Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях гроссмейстер

Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях гроссмейстер thumbnail

План-конспект теоретического занятия

ТЕМА: «ВНИМАНИЕ, ЕГО ВИДЫ И СВОЙСТВА»

ЦЕЛЬ: рассмотреть внимание как познавательный процесс, осознание роли внимания в жизни человека.

ЗАДАЧИ:

  • сформировать у воспитанников представление о внимании;

  • познакомить воспитанников с видами и свойствами внимания;

  • сформировать потребность развития наблюдательности.

Ход занятия

«Внимание – это подруга ума и мудрости. Корень всякого страдания – это невежество, а корень невежества – это привычка отвлекаться» Мюнстерберг

  1. Организационный момент

  1. Актуализация знаний

Прочтите высказывание на слайде. Как вы его понимаете?

Тема нашего занятия сегодня «ВНИМАНИЕ, ЕГО ВИДЫ И СВОЙСТВА»

Для чего человеку необходимо внимание? Для того, чтобы осознать существование какой-либо вещи, нам нужно обратить на нее внимание. До этого она для нас «не существует». Потому не будет преувеличением сказать, что именно внимание дает нам возможность получать сведения обо всем, что находится вокруг нас. Внимание является необходимым условием выполнения любой деятельности: внешней (практической) и внутренней (психической).

  1. Объяснение нового материала

3.1. Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Отвлечение внимания с неизбежностью приводит к разрушению деятельности. Столь же важно оно и для протекания общения. Например, умение непрерывно удерживать внимание на собеседнике и все время слушать и слышать его представляет один из основных факторов эффективности общения.

Как фонарик выхватывает из темноты различные предметы, так и мы выделяем вещи или события из окружающей нас безликой серой массы. И только после того, как «лучик» нашего внимания сфокусируется на объекте, мы начинаем интересоваться им и определенным образом интерпретировать то, на что был обращен наш взор.

Внимание – психический процесс, который состоит в направленности и сосредоточенности психической активности на чем–либо.

3.2. Виды внимания.

Впервые вниманием занялся Аристотель. Затем внимание стали изучать только в конце 19 в. Аристотель выделил виды внимания. За основание классификации берется степень активности личности.

1. Непроизвольное – внимание, которое вызывается особенностями воздействующих данных предметов без намерения быть к ним внимательным. Оно не связано с участием воли и может возникать под воздействием силы раздражителя, его новизны, контрастности, эмоциональной окраски, интереса к данному объекту. Громкий звук, яркий свет, начало и прекращение движения (звука, света) привлекают внимание помимо нашей воли. Мерцающий свет, прерывистые звуки, необычность, новизна предметов и явлений и т.п. Кроме того, каждый человек обращает внимание на, что связано с его профессиональным интересом. Милиционер обратит внимание на неправильно припаркованнную машину, а архитектор или художник – на красоту старинного здания.

Это внимание является врожденным. В его основе лежит ориентировочный рефлекс. И.П.Павлов назвал этот рефлекс: «Кто там?»

2. Произвольное внимание подчинено воле человека. Произвольное внимание – внимание, которое служит достижению поставленной ранее цели и позволяет осуществлять контроль за выполняемой деятельностью. Человек ставит перед собой цель, использует специальные приемы (технику внимания), прилагает определенные волевые усилия. Необходимость в произвольном внимании возникает в ситуациях, когда субъект должен выполнять деятельность, объект, которой не вызывает непосредственного интереса и не обладает свойствами, привлекающими непроизвольное внимание. Ситуация может значительно обостряться в связи с наличием конкурирующих объектов или деятельностей. Например, ситуация подготовки к экзамену по неинтересному предмету, в условиях, когда хочется отдохнуть, пообщаться с друзьями, посмотреть хороший фильм и т.д. Произвольное внимание по происхождению и по сущности не природно, а социально. Это внимание является более сложным, чем непроизвольное. Оно формируется у ребенка напротяжении младшего школьного возраста.

3. Н.Ф.Добрынин ввел послепроизвольное внимание, которое возникает на основе произвольного внимания. Произвольное внимание возникает в тот момент, когда первоначально не вызывающая интереса деятельность по мере углубления в нее захватывает и увлекает человека. Напряжение сразу исчезает, и он продолжает работать целенаправленно. Значение послепроизвольного внимания в процессе обучения очень велико, поскольку постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна.

Джорж Стаут: «При невозможности перехода волевого внимания в послепроизвольное появляется утомление и отвращение к деятельности. Лицо, осужденное на то, чтобы проводить всю жизнь в постоянно возобновляемых усилиях сосредотачиваться на неинтересном предмете сошло бы с ума, закончило самоубийством или впало в коматозное состояние».

Определите, какие виды внимания проявляются в следующих ситуациях:

  1. Редактор поручает корректору срочно проверить ошибки в напечатанной статье.

  2. Читая книгу, студент слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

  3. Начальник диктует текст выступления секретарю-машинистке, которая печатает его на машинке.

  4. Студент следит за докладом преподавателя и задает ему в процессе лекции много вопросов.

Читайте также:  Какие свойства курильского чая

3.3. Свойства внимания

1. Концентрация – свойство, которое показывает степень сосредоточенности на объекте. Если вы вертитесь во время урока, слышите любой шорох и шепот и не понимаете объяснений преподавателя, вы не сконцентрированы. Сосредоточенного слушателя можно узнать по малой подвижности. Иногда человек концентрирует свое внимание на чем-нибудь настолько, что для него исчезает все вокруг. Вот одна история, которая была на самом деле. В 1794 году в Германии девятилетнему мальчику должны были удалить опухоль. Обезболивающих средств тогда не было, и, чтобы отвлечь ребенка во время операции, ему рассказывали увлекательную сказку. Через восемнадцать лет выросший мальчик принес издателю сказку «Белоснежка и семь гномов» и рассказал, что во время операции совсем не чувствовал боли. Этим мальчиком был замечательный сказочник Якоб Гримм (1785-1863).

Концентрация важна для видов деятельности, которые требуют предельной сосредоточенности на объекте, например, в деятельности диспетчеров, операторов, водителей и т.п.

2. Устойчивость – это длительность сосредоточения внимания на объекте. Противопололожностью устойчивого внимания является неустойчивое внимание, колеблющееся. Внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Период 2-3с – 12с. Устойчивость внимания у разных людей различна. Устойчивость внимания может колебаться и у одного человека. Это зависит от значимости, интереса дела для человека, его здоровья, и, наконец от внешних обстоятельств.

3. Объем внимания определяется количеством объектов, которые человек может одновременно удерживать в зоне повышенного внимания. Это число объектов, которое мы можем воспринимать одновременно 7±2. Такие объекты еще называют единицами информации. Важно учитывать во многих областях жизни. Например, создатель рекламы хочет, чтобы любой прохожий, бросив мимолетный взгляд на рекламный щит, понял и запомнил его содержание. Для этого надо, чтобы на рекламе было не больше 5 слов. Человек, находящийся у пульта управления машинами, должен одним взглядом охватить несколько приборов.

4. Распределение внимания определяется способностью человека одновременно выполнять несколько действий (возможность удержать в сфере внимания одновременно несколько объектов). Когда человек читает интересную книгу, его внимание распределено по тексту и одновременно сконцентрировано на том предложении, которое он причитывает в настоящий момент. Многие слышали о феноменальных способностях Юлия Цезаря, который мог, по преданию, делать одновременно семь несвязных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственнных дипломатических документов. Однако есть все основания предполагать, что одновременно протекает только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Если одно действий человек научился делать не задумываясь (то есть действие полностью автоматизировалось, стало навыком), а также если существует логическая взаимосвязь между выполняемыми действиями, тогда распределение внимания возможно. Важно для водителей, педагога и т.п.

5. Переключение – это процесс преднамеренного перемещения внимания с одного объекта на другой. Переключаемость определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому. При этом перевод внимания с одного на другое всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием. При этом переключение всегда осознанно, а отвлекается внимание неосознанно. Чаще всего мы отвлекаемся из-за того, что утомились, и отвлечение помогает нам отдохнуть. Виды деятельности, связанные с динамичным выполнением множества последовательных действий и операций, предъявляют повышенные требования к переключению внимания.

Попробуйте найти универсальный способ запоминания этих свойств внимания. УКРОП.

Иногда человек, глубоко сконцентрированный на внутренней важной задаче, подсознательно пытается избежать усилий и не переключаться с этой задачи на внешние раздражители. Это явление – рассеянность, которая сводится к плохой переключаемости. Множество анекдотов посвящено рассеянности ученых. Однако их рассеяность часто является оборотной стороной максимальной собранности и сосредоточенности на основном предмете интересов: они так погружены в свои мысли, что при столкновении с житейскими мелочами не переключаются и могут оказаться в смешном положении.

3.4. Упражнение. Закройте глаза и отвечайте на мои вопросы с помощью пальцев руки, подняв ее над головой. Сколько окон в группе? Сколько выключателей в группе? …

Наблюдательность — это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или характерно с какой-либо точки зрения.

Для тренировки наблюдательности проводите следующее упражнение – постоянно задавайте вопросы:

А) вспомните, кто отвечал на занятии? А вчера?

Б) на какие вопросы отвечали воспитанники?

В) какие действия совершал воспитатель? Какую они имели цель?

Г) сколько в группе блондинок и т.д.

Читайте также:  Каким свойством воздуха объясняется

IV. Проверка понимания и закрепления материала

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое внимание?

  2. Какие виды внимания вы узнали?

  3. Какие свойства существуют у внимания? Вспомните слово – УКРОП!

V. Заключение

Сегодня мы с вами познакомились с понятием «внимание», изучили его виды и свойства. Внимательность человека проявляется и как моральная черта личности, как выражение привычных форм поведения в отношении к другим людям — чуткости, отзывчивости.  Проявив внимание к окружающим один, другой раз, человек не сможет быть равнодушным и в следующий раз — так формируется чуткость, отзывчивость, проявляется интерес к жизни других людей. 

Источник

Вопрос по психологии:

1. Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях, можете прокомментировать свой ответ:

а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами______________________ ________________________________________________________________________________________________

б) Выпускник усиленно, вот уже продолжительное время готовится к экзамену по геометрии, но на приглашение родителей отдохнуть говорит, что не устал_________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________

в) Читая рассказы Л.Н.Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна________________________________________________________________________________

г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные___________________________________________________________________________________

2. Определите, какие способы привлечения внимания (повторение, новизна, изменение интенсивности, контрастные цвета, формы или размеры, искусственное подогревание общественного интереса, неожиданные действия) использованы в следующих случаях:

а) Женщина нарисовала на своей черной машине белую полосу________________________________________

б) Учитель повышает голос и кричит: «Тихо!» _______________________________________________________

в) У прилавка на рынке, где можно поторговаться, а заодно и обсудить ситуацию в стране, постоянно собирается много покупателей______________________________________________________________________

г) Мать постоянно твердит своему ребенку: «Не забудь убрать свою комнату»____________________________

д) Взрослый человек, раздающие листовки с рекламой питьевой воды, обливает каждого встречного из водяного пистолета________________________________________________________________________________

е) Новый преподаватель входит в шумную аудиторию и молча ждет, когда установится тишина__________________________________________________________________________________________

3. Определите, какие приемы создания образов использовались в следующих примерах:

а). В мифах и легендах древности описываются различные фантастические существа – кентавры, минотавры, сфинксы, драконы и т.д.___________________________________________________________________________ б) В рекламных роликах показывают увеличенные изображения представляемых продуктов _______________

______________________________________________________________________________________________

в) Под руководством преподавателя, используя знания о танцевальных жанрах в музыке, ученик сочинил польку___________________________________________________________________________________________

4. Из предложенного ниже перечня признаков выберите те (можно отметить галочкой), которые характеризуют воображение (его разные виды):

а) Деятельность мозга, которая не может быть проверена на практике.

б) Создание или воспроизведение образа, не воспринимавшегося в прошлом.

в) Специфическая деятельность, возникающая в процессе труда.

г) Отражение объективной реальности, действующей на наши органы чувств.

д) Обобщённое и опосредованное отражение действительности.

е) Сложная психическая деятельность, которая является врождённой способностью, развивающейся постепенно, независимо от условий жизни и воспитания.

ж) Отражение реальной действительности, но в иных сочетаниях и связях.

з) Отражение того, что было в прошлом опыте

5. Укажите, какие формы мышления проиллюстрированы ниже:

а). Подойдя к автобусной остановке не в часы «пик» и заметив на ней необычно много людей, вы догадываетесь: давно не было автобуса______________________________________________________________

б) Музыкальный жанр — род музыки или музыкальных произведений, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и др. признаками _______________________________________

6. Назовите основные мыслительные операции, которые проявляются в деятельности ученика:

а). Школьникам 5 класса на музыкальной викторине было предложено выявить музыкальные произведения, принадлежащие разным стилям и эпохам_____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

б) Пятеро учеников сдают на техническом зачёте гамму. Преподаватель даёт задание студенту-практиканту: выбрать лучшее исполнение гаммы__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

в) Преподаватель объясняет и показывает ученикам технику выполнения такого динамического приема, как сфорцандо с последующим пиано. Ученики выполняют задания: а) определить, из каких элементов складывается этот динамический прием, б) описать технику выполнения динамического приема__________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Источник

Два ученика, сидя за своими столами, успешно выполняли лабораторную работу по химии. В это время за учительским столом третий ученик выполнял ту же работу, но часто ошибался. Учитель поочерёдно предлагал двум сидящим ученикам исправлять ошибки работающего у стола. При этом первый ученик быстро подходил и сразу исправлял недочёты в работе товарища. Второй ученик не мог сразу оторваться от своей работы, а, подойдя к столу, смотрел на приборы «невидящим» взглядом. Когда же учитель обращался к нему с одним — двумя вопросами, ученик быстро и хорошо исправлял ошибки товарища.

Задание № 6.

Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:
а) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.
б) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.
в) Примерно 65-70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке.

Читайте также:  Какими качествами характера свойствами личности

Задание № 7

Проранжируйте действия, требующие распределения внимания,
в порядке нарастания степени трудности:

а) Читать про себя с полным пониманием текста и одновремен­но записывать под диктовку слова.
б) Чистить картошку и одновременно смотреть любимую теле­передачу.
в) Ходить по гимнастическому бревну, декламируя при этом стихи.
г) Вести автомобиль и разговаривать при этом с пассажиром на иностранном языке (язык изучается четыре месяца).
д) Вести автомобиль и беседовать с коллегой о работе.
е) Читать про себя с полным пониманием текст и одновременно записывать названия категорий, к которым относятся дик­туемые слова.
ж) Осуществлять синхронный перевод речи оратора, говорящего в среднем темпе.

Задание № 8.

Определите, какие способы привлечения внимания (повторение, новизна, изменение интенсивности, контрастные цвета, формы или размеры, искусственное подогревание общественного интереса) использованы в следующих случаях.

а) Взрослый человек обливает каждого встречного из водяного пистолета.
б) Новый преподаватель входит в аудиторию и молча ждет, когда установится тишина.

Тематический контроль по теме « Понятие о внимание. Свойства и виды внимания»

ВАРИАНТ№3

Задание №1

Установите соответствие между основными понятиями, выражающими их детали, признаки, особенности:

Память 1. Компенсация

Внимание 2. Распределение

Ощущение 3. Долговременная

4. Сенсибилизация

5. Сохранение

6. Объем

Задание №2

Определите, какие свойства внимания проявляются в следующих случаях:

Л.Н. Толстой в романе « Война и мир» описал состояние Пьера Безухова, попавшего на поле боя: «Он не слышал звуков пуль, визжавших со всех сторон, снарядов, пролетавших через него, не видел неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видел убитых и раненых, хотя многие и падали недалеко от него. Он следовал за генералом и напряженно размышлял о чем-то.

Задание №3

Укажите, какие условия нужны для поддержания произвольного внимания:

А. Отчетливое понимание целей и задач деятельности.

Д. Осознание долга и обязанностей.

Е. Начало или прекращение действия раздражителя, подвижность предмета.

F. новизна, сила, контраст раздражителя.

G. Активная умственная работа

Н Контраст между раздражителями.

I. Необычность раздражителя

К. Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета.

Задание №4

Выбери правильный ответ:

1.Умеет распределять внимание тот, кто:

а) может одновременно делать несколько дел

б) может одновременно делать семь дел

в) может быстро сделать все дела.

2. Переключение внимание характеризуется:

а) осмысленным перемещением внимания с одного объекта на другой.

б) резким привлечением внимания ярким световым явлением.

в) узким, малоподвижным вниманием.

Задание № 5

Какое свойство внимания проявляется в описанном случае?

Ученик музыкальной школы однажды утром слышал интересную радиопередачу для школьников. Вдруг он вспомнил, что к сегодняшнему уроку музыки он должен разобрать заданную пьесу. Продолжая слушать радио, он сел за пианино и стал негромко разбирать пьесу. Когда радиопередача была закончена, мальчик закрыл пианино, выключил радио и отправился в музыкальную школу. Там его похвалили за хорошо разобранную пьесу, а по дороге домой он подробно рассказывал друзьям содержание прослушанной радиопередачи.

Задание № 6.

Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:
а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами

б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.
в) Читая рассказы Л.Н.Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

Задание № 7

Проранжируйте действия, требующие распределения внимания,
в порядке нарастания степени трудности:

а) Читать про себя с полным пониманием текста и одновремен­но записывать под диктовку слова.
б) Чистить картошку и одновременно смотреть любимую теле­передачу.
в) Ходить по гимнастическому бревну, декламируя при этом стихи.
г) Вести автомобиль и разговаривать при этом с пассажиром на иностранном языке (язык изучается четыре месяца).
д) Вести автомобиль и беседовать с коллегой о работе.
е) Читать про себя с полным пониманием текст и одновременно записывать названия категорий, к которым относятся дик­туемые слова.
ж) Осуществлять синхронный перевод речи оратора, говорящего в среднем темпе.

Задание № 8.

Определите, какие способы привлечения внимания (повторение, новизна, изменение интенсивности, контрастные цвета, формы или размеры, искусственное подогревание общественного интереса) использованы в следующих случаях.

а) У прилавка на рынке, где можно поторговаться, постоянно собирается много покупателей.
б ) Мать постоянно твердит своему ребенку: «Не забудь убрать свою комнату».

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник