Каким свойством обладает мораль
Реферат
На тему:
«Свойства и функции морали»
План
Вопрос 1. Свойства морали
Вопрос 2. Функции морали
Вопрос 3. Моральная регуляция
Вопрос 4. Противоречия в морали
Вопрос 1. Свойства морали
1. Императивность морали
2. Нормативность морали
3. Оценочность морали
1. Мораль является одной из форм общественного сознания. Мораль имеет общественное происхождение, ее содержание определено конкретно-историческими условиями, духовными и материальными факторами.
Мораль обладает свойствами, общими для всех форм общественного сознания (религии, науки и пр.):
• социально-экономическая обусловленность содержания;
• воздействие на процессы, протекающие в обществе;
• взаимодействие с другими формами общественного сознания.
Специфическим свойством морали является императивность (от лат. imperative — повелевать) — требование определенного поведения, выполнения предписаний морали.
Императивность:
• согласует интересы личности с интересами общества;
• утверждает приоритет общественных интересов;
— в то же время не ограничивает свободу личности (за исключением ее негативных проявлений).
Иммануил Кант (1724 — 1804) первым сформулировал категорический императив — всеобщий моральный закон: «…Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».
Максима — это субъективный принцип воли индивида, его эмпирический мотив поведения. Категорический императив:
• является врожденным знанием;
• его требования выполняются безусловно и добровольно;
• проявляется в максиме только тогда, когда мотивом поступка является чувство долга;
• выражает соотношение между свободой волеизъявления и моральной необходимостью. («…Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству… как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». И. Кант.)
2. Нормативность морали. Регулятивная функция морали осуществляется через нормы (правил, заповедей и т. д.), с помощью которых:
• направляется деятельность людей;
• воспроизводятся общественные отношения на основе положительных качеств (честность, взаимопомощь и др.);
• соотносятся нравственные качества индивида с требованиями общества;
• побуждения извне превращаются во внутреннюю установку личности, часть ее духовного мира;
• осуществляются нравственные связи поколений людей.
Существует два типа моральных норм:
• запреты, указывающие недопустимые формы поведения (не укради, не убей и т. п.);
• образцы — желаемый вариант поведения (будь добрым, будь честным).
3. Оценочное свойство морали. Оценочность морали заключается в самооценке человека (оценке своих действий, печалей, переживаний), в оценке другими людьми и обществом поведения человека, его мотивов, соответствия нормам морали.
Формы оценочности:
• одобрение, согласие;
• порицание, несогласие.
Важными проблемами этики являются проблемы истинности моральных суждений и моральных оценок.
Объективный критерий истинности в морали — соответствие деятельности человека (или группы) интересам общества.
Вопрос 2. Функции морали
1. Воспитательная
2. Ценностное
J. Коммуникативная
4. Познавательная
5. Регулятивная
6. Гуманизирующая
1. К основным функциям морали относится воспитательная функция, которая заключается в:
• формировании у ребенка нравственных установок, привычек, внушении моральных запретов;
• самовоспитании взрослого человека (на протяжении всей жизни), осознанном выборе нравственных ориентиров.
Воспитательные функции могут выполнять не только люди, но и средства массовой информации, литература, искусство, взаимоотношения окружающих людей.
2. Ценностно-ориентирующая функция. Мораль играет важнейшую роль в развитии личности, дает нравственную ориентацию личности («установка на добро»).
3. Коммуникативная функция морали состоит в:
• ритуализации человеческого общения, создании его нормативов (этикет и пр.);
• гуманизации общения, стремлении сделать общение максимально приятным для всех сторон (ориентация на добро в общении).
4. Познавательная функция морали заключается в том, что она является средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этические познания, помогающие ему решать моральные вопросы, управлять своим поведением, чувствами и т. д.
5. Регулятивная функция морали (является самой важной функцией) заключается в регуляции поведения людей и общества в целом посредством:
• ограничения негативных устремлений людей;
• саморегуляции индивида и социальной среды;
• управления общественными отношениями;
• воплощения в жизнь гуманистических норм морали и т. д.
Регулятивная функция «высокой морали» является тенденцией, устремлением. Реальную регуляцию осуществляет синтез общечеловеческих нравственных представлений и социально-конкретных представлений.
Мораль регулирует поведение и взаимоотношения людей при помощи одобрения или порицания со стороны общественного мнения и моральной самооценки личности.
6. Гуманизирующая функция заключается в:
• стремлении морали совершенствовать человека;
• обязательности нравственных правил для всех людей, их равенстве
1. Компоненты системы моральной регуляции
2. Моральная регуляция
1. Мораль — система, которая регулирует сознание и поведение людей, их взаимоотношения (отношения между индивидами, группами индивидов, человеком и обществом и т. д.).
В систему моральной регуляции входят:
* нормы — предписания, правила поведения, объединенные в кодекс. Они, в свою очередь, делятся на:
* общепринятые эталонные образцы (позитивные нормы),
* запреты, абсолютные запреты (общий смысл которых — «не навреди»). В отличие от позитивных норм («будь добрым» и пр.),) бсолютные запреты не оставляют свободы для толкований.
Нормы морали указывают границы дозволенного. Поведение человека считается аморальным если он игнорирует нормы, и внеморальным, если человек не знаком с нормами;
* ценности (добро, справедливость и т. п.), которыми являются:
* содержание моральных норм;
* образцы поведения, мышления и переживания, признанные в качестве моральных ориентиров.
Ценности в отличие от норм не меняются на протяжении веков. Нравственные ценности составляют иерархию, в которой можно выделить высшие ценности и идеалы (высшие цели развития личности);
* важным компонентом моральной регуляции является вопрос о смысле жизни. Задаваясь им, люди хотят понять свое предназначение, место в мире;
* следующим компонентом моральной регуляции являются нравственные принципы — универсальные формулы поведения (например, принцип любви к ближнему). Принципы:
* четко формулируются (в виде лозунгов и т. п.);
* бывают связаны с идеологией, выражают интересы какой-либо социальной группы.
* Жесткое следование принципам высокой морали называется ригоризмом.
2. Моральная регуляция носит характер:
* оценочный (поступки людей одобряются или порицаются);
• императивный, нравственные правила преподносятся (иногда навязываются) как образцы поведения.
Мораль соотносит реальное поведение, сознание и переживания людей с идеалами, духовными и нравственными ориентирами («как должно быть»).
Нравственное сознание человека включает в себя:
• привычки (автоматически соблюдаемые моральные нормы);
• рефлексию (раздумья);
• интуицию (интуитивные решения в затруднительных ситуациях);
• моральные переживания.
Нравственное сознание человека, его поведение соотносятся с моральными правилами общества, устоями прошлых времен (обычаи, традиции).
Нравственные убеждения человека могут не только не совпадать с общепринятыми, но даже противопоставляться им (в аморальном обществе, например в фашистском государстве). В этом случае человек сам контролирует свои поступки и мышление (совесть), а нравственные нормы соблюдаются добровольно, без контроля извне.
Моральной регуляции подвергаются все без исключения сферы жизни общества и человека, где присутствуют взаимоотношения субъектов. Моральная регуляция опирается на общественное мнение (оценивая поведение человека, общество выполняет функции совести).
Мораль тесно связана с правом:
• моральные нормы закреплены законом;
• либерализация морали влечет либерализацию права;
— взаимодействие морали и права (суд присяжных).
Очень важна моральная регуляция науки, особенно медицины, психологии, генетики и т. п. (проблемы эвтаназии, клонирования и т. д.).
Нравственное регулирование необходимо даже в области техники (угроза безработицы вследствие автоматизации производства и т. п.).
L Безличность законов морали. Свобода вали и всеобщность морали
2. Универсальность моральных правил
3. Незаинтересованность моральных мотивов
4. Моральное единство людей ‘
5. Свободная причинность
1. Основными свойствами законов морали являются:
• объективное значение (норм, правил и пр.);
• субъективность восприятия (мораль как личная позиция человека);
• безличность законов морали.
Общество требует от индивида поведения, соответствующего его моральным нормам. Но оно может быть основано на аморальных принципах (фашистские государства и т. п.). В последнем случае моральный человек противостоит аморальному обществу, руководствуясь субъективным восприятием действительности, а также индивидуальной моралью.
Моральные взгляды:
• никем не навязаны, выбраны человеком добровольно;
• объективны, не зависят от предпочтений индивида (или группы);
• распространяются на всех людей и обязательны для всех.
Ìîðàëü êàê ñîâîêóïíîñòü íðàâñòâåííûõ òðåáîâàíèé (íîðì, ïðèíöèïîâ), îïðåäåëÿþùèõ õàðàêòåð îòíîøåíèé ìåæäó ëþäüìè. Ïîíÿòèÿ äîáðà è çëà, ñïðàâåäëèâîñòè è íåñïðàâåäëèâîñòè â îáùåñòâå. Ìîðàëü êàê õàðàêòåðèñòèêà ëè÷íîñòè è ïðîäóêò ÷åëîâå÷åñêîé êóëüòóðû.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
×åëîâåê — ýòî ñóùåñòâî, óìåþùåå ñåáÿ îãðàíè÷èâàòü. Ìû æèâåì â ìèðå ñïëîøíûõ îãðàíè÷åíèé: ýòîãî äåëàòü íåëüçÿ, òîò ïîñòóïîê ÿâëÿåòñÿ íåêðàñèâûì èëè çëûì äëÿ æèâîòíîãî âñå ìîæíî. ×åëîâåê è ÷åëîâå÷åñêîå îáùåñòâî âîçíèêëè òîãäà, êîãäà ÷åëîâåê íàó÷èëñÿ ñåáÿ îãðàíè÷èâàòü. Ïåðâûìè çàêîíàìè áûëè çàêîíû, çàïðåùàþùèå áðàêè ìåæäó ðîäñòâåííèêàìè — ìåæäó ðîäèòåëÿìè è äåòüìè, ìåæäó áðàòüÿìè è ñåñòðàìè, âîîáùå ìåæäó áëèæíèìè ðîäñòâåííèêàìè. Ëþäè çàìåòèëè, ÷òî ïîäîáíûå áðàêè âåäóò ê êðîâîñìåøåíèþ è âûðîæäåíèþ. Ó æèâîòíûõ òàêèõ îãðàíè÷åíèé íåò. Ïîòîì ïîÿâèëèñü çàêîíû, çàïðåùàþùèå óáèéñòâî, âîðîâñòâî, íàñèëèå. Ýòî íå îçíà÷àåò, ÷òî â îáùåñòâå áîëüøå íåò ïîäîáíûõ ÿâëåíèé — ñêîëüêî óãîäíî óáèéñòâ, íàñèëèÿ, óíèæåíèÿ ÷åëîâå÷åñêîãî äîñòîèíñòâà, âîðîâñòâà, ïðåäàòåëüñòâà. Íî ëþäüìè âñå ýòè âåùè îñóæäàþòñÿ, è ëþáîé ñàìûé ïîñëåäíèé íåãîäÿé çíàåò, ÷òî îí ïîñòóïàåò ïëîõî, è áîèòñÿ ýòîãî îñóæäåíèÿ. Áåç ïîäîáíûõ îãðàíè÷åíèé ÷åëîâå÷åñêàÿ æèçíü áûëà áû íåâîçìîæíà. ×åëîâåê, ñëåäîâàòåëüíî, âîçíèêàåò âìåñòå ñ ïîÿâëåíèåì ìîðàëè.
