Какими свойств обладает мораль
Реферат
На тему:
«Свойства и функции морали»
План
Вопрос 1. Свойства морали
Вопрос 2. Функции морали
Вопрос 3. Моральная регуляция
Вопрос 4. Противоречия в морали
Вопрос 1. Свойства морали
1. Императивность морали
2. Нормативность морали
3. Оценочность морали
1. Мораль является одной из форм общественного сознания. Мораль имеет общественное происхождение, ее содержание определено конкретно-историческими условиями, духовными и материальными факторами.
Мораль обладает свойствами, общими для всех форм общественного сознания (религии, науки и пр.):
• социально-экономическая обусловленность содержания;
• воздействие на процессы, протекающие в обществе;
• взаимодействие с другими формами общественного сознания.
Специфическим свойством морали является императивность (от лат. imperative — повелевать) — требование определенного поведения, выполнения предписаний морали.
Императивность:
• согласует интересы личности с интересами общества;
• утверждает приоритет общественных интересов;
— в то же время не ограничивает свободу личности (за исключением ее негативных проявлений).
Иммануил Кант (1724 — 1804) первым сформулировал категорический императив — всеобщий моральный закон: «…Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».
Максима — это субъективный принцип воли индивида, его эмпирический мотив поведения. Категорический императив:
• является врожденным знанием;
• его требования выполняются безусловно и добровольно;
• проявляется в максиме только тогда, когда мотивом поступка является чувство долга;
• выражает соотношение между свободой волеизъявления и моральной необходимостью. («…Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству… как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». И. Кант.)
2. Нормативность морали. Регулятивная функция морали осуществляется через нормы (правил, заповедей и т. д.), с помощью которых:
• направляется деятельность людей;
• воспроизводятся общественные отношения на основе положительных качеств (честность, взаимопомощь и др.);
• соотносятся нравственные качества индивида с требованиями общества;
• побуждения извне превращаются во внутреннюю установку личности, часть ее духовного мира;
• осуществляются нравственные связи поколений людей.
Существует два типа моральных норм:
• запреты, указывающие недопустимые формы поведения (не укради, не убей и т. п.);
• образцы — желаемый вариант поведения (будь добрым, будь честным).
3. Оценочное свойство морали. Оценочность морали заключается в самооценке человека (оценке своих действий, печалей, переживаний), в оценке другими людьми и обществом поведения человека, его мотивов, соответствия нормам морали.
Формы оценочности:
• одобрение, согласие;
• порицание, несогласие.
Важными проблемами этики являются проблемы истинности моральных суждений и моральных оценок.
Объективный критерий истинности в морали — соответствие деятельности человека (или группы) интересам общества.
Вопрос 2. Функции морали
1. Воспитательная
2. Ценностное
J. Коммуникативная
4. Познавательная
5. Регулятивная
6. Гуманизирующая
1. К основным функциям морали относится воспитательная функция, которая заключается в:
• формировании у ребенка нравственных установок, привычек, внушении моральных запретов;
• самовоспитании взрослого человека (на протяжении всей жизни), осознанном выборе нравственных ориентиров.
Воспитательные функции могут выполнять не только люди, но и средства массовой информации, литература, искусство, взаимоотношения окружающих людей.
2. Ценностно-ориентирующая функция. Мораль играет важнейшую роль в развитии личности, дает нравственную ориентацию личности («установка на добро»).
3. Коммуникативная функция морали состоит в:
• ритуализации человеческого общения, создании его нормативов (этикет и пр.);
• гуманизации общения, стремлении сделать общение максимально приятным для всех сторон (ориентация на добро в общении).
4. Познавательная функция морали заключается в том, что она является средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этические познания, помогающие ему решать моральные вопросы, управлять своим поведением, чувствами и т. д.
5. Регулятивная функция морали (является самой важной функцией) заключается в регуляции поведения людей и общества в целом посредством:
• ограничения негативных устремлений людей;
• саморегуляции индивида и социальной среды;
• управления общественными отношениями;
• воплощения в жизнь гуманистических норм морали и т. д.
Регулятивная функция «высокой морали» является тенденцией, устремлением. Реальную регуляцию осуществляет синтез общечеловеческих нравственных представлений и социально-конкретных представлений.
Мораль регулирует поведение и взаимоотношения людей при помощи одобрения или порицания со стороны общественного мнения и моральной самооценки личности.
6. Гуманизирующая функция заключается в:
• стремлении морали совершенствовать человека;
• обязательности нравственных правил для всех людей, их равенстве
1. Компоненты системы моральной регуляции
2. Моральная регуляция
1. Мораль — система, которая регулирует сознание и поведение людей, их взаимоотношения (отношения между индивидами, группами индивидов, человеком и обществом и т. д.).
