Какими основным свойствами должна обладать конституция
Конституция как главный закон государства и общества, основной источник права конкретной страны имеет особые черты, или свойства, которые можно подразделить на социально-политические, правовые и политико-правовые.
Основные социально-политические свойства конституции выражаются прежде всего в следующих признаках:
О особый субъект, который принимает (учреждает) конституцию или от имени которого она принимается;
О учредительный характер конституционных положений;
О широта и всеохватывающий характер предмета конституционного регулирования.
Особый субъект, который принимает (учреждает) конституцию или от имени которого она принимается, — принципиальное социально-политическое свойство конституции. Конституция в современном значении этого понятия является актом, который, как правило, принимается народом или от имени народа.
Возникновение в XVII в. самой идеи о необходимости такого акта, как конституция, было связано именно с идеей воли народа как источника данного акта. Выдвигаемое нарождающейся буржуазией требование ограничить права короля и феодалов для защиты своих свобод могло быть обеспечено только путем принятия акта высшей власти, воплощающей волю всей нации или всего народа. Так, в неосуществленном на практике проекте «народного соглашения» Кромвеля в 1653 г. было предусмотрено условие подписания его всем народом. Такое же требование затем выдвигалось Жан Жаком Руссо. Он полагал, что для установления конституции требуется согласие всех граждан: она должна стать результатом единогласного решения всех граждан, а противников конституции следует считать иностранцами среди граждан. Эта важная социальная черта конституции признается доминирующей в современной конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: «Мы, народ (нация)… принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию».
Принятие «народом и от имени народа» — главная формула демократической конституции. В современном мире многие демократические конституции приняты или учреждены гражданами страны на референдуме. В частности, так были приняты конституции Италии 1947 г., Франции 1958 г., Португалии 1976 г., Испании 1978 г., Египта 1971 г., Филиппин 1986 г., Йемена 1991 г., Алжира 1996 г., Беларуси 1996 г., Румынии 1999 г., Швейцарии 2000 г. и др. Вместе с тем всенародный референдум не является единственным путем демократического учреждения основного закона страны. Конституция может приниматься и другими субъектами права, представляющими народ и его интересы, например: учредительным собранием (во Франции Конституция 1948 г., в Бразилии — 1988 г., Болгарии — 1991 г. и др.); парламентом (в Китае — в 1982 г., во Вьетнаме — в 1992 г., в Грузии — в 1995 г., на Украине — в 1996 г.); на общенациональной конференции представителями различных политических сил и групп населения (Конституция Боснии и Герцеговины, 1995 г.).
Выбор субъекта учреждения конституции — очень тонкий и ответственный политический момент. Наиболее демократичный путь принятия конституции референдумом не всегда используется по разным причинам. Так, от него отказываются тогда, когда существует опасность использования народа в качестве заложника определенных групповых интересов. Некоторые ученые считают, что в условиях недемократичного режима при проведении референдума избиратели подвергаются серьезному давлению и часто одобряют реакционные проекты. В качестве примера приводят Конституцию Франции 1958 г., которая одобрялась избирателями в условиях острого политического кризиса; Конституцию Чили 1980 г., утверждаемую гражданами в условиях диктатуры Аугусто Пиночета; социалистические конституции ГДР 1968 г., Болгарии
1971 г. и Кубы 1976 г., принимаемые под давлением партийной верхушки[1].
Критическая оценка государствоведами демократичности проведения референдума в указанных случаях должна быть весьма осторожной. Нужно учитывать, что любая демократичная процедура в условиях политического кризиса или недемократического режима приобретает искаженные формы и может быть использована не в интересах народа силами, доминирующими в политическом процессе. Это касается не только референдума, но и голосования в парламенте, учредительном органе и т.д.
Существует практика принятия конституций сверху: военными властями, провозглашающими переход к гражданскому правлению (конституции Турции 1982 г., Нигерии 1989 г.), высшими партийными органами (съездом партии в Конго в 1973 г., комитетами партии в Анголе и Мозамбике в 1975 г.). В некоторых монархических странах конституция даруется монархом своему «верному народу». Такой способ принятия конституции — октроирова- ние — был использован, в частности, в Иордании в 1952 г., Непале — в 1962 г., Свазиленде — в 1978 г., Саудовской Аравии — в 1992 г.
Другой важной социально-политической чертой конституции является ее учредительный характер. Принятием конституции, внесением в нее изменений и дополнений, отменой конституции и учреждением новой устанавливаются основы общественного и государственного строя, система публичной (государственной) власти; определяются правовой режим человека и гражданина, принципы отношений личности и государства. Именно через конституционные нормы меняются или модифицируются государственный и общественный строй, форма государственности, режим государственной власти и другие публичные отношения учредительного характера.
Учредительная природа конституции проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. При этом допускается, что в текст конституции может быть включена любая правовая норма, которую народ или в его лице государственные органы учреждают.
Из такой характеристики, разумеется, не следует, что нормы конституции формируются произвольно. На их содержание влияют международно-правовые нормы, практика других государств, а также разнообразные экономические, политические, социальные, внешнеполитические и иные факторы.
Широта и всеохватывающий характер предмета конституционного регулирования — еще одна важная социально-политическая черта современной конституции. Нет другого такого нормативного правового акта, который бы так же комплексно и всесторонне охватывал все виды общественных отношений в качестве предмета регулирования. Упорядочивая политические, экономические, социальные, культурные и духовные отношения, конституция собирает правовыми нормами на системном уровне модель государственного и общественного строя. Особенно в этом смысле преуспели конституции последнего поколения. В частности, Конституция Швейцарии 2000 г. (195 статей и переходные положения) по степени детализации представляет по сути кодекс государственной и общественной жизни страны. Весьма обширны и многообразны по содержанию Конституция Индии 1950 г. (368 статей и 12 приложений), Малайзии 1957 г., Бразилии 1988 г. (246 статей и переходные положения).
Главные правовые свойства конституции — это:
- 0 ее верховенство и высшая юридическая сила;
- 0 прямое действие и применение на всей территории государства;
- 0 Конституция — ядро правовой системы или основной источник права;
- 0 усложненный порядок принятия, внесения изменений и поправок;
- 0 особая правовая охрана.
В формально-юридическом смысле конституция — это закон, обладающий верховенством и высшей юридической силой. Наличие данных свойств означает, что все остальные законы и иные правовые акты принимаются во исполнение конституции страны и не должны ей противоречить. Любой правовой акт, противоречащий конституции по существу или по форме, должен быть признан недействительным.
В конституциях немногих современных государств содержатся нормы, непосредственно определяющие верховенство и высшую юридическую силу конституции. Среди стран старой Европы это Ирландия, Португалия, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — Япония. В частности, в ст. 277 Конституции Португалии записано, что являются неконституционными нормы, нарушающие положения Конституции или принципы, в ней закрепленные. В ст. 98 Конституции Японии закрепляется положение о том, что настоящая Конституция является «верховным законом страны и никакие законы, указы, рескрипты или другие государственные акты, противоречащие в целом или в части ее положениям, не имеют законной силы». Статья 5 Конституции Республики Болгария от 13.07.1991 устанавливает, что Конституция данного государства является верховным законом, а другие законы не могут ей противоречить.
Наиболее высокая доля государств, непосредственно в своих конституциях регулирующих верховенство и высшую юридическую силу основного закона, приходится на страны постсоветского пространства. Так, согласно ст. 137 Конституции Беларуси 1994 г. (ред. 1996 г.), Основной закон данного государства обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция Беларуси. Конституция Таджикистана также определяется как акт, обладающий высшей юридической силой. Законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики, признаются недействующими (ст. 10 Конституции Таджикистана).
Если рассматривать в целом мировую практику конституционного регулирования, то нельзя не констатировать, что в большинстве государств наличие свойств верховенства и высшей юридической силы конституции определяется опосредованно, т.е. через косвенное закрепление данных свойств в конституционных положениях, где основная смысловая нагрузка приходится на иной аспект регулирования, а также путем установления особого порядка внесения конституционных поправок, правовой охраны конституции и т.п.
Так, в преамбуле Конституции Эстонской Республики от 28.06.1992 указывается, что государственная власть в данной стране осуществляется только на основе Конституции и согласующихся с ней законов. В ст. 1 Конституции Бразилии говорится, что «вся власть исходит от народа, который ее осуществляет… в соответствии с предписаниями настоящей Конституции». Аналогично в ст. 1 Конституции Италии записано, что народ данной страны осуществляет власть в формах и в границах, установленных Конституцией. Несколько иным образом, но также опосредованно говорится о высшей юридической силе основного закона в ст. 192 Конституции Швейцарии: если Конституция и законодательство, которое принято на ее основе, не предписывают иного, то ее пересмотр производится согласно законодательной процедуре.
Конституция считается нормативным правовым актом прямого действия и применяется на всей территории страны. Данным документом напрямую руководствуются все органы государственной власти и местного самоуправления при издании собственных актов, а также органы правосудия и правоохранительные органы, осуществляющие конституционный надзор и контроль. Хотя непосредственное упоминание об этом свойстве также нечасто можно встретить в конституциях (например, это записано в конституциях Болгарии, России и Таджикистана), механизм прямого действия и применения основного закона реализуется практически в каждом демократическом правовом государстве.
Прямое действие всех норм конституции не означает, что ее положения не нуждаются в конкретизации. Зачастую в конституции встречаются отсылочные нормы о необходимости регулирования определенных сфер общественной и государственной жизни.
Конституция является ядром правовой системы и основным источником права. Принципы и положения конституции играют базовую роль для всей системы права и системы законодательства, т.е. предопределяют их содержание. Поэтому принятие новой конституции или внесение в нее поправок влечет за собой соответствующее обновление законодательства.
Еще одним значимым правовым свойством, вытекающим из верховенства и высшей юридической силы основного закона, является усложненный порядок принятия, внесения изменений и поправок в конституцию. Лишь малое число стран придерживается способа изменения конституций в том же порядке, что и других, обычных законов (Великобритания, Израиль, Новая Зеландия). Для подавляющего числа зарубежных стран с демократическим режимом характерен усложненный порядок принятия конституции, внесения в нее изменений и поправок, а также пересмотра. Внесение изменений сопряжено с особыми условиями (квалифицированное большинство голосов (2/3, 3/5,3/4), двойной вотум, утверждение на референдуме, конституционном собрании и др.). Так, согласно ст. 89 Конституции Франции, проект или предложение о пересмотре Конституции должны быть приняты обеими палатами в идентичной редакции. Пересмотр является окончательным после одобрения его референдумом. Если Президент Франции решит передать проект на рассмотрение Парламента, созванного в качестве Конгресса, проект пересмотра считается одобренным, если он получает 3/5 поданных голосов. В то же время никакая процедура пересмотра Конституции не может быть начата или продолжена при наличии посягательств на целостность территории.
В соответствии со ст. 167 Конституции Испании проекты изменения Конституции данной страны должны быть приняты большинством не менее чем 3/5 членов каждой из палат Генеральных кортесов. При отсутствии согласия между палатами для его достижения образуется совместная комиссия депутатов и сенаторов, которая вырабатывает текст и представляет его на голосование Конгресса и Сената. Если не будет достигнуто согласия и после работы комиссии, то при условии, что Сенат примет указанный текст абсолютным большинством своих членов, Конгресс может принять его двумя третями голосов своих членов. Одобренный Генеральными кортесами проект выносится на референдум, если в течение 15 дней после его принятия такого голосования потребует у10 членов любой из палат.
Весьма подробно усложненная процедура изменения основного закона страны прописана в Конституции Беларуси. Согласно ст. 138 Конституции, вопрос о ее изменении и дополнении рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее 3 месяцев (ст. 139). Изменения и дополнения Конституции не производятся в период чрезвычайного положения, а также в течение последних 6 месяцев полномочий Палаты представителей.
Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми в Беларуси, если за них проголосовало не менее 2/з полного состава каждой из палат Парламента (ст. 140). Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования. При этом разделы I, II, IV, VIII Конституции Беларуси могут быть изменены только путем референдума.
Правовую охрану конституции можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле охрана конституции осуществляется государственно-правовым механизмом, предусмотренным практически всеми отраслями права. В узком смысле подразумеваются специально-конституционные средства охраны: конституционный контроль и надзор, а также конституционная ответственность[2].
Режим правовой охраны основного закона государства предусмотрен непосредственно во многих конституциях демократических государств. К охране конституции привлекаются практически все ветви и все виды органов государственной власти. Кроме того, создаются специализированные органы конституционного контроля (надзора). Например, согласно ст. 5 Конституции Франции, Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей. Согласно Конституции Швейцарии, Федеральное собрание (парламент) и Федеральный совет (правительство) следят за соблюдением федеральной Конституции кантонами и обеспечивают соответствие кантональных конституций федеральному основному закону. По Конституции Швеции, Законодательный совет осуществляет консультативный конституционный контроль, а правительство и Риксдаг — постановляющий политический конституционный контроль.
Особую роль в правовой охране конституции играют специализированные судебные или квазисудебные органы конституционного контроля или надзора. В одних странах такой контроль осуществляют суды общей юрисдикции, в системе которых окончательное решение выносит верховный суд страны (США, Аргентина, Япония, Швейцария и ряд других стран). Для других государств характерно создание специальных судебных органов — конституционных судов. Такая практика присуща, в частности, многим европейским странам. Конституционные суды осуществляют контроль через конституционное правосудие в Германии, Австрии, Италии, Болгарии, Словении, Литве, Армении, Азербайджане, Молдове, на Украине и в ряде других государств. Имеются страны, где существуют особенные квазисудебные органы конституционного контроля: Конституционный совет и частично Государственный совет во Франции, Конституционный трибунал в Польше, специальные палаты конституционных гарантий в составе верховных судов в ряде стран Латинской Америки, конституционные советы — религиозно-государственные органы конституционного контроля в некоторых мусульманских странах и др.
Судебные и квазисудебные органы конституционного контроля следят за конституционностью законотворчества в государстве, предотвращают нарушения конституции, признавая недействительными акты, ей противоречащие, а также осуществляют иные функции конституционной юстиции.
Конституция
Российской Федерации – основной закон
государства.
Понятие
конституции
Под конституцией
(установление) понимают основной закон
государства, имеющий высшую юридическую
силу. Этот закон закрепляет основные
принципы государственного строя, высшие
правовые гарантии прав и свобод человека
и гражданина, а также структуру и
взаимоотношения органов государственной
власти и управления (форму правления).
Конституция очерчивает круг функций
государства, устанавливает основы
его отношений с человеком и обществом.
Конституция
является элементом определенной
философии государства, и эта философия
основывается на понимании опасности
ничем не ограниченной власти
государства для свободы и благополучия
человека. Эта опасность ясно проявлялась
в абсолютизме феодальных монархий,
и демократические антифеодальные
революции выдвинули требования о
принятии конституций как раз для того,
чтобы сокрушить этот абсолютизм.
Демократическое
государство — всегда конституционное
государство, но не всякое государство,
имеющее конституцию, может быть
названо конституционным и демократическим.
Функции
Конституции
Функции
Конституции —
различные проявления ее назначения
и влияния на
жизнь общества и государства.
Основными
функциями Конституции являются следующие:
учредительная;
организаторская;
внешнеполитическая;
идеологическая;
юридическая.
Учредительная
функция состоит:
в подтверждении
существующего общественного порядка;
создании условий для развития новых
общественных отношений, которые
уже созрели в обществе, но не могут
укрепиться без «помощи» Конституции.
Конституция
может иметь учредительное значение для
политической системы в целом (например
учреждение новой формы правления —
республики вместо монархии) или
для отдельных государственных институтов
(учреждение
двухпалатного парламента вместо
однопалатного, введение новых должностей
и т. д.).
Организаторская
функция —
закрепление определенных «правил
игры» в обществе, которым
необходимо подчиняться. Также Конституция
своими нормами направляет жизнь общества
в определенном русле развития.
Внешнеполитическая
функция заключается
в том, что Конституция:
закладывает
основные
направления внешней политики;
служит источником
информации об обществе и государстве
для внешнего
мира.
Идеологическая
функция проявляется
в том, что Конституция закладывает
основы мировоззрения.
Юридическая
функция состоит
в том, что Конституция:
• становится
основой
правопорядка в
обществе;
• непосредственно
порождает права и обязанности,
• служит
фундаментом и ориентиром для принятия
всех остальных
нормативно-правовых актов.
Юридические
свойства Конституции —
ее признаки как Основного закона
государства.
Основные
юридические свойства Конституции:
• Основной
закон государства;
• юридическое
верховенство;
• база
текущего законодательства;
• особый
порядок принятия и изменения.
2. Любая Конституция
— закон и имеет все признаки закона.
Как
правило, Конституция
—
это
один нормативно-правовой акт. По
своему значению — Основной
закон государства. Остальное
законодательство не должно противоречить
нормам, закрепленным в Основном
законе.
Конституция
— база
текущего законодательства. Законодательство
страны развивает положения Конституции,
произрастает
из них и не может им противоречить. Чтобы
обеспечить высшую юридическую силу
Конституции по отношению к остальному
законодательству, порядок
ее принятия обычно более сложный, чем
порядок принятия закона. Как
правило, Конституция принимается
парламентом — высшим законодательным
органом государства — квалифицированным
большинством (не
менее 2/3 депутатов) либо всенародным
референдумом. Аналогичен
и порядок внесения поправок.
Юридическое
верховенство состоит
в том, что Конституция имеет
высшую юридическую силу. Законы
и иные нормативно-правовые акты не
должны противоречить Конституции.
Виды конституций и Российская Конституция
Конституции
классифицируются по наиболее важным
основаниям:
по форме:
• писаные
—
составленные
и принятые в
виде единого документа (большинство
действующих конституций);
• неписаные
—
состоят из нескольких законов, содержащих
конституционные нормы (а
также правовых обычаев и судебных-прецедентов).
Неписаные конституции действуют,
например, в Великобритании,
Швеции, Израиле;
способу изменения:
• обычные
—
принимаются и изменяются, как обычные
законы (Конституция
РСФСР 1978 г.);
• жесткие
предусматривают
очень сложный порядок изменения и
внесения поправок, влекущий фактическую
невозможность изменять конституцию
(Конституция США 1787 г., Конституция РФ
1993 г.);
по
степени соответствия или несоответствия
существующим
общественным
отношениям:
•
действительные
—
реально отражают существующие
общественные отношения (обычно
конституции демократических государств);.
• фиктивные
—
не отражают существующих общественных
отношений и
зачастую являются документом, который
в
реальной жизни не соблюдается (как
правило, конституции авторитарных
и тоталитарных государств).
_____________________________________________________________
По
своей структуре Конституция Российской
Федерации состоит:
• из
преамбулы;
• раздела
первого — собственно текста Конституции,
включающего 137
статей;
• раздела
второго — заключительных
и переходных положений.
Преамбула
—
торжественная вводная часть Конституции,
имеющая программный характер. Преамбула
Конституции РФ
от
имени многонационального народа
Российской Федерации провозглашает
следующие основополагающие принципы
и программные задачи:
• ответственность
за судьбу Родины перед нынешним и будущим
поколениями;
• осознание России
частью мирового сообщества;
гражданский мир
и согласие;
государственное
единство;
равноправие и
самоопределение народов;
незыблемость прав
и свобод человека;
демократические
основы государства.
Детально данные
принципы раскрываются в 137 статьях
Конституции, сгруппированных в девяти
главах:
«Основы
конституционного строя»;
«Права и свободы
человека и гражданина»;
«Федеративное
устройство»;
«Президент
Российской Федерации»;
«Федеральное
Собрание»;
«Правительство
Российской Федерации»;
«Судебная
власть»;
«Местное
самоуправление»;
«Конституционные
поправки и пересмотр Конституции».
Конституция
РФ 1993 г. стабильна и имеет сверхжесткий
характер —
нормы
Конституции РФ обладают повышенной
устойчивостью и практически не могут
быть изменены.
Сверхжесткий
характер Конституции РФ 1993 г. обеспечивается
очень
сложным (даже по мировым стандартам)
порядком ее изменения, закрепленным
в гл. 9 Конституции.
Инициатива
пересмотра Конституции, внесения
в нее изменений
может
исходить:
от Президента РФ;
Правительства РФ;
Государственной
Думы ФС РФ;
Совета Федерации
ФС РФ;
законодательных
(представительных) органов субъектов
РФ;
не менее 1/5 депутатов
ГД или членов Совета Федерации.
Существуют
следующие способы
изменения Конституции РФ: *Федеральным
Собранием — Парламентом РФ с последующей
ратификацией субъектами РФ ~
могут
быть внесены изменения в Конституцию,
кроме
глав 1, 2 и 9, ~
путем:
• принятия
поправки не менее чем 2/3
голосов
общего числа депутатов ГД и не менее
чем 3/4
голосов
от общего числа членов Совета Федерации
ФС РФ;
• при
условии, если
данную поправку ратифицируют не менее
чем 2/3 законодательных (представительных)
органов субъектов РФ;
*
Конституционным собранием. Главы 1, 2 и
9 «Основы
конституционного строя», «Права
и свободы человека и гражданина»,
«Конституционные поправки и пересмотр
Конституции» могут
быть изменены только путем пересмотра
всей Конституции.
В этом
случае по решению не менее 3/5 от общего
числа депутатов Государственной
Думы и Совета Федерации созывается
Конституционное
Собрание. Оно
либо
подтверждает неизменность Конституции,
либо разрабатывает проект новой
Конституции, который:
• принимается
2/3 голосов от общего числа участников
Конституционного Собрания;
• или
выносится на всенародное голосование;
* при
изменении
названия субъекта РФ новое
название данного субъекта включается
в Конституцию (ст. 65) без соблюдения
вышеуказанной процедуры (указом
Президента РФ),
* при
изменении
состава субъектов РФ (принятие
в РФ нового субъекта, образование нового
субъекта внутри РФ) соответствующее
изменение Конституции (ст. 65) производится
путем принятия федерального
конституционного закона.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #