Какими из перечисленных свойств должна обладать связь чтобы она получила статус закона

Какими из перечисленных свойств должна обладать связь чтобы она получила статус закона thumbnail

1) Объективность. 2) Устойчивость. 3) Необходимость. 4) Существенность. 5) Повторяемость. 6) Случайность. 7) Вариативность. 8) Причинность. 9) Простота. 10) Абсолютность.

13. В небольшом поселке Озерный было совершено преступление. Некто Хижняк из ревности нанес ножевую рану Рыжову. Хотя рана не была смертельной, но пострадавший потерял много крови. Когда он был доставлен в сельскую больницу, то та не оказалось необходимой для переливания группы крови. Ввиду нелетной погоды и бездорожья доставить кровь необходимой группы вовремя не удалось, и пострадавший, несмотря на усилия врачей, скончался.

В ходе судебного разбирательства прокурор обвинил Хижняка в убийстве. Адвокат утверждал, что в действиях обвиняемого не содержалось всех необходимых и достаточных условий для наступления смерти Рыжова, так как рана не была смертельной и в случае летной погоды или при наличии в сельской больнице крови требуемой группы пострадавший безусловно был бы спасен.

Дайте анализ ситуации с помощью категорий причины и следствия. Кто, по вашему мнению, ближе к истине: прокурор или адвокат?

1. Дайте философский анализ содержания известного стихотворения «Гвоздь и подкова» ( перевод С. Маршака ) :

Не было гвоздя – подкова пропала.

Не было подковы – лошадь захромала.

Лошадь захромала – командир убит.

Конница разбита – армия бежит.

Враг вступает в город, пленных не щадя –

Оттого, что в кузнице не было гвоздя.

2. Существует выражение: РІ мышлении РІСЃРµ возможно. Так ли это? Нет ли таких явлений, объектов, которые невозможны даже РІ мышлении? Которые невозможно было Р±С‹ понять, представить, вообразить? Можно ли Рє числу таких «объектов» отнести «круглый квадрат», «многомерное пространство», «конечную, РЅРѕ безграничную Вселенную», «самое большое число» Рё С‚. Рґ.?

ВОЕННО-МЕДР

Источник

Есть ли выход из этого положения?

53. Протагор заключил со своим учеником Еватлом договор, по которому последний обязан уплатить учителю гонорар, как только выиграет первый судебный процесс. Ученик, однако, не торопился в суд, и потерявший терпение учитель пригрозил обратиться в суд с просьбой взыскать гонорар. В ответ на недоуменный вопрос Еватла: за что же, ведь он не выиграл ни одного дела, и платить не должен, — софист отвечал: «Если мы подадим в суд и выиграю я, то ты заплатишь, потому что я выиграл; если выиграешь ты, то заплатишь, потому что выиграл ты.

Однако ученик не остался в долгу. Если я проиграю, то платить не обязан, ибо я проиграл; выиграв же, я все равно не должен платить, потому что выиграл.

Кто же прав?

54. Первые греческие философы говорили о своем знании. Софисты утверждали, что никакого знания вообще нет. Известно высказывание Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю».

Чем высказывание Сократа отличается от двух первых высказываний?

55. Объясните следующее высказывание И.Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и более сильным удивлением и лагоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

56. Объясните следующее высказывание И.Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

57. «Все люди – философы. Между философами по профессии и остальными людьми существует не качественная, а количественная разница»

Прав ли Антонио Грамши?

Задания по теме «Бытие, материя»

58. В каком из приведенных ниже суждений дается правильное определение понятия «бытие»:

а) бытие – это вселенная;

б) в содержание понятия «бытие» входит природа и общество;

в) бытие – это материя, эти понятия тождественны;

г) бытие – это только природа;

д) бытие включает в себя все существующее, т.е. и материю, сознание;

е) бытие – это материя, ее свойства и проявления;

ж) бытие – это все то, что существовало в прошлом и существует сейчас.

59. Можно ли признавать движение материи, в то же время отрицая ее развитие?

60. Какие из приведенных ниже определений материи являются философскими:

а) материя – это все то, что обладает массой или энергией;

б) материя – это вещество, поле и вакуум;

в) Материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях;

г) материя – это инобытие абсолютной идеи;

д) Материя – это конечная субстанция, первооснова всего существующего;

е) материя есть постоянная возможность ощущений.

61. Расположите следующие явления по степени сложности, используя в качестве критерия сложности принадлежность их к соответствующей форме движения материи:

а) замерзание воды;

б) оползень;

в) вращение Земли вокруг Солнца;

г) рабочее движение;

д) рождение ребенка.

Задания по теме «Пространство. Время»

62. Какие свойства времени отражены в стихотворении В.Шекспира «Зимняя сказка»:

Я – Время. Я вселяю ужас. Я –

Добро и Зло. Я – Счастье и горе…

Нет перемен во мне: таким же было

Я на заре далекой мирозданья, —

Я видело начало всех начал, —

При мне круговорот века свершали:

И наши дни я тож покрою пылью…

63. Каковы объективные свойства времени? Кто в споре о времени оценивает его с объективных, а кто с субъективных позиций в произведении Л.Кэррола «Приключения Алисы в Стране Чудес»?

— Если вам нечего делать, – сказала Алиса с досадой, — придумал бы что-нибудь получше. А так только попусту теряете время.

— Если бы ты знала Время так же хорошо, как я, — сказал Болванщик, — ты бы этого не сказала. Его не потеряешь! Не такого напали!

64. Имеет ли данная поэтическая метафора из стихотворения С.Щипачева «Обращение к времени» объективный смысл?

Ах, время, помедли, помедли!

Я знаю, куда я влеком,

А ты вокруг солнца петли

Кладешь и кладешь венком.

65. Какое из приведенных суждений является верным:

а) пространство и время взаимосвязаны и существуют независимо от материи;

б) пространство, время и материя абсолютны, вечны и не зависят ни от чего внешнего;

в) пространство и время неразрывно связаны с материей;

г) пространство и время предшествуют материальным процессам.

66. Известно, что движение невозможно без материи. Допустимо ли тогда говорить о движении мыслей, идеального? Если да, то в каком смысле?

Мои мысли, словно птицы,

Поднялись,

С каждым днем быстрее их движенье,

Звездную преодолели высь

И земное победили притяженье.

(Межелайтис Э. Человек)

Задания по теме «Диалектика»

67. Какая черта диалектического противоречия отражена в следующем стихотворном отрывке:

Мне всегда доказывать не лень,

Что закат с зарею не враждуют,

Что у них один и тот же день.

(Светлов М. Беседа)

68. Достаточно ли полно выражена идея диалектического отрицания в приведенном отрывке? Аргументируйте свой ответ:

Меняются и время и мечты,

Меняются, как время. Представленья.

Изменчивы под солнцем все явленья,

И мир всечастно видишь ты.

(Камоэнс Луис. Сонеты)

69. Какие из указанных ниже процессов можно отнести к развитию? Какие явления относятся к прогрессу?

а) качание маятника;

б) старение человека;

в) износ станка;

г) сборка машины на конвейере;

д) тренировка спортсмена;

е) взаимопреврашение элементарных частиц;

ж) течение болезни;

з) круговорот воды в природе;

и) самоубийство;

к) вымирание вида;

л) движение Земли по орбите вокруг Солнца;

м) разрушение природной среды человеком.

70. Если прогресс – это усложнение системы, тогда можно ли считать прогрессивными преобразования, направленные на упрощение структуры систем управления в обществе, на упрощение системы знания и т.п.?

71. Укажите соотношение между понятиями «развитие». «прогресс» и «регресс». Может ли развитие быть регрессивным? Всякое ли развитие – это прогрессивный процесс?

72. Верна ли мысль Гегеля: «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения?»

73. Являются ли логически противоречивыми высказывания типа: «Речка движется и не движется», «Песня слышится и не слышится»? Можно ли полагать, что они отражают диалектическое противоречие?