Ìîðàëü — ýòî ñîâîêóïíîñòü íîðì, ïðàâèë ïîâåäåíèÿ, ìîðàëüíûõ çàêîíîâ, îáû÷àåâ, êîòîðûì ëþäè, êàê ïðàâèëî, äîáðîâîëüíî ïîä÷èíÿþòñÿ è ñ ïîçèöèé êîòîðûõ â êàæäîì îáùåñòâå ïî÷òè î ëþáîì ïîñòóïêå ìîæíî ñêàçàòü — õîðîøèé îí èëè ïëîõîé, äîáðûé èëè çëîé. Ìîðàëü òðåáóåò îò ÷åëîâåêà áûòü ÷åëîâåêîì, íå îïóñêàòüñÿ äî æèâîòíîãî ñîñòîÿíèÿ, óâàæàòü äðóãèõ ëþäåé, äåëàòü äîáðî, ðóêîâîäñòâîâàòüñÿ â ñâîèõ ïîñòóïêàõ ëþáîâüþ, à íå çëîáîé, ïîìîãàòü äðóã äðóãó, ÷òèòü ñâîèõ ïðåäêîâ è ò.ä. è ò.ï.
Ìîðàëü — ýòî ñîâîêóïíîñòü íðàâñòâåííûõ òðåáîâàíèé (íîðì, ïðèíöèïîâ), îïðåäåëÿþùèõ õàðàêòåð îòíîøåíèé ìåæäó ëþäüìè â ñîîòâåòñòâèè ñ ïðèíÿòûìè â äàííîì îáùåñòâå ïîíÿòèÿìè äîáðà è çëà, ñïðàâåäëèâîì è íåñïðàâåäëèâîì.
Ìîðàëü (îò ëàòèíñêîãî moralis — íðàâñòâåííûé; mores — íðàâû) ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ñïîñîáîâ íîðìàòèâíîãî ðåãóëèðîâàíèÿ ïîâåäåíèÿ ÷åëîâåêà, îñîáîé ôîðìîé îáùåñòâåííîãî ñîçíàíèÿ è âèäîì îáùåñòâåííûõ îòíîøåíèé. Åñòü ðÿä îïðåäåëåíèé ìîðàëè, â êîòîðûõ îòòåíÿþòñÿ òå èëè èíûå åå ñóùåñòâåííûå ñâîéñòâà.
Îñîáåííîñòüþ ìîðàëè ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî îíà ðåãóëèðóåò ïîâåäåíèå è ñîçíàíèå ëþäåé âî âñåõ ñôåðàõ æèçíè (ïðîèçâîäñòâåííàÿ äåÿòåëüíîñòü, áûò, ñåìåéíûå, ìåæëè÷íîñòíûå è äðóãèå îòíîøåíèÿ). Ìîðàëü ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ òàêæå íà ìåæãðóïïîâûå è ìåæãîñóäàðñòâåííûå îòíîøåíèÿ.
Ìîðàëüíûå ïðèíöèïû èìåþò âñåîáùåå çíà÷åíèå, îõâàòûâàþò âñåõ ëþäåé, çàêðåïëÿþò îñíîâû êóëüòóðû èõ âçàèìîîòíîøåíèé, ñîçäàâàåìûå â äëèòåëüíîì ïðîöåññå èñòîðè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ îáùåñòâà (ãóìàíèçì, êîëëåêòèâèçì, àëüòðóèçì è ò.ä.).
Âñÿêèé ïîñòóïîê, ïîâåäåíèå ÷åëîâåêà ìîæåò èìåòü ðàçíîîáðàçíîå çíà÷åíèå (ïðàâîâîå, ïîëèòè÷åñêîå, ýñòåòè÷åñêîå è äð.), íî åãî íðàâñòâåííóþ ñòîðîíó, ìîðàëüíîå ñîäåðæàíèå îöåíèâàþò ïî åäèíîé øêàëå.
Ìîðàëüíûå íîðìû ïîâñåäíåâíî âîñïðîèçâîäÿòñÿ â îáùåñòâå ñèëîé òðàäèöèè, âëàñòüþ îáùåïðèçíàííîé è ïîääåðæèâàåìîé âñåìè äèñöèïëèíû, îáùåñòâåííûì ìíåíèåì. Èõ âûïîëíåíèå êîíòðîëèðóåòñÿ âñåìè.
Ìîðàëüíûå íîðìû — ýòî íðàâñòâåííûå òðåáîâàíèÿ, êîòîðûå ðåãóëèðóþò ïîâåäåíèå ÷åëîâåêà â êîíêðåòíîì ñëó÷àå («áóäü âåæëèâ ñî ñòàðøèìè», «ïîìîãàé ñòàðøèì» è ò.ä.).
Îòâåòñòâåííîñòü â ìîðàëè èìååò äóõîâíûé, èäåàëüíûé õàðàêòåð (îñóæäåíèå èëè îäîáðåíèå ïîñòóïêîâ), âûñòóïàåò â ôîðìå ìîðàëüíûõ îöåíîê, êîòîðûå ÷åëîâåê äîëæåí îñîçíàòü, âíóòðåííå ïðèíÿòü è ñîîáðàçíî ñ ýòèì íàïðàâëÿòü è êîððåêòèðîâàòü ñâîè ïîñòóïêè è ïîâåäåíèå. Òàêàÿ îöåíêà äîëæíà ñîîòâåòñòâîâàòü îáùèì ïðèíöèïàì è íîðìàì, ïðèíÿòûì âñåìè ïîíÿòèÿì î äîëæíîì è íåäîëæíîì, äîñòîéíîì è íåäîñòîéíîì è ò.ä.
Ìîðàëü çàâèñèò îò óñëîâèé ÷åëîâå÷åñêîãî áûòèÿ, ñóùíîñòíûõ ïîòðåáíîñòåé ÷åëîâåêà, íî îïðåäåëÿåòñÿ óðîâíåì îáùåñòâåííîãî è èíäèâèäóàëüíîãî ñîçíàíèÿ. Íàðÿäó ñ äðóãèìè ôîðìàìè ðåãóëèðîâàíèÿ ïîâåäåíèÿ ëþäåé â îáùåñòâå ìîðàëü ñëóæèò ñîãëàñîâàíèþ äåÿòåëüíîñòè ìíîæåñòâà èíäèâèäîâ, ïðåâðàùåíèþ åå â ñîâîêóïíóþ ìàññîâóþ äåÿòåëüíîñòü, ïîä÷èíåííóþ îïðåäåëåííûì ñîöèàëüíûì çàêîíàì.
Ìîðàëü — ýòî èõàðàêòåðèñòèêà ëè÷íîñòè, åå ãëàâíûõ êà÷åñòâ, òàêèõ êàê ïðàâäèâîñòü, ÷åñòíîñòü, äîáðîòà, è õàðàêòåðèñòèêà îòíîøåíèé ìåæäó ëþäüìè,è ñîâîêóïíîñòü ìîðàëüíûõ íîðì, êîòîðûìè ëþäè ðóêîâîäñòâóþòñÿ â ñâîåé æèçíè. Ìîðàëü îòíîñèòñÿ ê ñôåðå äîëæíîãî, îíà ïîêàçûâàåò ÷åëîâåêó — êàêèì îí äîëæåí áûòü, è â ýòîì ñìûñëå îíà íå íàóêà, îíà íè÷åãî íå èçó÷àåò, îíà íàó÷àåò÷åëîâåêà áûòü ÷åëîâåêîì. È â íàøó ýïîõó, è âî âñå ïðåäøåñòâóþùèå ìû ñïëîøü è ðÿäîì ñòàëêèâàåìñÿ ñ íàðóøåíèåì ìîðàëè — ñ òðóñîñòüþ, ýãîèçìîì, õàìñòâîì, íåäîáðîñîâåñòíîñòüþ, ïîýòîìó â ìîðàëè ãîâîðèòñÿ î òîì, êàêèì äîëæåí áûòü ÷åëîâåê, à íå î òîì, êàêîâ îí íà ñàìîì äåëå. Ìû ïðèçíàåì, ïèñàë âåëèêèé ôèëîñîô È. Êàíò, ÷òî âðÿä ëè ìîæíî íàéòè àáñîëþòíî ÷èñòóþ çåìëþ, ÷èñòóþ âîäó, ÷èñòûé âîçäóõ è ò.ï. Òåì íå ìåíåå, ýòè ïîíÿòèÿ, êîòîðûå ñîçäàë ðàçóì, íåîáõîäèìû, áåç íèõ íå áûëî áû íèêàêîé íàóêè.
Ìàëî êòî æèâåò â ìèðå ïî çàêîíàì ëþáâè è ñîâåñòè, êàê ýòîãî òðåáóåò ìîðàëü öèâèëèçîâàííîãî îáùåñòâà. Íî ýòî íå çíà÷èò, ÷òî ïîäîáíûå çàêîíû óòîïè÷íû, — åñëè áû èõ íå áûëî, åñëè áû îíè íå îáðàùàëèñü ê êàæäîìó ÷åëîâåêó, òî îáùåñòâî áûñòðî ïåðåñòàëî áû áûòü ÷åëîâå÷åñêèì, øëà áû íåïðåðûâíàÿ âîéíà âñåõ ïðîòèâ âñåõ, â êîòîðîé âûæèâàëè áû ñàìûå ñèëüíûå, àãðåññèâíûå è áåçæàëîñòíûå. Ïîäîáíûå ïðèìåðû âîçâðàùåíèÿ ê äèêîñòè ìû çíàåì èç èñòîðèè ôàøèçìà è êîììóíèçìà, õîòÿ èäåîëîãàì ýòèõ äâèæåíèé òàê è íå óäàëàñü ïîïûòêà ïðåâðàòèòü ëþäåé â ïîñëóøíûõ ñêîòîâ, äëÿ êîòîðûõ äîëþ, ÷åñòü è ëþáîâü áûëè áû ïóñòûìè ñëîâàìè. Õðèñòèàíñòâî, ïèñàë çíàìåíèòûé ðóññêèé ôèëîñîô Ñ. Ôðàíê, áóäó÷è ïîêëîíåíèåì Áîãó, îäíîâðåìåííî ÿâëÿåòñÿ ðåëèãèåé ëþáâè, èáî îòêðûâàåò â ñòîëü ïðîñòîì åñòåñòâåííîì ÷óâñòâå, êàê ëþáîâü, âåëèêîå óíèâåðñàëüíîå íà÷àëî, íîðìó, èäåàë è öåëü æèçíè. Ïîñëå ðàñïðîñòðàíåíèÿ õðèñòèàíñòâà ìå÷òà î ðåàëüíîì îñóùåñòâëåíèè âñåîáùåãî öàðñòâà áðàòñêîé ëþáâè íå ìîæåò óæå èñ÷åçíóòü. ×åëîâåê, óòâåðæäàë Ñ. Ôðàíê, ÷àñòî ïîïàäàåò ïà ëîæíûå ïóòè â ñòðåìëåíèè óñòàíîâèòü ýòî öàðñòâî, ÷àùå âñåãî ÷åðåç ïðèíóäèòåëüíûé ïîðÿäîê, íî ëþáîâü ìîæåò âïëîòü äî ïðîñâåòëåíèÿ ìèðîâîãî áûòèÿ — ëèøü íåñîâåðøåííî è ÷àñòè÷íî ðåàëèçîâûâàòüñÿ â ìèðå, îñòàâàòüñÿ òîëüêî ïóòåâîäíîé çâåçäîé. È, òåì íå ìåíåå, åñëè äóøà óçíàëà, ÷òî ëþáîâü åñòü îçäîðîâëÿþùàÿ, áëàãîäàòñòâóþùàÿ ñèëà Áîæèÿ, «íèêàêîå ãëóìëåíèå ñëåïöîâ, áåçóìöåâ è ïðåñòóïíèêîâ, íèêàêàÿ õîëîäíàÿ æèçíåííàÿ ìóäðîñòü. Íèêàêèå ïðèìàíêè ëîæíûõ èäåàëîâ — èäîëîâ — íå ìîãóò ïîêîëåáàòü åå, èñòðåáèòü ýòî çíàíèå ñïàñèòåëüíîé èñòèíû».
Òàêèì îáðàçîì, ìîðàëü — ýòî èñêóññòâåííîå îáðàçîâàíèå ýòî ïðîäóêò ÷åëîâå÷åñêîé êóëüòóðû: â ìèðå ïðèðîäû íåò òàêèõ çàêîíîâ, ïî êîòîðûì ìû äîëæíû ëþáèòü äðóã äðóãà èëè æèòü ïî ñîâåñòè. Êîãäà ìû âèäèì ÷åëîâåêà, êîòîðûé ñíèìåò ïîñëåäíþþ ðóáàøêó, ÷òîáû ïîìî÷ü äðóãîìó, íàñ ýòî ïîðàæàåò, è ìíîãèå ñ÷èòàþò åãî ÷óäàêîì, ïîòîìó ÷òî äëÿ ÷åëîâåêà ãîðàçäî åñòåñòâåííåé çàáîòèòüñÿ î ñåáå. Çíà÷èò, åñòü âåùè, êîòîðûå áûòü íå äîëæíû, îíè ïðîòèâîðå÷àò ïîâñåäíåâíîìó óêëàäó Æèçíè. À îíè, òåì íå ìåíåå, åñòü. Åñòåñòâåííû æàäíîñòü, ãëóïîñòü, æèâîòíàÿ çëîáà, ýãîèçì. Âñåãäà åñòü ïðè÷èíà — ïî÷åìó ÷åëîâåê ïîñòóïèë ïëîõî: íàïðèìåð, ÿ óêðàë. Ïîòîìó ÷òî ìíå åñòü íå÷åãî. Íî íèêîãäà íåò ïðè÷èí äëÿ õîðîøèõ ïîñòóïêîâ. Íåëüçÿ ÷åëîâåêà ñïðîñèòü: òû, ïî÷åìó ïîìîã ñòàðóøêå ïåðåéòè ÷åðåç äîðîãó? òû, ïî÷åìó ñïàñ òîíóùåãî ÷åëîâåêà? Íîðìàëüíûé ÷åëîâåê íå ñìîæåò îòâåòèòü ïà ýòîò âîïðîñ. Åäèíñòâåííûé îòâåò: íè ïî÷åìó, ïðîñòî ïî ñîâåñòè.
Íî â íàøåì ìèðå íå åñòåñòâåííû — òî åñòü íå èìåþò ïðèðîäíûõ îñíîâàíèé, íå çàëîæåíû â íàñ ïðèðîäîé — íè ëþáîâü, íè ñîâåñòü, íè ÷åñòü, íè äîáðî. À îíè âñå-òàêè åñòü, è ïîêà îíè åñòü, ïîêà õîòü îäèí ÷åëîâåê æèâåò ïî çàêîíàì ëþáâè è ñîâåñòè, ÷åëîâå÷åñòâî áóäåò ïðîäîëæàòüñÿ. ×åëîâåêîì óïðàâëÿþò, ñëåäîâàòåëüíî, íååñòåñòâåííûå (íå ïðèðîäíûå) çàêîíû, ïîòîìó ÷òî ñàì ÷åëîâåê âñâîåé ÷åëîâå÷åñêîé, à íå æèâîòíîé ñòèõèè — ñâåðõúåñòåñòâåííîå ñóùåñòâî. Îí íå ðîæäàåòñÿ ïðèðîäîé, åãî îñíîâíûå êà÷åñòâà è ñïîñîáíîñòè èç ïðèðîäû íå âûòåêàþò. Ýòî, ïðåæäå âñåãî, îòíîñèòñÿ ê åãî ìîðàëüíûì êà÷åñòâàì, îíè íå âûòåêàþò íå òîëüêî èç îêðóæàþùåé ïðèðîäû, íî íå âûòåêàþò è èç áèîëîãèè èëè èç ïñèõèêè ÷åëîâåêà. Ìîæíî, Íàïðèìåð, ñêàçàòü, ÷òî áûòü äîáðûì âûãîäíî, ëþäè ñî âðåìåíåì ýòî ïîíÿëè è ñòàðàþòñÿ ñîâåðøàòü äîáðûå Ïîñòóïêè. Ñåé÷àñ ÿ êîìó-íèáóäü ïîìîãó, ïîòîì ìíå ïîìîãóò. Íî êàêàÿ âûãîäà ÷åëîâåêó â òîì ñëó÷àå, êîãäà îí, ñïàñàë äðóãèõ, æåðòâóåò ñâîåé æèçíüþ? Êàêàÿ âûãîäà áûëà ïîëüñêîìó ó÷èòåëþ ß. Êîð÷àêó, êîòîðûé âîøåë â ãàçîâóþ êàìåðó âìåñòå ñî ñâîèìè åâðåéñêèìè ó÷åíèêàìè? Ãîâîðÿò, ÷òî ñòðàõ ïåðåä íàêàçàíèåì çàñòàâëÿåò ëþäåé âûïîëíÿòü ìîðàëüíûå òðåáîâàíèÿ. Íî â ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ëþäè äåëàþò äîáðûå ïîñòóïêè íå èç ñòðàõà ïåðåä ïîêàçàíèåì, ïåðåä îáùåñòâåííûì îñóæäåíèåì, ëþäè ñòàðàþòñÿ ñ ëþáîâüþ îòíîñèòüñÿ ê äðóãèì íå ïîòîìó, ÷òî èì ýòî ïðèÿòíî èëè âûãîäíî, à ïîòîìó ÷òî îíè äîáðûå è ëþáÿùèå. ßäåëàþäîáðî,Ïîòîìó÷òîÿäîáðûé. Áîëüøå íèêàêèõ âíåøíèõ ïðè÷èí äëÿ äîáðà íåò. Âîîáùå, ñ÷èòàë Ë. Òîëñòîé, ëþäè æèâóò â îòíîñèòåëüíîì ñïîêîéñòâèè, íå áðîñàþòñÿ äðóã íà äðóãà, íå óáèâàþò è íå ðåæóò íå ïîòîìó, ÷òî åñòü ñóäû èòþðüìû, à ïîòîìó ÷òî ëþäè åùå ëþáÿò è æàëåþò äðóã äðóãà.
×óâñòâî ñòûäà — ýòî íå ïðîÿâëåíèå æèâîòíîãî èíñòèíêòà ñàìîñîõðàíåíèÿ. Íðàâñòâåííûé ÷åëîâåê èñïûòûâàåò ÷óâñòâî ñòûäà, ñîâåðøàÿ ïëîõèå ïîñòóïêè, äàæå åñëè âîêðóã íèêîãî íåò, äàæå åñëè îï òî÷íî çíàåò, ÷òî íèêòî åãî íå ðàçîáëà÷èò è íå íàêàæåò. Ýòîò ÷åëîâåê æèâåò òàê, êàê åñëè áû îí âñå âðåìÿ áûë ïà âèäó, òåì áîëåå ÷òî åãî äåéñòâèòåëüíî âñåãäà âèäèò Áîã, èëè, ïî êðàéíåé ìåðå, ÷åëîâåê äîëæåí âåðèòü â ýòî.
 èñòîðèè ÷åëîâå÷åñêîé êóëüòóðû ñóùåñòâîâàëè ðàçíûå òî÷êè çðåíèÿ íà ñóùíîñòü ìîðàëè: îäíè ìûñëèòåëè ñ÷èòàëè, ÷òî ÷åëîâåê ïî ñâîåé ïðèðîäå äîáð, à çëûì è àãðåññèâíûì åãî äåëàþò íåïðàâèëüíîå âîñïèòàíèå èëè óðîäëèâàÿ îêðóæàþùàÿ ñðåäà (Ï. Ãîëüáàõ, Ãåëüâåöèé), äðóãèå ïîëàãàëè, ÷òî ÷åëîâåê ïî ïðèðîäå çîë è àãðåññèâåí, êàê æèâîòíîå, à äîáðûì åãî äåëàþò âîñïèòàíèå, êóëüòóðà (Æ. — Æ. Ðóññî). Íà ñàìîì äåëå, âèäèìî, ÷åëîâåê íè äîáðûé è íè çëîé. Ïî ñâîåé ïðèðîäå ÷åëîâåê æèâîòíîå, à æèâîòíîå íèêàêîé ðàçíèöû ìåæäó äîáðîì è çëîì íåâèäèò. Äîáðî, ëþáîâü, ñîâåñòü, ÷åñòü íå ñóùåñòâóþò, íå æèâóò â àâòîìàòè÷åñêîì ðåæèìå, íå äëÿòñÿ è íå ïðåáûâàþò òàê, êàê ïðåáûâàåò, äëèòñÿ âî âðåìåíè ñòîë, èëè ñòóë, èëè êîðîâà. Êîðîâà è çàâòðà è ïîñëåçàâòðà áóäåò êîðîâîé, äëÿ ýòîãî åé íå íàäî ïðåäïðèíèìàòü íèêàêèõ óñèëèé. À âñå ÷åëîâå÷åñêèå êà÷åñòâà, â òîì ÷èñëå è ìîðàëüíûå, äåðæàòñÿ òîëüêî íà âîëíå óñèëèÿ: ÿ äîëæåí ñòàðàòüñÿ áûòü äîáðûì, ÿ äîëæåí êàæäûé ÷àñ è âñþ æèçíü ïûòàòüñÿ æèòü ïî ñîâåñòè. À ýòî î÷åíü òðóäíî — èáî îçíà÷àåò: äóìàòü î äðóãèõ, ïûòàòüñÿ ïîìîãàòü èì, ÷àùå âñåãî â óùåðá ñåáå, ïûòàòüñÿ ëþáèòü ëþäåé, õîòÿ ñðåäè íèõ ñòîëüêî ïðîòèâíûõ, æàäíûõ, àãðåññèâíûõ è ìåëî÷íûõ èíäèâèäîâ. Ñàì ÷åëîâåê åñòü óñèëèå áûòü ÷åëîâåêîì: êàê òîëüêî ÿ ïåðåñòàþ óñèëèâàòüñÿ, ÿ îïóñêàþñü äî æèâîòíîãî ñîñòîÿíèÿ. Çäåñü ìîæíî ñäåëàòü ïðåäâàðèòåëüíûé âûâîä, êîòîðûé áóäåò îáîñíîâûâàòüñÿ äàëåå íà ïðîòÿæåíèè âñåé ýòîé êíèãè: Ìîðàëü ñîîòâåòñòâóåò ãëóáèííûì çàêîíàì ÷åëîâå÷åñêîãî áûòèÿ.
Ñâîéñòâàìîðàëè.
Èìïåðàòèâíîñòü ìîðàëè
Íîðìàòèâíîñòü ìîðàëè
Îöåíî÷íîñòü ìîðàëè
1. Ìîðàëü ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç ôîðì îáùåñòâåííîãî ñîçíàíèÿ. Ìîðàëü èìååò îáùåñòâåííîå ïðîèñõîæäåíèå, åå ñîäåðæàíèå îïðåäåëåíî êîíêðåòíî-èñòîðè÷åñêèìè óñëîâèÿìè, äóõîâíûìè è ìàòåðèàëüíûìè ôàêòîðàìè.
Ìîðàëü îáëàäàåò ñâîéñòâàìè, îáùèìè äëÿ âñåõ ôîðì îáùåñòâåííîãî ñîçíàíèÿ (ðåëèãèè, íàóêè è ïð.):
ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêàÿ îáóñëîâëåííîñòü ñîäåðæàíèÿ;
âîçäåéñòâèå íà ïðîöåññû, ïðîòåêàþùèå â îáùåñòâå;
âçàèìîäåéñòâèå ñ äðóãèìè ôîðìàìè îáùåñòâåííîãî ñîçíàíèÿ.
Ñïåöèôè÷åñêèì ñâîéñòâîì ìîðàëè ÿâëÿåòñÿ èìïåðàòèâíîñòü (îò ëàò. imperative — ïîâåëåâàòü) — òðåáîâàíèå îïðåäåëåííîãî ïîâåäåíèÿ, âûïîëíåíèÿ ïðåäïèñàíèé ìîðàëè.
Èìïåðàòèâíîñòü:
ñîãëàñóåò èíòåðåñû ëè÷íîñòè ñ èíòåðåñàìè îáùåñòâà;
óòâåðæäàåò ïðèîðèòåò îáùåñòâåííûõ èíòåðåñîâ;
â òî æå âðåìÿ íå îãðàíè÷èâàåò ñâîáîäó ëè÷íîñòè (çà èñêëþ÷åíèåì åå íåãàòèâíûõ ïðîÿâëåíèé).
Èììàíóèë Êàíò (1724 — 1804) ïåðâûì ñôîðìóëèðîâàë êàòåãîðè÷åñêèé èìïåðàòèâ — âñåîáùèé ìîðàëüíûé çàêîí:». Ïîñòóïàé òîëüêî ñîãëàñíî òàêîé ìàêñèìå, ðóêîâîäñòâóÿñü êîòîðîé, òû â òî æå âðåìÿ ìîæåøü ïîæåëàòü, ÷òîáû îíà ñòàëà âñåîáùèì çàêîíîì».
Ìàêñèìà — ýòî ñóáúåêòèâíûé ïðèíöèï âîëè èíäèâèäà, åãî ýìïèðè÷åñêèé ìîòèâ ïîâåäåíèÿ. Êàòåãîðè÷åñêèé èìïåðàòèâ:
ÿâëÿåòñÿ âðîæäåííûì çíàíèåì;
åãî òðåáîâàíèÿ âûïîëíÿþòñÿ áåçóñëîâíî è äîáðîâîëüíî;
ïðîÿâëÿåòñÿ â ìàêñèìå òîëüêî òîãäà, êîãäà ìîòèâîì ïîñòóïêà ÿâëÿåòñÿ ÷óâñòâî äîëãà;
âûðàæàåò ñîîòíîøåíèå ìåæäó ñâîáîäîé âîëåèçúÿâëåíèÿ è ìîðàëüíîé íåîáõîäèìîñòüþ. («. Ïîñòóïàé òàê, ÷òîáû òû âñåãäà îòíîñèëñÿ ê ÷åëîâå÷åñòâó. êàê ê öåëè è íèêîãäà íå îòíîñèëñÿ áû ê íåìó òîëüêî êàê ê ñðåäñòâó».È. Êàíò.)
2. Íîðìàòèâíîñòü ìîðàëè. Ðåãóëÿòèâíàÿ ôóíêöèÿ ìîðàëè îñóùåñòâëÿåòñÿ ÷åðåç íîðìû (ïðàâèë, çàïîâåäåé è ò.ä.), ñ ïîìîùüþ êîòîðûõ:
íàïðàâëÿåòñÿ äåÿòåëüíîñòü ëþäåé;
âîñïðîèçâîäÿòñÿ îáùåñòâåííûå îòíîøåíèÿ íà îñíîâå ïîëîæèòåëüíûõ êà÷åñòâ (÷åñòíîñòü, âçàèìîïîìîùü è äð.);
ñîîòíîñÿòñÿ íðàâñòâåííûå êà÷åñòâà èíäèâèäà ñ òðåáîâàíèÿìè îáùåñòâà;
ïîáóæäåíèÿ èçâíå ïðåâðàùàþòñÿ âî âíóòðåííþþ óñòàíîâêó ëè÷íîñòè, ÷àñòü åå äóõîâíîãî ìèðà;
îñóùåñòâëÿþòñÿ íðàâñòâåííûå ñâÿçè ïîêîëåíèé ëþäåé.
Ñóùåñòâóåò äâà òèïà ìîðàëüíûõ íîðì:
çàïðåòû, óêàçûâàþùèå íåäîïóñòèìûå ôîðìû ïîâåäåíèÿ (íå óêðàäè, íå óáåé è ò.ï.);
îáðàçöû — æåëàåìûé âàðèàíò ïîâåäåíèÿ (áóäü äîáðûì, áóäü ÷åñòíûì).
3. Îöåíî÷íîå ñâîéñòâî ìîðàëè. Îöåíî÷íîñòü ìîðàëè çàêëþ÷àåòñÿ â ñàìîîöåíêå ÷åëîâåêà (îöåíêå ñâîèõ äåéñòâèé, ïå÷àëåé, ïåðåæèâàíèé), â îöåíêå äðóãèìè ëþäüìè è îáùåñòâîì ïîâåäåíèÿ ÷åëîâåêà, åãî ìîòèâîâ, ñîîòâåòñòâèÿ íîðìàì ìîðàëè.
Ôîðìû îöåíî÷íîñòè:
îäîáðåíèå, ñîãëàñèå;
ïîðèöàíèå, íåñîãëàñèå.
