Каким свойством должна обладать спора

Каким свойством должна обладать спора thumbnail
  1. Главная
  2. Вопросы & Ответы
  3. Вопрос 1333987

Каким свойством должна обладать спораГость :

7 лет назад

  19    
1    

Лучший ответ:

Каким свойством должна обладать спора

 должна быть лёгкой и содержать наследственный материал.

7 лет назад

Ваш ответ (не менее 20 символов):
Ваше имя (не менее 2 символов):

Каким свойством должна обладать спора

Лучшее из галереи:

Каким свойством должна обладать спораКаким свойством должна обладать спораКаким свойством должна обладать спораКаким свойством должна обладать спораКаким свойством должна обладать спораКаким свойством должна обладать спораКаким свойством должна обладать спораКаким свойством должна обладать спораКаким свойством должна обладать спораКаким свойством должна обладать спораКаким свойством должна обладать спораКаким свойством должна обладать спораКаким свойством должна обладать спораКаким свойством должна обладать спораКаким свойством должна обладать спораКаким свойством должна обладать спораКаким свойством должна обладать спораКаким свойством должна обладать спораКаким свойством должна обладать спораКаким свойством должна обладать спораКаким свойством должна обладать спораКаким свойством должна обладать спораКаким свойством должна обладать спораКаким свойством должна обладать спораКаким свойством должна обладать спораКаким свойством должна обладать спораКаким свойством должна обладать спораКаким свойством должна обладать спораКаким свойством должна обладать спораКаким свойством должна обладать спора

    Каким свойством должна обладать спора

    Другие вопросы:

    Каким свойством должна обладать спораГость :

    У мальчика было 5 конфет девочка съела 3.сколько осталось?

    7 лет назад

    Смотреть ответ  

      5    
    1    

    Каким свойством должна обладать спораГость :

    0,24-(1,2*0,15 12/100)/1,25

    7 лет назад

    Смотреть ответ  

      9    
    1    

    Каким свойством должна обладать спораГость :

    Какое число в периодической системе элементов обозначает количество электронов в атоме? Выберите в списке жидкий металл:Ртуть Натрий Железо Медь H2S – это формула:Безкислородной кислоты Оксида Щёлочи Кислородсодержащей кислоты Формула «сухого льда»:H2O CO2 H2S HCl Вещества, изменяющие скорость х…

    7 лет назад

    Смотреть ответ  

      7    
    1    

    Каким свойством должна обладать спораГость :

    мастеру и ученику необходимо выполнить заказ известно что ученику для выполнения заказа необходимо на 2 дня больше чем мастеру.в процессе выполнения заказа мастер проработал 2 дня а ученик 3 дня.сколько дней необходимо мастеру чтобы выполнить заказ самостоятельно?

    7 лет назад

    Смотреть ответ  

      13    
    1    

    Каким свойством должна обладать спораГость :

    помогите пожалуйста написать сочинение очень надо тут текст и тема во вложениях заранее спасибо

    7 лет назад

    Смотреть ответ  

      6    
    1    

    Источник

    Тема 4: Ораторская речь и приемы полемики (4 час.).

    Материал для подготовки к практическому занятию

    Подтема 4.2: Искусство спора и приемы полемики (2 час.).

    Вопросы:

    1. Понятие спора (общая характеристика). 2. Дискуссия как вид спора. 3. Полемика как вид спора. 4. Стратегия и тактика спора. 5. Логические аспекты спора (вопросно-ответный комплекс, аргументация, логические уловки в споре): 5.1. Вопросно-ответный комплекс как логический аспект спора (общая характеристика). 5.2. Виды вопросов. 5.3. Критерии корректности вопросов. 5.4. Виды ответов в споре. 5.5. Аргументация как логический аспект спора. 5.6. Структура аргументации. 5.7. Виды аргументации: а) доказательство, б) опровержение: 5.7а. Доказательство как вид аргументации. 5.7б. Опровержение как вид аргументации. 5.8. Правила убедительной аргументации. 5.9. Ошибки в аргументации. 5.10. Логические уловки в споре. 6. Социально-психологические аспекты спора.

    Понятие спора (общая характеристика).

    Подавляющая часть наших суждений предполагает активную мыслительную деятельность, протекающую в режиме спора (дискуссии, полемики).

    В действительности, в коммуникативных процессах помимо высказываний, выражающих то или иное состояние дел, содержатся побуждения, вопросы, оценки, согласия и возражения вплоть до неприятия чего либо. Кроме того, определенную окраску, характер коммуникативным актам придает манера поведения, позы, выражения лиц. Все это мы можем обнаружить в спорах.

    Спор представляет собой одну из основных форм человеческой коммуникации, в рамках которой уточняются позиции противоборствующих сторон, вырабатывается оптимальное решение проблемы, «рождается истина». «Роскошь человеческого общения» (А. Сент-Экзюпери) является наградой за изнурительный труд ума, высокий уровень логической культуры и культуры поведения, а также за филигранное владение искусством спора

    Спор – это коммуникативный процесс. В его рамках происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нем сторон. Каждая из участвующих сторон стремится аргументированно утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны.

    Редкий спор заканчивается безусловной победой одной из сторон, но это не умаляет ценность данного коммуникативного акта. Во-первых, поскольку в споре соревнуются идеи, то его участники обогащаются идейно: обмен идеями, в отличие от обмена вещами, более эффективен. Б. Шоу так обосновывал этот тезис. Если у вас есть одно яблоко и у меня одно, то при обмене ими и у вас, и у меня останется по одному яблоку. Но если у вас есть одна идея, а у меня другая и мы обмениваемся ими, то в результате у каждого из рас будет по две идеи. Во-вторых, в процессе спора стороны приходят к более глубокому уяснению и своей собственной позиции, и позиции оппонента. В-третьих, в споре мы узнаем нечто новое, тем самым дополняем свой багаж знаний и расширяем кругозор.

    Искусство ведения спора получило название эристика. Эристика является интегральным искусством, возникающим на стыке знаний и умений, вырабатываемых логикой, психологией, этикой и риторикой. При таком подходе искусство спора характеризуется двумя основными признаками: доказательностью и убедительностью. Доказательность – это логическое воздействие на оппонента принудительностью рассуждения. Убедительность – это психологическое воздействие на оппонента, направленное на восприятие им той или иной идеи. В рамках спора доказательность и убедительность относительно независимы. Возможны следующие их комбинации: а) доказательно и убедительно; б) доказательно, но не убедительно; в) не доказательно, но убедительно; г) и не доказательно, и не убедительно. Идеальный вариант, к которому необходимо стремиться в любом споре, – доказательность и убедительность рассуждений одновременно. За более чем двухтысячелетнюю историю своего существования эристика выработала общие рекомендации, выполнение которых способствует повышению плодотворности спора:

    Читайте также:  Какие свойства металлов определяют пробой на перегиб

    • Если есть возможность достичь согласия без спора, лучше ею воспользоваться.

    • Не спорьте по мелочам; если уж спорить, то только по принципиальным вопросам.

    • Если позиции совместимы, нужда в споре отпадает.

    • Спор должен быть предметным, а предмет спора – достаточно ясным и неизменным на всем его протяжении.

    • Спор возможен только при наличии определенной общности исходных позиций (источник начального взаимопонимания спорящих), а также известной суммы знаний о предмете спора.

    • Спор предполагает следование правилам логики, этики и психологии.

    • Спор не должен быть самоцелью, в споре недопустимы выпады личного характера; спор должен быть средством достижения истины, выработки оптимального решения.

    • В споре следует использовать только корректные приемы, которые могут содержать в себе элементы хитрости, внезапности, атаки, но не лжи, унижения достоинства противника, подмены предмета спора и т. д.

    Виды спора весьма многообразны. Спор может быть конструктивным (товарищеским) или деструктивным (враждебным), устным или письменным, организованным или стихийным, основательным или поверхностным, содержательным или формальным.

    В жизни больше внимания уделяется содержательным аспектам спора, поэтому одним из важных моментов является выбор вида спора (дискуссии или полемики), который определяется конкретными обстоятельствами.

    Источник

    Èçó÷åíèå îñíîâíûõ ïðèçíàêîâ èñêóññòâà ñïîðà. Õàðàêòåðèñòèêà îñîáåííîñòåé è ïîíÿòèé ýðèñòèêè. Ðàññìîòðåíèå àñïåêòîâ äèñêóññèè è ïîëåìèêè. Àíàëèç ñòðàòåãèè è òàêòèêè ñïîðà. Õàðàêòåðèñòèêà ëîãè÷åñêèõ ïðèåìîâ ïîëåìèêè. Àíàëèç âîïðîñíî-îòâåòíîãî êîìïëåêñà.

    Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

    Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

    Îãëàâëåíèå

    Ââåäåíèå

    1. Õàðàêòåðèñòèêà ñïîðà

    1.1 Ïîíÿòèå ñïîðà

    1.2 Äèñêóññèÿ

    1.3 Ïîëåìèêà

    1.4 Ñòðàòåãèÿ è òàêòèêà ñïîðà

    2. Ëîãè÷åñêèå ïðèåìû ïîëåìèêè

    2.1 Âîïðîñíî-îòâåòíûé êîìïëåêñ

    2.2 Àðãóìåíòàöèÿ

    2.3 Ëîãè÷åñêèå ïðèåìû

    3. Ïñèõîëîãè÷åñêèå ïðèåìû ïîëåìèêè

    Çàêëþ÷åíèå

    Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

    ñïîð ýðèñòèêà ëîãè÷åñêèé

    Ââåäåíèå

    Äåëîâîå îáùåíèå òðåáóåò îò ÷åëîâåêà âûñîêîé ïñèõîëîãè÷åñêîé êóëüòóðû, à òàêæå ïîñòîÿííîãî èçó÷åíèÿ è ó÷åòà ýìîöèîíàëüíîé ñòîðîíû äåëîâûõ îòíîøåíèé. Òîò, êòî ñ÷èòàåò, ÷òî ïîíÿòèå «÷óâñòâà» íåïðèìåíèìî ê ðàáîòå, ñïîñîáåí âûçâàòü ìíîãî÷èñëåííûå è äîðîãîîáõîäÿùèåñÿ êîíôëèêòû. Ìíîãèå âñòðå÷àëèñü ñî øòàìïàìè: «ïîãîâîðèì ïî-äåëîâîìó», «îñòàâèì â ñòîðîíå íàøè ÷óâñòâà», «íàøà ðàáîòà — ýòî òîëüêî äåëî, è íèêàêèõ ýìîöèé» è ò.ä.

    Ñåãîäíÿ, â êîíöå XX ñòîëåòèÿ, áîëüøàÿ ÷àñòü ÷åëîâå÷åñòâà îñîçíàëà î÷åíü ïðîñòîé è î÷åâèäíûé ôàêò, ÷òî ëèøü íåìíîãèå ñóæäåíèÿ î ìèðå èñòèííû è íå òðåáóþò äîêàçàòåëüñòâ. Íî ëüâèíàÿ äîëÿ íàøèõ ñóæäåíèé ïðåäïîëàãàåò àêòèâíóþ ìûñëèòåëüíóþ äåÿòåëüíîñòü, ïðîòåêàþùóþ â ðåæèìå ñïîðà (äèñêóññèè, ïîëåìèêè).

     äåéñòâèòåëüíîñòè, â êîììóíèêàòèâíûõ ïðîöåññàõ ïîìèìî âûñêàçûâàíèé, âûðàæàþùèõ òî èëè èíîå ñîñòîÿíèå äåë, ñîäåðæàòñÿ ïîáóæäåíèÿ, âîïðîñû, îöåíêè, ñîãëàñèÿ è âîçðàæåíèÿ âïëîòü äî íåïðèÿòèÿ ÷åãî ëèáî. Êðîìå òîãî, îïðåäåëåííóþ îêðàñêó, õàðàêòåð êîììóíèêàòèâíûì àêòàì ïðèäàåò ìàíåðà ïîâåäåíèÿ, ïîçû, âûðàæåíèÿ ëèö. Âñå ýòî ìû ìîæåì îáíàðóæèòü â ñïîðàõ.

    Ñïîð ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé îäíó èç îñíîâíûõ ôîðì ÷åëîâå÷åñêîé êîììóíèêàöèè, â ðàìêàõ êîòîðîé óòî÷íÿþòñÿ ïîçèöèè ïðîòèâîáîðñòâóþùèõ ñòîðîí, âûðàáàòûâàåòñÿ îïòèìàëüíîå ðåøåíèå ïðîáëåìû, «ðîæäàåòñÿ èñòèíà». Âûâîä èç ñêàçàííîãî âûøå ïðåäåëüíî ïðîñò. «Ðîñêîøü ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåíèÿ» (À. Ñåíò-Ýêçþïåðè) ÿâëÿåòñÿ íàãðàäîé çà èçíóðèòåëüíûé òðóä óìà, âûñîêèé óðîâåíü ëîãè÷åñêîé êóëüòóðû è êóëüòóðû ïîâåäåíèÿ, à òàêæå çà ôèëèãðàííîå âëàäåíèå èñêóññòâîì ñïîðà

    1. Õàðàêòåðèñòèêà ñïîðà

    1.1 Ïîíÿòèå ñïîðà

    Ñïîð — ýòî êîììóíèêàòèâíûé ïðîöåññ, â ðàìêàõ êîòîðîãî ïðîèñõîäèò ñîïîñòàâëåíèå òî÷åê çðåíèÿ, ïîçèöèé ó÷àñòâóþùèõ â íåì ñòîðîí, ïðè ýòîì êàæäàÿ èç íèõ ñòðåìèòñÿ àðãóìåíòèðîâàíî óòâåðäèòü ñâîå ïîíèìàíèå îáñóæäàåìûõ âîïðîñîâ è îïðîâåðãíóòü äîâîäû äðóãîé ñòîðîíû.

    Èñêóññòâî âåäåíèÿ ñïîðà ïîëó÷èëî íàçâàíèå ýðèñòèêà. Ýðèñòèêà ÿâëÿåòñÿ èíòåãðàëüíûì èñêóññòâîì, âîçíèêàþùèì íà ñòûêå çíàíèé è óìåíèé, âûðàáàòûâàåìûõ ëîãèêîé, ïñèõîëîãèåé, ýòèêîé è ðèòîðèêîé. Ïðè òàêîì ïîäõîäå èñêóññòâî ñïîðà õàðàêòåðèçóåòñÿ äâóìÿ îñíîâíûìè ïðèçíàêàìè: äîêàçàòåëüíîñòüþ è óáåäèòåëüíîñòüþ.

    Äîêàçàòåëüíîñòü — ýòî ëîãè÷åñêîå âîçäåéñòâèå íà îïïîíåíòà ïðèíóäèòåëüíîñòüþ ðàññóæäåíèÿ.

    Óáåäèòåëüíîñòü — ýòî ïñèõîëîãè÷åñêîå âîçäåéñòâèå íà îïïîíåíòà, íàïðàâëåííîå íà âîñïðèÿòèå èì òîé èëè èíîé èäåè.

    Â ðàìêàõ ñïîðà äîêàçàòåëüíîñòü è óáåäèòåëüíîñòü îòíîñèòåëüíî íåçàâèñèìû. Âîçìîæíû ñëåäóþùèå èõ êîìáèíàöèè: à) äîêàçàòåëüíî è óáåäèòåëüíî; á) äîêàçàòåëüíî, íî íå óáåäèòåëüíî; â) íå äîêàçàòåëüíî, íî óáåäèòåëüíî; ã) è íåäîêàçàòåëüíî, è íåóáåäèòåëüíî.

    Èäåàëüíûé âàðèàíò, ê êîòîðîìó íåîáõîäèìî ñòðåìèòüñÿ â ëþáîì ñïîðå, — äîêàçàòåëüíîñòü è óáåäèòåëüíîñòü ðàññóæäåíèé îäíîâðåìåííî.

    Áîëåå ÷åì çà äâóõòûñÿ÷åëåòíþþ èñòîðèþ ñâîåãî ñóùåñòâîâàíèÿ ýðèñòèêà âûðàáîòàëà îáùèå ðåêîìåíäàöèè, âûïîëíåíèå êîòîðûõ ñïîñîáñòâóåò ïîâûøåíèþ ïëîäîòâîðíîñòè ñïîðà:

    — åñëè åñòü âîçìîæíîñòü äîñòè÷ü ñîãëàñèÿ áåç ñïîðà, ëó÷øå åþ âîñïîëüçîâàòüñÿ;

    — íå ñïîðüòå ïî ìåëî÷àì; åñëè óæ ñïîðèòü, òî òîëüêî ïî ïðèíöèïèàëüíûì âîïðîñàì;

    Читайте также:  Определите какое свойство твердых тел указано неверно

    — ïî÷âó äëÿ ñïîðà îáðàçóåò íàëè÷èå íåñîâìåñòèìûõ ïîçèöèé îòíîñèòåëüíî îäíîãî è òîãî æå ïðåäìåòà; åñëè æå ïîçèöèè ñîâìåñòèìû, íóæäà â ñïîðå îòïàäàåò;

    — ñïîð äîëæåí áûòü ïðåäìåòíûì, à ïðåäìåò ñïîðà — äîñòàòî÷íî ÿñíûì è íåèçìåííûì íà âñåì åãî ïðîòÿæåíèè;

    — ñïîð íå äîëæåí áûòü ñàìîöåëüþ, â ñïîðå íåäîïóñòèìû âûïàäû ëè÷íîãî õàðàêòåðà;

    1.2 Äèñêóññèÿ

    Äèñêóññèÿ — ýòî âèä ñïîðà, â ðàìêàõ êîòîðîãî ðàññìàòðèâàåòñÿ, èññëåäóåòñÿ, îáñóæäàåòñÿ êàêàÿ-ëèáî ïðîáëåìà.

    Öåëü ëþáîé äèñêóññèè — äîñòèæåíèå ìàêñèìàëüíî âîçìîæíîé â äàííûõ óñëîâèÿõ ñòåïåíè ñîãëàñèÿ åå ó÷àñòíèêîâ ïî îáñóæäàåìîé ïðîáëåìå..

    Èòîã äèñêóññèè íå äîëæåí ñâîäèòüñÿ ê ñóììå âûñêàçàííûõ òî÷åê çðåíèÿ. Îí äîëæåí ïðåäñòàâëÿòü ñîáîé ñèíòåç îáúåêòèâíûõ è íåîáõîäèìûõ ÷åðò, ïðèñóùèõ äèñêóòèðóåìîìó ïðåäìåòó

    1.3 Ïîëåìèêà

    Ïîëåìèêà — âèä ñïîðà, â ðàìêàõ êîòîðîãî îñíîâíûå óñèëèÿ ñòîðîí íàïðàâëåíû íà óòâåðæäåíèå (ïîáåäó) ñâîåé ïîçèöèè îòíîñèòåëüíî îáñóæäàåìîãî ïðåäìåòà.

    Îòìåòèì îòëè÷èòåëüíûå ÷åðòû ïîëåìèêè.

    Âî-ïåðâûõ, îñíîâíàÿ çàäà÷à, êîòîðóþ ðåøàþò ïîëåìèçèðóþùèå ñòîðîíû, — óòâåðæäåíèå ñâîåé ïîçèöèè.

    Âî-âòîðûõ, ó÷àñòâóþùèå è ïîëåìèêå ñòîðîíû áîëåå, ÷åì â äèñêóññèè, âîëüíû â âûáîðå ñðåäñòâ ñïîðà, åãî ñòðàòåãèè è òàêòèêè.

    Âìåñòå ñ òåì ñóùåñòâóåò ðÿä ìîìåíòîâ, ðîäíÿùèõ ïîëåìèêó è äèñêóññèþ: íàëè÷èå îïðåäåëåííîãî ïðåäìåòà ñïîðà, ñîäåðæàòåëüíàÿ ñâÿçíîñòü, îòêðûòîñòü ê àðãóìåíòàì äðóãîé ñòîðîíû, î÷åðåäíîñòü âûñòóïëåíèé

    1.4 Ñòðàòåãèÿ è òàêòèêà ñïîðà

    Ñòðàòåãèÿ ñïîðà — ýòî îáùèé ïëàí åãî âåäåíèÿ.

    Ïðîïîíåíò — òîò, êòî âûäâèãàåò è îòñòàèâàåò íåêîòîðûé òåçèñ — äîëæåí ïîçàáîòèòüñÿ î òîì, ÷òîáû îáåñïå÷èòü ìàêñèìàëüíî âîçìîæíóþ ñòåïåíü åãî îáîñíîâàííîñòè.

    Îïïîíåíò — ýòî òîò, êòî îñïàðèâàåò òåçèñ

    Òàêòèêà ñïîðà — ýòî ïîäáîð è èñïîëüçîâàíèå â ñïîðå îïðåäåëåííîé ñîâîêóïíîñòè ëîãè÷åñêèõ è ïñèõîëîãè÷åñêèõ ïðèåìîâ.

    Ðàññìîòðèì íàèáîëåå âàæíûå ìîìåíòû òàêòèêè ñïîðà.

    Âî-ïåðâûõ, â ëþáîì ñïîðå òàêòè÷åñêè âåðíûì áóäåò êîððåêòíîå ïîâåäåíèå åãî ó÷àñòíèêîâ. Ñïîêîéñòâèå, óðàâíîâåøåííîñòü, ðàññóäèòåëüíîñòü, ñïîñîáíîñòü ñäåðæèâàòü âîçíèêàþùèå ýìîöèè

    Âî-âòîðûõ, áåñïðîèãðûøíûì òàêòè÷åñêèì ïðèåìîì ÿâëÿåòñÿ âíèìàòåëüíîå è äîáðîæåëàòåëüíîå îòíîøåíèå ê âûñêàçûâàíèÿì ïðîòèâíîé ñòîðîíû. Ýôôåêò ýòîãî ïðèåìà ìîæíî óñèëèòü ñ ïîìîùüþ òèïè÷íûõ äëÿ òàêèõ ñëó÷àåâ âûðàæåíèé: «Ìíå íðàâèòñÿ âàøà ìûñëü (ïðåäëîæåíèå, òåçèñ), íàä íåé ñëåäóåò õîðîøåíüêî ïîäóìàòü»,

    Â-òðåòüèõ, èíâàðèàíò òàêòèêè ñïîðà ñîñòàâëÿåò îòêðûòîñòü (âîñïðèèì÷èâîñòü) îäíîé ñòîðîíû äëÿ óáåäèòåëüíûõ äîâîäîâ äðóãîé.

    Â-÷åòâåðòûõ, ðàñïðîñòðàíåí òàêòè÷åñêèé õîä, íàçûâàåìûé «óñëîâíîå ïðèíÿòèå äîâîäîâ ïðîòèâíèêà». Ýòîò ïðèåì ïîçâîëÿåò èçáåæàòü ïðÿìîãî îïðîâåðæåíèÿ òî÷êè çðåíèÿ ñîïåðíèêà â ñïîðå. Óñëîâíî ñîãëàøàÿñü ñ äîâîäàìè ïðîòèâíèêà, ìû âìåñòå ñ íèì âûâîäèì èç åãî ïîñûëîê ñîìíèòåëüíûå ñëåäñòâèÿ, ïîäâîäÿ ê íóæíîìó îêîí÷àòåëüíîìó âûâîäó.

    2. Ëîãè÷åñêèå ïðèåìû ïîëåìèêè

    Ëîãèêà — íåîáõîäèìûé èíñòðóìåíò, îñâîáîæäàþùèé îò ëè÷íûõ, íåíóæíûõ çàïîìèíàíèé, ïîìîãàþùèé íàéòè â ìàññå èíôîðìàöèè òî öåííîå, ÷òî íóæíî ÷åëîâåêó. Îíà íóæíà ëþáîìó ñïåöèàëèñòó.

    Ìûñëèòü ëîãè÷íî — ýòî çíà÷èò ìûñëèòü òî÷íî è ïîñëåäîâàòåëüíî, íå äîïóñêàòü ïðîòèâîðå÷èé â ñâîèõ ðàññóæäåíèÿõ, óìåòü âñêðûâàòü ëîãè÷åñêèå îøèáêè. Ýòè êà÷åñòâà ìûøëåíèÿ èìåþò áîëüøîå çíà÷åíèå â ëþáîé îáëàñòè íàó÷íîé è ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, â òîì ÷èñëå â ðàáîòå ñïåöèàëèñòà ïî ñâÿçÿì ñ îáùåñòâåííîñòüþ. Çíàíèå ëîãèêè ïîìîãàåò íàì ïîäãîòîâèòü ëîãè÷åñêè ñòðîéíóþ, õîðîøî àðãóìåíòèðîâàííóþ ðå÷ü, âûÿâèòü ïðîòèâîðå÷èÿ â îáùåñòâåííîì ìíåíèè è ò.ä.

    2.1 Âîïðîñíî-îòâåòíûé êîìïëåêñ

    Âîïðîñíî-îòâåòíûé êîìïëåêñ ÿâëÿåòñÿ íåîáõîäèìûì ýëåìåíòîì îáùåíèÿ è ìûøëåíèÿ ëþäåé.

    Âîïðîñ è îòâåò, âçÿòûå âìåñòå, îáðàçóþò åäèíñòâî ïðîòèâîïîëîæíîñòåé. Âîïðîñ çàêëþ÷àåò â ñåáå ïðîñüáó èëè òðåáîâàíèå êàêîé-ëèáî èíôîðìàöèè.

    Îòâåò — ýòî òàêîå âûñêàçûâàíèå, êîòîðîå äîëæíî ñîäåðæàòü â ñåáå òðåáóåìóþ èíôîðìàöèþ. Åñòåñòâåííî, ÷òî âñÿêèé âîïðîñ ïðåäïîëàãàåò îòâåò.

    Îòâåò — ýòî âûñêàçûâàíèå, ñîäåðæàùåå íåäîñòàþùóþ â âîïðîñå èíôîðìàöèþ. Îñíîâíàÿ ôóíêöèÿ îòâåòà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òîáû ìèíèìèçèðîâàòü íåäîñòàòî÷íîñòü èíôîðìàöèè, íà êîòîðóþ óêàçûâàåò âîïðîñ èëè óêàçàòü íà íåêîððåêòíîñòü ïîñòàíîâêè âîïðîñà.

