Какими свойствами бытия платон наделяет идеи
? По мнению киников:
!+ подлинное благо человека – его внутренняя свобода;
! «природа» и «культура» находятся в гармонии;
! государство приводит человека к истинному счастью;
!+ только природа определяет минимум благ, необходимых человеку для жизни.
? Формулы, характеризующие античную философию:
! из ничего не может возникнуть нечто;
! подобное стремится к подобному и познается подобным;
! время – подвижный образ вечности;
!+ все указанные.
? Представители античной философии:
!+ ионийцы;
!+ элеаты;
!+ стоики;
! гностики;
! мистики.
? Укажите философские школы эпохи эллинизма:
!+ стоицизм;
! рационализм;
!+ кинизм;
!+ неоплатонизм;
! пифагорейство.
? Назовите древнегреческих философов — атомистов:
! Зенон;
! Протагор;
!+ Демокрит;
!+ Эпикур.
? Атомистическое учение развивали:
! Платон;
!+ Демокрит;
!+ Левкипп;
! Зенон;
! Сократ.
? Что отличает древнегреческую философию от древневосточной философии?
!+ онтологизм;
! социоцентризм;
! антропоцентризм;
!+ космоцентризм;
! теоцентризм.
? Какие причины бытия вещей выделяет Аристотель?
! огонь;
!+ форма;
!+ целевая причина;
! земля.
? Какие учения предшествующей философии, повлиявшие на идеализм Платона, называет Аристотель?
!+ учение Сократа об общих понятиях;
! учение стоиков о бессмертии и переселении души;
!+ диалектика Гераклита;
! атомистическое учение Демокрита и Левкиппа о первоначале.
? Какими свойствами бытия Платон наделяет идеи?
!+ вечность;
! телесность;
! делимость;
!+ неподвижность.
? Положения характерные для софистов:
!+ можно убеждать всех во всем;
!+ отрицание объективной истины;
! для развития мира характерны определенные закономерности;
! существуют истины не опровергаемые никем;
!+ слово – главное средство убеждения.
? По мнению Сократа:
!+ добродетель состоит в знании добра и действии соответственно этому знанию;
!+ самопознание является источником истинного знания;
! нравственно оправданно то, что полезно;
! диалектика – это передача знания от одного человека к другому.
? К сократическим школам относятся:
!+ киники;
! пифагорейцы;
!+ киренаики;
! эпикурейцы;
! стоики.
? С кого из античных мыслителей, по мнению Гегеля, началась философия в собственном смысле этого слова:
!Фалеса;
! Гераклита;
! Демокрита;
!+ Пифагора;
! Парменида.
? Главный вопрос древнегреческой философии:
! о границах познания;
! о сущности человека;
! о строении природы;
! о структуре общества;
!+ о первоначале мира.
? Кто из древнегреческих философов был автором знаменитых апорий:
! Фалес;
! Платон;
! Пифагор;
! Сократ;
!+ Зенон.
? Античный философ, который сравнивал свой метод с искусством повивальной бабки:
! Гераклит;
! Пифагор;
!+ Сократ;
! Платон;
! Аристотель.
? Древнегреческий философ, который считал любовь и вражду основными силами всех изменений в мироздании:
! Демокрит;
! Протагор;
!+ Эмпедокл;
! Сократ;
! Гераклит.
? Подлинное бытие согласно философии софистов и Сократа:
!+ человек;
! космос;
! общество;
! душа;
! общество и космос.
? Основой всего по Гераклиту является:
!+ огонь;
! вода;
! воздух;
! земля;
! огонь и воздух.
? «Я знаю, что я ничего не знаю, а они и этого не знают» — высказывание:
! Демокрита;
! Парменида;
!+ Сократа;
! Платона;
! Аристотеля.
? Платон и Аристотель считали, что в основе философского знания лежит такая способность человека как:
! воля;
! талант;
!+ удивление;
! ощущение;
! разум.
? Античная философия – это:
! философия древних китайцев;
! философия древних индийцев;
! древнегреческая мысль;
!+ философия древних греков и римлян;
! все указанное.
? Древнегреческий философ, который предсказал солнечное затмение, доказал ряд геометрических теорем, определил высоту египетских пирамид:
!+ Фалес;
! Гераклит;
! Демокрит;
! Сократ;
! Эпикур.
