Какие важнейшие свойства всех живых организмов изучает генетика

Гене́тика (от греч. γενητως — порождающий, происходящий от кого-то[1][2][3]) — раздел биологии, занимающийся изучением генов, генетических вариаций и наследственности в организмах[4][5][6][7][⇨].

В зависимости от объекта исследования выделяют генетику растений, животных, микроорганизмов[en], человека и другие; в зависимости от используемых методов других дисциплин — молекулярную генетику, экологическую генетику и другие.

Идеи и методы генетики играют важную роль в медицине, сельском хозяйстве, микробиологической промышленности, а также в генной инженерии[8].

История[править | править код]

Наблюдение того, что живые существа наследуют черты[en] от своих родителей, использовалось с доисторических времен для улучшения сельскохозяйственных растений и животных посредством селекционного выведения (искусственного отбора)[9]. Начало современной генетике было заложено в работах августинского монаха Грегора Менделя в середине 19-го века[10].

Первым слово «генетика» использовал венгерский дворянин Имре Фестерик, описавший несколько правил генетического наследования в своей работе «Генетический закон природы» (нем. Die genetische Gesätze der Natur, 1819). Его второй закон аналогичен опубликованному Менделем. В третьем законе он разработал основные принципы мутации (поэтому его можно считать предшественником Хуго Де Фриз)[11].

Смешивание наследования приводит к усреднению каждой характеристики, что, как отметил инженер Флеминг Дженкин, делает невозможным эволюцию путем естественного отбора.

Работе Менделя предшествовали другие теории наследования. В XIX веке была популярна теория слитной наследственности[en], предложенная в работе Чарльза Дарвина «Происхождение видов» 1859 года, согласно которой индивиды наследуют среднее значение черты от своих родителей[12]. Однако работа Менделя предоставила примеры, где признаки не смешивались после гибридизации, показывая, что признаки формируются комбинациями различных генов, а не их смесью. Теперь смешивание признаков в потомстве объясняется действием множества генов с количественные эффектами[en]. Другой теорией, получившей некоторую поддержку, стала теория наследования приобретенных характеристик, говорящая о том, что люди наследуют черты, укрепленные их родителями. Известно, что эта теория, обычно ассоциируемая с Жаном-Батистом Ламарком, неверна, так как опыт отдельных людей не влияет на гены, которые они передают своим детям[13]. Хотя доказательства в области эпигенетики возродили некоторые аспекты теории Ламарка[14]. Другие теории включали пангенезис Чарльза Дарвина и её трактовку Фрэнсисом Гальтоном[15].

Менделевская и классическая генетика[править | править код]

Современная генетика началась с изучения Менделем природы наследования у растений. В своей работе «Эксперименты по гибридизации растений» (нем. Versuche über Pflanzenhybriden), представленной в 1865 году Обществом исследования природы (нем. Naturforschender Verein) в Брно, Мендель проследил закономерности наследования некоторых признаков у растений гороха и математически описал их[16]. Хотя этот тип наследования можно было наблюдать только по нескольким признакам, работа Менделя предполагала, что наследственность была частичной, а не приобретенной, и что образцы наследования многих признаков можно объяснить с помощью простых правил и соотношений.

Важность работы Менделя получила широкое признание только после его смерти, когда в 1900 году Хьюго де Фриз и другие ученые заново открыли его исследования. Уильям Бейтсон, сторонник работы Менделя, ввел слово «генетика» в 1905 году[17][18] (прилагательное «генетическое», образованное от греческого слова «генезис» — γένεσις, «происхождение», предшествует существительному и впервые использовалось в биологическом смысле в 1860 году[19]). Бейтсон как выступал в качестве наставника, так и в значительной степени получил помощь от других ученых из колледжа Ньюнхэм в Кембридже, в частности, работы Бекки Сондерс[en], Норы Дарвин Барлоу[en] и Мюриэл Уолдейл Онслоу[en][20]. Бейтсон популяризировал использование слова «генетика» для описания изучения наследования в своем вступительном слове на Третьей международной конференции по гибридизации растений в Лондоне в 1906 году[21].

После повторного открытия работы Менделя ученые попытались определить, какие молекулы в клетке ответственны за наследование. В 1911 году Томас Морган заявил, что гены находятся на хромосомах, основываясь на наблюдениях мутации белого глаза, связанной с полом, у плодовых мух[22]. В 1913 году его ученик Альфред Стюртевант использовал феномен сцепленного наследования, чтобы показать, что гены расположены на хромосоме линейно[23].

Молекулярная генетика[править | править код]

Хотя гены, как было известно, существуют в хромосомах, они состоят как из белка, так и из ДНК, и ученые не знали, какой из этих двух компонентов отвечает за наследование. В 1928 году Фредерик Гриффит открыл феномен трансформации. Эксперимент Гриффита показал, что погибшие бактерии способны переносить генетический материал, чтобы «трансформировать» ещё живые бактерии. Шестнадцать лет спустя, в 1944 году, эксперимент Эйвери-Маклауда-Маккарти определил ДНК как молекулу, ответственную за трансформацию[24].

Особенности наследования[править | править код]

Дискретное наследование и законы Менделя[править | править код]

На самом фундаментальном уровне наследование в организмах происходит путем передачи отдельных наследуемых единиц, называемых генами, от родителей к потомству[25]. Это свойство впервые наблюдал Грегор Мендель, который изучал сегрегацию наследственных признаков у саженцев гороха[16][26]. В своих экспериментах по изучению цвета цветка Мендель заметил, что цветы каждого растения гороха были либо фиолетовыми, либо белыми, но никогда не были промежуточным звеном между двумя цветами. Эти разные, отдельные версии одного и того же гена называются аллелями.

Разделы генетики[править | править код]

  • Классическая генетика
  • Популяционная генетика
  • Археогенетика
  • Молекулярная генетика
  • Геномика
  • Медицинская генетика
  • Генная инженерия
  • Спортивная генетика
  • Судебно-медицинская генетика
  • Криминалистическая генетика
  • Биохимическая генетика
  • Генетика человека
  • Генетика микроорганизмов
  • Генетика растений
  • Эволюционная генетика
  • Биометрическая генетика
  • Экологическая генетика
  • Генетика количественных признаков
  • Физиологическая генетика
  • Психиатрическая генетика
  • Генетика соматических клеток
  • Генетика вирусов
  • Генетика пола
  • Радиационная генетика
  • Генетика развития
  • Генетическая генеалогия

Методы генетики[править | править код]

  1. Гибридологический — изучение наследственных свойств организма с помощью скрещивания его с родственной формой и последующим анализом признаков потомства. Основной метод генетики.
  2. Цитогенетический — изучение структуры и числа хромосом.
  3. Биохимический — изучение изменений в биохимических параметрах организма, возникающих в результате изменения генотипа.
  4. Онтогенетический — изучение проявления гена в процессе онтогенеза.
  5. Популяционный — изучение генетического состава популяций. Позволяет узнать распространение отдельных генов в популяции и вычислить частоту аллелей и генотипов.
  6. Генеалогический — изучение и составление родословных. Позволяет установить тип и характер наследования признаков.
  7. Близнецовый — изучение близнецов с одинаковыми генотипами. Позволяет выяснить влияние среды на формирование различных признаков.
  8. Генная инженерия — использование природных или искусственно созданных генов.
  9. Математический — статистическая обработка полученных данных.
Читайте также:  Какими свойствами обладает атом ванадия

Модельные организмы[править | править код]

Изначально наследование изучалось у широкого диапазона организмов, однако учёные стали специализироваться на генетике конкретных видов. Модельными становятся те организмы, по которым уже накоплено много научных данных, которые уже исследовались и легко содержатся в лабораторных условиях. Модельные организмы выбирались отчасти благодаря удобству — короткому времени генерации (быстрой смены поколений) и возможности генетических манипуляций. В результате, в генетических исследованиях некоторые виды стали основными[27].

К широко используемым в генетических исследованиях модельным организмам относят бактерию Escherichia coli, растение Arabidopsis thaliana, дрожжи Saccharomyces cerevisiae, нематоду Caenorhabditis elegans, плодовую муху Drosophila melanogaster и обыкновенную домовую мышь (Mus musculus).

Общество и культура[править | править код]

19 марта 2015 года группа ведущих биологов призвала к всемирному запрету на клиническое использование методов редактирования генома человека, в частности, CRISPR и цинкового пальца, в результате которых внесённые изменения могут быть унаследованы[28][29][30][31]. В апреле 2015 года китайские исследователи сообщили о результатах фундаментальных исследований по редактированию ДНК нежизнеспособных человеческих эмбрионов с использованием CRISPR[32][33].

См. также[править | править код]

  • Список генетических терминов
  • Геном человека
  • Геногеография
  • Клонирование
  • Генотерапия
  • Список генетических журналов
  • Список наследственных заболеваний
  • Репродуктивная генетика
  • Генетическое тестирование
  • Картирование генома
  • Генетика развития растений
  • Мутация
  • Математическая биология
  • Государственный научно-исследовательский институт генетики и селекции промышленных микроорганизмов

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Genetikos (γενετ-ικός). Henry George Liddell, Robert Scott, A Greek-English Lexicon. Perseus Digital Library, Tufts University.
  2. ↑ Genesis (γένεσις). Henry George Liddell, Robert Scott, A Greek-English Lexicon. Perseus Digital Library, Tufts University.
  3. ↑ Genetic. Online Etymology Dictionary.
  4. ↑ Genetics and the Organism: Introduction // An Introduction to Genetic Analysis (неопр.) / Griffiths, Anthony J.F.; Miller, Jeffrey H.; Suzuki, David T.; Lewontin, Richard C.; Gelbart. — 7th. — New York: W.H. Freeman (англ.)русск., 2000. — ISBN 978-0-7167-3520-5.
  5. ↑ Hartl D, Jones E (2005)
  6. ↑ the definition of genetics (англ.). www.dictionary.com. Дата обращения 25 октября 2018.
  7. ↑ Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов.. — СПб.: Норинт, 1998.
  8. ↑ Большой энциклопедический словарь. Биология / Гл. ред. М. С. Гиляров. — 3-е изд. — М.: Большая российская энциклопедия, 1999. — ISBN 5852702528.
  9. DK Publishing. Science: The Definitive Visual Guide (неопр.). — Penguin, 2009. — С. 362. — ISBN 978-0-7566-6490-9.
  10. Weiling, F. Historical study: Johann Gregor Mendel 1822–1884 (англ.) // American Journal of Medical Genetics (англ.)русск. : journal. — 1991. — Vol. 40, no. 1. — P. 1—25; discussion 26. — doi:10.1002/ajmg.1320400103. — PMID 1887835.
  11. Poczai P.; Bell N.; Hyvönen J. Imre Festetics and the Sheep Breeders’ Society of Moravia: Mendel’s Forgotten «Research Network» (англ.) // PLoS Biology : journal. — 2014. — Vol. 12, no. 1. — P. e1001772. — doi:10.1371/journal.pbio.1001772. — PMID 24465180.
  12. Matthew Hamilton. Population Genetics (неопр.). — Georgetown University, 2011. — С. 26. — ISBN 978-1-4443-6245-9.
  13. ↑ Lamarck, J-B (2008). In Британская энциклопедия. Retrieved from Encyclopædia Britannica Online on 16 March 2008.
  14. Singer, Emily. A Comeback for Lamarckian Evolution? (англ.) // Technology Review (англ.)русск. : magazine. — 2009. — 4 February.
  15. ↑ Peter J. Bowler, The Mendelian Revolution: The Emergency of Hereditarian Concepts in Modern Science and Society (Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1989): chapters 2 & 3.
  16. 1 2 Blumberg, Roger B. Mendel’s Paper in English. Архивировано 13 января 2016 года.
  17. ↑ genetics, n., Оксфордский словарь английского языка, 3rd ed.
  18. Bateson W. Letter from William Bateson to Alan Sedgwick in 1905. The John Innes Centre. Дата обращения 15 марта 2008. Архивировано 13 октября 2007 года. Обратите внимание, что письмо было адресовано Адаму Седжвику, зоологу и «Читателю по морфологии животных» в Тринити-колледж (Кембридж)
  19. ↑ genetic, adj., Oxford English Dictionary, 3rd ed.
  20. Richmond, Marsha L. Opportunities for women in early genetics (англ.) // Nature Reviews Genetics : journal. — 2007. — November (vol. 8, no. 11). — P. 897—902. — doi:10.1038/nrg2200. — PMID 17893692. Архивировано 16 мая 2008 года.
  21. Bateson, W (1907). «The Progress of Genetic Research». Wilks, W Report of the Third 1906 International Conference on Genetics: Hybridization (the cross-breeding of genera or species), the cross-breeding of varieties, and general plant breeding, London: Royal Horticultural Society.  Первоначально названный «Международная конференция по гибридизации и селекции растений», название было изменено в результате речи Бейтсона. Видете Cock A. G., Forsdyke D. R. Treasure your exceptions: the science and life of William Bateson (англ.). — Springer (англ.)русск., 2008. — P. 248. — ISBN 978-0-387-75687-5.
  22. Moore, John A. Thomas Hunt Morgan – The Geneticist (англ.) // Integrative and Comparative Biology (англ.)русск. : journal. — Oxford University Press, 1983. — Vol. 23, no. 4. — P. 855—865. — doi:10.1093/icb/23.4.855.
  23. Sturtevant A. H. The linear arrangement of six sex-linked factors in Drosophila, as shown by their mode of association (англ.) // The Journal of Experimental Biology : journal. — The Company of Biologists (англ.)русск., 1913. — Vol. 14. — P. 43—59. — doi:10.1002/jez.1400140104. Архивировано 27 февраля 2008 года.
  24. Avery, OT; MacLeod, CM; McCarty, M. Studies on the Chemical Nature of the Substance Inducing Transformation of Pneumococcal Types: Induction of Transformation by a Desoxyribonucleic Acid Fraction Isolated from Pneumococcus Type III (англ.) // The Journal of Experimental Medicine (англ.)русск. : journal. — Rockefeller University Press (англ.)русск., 1944. — Vol. 79, no. 2. — P. 137—158. — doi:10.1084/jem.79.2.137. — PMID 19871359. Reprint: Avery, OT; MacLeod, CM; McCarty, M. Studies on the chemical nature of the substance inducing transformation of pneumococcal types. Inductions of transformation by a desoxyribonucleic acid fraction isolated from pneumococcus type III (англ.) // The Journal of Experimental Medicine (англ.)русск. : journal. — Rockefeller University Press (англ.)русск., 1979. — Vol. 149, no. 2. — P. 297—326. — doi:10.1084/jem.149.2.297. — PMID 33226.
  25. ↑ Patterns of Inheritance: Introduction // An Introduction to Genetic Analysis (неопр.) / Griffiths, Anthony J.F.; Miller, Jeffrey H.; Suzuki, David T.; Lewontin, Richard C.; Gelbart. — 7th. — New York: W.H. Freeman (англ.)русск., 2000. — ISBN 978-0-7167-3520-5.
  26. ↑ Mendel’s experiments // An Introduction to Genetic Analysis (неопр.) / Griffiths, Anthony J.F.; Miller, Jeffrey H.; Suzuki, David T.; Lewontin, Richard C.; Gelbart. — 7th. — New York: W.H. Freeman (англ.)русск., 2000. — ISBN 978-0-7167-3520-5.
  27. ↑ The Use of Model Organisms in Instruction (недоступная ссылка). University of Wisconsin: Wisconsin Outreach Research Modules. Дата обращения 30 мая 2014. Архивировано 13 марта 2008 года.
  28. Wade, Nicholas. Scientists Seek Ban on Method of Editing the Human Genome, The New York Times (19 марта 2015). Архивировано 19 марта 2015 года. Дата обращения 20 марта 2015.
  29. Pollack, Andrew. A Powerful New Way to Edit DNA, The New York Times (3 марта 2015). Архивировано 26 марта 2015 года. Дата обращения 20 марта 2015.
  30. Baltimore, David; Berg, Paul; Botchan, Dana; Charo, R. Alta; Church, George; Corn, Jacob E.; Daley, George Q.; Doudna, Jennifer A.; Fenner, Marsha; Greely, Henry T.; Jinek, Martin; Martin, G. Steven; Penhoet, Edward; Puck, Jennifer; Sternberg, Samuel H.; Weissman, Jonathan S.; Yamamoto, Keith R. A prudent path forward for genomic engineering and germline gene modification (англ.) // Science : journal. — 2015. — 19 March (vol. 348, no. 6230). — P. 36—38. — doi:10.1126/science.aab1028. — Bibcode: 2015Sci…348…36B. — PMID 25791083.
  31. Lanphier, Edward; Urnov, Fyodor; Haecker, Sarah Ehlen; Werner, Michael; Smolenski, Joanna. Don’t edit the human germ line (англ.) // Nature. — 2015. — 26 March (vol. 519, no. 7544). — P. 410—411. — doi:10.1038/519410a. — Bibcode: 2015Natur.519..410L. — PMID 25810189.
  32. Kolata, Gina. Chinese Scientists Edit Genes of Human Embryos, Raising Concerns, The New York Times (23 апреля 2015). Архивировано 24 апреля 2015 года. Дата обращения 24 апреля 2015.
  33. Liang, Puping et al. CRISPR/Cas9-mediated gene editing in human tripronuclear zygotes (англ.) // Protein & Cell (англ.)русск. : journal. — 2015. — 18 April (vol. 6, no. 5). — P. 363—372. — doi:10.1007/s13238-015-0153-5. — PMID 25894090.
Читайте также:  Какими свойствами обладают кабачки

Литература[править | править код]

  • Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика: В 3 т. М.: Мир, 1987—1988. Т. 1. 295 с. Т. 2 368 с. Т. 3. 335 с.
  • Алиханян С. И., Акифьев А. П., Чернин Л. С. Общая генетика. — М.: Высш. шк., 1985. — 446 с.
  • Гершензон С. М. Основы современной генетики. — Киев: Наук. думка, 1983. — 558 с.
  • Гершкович И. Генетика. — М.: Наука, 1968. — 698 с.
  • Дубинин Н. П. Генетика. — Кишинёв: Штииница, 1985. — 533 с.
  • Жимулёв И. Ф. Общая и молекулярная генетика: учебное пособие для студентов университетов, обучающихся по направлению 510600 — Биология и биологическим специальностям. — 2-е, испр. и доп. — Новосибирск: Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2003. — 478 с. — 2500 экз. — ISBN 5-94087-077-5
  • Инге-Вечтомов С. Г. Генетика с основами селекции. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: 2010. — 720 с.
  • Клаг Уильям С., Каммингс Майкл Р. Основы генетики. — М.: Техносфера, 2007. — 896 с.
  • Льюин Б. Гены: Пер. с англ. — М.: Мир, 1987. — 544 с.
  • Пухальский В. А. Введение в генетику. — М.: КолосС, 2007. — 224 с. (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений)
  • Сингер М., Берг П. Гены и геномы: В 2 т. М.: Мир, 1998. Т. 1. 373 с. Т. 2. 391 с.
  • Свирежев Ю. М., Пасеков В. П. Основы математической генетики. — М.: Наука, 1982. — 511 с.
  • Мюнтцинг А. Генетика. — М.: Мир, 1967. — 610 с.

Ссылки[править | править код]

  • Материалы по генетике от Российской Академии Наук
  • Сайт научного журнала American Journal of Human Genetics
  • Сайт научного журнала Nature Genetics
  • Институт цитологии и генетики СО РАН
  • Видео о генетических нарушениях для специалистов

Источник

Генетика изучает два основных свойства
организмов — наследственность

и изменчивость. Наследственность —
неотъемлемое свойство организмов передавать при размножении информацию о своих
признаках и особенностях развития потомству. Благодаря наследственности
организмы некоторых видов оставались относительно неизменны­ми в течение сотен
миллионов лет, воспроизведя за это время большое количество поколений.
Например, современный опос­сум (Didelphys) мало
чем отличается от опоссума раннего мело­вого периода, так же как кистеперая
рыба латимерия (Latime-ria) от
своих девонских предков.

Организмы группируются в определенные
систематические единицы: виды, роды, семейства и т. д. Эта системность возмож­на
лишь при наличии наследственности, сохраняющей не только черты сходства внутри
каждой группы организмов, но и разли­чие между ними.

Обеспечение константного сохранения
признаков в ряду по­следовательных поколений лишь одна из сторон наследственно­сти;
вторая сторона —это обеспечение определенного типа раз­вития и характера обмена
веществ в онтогенезе. Каждому виду организмов свойственна определенная
последовательность фаз и стадий развития. Так, например, дробление зиготы у
человека начинается в яйцеводе, а на 5—6-й день после оплодотворения происходит
имплантация, затем дифференцируются отдельные ткани, а потом уже закладываются
органы. И все это происхо­дит в соответствии с программой, которая записана в
клетке, т. е. определяется наследственностью.

Мостиком, связывающим два поколения, т. е.
материальной основой наследственности, являются яйцеклетка и спермий при
половом размножении и отдельная соматическая клетка при бесполом.

Клетки организмов не содержат готовых
зародышей призна­ков взрослых особей: они несут в себе только задатки, возмож­ности
развития признаков и свойств, называемые генами. Ген — единица
наследственности, определяющая отдельный элементар­ный признак, касается ли
последний структуры белковой моле­кулы или элементарной реакции организма.

При изучении наследственности как одного
из свойств живо­го следует различать Два понятия: собственно
наследственность
и наследование. В понятие наследственности входят
свойство генов детерминировать построение специфической белковой молекулы,
развитие признака и план строения организма. Насле­дование отражает
закономерности процесса передачи наследст­венных свойств организма от одного
поколения к другому. При половом размножении наследование осуществляется через
Поло­вые клетки, при бесполом и вегетативном — посредством деления соматической
клетки. В связи с этим и механизмы передачи мо­гут быть различными.

Потомство, развивающееся в организме
матери, может при­обрести от нее в период беременности некоторые ненаследствен­ные
свойства (например, инфекционные болезни). Такие призна­ки получили название врожденных.
У животных, обладающих нервной системой, мы встречаемся с особым типом
функциональ­ной преемственности приспособительных реакций между поко­лениями,
когда потомство в порядке подражания родителям или в процессе воспитания
вырабатывает те же условные рефлексы, которые приобрели родители в
индивидуальной жизни. Посколь­ку в основе этой преемственности лежит механизм
условного рефлекса, она может быть названа сигнальной наследствен­ностью. Сигнальное
наследование возникло в процессе эволю­ции как специальный механизм передачи
индивидуального при­способления. Именно этот тип наследования лежит в основе
про­цессов обучения и воспитания и обусловливает прогрессивное развитие
человеческого общества.

Читайте также:  Какими свойствами обладают компьютерные вирусы

Однако в генетической литературе довольно
часто термин «наследственность» употребляется в широком смысле слова и включает
как понятия наследственности и наследования в стро­гом смысле, так и другие
формы преемственности между поко­лениями. В таком случае можно определить
наследственность как свойство организмов обеспечивать материальную и функцио­нальную
преемственность между поколениями, а также обуслов­ливать определенный характер
индивидуального развития и план строения организма в соответствующих условиях
внешней среды.

Наряду с явлением наследственности в
предмет исследова­ния генетики входит изучение изменчивости. Изменчивость
яв­ляется отражением нестабильного сохранения наследственных свойств организма.
Она заключается в изменении генов и их ком­бинировании, а также в изменении их
проявления в процессе индивидуального развития организмов. Таким образом,
наслед­ственность сохраняет не только сходство, но и различия организ­мов в ряду
поколений. Наследственность и изменчивость — два основных фактора (наряду с
третьим — отбором), обеспечиваю­щих эволюцию органических форм на Земле.

ш.«^Современное изучение наследственности
и изменчивости ве-«дется па разных уровнях организации живой материи:
молеку­лярном, хромосомном, клеточном, организменном и популяцион-ном. Это
исследование осуществляется несколькими путями (ме­тодами), главным из
которых является генетический анализ. Систему скрещиваний в ряду
поколений, дающую возмож­ность анализировать закономерности наследственности и
насле­дования отдельных свойств и признаков организмов при половом размножении,
а также изменчивость генов и их комбинаторику, назынают гибридологическим
анализом.
Это основной^ието_д_ге­нетического анализа. Он включает в себя
элементы математп’ ческой статистики. Кроме того, в генетический анализ
входит ряд других вспомогательных методов, заимствованных из эмбриоло­гии,
цитологии, физиологии и др.

Материальные основы наследственности
изучают с помощью цитологического метода. Можно сказать, что этот метод
служит для исследования «анатомии» наследственности. Изучение струк­туры клетки
ведут с помощью световой и электронной микроско­пии, рентгеноскопии и других
приемов. Все шире для изучения материальных основ наследственности привлекаются
цитохими­ческие, биохимические, биофизические и физиологические мето­ды.
Сочетание гибридологического анализа с цитологическим со­ставляет
самостоятельный метод — иитогенетический.

Изучение действия гена и его проявления в
индивидуальном развитии организма—один из разделов генетики, называемый феногенетикой;
нам представляется правильнее называть этот раздел онтогенетикой. В
онтогенетике применяются самые раз­личные приемы анализа действия генов:
трансплантация наслед­ственно различных тканей, пересадка ядер из одной клетки
в другую, методы культуры тканей, эмбриологический анализ раз­вития,
иммунологические реакции и т. д.

Таким образом, генетика изучает
наследственность и наслед­ственную изменчивость в трех основных аспектах:
поведение ге­нов в процессе размножения организмов, материальную струк­туру
гена, изменчивость и функцию (действие) гена в онто­генезе.

Официальной датой рождения генетики
принято считать 1900 год, когда трое ученых, независимо друг от друга, в трех
разных странах, на разных объектах, пришли к открытию не­которых важнейших
закономерностей наследования признаков в потомстве гибридов. Г. де Фриз (в
Голландии) на основании результатов работы с маком и другими растениями сообщил
«о законе расщепления гибридов»; К. Корренс (в Германии) установил те же
закономерности расщепления на кукурузе, а Э. Чермак (в Австрии) —на горохе.

Наука почти не знает неожиданных открытий.
Это объясня­ется тем, что развитие ее обязано коллективному творчеству. Так
случилось и с открытием законов наследственности. Оказалось, что трое ученых,
открывших эти законы, всего-навсего «переот­крыли» закономерности, открытые еще
в 1865 г. Грегором Мен­делем и изложенные им в статье «Опыты над растительными
гибридами», опубликованной в «Записках общества естествоис­пытателей» в Брно. Здесь
нет необходимости излагать историю развития гене­тики, так как все содержание
учебника посвящено этому вопро­су, остановимся лишь на задачах и перспективах
ее развития.

Современные задачи генетики вытекают
из установленных общих закономерностей, характеризующих наследственность и
изменчивость. К этим задачам относится изучение механизмов изменения гена,
воспроизведения генов и хромосом в каждом клеточном делении, действия генов и
контролирования ими эле­ментарных реакций и образования сложных признаков и
свойств в целом организме. Кроме того, из необходимости познания эво­люции
органической природы вытекает необходимость изучения взаимосвязи процессов
наследственности, изменчивости и от­бора.

Задачи современной генетики состоят не
только в исследова­нии указанных теоретических проблем, раскрывающих перспек­тивы
и потенциал науки для познания кардинальных явлений природы. Перед генетикой
стоят также более близкие задачи, важные для достижения многих практических
целей.

Сорт растения или порода животного —
средство производ­ства в сельском хозяйстве. Высокопродуктивные сорта растений
и породы животных повышают производительность труда. Хотя выведение сортов и
пород — задача самостоятельной науки — селекции, последняя не может
развиваться без знания законов наследственности и изменчивости. Генетика
раскрывает новые пути для селекции.

Генетика важна для решения многих
медицинских вопросов. Так, по расчетам генетиков, на 4,1 млрд. человек, населяющих
земной шар, 10 млн. человек в каждом поколении могут быть поражены различными
наследственными болезнями. К их числу относят ряд тяжелых заболеваний нервной
системы (эпилепсия, шизофрения), эндокринной системы (кретинизм), крови (гемо­филия,
некоторые анемии) и т. д. Ранняя диагностика наследст­венных болезней позволяет
более успешно разрабатывать мето­ды предупреждения их развития. С помощью
новейших ци­тологических методов развертываются широкие исследования
генетических причин различного рода заболеваний и их ранней диагностики,
благодаря чему возник новый раздел медицины— медицинская цитогенетика.

В настоящее время
можно назвать как вновь создающийся раздел генетики—педагогическую генетику.
Предметом ее изуче­ния должна стать генетическая детерминация психологии и
ин-. теллектуальных способностей детей. Свои способности и психо­логические
особенности дети наследуют от родителей так же, как любые другие признаки.
Только проявление способностей, памяти и ассоциаций, в основе которых лежит
физиологический механизм высшей нервной деятельности, описанный И. П. Пав­ловым,
обусловлено более сложным взаимодействием наследст­венности, социальной среды,
воспитания и тренировки.

Источник