Читайте также:  Какие есть свойства у тюльпана

74. «Счастье – это всего лишь отсутствие несчастья. Если не называть этим великим словом более мелкие и более крупные удачи и радости, каждой из которых найдется своя законная пара. Удача – неудача, выигрыш – проигрыш, свидание – разлука, попадание – промах, богатство – бедность, здоровье – болезнь, мир – ссора» (В.Солоухин).

Попробуйте ответить.

75. Определите, проявляется ли здесь действие закона отрицания отрицания:

а) говорят, что в старости люди впадают в детство;

б) в двигателе внутреннего сгорания каждый цикл работы завершается возвратом к исходному состоянию.

76. В каких из приведенных ниже афористических выражений можно увидеть отражение тех или иных сторон закона единства и борьбы противоположностей:

а) крайности сходятся;

б) нет худа без добра;

в) не было бы счастья, да несчастье помогло;

г) наши недостатки есть продолжение наших достоинств;

д) чем хуже – тем лучше;

е) клин вышибают клином.

77. Древнегреческие философы сформулировали ряд парадоксов, которые известны как парадоксы о куче камней и лысом человеке. Сколько камней составляет кучу? Сколько волос должен потерять человек, чтобы стать лысым? Как интерпретировать подобные парадоксы с точки зрения закона взаимоперехода количественных и качественных изменений?

78. В каких афористических высказываниях, приведенных ниже, можно увидеть отражение закона взаимоперехода количественных и качественных изменений?

а) вода камень точит не силой, но частным падением;

б) лучше меньше, да лучше;

в) тише едешь – дальше будешь;

г) побеждают не числом, а уменьем;

д) от великого до смешного – один шаг;

е) поспешишь – людей насмешишь;

ж) семь раз отмерь, один раз отрежь;

з) талант есть труд;

и) кто много доказывает, тот ничего не доказывает;

к) повторение — мать учения.

Задания по теме «Категории диалектики»

79. Один из героев повести Вольтера «Кандид, или оптимизм» рассуждает: «Все таково, каким должно быть, так как все создано сообразно цели, то все необходимо и создано для наилучшей цели. Вот, заметьте, носы созданы для очков, потому мы и носим очки. Ноги, очевидно, назначены для того, чтобы их обувать, вот мы их и обуваем. Камни были сотворены для того, чтобы их тесать и строить из них замки, и вот монсеньор владеет прекраснейшим замком: у знатнейшего барона всего края должно быть наилучшее жилище. Свиньи созданы, чтобы их ели, — мы едим свинину круглый год. Следовательно, те, которые утверждают, что все хорошо, говорят глупость, — нужно говорить, что все к лучшему».

О какой философской концепции идет речь в отрывке и в чем ее несостоятельность? К каким неизбежным выводам она приводит?

80. Можно ли согласиться с точкой зрения Омара Хайяма? На каких философских позициях стоит автор?

Зачем себя томить и утруждать.

Зачем себе чрезмерного желать.

Что предначертано, то с нами будет.

Ни меньше и ни больше нам не взять (Рубаи).

81. Укажите, какие из перечисленных понятий можно отнести в философским категориям:

а) атом;

б) элементарная частица;

в) количество;

г) вещь;

е) структура;

ж) развитие;

з) противоположность;

и) слово;

к) информация;

л) свобода.

82. Какими из перечисленных ниже свойств должна обладать связь, чтобы она получила статус закона?

а) объективность;

б) устойчивость;

в) необходимость;

г) существенность;

Источник

назад (Назад)скачать (Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

частица;

в) количество;

г) вещь;

е) структура;

ж) развитие;

з) противоположность;

и) слово;

к) информация;

л) свобода.

82. Какими из перечисленных ниже свойств должна обладать связь, чтобы она получила статус закона?

а) объективность;

б) устойчивость;

в) необходимость;

г) существенность;

д) повторяемость;

е) случайность;

ж) вариативность;

з) причинность;

и) простота;

к) абсолютность.

83. В чем различие между законом и закономерностью?

84. Выделите правильное суждение:

а) качество – это совокупность всех свойств предмета;

б) качество – это то, что отличает один предмет от другого;

в) качество и свойство тождественны;

г) качество – это целостная характеристика вещи;

д) качество – это внутреннее свойство вещи;

е) качество есть единство всех свойств вещи;

ж) качество – это структура вещи;

з) качество – это устойчивое свойство предмета;

и) качество – это соответствие объекта стандарту;

к) качество – это совокупность существенных свойств вещи.

85. Является ли шкала экзаменационных оценок в вузе количественной характеристикой знаний студентов?

86. «Все качественные различия между вещами могут быть в принципе сведены к количественным различиям».

Согласны ли вы с этим утверждением?

87. Каково соотношение понятий «эволюция», «революция», «скачок»?

88. Некоторые философы-материалисты прошлого, признавая причинную обусловленность поведения человека в обществе, часто оказывались в западне: если признать, что все поведения человека причинно обусловлены, социально детерминированы, тогда нет свободы воли и возможности выбора. Но тогда человек не суверенен, он марионетка в руках слепых сил общества, его нельзя судить за совершенные поступки.

Как выйти из этого затруднения? Где ошибка в подобных рассуждениях?

89. В небольшом поселке Озерный было совершено преступление. Некто Хижняк из ревности нанес ножевую рану Рыжкову. Хотя рана не была смертельно, но пострадавший потерял много крови. Когда он был доставлен в сельскую больницу, то там не оказалось необходимой для переливания группы крови. Ввиду нелетной погоды и бездорожья доставить кровь необходимой группы вовремя не удалось, и пострадавший, несмотря на усилия врачей, скончался. В ходе судебного разбирательства прокурор обвинил Хижняка в убийстве. Адвокат утверждал, что в действиях обвиняемого не содержалось всех необходимых и достаточных условий для наступления смерти Рыжова, так как рана не была смертельно и в случае летной погоды или при наличии в сельской больнице крови требуемой группы пострадавший безусловно был бы спасен.

Дайте анализ ситуации с помощью категорий причины и следствия. Кто, по вашему мнению, ближе к истине: прокурор или адвокат?

90. «То, что вы получили на экзамене неудовлетворительную оценку, — это не случайность, на то есть свои причины…»

Корректно ли такое суждение с точки зрения диалектики причины и следствия, случайности и необходимости?

91. Тренер одной футбольной команды так оправдывал постоянные неудачи своих подопечных: «Во всех без исключения матчах мы должны были выиграть, но каждый раз нелепая случайность лишала нас победы».

Нет ли в этом объяснении тренера философской ошибки?

Источник

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для
предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

7. Расшифровывает, разгадывает ли мысли так называемый
«детектор лжи»?
8. «Человек — это машина, — считал французский матери-
алист XVIII века Ламетри. — Человеческий разум тоже механи-
ческое явление, он является и результатом и условием соверша-
ющихся в человеческом механизме движений. Поэтому человека
можно назвать “весьма просвещенной машиной”». Проанализи-
руйте позицию автора и укажите причины, породившие ее.
9. Согласны ли Вы со следующими суждениями?
а) Будущие кибернетические машины — это, в частности,
будущие люди. Люди эти, кстати говоря, будут гораздо совершен-
нее современных нам людей.
б) По всем позициям машина может стать моделью человека.
в) Техника— это природный материал,превращенный в органы
исполнения воли человека в природе. Все это — созданные человечес-
кой рукой органы человеческого мозга, овеществленная сила знаний.
10. Каким образом происходит взаимный обмен мыслями?
Может ли мысль непосредственно и прямо, минуя различные
материальные средства, передаваться от человека к человеку?
Какова роль языка в обмене мыслями?
11. Язык может быть не только орудием распространения
истинного знания, но и источником заблуждения, рассадни-
ком ошибочных ложных понятий. Приведите примеры.
12. Согласны ли Вы с точкой зрения Шопенгауэра о том, что
мысли умирают в ту минуту, когда они воплощаются в слова.
13. «Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он
составляет исключительное достояние человека. Паук соверша-
ет операции, напоминающие операции ткача, и пчела пост-
ройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей —
архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей
пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить
ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце
процесса труда получается результат, который уже в начале этого
процесса имелся в представлении человека, то есть идеально»
(Маркс). Чем отличается труд от целенаправленной по форме

Читайте также:  Какое свойство воздуха важно для

31

деятельности животных и насекомых? Как связано сознание с
трудовой деятельностью человека? Какую роль играет сознание
в процессе труда?
14. Труд — «первое основное условие всей человеческой
жизни, и притом в такой степени, что мы, в известном смыс-
ле, должны сказать: труд создал человека» (Энгельс). Какие
биологические изменения вызвал труд у человека? Какие соци-
альные стороны жизнедеятельности людей вызваны трудом?
15. В чем заключается принципиальное отличие сознания
человека от психики животных?
16. В чем состоит принципиальное отличие человеческой
речи и языка от средств общения животных?
17. Что общего между понятиями «сознание», «знание»,
«познание» и в чем их специфика? В чем сходство и различие
между понятиями «сознание» и «мышление»?
18. Как Вы понимаете известное положение К. Маркса о
том, что язык есть непосредственность мысли? Какие положе-
ния, которые приводятся ниже, тождественны этому высказы-
ванию К. Маркса?
а) Мысль не существует вне языковой оболочки.
б) Язык — это только внешняя материальная форма мысли.
в) Мысль доступна познанию и пониманию только будучи
облеченной в языковую форму.
г) Язык и мышление взаимосвязаны.
19. Обладает ли сознанием только что родившийся ребенок?
20. Прав ли Т. Гексли, когда он заявляет, что не верит в суще-
ствование души потому, что не может «обнаружить ее в пробирке»?
21. Если в будущем человечеству удается создать искусствен-
ный интеллект, то не будет ли это означать, что вульгарный мате-
риализм был прав, поскольку «машинное мышление» не будет
идеальным, а будет реализовываться в материальных процессах?
22. В чем принципиальное отличие сознания человека от
отражения мира высшими животными?

32

23. «Вся материя отражает». «Вся материя ощущает». Тожде-
ственны ли эти суждения?
24. Размышляя над проблемой сознания, французский
философ Д. Дидро обратил внимание на то, что частицы неко-
торых веществ, например соли, сахара, воды, попадая в наше
тело и далее в наш мозг, становятся ощущающей мыслящей
материей. Как и откуда возникает у них эта способность ощу-
щать, мыслить? Значит, рассуждает Дидро, эти частицы долж-
ны были иметь эти свойства и ранее, до того как они попали в
мозг. Таким образом, не только живая, но и неживая материя
обладает способностью ощущать, мыслить.
Прав ли Д. Дидро? Как называется его философская кон-
цепция? Как Вы ответили бы на поставленные им вопросы?
25. Какие факты Вы можете привести в подтверждение
положения о том, что сознание не является продуктом только
биологического развития человека, а является социально-исто-
рическим продуктом?
26. Почему именно труд привел к возникновению созна-
ния? Почему «труд» муравьев, бобров не привел к развитию у
них сознания? Разберите в связи с этим несколько вариантов
возможных разумных существ, встречающихся в фантастичес-
кой литературе, например дельфины (Мерль), муравьи (Обру-
чев), обезьяны (Буль), лошади (Свифт).

Диалектика и ее альтернативы
1. Что означает термин «диалектика»? Каково его происхож-
дение? Какие формы диалектики Вам известны? (См.: Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч. Т. 20. Старое предисловие к «Àнти-Дюрингу»).
2. Какое из определений диалектики наиболее полно вы-
ражает ее сущность как науки?
а) Наука о движении понятий.
б) Искусство вести спор путем раскрытия противоречий в
суждениях оппонента.
в) Наука о наиболее общих законах развития природы, обще-
ства и мышления.

33

3. Объясните следующие теоретические понятия: «объек-
тивная диалектика», «субъективная диалектика», «стихийная
диалектика», «идеалистическая диалектика», «материалистичес-
кая диалектика». В связи с этим проанализируйте положение
Ф. Энгельса: «Так называемая объективная диалектика царит
во всей природе, а так называемая субъективная диалектика,
диалектическое мышление, есть только отражение господству-
ющего во всей природе движения путем противоположностей»
(Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 526).
4. Что означает термин «метафизика»? Какого его происхож-
дение? В чем принципиальное отличие диалектики от метафизи-
ки? В чем заключается революционная сущность диалектики? По-
чему À.И. Герцен называл диалектику «алгеброй революции»?
5. Определите, какие концепции развития представлены в
приведенном ниже отрывке? Почему одна из них называется
«мертвой», «бледной», «сухой», а вторая — «жизненной»?
«Две основные… концепции развития (эволюция) суть:
развитие как уменьшение и увеличение, как повторение и раз-
витие, как единство противоположностей (раздвоение единого
на взаимоисключающие противоположности и взаимоотноше-
ние между ними).
При первой концепции движения остается в тени само
движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или
сей источник переносится во вне — Бог, субъект…). При второй
концепции главное внимание устремляется именно на позна-
ние источника “само” движения.
Первая концепция мертва, бледна, суха. Вторая — жиз-
ненна» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 317).
6. Какая из указанных черт не характеризует развитие?
а) Определенная направленность (поступательное восхож-
дение от низшего к высшему);
б) усложнение — переход от простого к сложному;
в) любое изменение;
г) обновление — возникновение нового качества.
7. Какие стороны объективной действительности отражает
понятие «закон»? В связи с этим проанализируйте следующие
положения:

34

а) «…Понятие закона есть одна из ступеней познания че-
ловеком единства и связи, взаимозависимости и цельности
мирового процесса» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 135).
б) «Закон есть отношение… Отношение сущностей или
между сущностями» (Там же. С. 138).
в) «Закон есть прочное (остающееся) в явлении» (Там же.
С. 136).
8. В чем заключается противоположность материалистичес-
кого и идеалистического понимания законов науки? В этой свя-
зи назовите, к каким философским направлениям можно отне-
сти следующие трактовки законов науки?
а) Научные утверждения, имеющие общезначимый смысл,
б) отражение законов природы и общества;
в) следствие законов человеческого разума, организую-
щего различный эмпирический материал;
г) отражение общих, существенных и повторяющихся свя-
зей вещей и явлений;
д) продукт человеческого духа, не имеющий смысла по-
мимо человека;
е) проявление божественных сил, деяний Бога.
9. Выпишите из «Философских тетрадей» В.И. Ленина 16
элементов диалектики (см.: Полн. собр. соч. Т. 29. С. 202—203), а
затем:
а) вычлените из них элементы, связанные с материалис-
тическим подходом к рассмотрению вопросов;
б) определите те из перечисленных элементов диалекти-
ки, которые отражают основные ее принципы;
в) назовите элементы диалектики, которые можно рас-
сматривать как законы;
г) проиллюстрируйте некоторые из элементов диалектики
примерами из области изучаемых Вами учебных предметов или
из Вашей будущей специальности.
10. «Для диалектической философии нет ничего раз и на-
всегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем
видит она печать неизбежного падения, и ничто не может усто-
ять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и
уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высше-

35

му» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 275—276). Какие факты
развития природы и общества Вы можете привести в подтверж-
дение этого положения?
11. Определите, какой метод мышления критикует Энгельс:
«Пока мы рассматриваем вещи как покоящиеся и безжизнен-
ные, каждую в отдельности, одну рядом с другой и одну вслед
за другой, мы, действительно, не наталкиваемся ни на какие
противоречия в них. Но совсем иначе обстоит дело, когда мы
начинаем рассматривать вещи в их движении, в их изменении,
в их жизни, в их взаимном воздействии друг на друга. Здесь мы
сразу наталкиваемся на противоречия. Движение само есть про-
тиворечие». (Там же. Т. 20. С. 123).
12. «Метафизический способ понимания хотя и является
правомерным и даже необходимым в известных областях, более
или менее обширных, смотря по характеру предмета, рано или
поздно достигает каждый раз того предела, за которым он ста-
новится односторонним, ограниченным, абстрактным и запу-
тывается в неразрешимых противоречиях, потому что за отдель-
ными вещами не видит их взаимной связи, за их бытием — их
возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их дви-
жение, за деревьями не видит леса» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
Т. 20. С. 203). Какими процессами в естествознании был подго-
товлен метафизический метод? В чем состоит историческое оп-
равдание метафизического метода и в чем его ограниченность?
13. Могут ли существовать такие связи, при которых не
осуществляется обмен материей и движением? К какому виду
связи, например, относится зависимость между радиусом и
площадью круга?
14. Одна из комедий Эпихарма содержит пародию на диа-
лектику Кратила (ученика Гераклита), который считал, что в
одну и ту же реку нельзя войти и один раз — настолько все
изменяется: «Должник отказывается вернуть долг заимодавцу,
аргументируя это тем, что они оба уже не те люди, что были
прежде. Заимодавец колотит его, а затем привлеченный поби-
тым должником к суду, разъясняет судье, что жалобщик и по-
битый уже не одно и то же лицо». Отражением какого взгляда
на диалектику является содержание этой комедии?

Читайте также:  Какие свойства имеет крещенская вода

36

15. В чем состоит различие между софистикой и эклекти-
кой, с одной стороны, и диалектикой — с другой. Покажите,
что софистика и эклектика являются проявлением метафизи-
ческого метода мышления.
16. «…Чтобы действительно знать предмет, надо охватить,
изучить все его стороны, все его связи и “опосредствования”.
Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование все-
сторонности предостережет нас от ошибок и омертвления» (Ле-
нин В.И. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 290).
Как понимать это замечание Ленина? Означает ли оно,
что диалектика требует того, что актуально недостижимо?
17. Укажите соотношение между понятиями «развитие»,
«прогресс» и «регресс». Может ли развитие быть регрессивным?
Всякое ли развитие является прогрессивным процессом?
18. Какие из указанных ниже процессов можно отнести к
развитию? Àргументируйте свой ответ.
а) Качание маятника;
б) старение человека;
в) сборка машины на конвейере;
г) тренировка спортсмена;
д) контрреволюционный переворот;
е) взаимопревращение элементарных частиц;
ж) течение болезни;
з) «круговорот» воды в природе;
и) Броуновское движение;
к) движение Земли по орбите вокруг Солнца;
л) разрушение природной среды человеком.
19. Каково соотношение понятий «связь» и «отношение»?
Всякая ли связь есть отношение? Всякое ли отношение есть связь?
20. Какими из перечисленных ниже свойств должна обла-
дать связь, чтобы она получила статус закона?
а) Объективность;
б) устойчивость;
в) причинность;
г) необходимость;

37

д) повторяемость;
е) случайность;
ж) простота;
з) вариативность;
и) абсолютность;
к) существенность.
21. Укажите правильное определение понятия «развитие».
Развитие — это:
а) количественные изменения объекта;
б) всякое движение;
в) прогрессивное изменение;
г) движение по кругу;
д) движение от менее совершенного к более совершенному;
е) необратимые качественные изменения системы;
ж) повторяющиеся количественные и качественные измене-
ния в явлениях;
з) тождественное всякому изменению.
22. «Чтобы понять отдельные явления, мы должны выры-
вать их из общей связи и рассматривать изолированно»
(Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 256).
Означает ли это, что глубокое изучение явления неизбеж-
но сопровождается метафизической односторонностью?

Законы диалектики
1. Почему В.И. Ленин назвал закон единства и борьбы про-
тивоположностей «ядром диалектики»? Какое место занимает
он среди других законов диалектики?
2. Укажите правильное определение диалектического про-
тиворечия.
Это:
а) отношение тождества и различия противоположностей,
имеющих место в рамках единого целого, немыслимых друг без дру-
га, вступающих в противоречие, разрешение которого дает импульс
развитию;
б) взаимоисключение противоположностей;
в) недостатки, плохие явления, которые надо изгонять, устранять.

38

3. Обоснуйте положение о том, что противоречивые, взаи-
моисключающие противоположные тенденции присутствуют «во
всех явлениях и процессах природы (и духа, и общества в том
числе)» (см.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 317).
4. Из перечисленных ниже понятий выпишите противопо-
ложные пары: движение, холод, содержание, покой, сила, ум, тепло,
форма, знание, изменчивость, забывчивость, сущность, находчивость,
устойчивость, память.
5. Проверьте, являются ли полярно противоположными сле-
дующие отношения: кислое— сладкое,молодой— пожилой,порок —
невинность,смешной — серьезный,материальный — субъективный.
6. Укажите противоположное следующему: ошибка, объек-
тивный, оригинал, истина, щедрость, движение, радость, скромность,
сознание, сознательность.
7. Все ли противоречия, которые действуют в мире, одина-
ковы по своему характеру? Чем отличаются объективные про-
тиворечия от противоречий в познании, мышлении?
8. Что означает выражение Ленина: «…Единство противо-
положностей условно, временно, а борьба — абсолютна»? Воз-
можно ли существование противоположностей друг без друга?
9. Один из персонажей романа Д. Гранина «Искатели» го-
ворит: «У меня такая теория: если новая техника нужна, она
сама пробьет себе дорогу, как бы я ни сопротивлялся ей. Я вро-
де фильтра. То, что преодолеет меня, заслуживает право на су-
ществование. Диалектику помнишь? Новое рождается в борьбе
со старым. Так вот я — это старое». В чем заблуждался персонаж?
10. Определите метод мышления у автора следующего воп-
роса: «Что будет с человеческим обществом, когда оно разре-
шит все свои противоречия?».
11. Гераклит критиковал Гомера: этот мудрейший из элли-
нов, сказавший: «Да исчезнет вражда среди богов и людей», не
понял, что с исчезновением борьбы «все исчезнет». Дайте фи-
лософский анализ соображений древних мыслителей.

39

12. Найдите верное суждение среди нижеприведенных:
а) Поскольку противоречия неизбежны и на смену одним при-
ходят другие, то борьба с ними не имеет смысла.
б) Противоречия — двигатель развития, и поэтому они все-
гда полезны.
в) Цель нашей борьбы — разрешение всех противоречий.
г) Противоречия непреходящи, но для нас не безразлично, ка-
кой характер они носят (антагонистический или неантагонисти-
ческий), каким способом разрешаются, насколько эффективно спо-
собствуют развитию.
13. С какими видами противоречий Вы сталкиваетесь в повсед-
невной жизни? Приходится ли Вам их разрешать и каким способом?
14. Объясните «новое мышление» в современном обществе
как проявление диалектики сознания. Какими путями форми-
руется, реализуется новое мышление? Какой подход к разре-
шению противоречий современного мира и нашего общества
оно предлагает? Покажите реальные примеры становления но-
вого мышления в понимании экономических, политических,
национальных и других проблем развития нашего общества.
15. Покажите значение противоречий в развитии научных
теорий. В связи с этим проанализируйте высказывание физика
М. Планка о том, что для настоящего теоретика ничто не может
быть интереснее, чем такой факт, который находится в прямом
противоречии с общепризнанной теорией: ведь здесь, собствен-
но, начинается его работа.
16. На семинарском занятии возникла дискуссия. Студент
Матвеев сказал, что внутренние противоречия играют решаю-
щую роль в развитии системы, поскольку именно через внут-
ренние противоречия осуществляется саморазвитие любого ма-
териального объекта. Ему возразил студент Петров, который
заметил, что деление противоречий на внутренние и внешние
относительно, поэтому вопрос о том, что важнее — внутрен-
ние или внешние противоречия, — теряет смысл.
Кто из студентов прав? Àргументируйте свой ответ.
17. Верна ли мысль Гегеля о том, что противоречие есть крите-
рий истины, отсутствие противоречия — критерий заблуждения?

40

Источник