Какие вещества содержатся в живых организмах презентация

Какие вещества содержатся в живых организмах презентация thumbnail

Урок  биологии  в 5  классе, УМК Т.С. Суховой, В.И. Строганова

Тип урока: урок «открытие», нового знания.

Цель урока:  сформировать понятие об органических и неорганических веществах, необходимых для жизнедеятельности организма;  развивать умения анализировать содержание демонстрационных опытов, определять цель, ход и результат каждого опыта, формулировать выводы, применять  полученные опытным путём результаты в повседневной жизни, работать с рисунком как источником информации.

Планируемый результат ( для учащихся): познакомиться с важнейшими веществами, содержащимися в живых организмах: белках, жирах, углеводах, изучить источники поступления органических веществ и минеральных солей для живых организмов.

Этапы  урока

Ход  урока

Формирование УУД

I. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения: 

Орг. Момент (приветствие, проверка готовности к уроку).

Показывается слайд №1 ( иллюстрация опыта горения органического вещества (сахара) и неорганического вещества (поваренной соли) данная тема изучалась на предыдущем занятии).

Учитель. Какой метод познания природы показан?

Учащиеся. Эксперимент (опыт)

Учитель. Опишите в чем суть данного опыта?

Учащиеся. Опыт демонстрирует различные свойства органических и неорганических веществ.

Учитель. Какой вывод можно сделать, исходя из результата опыта?

Учащиеся. Органические вещества при нагревании обугливаются, а неорганические не изменяются. Органические вещества образуются в живых организмах, неорганические поступают в организм из окружающей среды.

Учитель. А можете ли вы перечислить какие именно органические и неорганические вещества входят в состав живого организма?

Учащиеся.  (затрудняются ответить)

  Познавательные УУД

 1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

 2) формируем умение обобщать и квалифицировать по признакам.

 Регулятивные УУД

 1) формируем умение проговари вать последовательность действий.

 Коммуникативные УУД

1) формируем умение слушать и понимать речь других.

II. Мотивирование к учебной деятельности:

Учитель. Как вы думаете, какова тема урока сегодня?

Учащиеся. Состав живых организмов

Учитель. Тема урока : «Особенности химического состава живых организмов»

Познавательные УУД

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

2) формируем умение высказывать свое предположение на основе жизненного опыта.

Регулятивные УУД

1) формируем умение  прогнозировать

 предстоящую работу.

2) формируем умение  определять и формулировать тему урока.

Коммуникативные УУД

1) формируем умение слушать и понимать речь других;

 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии  с поставленными задачами.

III. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Учитель. Представьте, что вы –исследователи природы , перед вами задача — выявить химический состав живого организма. С чего вы начнете?

Учащиеся. Выдвигают различные гипотезы, предлагают методы исследования.

Познавательные УУД

1) формируем умение ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от уже известного;  

2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов.

Регулятивные УУД

1) формируем умение  прогнозировать  предстоящую работу.

Коммуникативные УУД

1) формируем умение оформлять мысли в устной форме.

IV. Реализация  построения проекта

Слайд7  ( рисунок подсолнечника)

Учитель. Как называется данное растение? С какой целью человек выращивает его?

Учащиеся. Подсолнечник выращивают для получения растительного масла.

Учитель. Предлагает провести исследование. Взять фильтровальную бумагу и раздавить семя подсолнечника на нем.

Учитель. Что мы видим на бумаге?

Учащиеся. На бумаге появилось жирное пятно.

Учитель. Какой вывод можно сделать на основании данного опыта?

Учащиеся.  В состав живого организма входит жир (записываем вывод в рабочую тетрадь)

Слайд 9 (рисунок сахарной свеклы и сахарного тростника)

Учитель. Какие растения показаны на рисунке? С какой целью их выращивают?

Учащиеся. Из данных растений получают сахар.

Учитель. Как древние люди обнаружили сахар в этих растениях?

Учащиеся. Они поняли это по сладкому вкусу.

Учитель. Как обнаружить сахар в растениях? Например, в плодах?

Учащиеся. Попробовать их на вкус, если сладкие, значит, содержат сахар в своем составе.

Учитель. А можно ли обнаружить сахар опытным путем?

Учащиеся затрудняются.

Учитель. При взаимодействии  крахмала (сахаром, содержащимся в растениях) и  йода образуется стойкое синее окрашивание раствора. Проведем опыт. Муку (получили из зерен пшеницы, т.е. живого организма) насыпем в марлевый мешочек и промоем в воде, затем добавим раствор йода. Что наблюдаем?

Учащиеся. Сначала мутно-белый раствор приобрел синий цвет.

Читайте также:  Какие витамины содержатся в печени а какие в хлебе крупах

Учитель. Какое вещество содержалось в муке, а потом в растворе?

Учащиеся. Крахмал.

Учитель. Какой вывод мы должны сделать?

Учащиеся. В состав живых организмов входит  сахар (углевод ). Записываем вывод в тетрадь.

Учитель. В мешочке осталось какое-то вещество, оно не растворилось в воде. Если его помять в руках, то можно убедиться в том, что оно липкое, пластичное. Это клейковина. Как вы думаете, почему так назвали это вещество?

Учащиеся. Потому, что оно клейкое.

Учитель. Верно. Клейковина-это белок. Какой вывод можно сделать?

Учащиеся. В состав живого организма входит белок.

Учитель. А теперь проведем еще один опыт. Поместим кусочек сырого картофеля в фильтровальную бумагу. Что мы видим на бумаге?

Учащиеся. Пятно.

Учитель. Чем образовано пятно? Это жир?

Учащиеся. Нет, это пятно от сока, который выделил картофель.

Учитель. Что входит в состав сока? Почему он жидкий?

Учащиеся. В состав сока входит вода.

Учитель. А к какой группе веществ относится вода?

Учащиеся. Вода относится к неорганическим веществам.

Учитель. Какой вывод можно сделать, исходя из опыта?

Учащиеся. В состав организма входит вода.

Учитель. Кроме воды в организм вместе с пищей поступают минеральные соли. Докажите, что это так.

Учащиеся. Пищу солят поваренной солью, а соль относится к группе минеральных солей. Это неорганическое вещество.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Познавательные УУД

1) формируем умение  ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от уже известного.

 Регулятивные УУД

1) формируем умение  прогнозировать  предстоящую работу.

Коммуникативные УУД

1) формируем умение  строить речевое высказывание в соответствии  с  поставленными задачами.

2) формируем умение работать в паре.

V. Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи

(На данном этапе  учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые.)

Учитель. Попробуйте в парах составить по 1 вопросу к той информации, которую вы услышали на уроке, а также к рис. на стр.15 учебника об источниках поступления веществ в организм.

Задайте свой вопрос другим учащимся класса. (работа  в парах)

Познавательные УУД

1) формируем умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы;

2)формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

Регулятивные УУД

1) формируем умение проговаривать последовательность действий.

Коммуникативные УУД

1) формируем умение слушать и понимать речь других.

VI. Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону.  

(Учащиеся  самостоятельно  выполняют задания нового  типа  и осуществляют  их самопроверку)

Работа с текстом. Найдите ошибки в тексте:

Письмо Незнайки

Я начал изучать очень интересную науку о живых организмах — географию. Сегодня я узнал, что оказывается все организмы имеют в своем составе сложные вещества. Они бывают неорганическими и органическими. Органические вещества можно встретить повсюду. Сахар, который добавляют в конфеты, добывают прямо из недр Земли, в шахтах. Соль добывают рядом с сахарными шахтами, в соляных копях. Раз соль входит в состав живого организма -это органическое вещество! Вода – тоже органическое вещество, вот я ел виноград сегодня, он сочный оттого, что в составе его вода. Я убедился, что вода – вещество органическое. Я думаю, что я хорошо уже изучил географию, пора мне приступать к изучению химии, я сделаю много открытий и прославлюсь как величайший ученый!

Познавательные УУД

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

2) формируем умение извлекать информацию из текста.

Регулятивные УУД

1) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1) формируем умение слушать и понимать речь других.

VII.

Рефлексия  учебной деятельности на уроке.

Организуется  рефлексия  и самооценка учениками  собственной  учебной деятельности

Учитель. Итак, ребята, какой вы можете сделать вывод по теме урока?

Учащиеся. Живые организмы состоят из органических (жиры, белки, углеводы) и неорганических веществ (вода, минеральные соли).

Учитель. Что интересного было на уроке? Что больше всего понравилось?

Самооценка своей  деятельности на уроке

Учитель. Как полученная на уроке информация может вам пригодиться в жизни?

Читайте также:  В каких клетках содержится больше рибосом

Познавательные УУД

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД

1)формируем умение слушать и понимать речь других.

Личностные УУД

1) формирование способности  к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

1) формируем умение  строить речевое высказывание в соответствии  с  поставленными задачами.

VIII. Домаш

нее задание.

Стр.14 выполнить задание (заполнить таблицу)

Подумать над вопросом: «Почему пища человека должна быть разнообразной?»

Источник

Инфоурок

Биология
›Презентации›Презентация по биологии на тему «Химический состав клетки» (5 класс) ФГОСС

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

МКОУ Мировская основная общеобразовательная школа Панинского муниципального

Описание слайда:

МКОУ Мировская основная общеобразовательная школа Панинского муниципального района Воронежской области п. Алое Поле Химический состав клетки Подготовила: учитель биологии Шатоха Валентина Ивановна

2 слайд

Цели урока: познакомиться с химическим составом клеток живых организмов; опре

Описание слайда:

Цели урока: познакомиться с химическим составом клеток живых организмов; определить роль химических веществ в клетках живых организмов; определить различия химического состава тел живой и неживой природы.

3 слайд

ЗАДАЧИ УРОКА: Образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о

Описание слайда:

ЗАДАЧИ УРОКА: Образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки; Развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи, определять органические вещества в клетках растений с помощью опытов. Воспитательные: воспитывать положительное отношение к совместному труду.

4 слайд

Какие вещества содержатся в живых организмах презентация

5 слайд

Вещества клетки Вода углеводы Белки Жиры Нуклеиновые кислоты Неорганические в

Описание слайда:

Вещества клетки Вода углеводы Белки Жиры Нуклеиновые кислоты Неорганические вещества Органические вещества Упругость Форма Обмен веществ 1.Получение орг. веществ 2 .Участие в обмене веществ Минеральные соли 1.Энергия для жизнедеятельности 2. В составе оболочек придают прочность 3. Запас в клетке 1.Входят в состав клеточных структур 2. Регулируют процессы в клетке 3. Запас 1. При расщеплении освобождается энергия 1. Хранение и передача наследственной информации

6 слайд

Какие вещества содержатся в живых организмах презентация

7 слайд

ВОДА Самое распространенное в живых организмах соединение. В молодом организм

Описание слайда:

ВОДА Самое распространенное в живых организмах соединение. В молодом организме – 80 % от массы тела. В клетках старого организма – 60 %. В головном мозге – 85 %. В клетках эмали зубов – 10-15 %.

8 слайд

ФУНКЦИИ: СРЕДА ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ; ХОРОШИЙ РАСТВОРИТЕЛЬ; ОПРЕДЕЛЯЕТ ФИЗИЧЕСКИ

Описание слайда:

ФУНКЦИИ: СРЕДА ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ; ХОРОШИЙ РАСТВОРИТЕЛЬ; ОПРЕДЕЛЯЕТ ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КЛЕТКИ; Участвует в обмене веществ Входит в состав цитоплазмы Составляет основу клеточного сока Придает упругость клетке Определяет форму клетки ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ; УЧАСТВУЕТ В БОЛЬШОМ КОЛИЧЕСТВЕ РЕАКЦИЙ.

9 слайд

 НАЛИЧИЕ ВОДЫ

Описание слайда:

НАЛИЧИЕ ВОДЫ

10 слайд

МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ Необходимы для обмена веществ между клеткой и средой Входят

Описание слайда:

МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ Необходимы для обмена веществ между клеткой и средой Входят в состав межклеточного вещества

11 слайд

Какие вещества содержатся в живых организмах презентация

12 слайд

Минеральные соли в организме человека регулируют обмен веществ. Богаты минер

Описание слайда:

Минеральные соли в организме человека регулируют обмен веществ. Богаты минеральными веществами овощи и фрукты.

13 слайд

ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА ? ?

Описание слайда:

ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА ? ?

14 слайд

БЕЛКИ Белки входят в состав разнообразных клеточных структур; регулируют проц

Описание слайда:

БЕЛКИ Белки входят в состав разнообразных клеточных структур; регулируют процессы жизнедеятельности и могут запасаться в клетках.

15 слайд

Белки являются строительным материалом клеток и нужны человеку для роста. Бе

Описание слайда:

Белки являются строительным материалом клеток и нужны человеку для роста. Белки овощей усваиваются организмом человека на 80 %. Семена бобовых растений

16 слайд

ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЛКА Выньте комочек теста. Осмотрите его. Потрогайте его пальцем

Описание слайда:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЛКА Выньте комочек теста. Осмотрите его. Потрогайте его пальцем. Что чувствуете? Когда сомкнете пальцы что чувствуете? КЛЕЙКОВИНА

17 слайд

ЖИРЫ

18 слайд

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИРА Возьмите салфетку. Между листочками положите несколько семеч

Описание слайда:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИРА Возьмите салфетку. Между листочками положите несколько семечек подсолнечника. Обратной стороной карандаша раздавите семена. Что наблюдаете?

19 слайд

УГЛЕВОДЫ Основная функция – энергетическая. Животные запасают углеводы в виде

Описание слайда:

УГЛЕВОДЫ Основная функция – энергетическая. Животные запасают углеводы в виде гликогена, растения в виде крахмала. Опорная и защитная (входят в состав клеточных оболочек растений – клетчатка, образует наружный скелет насекомых и ракообразных – хитин). Глюкоза, сахароза, сахар который мы едим каждый день, клетчатка, крахмал — углеводы. В клубнях картофеля до 80% углеводов, а в клетках печени и мышц углеводов- до 5%. ФУНКЦИИ:

20 слайд

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАХМАЛА На клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете? В стак

Описание слайда:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАХМАЛА На клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете? В стакан налейте немного воды. Опустите комочек теста, завернутый в марлю. Поболтайте его в стаканчике. Что наблюдаете? Отлейте немного воды в стаканчик и накапайте туда раствор йода. Что наблюдаете?

Читайте также:  Какие витамины содержатся в желтке яйца

21 слайд

Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза и клетчатка

Описание слайда:

Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза и клетчатка

22 слайд

 Углеводы служат источником энергии. Их много в семенах и плодах.

Описание слайда:

Углеводы служат источником энергии. Их много в семенах и плодах.

23 слайд

ФУНКЦИИ ЖИРОВ: запас энергии и воды; теплоизоляция.

Описание слайда:

ФУНКЦИИ ЖИРОВ: запас энергии и воды; теплоизоляция.

24 слайд

НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ от латинского «нуклеус» - ядро; ответственны за хранение

Описание слайда:

НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ от латинского «нуклеус» — ядро; ответственны за хранение и передачу наследственных признаков от родителей потомству; входят в состав хромосом, расположенных в клеточном ядре;

25 слайд

Ответьте на вопросы: Существуют ли в живой природе химические элементы, котор

Описание слайда:

Ответьте на вопросы: Существуют ли в живой природе химические элементы, которых нет в неживой природе? Чем различается химический состав тел живой и неживой природы? Какие факты свидетельствуют о единстве происхождения всех живых организмов?

26 слайд

В состав семян входят………...... и …………….. вещества. К органическим веществам к

Описание слайда:

В состав семян входят…………… и …………….. вещества. К органическим веществам клетки относятся ………, ………., …….., …… . Неорганические вещества клетки – это …… и …….. …… . В присутствии йода крахмал ……..т. Много крахмала в ………… . К Много белка в ……………. .м Масличными культурами являются ………….. .подсолнечник, лен, кунжут

27 слайд

Кроссворд: Какое вещество используют для определения содержания крахмала. Одн

Описание слайда:

Кроссворд: Какое вещество используют для определения содержания крахмала. Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. Химический элемент, содержание которого в клетке 17%. Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. Общее название солей, содержащихся в клетке. Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии. Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? Растительный белок, оставшийся после промывания теста. Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода. Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал. 1 О 2 Р 3 Г 4 А 5 Н 6 И 7 Ч 8 Е 9 С 10 К 11 И 12 Е

28 слайд

Домашняя работа Всем: Параграф §8, вопросы на странице 42,     На выбор: 1.Из

Описание слайда:

Домашняя работа Всем: Параграф §8, вопросы на странице 42,     На выбор: 1.Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь. 2. Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткое сообщение о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?

29 слайд

Всем спасибо! Урок окончен!

Описание слайда:

Всем спасибо! Урок окончен!

30 слайд

Какие вещества содержатся в живых организмах презентация

31 слайд

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Гриб

Описание слайда:

ИНТЕРНЕТ — РЕСУРСЫ Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. https://images.yandex.ru/yandsearch?p=4&text=%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2&pos=136&uinfo=sw-1316-sh-655-fw-1091-fh-449-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2F5terka.com%2Fimages%2Ffiz10-11reshebnik%2F37303430473d383a_2006-137.jpg https://images.yandex.ru/yandsearch?p=3&text=%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0&pos=96&uinfo=sw-1316-sh-655-fw-1091-fh-449-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fimg.nr2.ru%2Fpict%2Farts1%2F08%2F01%2F80198.jpg https://images.yandex.ru/yandsearch?p=5&text=%D0%B2%D1%83%D0%BB%D0%BA%D0%B0%D0%BD&pos=153&uinfo=sw-1316-sh-655-fw-1091-fh-449-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.fondos10.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2009%2F10%2Ffondo-de-pantalla-volcan.jpg https://images.yandex.ru/yandsearch?p=3&text=%D0%BB%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F&pos=94&uinfo=sw-1316-sh-655-fw-1091-fh-449-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fvitawater.ru%2Faqua%2Fpapers%2Fpict%2Fturma%2Fimg06.jpg https://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C&uinfo=sw-1316-sh-655-fw-1091-fh-449-pd-1 https://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text=%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D1%81%D0%BE%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5&pos=83&uinfo=sw-1316-sh-655-fw-1091-fh-449-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2F900igr.net%2Fdatas%2Fbiologija%2FSostav-kletki%2F0005-005-Element.jpg https://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0&pos=2&uinfo=sw-1316-sh-655-fw-1091-fh-449-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fplaneta.moy.su%2F_bl%2F188%2F02931194.jpg

Выберите книгу со скидкой:

Какие вещества содержатся в живых организмах презентация

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Какие вещества содержатся в живых организмах презентация

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Какие вещества содержатся в живых организмах презентация

Курс повышения квалификации

Какие вещества содержатся в живых организмах презентация

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

задачи урока:

1.Образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки;

2.Развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи, определять органические вещества в клетках растений с помощью опытов.

3.Воспитательные: воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Общая информация

Номер материала:

ДВ-234879

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник