Какими свойства и качества у бумаги
По каким критериям определить настоящую качественную бумагу? Как она должна выглядеть? Какие испытания должна преодолеть, чтобы иметь право так называться? Ответы на эти вопросы Вы найдете в данном материале.
Свойства бумаги подразделяются на структурно-механические, оптические, химические, электрические и свойства, определяемые при помощи микроскопа.
У бумаги различают две стороны: прилегающую к сетке бумагоделательной машины и прилегающую к сукну. Сеточная сторона почти всегда грубее вследствие ромбовидной маркировки сетки, по которой движется еще не застывшее бумажное полотно при изготовлении. Различие в гладкости и пористости обеих сторон бумаги называют двусторонностью.
Бумага имеет определённую структуру, обусловленную большей ориентацией волокон в направлении движения сетки бумагоделательной машины и большим натяжением, испытываемым бумагой в этом направлении, известном под названием машинного. Поперечным является направление бумаги под прямым углом к направлению движения сетки бумагоделательной машины.
СТРУКТУРНО-МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
Масса (вес) является наиболее распространённым показателем, т.к. большинство бумаг продают по массе 1 м2. Массу бумаги чаще относят к единице площади, чем к единице объёма, как это делают в отношении других материалов, т.к. бумагу используют в виде листа, и поэтому площадь в данном случае играет более важную роль, чем объём.
Толщина бумаги (мкм) является важным фактором в характеристике многих других видов бумаги и определяет как проходимость бумаги в печатной машине, так и потребительские свойства (в первую очередь прочностные) готового изделия.
Механическая прочность — одно из основных и важных свойств большинства видов бумаги и картона. Стандарты на печатные виды бумаг предусматривают определённые требования механической прочности на разрыв. Эти требования определяются возможностью выработки на современных быстроходных машинах печатных видов бумаги без обрывов с последующим пропуском её через быстроходные перемотно-резательные станки и в дальнейшем на печатных машинах.
Достаточная механическая прочность бумаги должна обеспечивать безостановочную работу печатных машин на полиграфических предприятиях.
В бумажной промышленности принято сопротивление бумаги разрыву характеризовать показателями разрывного груза или разрывной длиной бумаги.
Обычная бумага, изготовленная на буммашине, отличается различными показателями прочности в машинном и поперечном направлении листа. В машинном направлении она больше, так как волокна в готовой бумаге ориентированы в машинном направлении.
Показатель сопротивления бумаги (картона) излому — один из существенных показателей, характеризующих механическую прочность бумаги. Он зависит от длины волокон, из которых образована бумага, их прочности, гибкости и сил связи между волокнами. Поэтому наиболее высоким сопротивлением излому отличается бумага, состоящая из длинных, прочных, гибких и прочно связанных между собой волокон. Для печатных видов бумаги наиболее значимый показатель в процессе переплётно-брошюровочых работ полиграфического производства.
Показатель качества — сопротивление продавливанию — нельзя отнести к числу основных. Он предусматривает по действующим стандартам для сравнительно ограниченного количества видов бумаги. Важное значение этот показатель имеет для упаковочно-обёрточных видов бумаги. Этот показатель в некоторой степени связан с -показателями разрывного груза бумаги и удлинения её при разрыве.
Для некоторых видов бумаги и картона показатель сопротивления поверхности этих материалов истиранию служит одним из критериев, определяющих потребительские свойства материала. Это относится к чертёжно-рисовальным и картографическим видам бумаги. Эти бумаги допускают без излишнего повреждения поверхности возможность удаления написанного, нарисованного или напечатанного путем подчистки резинкой, лезвием бритвы или ножа. Одновременно подобная бумага с хорошей поверхностной прочностью на истирание должна сохранять удовлетворительный внешний вид после повторного нанесения текста или рисунка на стёртом месте.
Влагопрочность, или прочность во влажном состоянии — важный фактор большинства бумаг, особенно у бумаги, изготовленной на быстроходных бумагоделательных машинах, так как должна обеспечиваться бесперебойная работа буммашины при переходе бумажного полотна из одной секции машины в другую.
О влагопрочности бумаги судят по степени сохранения ею во влажном состоянии первоначальной своей прочности, т.е. той прочности, которую она имела до увлажнения, находясь в воздушно-сухом состоянии.
Удлинение бумаги до разрыва, или её растяжимость характеризует способность бумаги растягиваться; особо важно для упаковочной бумаги, мешочной, бумаги и картона для производства штампованных изделий (бумажные стаканы), основы парафинированной бумаги для автоматической завертки конфет (т.н. карамельной бумаги).
