Какие виды продуктов проекта ты знаешь

В данной главе мы рассмотрим существующие виды творческих проектов, а также разберем виды творческих работ учащихся общеобразовательных школ и дошкольных учреждений. Для того, чтобы предложить ребенку заняться проектной деятельностью педагог должен четко определить вид и тип создаваемого проекта со школьником или группой учащихся.

Часто творческие проекты подразделяются и по типам творческих проектов или типам творческих работ, такие определения и их различия необходимо понимать.

Описание определений ниже касается также таких определений, как виды проектных работ и типы проектных работ школьников в рамках их исследовательско-проектной деятельности.

Виды творческих проектов

Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.

Индивидуальный проект — творческий проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.

Информационный проект или информационно-творческий проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации. Также, используется понятие творческо-информационного проекта.

Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы.

Краткосрочный проект – проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.

Практико-ориентированный проект – проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо проблемы прикладного характера.

Ролевой проект (игровой) – проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.

Среднесрочный проект – проект продолжительностью от одной недели До одного месяца.

Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы. Творческие проекты могут иметь направления:

  • музыкально-творческий проект;
  • художественно-творческий проект.

Телекоммуникационный проект (учебный) – групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.

Учебный проект – проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.

Типы творческих проектов и проектных работ

В данной главе мы рассмотрим существующие типы творческих работ учащихся школ, лицеев, гиназий.
В соответствии с методом, доминирующим в проекте, можно выделить следующие типы творческих проектов школьников:

Исследовательские проекты

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования тему, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

Ролевые, игровые проекты

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержание проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации.

Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Творческие проекты

Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов.

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата.

Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо придуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и прочее). Презентация. Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.

Практико-ориентировочные (прикладные) проекты

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта.

Читайте также:  Какие продукты хорошо есть для микрофлоры

Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

Типы проектов по признаку «Предметно содержательная область»

По признаку «Предметно содержательная область» можно выделить следующие два типа:

Межпредметные проекты со школьниками

Такие проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это – либо небольшие проекты, затрагивающие 2 – 3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

По характеру контактов проекты бывают региональные и международные проекты.

По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.

По продолжительности выполнения проекты могут быть: краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

Разумеется, в реальной жизни чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих, а также других проектов. Однако метод исследовательских проектов занимает центральное место и вместе с тем вызывает наибольшие трудности.

Он основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Метод проектов требует изменения позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся, на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Монопроекты

Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Разумеется, работа над монопроектом предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания.

Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате.

Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно.

Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (напрмер, в рамках научного общества учащихся).

Если Вы хотите разместить ссылку на эту страницу, скопируйте и установите у себя на сайте, в блоге или форуме один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу «Виды и типы творческих работ и проектов«:
<a href=»https://tvorcheskie-proekty.ru/node/70″ target=»_blank»>Виды и типы творческих работ</a>

Код ссылки на форум:
[URL=https://tvorcheskie-proekty.ru/node/70]Виды и типы творческих проектов[/URL]

Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

Источник

Основные требования к
учебному проекту

Работа над проектом всегда
направлена на разрешение конкретной, причём социально-значимой проблемы —
исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема
ставится перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы
посещают спортивный клуб, руководство которого заказывает проектной группе
дизайн оформления помещений клуба.

Планирование действий по
разрешению проблемы — иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования
самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы
презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка
проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием
результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие,
ролевые) не могут быть сразу чётко спланированы от начала до конца.

Исследовательская работа
учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта
проектной деятельности — поиск информации, которая затем обрабатывается,
осмысливается и представляется участниками проектной группы.

Результатом работы над
проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создаётся
участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

Представление заказчику и
(или) общественности готового продукта с обоснованием, что это наиболее
эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами,
осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и
защиты самого проекта.

Таким
образом, проект — это «пять П»: проблема — проектирование
(планирование) — поиск информации — продукт — презентация. Шестое
«П» проекта — это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все
рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчёты и др.

Персональные или групповые проекты

Единой точки зрения на то, как должна быть
организована работа над проектом — индивидуально или в группе, не существует.
Система «Международный бакалавриат» допускает только персональные проекты.
Напротив, одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е.С.
Полат (г. Москва), считает, что метод проектов эффективен лишь в сочетании с
«технологией работы в группах сотрудничества».

Читайте также:  Цинк в каких продуктах имеется

Преимущества персональных проектов:

  • план
    работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной
    точностью;
  • у
    учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение
    проекта зависит только от него;
  • учащийся
    приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта — от
    рождения замысла до итоговой рефлексии;
  • формирование
    у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских,
    презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом;

Преимущества групповых проектов:

  • в
    проектной группе формируются навыки сотрудничества;
  • проект
    может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
  • на каждом
    этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер:
    лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта,
    лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих
    сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;

в
рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные
пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между
ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на
качество выполнения проекта.

Классификация проектов по доминирующей
деятельности учащихся

Практико-ориентированный
проект нацелен на решение социальных задач, отражающих
интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко
обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который
может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
Форма конечного продукта при этом разнообразна — от учебного пособия для
кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России.
Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и
его способности решить заданную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя
обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования,
обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и
анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться
методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование,
социологический опрос и др.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с
целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции
по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети
Интернет.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его
выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации,
спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного
искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой
проект.
Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем,
проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных
героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые
ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем
завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор.

Классификация проектов по комплексности и
характеру контактов

По комплексности (предметно-содержательной
области) можно выделить два типа проектов.

  • Монопроекты
    реализуются, как
    правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя
    могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности.
    Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом —
    учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например,
    литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми
    (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими,
    географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется И лишь на этапе
    подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка
    литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника.
    Такие проекты могут проводиться в рамках классно-урочной системы.
  • Межпредметные
    проекты выполняются исключительно за
    внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных
    областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на
    этапе постановки проблемы. Например, проект по теме «Проблема
    человеческого достоинства в российском обществе XIX — XIX вв.» требует
    одновременно исторического, литературоведческого, культурологического,
    психологического и социологического подходов.

По характеру контактов проекты могут быть:

  • внутриклассными;
  • внутришкольными;
  • региональными
    (в пределах одной страны);
  • международными.

Последние
два типа проектов являются телекоммуникационными, поскольку требуют координации
деятельности участников, их взаимодействия в сети Интернет и, следовательно,
задействования средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов  

Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Их разработка
наиболее продуктивна для курса иностранного языка. Пример: проект
«Составление рекламного модуля на английском языке», 11 класс. Работа над
проектом ведется в группах, продолжительность — 20 минут (подготовка -10
минут, презентация каждой группы — 2 минуты).

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков, которые используются для
координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору
информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в
рамках внеклассной деятельности и дома. Пример: проект «Элемент XX века»,
химия, 10 класс. Работа осуществляется в группах, продолжительность — 4
урока. 1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор
информации по своим элементам). 2-й урок: отчеты групп по собранной
информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации.
3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и
оценка.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация
занимает примерно 30 — 40 часов и целиком проходит с участием руководителя
проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных
форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными
(экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря
глубокому «погружению» в проект, делает проектную неделю оптимальной формой
организации проектной работы.

Читайте также:  В каких продуктах есть кератин для волос

Долгосрочные (годичные)
проекты могут выполняться как в группах, так и
индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках
ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта — от
определения темы до презентации (защиты) — выполняется во внеурочное время.

Формы продуктов проектной деятельности

В ряде случаев на вид продукта сразу указывает
тема проекта. Хрестоматийным примером является проект «Изготовление воздушного
змея»: работа над ним помогала американским школьникам в 1920-е гг. изучать
важные законы физики. Но чаще всего выбор продукта — непростая творческая
задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной
группы к дальнейшей работе. Так, проект «Исследование влияния климата природных
зон на растительный и животный мир» может завершиться защитой ничем не
примечательного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку атласа
несуществующего материка. Приведем перечень (далеко не полный) возможных
выходов проектной деятельности:

  • web-сайт;
  • анализ
    данных социологического опроса;
  • атлас,
    карта;
  • видеофильм;
  • выставка;
  • газета,
    журнал;
  • действующая
    фирма;
  • законопроект;
  • игра;
  • коллекция;
  • костюм;
  • модель;
  • музыкальное
    произведение;
  • мультимедийный
    продукт;
  • оформление
    кабинета;
  • постановка;
  • праздник;
  • прогноз;
  • система
    школьного самоуправления;
  • справочник;
  • сравнительно-сопоставительный
    анализ;
  • учебное
    пособие;
  • экскурсия.

Примеры удачно выбранных продуктов проектной
деятельности:

  • Дневник
    путешествия по римским провинциям эпохи распада Империи и по СССР конца
    1980-х гг. (видеомонтаж с собственным комментарием).
  • Популярное
    пособие «Право на каждый день» (брошюра с рекомендациями и видеофильм).
  • Частотный
    словарь английского молодежного сленга.
  • Главы из
    учебника будущего «Биология и экология» 2500 года издания.
  • Манифест
    Николая II «О даровании народу России Конституции», каким он мог бы быть.
  • Экологические
    программы мониторинга питьевой воды, состояния радиационного фона и
    воздушной среды в микрорайоне (по заказу управы района).
  • Сборник
    научно-фантастических сочинений учащихся 6-го класса «Как принимали гостей
    в средневековье».
  • Коллекция
    софизмов, невозможных математических объектов и интересных чисел.

Подведение итогов

Подведение итогов в
проектных группах проводится в последний день проектной недели,
непосредственно после объявления результатов конкурса. Организуя процесс
обсуждения, руководитель должен затронуть различные аспекты работы над
проектом: процесс и результат, позитив и негатив, объективную оценку продукта
и субъективную удовлетворенность участников.

Вопросы для обсуждения
могут быть сформулированы следующим образом:

  • Достигнута
    ли цель проекта?
  • Ставились
    и были ли решены в ходе выполнения проекта ваши собственные задачи?
  • В чем
    заключались личные мотивы каждого участника группы? Что вы узнали, чему
    научились, что поняли, к чему стали по-другому относиться, в чем
    изменились?
  • Какой
    из этапов работы над проектом запомнился вам больше всего и почему?
  • Что в
    проектной неделе вам понравилось больше, а что меньше, в сравнении с
    обычными учебными неделями?
  • Возникало
    ли у вас в ходе проектной недели желание что-либо изменить, улучшить в
    содержании и организации работы? Общешкольное подведение итогов
    организуется в конце дня, после того как закончится процесс обсуждения в
    группах. Оно может проводиться в различных формах:
  • совещание
    педколлектива при директоре (зам. директора)
  • собрание
    рабочей группы, включающей, помимо руководства школы, одного взрослого и
    одного юного представителя от каждой проектной группы

По итогам проведенных
обсуждений, на основе сданных описаний проектов и аналитической записки, подготовленной
пресс-центром, зам. директора (координатором проектов) готовится отчет по
итогам проектной недели, который сдается директору школы и может стать
предметом для коллективного анализа на очередном педагогическом совете.

Виды презентаций проектов

Презентации учебных
проектов могут быть проведены в виде:

  • деловой
    игры — научного доклада;
  • демонстрации
    видео-отчета фильма / продукта, исследовательской выполненного на основе
    экспедиции информационных;
  • пресс-технологий
    конференции;
  • диалога
    исторических;
  • путешествия
    или литературных;
  • рекламы
    персонажей;
  • ролевой
    игры;
  • защиты
    на Ученом Совете;
  • соревнования;
  • спектакля;
  • игры с
    залом;
  • спортивной
    игры;
  • научной
    конференции;
  • экскурсии.

Примерами удачных
презентаций проектов могут служить:

  • инсценировка-диалог
    Сознания, Самосознания и Бессознательного;
  • пресс-конференция
    участников экспедиции на неизвестный материк;
  • ролевая
    игра, имитирующая поведение муравьев неизвестного науке вида;
  • инсценировка
    драматической постановки на тему алхимии, включающая демонстрацию реальных
    химических опытов-парадоксов;
  • беседа
    Чацкого и представителей «фамусовской Москвы» с «современными людьми» по
    теме «Проблема ума и безумия».

Источник