Какими оптическими свойствами обладают лессировочные краски

Какими оптическими свойствами обладают лессировочные краски thumbnail

Лессировка (от нем. Lasierung — глазурь), глизаль или глейз (от англ. Glaze — глазурь, глянец)

Один из приемов живописи, состоящий в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх уже высохших красок. 

В основном лессировка используется для того, чтобы:

  • получить более сочный и глубокий составной цвет, недостижимый простым смешением красок на
    палитре;
  • изменить тон уже нанесенных мазков краски, например сделать небо более теплым, а траву
    более холодной;
  • повысить или понизить интенсивность (звучность) ранее наложенных мазков;
  • создать эффект прозрачности, переливчатости;
  • добиться иного нужного автору картины эффекта. 

Применяется лессировка также и для окончательной обработка картин, например для того, чтобы разделить планы картины, делая более сочным, ярким передний план
(как бы «выдвигая» его вперед) и приглушая задний («отодвигая» его).

С помощью лессировки можно дополнить или закончить почти всякую уже начатую картину, но намного лучший результат достигается при лессировке специально подготовленного для этой цели
подмалевка. В этом случае подмалевок выполняется таким образом, чтобы живопись его была светлее или холоднее, чем должна быть в законченном виде, а нужный тон и светотень
достигается лессировкой, накладываемый на тона подмалевка.

Лессировки условно делятся на прозрачные и полупрозрачные (известные так же как матовые, мутные, глухие).

  • Прозрачная лессировка (лессировка) лишь изменяет
    тон нижележащего слоя, делая его более сочным и более прозрачным, не меняя детали картины.
  • Полупрозрачная лессировка (полулессировка) может
    существенно изменить детали подмалевка, в зависимости от количества и прозрачности наложенной краски.

Лессировка

Эффект прозрачной лессировки подобен результату наложения цветного стекла поверх картины: красочный слой не только меняет свой цвет, но и получает большую силу. Так, зеленый цвет,
полученный в результате лессировки синего желтой краской, будет всегда звучнее того цвета, который получится простым смешиванием желтой и синей красок. Лучи цвета, проникающие через лессировочный
слой, отражаются от лежащего ниже слоя и, возвращаясь сквозь тонкую лессировку, умножают силу цвета.

Живопись, исполненная лессировками, приобретает на основании законов оптики необычайную насыщенность и звучность красок, придающих ей особую красоту, недостижимую в живописи корпусными красками,
но на основании тех же законов она во многих отношениях и теряет.

Лессировки вследствие своего физического строения сильно поглощают свет, и потому картина, исполненная ими, требует для своего освещения значительно большего количества света, чем живопись,
выдержанная в корпусных красках, которые больше отражают свет, чем поглощают.

Возьмем для наглядности этапы написания картины «Стражники» (Sentries) американской
художницей Алекс Зонис. На первом рисунке вы видите имприматуру, на втором – подмалевок, на третьем – первый слой лессировки, а на
четвертом – готовую картину после последующих лессировок.

Полулессировка

То есть наносимая тонким слоем полупрозрачная краска. С оптической точки зрения подобный слой красок передает так называемые «мутные среды», присущие природе. Благодаря таким средам мы
видим, например, синий цвет неба днем, как и его красный цвет на закате и восходе.

Исходя из тех же законов оптики, светлые полупрозрачные краски, нанесенные на темную поверхность, дадут тона с холодным оттенком; а те же краски, но нанесенные на белую поверхность, дадут тона с
теплым оттенком.

Именно с помощью полулессировок старые мастера получали свои серые переходные полутона в живописи тела, нанося полупрозрачные светлые краски на коричневый темный грунт.

Тона, получаемые с помощью полулессировок, обладают своеобразной красотой. Они не блещут силой и яркостью, но простым смешением красок на палитре получить их просто невозможно.

Старые мастера позднейшей эпохи использовали полулессировку широко. Использую ее и современные художники, причем зачастую случайно или бессознательно.

При лессировке следует иметь в виду следующие моменты:

  1. Для разжижения красок используется масло (натуральное или сгущенное путем выстаивания на
    солнце), масляные лаки и лаки для живописи.
  2. Лессировка может выполняться как отдельными красками, так и их смесью.
  3. Лессировкой можно как получить более яркий и более сильный тон, так и
    погасить «кричащие» краски.
  4. Чем нежнее должна быть лессировка по тону и чем светлее, тем более светлыми должны быть
    подлежащие краски. На темном основании, можно получить лишь темную и глубокую лессировку.
  5. Лессировку можно наносить одна на другую много раз, обязательно давая просохнуть предыдущему
    слою.
  6. Чтобы ровно наложить негустую лессировочную краску, можно использовать кисть, кусок
    шелковой материи, ладонь руки и тому подобное. Густые же лессировки лучше наносить с помощью мягкого флейца, то есть широкой плоской кисти, как раз и предназначенной для
    этой цели.
  7. Слои лессировки необходимо хорошо просушивать, как и обычные корпусные мазки.
  8. При слишком большом числе лессировок живопись темнеет, особенно если использовать много
    масла.
  9. Неудавшиеся лессировки легко удаляются с поверхности картины мякишем хлеба или
    ватой.
  10. Лессировки лучше ложатся на гладкую поверхность, а потому перед лессировкой шероховатого
    подмалевка желательно подвергнуть его шлифовке.

Источник

Лессировка (от нем. Lasierung — глазурь), глизаль или глейз (от англ. Glaze — глазурь, глянец) — техника получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета. А так же специальные полупрозрачные краски, использующиеся в строительстве и промышленном дизайне.

Техника широко используется как в живописи, так и при оформлении комнат, покраске изделий.

Основное название техники в русском языке — лессировка. Используется для создания глубокого, сложного цвета путем нанесения полупрозрачных слоев масляной краски поверх основного цвета. Использовалась и как финишная обработка картин художниками с XVI века.

Лессировками называются тонкие, прозрачные и полупрозрачные слои масляных и иных красок, наносимые на другие, хорошо уже просохшие такие же краски, для придачи последним желаемого интенсивного и прозрачного тона.

Почти все краски пригодны для лессировок: одни для прозрачных, другие для полупрозрачных. К менее пригодным относятся: кадмий, киноварь, неаполитанские желтые, английская красная, капут-мортуум, черные пробковая и персиковая и некоторые другие.

Прозрачные лессировки изменяют лишь тон нижележащей подготовки в более густой и более прозрачный, не отражаясь на детальности моделировки и основной светотени.

Полупрозрачные в значительной мере могут изменить в зависимости от степени их прозрачности детальность моделировки подмалевка.

Лессировками можно дополнить или закончить почти всякую так или иначе начатую живопись, но еще лучших результатов достигают на специально подготовленном для этой цели подмалевке. В этом случае подмалевок выполняется таким образом, чтобы живопись его была светлее и холоднее, чем она предполагается быть в законченном виде; надлежащий же тон и светотень дают ему лессировки в соединении с тонами подмалевка.

Леонардо да Винчи использовал лессировку при написании своих картин, для получения особых цветов.

Работая лессировками, следует всегда иметь в виду следующее:

1) для разжижения красок пользуются: жирными маслами в обыкновенном и сгущенном виде, масляными лаками и лаками для живописи;

2) лессируют как цельными красками, так и смешением их;

3) лессировать можно как для достижения более яркого и более сильного тона, так и для погашения кричащих красок;

4) чем нежнее по тону лессировка и чем она светлее, тем более светлую подготовку она должна иметь. На темной подготовке, на том же основании, можно получить лишь темную и глубокую лессировку;

5) лессировки могут наноситься одна на другую много раз;

6) ровное наложение негустой лессировочной краски достигается с помощью кисти, кусочка шелковой материи, ладони руки и пр. Густые лессировки разравниваются с помощью «флейца» — обильной волосом мягкой кисти, специально служащей для названной цели;

7) лессировки также необходимо просушивать, как масляную живопись вообще;

8) при слишком большом числе лессировок живопись темнеет, если введено было много масла:

9) неудавшиеся лессировки удаляются с поверхности живописи мякишем хлеба и ватой;

10) лессировки хорошо ложатся только на подмалевок с гладкой поверхностью, и потому при желании лессировать шероховатый подмалевок его необходимо подвергнуть шлифовке.

Лессировки у старых мастеров имели большое значение. Тициан, Рембрандт, Веласкез, их современники и другие мастера более раннего времени прекрасно использовали их в своей живописи. Популярность лессировок в прошедшие эпохи указывает на то, что они как нельзя лучше отвечали живописным запросам художников, пользовавшихся ими. 

С течением времени, однакоже, они мало-помалу стали терять былое значение, и в современной живописи если и находят еще применение, то, во всяком случае, не играют уже той роли, которая им принадлежала когда-то.

Живопись, исполненная лессировками, приобретает на основании законов оптики необычайную насыщенность и звучность красок, придающих ей особую красоту, недостижимую в живописи корпусными красками, но на основании тех же законов она во многих отношениях и теряет.

Лессировки вследствие своего физического строения сильно поглощают свет, и потому картина, исполненная ими, требует для своего освещения значительно большего количества света, чем живопись, выдержанная в корпусных красках, которые больше отражают свет, чем поглощают.

На том же основании живопись, исполненная лессировками, лишена воздушности, которая достигается в живописи лучше всего красками с матовой поверхностью, сильно отражающей и рассеивающей свет.

Тона, получающиеся лессировками, выступают вперед, а не отступают назад. Поэтому небо на картине лессировками не пишут.

Живопись, выполненная лессировками, теряет в свете и воздушности. Естественно, что этот прием живописи не вяжется с живописными задачами нашего времени. Лессировки для современного художника могут иметь вспомогательное служебное значение; при надобности облегчают ему возможность быстро и легко изменять тон всей или части картины в желательном направлении.

Большой интерес для художника нашего времени представляют полулессировки, наносящиеся полупрозрачными тонами.

Полулессировка есть краска, наносимая тонким полупрозрачным слоем. С оптической точки зрения подобный слой красок представляет собой один из видов так называемых «мутных сред», которым обязаны некоторые из видимых цветов природы. Таков синий цвет неба, его же красный цвет при закате солнца и др. На том же оптическом основании светлые полупрозрачные тона красок при нанесении на темную поверхность дадут тона с холодным оттенком; те же тона, будучи нанесенными на белую поверхность, дадут тона с теплым оттенком. Так, старые мастера получали свои серые переходные полутона в живописи тела, нанося полупрозрачные светлые краски на коричневый темный грунт.

Тона, получаемые в живописи с помощью полулессировок, обладают своеобразной красотой. Они не блещут силой и яркостью, но физическим смешением красок на палитре получить их не представляется возможным. Старые мастера позднейшей эпохи много пользовались описываемым методом живописи; им пользуются и современные художники, причем часто случайно или бессознательно.

Глизаль

Используется для покраски стен (например ванных комнат). Глизаль — прозрачная краска или лак, обладает длительным временем высыхания; наносится на ранее окрашенные поверхности для декоративного эффекта при внутренней отделке стен. Более длительное время высыхания нанесенного слоя краски позволяет легко и многократно (до одного часа, в зависимости от температуры и влажности) редактировать рисунок различными инструментами.

Глизаль также смешивается с непрозрачными красками для доведения их консистенции до полупрозрачности; такие краски также используются для декорирования.

Источник

Лессирующее покрытие используют для того, чтобы сохранить первоначальный рисунок материала, краска обеспечивает плотное сцепление с деревом, защищает от влаги, но при этом придает интересный оттенок. Лессирующее покрытие полупрозрачно, но при смешении с акриловой или алкидной основой может обеспечить любой выбранный оттенок. Особенность цветного покрытия – создание уникального рисунка на поверхности.

Общие сведения про лессирующие составы

Лессированием называют технику окрашивания древесины, результатом которой становится получение глубоких насыщенных рисунков. Эффект достигается путем нанесения полупрозрачных покрытий. Лессирующими, или лессировочными красками принято называть специальные полупрозрачные составы, которые широко используются в строительстве или промышленности.

Если покрывать лаком деревянную поверхность с выраженной текстурой, то можно получить блестящую поверхность со сглаженной поверхностью и сохранением фактуры дерева.

Если использовать лессировку для покрытия штукатурки, то можно ожидать получения необычной объемной поверхности. Кроме объема, можно изменить оттенок за счет добавления колера.

Преимущества и недостатки

Лессирующая краска пригодна для работ внутри и снаружи дома. Она подходит для выполнения завершающего декоративного слоя и закрепляет полученный результат.

ПреимуществоОписание
ВлагоустойчивостьМатериалы выдерживают воздействие влаги
Препятствование влиянию солнечных лучейДополнительно протестированы на УФ влияние
Защита от пыли и грязиВерхний слой препятствует оседанию пыли
Легкость в использованииМожно наносить любым удобным способом
Отсутствие подтеков при работеНе текут после нанесения

Технологи упоминают о таком свойстве лессировки, как скорость высыхания. По сравнению с другими лакокрасочными продуктами, лессирующие краски высыхают за 3-4 часа. При необходимости после этого на нижний слой наносят повторные слои, чтобы добиться необходимого оттенка.

Недостатком лессирующих красок называют необходимость соблюдения температурных показателей. При использовании покрытий необходимо учитывать показатели влажности. Они влияют на основные характеристики красок. Продукция, которая предназначена для проведения наружных работ, значительно отличается от составов, которые применимы для поверхностей, расположенных внутри различных помещений. Нельзя заменять составы.

Основные сферы применения

Лессирующие краски применяются при завершении наружных или внутренних работ. Это один из этапов отделки. Краски выделяют рельеф, который свойственен натуральному дереву, а также придают блестящий вид ровным поверхностям.

Мнение эксперта

Захарова Ирина Юрьевна

Профи по клинингу с 15-ти летним стажем. Наш лучший эксперт.

Задать вопрос

Справка! Основным достоинством лессировочных красок называют способность продлевать срок службы обработанного материала.

Разновидности

Чтобы правильно подобрать состав, необходимо учитывать отличия существующих разновидностей лессировочных красок. Некоторые из них предназначены только для того, чтобы отделывать помещение изнутри, другие составы пригодны для декора наружных стен.

Краски и лаки

Лакокрасочные материалы для лессировки – составы на полупрозрачной основе. Смеси закрепляют последнее покрытие на ровных деревянных поверхностях:

  • краски на акриле и масле пригодны для проведения отделки внутри;
  • для стен снаружи используют полиуретановые или алкидно-уретановые составы.

Справка! Для внутренних работ подходят краски ВГТ. Это экологичные, технологически эффективные составы, которые отличаются износостойкостью и долговечностью.

Лак обеспечивает прочный финиш. Он используется для отделки стен дома снаружи, например, для обработки деревянных брусьев. Хорошо подходит для деревянных срубов, защищает от влаги и грязи. Лессирующие лаки выпускаются в матовом, полуматовом или глянцевом варианте. Они обеспечивают характерный блеск, а также выравнивают поверхность.

Антисептики

Краски-антисептики – это составы, защищающие дерево от влаги и различных образований. Финишное покрытие обеспечивает полуглянцевый естественный блеск. Антисептические составы быстро сохнут, не требуют нанесения нескольких слоев для получения результата. Состав фиксирующего антисептика дополнен алкидной или алкидно-модифицированной смолой, а также различными маслами, проявляющими антисептические свойства. Лессировку-антисептик рекомендуют наносить сразу после того, как сруб поставлен. Тонкий слой делает покрытие препятствием для распространения плесневых грибов, потемнений, синевы.

Внимание! Антисептики начинают проявлять износостойкость через 4 недели после нанесения.

Как правильно красить

Лакокрасочные материалы, которые относятся к категории лессирующих, наносятся как обычные традиционные краски. Перед использованием необходимо тщательно подготовить обрабатываемую поверхность.

Подготовка поверхности

Чтобы обеспечить максимальное сцепление, старый слой краски полностью удаляют. Шпателем или строительным феном удаляют накопившуюся грязь. При необходимости используют наждачную бумагу крупной степени зернистости или абразивный круг.

Неровности и трещины заделывают шпаклевкой, выравнивают площадь поверхности, обрабатывают обезжиривателем или растворителем. Это помогает устранить оставшиеся жирные пятна или труднодоступные частицы грязи.

Окрашивание

На обработанную поверхность наносят краску мягкой губкой, кистью или специальными строительными рукавицами. Мазки делают широкими, направляя их в разные стороны. Плавные движения обеспечат ровное покрытие поверхности. Первый слой лессировки рекомендуют разбавлять водой или растворителем. После полного высыхания первого слоя наносят следующий слой неразбавленным составом.

Расчет расхода

Критерии, которые необходимо учитывать при расчете количества краски:

  • способ нанесения;
  • качество инструмента, который используется (валик, кисть, распылитель);
  • характеристики поверхности: шероховатость, впитывающая способность;
  • площадь окрашиваемой поверхности.

Чтобы планировать закупку расходного материала, необходимо:

  • определить площадь, которая будет окрашена;
  • затем разделить показатель на значение, которое указано на упаковке как расход материала;
  • умножить на число предполагаемых слоев;
  • полученное число рекомендуют округлить до целого значения.

Внимание! При работе с колеровочными элементами следует делать небольшой запас.

Рекомендации по выбору марки

Производители материалов для лессировки рекомендуют приобретать продукцию с учетом характеристик обрабатываемой поверхности. Компании-производители указывают предпочитаемый тип поверхности на упаковке банки, чтобы облегчить покупателям выбор.

Для древесины после сруба

Дерево после сруба нуждается в обработке антисептиком. Это помогает защитить материал от гниения или плесневения. Антисептические растворы наносят распылителем, уделяя особое внимание местам соприкосновения бревен. BiO LASUR от торговой марки PROSEPT – это финишное покрытие с декоративным эффектом.

защищает древесину от плесени и гнили;

придает покрытию дополнительный декоративный эффект;

подчеркивает особенности древесины;

имеет расширенную цветовую палитру;

дополнительно усилена УФ защитой;

легко и быстро наносится;

не шелушится, не растрескивается;

обладает экологически чистым составом.

предназначена только для внутренней отделки;

рекомендуется наносить распылителем (краскопультом).

Для бревен с естественной степенью влажности

Краски, на которые воздействуют водой, обладают особыми характеристиками. Их рекомендуют наносить в 2 или 3 слоя. Это позволяет получить максимальный результат. Краска Valtti Color от «Тиккурила» предназначена для окрашивания бревенчатых стен, а также горизонтальных поверхностей, которые подвергаются естественному воздействию влаги.

обладает высокой степенью пигментирования;

обеспечивает матовое покрытие;

легко наносится;

препятствует разрушению древесины;

требует 2-слойного нанесения;

цветовая гамма разнообразна.

на выходе иногда можно получить незапланированный результат из-за особенностей цветовой гаммы.

Для обработки стропил

Стропильная система нуждается в особой обработке. Конструкция имеет подвижный тип и предназначена для удержания элементов. Краска Valtti Color Satin — лессирующая краска, которой обрабатывают пиленые, строганные наружные деревянные поверхности.

обеспечивает сатиновый блеск;

содержание льняного и таллового масла позволяет составу проникать в древесину и защищать от атмосферных воздействий;

защищает от влаги;

препятствует образованию гнили, плесени и синевы.

быстро расходуется за счет особенностей текстуры.

Для профилактики грибка и плесени

«Валтти Колор Экстра» (Valtti Color Extra) содействует образованию защитной пленки, которая внешне имеет сходство с лаковым покрытием.

обладает низкой степенью вязкости;

легко наносится;

защищает от всех видов грибка;

дополнительно обогащена УФ фильтрами;

быстро высыхает.

не рекомендована для бревенчатых поверхностей.

Для бани и сауны

Баню и сауну рекомендуют обрабатывать составами, которые защищают дерево от влаги и преждевременного разложения. Постоянное воздействие пара и высокой температуры способствует активному состариванию дерева, поэтому важно подобрать составы, которые дополнительно защищают поверхности. Лак для бани, в составе которого есть воск «Аквалак Евротекс Сауна», наносится на все поверхности изнутри, кроме полога.

прочное бесцветное покрытие;

наличие антисептических элементов;

влагоотталкивающие свойства;

добавлены пигменты, которые не поддерживают горение огня.

применяется только для внутренней отделки.

Для окрашивания дерева

Дерево разного возраста и разного типа обработки окрашивают лессирующими красками с выраженными антисептическими качествами. «СЕНЕЖ АКВАДЕКОР» – это антисептик от российского производителя. Он применим для внутренних и наружных работ.

дает защиту от дождя или снега;

препятствует образованию плесени, грибка;

не дает размножаться насекомым-древоточцам;

состав разработан с целью глубокого проникновения в древесину;

обеспечивает дышащее защитное покрытие с атласным блеском.

Для декоративной штукатурки

Обработка штукатурки лессирующими красками выполняет несколько задач одновременно:

  • подчеркивает текстуру;
  • обогащает цветовую гамму;
  • усиливает контурность;
  • создает уникальное декоративное сцепление.

Лессирующий состав Gallery — полупрозрачный слой, который создает перламутровый эффект на фактурных и гладких поверхностях.

легкость нанесения;

пригодна для работ снаружи и изнутри;

способна подчеркнуть текстуру рельефа;

пригодна для колеровки;

обеспечивает защитный слой;

допустимо делать влажную уборку по верхнему слою.

подходит только для нанесения на штукатурку.

Дополнительные советы и рекомендации

Лессирующие краски наносят на подготовленные поверхности разными способами. Выбор инструмента зависит от нескольких факторов:

  1. Губка. Основной способ нанесения – использование синтетической губки. Она помогает подчеркнуть особенности текстуры полотна.
  2. Кисть широкая. Этот инструмент необходим, когда краску наносят по углам или используют в труднодоступных местах.
  3. Валик. Его рекомендуют использовать для больших площадей.
  4. Строительная рукавица. Специальное приспособление для обработки венецианской штукатурки.
  5. Резиновая губка. Приспособление помогает уменьшить контрастность.
  6. Шпатель широкий. Помогает нанести тонкий слой лессирующего состава на декоративную штукатурку с особым рельефом.

При обработке поверхности необходимо учитывать, что следующий слой накладывается на предыдущий слой при условии его полного высыхания.

Поделиться ссылкой:

Источник