Увеличение размеров увлажнённого листа бумаги по его ширине и длине, выраженное в процентах по отношению к первоначальным размерам сухого листа, носит название линейной деформации при увлажнении. Значения деформации бумаги при намокании и остаточной являются важными показателями для многих видов бумаги (офсетной, диаграммной, картографической, основы фотоподложки, бумаги с водяными знаками). Высокие значения показателей деформации бумаги приводят к несовмещению контуров красок при печати и, как следствие, получению некачественной печати. Однако надо отметить, что ГОСТ предполагает очень жёсткие условия испытаний (намокание калиброванной полоски бумаги в течение определенного времени), использование которых для большинства печатных видов бумаги нецелесообразно. Европейские нормы предполагают использование термина «влагорасширение», определяющего изменение линейных размеров полоски бумаги при изменении влажности воздуха от 30 до 80%.
Гладкость характеризует состояние поверхности бумаги, обусловленное механической отделкой. Гладкость характеризует внешний вид бумаги; шероховатая бумага, как правило, на вид непривлекательна. Гладкость важна для писчих видов бумаги, для печатных бумаг, а также при склейке бумаги.
Просвет бумаги характеризует степень однородности её структуры, т.е. степень равномерности распределения в ней волокон. О просвете бумаги судят по наблюдению в проходящем свете. Бумага с сильно облачным просветом крайне неоднородна. Её тонкие места являются и наименее прочными. Они оказывают меньшее сопротивление прохождению воды, чернил, печатной краски. Вследствие этого и печать на облачной бумаге оказывается низкого качества из-за неравномерности восприятия бумагой печатной краски.
Бумага неравномерная по просвету, а следовательно и по толщине, отличается повышенной склонностью к короблению поверхности. Нанесение покрытий на поверхность такой бумаги (мелование, лакирование, парафинирование) связано с производственными затруднениями и влечёт за собой появление брака. Каландрирование бумаги облачного просвета также связанно с повышенным образованием брака; на поверхности появляются залощённые пятна.
Бумага с облачным просветом трудно окрашивается, образуется разнотоновая облачность. Интенсивнее окрашиваются толстые участки бумажного полотна и менее интенсивно-тонкие.
ОПТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
Оптические свойства бумаги не менее важны, чем структурно-механические. Для некоторых видов бумаги (типа печатные, прозрачные упаковочные, чертёжная, фотографическая, писчие) оптические свойства имеют первостепенное значение. Важными показателями оптических свойств являются: белизна, светонепроницаемость, прозрачность (непрозрачность), лоск и цвет.
Истинная белизна бумаги связана с её яркостью или абсолютной отражательной способностью, т.е. визуальной эффективностью. Белизна базируется на измерении отражения света белыми или почти белыми бумагами с одной длиной волны (ГОСТ предусматривает 457 миллимикрон, т.е. в видимом спектре). Белизна определяется как отношение количеств «упавшего» и распределенно отражённого света (%).
Пожелтение бумаги — это термин, которым условно называют снижение её белизны от воздействия световых лучей или повышенной температуры. От светового разрушения бумага может быть защищена хранением её в помещении без окон или с окнами, покрытыми плотными шторами.
Светонепроницаемость — способность бумаги пропускать лучи света. Свойство непрозрачности бумаги определяется общим количеством пропускаемого света (рассеянного и нерассеянного). Непрозрачность обычно определяется степенью «проникновения» изображения в испытываемый материал, помещённый прямо против рассматриваемого предмета.
Чаще применяется термин непрозрачность бумаги — отношение количества света, отраженного от листа, лежащего на чёрной подложке к свету, отражённому светонепроницаемой стопой этой бумаги.
Прозрачность определённым образом связана с непрозрачностью, но отличается от неё тем, что определяется количеством света, который проходит без рассеивания. Коэффициент прозрачности является лучшей оценкой высокопрозрачных материалов (калек), тогда как измерение непрозрачности более пригодно для относительно непрозрачных бумаг.
Лоск (глянец) является свойством бумаги, выражающим степень лощёности, глянца или способности поверхности отражать изображения. Лоск можно рассматривать как свойство поверхности бумаги отражать свет под данным углом отражения в большей степени, чем рассеянное отражение света под тем же углом. Таким образом, лоск (глянец) — относительное количество света, отражённого в зеркальном направлении к количеству упавшего света.
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
Химические свойства бумаги в основном определяются видом применяемой древесины, методом и степенью варки и отбелки, а также типом и количеством добавленных неволокнистых компонентов. Эти свойства бумаги имеют важное значение, так как они влияют на её физические, электрические и оптические свойства.
Для некоторых видов бумаги химические свойства имеют такое же важное значение, как и физические, а в некоторых случаях — даже большее значение. Примером может служить антикоррозийная бумага, применяемая для упаковки серебряных и полированных изделий из стали. Эта бумага не должна содержать серы и сульфидов, а также свободных кислот, хлора и крепких щелочей, вызывающих потускнение или травление металлической поверхности. Лучшие сорта антикоррозийной бумаги изготовляют из хорошо очищенного и отбеленного тряпья или из сульфидной целлюлозы, которые несколько раз тщательно промывают для удаления остатков отбеливающих веществ. Подобным же образом должна быть изготовлена бумага для печати типографской краской при помощи металлического шрифта или для покрытия золотой фольгой, так как металл в краске или фольга будут тускнеть при соприкосновении с бумагой, содержащей восстановимую серу даже в количестве двух частей на миллион частей бумаги. Некоторые антикоррозийные бумаги, применяемые для упаковки серебряных изделий, пропитывают солями (например, уксуснокислой медью, ацетатом свинца или ацетатом цинка), которые вступают в реакцию с сероводородом, содержащимся в некотором количестве в атмосфере, и тем устраняют соприкосновение газа с серебром.
Химические свойства имеют большое значение для следующих видов бумаги:
фотографической (для репродукции); безопасной (в отношении подделок); для бумаги, от которой требуется высокая степень неизменяемости, электрической бумаги, предназначаемой для пропитки смолами, и бумаги для упаковки пищевых продуктов. Эти бумаги не должны содержать ядовитых веществ; кислотность и наполнители в бумаге должны соответствовать ее назначению.
Влажность. Соотношение целлюлоза/вода является наиболее важным фактором в химии бумаги. Количество воды, содержащейся в отдельных волокнах, влияет на их прочность, эластичность и бумагообразующие свойства. Содержание влаги в бумаге влияет на её вес, прочность, неизменяемость, устойчивость размеров и электрические свойства; оно имеет очень важное значение при каландрировании, печатании, покрытии и пропитке. При испытании бумаги её обычно кондиционируют для того, чтобы создать во время испытании постоянную, предопределенную влажность во время испытаний.
Зольность бумаги зависит в основном от количественного содержания наполнителей в её композиции. Бумага высокой прочности должна иметь низкое содержание золы, так как минеральные вещества уменьшают прочность бумаги. Высокое содержание золы нежелательно в таких видах бумаги, как фотографические, электроизоляционные, фильтровальные.
Микроскопические анализы
Кроме обычно применяемых химических, физических и оптических испытаний бумаги, важные сведения о её свойствах можно получить путём исследования под микроскопом. К числу важных областей применения микроскопа на практике относятся определения длины и вида волокна, состав по волокну, анализ загрязнений, пятен, определение степени обработки волокна, изучение смоляной и крахмальной проклейки и исследование бумаги в отношении наполнителей.
Автор: С. Чурусов
Ольга Уварова
«Бумага. Её свойства и качества». Конспект образовательной деятельности
Конспект образовательной деятельности с детьмисредней группы, направленной на формирование начальных представлений об экспериментально-исследовательском процессе у дошкольников.
Педагог: Уварова Ольга Николаевна.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Возрастная группа: средняя группа
Тема занятия: «Бумага. Её свойства и качества»
Концептуальные основы занятия.
Тема занятия: «Бумага. Её свойства и качества»
Цель: Закреплять и расширять имеющиеся у детей представления о свойствах и качествах бумаги.
Задачи:
Обучающие: — Закреплять знания детей о бумаге.
— Определить многообразие возможностей бумаги в нашей жизни.
— Познакомить детей с разными видами бумаги.
— Учить выявлять свойства и качества бумаги путём исследования, опыта.
— Обобщать имеющиеся у детей знания о бумаге.
— Продолжать учить анализировать, делать самостоятельные выводы.
— Обогащать словарный запас детей словами антонимами, прилагательными, активизировать их употребление в речи.
Развивающие:
— Развивать память, внимание, мыслительную деятельность, любознательность.
— Развивать тактильные, зрительные, слуховые ощущения.
— Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
— Воспитывать бережное отношение детей к бумаге.
— Воспитывать уважительное отношение друг к другу в процессе коллективной работы.
Методы и приемы.
Метод наглядного обучения: показ, использование демонстрационных пособий.
Словесный метод: использование художественного слова (стихи, загадки, заклички, речёвка, задания-инструкции, пояснения, рассказ, беседа, вопросы – ответы.
Игровой метод: путешествие, персонаж – Знайка.
Практический метод: изучение свойств и качеств бумаги с использованием разных исследовательских приёмов.
Предварительная работа:
— Беседы на темы «Деревья. Их польза людям (в том числе — бумага)», «Что может быть бумажным?», «Эта разная бумага». Создание альбомов «Коллекция фантов», «Такая разная бумага»
Материалы и оборудование:
— различного рода предметы, изготовленные из бумаги;
— разные виды бумаги (многослойный картон, цветной картон, цветная бумага, калька, гофрированная бумага, салфетка, альбомный лист);
— импровизированные билеты на каждого участника (изготовленные из различной бумаги);
— лотки с водой, пластмассовые пинцеты, (на каждого ребёнка, ножницы, клей, полоски цветной бумаги, трафарет, карандаши (два набора: для детей и для гостей);
— костюм Знайки;
— альбом «Такая разная бумага»;
— колонка для музыкального сопровождения.
Алгоритм занятия
Организационный момент.
Знакомство со Знайкой (появление персонажа под музыкальное сопровождение – «В гостях у сказки»)
Приглашение к путешествию в Страну Знаний
Д/и «Подумай, назови, обобщи» — задание Знайки
Получение билетов в страну Знаний за правильные ответы
Раз, два, три, четыре, пять!
Вместе весело шагать,
Мы за знаньями идём,
Знайка нам поможет.
Он расскажет обо всём
И покажет тоже!
Основная часть
Остановка «Размышлялка, рассуждалка, проверялка»
На столе разложены различные виды бумаги. Путём тактильного исследования дети определяют разные качества и свойства бумаги : мнётся, рвётся, шуршит, одна тонкая, другая толстая, прозрачная, плотная, гладкая, шероховатая – разная.
Остановка «Наблюдалка, испыталка»
На столе расставлены лотки с водой и пластмассовые пинцеты (на каждого ребёнка). Детям предлагается опустить в лоток с водой свой билетик и понаблюдать за взаимодействием бумаги и воды. Билеты изготовлены из разной по плотности бумаги. В итоге, один бумажный билетик намок и опустился на дно лотка, при попытке взять его пинцетом билетик порвался (салфетка, другой при намокании свернулся (калька, третий-изменил форму (цветная бумага, четвёртый отдал свою краску воде и стал белым (гофрированная бумага, пятый потребовал большего времени наблюдения, так как состоял из нескольких плотных слоёв (многослойный картон)
Динамическая пауза
(Соотношение речи с движениями)
Мы бумагу рвали, рвали.
Мы бумагу мяли, мяли.
Мы бумагу клеили
И поделку сделали!
Остановка «Клуб – «Умелые ручки»
Склеите корабль, солдата, паровоз,
Машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная… (бумага)
Детям предлагается заняться творчеством и из предложенного материала изготовить сюжеты, используя разные приёмы – аппликация, раскрашивание, обводка, вырезание….
Творческое задание предлагается и гостям.
(творческий процесс сопровождается музыкальной заставкой)
Заключительная часть
Возвращение из путешествия.
Подарок на память о путешествии от Знайки – альбом «Такая разная бумага»
Подведение итогов.
Моя статья поможет раскрыть основные свойства бумаги. А так же варианты, опыты и эксперименты с бумагой. Зная основные свойства бумаги, дети лучше выполняют поделки. Дочитав статью до конца, вы узнаете о каких свойствах бумаги рассказать детям и как это сделать.
Содержание статьи
- Какая бывает бумага?
- Основные свойства бумаги, опыты.
- Бумага мнётся.
- Бумагу можно сгибать.
- Бумага рвётся.
- Бумага и клей.
- Свойства горения бумаги.
- На бумаге можно рисовать.
- Рисуем и стираем.
- Очки из бумаги.
- Бумага мокнет.
- Какие поделки можно делать из бумаги?
Какая бывает бумага?
Для начала предложите детям бумагу разных фактур. Например: картон, салфетки, офисная бумага, бархатная, цветная, а так же гофрированная и оберточная.Соприкасаясь с кусочками такой бумаги, задействуя тактильные рецепторы, ребенок получает наиболее полные представления. Поэтому целесообразно иметь образцы разных видов бумаги в постоянном доступе. Это может быть альбом, коробочка или картотека. И всё же не смотря на то, что бумага является самым знакомым и доступным материалом для детей, надо знакомить с её свойствами.
Основные свойства бумаги, опыты.