В систему моральной регуляции входят:
* нормы — предписания, правила поведения, объединенные в кодекс. Они, в свою очередь, делятся на:
* общепринятые эталонные образцы (позитивные нормы),
* запреты, абсолютные запреты (общий смысл которых — «не навреди»). В отличие от позитивных норм («будь добрым» и пр.),) бсолютные запреты не оставляют свободы для толкований.
Нормы морали указывают границы дозволенного. Поведение человека считается аморальным если он игнорирует нормы, и внеморальным, если человек не знаком с нормами;
* ценности (добро, справедливость и т. п.), которыми являются:
* содержание моральных норм;
* образцы поведения, мышления и переживания, признанные в качестве моральных ориентиров.
Ценности в отличие от норм не меняются на протяжении веков. Нравственные ценности составляют иерархию, в которой можно выделить высшие ценности и идеалы (высшие цели развития личности);
* важным компонентом моральной регуляции является вопрос о смысле жизни. Задаваясь им, люди хотят понять свое предназначение, место в мире;
* следующим компонентом моральной регуляции являются нравственные принципы — универсальные формулы поведения (например, принцип любви к ближнему). Принципы:
* четко формулируются (в виде лозунгов и т. п.);
* бывают связаны с идеологией, выражают интересы какой-либо социальной группы.
* Жесткое следование принципам высокой морали называется ригоризмом.
2. Моральная регуляция носит характер:
* оценочный (поступки людей одобряются или порицаются);
• императивный, нравственные правила преподносятся (иногда навязываются) как образцы поведения.
Мораль соотносит реальное поведение, сознание и переживания людей с идеалами, духовными и нравственными ориентирами («как должно быть»).
Нравственное сознание человека включает в себя:
• привычки (автоматически соблюдаемые моральные нормы);
• рефлексию (раздумья);
• интуицию (интуитивные решения в затруднительных ситуациях);
• моральные переживания.
Нравственное сознание человека, его поведение соотносятся с моральными правилами общества, устоями прошлых времен (обычаи, традиции).
Нравственные убеждения человека могут не только не совпадать с общепринятыми, но даже противопоставляться им (в аморальном обществе, например в фашистском государстве). В этом случае человек сам контролирует свои поступки и мышление (совесть), а нравственные нормы соблюдаются добровольно, без контроля извне.
Моральной регуляции подвергаются все без исключения сферы жизни общества и человека, где присутствуют взаимоотношения субъектов. Моральная регуляция опирается на общественное мнение (оценивая поведение человека, общество выполняет функции совести).
Мораль тесно связана с правом:
• моральные нормы закреплены законом;
• либерализация морали влечет либерализацию права;
— взаимодействие морали и права (суд присяжных).
Очень важна моральная регуляция науки, особенно медицины, психологии, генетики и т. п. (проблемы эвтаназии, клонирования и т. д.).
Нравственное регулирование необходимо даже в области техники (угроза безработицы вследствие автоматизации производства и т. п.).
L Безличность законов морали. Свобода вали и всеобщность морали
2. Универсальность моральных правил
3. Незаинтересованность моральных мотивов
4. Моральное единство людей ‘
5. Свободная причинность
1. Основными свойствами законов морали являются:
• объективное значение (норм, правил и пр.);
• субъективность восприятия (мораль как личная позиция человека);
• безличность законов морали.
Общество требует от индивида поведения, соответствующего его моральным нормам. Но оно может быть основано на аморальных принципах (фашистские государства и т. п.). В последнем случае моральный человек противостоит аморальному обществу, руководствуясь субъективным восприятием действительности, а также индивидуальной моралью.
Моральные взгляды:
• никем не навязаны, выбраны человеком добровольно;
• объективны, не зависят от предпочтений индивида (или группы);
• распространяются на всех людей и обязательны для всех.
Мораль— это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.
Структура морали.
1. Моральное сознание – одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия людей. Моральное сознание включает в себя ценности, нормы, идеалы. Здесь мораль проявляет себя как стремление к совершенству. Моральное сознание — духовная сторона морали: нормы и принципы поведения, целевые установки, эмоции, чувства, переживания, убеждения, волевые акты и другие идеальные факторы. Оно является отражением жизненно-практического и исторического опыта людей в форме индивидуальных и коллективных представлений, выполняет функции механизма социальной преемственности, регулирования и организации жизнедеятельности, обеспечивает оценку результатов поведения личности.
Моральное сознание функционирует на двух уровнях регуляции в отношениях между людьми: эмоционально-чувственном (обыденное сознание) и рационально-теоретическом (этика). Эмоциональный уровень — психическая реакция личности на событие, отношение, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроение.
