и пр.

Обеспечение внешнего сходства с человеком (форма и размер человеческого тела)

Неправильной моделью для объекта Земной шар является:

Читайте также:  Какие основные свойства угля

Карта

Глобус

Воздушный шарик

Какую из моделей нельзя рассматривать в качестве информационной модели человека:

Характеристика с места учебы

Компьютер

Медицинская карта

Личная карточка работника предприятия

Кукла

Какая форма отображения графической модели применима для отображения процессов происходящих во времени:

Карта

Схема

Чертеж

График

Модель это…

Уменьшенная копия предмета

Объект, который рассматривается вместо другого для каких-то целей

Профессия в шоу-бизнесе

Какое действие не является этапом моделирования:

Коллекционирование марок

Получение решения задачи

Проверка совпадения свойств объекта модели

Проверка макета здания на сейсмостойкость

Указать неверную тройку из ряда:

«Объект – натурная модель – информационная модель»

Человек – анатомический скелет – медицинская карта

Здание — пенопластовый макет — проект

земной шар – глобус – карта

Ученик – табель успеваемости – фотография

Самолет – модель из картона – чертежи

Информационной моделью, описывающей организацию учебного процесса школы, является

Классный журнал

Список учащихся

Расписание уроков

Список преподавателей школы

Перечень учебников

Двоичная матрица отражает

Количественные характеристики (свойства) объектов

Сведения, которые позволяют отличить один объект от другого

Взаимосвязи между разными объектами

Качественный характер связей между объектами

К какому типу относится таблица – информационная модель «Баскетбольная секция»

спортсмен

Дата рождения

рост

вес

Дата медосмотра

Иванов

01.01.1991

179

75

15.01.2007

Петров

30.03.1992

182

71

22.02.2007

Объект – свойство

Объект – объект

Матрица

Двоичная матрица

Какая из моделей не относится к графическим?

Карта местности

Макет

Чертеж

Личная карточка работника предприятия

Процесс построения моделей называется:

проектированием;

конструированием;

моделированием;

экспериментированием.

Какие из следующих моделей не являются натурными:

модель самолета;

плюшевый мишка;

глобус;

чертеж корабля;

расписание занятий кружка.

Информационной (знаковой) моделью является:

анатомический муляж;

модель танка;

макет здания;

заводной игрушечный автомобиль;

диаграмма.

К какому типу моделей можно отнести куклу:

математическая;

вербальная;

графическая;

натурная.

Правильный порядок указанных этапов математического моделирования процесса:

1) анализ результата;

2) проведение исследования;

3) определение целей моделирования;

4) поиск математического описания.

3-4-2-1;

1-2-3-4;

2-1-3-4;

3-1-4-2.

Вставьте пропущенное слово «Можно узнать незнакомого человека, если есть …его внешности»

— описание;

Вставьте пропущенное слово «В информационной модели автомобиля, представленной в виде такого описания: «по дороге, как ветер, промчался лимузин», отражается его…» — скорость.

Предметной моделью является

Макет здания

Карта

Чертеж

Диаграмма

Схема

Какие атрибуты (признаки) объекта должны быть отражены в информационной модели, описывающей хобби ваших одноклассников, если эта модель позволяет получить ответы на следующие вопросы:

-указать возраст всех детей, увлекающихся компьютером;

— указать имена девочек, увлекающихся пением;

— указать фамилии мальчиков, увлекающихся хоккеем.

Имя, пол, хобби

Фамилия, пол, хоккей, пение, возраст

Имя, пол, хобби, возраст

Имя, возраст, хобби

Фамилия, имя, пол, возраст, хобби

Источник

Что значит «самоконтроль» и зачем он нужен?

Под самоконтролем понимают анализ некоторых параметров в домашних условиях: самостоятельное определение уровня сахара в крови и моче, кетоновых тел (ацетона) в моче, измерение веса и артериального давления.

Ценность результатов, полученных при самоконтроле в домашних условиях, гораздо выше, поскольку они отражают ваше состояние в условиях реальной жизни.

Результаты измерений уровня глюкозы в крови, проведенных в поликлинике или стационаре, также как измерение в этих условиях артериального давления, могут оказаться не соответствующим действительности. Во-первых, вы находитесь в совсем в иных, непривычных условиях, а во-вторых, эти измерения единичны и имеют лишь диагностическую ценность.

Невозможно корректировать дозы инсулина для лучшего управления диабетом на основании одного результата, полученного когда-то в прошлом.

Проведение самоконтроля позволит вам:

  • Определить, достигли ли вы целей лечения сахарного диабета.
  • Оценить эффективность подобранного лечения.
  • Cамостоятельно или при помощи врача произвести своевременную коррекцию доз инсулина, внести изменения в рацион питания и физическую активность.
  • Оценить, как сделанные изменения влияют на управление сахарным диабетом.
  • Стать активным участником лечебного процесса, понимать, что с вами происходит и управлять ситуацией.

Дневник самоконтроля

Все показатели, полученные при самоконтроле, а также информацию, касающуюся вашего рациона питания, физической активности и получаемой терапии, необходимо заносить в Дневник Самоконтроля и показывать врачу при каждом посещении.

Существуют программы, позволяющие считывать показания с вашего глюкометра в компьютер или смартфон, добавлять туда другую информацию, и таким образом вести электронный дневник.

Дневник служит основой для коррекции лечения, проводимой как самостоятельно, так и после обсуждения с врачом. Помните, что для врача важно знать, что происходит с вами дома, в реальной жизни. Поэтому обязательно приносите Дневник самоконтроля с собой на каждый визит, чтобы вместе с врачом принимать осознанные решения и эффективно управлять диабетом!

Удобный дневник самоконтроля можно найти по ссылке.

Самоконтроль уровня глюкозы в крови

Основной целью управления сахарным диабетом является достижение целевых показателей уровня глюкозы в крови и гликированного гемоглобина (отражает «средний» уровень глюкозы в крови за 2-3 месяца), чтобы не допустить развития осложнений сахарного диабета.

Индивидуальную цель лечения (гликированный гемоглобин и уровень глюкозы натощак и после еды) вы подбираете вместе с вашим врачом, она будет зависеть от нескольких условий: длительности заболевания и наличия осложнений, возраста и сопутствующих заболеваний и так далее.

В большинстве случаев оптимальной целью является уровень гликированного гемоглобина < 7%. Для того, чтобы достичь поставленной цели, необходимо, чтобы уровень глюкозы в крови при самоконтроле не превышал соответствующие значения.

Как интерпретировать результаты:

  • HbA1c < 6,5% — значит глюкоза натощак или перед едой < 6,5 ммоль/л, а через 2 часа после еды — < 8,0 ммоль/л.

  • HbA1c < 7,0% — значит глюкоза натощак или перед едой < 7,0 ммоль/л, а через 2 часа после еды — < 9,0 ммоль/л.
  • HbA1c < 7,5% — значит глюкоза натощак или перед едой < 7,5 ммоль/л, а через 2 часа после еды — < 10,0 ммоль/л.
  • HbA1c < 8,0% — значит глюкоза натощак или перед едой < 8,0 ммоль/л, а через 2 часа после еды — < 11,0 ммоль/л.

Для самоконтроля уровня глюкозы в крови можно использовать тест-полоски, вставляемые в портативные приборы — глюкометры. Использование глюкометра не требует специального обучения. Необходимо внимательно прочитать инструкцию.

Глюкометры могут отличаются между собой:

  • методом проведения теста (электро- и фотохимические);
  • скоростью определения уровня глюкозы (от 5 до 45 секунд);
  • наличием или отсутствием специального кода, который необходимо ввести для использования тест-полосок;
  • объемом памяти полученных результатов;
  • дополнительными функциями.

Необходимо включить прибор, ввести код тест-полосок (при необходимости), вставить тест-полоску и нанести на нее маленькую каплю крови, полученной из пальца (тест-полоска с капиллярным устройством сама всосет кровь из капли).

Преимущества:

  • быстрота получения результата,
  • высокая точность (допустимая погрешность, 10-20%, не оказывает значимого влияния на оценку результата),
  • возможность носить с собой,
  • удобные дополнительные функции (память, звуковой сигнал для слабовидящих пациентов, возможность загрузки результатов в компьютер или смартфон и т.д.).

Недостатки:

  • более высокая стоимость тест-полосок и расходы на приобретение самого прибора.

Выбирайте прибор, который вы сможете себе позволить «содержать», поскольку основные расходы — это не стоимость прибора, а приобретение тест-полосок.

Читайте также:  Какие свойства веществ бывают

Помните, что глюкометры регулярно необходимо калибровать (проверять их точность при помощи раствора глюкозы с известной концентрацией, который прилагается к прибору, или в лабораториях/фирмах, предлагающих такие услуги), а также вовремя менять батарейки.

Помните, что нельзя использовать тест-полоски:

  • подвергшиеся воздействию высоких или низких температур,
  • с истекшим сроком годности,
  • хранившиеся в открытой упаковке.

Техника взятия капли крови

Для взятия крови удобнее всего пользоваться специальными устройствами (поставляются в комплекте к прибору или приобретаются отдельно), в которые вставляются иглы (ланцеты), позволяющие сделать прокол кожи менее болезненным. Ланцеты необходимо менять, чтобы предотвратить травматизацию тканей тупыми иглами и инфицирование.

Перед проколом пальца необходимо вымыть руки теплой водой (кроме гигиены, это обеспечит приток крови) и насухо вытереть их. Обрабатывать кожу спиртом или иными растворами не нужно — это может исказить результат.

Прокол следует делать на боковой поверхности концевой фаланги пальца. В боковых поверхностях проходят кровеносные сосуды, а в подушечках — нервные волокна. Проколы в подушечках дают меньшее количество крови, более болезненны и хуже заживают. Лучше не прокалывать большие и указательные пальцы, так как они чаще используются для различной деятельности (письмо и т.п.)

После прокола надо поднести палец с каплей крови к тест-полоске и капнуть на нее или дать возможность капиллярной полоске засосать кровь. Если по какой-то причине руки вымыть не удалось, тогда первую каплю крови стереть и для анализа использовать вторую. Теперь надо подождать несколько секунд — и результат готов.

После этого занесите результат в Дневник самоконтроля.

Как часто необходимо проводить самоконтроль
уровня глюкозы в крови?

Частота проведения самоконтроля зависит от множества факторов: режима терапии, образа жизни и др. Это абсолютно индивидуальная схема, которая разрабатывается совместно с врачом.

Общие правила по провидению самоконтроля

Если вы находитесь на терапии инсулином в режиме многократных инъекций, тогда проводить самоконтроль уровня глюкозы в крови необходимо ежедневно минимум 4 раза в день — перед основными приемами пищи и перед сном, а также периодически через 2 часа после еды, и несколько раз в месяц в 2-4 часа ночи.

Дополнительные измерения потребуются в следующих ситуациях:

  • Занятия спортом
  • Путешествия
  • Сопутствующие заболевания
  • Симптомы гипогликемии
  • Перед началом вождения автомобиля

Регулярное измерение уровня глюкозы в крови позволяет обученному пациенту самостоятельно (на основе рекомендаций врача) изменять дозы инсулина и/или корректировать свое питание и физическую активность, добиваясь целевых значений уровня глюкозы крови, позволяющих предотвратить в будущем развитие осложнений.

Вместе с тем, иногда данных самоконтроля уровня глюкозы в крови бывает недостаточно для понимания причин плохого гликемического контроля. В этой ситуации может помочь установка системы непрерывного мониторирования глюкозы в крови (CGMS).

Самоконтроль уровня глюкозы в моче

Нужно ли определять уровень глюкозы в моче? Между уровнем глюкозы в моче и уровнем глюкозы в крови существует четкая взаимосвязь. Глюкоза в моче появляется тогда, когда ее уровень в крови превышает 8-10 ммоль/л (этот уровень называется «почечный порог»).

По уровню глюкозы в моче невозможно подобрать инсулина. В случае регулярного самоконтроля уровня глюкозы в крови глюкоза в моче не несет никакой дополнительной информации и ее определять не нужно.

Самоконтроль уровня кетоновых тел

Появление кетоновых тел может свидетельствовать о развитии серьезного осложнения — диабетического кетоацидоза.

Кетоновые тела в моче определяют при помощи тест-полосок, которые могут быть похожи на те, которые обычно используют для проведения самоконтроля сахара в крови. Тест-полоску опускают в емкость с мочой и спустя некоторое время сравнивают с цветной шкалой, показывающий уровень кетоновых тел.

Большинство эндокринологов считают, что определять уровень кетоновых тел целесообразно:

  • при уровне сахара крови выше 13 ммоль/л,
  • при наличии симптомов диабетическогtо кетоацидоза (особенно тошноте, рвоте, болях в животе),
  • если есть сопутствующее заболевание (например, грипп или ОРВИ).

Обязательно обсудите с вашим врачом как и когда именно вам следует определять уровень кетоновых тел.

Самоконтроль артериального давления

Сахарный диабет 2 типа часто сочетается с повышением артериального давления, что приводит к развитию сердечно-сосудистых заболеваний и развитию поражения почек.

Самоконтроль артериального давления позволит:

  • оценить эффективность назначенной терапии,
  • произвести своевременную коррекцию терапии,
  • оценить эффективность проведенных изменений терапии.

Целевые показатели лечения артериальной гипертензии при сахарном диабете 2 типа:

  • Систолическое — 120-130 мм рт.ст.
  • Диастолическое — 70-80 мм рт.ст.

Производите измерение артериального давления сидя, проведя в состоянии покоя как минимум 10 минут. Рука должна быть согнута в локте и лежать горизонтально.

Несколько практических советов:

  • Приобретите тонометр: он может быть механический и электронный (полу- и автоматический). Если вы планируете измерять себе давление самостоятельно, то удобнее пользоваться электронным тонометром.
  • Выберите «худшую» руку. Уровень артериального давления может отличаться на правой и левой руках на 10-15 мм рт.ст. Измерьте артериальное давление на обеих руках, а в дальнейшем производите измерения на руке, на которой были получены более высокие цифры артериального давления.
  • Манжетку необходимо накладывать не туго, чтобы между ней и рукой оставалось пространство для 1 пальца. Существуют манжетки 2-х диаметров — для пациентов со средней и большой окружностью руки. Производите накачивание воздуха в манжетку рукой, противоположной той, на которую наложена манжетка.
  • Не забывайте регулярно калибровать тонометр в сервисной мастерской (это следует делать минимум 1 раз в год), а также менять в электронном тонометре батарейки.
  • Измерять артериальное давления следует ежедневно в разное время, и записывать результаты в Дневник самоконтроля. Там же должны быть данные о препаратах, которые вы получаете для контроля артериального давления.

Самоконтроль веса

У большинства людей с сахарным диабетом 2 типа есть избыточный вес или ожирение. Узнать, есть ли у вас избыточный вес или ожирение, вы можете, воспользовавшись формулой для вычисления индекса массы тела (ИМТ).

ИМТ = вес человека разделить на рост в метрах в квадрате (ИМТ = кг/м2):

  • 16 и менее — выраженный дефицит;

  • 16-18,5 — недостаточная масса тела;
  • 18,5-25 — норма;
  • 25-29,9 — избыточная масса тела (предожирение);
  • 30-34,9 — ожирение первой степени;
  • 35-39,9 — ожирение второй степени;
  • 40 и более — ожирение третьей степени.

Цели лечения ожирения: снижение веса на 5-10% от исходного и удержание полученного результата.

Наиболее неблагоприятное распределение жира — это отложение его на внутренних органах (так называемое абдоминальное или висцеральное ожирение, или ожирение по типу «яблока»), о чем свидетельствует окружность талии более 94 см у мужчин и более 80 см у женщин.

Висцеральное ожирение способствует развитию СД 2 типа, артериальной гипертензии и сердечно-сосудистых заболеваний.

Взвешивание в домашних условиях позволит вам оценить динамику веса и таким образом оценить эффективность изменения образа жизни: рацион питания и физической активности.

Взвешивайтесь 1 раз в неделю, лучше всего это делать в одно и то же время (утром, натощак) в одной и той же одежде. В это же время можно измерить окружность талии при помощи сантиметровой ленты. Результаты обязательно заносите в Дневник самоконтроля.

Какие еще параметры нужно контролировать?

1. Гликированный гемоглобин (HbA1c).

Этот показатель отражает «средний» уровень сахара в крови за последние 2-3 месяца (но не равен ему по цифровому значению!) и позволяет оценить эффективность проводимой сахароснижающей терапии в сочетании с изменением образа жизни.

Уровень гликированного гемоглобина следует определять в лаборатории каждые 3-4 месяца. Это исследование можно проводить в любое время суток (не требуется сдавать натощак.

Индивидуальный целевой уровень гликированного гемоглобина вы подбираете вместе с вашим врачом. Он будет зависеть от нескольких условий: длительности заболевания и наличия