Какие три предложения по реформированию экономики ссср содержатся в программе 500 дней
Двадцать лет назад, 27 июля 1990 года было подписано совместное поручение Михаила Горбачева и Бориса Ельцина о разработке программы экономических реформ «500 дней». Программу, в итоге, не приняли, а радикальные реформы с января 1992 года начало осуществлять правительство России под руководство Егора Гайдара. Slon.ru спросил одного из разработчиков документа, Леонида Григорьева, о том, как изменилась бы история, если бы «500 дней» приняли.
Принятие программы страну, конечно, в корне не изменило бы. Она имеет свою естественную инерцию, и многие вещи были бы похожи. Но есть несколько пунктов, которые имеют принципиальное значение.
Во-первых, «500» предполагала трансформацию единого советского пространства. То есть реформы в принципе бы начались в Советском Союзе. Возможность этого, собственно, и является основным спорным вопросом: могли ли договориться Горбачев с Ельциным, можно ли было начать реформу Советского Союза, учитывая, что некоторые республики уже пытались к этому времени уходить?
Но мы сейчас не обсуждаем, можно ли было бы это сделать. Но если бы программа «500 дней» начала выполняться в Советском Союзе, и это, безусловно, влияло бы по крайней мере на процесс развода республик. Наверняка, он произошел бы позже. Вот жестче или мягче он прошел бы, это непонятный вопрос. Хотя, скорее всего, распад СССР был бы более контролируемым процессом, а не свелся бы к отмене Союза в Беловежской пуще.
Во-вторых, в 1989 году экономика СССР вышла на «полочку», а в 1990 году был спад на 2%. В 1991 году, например, спад уже составлял 9%, а в 1992 – 19%. Есть колоссальная разница: проводить реформы при стабильной экономике и при спаде в 9–15%. Это второй принципиальный момент, из-за которого непринятие «500 дней» очень жестко отразилось на экономике нашей страны. По показателям вроде промпроизводства или инвестиций в основной капитал мы до сих пор не вышли на советский уровень.
Многие, например, Григорий Явлинский, считают, что ключевым отличием реформ Гайдара от программы «500 дней» стало проведение либерализации цен до приватизации. В монополизированной, государственной экономике либерализация приводит не к снижению цен за счет конкуренции, а только к их росту. Сначала надо было создать класс мелкого собственника в результате разгосударствления. Вы согласны с ним?
Действительно, в России не хватало слоя предпринимателей в розничной торговле, скажем, в мелком бизнесе. Не хватало, условно говоря, малой приватизации. В этом отличие России от Польши, потому что в Польше было частное сельское хозяйство, был фермер, и была розничная частная торговля. У них, кстати, первая либерализация произошла не при Бальцеровиче, а на год раньше, при последнем коммунистическом правительстве. Поэтому переоценивают немножко роль шокотерапии 90-го года, потому что либерализация пошла еще в 1989 году.
Другими словами, ни в одной стране не реализовывались все составляющие реформ одномоментно, везде был какой-то запас. Если бы удалось сначала потратить год-два на создание мелкого собственника, предпринимателя, торговца, а потом проводить какие-то более крупные реформы, то это было бы безусловно на пользу. Поэтому применительно к любому организованному переходу и тем более к 1990 году, Явлинский, наверное, прав полностью. С другой стороны, загадкой остается ответ на вопрос, а был ли шанс провести сколько-нибудь организованную реформу в 1991–92 годах, потому что кризис уже шел жуткий, и вот это запоздание с реформами вообще убило шанс провести приватизацию раньше либерализации.
То есть на совести политиков лежит то, что реформы не начались в какой-то разумный срок, и, возможно, тем самым именно в 90-м году был упущен шанс на организованный переход к рыночной экономике. В конце 1991-го кризис был уже настолько тяжелым, что вряд ли была возможность совершить переход организованно.
Программа называется «500 дней». Почему такой короткий срок?
Что именно делается за 500 дней там, в программе, написано. И потом, есть работа Е.Г.Ясина «Реформы по Гайдару. 500 дней спустя», изданная в 1993 году, которая показала, что Е.Т.Гайдар за 500 дней сделал то же самое, что записано в программе «500 дней», и даже немного больше.
500 дней – это большой срок. Любое правительство отчитывается сначала за 100 дней, потом за первый год, потом за два. 500 дней – это почти два года.
Программа «500 дней», конечно, не предполагала полные изменения системы. Ее надо читать: посмотрите, там же не сказано, что трансформация общества произойдет за 500 дней. За 500 дней пройдёт некоторый важный переломный этап, попытка быстрого создания новой институциональной инфраструктуры, попытка реформы сверху.
Возможно, всех, в том числе и меня, вводит в заблуждение то, что последняя фаза программы называется «Начало подъема», хотя если вчитаться, то в этом разделе обещают не столько подъем, сколько некую стабилизацию и завершение основных реформ…
Понимаете в чем дело – программа писалась в августе 1990 года. Еще не было такого кризиса, как несколько лет спустя. Поэтому вполне реально было бы, чтобы через 500 дней экономика начала восстанавливаться.
Но самое главное, что я хочу подчеркнуть: вина в том, что программа «500 дней» не была реализована, лежит не на экономистах, а на политиках, – в том числе руководителях союзных республик, которые затянули процесс начала реформ и не смогли договориться по проведению совместной экономической политики.
Двадцать лет назад, 27 июля 1990 года было подписано совместное поручение Михаила Горбачева и Бориса Ельцина о разработке программы экономических реформ «500 дней». Программу, в итоге, не приняли, а радикальные реформы с января 1992 года начало осуществлять правительство России под руководство Егора Гайдара. Slon.ru спросил одного из разработчиков документа, Леонида Григорьева, о том, как изменилась бы история, если бы «500 дней» приняли.
Принятие программы страну, конечно, в корне не изменило бы. Она имеет свою естественную инерцию, и многие вещи были бы похожи. Но есть несколько пунктов, которые имеют принципиальное значение.
Во-первых, «500» предполагала трансформацию единого советского пространства. То есть реформы в принципе бы начались в Советском Союзе. Возможность этого, собственно, и является основным спорным вопросом: могли ли договориться Горбачев с Ельциным, можно ли было начать реформу Советского Союза, учитывая, что некоторые республики уже пытались к этому времени уходить?
Но мы сейчас не обсуждаем, можно ли было бы это сделать. Но если бы программа «500 дней» начала выполняться в Советском Союзе, и это, безусловно, влияло бы по крайней мере на процесс развода республик. Наверняка, он произошел бы позже. Вот жестче или мягче он прошел бы, это непонятный вопрос. Хотя, скорее всего, распад СССР был бы более контролируемым процессом, а не свелся бы к отмене Союза в Беловежской пуще.
Во-вторых, в 1989 году экономика СССР вышла на «полочку», а в 1990 году был спад на 2%. В 1991 году, например, спад уже составлял 9%, а в 1992 – 19%. Есть колоссальная разница: проводить реформы при стабильной экономике и при спаде в 9–15%. Это второй принципиальный момент, из-за которого непринятие «500 дней» очень жестко отразилось на экономике нашей страны. По показателям вроде промпроизводства или инвестиций в основной капитал мы до сих пор не вышли на советский уровень.
Многие, например, Григорий Явлинский, считают, что ключевым отличием реформ Гайдара от программы «500 дней» стало проведение либерализации цен до приватизации. В монополизированной, государственной экономике либерализация приводит не к снижению цен за счет конкуренции, а только к их росту. Сначала надо было создать класс мелкого собственника в результате разгосударствления. Вы согласны с ним?
Действительно, в России не хватало слоя предпринимателей в розничной торговле, скажем, в мелком бизнесе. Не хватало, условно говоря, малой приватизации. В этом отличие России от Польши, потому что в Польше было частное сельское хозяйство, был фермер, и была розничная частная торговля. У них, кстати, первая либерализация произошла не при Бальцеровиче, а на год раньше, при последнем коммунистическом правительстве. Поэтому переоценивают немножко роль шокотерапии 90-го года, потому что либерализация пошла еще в 1989 году.
Другими словами, ни в одной стране не реализовывались все составляющие реформ одномоментно, везде был какой-то запас. Если бы удалось сначала потратить год-два на создание мелкого собственника, предпринимателя, торговца, а потом проводить какие-то более крупные реформы, то это было бы безусловно на пользу. Поэтому применительно к любому организованному переходу и тем более к 1990 году, Явлинский, наверное, прав полностью. С другой стороны, загадкой остается ответ на вопрос, а был ли шанс провести сколько-нибудь организованную реформу в 1991–92 годах, потому что кризис уже шел жуткий, и вот это запоздание с реформами вообще убило шанс провести приватизацию раньше либерализации.
То есть на совести политиков лежит то, что реформы не начались в какой-то разумный срок, и, возможно, тем самым именно в 90-м году был упущен шанс на организованный переход к рыночной экономике. В конце 1991-го кризис был уже настолько тяжелым, что вряд ли была возможность совершить переход организованно.