Эмоционально-чувственное моральное сознание определяет отношения человека:
а) к другим людям (чувства симпатии или антипатии, доверия или недоверия, ревности, ненависти и т. д.);
б) к самому себе (скромность, достоинство, тщеславие, самолюбие, требовательность и т. д.);
в) к обществу в целом (чувство общественного долга, патриотизм, национальная гордость и др.). Рациональный уровень — способность личности к логическому анализу и самоанализу — является результатом целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, воспитания и самовоспитания.
Нравственное самосознание. Это осознание человеком себя к личности и своего места в общественной деятельности людей.
Самосознание является важнейшим компонентом структуры морали. Самосознание в основе своей несет нравственное начало, так как, во-первых, пронизано присутствием (значимостью) другого или других. А во-вторых, образ «Я» изначально содержит в себе «идеал-Я» или стремление к совершенству
2. Моральное поведение, опирающееся на нравственное сознание личности, реализующее ее нравственные отношения, являются результатом становления личности и ее свободного выбора. При этом если моральное сознание выступает субъективной формой этих отношений, то моральное поведение является формой их объективации, их материализации. В этом смысле поведение человека является показателем его нравственной культуры. Нравственная практика. Включает в себя реальные нравы, поступки, нравственные отношения. Поступки и действия отражает моральную сторону человеческой деятельности. Обладают положительной или отрицательной направленностью и предполагают моральную ответственность. Критикуя других, оценивая себя, мы как бы сравниваем конкретный поступок с неким образом, нормой, идеалом. Степень соответствия или несоответствия образцу позволяет нам вообще кого-то критиковать и оценивать, способствует с точки зрения морали приемлемому уровню построения взаимоотношений между людьми.
Поступок — центральный момент нравственного поведения, характеризующий способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих средств и самостоятельному внутренне свободному, морально ответственному действию. Кроме поступка в нравственном поведении личности важное место занимают мотивация и оценка (самооценка). Мотивация (мотив, намерение) играет роль импульса, побудителя к действию: мотив предшествует поступку и продолжает свое действие во время его совершения. Это очень сильный регулятор человеческого поведения, не менее важный, чем сам покупок: немотивированных поступков не существует. Однако мотивы и поступки могут не соответствовать друг другу, связь между ними неоднозначна.
Оценка в системе нравственной регуляции выражает осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мысли или жизни на основе требований морали. Основанием для оценок выступают моральные принципы, нормы и идеалы, предписывающие человеку должное поведение. Сама же оценка характеризует соответствие сущего (того, что совершено) должному. Возможна оценка будущих действий, выступающая как способность предвидения последствий поступка; в этом она может одновременно служить его мотивацией.
3. Моральные отношения — центральный элемент структуры морали, в котором фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки. Наиболее значимыми в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе.
СВОЙСТВА МОРАЛИ
С первого взгляда мораль выглядит как некоторые правила поведения: по отношению к другим людям, к обществу и к самому себе. В любом случае они формулируются в повелительном наклонении: указывают не на то, что есть, а на то, как должно быть. Свойство морали требовать определенного поведения называется императивностью (от лат. imperative – повелевать).
Моральные нормы не содержат рецептов на все случаи жизни, они носят обобщенный характер. В отличие от обычая, который регламентирует все детали поведения, или права, которое стремится сформулировать свои статьи предельно четко и строго, мораль указывает общее положительное направление в поведении, которое индивид конкретизирует, применительно к ситуации. Предельно обобщенное требование морали одно: делай добро! Значение более частных нравственных представлений зависит от общей ориентации мировоззрения: например, принцип трудолюбия в традиционной, буржуазной и советской морали имеет разное наполнение.
Моральные требования имеет всепроницающий характер: нет такой сферы, где моральная регуляция не действует, нет такого явления, которое не подлежало бы моральной оценке. Эта особенность также отличает мораль от обычая и права, имеющих локальное распространение и регулирующих вполне определенные сферы отношений.
Для поддержания морали нет специальных общественных учреждений, это неинституциональная регуляция. В то время как для поддержания правопорядка есть соответствующие органы: прокуратура, милиция, суд, в морали эту функцию берет на себя общественное мнение и совесть индивида. По большому счету внешний контроль в морали не действенен, она держится на самоконтроле личности и общества
Моральные требования имеют личностную форму, т.е. это требования, обращенные личностью к самой себе. Они функционируют тогда, когда стали собственным убеждением человека. Поэтому форма морального требования: «я должен…» (а не «ты должен…», как мы обычно говорим друг другу).
Итак, мораль представляет собой способ неинституциональной регуляции человеческого поведения с помощью требований, имеющих личностную форму, обобщенный и всепроницающий характер.
Наряду с перечисленными простыми признаками, мораль обладает также набором противоречивых свойств.
Функции морали
1.Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).
2.Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.
3.Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.
4.Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.
5.Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.
6.Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.
7.Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.
Дата добавления: 2016-10-06; просмотров: 4443 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление