Какие вопросы содержаться в анкете
Анкета – гибкий и одновременно с этим тонкий инструмент для сбора первичных количественных данных (статистики). Для того, чтобы опрос получился качественным и привел к достоверным результатам, необходимо сделать вопросы для анкеты, которые бы не только были заданы в нужном порядке, но позволили решить поставленные задачи. Для этого нужно как минимум обладать определенными знаниями, которыми мы и поделимся с вами в этой статье.
В основной части анкеты, в которой, собственно, и содержатся вопросы, необходимо уделить особенное внимание содержанию, видам вопросов в анкете, их количеству и порядку расположения, наличию или полному отсутствию контрольных (проверяющих) вопросов. В анкете рекомендуется использовать разные типы вопросов – списки, выбор из представленных вариантов, матрицы, интересные вопросы с полем для свободного ответа и другие. Они позволят выявить нюансы, рассмотреть проблему с разных сторон.
Виды вопросов в анкете
Все вопросы анкеты подразделяются на открытые, закрытые и полуоткрытые.
Примеры закрытых вопросов для анкеты
Закрытый вопрос предлагает респонденту выбрать подходящий, по его мнению, вариант ответа из предложенных, либо оценить какие-либо заданные параметры, характеристики товара, свойства услуги и т.п. К закрытым вопросам анкеты, к примеру, относятся единичный и множественный выбор, выпадающие списки, матрица, шкала Лайкерта, семантический дифференциал и др.
1. Выбрать наиболее подходящий ответ среди предложенных (единичный выбор):
2. Оценить свойства в данном случае предоставляемого сервиса (шкала):
3. Оценить параметры товаров (матрица):
4. Выбрать вариант ответа из предложенных (выпадающий список):
5. Предоставить возможность выбрать несколько вариантов ответа (множественный выбор):
Примеры полузакрытых вопросов в анкете
Полузакрытые вопросы содержат варианты ответа на выбор и дают респонденту возможность вписать свой вариант, если ни один из предложенных не соответствует его точке зрения.
Примеры открытых вопросов для анкеты
Открытый же вопрос предполагает свободный ответ респондента, т.е. участник опроса сам формулирует ответ.
Такой вид вопроса в анкете необходимо задать, когда требуется выявить, например, мотивы, которыми руководствуется потребитель при совершении покупки. Также в открытом вопросе можно спросить, каково отношение респондента к рассматриваемому товару, проблеме, работе ваших сотрудников и пр.Обратную связь и комментарии к работе или прошедшим мероприятиям так же удобно получать именно таким видом вопроса.
Какие вопросы задают в анкете, какие вопросы на анкету вам также пригодятся?
Естественно, какие вопросы вы включите в свою анкету, остается на ваше усмотрение. Однако есть общие принципы, которыми руководствуются социологи, включая при составлении анкеты нужные виды вопросов.
Так, если вы не знаете, какие вопросы задать в анкете, просто выпишите для себя список вопросов для анкеты (все виды, которые мы описали выше) и подумайте, насколько этот набор соответствует целям и задачам вашего исследования.
Например, блиц-опросы могут состоять из одного вопроса, где пользователю предлагается выбрать один вариант ответа.
Пример:
А для более крупного исследования могут понадобиться все возможные виды вопросов.
При этом паспортичка (социально-демографический блок, в котором вы запрашиваете пол, возраст, место проживания респондента, уровень его дохода и пр.), как правило, располагается в конце анкеты. Более простые вопросы – в начале. Те, над которыми нужно подумать, — ближе к середине.
Если в вашей анкете нечему и некому давать оценку, вам скорее всего не понадобится составлять матрицу.
Если вас больше интересуют ответы на открытые вопросы анкеты, учтите, что их сложнее обработать, чем закрытые. Однако они вносят существенный вклад в более глубокое изучение и понимание вопроса. К тому же интересные вопросы для анкеты чаще всего бывают как раз открытые, хотя насколько интересна анкета, определяется, все же, возможностями и профессионализмом самого исследователя.
Если вы сомневаетесь и не знаете, какие вопросы для анкеты нужны, а может быть не хотите тратить время на изучение всех премудростей составления правильных анкет, вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам Анкетолога. Или воспользоваться специальными шаблонами, которые разработала наша исследовательская компания.
По содержанию (или направленности)вопросов выделяют три вида:
1) о личности респондента, касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т. д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп;
2) о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих;
3) о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.
В зависимости от формы ответавопросы подразделяются на закрытые, полузакрытые и открытые.
Закрытыйвопрос содержит полный набор возможных ответов. При этом респондент лишь обозначает графически свой выбор из данных ему вариантов. Количество делаемых выборов (один или несколько) обычно оговаривается инструкцией.
Существуют следующие способы предъявления вариантов ответов для закрытого вопроса:
а) дихотомическая форма, предлагающая противоположные, взаимоисключающие ответы (типа «да — нет», «верно -неверно», «согласен — не согласен» и т. д.);
б) поливариантная форма, предусматривающая т. н. «меню ответов», где вполне можно остановиться на нескольких из них. Например: «Какие лекции вы посетили на этой неделе?
— социологию
— религиоведение
— философию
в) шкальная форма, используемая в тех случаях, где есть необходимость для выражения интенсивности отношения, переживания, впечатления и т. п. Тогда предлагаемые ответы могут выглядеть, к примеру, следующим образом: полностью согласен, согласен, но бывают исключения, не знаю…
В зависимости от способа формулирования вопросы могут быть прямыми и косвенными.
Прямойвопрос направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента. Предполагается, что на него будет дан столь же непосредственный и честный ответ.
Косвенныйвопрос, связан с использованием какой-либо воображаемой ситуации маскирующей критический потенциал передаваемой информации. Например: «Не секрет, что часть студентов вашего курса крайне редко посещает лекции». Как Вы думаете, почему?» или «Иногда можно услышать мнение, что некоторые преподаватели плохо проводят свои занятия. Чем объясняется подобное отношение к работе?»
По функциивопросы анкеты подразделяются на информационные (основные), фильтры и контрольные (уточняющие).
При этом большинство вопросов направлено на получение информации от каждого из респондентов. Это т. н. основныевопросы.
Вопросы-фильтрыиспользуют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная «анкета в анкете». Начало и окончание фильтра обычно четко обозначают графически. Например: «Следующие три вопроса только для студентов-психологов. Обучаетесь ли вы на психологическом факультете? … Каково качество практических занятий но психологии общения?… Внимание! Вопросы для всех». Ограничения круга респондентов, осуществляемые фильтром, позволяют избежать искажений информации, вносимых ответами недостаточно компетентных лиц.
Контрольныевопросы дают возможность уточнить правильность сообщенных респондентами сведений, а также исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты (18).
Типы вопросов
Успех анкетирования в значительной степени определяется тем, какие и как сформулированы вопросы. Типологизации вопросов анкеты не имеет канонического вида. Один из удобных для работы вариантов представлен в табл. 11.1.
Таблица 11.1
Типы и характеристики вопросов
Тип вопросов | Характеристика |
1. Открытые | Предполагается любой развернутый ответ, который не спланирован заранее. Частью открытых вопросов являются вопросы, начинающиеся с вопроса «почему». Имеют цель изучения мотивов ответов, например на вопрос: Для чего нужна пена при стирке белья? |
2. Закрытые | Предлагается выбор из нескольких ответов. Респондент не может выйти за рамки темы и дает понятные, однозначные ответы. Эти вопросы все чаще вытесняют открытые. Аналогично, тесты все чаще заменяют устный экзамен. Разновидности закрытого вопроса[1]:
|
3. Полузакрытые | Комплексные вопросы в форме сочетания закрытого вопроса с открытым. Если респондент не находит нужного ответа среди предложенных, то ему предлагается дать свой развернутый открытый ответ вместо того, чтобы лишь отметить вариант «иное» |
4. Ассоциации и завершение предложения[2] | Пример по ассоциации, вызванной словами: О каких марках порошка вы думаете, когда слышите следующее «…»? Пример вопроса по завершению предложения: При покупке порошка основными причинами для меня являются «…». Этот тип вопроса отличается оригинальной формулировкой и может быть и закрытым, и открытым |
5. С выбором градации | Основаны на использовании порядковой шкалы, например: Укажите, как высоко вы оцениваете качество (степень привлекательности) данного продукта? Варианты ответов (градаций) от «очень низко» до «очень высоко». Возможно применение и типовых шкал, например семантического дифференциала или шкалы Лайкерта, когда градации только обозначены, по еще не оцифрованы |
6. С выстав-лением оценки[3] | Предполагается выставить оценку (рейтинг) товару или его конкретному свойству, для чего используется количественная оценка или результат оцифровки порядковой шкалы. Сами шкалы могут быть разными и в том числе – шкала Степела и шкала с постоянной суммой |
7. С ранжированием | Предлагается провести ранжирование предложенных объектов, категорий, свойств в порядке возрастания или убывания, например важности. Пример вопроса: Расскажите о причинах, начиная от самой главной и до наименее важной, по которым вы предпочитаете товар X. Другой вопрос: Расставьте в порядке убывания важности следующие свойства товара |
Комментарии к таблице:
- • следует отметить, что данные типы вопросов не являются взаимоисключающими. Например, как и было отмечено в самой таблице, вопросы типа «ассоциации и завершение предложения» одновременно могут быть и открытыми, и закрытыми;
- • список вопросов может быть расширен. Так, можно выделить вопросы по намерениям, когда потребитель оценивает степень готовности совершить покупку, однако такой вопрос вполне может рассматриваться в составе вопросов «с выставлением оценки».
