Каким свойством должна обладать спора
- Главная
- Вопросы & Ответы
- Вопрос 1333987
Гость :
7 лет назад
19
1
Лучший ответ:
Гость :
должна быть лёгкой и содержать наследственный материал.
7 лет назад
Ваш ответ (не менее 20 символов):
Ваше имя (не менее 2 символов):
Лучшее из галереи:
Другие вопросы:
Гость :
У мальчика было 5 конфет девочка съела 3.сколько осталось?
7 лет назад
Смотреть ответ
5
1
Гость :
0,24-(1,2*0,15 12/100)/1,25
7 лет назад
Смотреть ответ
9
1
Гость :
Какое число в периодической системе элементов обозначает количество электронов в атоме? Выберите в списке жидкий металл:Ртуть Натрий Железо Медь H2S – это формула:Безкислородной кислоты Оксида Щёлочи Кислородсодержащей кислоты Формула «сухого льда»:H2O CO2 H2S HCl Вещества, изменяющие скорость х…
7 лет назад
Смотреть ответ
7
1
Гость :
мастеру и ученику необходимо выполнить заказ известно что ученику для выполнения заказа необходимо на 2 дня больше чем мастеру.в процессе выполнения заказа мастер проработал 2 дня а ученик 3 дня.сколько дней необходимо мастеру чтобы выполнить заказ самостоятельно?
7 лет назад
Смотреть ответ
13
1
Гость :
помогите пожалуйста написать сочинение очень надо тут текст и тема во вложениях заранее спасибо
7 лет назад
Смотреть ответ
6
1
Тема 4: Ораторская речь и приемы полемики (4 час.).
Материал для подготовки к практическому занятию
Подтема 4.2: Искусство спора и приемы полемики (2 час.).
Вопросы:
1. Понятие спора (общая характеристика). 2. Дискуссия как вид спора. 3. Полемика как вид спора. 4. Стратегия и тактика спора. 5. Логические аспекты спора (вопросно-ответный комплекс, аргументация, логические уловки в споре): 5.1. Вопросно-ответный комплекс как логический аспект спора (общая характеристика). 5.2. Виды вопросов. 5.3. Критерии корректности вопросов. 5.4. Виды ответов в споре. 5.5. Аргументация как логический аспект спора. 5.6. Структура аргументации. 5.7. Виды аргументации: а) доказательство, б) опровержение: 5.7а. Доказательство как вид аргументации. 5.7б. Опровержение как вид аргументации. 5.8. Правила убедительной аргументации. 5.9. Ошибки в аргументации. 5.10. Логические уловки в споре. 6. Социально-психологические аспекты спора.
Понятие спора (общая характеристика).
Подавляющая часть наших суждений предполагает активную мыслительную деятельность, протекающую в режиме спора (дискуссии, полемики).
В действительности, в коммуникативных процессах помимо высказываний, выражающих то или иное состояние дел, содержатся побуждения, вопросы, оценки, согласия и возражения вплоть до неприятия чего либо. Кроме того, определенную окраску, характер коммуникативным актам придает манера поведения, позы, выражения лиц. Все это мы можем обнаружить в спорах.
Спор представляет собой одну из основных форм человеческой коммуникации, в рамках которой уточняются позиции противоборствующих сторон, вырабатывается оптимальное решение проблемы, «рождается истина». «Роскошь человеческого общения» (А. Сент-Экзюпери) является наградой за изнурительный труд ума, высокий уровень логической культуры и культуры поведения, а также за филигранное владение искусством спора
Спор – это коммуникативный процесс. В его рамках происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нем сторон. Каждая из участвующих сторон стремится аргументированно утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны.
Редкий спор заканчивается безусловной победой одной из сторон, но это не умаляет ценность данного коммуникативного акта. Во-первых, поскольку в споре соревнуются идеи, то его участники обогащаются идейно: обмен идеями, в отличие от обмена вещами, более эффективен. Б. Шоу так обосновывал этот тезис. Если у вас есть одно яблоко и у меня одно, то при обмене ими и у вас, и у меня останется по одному яблоку. Но если у вас есть одна идея, а у меня другая и мы обмениваемся ими, то в результате у каждого из рас будет по две идеи. Во-вторых, в процессе спора стороны приходят к более глубокому уяснению и своей собственной позиции, и позиции оппонента. В-третьих, в споре мы узнаем нечто новое, тем самым дополняем свой багаж знаний и расширяем кругозор.
Искусство ведения спора получило название эристика. Эристика является интегральным искусством, возникающим на стыке знаний и умений, вырабатываемых логикой, психологией, этикой и риторикой. При таком подходе искусство спора характеризуется двумя основными признаками: доказательностью и убедительностью. Доказательность – это логическое воздействие на оппонента принудительностью рассуждения. Убедительность – это психологическое воздействие на оппонента, направленное на восприятие им той или иной идеи. В рамках спора доказательность и убедительность относительно независимы. Возможны следующие их комбинации: а) доказательно и убедительно; б) доказательно, но не убедительно; в) не доказательно, но убедительно; г) и не доказательно, и не убедительно. Идеальный вариант, к которому необходимо стремиться в любом споре, – доказательность и убедительность рассуждений одновременно. За более чем двухтысячелетнюю историю своего существования эристика выработала общие рекомендации, выполнение которых способствует повышению плодотворности спора:
• Если есть возможность достичь согласия без спора, лучше ею воспользоваться.
• Не спорьте по мелочам; если уж спорить, то только по принципиальным вопросам.
• Если позиции совместимы, нужда в споре отпадает.
• Спор должен быть предметным, а предмет спора – достаточно ясным и неизменным на всем его протяжении.
• Спор возможен только при наличии определенной общности исходных позиций (источник начального взаимопонимания спорящих), а также известной суммы знаний о предмете спора.
• Спор предполагает следование правилам логики, этики и психологии.
• Спор не должен быть самоцелью, в споре недопустимы выпады личного характера; спор должен быть средством достижения истины, выработки оптимального решения.
• В споре следует использовать только корректные приемы, которые могут содержать в себе элементы хитрости, внезапности, атаки, но не лжи, унижения достоинства противника, подмены предмета спора и т. д.
Виды спора весьма многообразны. Спор может быть конструктивным (товарищеским) или деструктивным (враждебным), устным или письменным, организованным или стихийным, основательным или поверхностным, содержательным или формальным.
В жизни больше внимания уделяется содержательным аспектам спора, поэтому одним из важных моментов является выбор вида спора (дискуссии или полемики), который определяется конкретными обстоятельствами.
Èçó÷åíèå îñíîâíûõ ïðèçíàêîâ èñêóññòâà ñïîðà. Õàðàêòåðèñòèêà îñîáåííîñòåé è ïîíÿòèé ýðèñòèêè. Ðàññìîòðåíèå àñïåêòîâ äèñêóññèè è ïîëåìèêè. Àíàëèç ñòðàòåãèè è òàêòèêè ñïîðà. Õàðàêòåðèñòèêà ëîãè÷åñêèõ ïðèåìîâ ïîëåìèêè. Àíàëèç âîïðîñíî-îòâåòíîãî êîìïëåêñà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Îãëàâëåíèå
Ââåäåíèå
1. Õàðàêòåðèñòèêà ñïîðà
1.1 Ïîíÿòèå ñïîðà
1.2 Äèñêóññèÿ
1.3 Ïîëåìèêà
1.4 Ñòðàòåãèÿ è òàêòèêà ñïîðà
2. Ëîãè÷åñêèå ïðèåìû ïîëåìèêè
2.1 Âîïðîñíî-îòâåòíûé êîìïëåêñ
2.2 Àðãóìåíòàöèÿ
2.3 Ëîãè÷åñêèå ïðèåìû
3. Ïñèõîëîãè÷åñêèå ïðèåìû ïîëåìèêè
Çàêëþ÷åíèå
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
ñïîð ýðèñòèêà ëîãè÷åñêèé
Ââåäåíèå
Äåëîâîå îáùåíèå òðåáóåò îò ÷åëîâåêà âûñîêîé ïñèõîëîãè÷åñêîé êóëüòóðû, à òàêæå ïîñòîÿííîãî èçó÷åíèÿ è ó÷åòà ýìîöèîíàëüíîé ñòîðîíû äåëîâûõ îòíîøåíèé. Òîò, êòî ñ÷èòàåò, ÷òî ïîíÿòèå «÷óâñòâà» íåïðèìåíèìî ê ðàáîòå, ñïîñîáåí âûçâàòü ìíîãî÷èñëåííûå è äîðîãîîáõîäÿùèåñÿ êîíôëèêòû. Ìíîãèå âñòðå÷àëèñü ñî øòàìïàìè: «ïîãîâîðèì ïî-äåëîâîìó», «îñòàâèì â ñòîðîíå íàøè ÷óâñòâà», «íàøà ðàáîòà — ýòî òîëüêî äåëî, è íèêàêèõ ýìîöèé» è ò.ä.
Ñåãîäíÿ, â êîíöå XX ñòîëåòèÿ, áîëüøàÿ ÷àñòü ÷åëîâå÷åñòâà îñîçíàëà î÷åíü ïðîñòîé è î÷åâèäíûé ôàêò, ÷òî ëèøü íåìíîãèå ñóæäåíèÿ î ìèðå èñòèííû è íå òðåáóþò äîêàçàòåëüñòâ. Íî ëüâèíàÿ äîëÿ íàøèõ ñóæäåíèé ïðåäïîëàãàåò àêòèâíóþ ìûñëèòåëüíóþ äåÿòåëüíîñòü, ïðîòåêàþùóþ â ðåæèìå ñïîðà (äèñêóññèè, ïîëåìèêè).
 äåéñòâèòåëüíîñòè, â êîììóíèêàòèâíûõ ïðîöåññàõ ïîìèìî âûñêàçûâàíèé, âûðàæàþùèõ òî èëè èíîå ñîñòîÿíèå äåë, ñîäåðæàòñÿ ïîáóæäåíèÿ, âîïðîñû, îöåíêè, ñîãëàñèÿ è âîçðàæåíèÿ âïëîòü äî íåïðèÿòèÿ ÷åãî ëèáî. Êðîìå òîãî, îïðåäåëåííóþ îêðàñêó, õàðàêòåð êîììóíèêàòèâíûì àêòàì ïðèäàåò ìàíåðà ïîâåäåíèÿ, ïîçû, âûðàæåíèÿ ëèö. Âñå ýòî ìû ìîæåì îáíàðóæèòü â ñïîðàõ.
Ñïîð ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé îäíó èç îñíîâíûõ ôîðì ÷åëîâå÷åñêîé êîììóíèêàöèè, â ðàìêàõ êîòîðîé óòî÷íÿþòñÿ ïîçèöèè ïðîòèâîáîðñòâóþùèõ ñòîðîí, âûðàáàòûâàåòñÿ îïòèìàëüíîå ðåøåíèå ïðîáëåìû, «ðîæäàåòñÿ èñòèíà». Âûâîä èç ñêàçàííîãî âûøå ïðåäåëüíî ïðîñò. «Ðîñêîøü ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåíèÿ» (À. Ñåíò-Ýêçþïåðè) ÿâëÿåòñÿ íàãðàäîé çà èçíóðèòåëüíûé òðóä óìà, âûñîêèé óðîâåíü ëîãè÷åñêîé êóëüòóðû è êóëüòóðû ïîâåäåíèÿ, à òàêæå çà ôèëèãðàííîå âëàäåíèå èñêóññòâîì ñïîðà
1. Õàðàêòåðèñòèêà ñïîðà
1.1 Ïîíÿòèå ñïîðà
Ñïîð — ýòî êîììóíèêàòèâíûé ïðîöåññ, â ðàìêàõ êîòîðîãî ïðîèñõîäèò ñîïîñòàâëåíèå òî÷åê çðåíèÿ, ïîçèöèé ó÷àñòâóþùèõ â íåì ñòîðîí, ïðè ýòîì êàæäàÿ èç íèõ ñòðåìèòñÿ àðãóìåíòèðîâàíî óòâåðäèòü ñâîå ïîíèìàíèå îáñóæäàåìûõ âîïðîñîâ è îïðîâåðãíóòü äîâîäû äðóãîé ñòîðîíû.
Èñêóññòâî âåäåíèÿ ñïîðà ïîëó÷èëî íàçâàíèå ýðèñòèêà. Ýðèñòèêà ÿâëÿåòñÿ èíòåãðàëüíûì èñêóññòâîì, âîçíèêàþùèì íà ñòûêå çíàíèé è óìåíèé, âûðàáàòûâàåìûõ ëîãèêîé, ïñèõîëîãèåé, ýòèêîé è ðèòîðèêîé. Ïðè òàêîì ïîäõîäå èñêóññòâî ñïîðà õàðàêòåðèçóåòñÿ äâóìÿ îñíîâíûìè ïðèçíàêàìè: äîêàçàòåëüíîñòüþ è óáåäèòåëüíîñòüþ.
Äîêàçàòåëüíîñòü — ýòî ëîãè÷åñêîå âîçäåéñòâèå íà îïïîíåíòà ïðèíóäèòåëüíîñòüþ ðàññóæäåíèÿ.
Óáåäèòåëüíîñòü — ýòî ïñèõîëîãè÷åñêîå âîçäåéñòâèå íà îïïîíåíòà, íàïðàâëåííîå íà âîñïðèÿòèå èì òîé èëè èíîé èäåè.
 ðàìêàõ ñïîðà äîêàçàòåëüíîñòü è óáåäèòåëüíîñòü îòíîñèòåëüíî íåçàâèñèìû. Âîçìîæíû ñëåäóþùèå èõ êîìáèíàöèè: à) äîêàçàòåëüíî è óáåäèòåëüíî; á) äîêàçàòåëüíî, íî íå óáåäèòåëüíî; â) íå äîêàçàòåëüíî, íî óáåäèòåëüíî; ã) è íåäîêàçàòåëüíî, è íåóáåäèòåëüíî.
Èäåàëüíûé âàðèàíò, ê êîòîðîìó íåîáõîäèìî ñòðåìèòüñÿ â ëþáîì ñïîðå, — äîêàçàòåëüíîñòü è óáåäèòåëüíîñòü ðàññóæäåíèé îäíîâðåìåííî.
Áîëåå ÷åì çà äâóõòûñÿ÷åëåòíþþ èñòîðèþ ñâîåãî ñóùåñòâîâàíèÿ ýðèñòèêà âûðàáîòàëà îáùèå ðåêîìåíäàöèè, âûïîëíåíèå êîòîðûõ ñïîñîáñòâóåò ïîâûøåíèþ ïëîäîòâîðíîñòè ñïîðà:
— åñëè åñòü âîçìîæíîñòü äîñòè÷ü ñîãëàñèÿ áåç ñïîðà, ëó÷øå åþ âîñïîëüçîâàòüñÿ;
— íå ñïîðüòå ïî ìåëî÷àì; åñëè óæ ñïîðèòü, òî òîëüêî ïî ïðèíöèïèàëüíûì âîïðîñàì;
— ïî÷âó äëÿ ñïîðà îáðàçóåò íàëè÷èå íåñîâìåñòèìûõ ïîçèöèé îòíîñèòåëüíî îäíîãî è òîãî æå ïðåäìåòà; åñëè æå ïîçèöèè ñîâìåñòèìû, íóæäà â ñïîðå îòïàäàåò;
— ñïîð äîëæåí áûòü ïðåäìåòíûì, à ïðåäìåò ñïîðà — äîñòàòî÷íî ÿñíûì è íåèçìåííûì íà âñåì åãî ïðîòÿæåíèè;
— ñïîð íå äîëæåí áûòü ñàìîöåëüþ, â ñïîðå íåäîïóñòèìû âûïàäû ëè÷íîãî õàðàêòåðà;
1.2 Äèñêóññèÿ
Äèñêóññèÿ — ýòî âèä ñïîðà, â ðàìêàõ êîòîðîãî ðàññìàòðèâàåòñÿ, èññëåäóåòñÿ, îáñóæäàåòñÿ êàêàÿ-ëèáî ïðîáëåìà.
Öåëü ëþáîé äèñêóññèè — äîñòèæåíèå ìàêñèìàëüíî âîçìîæíîé â äàííûõ óñëîâèÿõ ñòåïåíè ñîãëàñèÿ åå ó÷àñòíèêîâ ïî îáñóæäàåìîé ïðîáëåìå..
Èòîã äèñêóññèè íå äîëæåí ñâîäèòüñÿ ê ñóììå âûñêàçàííûõ òî÷åê çðåíèÿ. Îí äîëæåí ïðåäñòàâëÿòü ñîáîé ñèíòåç îáúåêòèâíûõ è íåîáõîäèìûõ ÷åðò, ïðèñóùèõ äèñêóòèðóåìîìó ïðåäìåòó
1.3 Ïîëåìèêà
Ïîëåìèêà — âèä ñïîðà, â ðàìêàõ êîòîðîãî îñíîâíûå óñèëèÿ ñòîðîí íàïðàâëåíû íà óòâåðæäåíèå (ïîáåäó) ñâîåé ïîçèöèè îòíîñèòåëüíî îáñóæäàåìîãî ïðåäìåòà.
Îòìåòèì îòëè÷èòåëüíûå ÷åðòû ïîëåìèêè.
Âî-ïåðâûõ, îñíîâíàÿ çàäà÷à, êîòîðóþ ðåøàþò ïîëåìèçèðóþùèå ñòîðîíû, — óòâåðæäåíèå ñâîåé ïîçèöèè.
Âî-âòîðûõ, ó÷àñòâóþùèå è ïîëåìèêå ñòîðîíû áîëåå, ÷åì â äèñêóññèè, âîëüíû â âûáîðå ñðåäñòâ ñïîðà, åãî ñòðàòåãèè è òàêòèêè.
Âìåñòå ñ òåì ñóùåñòâóåò ðÿä ìîìåíòîâ, ðîäíÿùèõ ïîëåìèêó è äèñêóññèþ: íàëè÷èå îïðåäåëåííîãî ïðåäìåòà ñïîðà, ñîäåðæàòåëüíàÿ ñâÿçíîñòü, îòêðûòîñòü ê àðãóìåíòàì äðóãîé ñòîðîíû, î÷åðåäíîñòü âûñòóïëåíèé
1.4 Ñòðàòåãèÿ è òàêòèêà ñïîðà
Ñòðàòåãèÿ ñïîðà — ýòî îáùèé ïëàí åãî âåäåíèÿ.
Ïðîïîíåíò — òîò, êòî âûäâèãàåò è îòñòàèâàåò íåêîòîðûé òåçèñ — äîëæåí ïîçàáîòèòüñÿ î òîì, ÷òîáû îáåñïå÷èòü ìàêñèìàëüíî âîçìîæíóþ ñòåïåíü åãî îáîñíîâàííîñòè.
Îïïîíåíò — ýòî òîò, êòî îñïàðèâàåò òåçèñ
Òàêòèêà ñïîðà — ýòî ïîäáîð è èñïîëüçîâàíèå â ñïîðå îïðåäåëåííîé ñîâîêóïíîñòè ëîãè÷åñêèõ è ïñèõîëîãè÷åñêèõ ïðèåìîâ.
Ðàññìîòðèì íàèáîëåå âàæíûå ìîìåíòû òàêòèêè ñïîðà.
Âî-ïåðâûõ, â ëþáîì ñïîðå òàêòè÷åñêè âåðíûì áóäåò êîððåêòíîå ïîâåäåíèå åãî ó÷àñòíèêîâ. Ñïîêîéñòâèå, óðàâíîâåøåííîñòü, ðàññóäèòåëüíîñòü, ñïîñîáíîñòü ñäåðæèâàòü âîçíèêàþùèå ýìîöèè
Âî-âòîðûõ, áåñïðîèãðûøíûì òàêòè÷åñêèì ïðèåìîì ÿâëÿåòñÿ âíèìàòåëüíîå è äîáðîæåëàòåëüíîå îòíîøåíèå ê âûñêàçûâàíèÿì ïðîòèâíîé ñòîðîíû. Ýôôåêò ýòîãî ïðèåìà ìîæíî óñèëèòü ñ ïîìîùüþ òèïè÷íûõ äëÿ òàêèõ ñëó÷àåâ âûðàæåíèé: «Ìíå íðàâèòñÿ âàøà ìûñëü (ïðåäëîæåíèå, òåçèñ), íàä íåé ñëåäóåò õîðîøåíüêî ïîäóìàòü»,
Â-òðåòüèõ, èíâàðèàíò òàêòèêè ñïîðà ñîñòàâëÿåò îòêðûòîñòü (âîñïðèèì÷èâîñòü) îäíîé ñòîðîíû äëÿ óáåäèòåëüíûõ äîâîäîâ äðóãîé.
Â-÷åòâåðòûõ, ðàñïðîñòðàíåí òàêòè÷åñêèé õîä, íàçûâàåìûé «óñëîâíîå ïðèíÿòèå äîâîäîâ ïðîòèâíèêà». Ýòîò ïðèåì ïîçâîëÿåò èçáåæàòü ïðÿìîãî îïðîâåðæåíèÿ òî÷êè çðåíèÿ ñîïåðíèêà â ñïîðå. Óñëîâíî ñîãëàøàÿñü ñ äîâîäàìè ïðîòèâíèêà, ìû âìåñòå ñ íèì âûâîäèì èç åãî ïîñûëîê ñîìíèòåëüíûå ñëåäñòâèÿ, ïîäâîäÿ ê íóæíîìó îêîí÷àòåëüíîìó âûâîäó.
2. Ëîãè÷åñêèå ïðèåìû ïîëåìèêè
Ëîãèêà — íåîáõîäèìûé èíñòðóìåíò, îñâîáîæäàþùèé îò ëè÷íûõ, íåíóæíûõ çàïîìèíàíèé, ïîìîãàþùèé íàéòè â ìàññå èíôîðìàöèè òî öåííîå, ÷òî íóæíî ÷åëîâåêó. Îíà íóæíà ëþáîìó ñïåöèàëèñòó.
Ìûñëèòü ëîãè÷íî — ýòî çíà÷èò ìûñëèòü òî÷íî è ïîñëåäîâàòåëüíî, íå äîïóñêàòü ïðîòèâîðå÷èé â ñâîèõ ðàññóæäåíèÿõ, óìåòü âñêðûâàòü ëîãè÷åñêèå îøèáêè. Ýòè êà÷åñòâà ìûøëåíèÿ èìåþò áîëüøîå çíà÷åíèå â ëþáîé îáëàñòè íàó÷íîé è ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, â òîì ÷èñëå â ðàáîòå ñïåöèàëèñòà ïî ñâÿçÿì ñ îáùåñòâåííîñòüþ. Çíàíèå ëîãèêè ïîìîãàåò íàì ïîäãîòîâèòü ëîãè÷åñêè ñòðîéíóþ, õîðîøî àðãóìåíòèðîâàííóþ ðå÷ü, âûÿâèòü ïðîòèâîðå÷èÿ â îáùåñòâåííîì ìíåíèè è ò.ä.
2.1 Âîïðîñíî-îòâåòíûé êîìïëåêñ
Âîïðîñíî-îòâåòíûé êîìïëåêñ ÿâëÿåòñÿ íåîáõîäèìûì ýëåìåíòîì îáùåíèÿ è ìûøëåíèÿ ëþäåé.
Âîïðîñ è îòâåò, âçÿòûå âìåñòå, îáðàçóþò åäèíñòâî ïðîòèâîïîëîæíîñòåé. Âîïðîñ çàêëþ÷àåò â ñåáå ïðîñüáó èëè òðåáîâàíèå êàêîé-ëèáî èíôîðìàöèè.
Îòâåò — ýòî òàêîå âûñêàçûâàíèå, êîòîðîå äîëæíî ñîäåðæàòü â ñåáå òðåáóåìóþ èíôîðìàöèþ. Åñòåñòâåííî, ÷òî âñÿêèé âîïðîñ ïðåäïîëàãàåò îòâåò.
Îòâåò — ýòî âûñêàçûâàíèå, ñîäåðæàùåå íåäîñòàþùóþ â âîïðîñå èíôîðìàöèþ. Îñíîâíàÿ ôóíêöèÿ îòâåòà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òîáû ìèíèìèçèðîâàòü íåäîñòàòî÷íîñòü èíôîðìàöèè, íà êîòîðóþ óêàçûâàåò âîïðîñ èëè óêàçàòü íà íåêîððåêòíîñòü ïîñòàíîâêè âîïðîñà.
Èñòèííûå (ïðàâèëüíûå) îòâåòû ñîîòâåòñòâóþò äåéñòâèòåëüíîñòè, ëîæíûå (íåâåðíûå) — íå ñîîòâåòñòâóþò äåéñòâèòåëüíîñòè.
Ïðÿìûìè ÿâëÿþòñÿ îòâåòû, âîñïðîèçâîäÿùèå ìàòðèöó âîïðîñà.
Êîñâåííûå — ýòî âûñêàçûâàíèÿ, èç êîòîðûõ ìîæåò áûòü âûâåäåíà ìàòðèöà âîïðîñà.