? Он указал на первоначало бытия как нечто беспредельное, безграничное («апейрон»), находящееся в вечном движении:
! Протагор;
!+ Анаксимандр;
! Платон;
! Эпикур;
! Аристотель.
? «В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты» – считал:
! Гераклит;
! Сократ;
!+ Демокрит;
! Аристотель;
! Платон.
? Доказать можно все, что угодно – девиз:
! стоиков;
!+ софистов;
! эпикурейцев;
! киников;
! эллатов.
? «Нравственное зло идет от незнания, – знание – источник нравственного совершенства» – этой позиции придерживался:
! Фалес;
! Парменид;
! Платон;
! Гераклит;
!+ Сократ.
? Философ, который суть проблемы познания определил как припоминание душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала:
! Демокрит;
! Эпикур;
!+ Платон;
! Сенека;
! Аристотель.
? Кто из философов принадлежал к школе софистов:
! Гераклит;
! Сократ;
!+ Горгий;
! Эпикур;
!+ Протагор.
? Основателем школы киренаиков был:
! Сократ;
! Платон;
!+ Аристипп;
! Антисрен;
! Эпикур.
? В основе практической философии киренаиков лежал принцип:
! общественной пользы;
! индивидуальной пользы;
!+ удовольствия;
! целесообразности;
! все указанное.
? Понятие логос в античной философии означает:
! слово;
! речь;
! учение;
! закон;
!+ все указанное.
? Главные препятствия на пути достижения счастья, согласно Эпикуру:
! вера человека в бессмертие;
! участие в политической жизни общества;
! вера во влияние богов на человеческую жизнь;
!+ все указанное.
? Философские школы (направления) эпохи эллинизма:
! кинизм;
! гедонизм;
!+ стоицизм;
!+ скептицизм;
! все указанные.
? Последнее самобытное течение античной философии:
! эпикуреизм;
!+ неоплатонизм;
! скептицизм;
! стоицизм;
! патристика.
? Кто из античных мыслителей видел сущность вещей в числах:
! Фалес;
! Сократ;
!+ Пифагор;
! Аристотель;
! Платон.
? Мыслитель, который видел сущность вещей в их бытии:
! Зенон;
!+ Парменид;
! Гераклит;
! Платон;
! Эпикур.
? Кто из мыслителей впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа:
! Гераклит;
! Парменид;
!+ Сократ;
! Платон;
! Аристотель.
? Какая из философских школ античности оказала наибольшее влияние на развитие средневековой арабо-мусульманской философии:
! платонизм;
!+ аристотелизм;
! эпикуреизм;
! пифагореизм;
! все указанные.
? Назовите философа, который первым разработал учение об идеях (ошибочные варианты):
! Анаксимен;
! Демокрит;
!+ Платон;
!+ Аристотель;
! Сократ.
? Кому из философов принадлежит высказывание: «Человек есть мера всех вещей, как существующих ныне, так и не существующих»:
!+ Протагор;
! Гераклит;
! Эпикур;
! Сенека;
! Платон.
? Кто из античных философов сущность вещей видел в их форме:
! Сократ;
! Платон;
!+ Аристотель;
! Эпикур;
! Демокрит.
? Главную задачу философии стоики видели:
! в познании окружающего мира;
! в размышлениях о природных явлениях;
!+ в исцелении нравственных недугов;
! в доказательстве превосходства разума над чувствами;
! все указанное.
? Отсутствие страдания – это и есть удовольствие: основной тезис учения:
! Зенона;
! Гераклита;
! Сократа;
! Эпикура;
! Аристотеля.
? Для Сократа, Платона и Аристотеля идеал человека заключен в образе:
! героя;
! мученика;
! аскета;
! святого;
!+ мудреца.
? Античный мыслитель, который утверждал, что кровь образуется в печени и оттуда поступает к сердцу – источнику чувств, где согревается и по венам оттекает ко всем органам тела:
! Гиппократ;
!+ Аристотель;
! Гален;
! Платон;
! Гераклит.
? Философской основой солидарного направления в античной медицине является учение:
!+ Демокрита;
! Сократа;
! Платона;
! Аристотеля;
! Эпикура.
? Начало идеалистической «линии» в философии положено:
! Сократом;
!+ Платоном;
! Аристотелем;
! Эпикуром.
? Представитель стоицизма:
! Демокрит;
! Сократ;
!+ Эпиктет;
! Аристотель.
? Философ, который основал свою школу в роще Ликея (откуда произошло – лицей), где учеников обучали на ходу, во время прогулок:
! Фалес;
! Протагор;
!+ Аристотель;
! Сенека;
! Платон.
? Он критикует Платона за то, что приписывал идеям самостоятельное существование:
! Сократ;
!+ Аристотель;
! Эпикур;
! Демокрит;
! Пифагор.
? Согласно Аристотелю активным началом жизнедеятельности является:
! энергия;
! материя;
!вещество;
!+ форма;
! все указанное.
? Идею о «золотой середине» обосновали:
! Сократ;
!+ Аристотель:
! Эпикур;
! Сенека;
!+ Конфуций.
? «Человек – политическое животное» — это высказывание принадлежит:
! Платону;
! Сократу;
!+ Аристотелю;
! Демокриту;
! Платону и Аристотелю.
? В период эллинизма интерес философии сосредоточен на:
! космосе;
! жизни социального целого;
!+ жизни отдельного человека;
! проблемазх познания
! на всех указанных.
? Причина болезни, по мнению Демокрита, заключается в ненормальном расположении:
! небесных тел (звезд);
!+ атомов;
! социальных групп;
! окружающих предметов;
! всего указанного.
? Гиппократ считал, что каждая болезнь имеет:
! сверхъестественную причину;
!+ естественную причину;
! случайный характер;
! множество причин;
! множество последствий.
? Гиппократ опирался на положение о существовании в организме человека:
! асимметрии органов;
! трех соков;
!+ четырех соков;
! пяти соков;
! множество мелких частиц.
? Гуморального направления в медицине придерживался:
!+ Гиппократ;
! Платон;
! Гален;
! Алкмеон;
! Аристотель.
? Взгляды римского натурфилософа и врача Галена сложились под значительным влиянием учения:
! Демокрита;
! Пифагора;
! Сократа;
!+ Платона;
! Аристотеля.
? Согласно Эпикуру благо и зло в жизни человека проистекает из его способности:
! логически мыслить;
!+ управлять своими ощущениями;
! выполнять установления общества;
! управлять другими людьми;
! все указанное.
? «Основная цель жизни мудреца – выработать абсолютную невозмутимость духа» – так считали:
! киренаики;
! пифагорейцы;
! софисты;
!+ стоики;
! эпикурейцы.
? Он является одним из первых физиологов-экспериментаторов, установил связь нервов с ощущениями:
! Павлов;
! Гиппократ;
! Платон;
!+ Гален;
! Парацельс.
? Как называют первых греческих философов?
! политиками;
!+ физиками;
! математиками;
! целителями;
! метафизиками.
? Первой философской школой др.Греции считается:
!+ милетская;
! элейская;
! пифагорейская;
! аристотелевская;
! платоновская.
? Какой тезис принадлежит Галену:
! «Познай себя».
! + «Все из воды».
! «Все течет, все меняется»;
! «Всё из воздуха»;
! Все названное.
? Согласно греческим мыслителям главный критерий добродетели:
!+ мера;
! истина;
! правда;
! аскетизм;
! вера.
? Из каких исторических источников мы знаем о Сократе?
! из трудов Аристотеля;
! из письменного наследия Сократа;
! из мифов;
! из произведений Гомера и Гесиода;
!+ из произведений Платона и Ксенофонта.
? Какова природа платоновской идеи:
! идея нематериальна и неумопостигаема;
! идея материальна, но неумопостигаема;
! идея материальна и умопостигаема;
!+ идея нематериальна, но умопостигаема;
! идея как таковая не существует.
? К «правильным» формам государства Аристотель относит:
! демократию;
!+ монархию;
!+ аристократию;
!+ политию;
! олигархию;
! идею.
? Кто из философов признавал переселение душ?
! Пифагор;
! Сократ;
!+ Платон;
! Аристотель;
! все названные.
? Философ, который рассматривал логику как главное орудие познания:
! Сократ;
! Платон;
!+ Аристотель;
! Эпикур;
! все названные.
? Аристотель, в отличие от Платона, создал систему знаний о:
! идеях;
! государстве;
!+ природе;
! душе;
! все указанное.
? Согласно Аристотелю, человек является «политийным животным», поскольку:
! человек реализует свой потенциал в политической борьбе;
!+ люди могут добиться блага только сообща;
! политика определяет ход истории;
! политика – цель деятельности человека;
! все названные.
Жизнь Платона
Платон родился в Афинах, его настоящее имя – Аристокл. Платон («широкоплечий») – прозвище, которому он обязан своим мощным торсом. Философ происходил из знатного рода, получил хорошее образование, в возрасте около 20 лет стал учеником Сократа. Сначала Платон готовил себя к политической деятельности, после смерти своего учителя, он покинул Афины и много путешествовал, главным образом, по Италии. Разочаровавшись в политике и чуть не попав в рабство, Платон возвращается в Афины, где и создает свою знаменитую школу – Академию (она располагается в роще, посаженной в честь греческого героя Академа), которая просуществовала более 900 лет. Обучали здесь не только философии и политике, но и геометрии, астрономии, географии, ботанике, каждый день проводились гимнастические занятия. Обучение основывалось на лекциях, дискуссиях и совместных беседах. Почти все произведения, дошедшие до нас, написаны в форме диалога, главным персонажем которого является Сократ, выражающий взгляды самого Платона.
Основные философские труды Платона
«Апология Сократа», «Менон», «Пир», «Федр», «Парменид», «Государство», «Законы».
Философия Платона
Основным вопросом досократовской философии была разработка натурфилософии, проблема поиска первоначала, попытка объяснить происхождение и существование мира. Предшествующие философы понимали природу и космос как мир вещей видимых и чувственно воспринимаемых, но так и не смогли объяснить мир с помощью причин, в основе которых лежат только «стихии» или их свойства (вода, воздух, огонь, земля, горячее, холодное, разряжение и т.п.).
Заслуга Платона заключается в том, что он вносит новый исключительно рациональный взгляд на объяснение и познание мира, приходит к открытию другой реальности – сверхчувственного, надфизического, умопостигаемого пространства. Это приводит к пониманию двух планов бытия: феноменального, видимого, и невидимого, метафизического, улавливаемого исключительно интеллектом; тем самым Платон впервые подчеркивает самоценность идеального.
С этих пор происходит размежевание философов на материалистов, для которых истинным бытием является материальный, чувственно воспринимаемый мир (линия Демокрита), и идеалистов, для которых истинное бытие – нематериальный, сверхчувственный, надфизический, умопостигаемый мир (линия Платона).
Философия Платона носит характер объективного идеализма, когда за первооснову сущего принимается безличный универсальный дух, надиндивидуальное сознание.
Теория идей
Мир идей Платона
Истинные причины вещей Платон видит не в физической реальности, а в умопостигаемом мире и называет их «идеями», или «эйдосами». Вещи материального мира могут меняться, рождаются и умирают, а вот их причины должны быть вечными и неизменными, должны выражать сущность вещей. Главный тезис Платона заключается в том, что «…вещи можно видеть, но не мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видеть».
Идеи представляют собой всеобщее, в отличие от единичных вещей – и только всеобщее, по мнению Платона, достойно познания. Этот принцип распространяется на все предметы исследования, но в своих диалогах Платон большое внимание уделяет рассмотрению сущности прекрасного. В диалоге «Гиппий Больший» описан спор о прекрасном между Сократом, представляющим точку зрения Платона, и софистом Гиппием, который изображен простоватым, даже глуповатым человеком. На вопрос: «Что такое прекрасное?», Гиппий приводит первый пришедший на ум частный случай и отвечает, что это прекрасная девушка. Сократ говорит, что тогда надо признать прекрасным и прекрасного коня, и прекрасную лиру и даже прекрасный горшок, но все эти вещи прекрасны лишь в относительном смысле. «Или ты не в состоянии вспомнить, что я спрашивал о прекрасном самом по себе, которое все, к чему бы оно ни присоединилось, делает прекрасным, – и камень, и дерево, и человека, и бога, и любое деяние, любое знание». Речь идет о таком прекрасном, которое «никогда, никому и нигде не могло бы показаться безобразным», о том, «что есть прекрасное для всех и всегда». Понятое в этом смысле прекрасное и есть идея, или вид, или эйдос.
Можно сказать, что идея – сверхчувственная причина, образец, цель и прообраз всех вещей, источник их реальности в этом мире. Платон пишет: «…идеи пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними и суть их подобия, самая же причастность вещей идеям заключается не в чем ином, как только в уподоблении им».
Таким образом, можно выделить основные признаки идей:
- вечность
- неизменность
- объективность
- безотносительность
- независимость от чувств
- независимость от условий пространства и времени
Структура идеального мира.
Платон понимает мир идей как иерархически организованную систему, в которой идеи отличаются друг от друга степенью общности. Идеи нижнего яруса – в него входят идеи естественных, природных вещей, идеи физических явлений, идеи математических формул – подчинены более высоким идеям. Высшими и более ценными идеями являются те, которые призваны объяснить человеческое бытие – идеи прекрасного, истины, справедливости. На вершине иерархии находится идея Блага, которая является условием всех остальных идей и необусловлена никакой другой; это цель, к которой стремятся все вещи и все живые существа. Таким образом, идея Блага (в других источниках Платон её называет «Единым») свидетельствует о единстве мира и его целесообразности.
Мир идей и мир вещей
Мир идей, по Платону, – мир истинносущего бытия. Ему противопоставляется мир небытия – это материя, беспредельное начало и условие пространственного обособления множественности вещей. Оба эти начала одинаково необходимы для существования мира вещей, но первенство отдается миру идей: не будь идей, не было бы и материи. Мир же вещей, чувственный мир, есть порождение мира идей и мира материи, то есть бытия и небытия. Таким разделением Платон подчеркивает, что сфера идеального, духовного имеет самостоятельную ценность.
Каждая вещь, будучи причастна к миру идей, есть подобие идеи с её вечностью и неизменностью, а материи вещь «обязана» своей делимостью и обособленностью. Таким образом, мир чувственных вещей соединяет в себе две противопо-ложности и находится в области становления и развития.
Идея как понятие. Помимо онтологического смысла, идея Платона рассматривается и в плане познания: идея есть и бытие, и мысль о нем, а значит соответствующее бытию понятие о нем. В этом гносеологическом смысле идея Платона есть общее, или родовое, понятие о сущности мыслимого предмета. Таким образом, он затрагивает важную философскую проблему формирования общих понятий, которые выражают сущность вещей.
Диалектика Платона.
В своих трудах Платон диалектику называет наукой о сущем. Развивая диалектические идеи Сократа, он понимает диалектику как соединение противоположностей, и превращает её в универсальный философский метод.
В деятельности активной мысли, лишенной чувственного восприятия, Платон выделяет «восходящий» и «нисходящий» пути. «Восхождение» заключается в том, чтобы двигаться вверх от идеи к идее, вплоть до самой высшей, отыскивая единое во многом. В диалоге «Федр» он рассматривает это как обобщающую «…способность, охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно…». Коснувшись этого единого начала, ум начинает двигаться «нисходящим» путем. Он представляет собой способность все разделять на виды, идя от более общих к частным идеям. Платон пишет: «…это, наоборот, способность разделять все на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них, как это бывает у дурных поваров…». Эти процессы Платон и называет «диалектикой», а философ, по определению, есть «диалектик».
Платоновская диалектика охватывает различные сферы: бытия и небытия, тождественного и иного, покоя и движения, единого и многого. В своем диалоге «Парменид» Платон вы-ступает против дуализма идеи и вещи и доказывает, что если идеи вещей отделены от самих вещей, то вещь, не содержащая в себе никакой идеи самой себя, не может содержать никаких признаков и свойств, то есть перестанет быть самой собой. Кроме того, он рассматривает принцип идеи как какое бы то ни было одно, а не только как сверхчувственное единое, а принцип материи как какое бы то ни было иное в сравнении с одним, а не только как материальный чувственный мир. Таким образом, диалектика одного и иного оформляется у Платона в предельно обобщенную диалектику идеи и материи.
Теория познания Платона
Платон продолжает начатые его предшественниками размышления о природе знания и разрабатывает собственную теорию познания. Он определяет место философии в познании, которая находится между полным знанием и незнанием. По его мнению, философия как любовь к мудрости невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (боги), ни для того, кто ничего не знает. Согласно Платону, философ – тот, кто стремится восходить от менее совершенного знания к более совершенному.
При разработке вопроса о знании и его видах Платон исходит из того, что виды знания должны соответствовать видам, или сферам, бытия. В диалоге «Государство» он разделяет знание на чувственное и интеллектуальное, каждое из которых, в свою очередь, делится на два вида. Чувственное знание состоит из «веры» и «подобия». Посредством «веры» мы воспринимаем вещи в качестве существующих, а «подобие» – это некоторое представление вещей, мыслительное построение, основывающееся на «вере». Знание такого рода не является истинным, и Платон называет его мнением, которое не есть ни знание, ни незнание и находится между ними обоими.
Интеллектуальное знание доступно лишь тому, кто любит созерцать истину, и делится на мышление и рассудок. Под мышлением Платон понимает деятельность ума, непосредственно созерцающую интеллектуальные предметы. В сфере рассудка познающий тоже пользуется умом, но для того, чтобы понимать чувственные вещи как образы. Интеллектуальный вид знания – это познавательная деятельность людей, которые рассудком созерцают сущее. Таким образом, чувственные вещи постигаются посредством мнения, и по отношению к ним знание невозможно. Посредством знания постигаются лишь идеи, и только в отношении них возможно знание.
В диалоге «Менон» Платон развивает учение о припоминании, отвечая на вопрос о том, каким образом мы знаем то, что знаем, или как познавать то, чего не знаем, ибо мы должны иметь предварительное знание о том, что собираемся познавать. Диалог между Сократом и необразованным рабом приводит к тому, что Сократ, задавая ему наводящие вопросы, открывает в рабе способность отвлечься от мира явлений и возвысится до абстрактных математических «идей». Это означает, что душа познает всегда, так как она бессмертна, а, соприкоснувшись с чувственным миром, начинает припоминать уже известные ей сущности вещей.
Учение Платона об идеальном государстве
Платон уделяет большое внимание развитию взглядов на общество и государство. Он создает теорию идеального государства, принципы которого подтверждены историей, но остаются неосуществимыми до конца как любой идеал.
Платон считает, что государство возникает тогда, когда человек не может удовлетворить самостоятельно свои потребности, и нуждается в помощи других. Философ пишет: «Государство возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом». Человеку, прежде всего, необходимы пища, одежда, жилье и услуги тех, кто это производит и поставляет; затем люди нуж-даются в защите и охране и, наконец, в тех, кто умеет практически управлять.
В таком принципе разделения труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного устройства. Являясь основным принципом построения государства, разделение труда также лежит в основе разделения общества на различные сословия:
- 1. крестьяне, ремесленники, купцы
- 2. стражи
- 3. правители
Но для Платона важным является не только разделение, основанное на профессиональных особенностях, но и нравственные качества, присущие соответствующим разрядам граждан государства. В этой связи он выделяет добродетели, или доблести совершенного государства:
1. Первый класс образован из людей, у которых преобладает вожделеющая часть души, то есть наиболее элементарная, поэтому они должны поддерживать дисциплину желаний и наслаждений, обладать добродетелью умеренности.
2. У людей второго сословия преобладает волевая часть души, их профессия требует особого воспитания и специальных знаний, поэтому главная доблесть воинов-стражей – мужество.
3. Правителями могут быть те, у кого преобладает рациональная часть души, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием, кто умеет познавать и созерцать Благо, и наделен высшей добродетелью – мудростью. Платон выделяет также четвертую доблесть – справедливость – это гармония, которая воцаряется между тремя другими добродетелями, и реализует её каждый гражданин любого сословия, понимая свое место в обществе и исполняя свое дело наилучшим образом.
Итак, совершенное государство – это когда три разряда граждан составляют гармоничное целое, а управляют государством немногие люди, наделенные мудростью, то есть философы. «Пока в государствах, – говорит Платон, – не будут либо царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино, государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много, – которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор государствам не избавиться от зол…».
Итак, Платон:
- является основателем объективного идеализма
- впервые подчеркивает самоценность идеального
- создает учение о единстве и целесообразности мира, в основе которого лежит сверхчувственная, умопостигаемая реальность
- вносит рациональный взгляд на объяснение и познание мира
- рассматривает философскую проблему формирования понятий
- превращает диалектику в универсальный философский метод
- создает учение об идеальном государстве, уделяя большое внимание нравственным качествам граждан и правителей