Закрытые вопросы
Закрытые вопросы достаточно разнообразны. Рассмотрим три разновидности закрытых вопросов, указанных в табл. 11.1.
Дихотомический, или простой альтернативный, вопрос
предусматривает, что респонденту предлагается сделать выбор между ответами «да» и «нет». Возможны и иные взаимоисключающие ответы, например современный или устаревший, часто или редко. Один пример расширительного толкования дихотомического вопроса при оценке отношения студентов к форме преподавания будет приведен далее. Недостаток простого альтернативного вопроса стоит в том, что респонденту не всегда легко выбрать альтернативу.
Альтернативный многовариантный вопрос, или вопрос «с классификацией» предлагает набор вариантов ответа. Требуется выбрать один ответ. В простейшем случае это ответы: «да», «затрудняюсь ответить»[4], «нет», как развитие простого альтернативного вопроса. Другие примеры:
- 1. Как часто вы покупаете товар X?
- 2. Какова главная причина вашего поступления в вуз?
Примечание. Такими являются вопросы с выбором разряда или градации (см. табл. 11.1).
Вопрос-меню предусматривает, что из нескольких неальтернативных вариантов ответа можно отметить несколько. Примеры:
- 1. Каковы причины вашего поступления в вуз?
- 2. Какие модели телефонов вам нравятся?
- 3. Какие из шести марок кофе вам знакомы?
- 4. Выберите свойства, которые присутствуют в данном продукте (экономичность, соответствие моде, привлекательность и т.д.).
Фактически подобные вопросы основаны на номинальной шкале. Замечание: конечно, дополнительно к перечисленным ответам возможны варианты ответа «иное» и «затрудняюсь ответить».
Анкетолог предлагает создателям анкет и опросов самые разные типы вопросов, которые только могут пригодиться исследователям. Со временем список будет расширяться. За этим вы можете следить в наших новостях. На данный момент в вашем распоряжении следующие типы вопросов.
1) HTML-вставка
Такой вопрос по своей сути — описание для страницы или блока вопросов на странице анкеты, которое вы можете при необходимости оформить по своему усмотрению, обладая начальными знаниями HTML: сделать шрифт жирным, оформить курсивом и т.п. Специфика этого типа вопроса в том, что он позволяет прокомментировать следующий блок вопросов для респондента, дать ему какие-то рекомендации или пояснения. Такое описание полезно, когда опрашиваемому необходимо внутренне подготовиться к вопросам, которые ему будут заданы и определить для себя характер ответов на них.
2) Свободный ответ
Чрезвычайно важным и часто используемым в анкетах является свободное поле. В нем респондент может в произвольной форме ответить на поставленный вопрос, высказаться по проблеме или оставить предложение / пожелание для исследователя. Ответы рассматриваются в индивидуальном порядке. Разновидностью свободного ответа является поле «Другое», предлагаемое в качестве последнего варианта ответа в вопросе «выборе». Далее рассмотрим его подробнее.
3) Вопрос «выбор» и вопрос «список»
Пожалуй, самым распространенным среди вопросов анкеты является вопрос «выбор». В нем респонденту предлагается несколько вариантов ответов, среди них он выбирает то утверждение, которое совпадает с его точкой зрения. Предлагая респонденту сделать выбор из нескольких вариантов, вы можете дать ему возможность выбрать один или несколько вариантов ответа, установив для последнего «множественный выбор». Вопросы с множественными вариантами ответов рекомендуем использовать при наличии фиксированного количества вариантов.
Еще одним дополнением к вопросу «выбору» является поле «Другое», где анкетируемый может ввести свой вариант ответа, если ни один из предложенных не совпал с его точкой зрения.
Вопрос «список» имеет много общего с предыдущим типом вопросов. Специфика списка — выпадающее окно с вариантами ответов, среди которых респонденту предлагается сделать выбор. Список можно использовать, если вариантов ответов много, а вы хотите сделать анкету максимально компактной. Вопрос «список» целесообразно использовать в социально-демографическом блоке (о нем мы расскажем ниже). В списке можно выбрать лишь один вариант ответа, в отличие от вопроса «выбора».
4) Вопрос «матрица»
Матрица позволяет респонденту оценить предлагаемый объект по набору параметров, поставив каждому из них соответствующий балл.
Другой вариант матрицы — словесная оценка. В данном случае респондент не проставляет баллы, а дает оценку по заданным вариантам ответов.
5) Вопрос-шкала
Иначе этот тип вопроса называется шкала Лайкерта. Такой тип вопроса используется для измерения мнения респондента к проблеме. В этом вопросе он может указать степень своего согласия / несогласия с заданным утверждением, выбирая одну оценку среди равномерно распределенного набора вариантов.
6) Социально-демографический блок (e-mail, дата, имя)
В этом блоке вопросов вы можете узнать контактные данные респондента. Они пригодятся в случае: необходимости связаться с опрашиваемым или ответить на его вопрос личным сообщением по электронной почте или звонком по телефону. Также в этот блок вопросов можно добавить вопрос «выбор» или вопрос «список» для получения сведений о поле, возрасте, личной жизни, образовании или уровне доходов респондента. Эта информация зачастую очень ценна для исследователя.
После получения определенного опыта вы сможете гораздо быстрее определять, вопросы какого типа нужно использовать в вашей анкете. При необходимости всегда можно получить советы о последовательности расположения вопросов.
В любом случае вы всегда можете воспользоваться готовыми шаблонами для легкого создания анкеты или начать конструировать собственную анкету с нуля.
С помощью сервиса Анкетолог легко создать анкету любой сложности и провести опрос сотрудников.
АНКЕТИРОВАНИЕ
Материалы к лабораторно-практическому занятию 2.
1) Общая характеристика метода.
2) Виды вопросов в анкете.
3) Основные правила составления анкет.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:анкетирование; виды вопросов: о личности респондента, о фактах сознания, о фактах поведения, закрытые, полузакрытые, открытые, прямые, косвенные, информационные, фильтры, контрольные, вопросы-контактёры.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:развитие умений формулировать и редактировать вопросы анкеты.
Общая характеристика метода
Анкетирование — это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.
Одним из пионеров использования этого метода был Френсис Гальтон, изучавший происхождение умственных качеств личности по самоотчетам опрашиваемых. Результаты проведенного анкетирования были представлены им в книге «Английские люди науки: их природа и воспитание» (1874).
Данный метод обладает следующими достоинствами:
oвысокой оперативностью получения информации;
oвозможностью организации массовых обследований;
oсравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;
oотсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;
oневыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих,
Однако анкетированию свойственны и существенные недостатки:
oотсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в
свободном интервью изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов;
o не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.
В современной психологии анкетирование считается вспомогательным методом исследования, в таких науках, как социология или демография — одним из основных, обеспечивающим, по некоторым данным, до 80% собираемой информации.
Виды вопросов в анкете.
Посодержанию(или направленности)вопросов выделяют три вида:
1)о личности респондента, касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т. д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп;
2)о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих;
3)о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.
В зависимости от формы ответавопросы подразделяются на закрытые, полузакрытые и открытые.
1) Закрытый вопроссодержит полный набор возможных ответов. При этом респондент лишь обозначает графически свой выбор из данных ему вариантов. Количество делаемых выборов (один или несколько) обычно оговаривается инструкцией.
Существуют следующие способы предъявления вариантов ответов для закрытого вопроса:
а) дихотомическая форма, предлагающая противоположные, взаимоисключающие ответы (типа «да — нет», «верно — неверно», «согласен — не согласен» и т. д.);
б) поливариантная форма, предусматривающая т. н. «меню ответов», где вполне можно остановиться на нескольких из них.
Например:
«Какие лекции вы посетили на этой неделе?
— психологию
— социологию
— религиоведение
— философию
— эстетику»
в) шкальная форма, используемая в тех случаях, где есть необходимость для выражения интенсивности отношения, переживания, впечатления и т. п. Тогда предлагаемые ответы могут выглядеть, к примеру, следующим образом:
— полностью согласен
— согласен, но бывают исключения
— не знаю
— не согласен, но иногда бывает
— совершенно не согласен
г) табличная форма. Например:
Достаточно ли У Вас времени на: | Да | Нет | Не знаю |
При обработке данных от больших контингентов респондентов используют кодирование ответов закрытых вопросов.
Для этого все ответы сопровождают трехзначными числами, в которых первые две цифры служат для обозначения порядкового номера вопроса, а третья обозначает порядковый номер ответа. На практике распространено и такое кодирование, при котором все цифры служат для обозначения порядковых номеров ответов. Испытуемому предлагается при этом подчеркивать или обводить кружком коды выбранных ответов.
Использование в анкете закрытых вопросов позволяет эффективно сопоставлять результаты респондентов. Однако в них отсутствует полнота выражений индивидуальных мнений или оценок, что иногда вызывает недовольство испытуемых, а также известно, что такие вопросы способны спровоцировать серии необдуманных в должной мере, «машинальных» ответов.
2) Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Кроме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу «другие ответы» и определенное количество пустых строк (обычно пять-семь).
3) Открытый вопрос предполагает, что ответ на него целиком и полностью сформулирует сам респондент.
Разумеется, тем самым будет затруднена в значительной мере сопоставимость ответов. Поэтому подобные вопросы используют либо на ранних стадиях составления анкеты либо тогда, когда есть необходимость в максимально полном выражении всех имеющихся в группе индивидуальных вариантов ответов. Неуместны такие вопросы и в случаях, где особое значение имеет анонимность респондентов.
В зависимости от способа формулированиявопросы могут быть прямыми и косвенными.
1) Прямой вопрос направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента. Предполагается, что на него будет дан столь же непосредственный и честный ответ.
Однако там, где требуется выразить достаточно критическое отношение к себе и к другим, многие склонны ограничиваться социально одобряемыми ответами, подчас в ущерб искренности. В самом деле, каков будет ответ преподавателя на вопрос «Что мешает Вам хорошо проводить свои занятия?» или ответ студента «Почему Вы часто пропускаете лекции?»
2) В таких случаях составляют косвенныйвопрос, который обычно связан с использованием какой-либо воображаемой ситуации, маскирующей критический потенциал передаваемой информации. Например: «Не секрет, что часть студентов вашего курса крайне редко посещает лекции, как Вы думаете, почему?» или «Иногда можно услышать мнение, что некоторые преподаватели плохо проводят свои занятия. Чем объясняется подобное отношение к работе?»
По функциивопросы анкеты подразделяются на информационные (основные), фильтры и контрольные (уточняющие).
1) При этом большинство вопросов направлено на получение информации от каждого из респондентов. Это т. н. основныевопросы.
2) Вопросы-фильтрыиспользуют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная «анкета в анкете». Начало и окончание фильтра обычно четко обозначают графически. Например:
«Следующие три вопроса только для студентов-психологов.
Обучаетесь ли вы на психологическом факультете? …
Каково качество практических занятий по психологии общения?
В какой мере полученные на них знания могут помочь Вам в работе по специальности?
Внимание! Вопросы для всех».
Ограничения круга респондентов, осуществляемые фильтром, позволяют избежать искажений информации, вносимых ответами недостаточно компетентных лиц.
3)Контрольныевопросы дают возможность уточнить правильность сообщенных респондентами сведений, а также исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты. К ним относятся обычно вопросы двух разновидностей. Первые представляют собой повторения информационных вопросов, сформулированные другими словами. Если ответы основного и контрольного вопроса диаметрально противоположны, они исключаются из последующего анализа. Другие контрольные вопросы служат для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов. В них предлагается некоторое множество ответов там, где на практике может быть лишь однозначный ответ. К примеру:
«Случалось ли Вам капризничать в детстве?»
«Бывали ли в прошлом случаи, когда Вы лгали другим людям?»
«Всегда ли Вы с готовностью приходите на помощь незнакомцам?»
Как можно заметить из характера этих вопросов, вероятность получения на них честного, но нераспространенного в действительности ответа весьма мала.
Есть несколько способов повышения эффективности контроля:
— в анкете основной и контрольный вопрос не следует размещать рядом, иначе будет обнаружена их взаимосвязь;
— ответы на прямые вопросы лучше контролировать косвенными вопросами;
— контролю необходимо подвергать лишь наиболее существенные вопросы в анкете;
— необходимость в контроле, как правило, снижается, если значительная часть вопросов допускает уклонения от ответа, выражения неопределенности мнения (такие как «не знаю», «затрудняюсь ответить», «когда как» и т. п.).
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: