Какие виды систем обладают неизменностью свойств во времени

Какие виды систем обладают неизменностью свойств во времени thumbnail

О развитии внешнесистемных связей и работе по повышению статуса

учреждения дополнительного образования детей

Основные понятия

Статус —  (от лат . status — положение состояние), правовое положение (совокупность
прав и обязанностей) гражданина.  Определенная позиция в социальной структуре 
группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
Статус отвечает на вопрос: Кто он? Что он делает? Какие социально-типичные аспекты
поведения проявляет?

Характеристика статуса — престиж и авторитет как своеобразная мера признания.

В социальной психологии статус – это положение субъекта в системе отношений межличностных,
определяющее его права, обязанности и привилегии.

Социальный статус — соотносительная позиция индивида или группы, определяемая социальными, природными
признаками, а также престижем и местом в структуре власти.

Индекс социальной позиции (по А.Холингсхеду и Дж. Майерсу) — показатель места индивида в локальной социальной
системе, определяющийся его профессией, образованием и местом проживания.

Несоответствие статусов — несоответствие уровней положения индивида или социальной группы в иерархических
системах статусов, образуемых по различным критериям: доход, власть, престиж и
т.д.

При несоответствии статусов индивид обладает высоким статусом в одном из социальных
подпространств при одновременном обладании низким статусным уровнем в другом подпространстве.

Символ статуса — знак, объект, слово или иной видимый атрибут, направленный на то, чтобы подчеркнуть
в глазах других свой индивидуальный или групповой статус.

Виды статусов:

— Официальный

— Нормативно-правовой  статус 

— Образовательный  статус

— Социальный (ценностно-нравственный) статус, который определяется:

  • престиж

  • авторитет

  • востребованность

  • права и обязанности

  • характеристика внешних отношений (позитив, негатив, признание, непризнание)

Механизмы формирования статуса

— Объективные факторы, предписанные статусы (государственная образовательная
политика)

— Деятельностный инструментарий УДО, приобретенные статусы:

  • качество услуг

  • спектр услуг и направлений

  • адресность

  • информированность

  • антураж, продвижение

  • наличие и качество внешних связей

Система  (греч. sistema — целое, составленное из частей) — единая совокупность множества
отношений.

У. Росс Эшби: «Система — это список переменных, относящихся к некоторой главной
проблеме, которая уже определена».

С.В. Емельянова и Э.Л. Наппельбаум: «Система — специфический способ организации
знаний о реальности, специально рассчитанный на наиболее эффективное использование
этих знаний для осуществления некоторого целенаправленного взаимодействия с реальностью».

Система — совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование,
имеющих новые свойства по отношению к ее элементам.

Ильина Т.А.: «Система – выделенное на основе определенных признаков упорядоченное
множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования
и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное
явление». Каждый элемент системы может иметь собственное функциональное значение
и на основе этого взаимодействовать с другими ее элементами. Способ связи элементов
называют структурой и в связи с этим нередко для исследования особенностей деятельности
системы используют структурно-функциональный подход.

Виды систем.

Подробная характеристика системы приведена в работе В.П. Симонова «Педагогический
менеджмент», изданной в 1999 году.  Он выделяет следующие виды систем:

  • Естественные (подчиняются объективным законам природы) и искусственные (подчиняются
    законам, правилам, принципам, установленным человеком);

  • Закрытые и открытые (обмениваются энергией, информацией с окружающей средой);
    Абстрактные и конкретные   (хотя бы два их элемента — объекты);

  • Статические (неизменность свойств во времени) и динамические (изменение свойств
    во времени);

  • Без ведущего органа и централизованные;

  • Биологические, технические и социальные;

  • Простые (моноструктурные) и сложные (полиструктурные);

В назначении систем В.П. Симонов выделяет такие позиции как:

Цель и целесообразный характер (то, к чему стремится);

Решаемые задачи и функции (что преодолевает, устраняет и для чего предназначена);
Функционирование, развитие и саморазвитие (как должна действовать и изменяться).

Любая система имеет структуру и свойства, ее характеризующие.  В.П. Симонов определяет следующую структуру системы:

Объекты (субъекты) – части или компоненты;

Атрибуты (свойства составляющих ее объектов);

Отношения или взаимодействия (объединяют систему в целое);

Наличие уровней иерархии и иерархия уровней.

Свойствами (качествами, основными характеристиками) систем являются:

Целостность (суммативность плюс взаимообусловленность);

Совместимость или несовместимость с другими системами;

Стабильность (устойчивость обратной связи);

Адаптация (приспособление к окружающей среде, реакция на окружающую среду и ее
воздействие);

Обучение, способность к самосовершенствованию.

Системный подход 

Способность систем к самоорганизации и саморазвитию приобретает особое значение
в образовании. Просчитать «с точностью до секунды» результат педагогической деятельности
невозможно, так как для педагогической системы, как любой разновидности социальной,
характерны нелинейные и многочисленные связи. Рассматривая образовательную систему,
как систему открытого типа, способную к самоорганизации, необходимо учитывать
относительность результата и избегать односторонности в выборе содержания, форм
и методов организации педагогического процесса, и самое главное, в принятии управленческих
решений. Использование же системного подхода как методологической основы  управления
образовательной системой способствует более эффективному и качественному функционированию
образовательного процесса.

Связь —  взаимообусловленность существования явлений, разделённых в пространстве и
(или) во времени. Понятие С. принадлежит к числу важнейших научных понятий: с
выявления устойчивых, необходимых С. начинается человеческое познание, а в основании
науки лежит анализ С. причин и следствия — универсальной С. явлений действительности,
наличие которой делает возможными законы науки.

Читайте также:  Какие свойства вещества относят к физическим

Внешние связи педагогического коллектива как целостной непрерывно развивающейся системы осуществляются
в рамках скоординированного взаимодействия с социально-профессиональной средой:
(прежде всего, сообществом педагогов дополнительного образования), кроме того,
со школами, органами управления образованием, научными учреждениями, Вузами, а
также с  учреждениями социальной сферы (здравоохранение, культуры и досуга, социальной
защиты населения и пр.). Вместе с тем важными являются внешнесистемные связи УДО
с коммерческой средой, поддерживающей развитие системы образования.  Такие связи
строятся на принципе сотрудничества, взаимопонимания, взаимообогащения достижениями
профессиональной деятельности (Л.И. Боровиков.   Внешнесистемные связи в Центре детского творчества им. В.
Дубинина
).

   

Механизмы формирования внешнесистемных связей в УДО:

— Инновационная деятельность в УДО;

— Социальное партнерство;

— Развитие информационно-технических сетевых ресурсов УДО;

— Издательская работа УДО;

— Организация или участие районных, городских и областных мероприятиях;

— Профессиональная сопричастность;

Критерии эффективности внешнесистемных связей в УДО:

— Открытость управленческих и структурных  систем УДО;

— Доступность информации УДО;

— Инновативность развития УДО;

— Устойчивое развитие ВСС;

— Рост профессиональных компетенций педагогического коллектива, профессионального
сотрудничества.

Приглашаем к размышлению…

(выдержки из Программы развития ЦДТ «Содружество»)

Основная идея сотрудничества: образовательное пространство не может ограничиваться только стенами одного учреждения,
оно должно распространяться до границ, очерчивающих все сферы, которые осваивает
ребенок. Следовательно, окружающая его среда в целом должна быть адекватна его
потребностям и интересам.

Внешние связи  рассматриваются как возможность:

• Создания единого образовательного пространства района

• Повышения профессионального мастерства педагогов учреждения.

• Улучшения качества образовательного процесса в ЦДТ

• Улучшения МТБ

Залогом успеха выстраивания внешних связей являются:

• Компетентность администрации и педагогов – готовность и способность налаживать
ВС,

• Их мотивация – учет ситуации и потребности, поиск активных форм взаимодействия,

• Их деятельность – анализ сотрудничества, обсуждение проблем с коллегами

Связи  с другими организациями ставят целью не получение прибыли, а достижение
положительного социального эффекта при обеспечении конкурентоспособности ОУ, его
востребованности.

Основные принципы построения внешних связей:

• Сосредоточение ресурсов на образовательных услугах, которые реально необходимы
учащимся и педагогам в избранном сегменте образовательного пространства района
– дополнительное образование,

• Доминирование ориентации на долгосрочную перспективу,

• Непрерывность сбора и обработки информации о внешней и внутренней среде.

Внешние связи обеспечиваются:

• Миссией учреждения, выделяющей его среди других;

• Стратегией развития учреждения, связанной с построением организационного пространства,
в котором взаимодействуют индивидуальные и групповые субъекты;

• Информационной функцией, которая реализуется под девизом: «И о себе,  и для
других»;

• Положением на рынке образовательных услуг;

• Привлечением (убеждением спонсоров в необходимости поддержки и будущих пользователей
услугами в преимуществах сотрудничества).



Источник

В силу того, что системный анализ направлен на решение любых проблем понятие системы должно быть очень общим, применимым к любым ситуациям. Выход видится в том, чтобы обозначить, перечислить, описать такие черты, свойства, особенности систем, которые, во-первых, присущи всем системам без исключения, независимо от их искусственного или естественного происхождения, материального или идеального воплощения; а во-вторых, из множества свойств были бы отобраны и включены в список по признаку их необходимости для построения и использования технологии системного анализа. Полученный список свойств можно назвать дескриптивным (описательным) определением системы.

Необходимы нам свойства системы естественно распадаются на три группы, по четыре свойства в каждой.

Статические свойства системы

Статическими свойствами назовем особенности конкретного состояния системы. Это как бы то, что можно разглядеть на мгновенной фотографии системы, то, чем обладает система в любой, но фиксированный момент времени.

  • Целостность
  • Открытость
  • Внутренняя неоднородность систем
  • Структурированность

Динамические свойства системы

Если рассмотреть состояние системы в другой, отличный от первого, момент времени, то мы вновь обнаружим все четыре статических свойства. Но если наложить эти две «фотографии» друг на друга, то обнаружится, что они отличаются в деталях: за время между двумя моментами наблюдения произошли какие-то изменения в системе и ее окружении. Такие изменения могут быть важными при работе с системой и, следовательно, должны быть отображены в описаниях системы и учтены в работе с нею. Особенности изменений со временем внутри системы и вне ее и именуются динамическими свойствами систем. Если статические свойства — это то, что можно увидеть на фотографии системы, то динамические-то, что обнаружится при просмотре кинофильма про систему. О любых изменениях мы имеем возможность говорить в терминах перемен в статических моделях системы. В этой связи различаются четыре динамических свойства.

  • Функциональность
  • Стимулируемость
  • Изменчивость системы со временем
  • Существование в изменяющейся среде

Синтетические свойства системы

Этот термин обозначает обобщающие, собирательные, интегральные свойства, учитывающие сказанное раньше, но делающие упор на взаимодействия системы со средой, на целостность в самом общем понимании.

  • Эмерджентность
  • Неразделимость на части
  • Ингерентность
  • Целесообразность

Из бесконечного числа свойств систем выделено двенадцать присущих всем системам. Они выделены по признаку их необходимости и достаточности для обоснования, построения и доступного изложения технологии прикладного системного анализа.

Но очень важно помнить, что каждая система отличается от всех других. Это проявляется, прежде всего, в том, что каждое из двенадцати общесистемных свойств в данной системе воплощается в индивидуальной форме, специфической для этой системы. Кроме того, помимо указанных общесистемных закономерностей, каждая система обладает и другими, присущими только ей свойствами.

Читайте также:  Какими особыми свойствами обладают информационные ресурсы

Прикладной системный анализ нацелен на решение конкретной проблемы. Это выражается в том, что с помощью общесистемной методологии он технологически направлен на обнаружение и использование индивидуальных, часто уникальных особенностей данной проблемной ситуации.

Для облегчения такой работы можно употребить некоторые классификации систем, фиксирующие тот факт, что для разных систем следует использовать разные модели, разную технику, разные теории. Например, Р. Акофф и Д. Гарайедаги предложили различать системы по соотношению объективных и субъективных целей у частей целого: системы технические, человеко-машинные, социальные, экологические. Другая полезная классификация, по степени познанности систем и формализованности моделей, предложена У. Чеклендом: «жесткие» и «мягкие» системы и, соответственно, «жесткая» и «мягкая» методологии, обсужденные в гл. 1.

Итак, можно сказать, что системное видение мира состоит в том, чтобы, понимая его всеобщую системность, приступить к рассмотрению конкретной системы, уделяя основное внимание ее индивидуальным особенностям. Классики системного анализа сформулировали этот принцип афористически: «Думай глобально, действуй локально».

© Тарасенко Ф. П. Прикладной системный анализ (наука и искусство решения проблем): Учебник. — Томск; Издательство Томского университета, 2004. ISBN 5-7511-1838-3. Фрагмент

Добавил: mauzer (02.02.2012) | Категория: Системный анализ

Просмотров: 35592 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 5.0/4 |
Теги: системный анализ, свойства системы, свойства, классификация

Источник

Термин
«система» употребляется в различных
науках. Соответственно, разных ситуациях
применяются различные определения
системы: от философских до формальных.
Для целей курса лучше всего подходит
следующее определение: система –
совокупность элементов, объединённых
связями и функционирующих совместно
для достижения цели.

Системы
характеризуются рядом свойств, основные
из которых делятся на три группы:
статические, динамические и синтетические.

1.1 Статические свойства систем

Статическими
свойствами называются особенности
некоторого состояния системы. Это то
чем обладает система в любой фиксированный
момент времени.

Целостность.
Всякая система выступает как нечто
единое, целое, обособленное, отличающееся
от всего остального. Это свойство
называется целостностью системы. Оно
позволяет разделить весь мир на две
части: систему и окружающую среду.

Открытость.
Выделяемая, отличаемая
от всего остального система не изолирована
от окружающей среды. Наоборот, они
связаны и обмениваются различными
видами ресурсов (веществом, энергией,
информацией и т.д.). Эта особенность
обозначается термином «открытость».

Связи
системы со средой носят направленный
характер: по одним среда влияет на
систему (входы системы), по другим система
оказывает влияние на среду, что-то делает
в среде, что-то выдаёт в среду (выходы
системы). Описание входов и выходов
системы называется моделью чёрного
ящика. В такой модели отсутствует
информация о внутренних особенностях
системы. Несмотря на кажущуюся простоту,
такой модели зачастую вполне достаточно
для работы с системой.

Во
многих случаях при управлении техникой
или людьми информация только о входах
и выходах системы позволяет успешно
достигать цели. Однако для этого модель
должна отвечать определённым требованиям.
Например, пользователь может испытывать
затруднения, если не будет знать, что в
некоторых моделях телевизоров кнопку
включения нужно не нажимать, а вытягивать.
Поэтому для успешного управления модель
должна содержать всю информацию,
необходимую для достижения цели. При
попытке удовлетворить это требование
может возникнуть четыре типа ошибок,
которые проистекают из того, что модель
всегда содержит конечное число связей,
тогда как у реальной системы количество
связей неограниченно.

Ошибка
первого рода возникает в том случае,
когда субъект ошибочно рассматривает
связь как существенную и принимает
решение о её включении в модель. Это
приводит к появлению в модели лишних,
ненужных элементов. Ошибка второго
рода, напротив, совершается тогда, когда
принимается решение об исключении из
модели якобы несущественной связи, без
которой, на самом деле, достижение цели
затруднено или вообще невозможно.

Ответ
на вопрос о том, какая из ошибок хуже,
зависит от контекста, в котором он
задаётся. Понятно, что использование
модели, содержащей ошибку, неизбежно
ведёт к потерям. Потери могут быть
небольшими, приемлемыми, нетерпимыми
и недопустимыми. Урон, наносимый ошибкой
первого рода связан с тем, что информация,
внесённая ею, лишняя. При работе с такой
моделью придётся тратить ресурсы на
фиксацию и обработку лишней информации,
например, тратить на неё память ЭВМ и
время обработки. На качестве решения
это, возможно, и не скажется, а на стоимости
и своевременности скажется обязательно.
Потери от ошибки второго рода – урон
от того, что информации для полного
достижения цели не хватит, цель не может
быть достигнута в полной мере.

Теперь
ясно, что хуже та ошибка, потери от
которой больше, а это зависит от конкретных
обстоятельств. Например, если время
является критическим фактором, то ошибка
первого рода становится гораздо более
опасной, чем ошибка второго рода: вовремя
принятое, пусть не наилучшее, решение
предпочтительнее оптимального, но
запоздавшего.

Читайте также:  Какие признаки являются фундаментальными свойствами недвижимости

Ошибкой
третьего рода принято считать последствия
незнания. Для того, чтобы оценивать
существенность некоторой связи, нужно
знать, что она вообще есть. Если это не
известно, то вопрос о включении связи
в модель вообще не стоит. В том случае,
если такая связь несущественна, то на
практике её наличие в реальности и
отсутствие в модели будет незаметно.
Если же связь существенна, то возникнут
трудности, аналогичные трудностям при
ошибке второго рода. Разница состоит в
том, что ошибку третьего рода сложнее
исправить: для этого необходимо добывать
новые знания.

Ошибка
четвёртого рода возникает при ошибочном
отнесении известной существенной связи
к числу входов или выходов системы.
Например, точно установлено, что в Англии
19-го века здоровье мужчин, носящих
цилиндры, значительно превосходило
здоровье мужчин, носящих кепки. Навряд
ли из этого следует, что вид головного
убора можно рассматривать как вход для
системы прогнозирования состояния
здоровья.

Внутренняя
неоднородность систем, раличимость
частей.
Если заглянуть
внутрь «чёрного ящика», то выяснится,
что система неоднородна, не монолитна.
Можно обнаружить, что различные качества
в разных частях системы отличаются.
Описание внутренней неоднородности
системы сводится к обособлению
относительно однородных участков,
проведению границ между ними. Так
появляется понятие о частях системы.
При более детальном рассмотрении
оказывается, что выделенные крупные
части тоже неоднородны, что требует
выделять ещё более мелкие части. В
результате получается иерархическое
описание частей системы, которое
называется моделью состава.

Информация
о составе системы может использоваться
для работы с системой. Цели взаимодействия
с системой могут быть различными, в
связи с чем могут различаться и модели
состава одной и той же системы. На первый
взгляд различить части системы нетрудно,
они «бросаются в глаза». В некоторых
системах части возникают произвольно,
в процессе естественного роста и развития
(организмы, социумы и т.д.). Искусственные
системы заведомо собираются из заранее
известных частей (механизмы, здания и
т.д.). Есть и смешанные типы систем, такие
как заповедники, сельскохозяйственные
системы. С другой стороны, с точки зрения
ректора, студента, бухгалтера и
хозяйственника университет состоит из
разных частей. Самолёт состоит из разных
частей с точки зрения пилота, стюардессы,
пассажира. Трудности создания модели
состава можно представить тремя
положениями.

Во-первых,
целое можно делить на часть по-разному.
При этом способ деления определяется
поставленной целью. Например, состав
автомобиля по разному представляют
начинающим автолюбителям, будущим
профессиональным водителям, слесарям,
готовящимся к работе в автосервисе,
продавцам в автомагазинах. Естественно
задать вопрос о том, существуют ли части
системы «на самом деле»? Ответ содержится
в формулировке рассматриваемого
свойства: речь идёт о различимости, а
не о разделимости частей. Можно различать
нужные для достижения цели части системы,
но нельзя разделять их.

Во-вторых,
количество частей в модели состава
зависит и от того, на каком уровне
остановить дробление системы. Части на
конечных ветвях получающегося
иерархического дерева называются
элементами. В различных обстоятельствах
прекращение декомпозиции производится
на разных уровнях. Например, при описании
предстоящих работ приходится давать
опытному работнику и новичку инструкции
разной степени подробности. Таким
образом, модель состава зависит от того,
что считать элементарным. Встречаются
случаи, когда элемент имеет природный,
абсолютный характер (клетка, индивид,
фонема, электрон).

В-третьих,
любая система является частью большей
системы, а иногда и нескольких систем
сразу. Такую метасистему также можно
делить на подсистемы по-разному. Это
означает, что внешняя граница системы
имеет относительный, условный характер.
Определение границ системы производится
с учётом целей субъекта, который будет
использовать модель системы.

Структурированность.
Свойство структурированности заключается
в том, что части системы не изолированы,
не независимы друг от друга; они связаны
между собой, взаимодействуют друг с
другом. При этом свойства системы
существенно зависят от того, как именно
взаимодействуют её части. Поэтому так
частот важна информация о связях
элементов системы. Перечень существенных
связей между элементами системы
называется моделью структуры системы.
Наделённость любой системы определённой
структурой и называется структурированностью.

Понятие
структурированности дальше углубляет
представление о целостности системы:
связи как бы скрепляют части, удерживают
их как целое. Целотность, отмеченная
ранее как внешнее свойство, получает
подкрепляющее объяснение изнутри
системы – через структуру.

При
построении модели структуры также
встречаются определённые трудности.
Первая из них связана с тем, что модель
структуры определяется после того, как
выбирается модель состава, и зависит
от того, каков именно состав системы.
Но даже при фиксированном составе модель
структуры вариабельно. Связано это с
возможностью по-разному определить
существенность связей. Например,
современному менеджеру рекомендуется
наряду с формальной структурой его
организации учитывать существование
неформальных отношений между работниками,
которые тоже влияют на функционирование
организации. Вторая трудность проистекает
из того, что каждый элемент системы, в
свою очередь, представляет собой
«маленький чёрный ящичек». Так что все
четыре типа ошибок возможны при
определении входов и выходов каждого
элемента, включаемого в модель структуры.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник