Какие у людей есть отличительные свойства

Личность обладает неповторимым набором качеств, приобретенных в течение жизни. Эти свойства называют чертами характера. Они указывают на тип и структуру личности, обуславливают ее поведение и поступки. Черты характера изменяются под влиянием внешних условий, в т. ч. обучения и воспитания.

ЧТО ТАКОЕ ХАРАКТЕР

Характер — критерий оценки человека. В психологии данный термин представляет собой комплекс индивидуальных и относительно устойчивых психических качеств, которые оказывают влияние на все проявления и действия.

Характер еще называют поведенческим синдромом. Это система стойких, типичных для человека мотивов и способов поведения, сформированная под влиянием социальных условий. При этом под влиянием обстоятельств качества могут изменяться, иногда — на кардинально противоположные, если в сложившейся ситуации это будет оптимальным решением.

Характер — понятие, охватывающее социально важные и динамические особенности поведения человека. Первые позволяют ему эффективно адаптироваться в имеющейся социальной среде. Вторые обусловлены его природными качествами.

Еще один важный термин в психологии — склад характера (стабильные качества, сложившийся способ взаимодействия с действительностью).

Знание черт характера человека позволяет прогнозировать его поведение в различных ситуациях. Для оценки психологии индивида рассматривают те качества, которые отличают его от других и имеют целостную структуру.

Классификация черт характера

Существует 4,5 тыс. черт характера. Все они подразделяются на 2 класса — первичные и вторичные, каждый из которых состоит из нескольких групп. В каждую категорию могут входить как отрицательные, так и позитивные черты.

Первичные качества формируются на базе психических процессов и состояний, регулируют активность и поведение человека. Они связаны с его функциями и основываются на свойствах темперамента. К 1-му классу относятся следующие группы черт:

  • Познавательные (интеллектуальные) — характеризуют отношение индивида к познанию и творчеству. Это любознательность, наблюдательность, инициативность.
  • Эмоциональные — выражают уровень принятия или непринятия внешнего или внутреннего воздействия какого-либо объекта, другого человека или самого себя. В эту группу входят тревожность, апатичность, агрессивность, вспыльчивость, а также жизнерадостность, оптимистичность, добродушие, любвеобильность.
  • Волевые — характеризуют отношение индивида к сложностям, способность преодолевать препятствия и завершать начатое дело.Черты, обеспечивающие силу действия и преодоление препятствий — смелость, мужественность, решительность, целеустремленность. Волевые свойства, обуславливающие регулирование поведения: организованность, пунктуальность и дисциплинированность.
  • Коммуникативные — выражают способность к межличностному взаимодействию. Это коммуникабельность, открытость и внимательность, с одной стороны, и замкнутость, застенчивость, равнодушие — с другой.
  • Психомоторные — определяют особенности двигательной активности человека. Положительные качества из этой группы: энергичность, ловкость и сила. Отрицательные: неловкость, неуклюжесть, слабость и медлительность.

Вторичные характеристики имеют нравственно-смысловую нагрузку и отражают отношение индивида:

  • К другим людям. Это общительность, уважительность, тактичность, вежливость, чуткость, равнодушие, неуважение, черствость, грубость и надменность.
  • К себе. В этот список входят скромность, самокритичность, самостоятельность, чувство собственного достоинства, эгоцентричность, хвастливость, гордость, наглость и тщеславие.
  • К деятельности. Это трудолюбие и даже трудоголизм, инициативность, усидчивость, усердность, настойчивость, исполнительность, добросовестность, ответственность и безответственность, суетливость, безалаберность и лень.
  • К природе. Это заботливость, ответственность, рачительность, доброта и осторожность.
  • К предметам как к результату деятельности. Это аккуратность и неаккуратность, бережливость и небрежность, щедрость и скупость.

Градация по Олпорту

Американский психолог Гордон Олпорт разделил типы характера на 3 диспозиции в зависимости от степени развитости отдельных черт характера:

  • Кардинальные качества, доминирующие на протяжении всей жизни человека и часто являющиеся его отличительными чертами. Они достаточно редки и проявляются в зрелом возрасте.
  • Центральные черты, формирующие основные личностные устои. Они достаточно устойчивы и определяют поведение и поступки индивида в различных ситуациях. Это общие характеристики, которые используют для описания человека: честный, воздержанный, умный, спокойный и др.
  • Вторичные свойства, связанные с отношением к чему-либо. Чаще всего они проявляются в ряде ситуаций: боязнь выступать перед аудиторией, нетерпеливость при длительном ожидании и др.

Структура характера

Структура характера — это закономерное взаимодействие и взаимозависимость отдельных его черт. Знание структурности позволяет прогнозировать поведение человека и наличие у него других взаимосвязанных качеств.

В результате закономерного взаимодействия образуется цельная структура.

Читайте также:  Какими свойствами обладает песчаная фракция

По отношению к структурности свойства характера делят на 3 группы:

  • Определяющие поступки человека в выборе цели деятельности: рациональность, расчетливость и др., а также противоположные им качества.
  • Направленные на достижение поставленной цели: настойчивость, целеустремленность, последовательность. Кроме того, пассивность, непоследовательность и др.
  • Инструментальные, связанные со свойствами темперамента: интроверсия-экстраверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-вспыльчивость, пластичность-ригидность, активность-пассивность и др.

В психологии принято выделять в структуре характера форму и содержание. Содержание включает качества, выражающие направленность (устойчивые потребности человека, установки, принципы, интересы, цели) и систему взаимоотношений индивидуума с окружающей действительностью.

На содержание оказывает влияние жизненный уклад, социальное окружение, воспитание, образование, обстоятельства. Форма характера — это способ выражения отношений, устойчивые эмоциональные и волевые особенности поведения и темперамента.

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ЧЕЛОВЕКА

Виды темперамента формируются на основе 4 типов высшей нервной деятельности, 3 сильных (холерик — безудержный, сангвиник — живой, флегматик — спокойный) и 1 слабого (меланхолик):

  • Сангвиник. Для типа свойственны такие черты, как экстраверсия, активность, открытость, живость, дружелюбие, жизнерадостность, любознательность, коммуникабельность, эмоциональная стабильность, находчивость, высокая работоспособность при низкой утомляемости. Сангвиники не проявляют чувствительность по мелочам. Они оптимисты, хорошо адаптируются к изменяющимся обстоятельствам, умеренно реагируют на раздражители, отлично усваивают информацию. Возможные недостатки: легкомыслие, переоценка своих возможностей, поверхностность.
  • Холерик. Типу свойственны экстраверсия, эмоциональная нестабильность, вспыльчивость, нетерпеливость, импульсивность, раздражительность, эмоциональность, высокая активность и реактивность, работоспособность, оптимистичность, энергичность, инициативность, харизматичность. Вероятные недостатки: грубость, агрессивность, несдержанность, неуравновешенность.
  • Флегматик. Характерные качества: интроверсия, эмоциональная стабильность, спокойствие, замедленная реактивность, высокая активность и работоспособность при низкой утомляемости, высокая степень контроля эмоций, действий и мыслей, самообладание, сдержанность, терпение, невозмутимость, педантичность, упорство, уравновешенность.Возможны вялость, лень, пассивность, безразличие, заторможенность.
  • Меланхолик. Для типа характерны интроверсия, высокая чувствительность и эмоциональная возбудимость, мягкость, отзывчивость, рассудительность, инертность, пассивность, сентиментальность, робость, обидчивость, ранимость, нерешительность, боязливость, замкнутость, неуверенность, низкая работоспособность, быстрая утомляемость, невнимательность, склонность к творчеству. Возможны депрессивность, подавленность, тревожность, мрачность, скрытность, пессимистичность, низкая стрессоустойчивость.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

Негативные качества характера обусловлены ошибками воспитания, психологическими травмами, социальным окружением. Примеры качеств, имеющих отрицательное значение:

  • Агрессивность — стремление к конфликтам. Для ребенка эта черта является обязательной, поскольку он только учится защищать свои интересы. Агрессивный взрослый может провоцировать конфликт самостоятельно, используя оскорбления, клевету, крик или физическое воздействие.
  • Безразличие — сознательное или бессознательное отсутствие интереса к обозначенному предмету, человеку, событию, обязанностям. Причиной может быть как врожденная холодность, так и недостаток нравственности, что в свою очередь является проблемой воспитания.
  • Болтливость — болезненная потребность быть участником диалога, независимо от содержания и уместности беседы, степени увлеченности ее предметом остальными участниками. Целью в этом случае является не обмен информацией, а удовлетворение желания поговорить.
  • Глупость — отсутствие умения или желания делать логически верные выводы даже из самых простых житейских задач, неспособность к критическому анализу, признание ценными сомнительные источники информации.
  • Гордыня — убеждение в своем социальном, моральном и интеллектуальном превосходстве над окружающими, отрицание возможности наличия достоинств у других людей. Причиной могут стать промахи в воспитании, деградация индивидуума по причине болезни, незрелость характера и недостаток нравственности на фоне высокого социального статуса.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

Положительные качества характера приносят пользу, материальные блага, удовольствие, радость и другие позитивные эмоции. Определение, какие черты являются положительными, а какие отрицательными, происходит в соответствие с законами морали и нравственности.

Кроме того, у каждого человека имеются свои внутренние ориентиры, позволяющие определить, какие свойства являются позитивными для него самого и способствуют его успеху и благополучию.

Примером положительных качеств можно назвать деликатность, доброту, бескорыстность, умение сопереживать и сочувствовать, а также целеустремленность, работоспособность, активность.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРА И ТЕМПЕРАМЕНТА

Основные отличия характера от темперамента:

  • Темперамент влияет на динамику, манеру и стиль деятельности, характер — на ее содержание.
  • Содержание характера обусловлено двумя сторонами жизни человека: активностью (деятельностью) и пассивностью (бездеятельностью). Коррелируя в различных соотношениях, они стимулируют формирование различных качеств характера, совокупность которых может отличаться у лиц с одинаковым типом темперамента.
  • Условия, которые влияют на формирование характера (воспитание, окружение и др.) не воздействуют на темперамент.
  • Все типы темперамента являются вариантами нормы и не могут быть плохими или хорошими. Качества характера могут быть положительными или негативными (щедрость-скупость, уравновешенность-вспыльчивость).
Читайте также:  Какими защитными свойствами обладает противорадиационное

Склад характера формируется на основе свойств темперамента, которые, в свою очередь, обусловлены типом нервной системы и закладываются при рождении. Качества характера могут формироваться в противовес темпераменту, корректируя его недостатки и проявления.

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ НАША СТАТЬЯ: СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ!)

Источник

Анонимный вопрос  ·  20 декабря 2018

2,9 K

Всем трям, то есть здравствуйте. 🙂 Я по жизни оптимист, натуралист, огородник-г…

Признаки, характерные исключительно для человека:

  • Умение размышлять и выражать свои мысли словами.
  • Способность к абстрактному мышлению.
  • Полностью вертикальное положение тела при передвижении.
  • Самый развитый головной мозг относительно веса тела.
  • Челюсть не выступающая вперед, и мозговой отдел черепа больше лицевого.
  • S-образный позвоночник и изгибами.
  • Подвижные кости ладони.

Личности не существует, а типы темперамента?

Д  ·  1,1 K

Общество, ошибки мышления, психология.

Думаю, для начала следует попытаться ответить на вопрос, что значит «существует» применительно к описаниям объектов, классам объектов и т.д. Предположим, вы выявили, что все люди делятся  на 4 типа по скорости еды — «медленные», «средние», «быстрые» и «молнии» (и назвали их тугоедами, простоедами, быстроедами и мигоедами соответственно)  или на 7 видов по количеству вырабатываемой ими слюны (и также дали всем получившимся видам названия). 

Что ж, мы  можем придумать огромное количество критериев, по которым мы будем классифицировать людей и описывать получающиеся классы, но весь вопрос в том, дает ли это нам что-либо? Люди, безусловно, существуют, и они отличаются по скорости поедания обеда, но существуют ли тугоеды и мигоеды? Существуют ли описания людей и их классификации?

Если мы задаем себе этот вопрос, мы начинаем лучше понимать разницу между словом и тем, что оно означает, между картой и территорией, между нашими мыслями и реальным миром.

Люди единственный вид обладающий «логическим мышлением». Есть ли на земле еще какой-либо вид животных обладающий «уникальными», присущими только им качествами?

физик-теоретик в прошлом, дауншифтер и журналист в настоящем, живу в Германии

Что вы понимаете под «логическим мышлением»? Если умение применять формальные правила аристотелевой логики (или любой иной), то на это способно меньшинство людей. Уж точно не все: даже если предварительно исключить детей и умственно неполноценных.

Если же речь о врожденных зачатках логического мышления, то они есть у животных

  • Если ворона видит, что в укрытие вошло столько-то человек, а вышло поменьше, то она понимает, что там остались люди и ведет себя сообразно с этим. Чтобы обмануть ее, надо войти и выйти группой примерно в 7 человек и более: тогда ворона может ошибочно решить, что вышли все. Но и это не будет логический сбой, а ограничение врожденной способности оценить количеслво объектов без формального их пересчета.
  • Если собака видит движущийся объект (например, зайца), скрывшийся за преградой, то она побежит к противоположной стороне преграды, надеясь перехватить там объект.
  • Человекообразные обезьяны понимают, что видели (и, соответственно, знают) их сородичи и чего не видели (не знают). И действуют, исходя из этого понимания. А маленькие дети, наоборот, считают, что все видели/знают ровно то, что видели/знают они: даже если «все» не присутствовали при событии. Типа, как кто-то другой, отсутствовавший, может не знать, где спрятана конфета, если я это видел и знаю? И достигают «обезьяннего» уровня в этой сфере только к 3-4 годам.
    Даже одноклеточные движутся по градиенту чего-либо (например, концентрации, или освещенности), желая избежать этого «чего-либо». И против градиента, желая сблизиться / достичь максимума. Вот вам пример врожденной поведенческой логики в живом мире вообще без мышления.

    • +
Читайте также:  Какие есть свойства белков

Что касается уникальных особенностей, то любой вид характеризуется уникальным СОЧЕТАНИЕМ особенностей. А в каких-то (многих) случаях и ОТДЕЛЬНЫМИ уникальными особенностями. Например, самцы ряда видов богомолов способны продолжать спариваться после того, как им оторвали голову (и, вообще, продолжают поедать по кусочку). Китообразные, летучие мыши и летучие собаки способны ориентировпться в пространстве с помощью эхолокации.

Вообще, возьмите любой способ воспринимать сигналы извне: существующий у человека (зрение, обоняние, осящание), или отсутствующий (способность видеть ультрафиолет, чувствовать магнитное поле, видеть поляризацию света, пользоваться эхолокацией и т.д.). Даже если схожими способностями владеют многие виды, везде найдется свой вид-чемпион. То же и с физиологией и с продолжительностью жизни и т.д. Кто-то способен жить дольше всех,  кто-то — меньше всех, а кто-то необычно долго для своих размеров (например, африканские голые землекопы живут раз в 10 дольше прочих грызунов). А кто-то выживает там, где прочие дохнут (например, тихоходки выживают в условиях, невыносимых для прочих многоклеточных животных).

Полно видов, которые едят что-то несъедобное или ядовитое для всех остальных. Коалы едят ядовитые листья эвкалипта (найдите, кто ещё способен на такой подвиг и не умрет), гусеницы восковой моли едят воск, двух других видов моли — кератин (шерсть и кожу), колорадский жук — ядовитые пасленовые (найдите другого желающего).

    • +

Человек — не уникум в плане способностей, а всего лишь чемпион в некоторых из них. И уникален в комбинации способностей и особенностей, как и любой иной вид.

Прочитать ещё 2 ответа

Верно ли то, что каждый человек уникален или большинство людей все же одинаковы?

Порой, возвращаясь домой с работы и садясь в вагон метро, я задаюсь этим вопросом, рассматривая людей, которые меня окружают.
Все они, по идее, отличаются друг от друга, для меня — лишь внешностью, чертами лица и фигуры, ведь я не знаю каждого из них, чтобы судить каждого как отдельную личность.
И все же, как бы мне ни было неприятно это признавать — я слишком часто вижу некие «копии». Упорные попытки соответствовать внешне, внутренне навязанному извне идеалу. Так выходит, что многие, очень часто сами того не осознавая (и это печально), начинают переносить на себя самую выгодную модель самопрезентации. Каждый должен быть быстрее, выше, сильнее, чтобы утвердиться среди других, занять свое место в обществе, получать достаточное количество внимания и одобрения, это понимается на подсознательном уровне.
Поэтому я часто сталкиваюсь с таким: начиная от повторяющегося стиля в одежде, заканчивая оформлением странички в ВК определенным образом, наиболее презентирующе выгодным, наиболее «дорогим», «фирменным». Люди не замечают, как постепенно уходит на задний план их индивидуальность, как они теряются среди похожести, саморекламы, окруженные плакатами с идеально отфотошопленными лицами, фигурами, одеждой, красивыми, такими бесконечно нужными вещами. Каждый человек, как я думаю, несет в себе то, что не несет никто больше кроме него. Мы все рождаемся с разными темпераментами, имея уникальные характеры, предрасположенности, интересы, принципы, образы мышления, привычки… И жертвуем этим, ища одобрения незнакомцев на улицах, работе, клубах… Везде, где мы бываем.
Я написала так много, потому что мне на самом деле становится печально из-за повсеместного зомбирования единственного уникального, что у человека имеется. Я всегда искренне радуюсь знакомству с людьми, которых это обошло, крепко держась за них и продолжая поиски таких же. И все же верю, что даже несмотря на то, что мы попадаем под копирку, в каждом должно остаться что-то особенное, бесконечно ценное и важное.

Спасибо за тему для размышления. Удачи Вам и всего хорошего.

Прочитать ещё 5 ответов

Источник