Âàæíûìè ïðîáëåìàìè ýòèêè ÿâëÿþòñÿ ïðîáëåìû èñòèííîñòè ìîðàëüíûõ ñóæäåíèé è ìîðàëüíûõ îöåíîê.
Îáúåêòèâíûé êðèòåðèé èñòèííîñòè â ìîðàëè — ñîîòâåòñòâèå äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà (èëè ãðóïïû) èíòåðåñàì îáùåñòâà.
Òàêèì îáðàçîì, ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî ìîðàëü — ýòî íåêàÿ âðîæäåííàÿ ñóáñòàíöèÿ, ãåíåòè÷åñêè ïåðåäàþùàÿñÿ ïîòîìñòâó. Îäíàêî, íå ñòîèò çàáûâàòü, ÷òî êàê ëþáàÿ òåîðèÿ, ýòîëîãè÷åñêîå îïðåäåëåíèå ìîðàëè èìååò êàê ñâîèõ ïðèâåðæåíöåâ, òàê è îïïîíåíòîâ. Çàêëþ÷åíèå.È. Êàíò ïèñàë: «Ïîñëå äîëãîãî ðàçìûøëåíèÿ íàä ýòèì ïðåäìåòîì (ìîðàëüþ) ÿ ïðèøåë ê óáåæäåíèþ, ÷òî ïðàâèëî — äåëàé ñîâåðøåííåéøåå èç âîçìîæíîãî äëÿ ñåáÿ — åñòü ïåðâîå ôîðìàëüíîå îñíîâàíèå âñÿêîé îáÿçàííîñòè äåéñòâîâàòü, ðàâíî êàê è ïîëîæåíèå — íå äåëàé òîãî, ÷òî ñ òâîåé ñòîðîíû áûëî áû ïðåïÿòñòâèåì ê âîçìîæíî áîëüøåìó ñîâåðøåíñòâó, — òàêæå åñòü ôîðìàëüíîå îñíîâàíèå äëÿ îáÿçàííîñòè íå äåëàòü. È òî÷íî òàê æå êàê èç ïåðâûõ ôîðìàëüíûõ ïðèíöèïîâ íàøèõ ñóæäåíèé îá èñòèííîì íè÷åãî íå âûòåêàåò, åñëè íå äàíî ïåðâûõ ñîäåðæàòåëüíûõ îñíîâàíèé, òàê è èç îäíèõ òîëüêî ýòèõ äâóõ ïðàâèë äîáðà íå ñëåäóåò åùå íèêàêîé îñîáî îïðåäåëåííîé îáÿçàííîñòè, åñëè ñ íèìè íå ñâÿçàíû íåäîêàçóåìûå ñîäåðæàòåëüíûå ïðèíöèïû ïðàêòè÷åñêîãî ïîçíàíèÿ (ïîâåäåíèÿ?)». Ìîðàëü ìîæåò áûòü äâîéíîé èëè åå âîîáùå ìîæåò íå áûòü.
Öèòèðóÿ Êàíòà, êîòîðûé ãîâîðèò, ÷òî «ïîäîáíî òîìó êàê ñóùåñòâóþò íåðàñ÷ëåíèìûå ïîíÿòèÿ èñòèííîãî, ò.å. òîãî, ÷òî èìååòñÿ â ïðåäìåòàõ ïîçíàíèÿ, ðàññìàòðèâàåìûõ ñàìè ïî ñåáå, òî÷íî òàêæå ñóùåñòâóåò è íåðàçäåëèìîå ÷óâñòâî äîáðà (îíî íèêîãäà íå áûâàåò â âåùè, êàê òàêîâîé, à âñåãäà èìååòñÿ ëèøü ïî îòíîøåíèþ ê âîñïðèíèìàþùåìó ñóùåñòâó). Åñëè ïîýòîìó òîò èëè èíîé ïîñòóïîê íåïîñðåäñòâåííî ïðåäñòàâëÿåòñÿ êàê äîáðûé, íå çàêëþ÷àÿ â ñåáå â ñêðûòîì âèäå êàêîãî-ëèáî äðóãîãî áëàãà, êîòîðîå ìîæåò áûòü óñìîòðåíî â íåì ïóòåì ðàñ÷ëåíåíèÿ è áëàãîäàðÿ êîòîðîìó ýòîò ïîñòóïîê íàçûâàåòñÿ ñîâåðøåííûì, òî íåîáõîäèìîñòü ýòîãî ïîñòóïêà åñòü íåäîêàçóåìûé ñîäåðæàòåëüíûé ïðèíöèï îáÿçàííîñòè», ìû ïîíèìàåì, ÷òî ìîðàëü — ýòî íå ïðîñòî íîðìû è ïðàâèëà, à íåêèå íåâèäèìûå ìåõàíèçìû êîòîðûå âðàùàþò îáùåñòâî è íå äàþò åìó ïîãèáíóòü.
ìîðàëü îáùåñòâî íîðìà ïðèíöèï
1. Ãóñåéíîâ À.À., Àïðåñÿí Ð.Ã. Ýòèêà: Ó÷åáíèê. — Ãàðäàðèêè, 2003. — 472 ñ.
2. Äðóæèíèí Â.Ô., Äåìèíà Ë.À. Ýòèêà. Êóðñ ëåêöèé. — Ì.: Èçä-âî ÌÃÎÓ, 2003. — 176
3. È. Êàíò. Èññëåäîâàíèå îò÷åòëèâîñòè ïðèíöèïîâ åñòåñòâåííîé òåîëîãèè è ìîðàëè, Ì 1985
4. É. Áåí-Øëîìî Ââåäåíèå â ôèëîñîôèþ èóäàèçìà, 2002.
5. Âÿçîâñêèé À.Ê. Î ìîðàëè.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…