1. Бумага мнётся.
Предложите детям скомкать лист бумаги разной плотности (салфетку, лист тетрадный и картон). Далее предложите этот лист распрямить.
Вывод: Чем тоньше бумага, тем легче она мнётся. Распрямить бумагу до первоначального состояния невозможно. На основе мятых кусочков можно делать много интересных поделок.(Пластическая аппликация, торцевание)
2. Бумагу можно сгибать.
Предложить детям согнуть бумагу пополам и хорошо прогладить сгиб. Поставить изделие на торец и убедиться в том, что в таком положении бумага может стоять. Согнуть лист гармошкой, проглаживая каждый сгиб. И убедиться в том, что изделие держит форму.
Вывод: При сгибании бумага принимает заданную форму и поэтому на её основе можно делать разные поделки. Оригами, шары кусудама, киригами.
3. Бумага рвётся.
Разорвите бумагу разной плотности и попробуйте восстановить разрыв. Когда дети скажут, что восстановить разрыв невозможно, предложите им склеить разорванные кусочки.
Вывод: Разорвать тонкую бумагу легче, чем толстую. Разорванные кусочки можно склеить. Чем тоньше бумага, тем лучше она клеиться. Рваная бумага применяется для изготовления отрывной аппликации, папье-маше.
4. Бумага и клей.
Предложить детям расположить на листе бумажные детальки и поднять лист вертикально. Естественно детальки осыпятся.
Вывод: Выполнить бумажное изделие без клея очень сложно. Значит при выполнении поделок нужно использовать клей ПВА, клейстер или обойный клей.
5. Свойства горения бумаги.
Взрослый может показать детям ещё одно свойство — горение. Для этого небольшой лист поджигают над металлическим или стеклянным подносом. В процессе наблюдения дети делают свои выводы.
Вывод: Лист быстро сгорел, на подносе остался лишь пепел. Следовательно бумажные изделия легко воспламеняются и не подлежат восстановлению. Надо быть осторожным с огнем и не допускать возгорания.
6. На бумаге можно рисовать.
Предложить детям провести черту красным цветом по белому листу. А потом провести такую же черту по бумаге красного цвета. А так же попробовать рисовать на салфетке, глянцевой бумаге, гофрированной или тисненной. Спросить у детей на какой бумаге им понравилось рисовать больше.
Вывод: На бумаге можно рисовать. Но если бумага такого же цвета, как и фломастер, карандаш, то рисунок будет не виден. Следовательно бумагу для рисования лучше выбирать белую или отличную от цвета карандаша. Если бумага сильно тонкая, то при рисовании бумага рвется. На тисненной бумаге рисовать сплошной линией не получается.
7. Рисуем и стираем.
Ещё можно попробовать рисовать на бумаге простым карандашом. А затем попросить детей стереть нарисованное ластиком. Будет лучше, если вы нарисуете на бумаге полоски простым карандашом с разным нажимом.
Вывод: Если рисовать на бумаге простым карандашом, используя слабый нажим, то можно стереть нарисованное. Значит можно делать на бумаге наброски, стирать их и снова рисовать. Пока не добьешься желаемого результата.
8. Очки из бумаги.
Раздать детям бумажные очки, в которых и стекла сделаны из бумаги. Спросить детей, что они видят. Предложить объяснить это явление. Далее взять лист с рисунком и приложить его к стеклу, предложить обвести рисунок.
Вывод: Бумага непрозрачная. Но если на неё направить свет, то можно увидеть рисунок и перевести его на другой лист.
9. Бумага мокнет.
Перед детьми стоит контейнер с водой и бумага разной толщины. Предложить поочередно опустить в воду кусочки бумаги, начиная с тонкого. В результате опыта дети делают выводы. Затем педагог опускает в контейнер бумажный кораблик. Для точности эксперимента можно оставить кораблик в воде на продолжительное время.
Вывод: Чем тоньше бумага, тем быстрее она размокает. Это свойство бумаги применяется в технике работы с бумагой папье-маше, а так же мокрое складывание оригами. Если бумага соприкасается с водой частично, то она не тонет и размокает дольше.
Какие поделки можно делать из бумаги?
Зная свойства бумаги вы легко найдете ей применение. Дети очень любят мастерить из этого универсального материала. К тому же техник по работе с бумагой великое множество. Начиная от простой аппликации можно постепенно переходить к оригами, квиллингу, моделированию. Более подробно вы сможете ознакомиться с с техниками работы с бумагой в моей статье.
Желаю всем творческих успехов!
Tatiana
27.05.2019