Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях ответы

План-конспект теоретического занятия
ТЕМА: «ВНИМАНИЕ, ЕГО ВИДЫ И СВОЙСТВА»
ЦЕЛЬ: рассмотреть внимание как познавательный процесс, осознание роли внимания в жизни человека.
ЗАДАЧИ:
сформировать у воспитанников представление о внимании;
познакомить воспитанников с видами и свойствами внимания;
сформировать потребность развития наблюдательности.
Ход занятия
«Внимание – это подруга ума и мудрости. Корень всякого страдания – это невежество, а корень невежества – это привычка отвлекаться» Мюнстерберг
Организационный момент
Актуализация знаний
Прочтите высказывание на слайде. Как вы его понимаете?
Тема нашего занятия сегодня «ВНИМАНИЕ, ЕГО ВИДЫ И СВОЙСТВА»
Для чего человеку необходимо внимание? Для того, чтобы осознать существование какой-либо вещи, нам нужно обратить на нее внимание. До этого она для нас «не существует». Потому не будет преувеличением сказать, что именно внимание дает нам возможность получать сведения обо всем, что находится вокруг нас. Внимание является необходимым условием выполнения любой деятельности: внешней (практической) и внутренней (психической).
Объяснение нового материала
3.1. Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Отвлечение внимания с неизбежностью приводит к разрушению деятельности. Столь же важно оно и для протекания общения. Например, умение непрерывно удерживать внимание на собеседнике и все время слушать и слышать его представляет один из основных факторов эффективности общения.
Как фонарик выхватывает из темноты различные предметы, так и мы выделяем вещи или события из окружающей нас безликой серой массы. И только после того, как «лучик» нашего внимания сфокусируется на объекте, мы начинаем интересоваться им и определенным образом интерпретировать то, на что был обращен наш взор.
Внимание – психический процесс, который состоит в направленности и сосредоточенности психической активности на чем–либо.
3.2. Виды внимания.
Впервые вниманием занялся Аристотель. Затем внимание стали изучать только в конце 19 в. Аристотель выделил виды внимания. За основание классификации берется степень активности личности.
1. Непроизвольное – внимание, которое вызывается особенностями воздействующих данных предметов без намерения быть к ним внимательным. Оно не связано с участием воли и может возникать под воздействием силы раздражителя, его новизны, контрастности, эмоциональной окраски, интереса к данному объекту. Громкий звук, яркий свет, начало и прекращение движения (звука, света) привлекают внимание помимо нашей воли. Мерцающий свет, прерывистые звуки, необычность, новизна предметов и явлений и т.п. Кроме того, каждый человек обращает внимание на, что связано с его профессиональным интересом. Милиционер обратит внимание на неправильно припаркованнную машину, а архитектор или художник – на красоту старинного здания.
Это внимание является врожденным. В его основе лежит ориентировочный рефлекс. И.П.Павлов назвал этот рефлекс: «Кто там?»
2. Произвольное внимание подчинено воле человека. Произвольное внимание – внимание, которое служит достижению поставленной ранее цели и позволяет осуществлять контроль за выполняемой деятельностью. Человек ставит перед собой цель, использует специальные приемы (технику внимания), прилагает определенные волевые усилия. Необходимость в произвольном внимании возникает в ситуациях, когда субъект должен выполнять деятельность, объект, которой не вызывает непосредственного интереса и не обладает свойствами, привлекающими непроизвольное внимание. Ситуация может значительно обостряться в связи с наличием конкурирующих объектов или деятельностей. Например, ситуация подготовки к экзамену по неинтересному предмету, в условиях, когда хочется отдохнуть, пообщаться с друзьями, посмотреть хороший фильм и т.д. Произвольное внимание по происхождению и по сущности не природно, а социально. Это внимание является более сложным, чем непроизвольное. Оно формируется у ребенка напротяжении младшего школьного возраста.
3. Н.Ф.Добрынин ввел послепроизвольное внимание, которое возникает на основе произвольного внимания. Произвольное внимание возникает в тот момент, когда первоначально не вызывающая интереса деятельность по мере углубления в нее захватывает и увлекает человека. Напряжение сразу исчезает, и он продолжает работать целенаправленно. Значение послепроизвольного внимания в процессе обучения очень велико, поскольку постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна.
Джорж Стаут: «При невозможности перехода волевого внимания в послепроизвольное появляется утомление и отвращение к деятельности. Лицо, осужденное на то, чтобы проводить всю жизнь в постоянно возобновляемых усилиях сосредотачиваться на неинтересном предмете сошло бы с ума, закончило самоубийством или впало в коматозное состояние».
Определите, какие виды внимания проявляются в следующих ситуациях:
Редактор поручает корректору срочно проверить ошибки в напечатанной статье.
Читая книгу, студент слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.
Начальник диктует текст выступления секретарю-машинистке, которая печатает его на машинке.
Студент следит за докладом преподавателя и задает ему в процессе лекции много вопросов.
3.3. Свойства внимания
1. Концентрация – свойство, которое показывает степень сосредоточенности на объекте. Если вы вертитесь во время урока, слышите любой шорох и шепот и не понимаете объяснений преподавателя, вы не сконцентрированы. Сосредоточенного слушателя можно узнать по малой подвижности. Иногда человек концентрирует свое внимание на чем-нибудь настолько, что для него исчезает все вокруг. Вот одна история, которая была на самом деле. В 1794 году в Германии девятилетнему мальчику должны были удалить опухоль. Обезболивающих средств тогда не было, и, чтобы отвлечь ребенка во время операции, ему рассказывали увлекательную сказку. Через восемнадцать лет выросший мальчик принес издателю сказку «Белоснежка и семь гномов» и рассказал, что во время операции совсем не чувствовал боли. Этим мальчиком был замечательный сказочник Якоб Гримм (1785-1863).
Концентрация важна для видов деятельности, которые требуют предельной сосредоточенности на объекте, например, в деятельности диспетчеров, операторов, водителей и т.п.
2. Устойчивость – это длительность сосредоточения внимания на объекте. Противопололожностью устойчивого внимания является неустойчивое внимание, колеблющееся. Внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Период 2-3с – 12с. Устойчивость внимания у разных людей различна. Устойчивость внимания может колебаться и у одного человека. Это зависит от значимости, интереса дела для человека, его здоровья, и, наконец от внешних обстоятельств.
3. Объем внимания определяется количеством объектов, которые человек может одновременно удерживать в зоне повышенного внимания. Это число объектов, которое мы можем воспринимать одновременно 7±2. Такие объекты еще называют единицами информации. Важно учитывать во многих областях жизни. Например, создатель рекламы хочет, чтобы любой прохожий, бросив мимолетный взгляд на рекламный щит, понял и запомнил его содержание. Для этого надо, чтобы на рекламе было не больше 5 слов. Человек, находящийся у пульта управления машинами, должен одним взглядом охватить несколько приборов.
4. Распределение внимания определяется способностью человека одновременно выполнять несколько действий (возможность удержать в сфере внимания одновременно несколько объектов). Когда человек читает интересную книгу, его внимание распределено по тексту и одновременно сконцентрировано на том предложении, которое он причитывает в настоящий момент. Многие слышали о феноменальных способностях Юлия Цезаря, который мог, по преданию, делать одновременно семь несвязных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственнных дипломатических документов. Однако есть все основания предполагать, что одновременно протекает только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Если одно действий человек научился делать не задумываясь (то есть действие полностью автоматизировалось, стало навыком), а также если существует логическая взаимосвязь между выполняемыми действиями, тогда распределение внимания возможно. Важно для водителей, педагога и т.п.
5. Переключение – это процесс преднамеренного перемещения внимания с одного объекта на другой. Переключаемость определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому. При этом перевод внимания с одного на другое всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием. При этом переключение всегда осознанно, а отвлекается внимание неосознанно. Чаще всего мы отвлекаемся из-за того, что утомились, и отвлечение помогает нам отдохнуть. Виды деятельности, связанные с динамичным выполнением множества последовательных действий и операций, предъявляют повышенные требования к переключению внимания.
Попробуйте найти универсальный способ запоминания этих свойств внимания. УКРОП.
Иногда человек, глубоко сконцентрированный на внутренней важной задаче, подсознательно пытается избежать усилий и не переключаться с этой задачи на внешние раздражители. Это явление – рассеянность, которая сводится к плохой переключаемости. Множество анекдотов посвящено рассеянности ученых. Однако их рассеяность часто является оборотной стороной максимальной собранности и сосредоточенности на основном предмете интересов: они так погружены в свои мысли, что при столкновении с житейскими мелочами не переключаются и могут оказаться в смешном положении.
3.4. Упражнение. Закройте глаза и отвечайте на мои вопросы с помощью пальцев руки, подняв ее над головой. Сколько окон в группе? Сколько выключателей в группе? …
Наблюдательность — это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или характерно с какой-либо точки зрения.
Для тренировки наблюдательности проводите следующее упражнение – постоянно задавайте вопросы:
А) вспомните, кто отвечал на занятии? А вчера?
Б) на какие вопросы отвечали воспитанники?
В) какие действия совершал воспитатель? Какую они имели цель?
Г) сколько в группе блондинок и т.д.
IV. Проверка понимания и закрепления материала
Ответьте на вопросы:
Что такое внимание?
Какие виды внимания вы узнали?
Какие свойства существуют у внимания? Вспомните слово – УКРОП!
V. Заключение
Сегодня мы с вами познакомились с понятием «внимание», изучили его виды и свойства. Внимательность человека проявляется и как моральная черта личности, как выражение привычных форм поведения в отношении к другим людям — чуткости, отзывчивости. Проявив внимание к окружающим один, другой раз, человек не сможет быть равнодушным и в следующий раз — так формируется чуткость, отзывчивость, проявляется интерес к жизни других людей.
Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.
Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.
Характеристики внимания:
Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.
Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.
Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.
Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).
Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.
Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).
Виды внимания:
Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.
Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.
Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.
Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать
Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций). Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений.
Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. По мнению К.К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом). Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.
Похожие материалы в разделе Общая психология:
- Методы исследования в общей психологии
- Исследования в области самооценки
- Понятие об ощущениях
- Природа мышления
- Классическое учение о темпераменте. Психологическая характеристика типов нервной деятельности и темперамента
- Типологии личности, основывающиеся на свойствах индивида
- Речь и язык
- Теория Личности Г. Оллпорта
- Патологии мышления
- Изменения, происходящие с личностью в толпе
Вопрос по психологии:
1. Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях, можете прокомментировать свой ответ:
а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами______________________ ________________________________________________________________________________________________
б) Выпускник усиленно, вот уже продолжительное время готовится к экзамену по геометрии, но на приглашение родителей отдохнуть говорит, что не устал_________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________
в) Читая рассказы Л.Н.Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна________________________________________________________________________________
г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные___________________________________________________________________________________
2. Определите, какие способы привлечения внимания (повторение, новизна, изменение интенсивности, контрастные цвета, формы или размеры, искусственное подогревание общественного интереса, неожиданные действия) использованы в следующих случаях:
а) Женщина нарисовала на своей черной машине белую полосу________________________________________
б) Учитель повышает голос и кричит: «Тихо!» _______________________________________________________
в) У прилавка на рынке, где можно поторговаться, а заодно и обсудить ситуацию в стране, постоянно собирается много покупателей______________________________________________________________________
г) Мать постоянно твердит своему ребенку: «Не забудь убрать свою комнату»____________________________
д) Взрослый человек, раздающие листовки с рекламой питьевой воды, обливает каждого встречного из водяного пистолета________________________________________________________________________________
е) Новый преподаватель входит в шумную аудиторию и молча ждет, когда установится тишина__________________________________________________________________________________________
3. Определите, какие приемы создания образов использовались в следующих примерах:
а). В мифах и легендах древности описываются различные фантастические существа – кентавры, минотавры, сфинксы, драконы и т.д.___________________________________________________________________________ б) В рекламных роликах показывают увеличенные изображения представляемых продуктов _______________
______________________________________________________________________________________________
в) Под руководством преподавателя, используя знания о танцевальных жанрах в музыке, ученик сочинил польку___________________________________________________________________________________________
4. Из предложенного ниже перечня признаков выберите те (можно отметить галочкой), которые характеризуют воображение (его разные виды):
а) Деятельность мозга, которая не может быть проверена на практике.
б) Создание или воспроизведение образа, не воспринимавшегося в прошлом.
в) Специфическая деятельность, возникающая в процессе труда.
г) Отражение объективной реальности, действующей на наши органы чувств.
д) Обобщённое и опосредованное отражение действительности.
е) Сложная психическая деятельность, которая является врождённой способностью, развивающейся постепенно, независимо от условий жизни и воспитания.
ж) Отражение реальной действительности, но в иных сочетаниях и связях.
з) Отражение того, что было в прошлом опыте
5. Укажите, какие формы мышления проиллюстрированы ниже:
а). Подойдя к автобусной остановке не в часы «пик» и заметив на ней необычно много людей, вы догадываетесь: давно не было автобуса______________________________________________________________
б) Музыкальный жанр — род музыки или музыкальных произведений, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и др. признаками _______________________________________
6. Назовите основные мыслительные операции, которые проявляются в деятельности ученика:
а). Школьникам 5 класса на музыкальной викторине было предложено выявить музыкальные произведения, принадлежащие разным стилям и эпохам_____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
б) Пятеро учеников сдают на техническом зачёте гамму. Преподаватель даёт задание студенту-практиканту: выбрать лучшее исполнение гаммы__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
в) Преподаватель объясняет и показывает ученикам технику выполнения такого динамического приема, как сфорцандо с последующим пиано. Ученики выполняют задания: а) определить, из каких элементов складывается этот динамический прием, б) описать технику выполнения динамического приема__________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________