Какими свойствами должен обладать материал чертилок
Разметка детали — важнейшая операция в технологический цепочки производства. В зависимости от требований по точности, читаемости линий на поверхности выбирается способ их нанесения. Карандаш, мел, маркер удобны в работе. Не нужно прилагать усилий во время разметки. Однако эти методы недостаточно эффективны во многих случаях. Линии слишком широкие, легко удаляются в процессе работы и плохо видны во время обработки. Оптимальным инструментом для качественной разметки считается слесарная чертилка по металлу. Линии хорошо видны, их невозможно стереть. Тонкий контур позволяет изготавливать детали высокой точности.
Описание инструмента
Отечественные производители долгие годы опирались в производстве на строгие правила, регламентируемые в законодательных актах. Так чертилка по металлу разметочная ГОСТ 24473-80 должна соответствовать указанным в документе размерам и характеристикам. Допускались до производства следующие виды инструмента:
- односторонняя;
- двусторонняя;
- односторонняя с рукояткой;
- двусторонняя с рукояткой.
Оговаривался и материал изготовления. Чертилка могла быть цельной из углеродистой стали, либо с твердосплавной напайкой. В качестве режущего элемента иногда применялись сменные иглы. Изготавливают инструмент из стали марок У10, У12. У таких моделей есть свои плюсы и минусы. К недостаткам можно отнести быстрый износ острия. Преимуществом является возможность заточить приспособление на любом абразивном оборудовании. К тому же стальной образец дешев. Дороже обойдется слесарная чертилка по металлу с победитовым наконечником.
Срок ее службы многократно дольше, она не боится окалины, пыли, грязи на поверхности. Для заточки необходим специальный алмазный круг.
Скачать ГОСТ 24473-80
Изготовление своими руками
Домашний мастер не ограничен жесткими производственными регламентами и требованиями. Он вправе сделать чертилку слесарную по металлу для себя из желаемого материала, нужного размера, формы. Опытные мастера, даже на крупных предприятиях, где есть возможность пользоваться заводским изделием считают, что сделанная своими руками модель лучше. Самодельная чертилка учитывает индивидуальные особенности работника, особенности выполнения операций. Удобная рукоятка комфортнее в работе, поскольку часто приходится прикладывать значительные усилия при нанесении разметки.
Решив, что инструмент необходим, встает вопрос — из чего сделать слесарную чертилку, чтобы она была удобная и прослужила долго?
Вариантов много, например:
- Слесарный инструмент: напильник, метчик, сверла из инструментальной стали, керн.
- Деталь из высокопрочного сплава: клапаны, валы, иглы, спицы.
- Сверла, буры с победитовой напайкой.
Технологии производства в домашних условиях предполагают наличие необходимого инструмента, навыков работы. Решить, как сделать своими руками чертилку в данном случае, это выбор мастера. Среди наиболее популярных способов отмечают следующие:
- заточка удобной детали по чертежам;
- изготовление держателя для чертилки со сменными иглами;
- сварная конструкция из рукоятки и режущего острия.
При работе с абразивным инструментом следует помнить, что недопустимо перегревать заготовку. Появление окалины на поверхности — брак. Минимум 0,5 мм металла следует удалить в этом случае. Применяются охлаждающие жидкости и щадящий режим обработки.
Хорошим решение для изготовления своими руками чертилки будет использование швейных игл. Для их производства берется высокопрочная углеродистая сталь. Сделав рукоятку, можно из дерева или других материалов, вставляют зажимной механизм для иглы. Предварительно ее укорачивают до нужного размера. Еще проще использовать швейные иглы можно сняв шток с неисправной машинки.
Совершенно иной, современный подход к решению проблемы предлагают смекалистые умельцы. В сети можно приобрести набор электронной чертилки. Работает она по принципу дуговой гравировки. Для реализации идеи необходимо знать принципы электротехники, навыки работы с приборами. Хотя напряжение питание небольшое, подойдет даже шнур от компьютерного порта USB, следует соблюдать технику безопасности.
Для изготовления чертилки с твердосплавной напайкой нужен алмазный круг. Обычный абразив не справится с задачей, его можно только испортить. При заточке инструмент не боится перегрева, но все равно температуру следует держать под контролем. Обычно фиксируется победит на латунном припое, который может расплавиться. Разумно воспользоваться услугами мастеров заточки. В бытовых условиях чертилка с твердосплавной насадкой может служить долгие годы после одной заточки.
Какой бы способ изготовления не выбрал домашний умелец, он должен понимать, что работа стоит этих усилий. Разметка на металле с помощью слесарной чертилки качественнее, точнее, нежели аналогичная процедура с использованием маркера, карандаша или мела.
Учебник для 8 класса
Технология
Любой инструмент — слесарный или хирургический, ручной или машинный — сделан для определённых целей. Чтобы уверенно работать инструментом, надо знать, для чего он предназначен.
Инструменты бывают разного назначения: режущие, давящие, измерительные и т. д.
Особенно много среди инструментов режущих.
Чтобы резать, нужно движение — либо инструмента, либо заготовки относительно инструмента. Выбор движений невелик: вращательное (у сверла или ножа в мясорубке), возвратно-поступательное (у рубанка, ножа при строгании) или качательное (у топора, молотка или ножа при шинковании).
Любой инструмент имеет определённый срок службы. Работоспособность инструмента до восстановления (например, переточки пилы или сверла) в минутах или часах работы обычно называют стойкостью инструмента. Её стремятся повышать: изобретают новые инструментальные материалы, применяют при резании смазочно-охлаждающие жидкости, совершенствуют конструкции инструментов.
Инструмент очень не любит небрежного к себе отношения, особенно применения не по назначению, когда по сверлу бьют молотком, линейкой пытаются чертить, когда кисточка с краской засыхает на воздухе или гаечным ключом забивают гвозди.
Люди, делающие инструменты, называются инструментальщиками. Они всегда ценились и считались специалистами высокой квалификации.
Для обработки тонких материалов, жестяных, кровельных работ, для изготовления наружной рекламы нужны удобные и эргономичные инструменты.
В эргономике — науке об экономной и удобной работе человека — есть целый раздел, который называется хиротехникой. Он изучает всё, что связано с кистью руки человека: какими должны быть авторучка и корпус электробритвы, кнопки и переключатели приборов и, конечно, ручные инструменты. Особое внимание уделяется тем из них, которые приходится подолгу держать в руке, да еще выполняя при этом не очень удобные операции.
Все знают: чтобы правильно отрезать, надо точно отмерить. Для этого нужна чертилка — простая и не очень простая, т. е. совмещённая с измерителем. А если надо провести линии от ровного края, скажем, на расстоянии 3.5 мм и более, то лучше воспользоваться набором чертилок — гребёнкой.
Другими словами, в распоряжении мастера должен быть целый «магазин» удобных и полезных вещей. С хорошим инструментом дело идёт веселее.
Вместе со всем предметным миром эволюционирует и ручной инструмент: изменяется конструкция, применяются новые материалы, привлекаются разработки эргономики и хиротехпики.
Понадобился инструмент и в космосе, на борту космического корабля и за его пределами. С исчезновением земного тяготения у космонавтов появляется более широкий выбор рабочих поз, чем на Земле: можно, например, передвигать в любом направлении объекты большой массы, в то же время сложно использовать столь привычный «механизм», как масса собственного тела. Следовательно, на борту космического корабля и за его пределами нужны такие инструменты, которые бы замещали действие тяготения, кроме того, необходима мобильная фиксация предметов. Это один из существенных признаков «космического» инструмента.
Центральным же направлением развития ручного инструмента остаётся стремление повысить уровень его организации.
Это интересно
Учёные прогнозируют модернизацию инструмента: преобразование отдельных инструментов в единый универсальный «инструментальный организм». В зависимости от характера выполняемой операции инструмент может превращаться в кусачки, бокорезы, ножницы, плоскогубцы и т. п. Элементы инструментального набора оснащены универсальным фиксирующим устройством, дающим возможность оперативно их соединять.
Практическая работа № 22
Инструменты и материалы: набор инструментов, набор напильников, перочинный многофункциональный нож.
- Известны так называемые перочинные ножи, в которых много различных инструментов. Рассмотрите такие ножи, определите, какие в них имеются инструменты и каково их назначение.
- Возьмите несколько разных напильников. Посмотрите, чем они различаются.
- Рассмотрите пилы для пиления древесины. Они бывают разными. Что вы знаете о применении той или иной пилы?
- Надо завернуть несколько болтов, находящихся на расстоянии 20 мм друг от друга. Предложите форму головки болтов, чтобы это можно было легко сделать. Выберите инструмент, которым можно завернуть болты.
Новые слова и понятия
Стойкость инструмента; режущие, давящие и измерительные инструменты; чертилка; эргономика, хиротехника; гребёнка, инструментальщик.
Проверяем свои знания
- Каким инструментом можно отвинтить гайку, если нет нужного размера гаечного ключа?
- Перечислите инструменты, которые есть у вас в доме.
- Краска или кисть является инструментом при крашении стены или листа бумаги?
- Является ли наждачная бумага режущим инструментом?
- Какое движение происходит при затачивании карандаша точилкой?
- Как и чем начертить окружность на металлическом листе?
- Что надо сделать, чтобы сверло точно попало в центр будущего отверстия?
- Специально выпускаются полотна для слесарных и столярных ножовок. Чем они различаются? Можно ли слесарной ножовкой распилить древесину? а столярной — металл?
- Гайки и болты завинчивают и вывинчивают гаечными ключами. По часовой стрелке или против нее надо завинчивать болт? а гайку?
- Часто приходится проводить разметку металлических (и других) листов, для чего используют чертилки. Какими свойствами должен обладать материал чертилок?
Безопасность ручных работ
БЕЗОПАСНОСТЬ РУЧНЫХ РАБОТ
Цель: познакомиться с основными мерами, повышающими безопасность ручных работ в быту, школе и на производстве.
Предмет: технология.
Класс: 8.
Дата проведения: 24.01.2011 г.
Составитель: учитель технологии
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
1. Письменная работа по пройденному материалу:
1) Каким инструментом можно отвинтить гайку, если нет нужного размера гаечного ключа?
2) Перечислите инструменты, которые есть у вас в доме.
3) Краска или кисть является инструментом при крашении стены или листа бумаги?
4) Является ли наждачная бумага режущим инструментом?
5) Какое движение происходит при затачивании карандаша точилкой?
6) Как и чем начертить окружность на металлическом листе?
7) Что надо сделать, чтобы сверло точно попало в центр будущего отверстия?
8) Специально выпускаются полотна для слесарных и столярных ножовок. Чем они различаются? Можно ли слесарной ножовкой распилить древесину? А столярной – металл?
9) Гайки и болты завинчивают и вывинчивают гаечными ключами. По часовой стрелке или против неё надо завинчивать болт? А гайку?
10) Часто приходится проводить разметку металлических (и других) листов, для чего используют чертилки. Какими свойствами должен обладать материал чертилок?
III. Сообщение темы и цели урока.
IV. Изложение программного материала.
1. Иллюстративный рассказ учителя.
Что бы мы ни делали – забивали ли гвоздь, открывали банку консервов, регулировали и ремонтировали велосипед, даже если бы просто отпарывали пуговицу, — эта работа требует тщательного соблюдения правил безопасности.
Травмы, поломки, неприятные происшествия – обычно следствие непродуманных действий, пренебрежения правилами, а не результат случайности, как удобно считать в своё оправдание.
Можно ли работу по дому сделать абсолютно безопасной? Конечно, можно. Для этого надо заранее планировать свою работу, обеспечивая безопасность на каждом её этапе.
Правила безопасной работы бесполезно учить наизусть, зубрить. Их надо понять. Лучше всего хорошо усвоить то, что правилами разрешается, и помнить: остальное правила запрещают.
Представим обыкновенный гвоздь. Он требует аккуратного обращения: взять его надо так, чтобы не уколоться, забить так, чтобы не погнуть его и не поранить себе пальцы. А если гвоздь надо забить на высоте 2 м от пола, то надо ещё и не уронить молоток на чью-то голову, и не упасть со стула или лестницы. Даже открывание консервов можно рассматривать как слесарную работу, требующую соблюдения правил безопасности. С помощью ручного режущего инструмента производится вырезание сложного контура из тонколистовой жести. При этом можно порезаться консервным ножом, острым краем банки или вырезанной крышкой.
В каждом доме есть осветительные приборы, телевизор, радиоприёмник, стиральная машина, пылесос и холодильник. Время от времени появляется необходимость или желание что-либо подправить в их работе. Однако привычность электричества в доме не уменьшает его опасности. Поражения электрическим током в бытовых условиях, к сожалению, очень часты.
Тем не менее, отказаться от выполнения ручных работ по дому невозможно. Уроки технологии в школе дают достаточно практических знаний и умений – их надо использовать. Правда, трудность заключается в том, что знания и умения приходится применять в самых разных, подчас неожиданных условиях.
В мастерских не бывает случаев, когда работающий остаётся один. Более того, в лабораториях и мастерских школ и техникумов, вузов и заводов инструкции категорически запрещают работать в одиночку – мало ли что может случиться. Отсюда напрашивается простой вывод: не приступайте в одиночку к выполнению достаточно сложных работ по дому. Лучше всего привлечь кого-нибудь из взрослых.
Культура труда одинаково важна как при работе на современном станке, при наладке промышленного робота, сложнейшего научного или медицинского прибора, так и при ремонте или разборке на зиму велосипеда, замене предохранителя в телевизоре, при вкручивании новой лампочки взамен перегоревшей или установке палатки в походе. Несчастные случаи, аварии, травмы или досадные мелкие неприятности в работе (упал со стремянки молоток, паяльник оставил след на крышке стола, пролилась краска, осталось пятно от клея на брюках и т. п.) происходят в результате низкой культуры труда.
Нарушение правил безопасности может привести к травмам.
Очевидно, что все неприятности при выполнении ручных и машинных работ связанны с недостаточной продуманностью действий. Следовательно, любую выполняемую работу надо тщательно планировать, будь то попытка замены прокладки в водопроводном кране на кухне или укрепление вешалки в прихожей.
Перед началом всякого действия полезно сформулировать для себя, что, собственно, надо делать. Часто для того, чтобы определить характер и объём выполняемых работ, необходимо не только внимательно осмотреть объект, но и разобрать его, диагностируя состояние отдельных деталей.
Давайте вспомним довольно обычную поломку из области электротехники: не включается настольная лампа. Как устранить поломку, когда причина её ещё не выяснена? Стоит ли бежать за инструментом? Может быть, просто вывинтилась или перегорела лампочка? А может, случайно вынута вилка из розетки? Или не в порядке кнопочный выключатель? Вдруг что-то с проводами? А вообще-то, не отключено ли электричество в доме?
Серьёзность поломки определит время, которое потребуется на её устранение, выбор инструментов и организацию рабочего места. Лампочку можно ввернуть или заменить на месте. В этом случае можно обойтись без инструментов. А замена кнопочного выключателя потребует целого набора инструментов, да и рабочее место должно быть выбрано так, чтобы ничего не уронить со стола, не испортить отвёрткой столешницу, не разбить лампочку.
Сталкивались ли вы с тем, что взрослые очень неохотно позволяют вам делать что-либо в доме, на даче, даже в походе? А ведь их можно понять. Они боятся не за настольную лампу или кран на кухне, ваш велосипед или брюки, которые вы решили погладить. Они боятся цепи «случайностей», возникающей вследствие непродуманных и неспланированных действий.
Практическая работа №23
Инструменты и материалы: набор инструментов.
Задание. Изучить инструменты и материалы с точки зрения их безопасного использования.
1. Рассмотрите обычное сверло и найдите режущую кромку. Можно ли ею порезаться?
2. Рассмотрите несколько отвёрток. Какими из них можно работать под высоким электрическим напряжением?
3. Какое напряжение используется в мастерской? Где применяется напряжение 220 В, а где существенно меньшее?
4. Как безопасно передать горячий утюг?
5. Несколько раз вставьте и выньте сверло из дрели. Что будет, если сверло закреплено непрочно?
6. По упаковке определите, какая из красок пожароопасная.
7. Просмотрите несколько технических паспортов электромеханических инструментов и бытовых приборов. Какие там имеются указания относительно безопасной работы?
8. Рассмотрите топор. Как крепится топор к топорищу?
9. С ручкой напильника могут быть проблемы. Как правильно насадить ручку? Попробуйте сделать это.
10. Рассмотрите несколько гаечных ключей. Есть ли среди них те, в исправности которых вы сомневаетесь?
11. Составьте алгоритм смены предохранителя в радиоприёмнике.
V. Итог урока.
1. Вопросы самоконтроля:
1) Какими опасностями может обернуться прибивание полочки на кухне или заготовка дров?
2) Почему правила безопасной работы категорически запрещают работу на токарном станке без головного убора?
3) Является ли опасным напряжение радиосети, телефона?
4) Уверены ли вы в том, что правильно вынимаете вилку из электрической розетки?
5) Умеете ли вы правильно (т. е. безопасно!) передать другому человеку нож, топор?
6) Знаете ли вы, как закрепляется сверло в дрели?
7) Почему слесарные работы надо выполнять в обуви с жёстким носком?
8) Почему кузнец всегда работает в фартуке?
9) Для чего электрики надевают на руки резиновые перчатки?
10) По часовой или против часовой стрелки вы будете выворачивать винт отвёрткой? Почему это знание важно для обеспечения безопасной работы?
2. Домашнее задание: завершить работу над вопросами для самоконтроля в тетради.
Письменная работа по пройденному материалу:
1) Каким инструментом можно отвинтить гайку, если нет нужного размера гаечного ключа?
_____________________________________________________________________________________________
2) Перечислите инструменты, которые есть у вас в доме.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Краска или кисть является инструментом при крашении стены или листа бумаги? _______________
4) Является ли наждачная бумага режущим инструментом? ____________________________________
5) Какое движение происходит при затачивании карандаша точилкой?
_____________________________________________________________________________________________
6) Как и чем начертить окружность на металлическом листе? ___________________________________
7) Что надо сделать, чтобы сверло точно попало в центр будущего отверстия?
_____________________________________________________________________________________________
8) Специально выпускаются полотна для слесарных и столярных ножовок. Чем они различаются?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9) Можно ли слесарной ножовкой распилить древесину? А столярной – металл? ___________________
10) Гайки и болты завинчивают и вывинчивают гаечными ключами. По часовой стрелке или против неё надо завинчивать болт? А гайку? _________________________________________________________
11) Часто приходится проводить разметку металлических (и других) листов, для чего используют чертилки. Какими свойствами должен обладать материал чертилок?
_____________________________________________________________________________________________
Вопросы самоконтроля:
1) Какими опасностями может обернуться прибивание полочки на кухне или заготовка дров?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Почему правила безопасной работы категорически запрещают работу на токарном станке без головного убора? ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
3) Является ли опасным напряжение радиосети, телефона? _____________________________________
4) Уверены ли вы в том, что правильно вынимаете вилку из электрической розетки? _______________
_____________________________________________________________________________________________
5) Умеете ли вы правильно (т. е. безопасно!) передать другому человеку нож, топор? _______________
_____________________________________________________________________________________________
6) Знаете ли вы, как закрепляется сверло в дрели? _____________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
7) Почему слесарные работы надо выполнять в обуви с жёстким носком? _________________________
_____________________________________________________________________________________________
8) Почему кузнец всегда работает в фартуке? _________________________________________________
9) Для чего электрики надевают на руки резиновые перчатки? __________________________________
_____________________________________________________________________________________________
10) По часовой или против часовой стрелки вы будете выворачивать винт отвёрткой? Почему это знание важно для обеспечения безопасной работы? _________________________________________
_____________________________________________________________________________________________