 êðàòêèõ îòâåòàõ íå âîñïðîèçâîäèòñÿ ìàòðèöà âîïðîñà: â íèõ ñîäåðæèòñÿ òîëüêî òîò ýëåìåíò ìûñëè, êîòîðûé óñòðàíÿåò íåèçâåñòíîñòü ïåðåìåííîé âîïðîñà.
Ïîëíûé îòâåò äîëæåí ñîäåðæàòü â ñåáå ëîãè÷åñêèå ýëåìåíòû, óñòðàíÿþùèå íåèçâåñòíîñòü âñåõ ïåðåìåííûõ, ïðèñóòñòâóþùèõ â âîïðîñå.
Äåéñòâèòåëüíûìè îòâåòàìè ÿâëÿþòñÿ òå âûñêàçûâàíèÿ, èñòèííîñòü êîòîðûõ äîêàçàíà íàäëåæàùèì îáðàçîì â íåêîòîðîé ñèñòåìå çíàíèé. Âîçìîæíûå îòâåòû — òå, êîòîðûå ñîäåðæàò çàïðàøèâàåìóþ â âîïðîñå èíôîðìàöèþ, íî ýòà èíôîðìàöèÿ íå îáîñíîâàíà â äîëæíîé ìåðå.
2.2 Àðãóìåíòàöèÿ
Àðãóìåíòàöèÿ — ýòî ëîãèêî-êîììóíèêàòèâíûé ïðîöåññ, íàïðàâëåííûé íà îáîñíîâàíèå ïîçèöèè îäíîãî ÷åëîâåêà ñ öåëüþ ïîñëåäóþùåãî åå ïîíèìàíèÿ è ïðèíÿòèÿ äðóãèì ÷åëîâåêîì. Òîò, êòî îáîñíîâûâàåò ñâîþ ïîçèöèþ, íàçûâàåòñÿ àðãóìåíòàòîðîì. Òîò, êîìó àäðåñîâàíà îáîñíîâûâàåìàÿ ïîçèöèÿ, íàçûâàåòñÿ ðåöèïèåíòîì.
ëþáàÿ àðãóìåíòàöèÿ ïðåñëåäóåò öåëü — îáðàçîâàíèå îïðåäåëåííîãî óáåæäåíèÿ ó ðåöèïèåíòà.
 ñòðóêòóðó àðãóìåíòàöèè âõîäÿò òåçèñ, àðãóìåíòû (îñíîâàíèÿ, äîâîäû) è äåìîíñòðàöèÿ. Òåçèñ — ýòî ïîëîæåíèå, ïîçèöèÿ, êîòîðàÿ ïîäëåæèò îáîñíîâàíèþ.
Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî â ïðîöåññå àðãóìåíòàöèè ëþáàÿ âîâëåêàåìàÿ â íåãî èíôîðìàöèÿ äîëæíà êîíöåíòðèðîâàòüñÿ âîêðóã òåçèñà è ñëóæèòü åãî äåòàëüíîìó àíàëèçó.
Àðãóìåíòû — ýòî èçâåñòíûå, çàðàíåå äîáûòûå ïîëîæåíèÿ, ñ ïîìîùüþ êîòîðûõ äîñòèãàþòñÿ îáîñíîâàííîñòü è óáåäèòåëüíîñòü òåçèñà.
Îòáîð àðãóìåíòîâ — äåëî òâîð÷åñêîå, è ìíîæåñòâî ôàêòîðîâ îêàçûâàåò âëèÿíèå íà ýòîò ïðîöåññ: ìèðîâîççðåíèå, óðîâåíü îáðàçîâàíèÿ àðãóìåíòàòîðà, åãî èäåîëîãè÷åñêèå è êóëüòóðíûå óñòàíîâêè, êîíêðåòíûå îáñòîÿòåëüñòâà, ñîïðîâîæäàþùèå ïðîöåññ àðãóìåíòàöèè, è ò. ä.
Äåìîíñòðàöèÿ — ýòî ëîãè÷åñêàÿ ñâÿçü òåçèñà è àðãóìåíòîâ.
Äåìîíñòðàöèÿ â ôîðìå èíäóêöèè, ò å. êîãäà îáùèé òåçèñ âûâîäèòñÿ èç ðÿäà îäíîòèïíûõ ÷àñòíûõ àðãóìåíòîâ, èëè â ôîðìå àíàëîãèè îáëàäàåò ìåíüøåé ëîãè÷åñêîé íåîáõîäèìîñòüþ ïî ñðàâíåíèþ ñ äåäóêöèåé.
Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî î÷åíü ÷àñòî â ðå÷è àðãóìåíòàöèÿ íå âûðàæàåòñÿ ÿâíî, ïîýòîìó ðåöèïèåíòó èëè îïïîíåíòó íåîáõîäèìî ïðèëàãàòü îïðåäåëåííûå óñèëèÿ ïî âûÿâëåíèþ âñåõ åå ñòðóêòóðíûõ ýëåìåíòîâ.
Âèäû àðãóìåíòàöèè âåñüìà ðàçíîîáðàçíû.
Äîêàçàòåëüñòâî — âèä àðãóìåíòàöèè, â ðàìêàõ êîòîðîãî èñòèííîñòü òåçèñà ïðÿìî èëè îïîñðåäîâàííî âûâîäèòñÿ èç èñòèííîñòè àðãóìåíòîâ.
Äîêàçàòåëüñòâî ìîæåò áûòü ïðÿìûì èëè êîñâåííûì.  ïðÿìîì äîêàçàòåëüñòâå òåçèñ íåïîñðåäñòâåííî âûâîäèòñÿ èç àðãóìåíòîâ, êàê â ïðèâåäåííîì âûøå ïðèìåðå.  êîñâåííîì äîêàçàòåëüñòâå èñòèííîñòü òåçèñà óñòàíàâëèâàåòñÿ îïîñðåäîâàííî, ïðîöåññ àðãóìåíòàöèè îñóùåñòâëÿåòñÿ êàê áû îáõîäíûì ïóòåì. Îïðîâåðæåíèå — ýòî ëîãè÷åñêàÿ îïåðàöèÿ îáîñíîâàíèÿ ëîæíîñòè íåêîòîðîãî òåçèñà èëè äåìîíñòðàöèÿ åãî íåîáîñíîâàííîñòè, ò.å. â îòëè÷èå îò äîêàçàòåëüñòâà îïðîâåðæåíèå ïðåñëåäóåò ïðÿìî ïðîòèâîïîëîæíóþ öåëü è ÿâëÿåòñÿ êàê áû åãî îáðàòíîé ñòîðîíîé. Ðàçëè÷àþò òðè ñïîñîáà îïðîâåðæåíèÿ: êðèòèêà òåçèñà, êðèòèêà àðãóìåíòîâ èëè êðèòèêà äåìîíñòðàöèè.
Ñàìûì äåéñòâåííûì ñïîñîáîì îïðîâåðæåíèÿ ÿâëÿåòñÿ êðèòèêà òåçèñà, âûäâèíóòîãî ïðîòèâíèêîì. Âûÿâëåííàÿ ëîæíîñòü òåçèñà èìååò ïðèíóäèòåëüíóþ ñèëó äëÿ ëþáîãî çäðàâîìûñëÿùåãî ÷åëîâåêà. Íî ýòîò ñïîñîá îïðîâåðæåíèÿ íàèáîëåå ñëîæåí è òðóäîåìîê ïî èíòåëëåêòóàëüíûì çàòðàòàì. È ïðåæäå ÷åì åãî èñïîëüçîâàòü, ñëåäóåò òðåçâî îöåíèòü ñâîè ñèëû è ñâîé áàãàæ çíàíèé èç òîé îáëàñòè, ê êîòîðîé îòíîñèòñÿ îïðîâåðãàåìûé òåçèñ.
Ïîäòâåðæäåíèå- øèðîêî èñïîëüçóåìûé âèä àðãóìåíòàöèè. Îíî îñîáî ýôôåêòèâíî, êîãäà ñóùåñòâóåò íåîáõîäèìîñòü îáîñíîâàíèÿ íåòðàäèöèîííîãî, èííîâàöèîííîãî ðåøåíèÿ, íîâîé ïåðñïåêòèâíîé òî÷êè çðåíèÿ èëè ïðåäëîæåíèÿ.  ðàìêàõ ïîäòâåðæäåíèÿ òåçèñà èç ïðåäëîæåííîé íåñòàíäàðòíîé òî÷êè çðåíèÿ âûâîäÿò ñëåäñòâèÿ è èùóò èõ ñîãëàñîâàíèÿ ñ ðåàëüíûì ïîëîæåíèåì äåë, ñ ôàêòàìè.
2.3 Ëîãè÷åñêèå ïðèåìû
 îòëè÷èå îò ëîãè÷åñêèõ îøèáîê, êîòîðûå ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé íåîñîçíàííûå íàðóøåíèÿ ïðàâèë è çàêîíîâ ëîãèêè, ëîãè÷åñêèå óëîâêè ÿâëÿþòñÿ ïðåäíàìåðåííûìè îòñòóïëåíèÿìè îò ëîãè÷åñêèõ íîðì — çàêîíîâ è ïðàâèë ëîãèêè. Èíà÷å ëîãè÷åñêèå óëîâêè íàçûâàþò ñîôèçìàìè. Ëþáîé ñîôèçì ìàñêèðóþò ïîä ïðàâèëüíîå ðàññóæäåíèå, ïðåñëåäóÿ öåëü ââåñòè ïðîòèâíèêà â çàáëóæäåíèå. Äëÿ òîãî ÷òîáû íå ïîïàñòüñÿ íà ñîôèñòè÷åñêóþ óäî÷êó, íåîáõîäèìî óìåòü íåéòðàëèçîâàòü ëîãè÷åñêèå óëîâêè, ò.å. âûÿâëÿòü ñêðûòûå â íèõ ëîãè÷åñêèå îøèáêè.
Óìåíèå âûÿâëÿòü ëîãè÷åñêèå óëîâêè â ñïîðå — çàëîã òîãî, ÷òî âû ïî êðàéíåé ìåðå íå ïðîèãðàåòå. Ñïîñîáû íåéòðàëèçàöèè óëîâîê ñòîëü æå ìíîãîîáðàçíû, êàê è ñàìè óëîâêè. Íåéòðàëèçàöèÿ óëîâêè îïðåäåëÿåòñÿ, ñ îäíîé ñòîðîíû, õàðàêòåðîì ñïîðà, ñ äðóãîé — õàðàêòåðîì ëîãè÷åñêîé óëîâêè. Ãëàâíîå — ðàçîáëà÷èòü óëîâêó. Êðàéíå âàæíî ñäåëàòü ýòî ãðàìîòíî, ò.å. âûÿâèòü ñóùíîñòü è óêàçàòü ïðåäíàçíà÷åíèå óëîâêè.
3. Ïñèõîëîãè÷åñêèå ïðèåìû ïîëåìèêè
Áóäó÷è ðàçíîâèäíîñòüþ ðå÷åâîé êîììóíèêàöèè, ñïîð (ïîëåìèêà) ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïðîöåññ, îáëàäàþùèé ìíîæåñòâîì ãðàíåé, ñòîðîí, ÷àñòü èç êîòîðûõ îáðàçóåò ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèé êîìïîíåíò ñïîðà. Ñïîð íå ñâîäèòñÿ ê ïîî÷åðåäíîìó âûñêàçûâàíèþ ìíåíèé ó÷àñòâóþùèìè â íåì ñòîðîíàìè.  äåëîâîì ñïîðå (ïîëåìèêå ïî ñóùåñòâó âîïðîñà) íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü èíòåðåñû, æåëàíèÿ, ñòðåìëåíèÿ, ñèìïàòèè, öåííîñòíûå îðèåíòàöèè ïðîòèâíîé ñòîðîíû
Íà÷èíàÿ ñïîð, êàæäàÿ èç ñòîðîí îáëàäàåò ñîáñòâåííûìè óñòàíîâêàìè, êîòîðûå îíà èñïîëüçóåò â êà÷åñòâå êðèòåðèåâ îöåíêè âñåãî òîãî, ÷òî äåëàåò è ãîâîðèò äðóãàÿ ñòîðîíà.
Ïñèõîëîãè ðàçäåëÿþò îñíîâíûå æåëàíèÿ, óñòðåìëåíèÿ, èíòåðåñû ëþäåé íà ÷åòûðå ãëàâíûå ãðóïïû: ñòðåìëåíèå ê ñàìîñîõðàíåíèþ, ê ïðîäîëæåíèþ ðîäà, ê óòâåðæäåíèþ ñâîåé ëè÷íîñòè è ðàçëè÷íûå ÷óâñòâà (ëþáîâü, íåíàâèñòü, ðàäîñòü» ãîðå è ò.ä.). Áîëüøåé ñèëîé îáëàäàþò òå èç ïñèõîëîãè÷åñêèõ äîâîäîâ, êîòîðûå îáðàùåíû ê îäíîìó èëè íåñêîëüêèì æåëàíèÿì, óñòðåìëåíèÿì, èñïûòûâàåìûì â ïîâñåäíåâíîé æèçíè.  ñâÿçè ñ ýòèì íåáåñïîëåçíûì áóäåò îáçîð îñíîâíûõ ïñèõîëîãè÷åñêèõ äîâîäîâ, êîòîðûå ìîãóò áûòü èñïîëüçîâàíû â ñïîðå.
Ôèçè÷åñêîå áëàãîïîëó÷èå
Ýêîíîìè÷åñêèå è ñîöèàëüíûå èíòåðåñû.
3)×óâñòâî ñîáñòâåííîãî äîñòîèíñòâà.
4) Ñïðàâåäëèâîñòü è ïðàâî.
5) Ðàçâëå÷åíèÿ è èãðû.
Çàêëþ÷åíèå
Íåîæèäàííî, ñðàçó ñî âñåõ ñòîðîí, òðèáóí çàãîâîðèëè î íåîáõîäèìîñòè ïîëåìèêè, îá îòñóòñòâèè êóëüòóðû ïîëåìèêè. Ñîöèàëüíàÿ ôóíêöèÿ ïîëåìèêè âûøëà íà ïåðâûé ïëàí, äàëåêî îòòåñíèâ îñòàëüíûå.
Íî åñëè êàæäûé èìååò ñâîå ìíåíèå, åñëè ëåãàëèçîâàíî åãî ïðàâî îáíàðîäîâàòü è àðãóìåíòèðîâàòü ñâîå ìíåíèå, åñëè ãîñóäàðñòâî âçÿëî íà ñåáÿ þðèäè÷åñêîå îáåñïå÷åíèå âåõ ýòèõ ïðàâ, òî êàê æå â ýòîì ìíîãîãîëîñüå îòûñêàòü íàèáîëåå ðàöèîíàëüíûé ïóòü? ×òî ìîæåò ñòàòü ìåõàíèçìîì ïðèíÿòèÿ ëþáîãî ðîäà ðåøåíèé â ýïîõó äåìîêðàòèçàöèè?
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…