    Èñòèííûå (ïðàâèëüíûå) îòâåòû ñîîòâåòñòâóþò äåéñòâèòåëüíîñòè, ëîæíûå (íåâåðíûå) — íå ñîîòâåòñòâóþò äåéñòâèòåëüíîñòè.

    Ïðÿìûìè ÿâëÿþòñÿ îòâåòû, âîñïðîèçâîäÿùèå ìàòðèöó âîïðîñà.

    Êîñâåííûå — ýòî âûñêàçûâàíèÿ, èç êîòîðûõ ìîæåò áûòü âûâåäåíà ìàòðèöà âîïðîñà.

    Â êðàòêèõ îòâåòàõ íå âîñïðîèçâîäèòñÿ ìàòðèöà âîïðîñà: â íèõ ñîäåðæèòñÿ òîëüêî òîò ýëåìåíò ìûñëè, êîòîðûé óñòðàíÿåò íåèçâåñòíîñòü ïåðåìåííîé âîïðîñà.

    Ïîëíûé îòâåò äîëæåí ñîäåðæàòü â ñåáå ëîãè÷åñêèå ýëåìåíòû, óñòðàíÿþùèå íåèçâåñòíîñòü âñåõ ïåðåìåííûõ, ïðèñóòñòâóþùèõ â âîïðîñå.

    Äåéñòâèòåëüíûìè îòâåòàìè ÿâëÿþòñÿ òå âûñêàçûâàíèÿ, èñòèííîñòü êîòîðûõ äîêàçàíà íàäëåæàùèì îáðàçîì â íåêîòîðîé ñèñòåìå çíàíèé. Âîçìîæíûå îòâåòû — òå, êîòîðûå ñîäåðæàò çàïðàøèâàåìóþ â âîïðîñå èíôîðìàöèþ, íî ýòà èíôîðìàöèÿ íå îáîñíîâàíà â äîëæíîé ìåðå.

    2.2 Àðãóìåíòàöèÿ

    Àðãóìåíòàöèÿ — ýòî ëîãèêî-êîììóíèêàòèâíûé ïðîöåññ, íàïðàâëåííûé íà îáîñíîâàíèå ïîçèöèè îäíîãî ÷åëîâåêà ñ öåëüþ ïîñëåäóþùåãî åå ïîíèìàíèÿ è ïðèíÿòèÿ äðóãèì ÷åëîâåêîì. Òîò, êòî îáîñíîâûâàåò ñâîþ ïîçèöèþ, íàçûâàåòñÿ àðãóìåíòàòîðîì. Òîò, êîìó àäðåñîâàíà îáîñíîâûâàåìàÿ ïîçèöèÿ, íàçûâàåòñÿ ðåöèïèåíòîì.

    ëþáàÿ àðãóìåíòàöèÿ ïðåñëåäóåò öåëü — îáðàçîâàíèå îïðåäåëåííîãî óáåæäåíèÿ ó ðåöèïèåíòà.

    Â ñòðóêòóðó àðãóìåíòàöèè âõîäÿò òåçèñ, àðãóìåíòû (îñíîâàíèÿ, äîâîäû) è äåìîíñòðàöèÿ. Òåçèñ — ýòî ïîëîæåíèå, ïîçèöèÿ, êîòîðàÿ ïîäëåæèò îáîñíîâàíèþ.

    Читайте также:  Какие свойства воздуха использованы в мяче и круге

    Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî â ïðîöåññå àðãóìåíòàöèè ëþáàÿ âîâëåêàåìàÿ â íåãî èíôîðìàöèÿ äîëæíà êîíöåíòðèðîâàòüñÿ âîêðóã òåçèñà è ñëóæèòü åãî äåòàëüíîìó àíàëèçó.

    Àðãóìåíòû — ýòî èçâåñòíûå, çàðàíåå äîáûòûå ïîëîæåíèÿ, ñ ïîìîùüþ êîòîðûõ äîñòèãàþòñÿ îáîñíîâàííîñòü è óáåäèòåëüíîñòü òåçèñà.

    Îòáîð àðãóìåíòîâ — äåëî òâîð÷åñêîå, è ìíîæåñòâî ôàêòîðîâ îêàçûâàåò âëèÿíèå íà ýòîò ïðîöåññ: ìèðîâîççðåíèå, óðîâåíü îáðàçîâàíèÿ àðãóìåíòàòîðà, åãî èäåîëîãè÷åñêèå è êóëüòóðíûå óñòàíîâêè, êîíêðåòíûå îáñòîÿòåëüñòâà, ñîïðîâîæäàþùèå ïðîöåññ àðãóìåíòàöèè, è ò. ä.

    Äåìîíñòðàöèÿ — ýòî ëîãè÷åñêàÿ ñâÿçü òåçèñà è àðãóìåíòîâ.

    Äåìîíñòðàöèÿ â ôîðìå èíäóêöèè, ò å. êîãäà îáùèé òåçèñ âûâîäèòñÿ èç ðÿäà îäíîòèïíûõ ÷àñòíûõ àðãóìåíòîâ, èëè â ôîðìå àíàëîãèè îáëàäàåò ìåíüøåé ëîãè÷åñêîé íåîáõîäèìîñòüþ ïî ñðàâíåíèþ ñ äåäóêöèåé.

    Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî î÷åíü ÷àñòî â ðå÷è àðãóìåíòàöèÿ íå âûðàæàåòñÿ ÿâíî, ïîýòîìó ðåöèïèåíòó èëè îïïîíåíòó íåîáõîäèìî ïðèëàãàòü îïðåäåëåííûå óñèëèÿ ïî âûÿâëåíèþ âñåõ åå ñòðóêòóðíûõ ýëåìåíòîâ.

    Âèäû àðãóìåíòàöèè âåñüìà ðàçíîîáðàçíû.

    Äîêàçàòåëüñòâî — âèä àðãóìåíòàöèè, â ðàìêàõ êîòîðîãî èñòèííîñòü òåçèñà ïðÿìî èëè îïîñðåäîâàííî âûâîäèòñÿ èç èñòèííîñòè àðãóìåíòîâ.

    Äîêàçàòåëüñòâî ìîæåò áûòü ïðÿìûì èëè êîñâåííûì.  ïðÿìîì äîêàçàòåëüñòâå òåçèñ íåïîñðåäñòâåííî âûâîäèòñÿ èç àðãóìåíòîâ, êàê â ïðèâåäåííîì âûøå ïðèìåðå.  êîñâåííîì äîêàçàòåëüñòâå èñòèííîñòü òåçèñà óñòàíàâëèâàåòñÿ îïîñðåäîâàííî, ïðîöåññ àðãóìåíòàöèè îñóùåñòâëÿåòñÿ êàê áû îáõîäíûì ïóòåì. Îïðîâåðæåíèå — ýòî ëîãè÷åñêàÿ îïåðàöèÿ îáîñíîâàíèÿ ëîæíîñòè íåêîòîðîãî òåçèñà èëè äåìîíñòðàöèÿ åãî íåîáîñíîâàííîñòè, ò.å. â îòëè÷èå îò äîêàçàòåëüñòâà îïðîâåðæåíèå ïðåñëåäóåò ïðÿìî ïðîòèâîïîëîæíóþ öåëü è ÿâëÿåòñÿ êàê áû åãî îáðàòíîé ñòîðîíîé. Ðàçëè÷àþò òðè ñïîñîáà îïðîâåðæåíèÿ: êðèòèêà òåçèñà, êðèòèêà àðãóìåíòîâ èëè êðèòèêà äåìîíñòðàöèè.

    Ñàìûì äåéñòâåííûì ñïîñîáîì îïðîâåðæåíèÿ ÿâëÿåòñÿ êðèòèêà òåçèñà, âûäâèíóòîãî ïðîòèâíèêîì. Âûÿâëåííàÿ ëîæíîñòü òåçèñà èìååò ïðèíóäèòåëüíóþ ñèëó äëÿ ëþáîãî çäðàâîìûñëÿùåãî ÷åëîâåêà. Íî ýòîò ñïîñîá îïðîâåðæåíèÿ íàèáîëåå ñëîæåí è òðóäîåìîê ïî èíòåëëåêòóàëüíûì çàòðàòàì. È ïðåæäå ÷åì åãî èñïîëüçîâàòü, ñëåäóåò òðåçâî îöåíèòü ñâîè ñèëû è ñâîé áàãàæ çíàíèé èç òîé îáëàñòè, ê êîòîðîé îòíîñèòñÿ îïðîâåðãàåìûé òåçèñ.

    Ïîäòâåðæäåíèå- øèðîêî èñïîëüçóåìûé âèä àðãóìåíòàöèè. Îíî îñîáî ýôôåêòèâíî, êîãäà ñóùåñòâóåò íåîáõîäèìîñòü îáîñíîâàíèÿ íåòðàäèöèîííîãî, èííîâàöèîííîãî ðåøåíèÿ, íîâîé ïåðñïåêòèâíîé òî÷êè çðåíèÿ èëè ïðåäëîæåíèÿ.  ðàìêàõ ïîäòâåðæäåíèÿ òåçèñà èç ïðåäëîæåííîé íåñòàíäàðòíîé òî÷êè çðåíèÿ âûâîäÿò ñëåäñòâèÿ è èùóò èõ ñîãëàñîâàíèÿ ñ ðåàëüíûì ïîëîæåíèåì äåë, ñ ôàêòàìè.

    2.3 Ëîãè÷åñêèå ïðèåìû

     îòëè÷èå îò ëîãè÷åñêèõ îøèáîê, êîòîðûå ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé íåîñîçíàííûå íàðóøåíèÿ ïðàâèë è çàêîíîâ ëîãèêè, ëîãè÷åñêèå óëîâêè ÿâëÿþòñÿ ïðåäíàìåðåííûìè îòñòóïëåíèÿìè îò ëîãè÷åñêèõ íîðì — çàêîíîâ è ïðàâèë ëîãèêè. Èíà÷å ëîãè÷åñêèå óëîâêè íàçûâàþò ñîôèçìàìè. Ëþáîé ñîôèçì ìàñêèðóþò ïîä ïðàâèëüíîå ðàññóæäåíèå, ïðåñëåäóÿ öåëü ââåñòè ïðîòèâíèêà â çàáëóæäåíèå. Äëÿ òîãî ÷òîáû íå ïîïàñòüñÿ íà ñîôèñòè÷åñêóþ óäî÷êó, íåîáõîäèìî óìåòü íåéòðàëèçîâàòü ëîãè÷åñêèå óëîâêè, ò.å. âûÿâëÿòü ñêðûòûå â íèõ ëîãè÷åñêèå îøèáêè.

    Óìåíèå âûÿâëÿòü ëîãè÷åñêèå óëîâêè â ñïîðå — çàëîã òîãî, ÷òî âû ïî êðàéíåé ìåðå íå ïðîèãðàåòå. Ñïîñîáû íåéòðàëèçàöèè óëîâîê ñòîëü æå ìíîãîîáðàçíû, êàê è ñàìè óëîâêè. Íåéòðàëèçàöèÿ óëîâêè îïðåäåëÿåòñÿ, ñ îäíîé ñòîðîíû, õàðàêòåðîì ñïîðà, ñ äðóãîé — õàðàêòåðîì ëîãè÷åñêîé óëîâêè. Ãëàâíîå — ðàçîáëà÷èòü óëîâêó. Êðàéíå âàæíî ñäåëàòü ýòî ãðàìîòíî, ò.å. âûÿâèòü ñóùíîñòü è óêàçàòü ïðåäíàçíà÷åíèå óëîâêè.

    3. Ïñèõîëîãè÷åñêèå ïðèåìû ïîëåìèêè

    Áóäó÷è ðàçíîâèäíîñòüþ ðå÷åâîé êîììóíèêàöèè, ñïîð (ïîëåìèêà) ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïðîöåññ, îáëàäàþùèé ìíîæåñòâîì ãðàíåé, ñòîðîí, ÷àñòü èç êîòîðûõ îáðàçóåò ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèé êîìïîíåíò ñïîðà. Ñïîð íå ñâîäèòñÿ ê ïîî÷åðåäíîìó âûñêàçûâàíèþ ìíåíèé ó÷àñòâóþùèìè â íåì ñòîðîíàìè.  äåëîâîì ñïîðå (ïîëåìèêå ïî ñóùåñòâó âîïðîñà) íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü èíòåðåñû, æåëàíèÿ, ñòðåìëåíèÿ, ñèìïàòèè, öåííîñòíûå îðèåíòàöèè ïðîòèâíîé ñòîðîíû

    Íà÷èíàÿ ñïîð, êàæäàÿ èç ñòîðîí îáëàäàåò ñîáñòâåííûìè óñòàíîâêàìè, êîòîðûå îíà èñïîëüçóåò â êà÷åñòâå êðèòåðèåâ îöåíêè âñåãî òîãî, ÷òî äåëàåò è ãîâîðèò äðóãàÿ ñòîðîíà.

    Ïñèõîëîãè ðàçäåëÿþò îñíîâíûå æåëàíèÿ, óñòðåìëåíèÿ, èíòåðåñû ëþäåé íà ÷åòûðå ãëàâíûå ãðóïïû: ñòðåìëåíèå ê ñàìîñîõðàíåíèþ, ê ïðîäîëæåíèþ ðîäà, ê óòâåðæäåíèþ ñâîåé ëè÷íîñòè è ðàçëè÷íûå ÷óâñòâà (ëþáîâü, íåíàâèñòü, ðàäîñòü» ãîðå è ò.ä.). Áîëüøåé ñèëîé îáëàäàþò òå èç ïñèõîëîãè÷åñêèõ äîâîäîâ, êîòîðûå îáðàùåíû ê îäíîìó èëè íåñêîëüêèì æåëàíèÿì, óñòðåìëåíèÿì, èñïûòûâàåìûì â ïîâñåäíåâíîé æèçíè.  ñâÿçè ñ ýòèì íåáåñïîëåçíûì áóäåò îáçîð îñíîâíûõ ïñèõîëîãè÷åñêèõ äîâîäîâ, êîòîðûå ìîãóò áûòü èñïîëüçîâàíû â ñïîðå.

    Ôèçè÷åñêîå áëàãîïîëó÷èå

    Ýêîíîìè÷åñêèå è ñîöèàëüíûå èíòåðåñû.

    3)×óâñòâî ñîáñòâåííîãî äîñòîèíñòâà.

    4) Ñïðàâåäëèâîñòü è ïðàâî.

    5) Ðàçâëå÷åíèÿ è èãðû.

    Çàêëþ÷åíèå

    Íåîæèäàííî, ñðàçó ñî âñåõ ñòîðîí, òðèáóí çàãîâîðèëè î íåîáõîäèìîñòè ïîëåìèêè, îá îòñóòñòâèè êóëüòóðû ïîëåìèêè. Ñîöèàëüíàÿ ôóíêöèÿ ïîëåìèêè âûøëà íà ïåðâûé ïëàí, äàëåêî îòòåñíèâ îñòàëüíûå.

    Íî åñëè êàæäûé èìååò ñâîå ìíåíèå, åñëè ëåãàëèçîâàíî åãî ïðàâî îáíàðîäîâàòü è àðãóìåíòèðîâàòü ñâîå ìíåíèå, åñëè ãîñóäàðñòâî âçÿëî íà ñåáÿ þðèäè÷åñêîå îáåñïå÷åíèå âåõ ýòèõ ïðàâ, òî êàê æå â ýòîì ìíîãîãîëîñüå îòûñêàòü íàèáîëåå ðàöèîíàëüíûé ïóòü? ×òî ìîæåò ñòàòü ìåõàíèçìîì ïðèíÿòèÿ ëþáîãî ðîäà ðåøåíèé â ýïîõó äåìîêðàòèçàöèè?

    Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

    Источник