Программа называется «500 дней». Почему такой короткий срок?
Что именно делается за 500 дней там, в программе, написано. И потом, есть работа Е.Г.Ясина «Реформы по Гайдару. 500 дней спустя», изданная в 1993 году, которая показала, что Е.Т.Гайдар за 500 дней сделал то же самое, что записано в программе «500 дней», и даже немного больше.
500 дней – это большой срок. Любое правительство отчитывается сначала за 100 дней, потом за первый год, потом за два. 500 дней – это почти два года.
Программа «500 дней», конечно, не предполагала полные изменения системы. Ее надо читать: посмотрите, там же не сказано, что трансформация общества произойдет за 500 дней. За 500 дней пройдёт некоторый важный переломный этап, попытка быстрого создания новой институциональной инфраструктуры, попытка реформы сверху.
Возможно, всех, в том числе и меня, вводит в заблуждение то, что последняя фаза программы называется «Начало подъема», хотя если вчитаться, то в этом разделе обещают не столько подъем, сколько некую стабилизацию и завершение основных реформ…
Понимаете в чем дело – программа писалась в августе 1990 года. Еще не было такого кризиса, как несколько лет спустя. Поэтому вполне реально было бы, чтобы через 500 дней экономика начала восстанавливаться.
Но самое главное, что я хочу подчеркнуть: вина в том, что программа «500 дней» не была реализована, лежит не на экономистах, а на политиках, – в том числе руководителях союзных республик, которые затянули процесс начала реформ и не смогли договориться по проведению совместной экономической политики.
Одной из целей Перестройки было усиление экономического потенциала СССР. На деле реформы вместо улучшения экономики привели к ее полному краху.
В итоге Советский Союз задолжал не только западным кредиторам, но и собственным гражданам.
Получилось, как всегда
Уже в начале 1980-х годов для советского руководства были очевидны технологическое отставание СССР от экономически развитых стран и неконкурентоспособность большинства отечественных товаров на мировом рынке. По мнению Михаила Горбачева, положение могла спасти только радикальная экономическая реформа. Концепция ускоренного социально-экономического развития, выдвинутая в начале 1986 года, предусматривала грандиозные цели. Так, к 1990 году страна должна была увеличить объем производства продуктов питания в 2,5 раза, а к 2000 году удвоить промышленный потенциал и решить жилищную проблему. Однако гигантский бюрократический аппарат, на содержание которого ежегодно тратилось свыше 40 млрд рублей, без энтузиазма встретил горбачевские инновации, всячески тормозя их претворение в жизнь. Очень быстро стало ясно, что в неумелых руках реформы не только не дают результата, но и приводят к ухудшению социально-экономической ситуации в стране. [С-BLOCK] К началу 1987 года отчетливо наметился спад производства, а к 1989 году государственный бюджет впервые был свёрстан с дефицитом. Настоящий коллапс произошел в 1991 году. По сравнению с 1985 годом темпы роста экономики снизились с +2,3% до -11%, золотой запас сократился с 2500 до 240 тонн, а внешний долг СССР вырос с 25 млрд до 103,9 млрд долларов.
Тотальный дефицит
В 1987 году была отменена государственная внешнеторговая монополия, что разбалансировало и без того плохо налаженную систему снабжения населения. Сотни организаций в одночасье стали экспортерами не только произведенной в СССР продукции, но и закупленных для народного потребления импортных товаров. Выручка от подобных торговых манипуляций была баснословной. Ведь дотированные цены в Советском Союзе, рассчитанные на широкую доступность товаров, были на порядок ниже коммерческих цен в западных странах. Продукция вагонами переправлявшаяся за рубеж породила в СССР небывалый товарный дефицит. Рядовым советским гражданам не хватало элементарного: от колбасы и туалетной бумаги до посуды и обуви. Летом 1989 года возникала острая нехватка товаров первой необходимости — сахара, чая, медикаментов, моющих средств, чуть позднее разразился табачный кризис. Ухудшение снабжения привело к массовым забастовкам горняков Донбасса, Кузбасса и Карагандинского бассейна. В крупных городах — Ленинграде, Свердловске, Перми — люди, потерявшие надежду «отоварить» талоны стали устраивать стихийные митинги. [С-BLOCK] Уже после распада СССР в канун нового 1992 года население ждал новый сюрприз — все полки в магазинах неожиданно опустели: товары либо раскупали предприимчивые граждане, либо завмаги их припрятывали в ожидании очередных реформ — освобождения розничных цен.
Кооператоры-махинаторы
Для оживление различных секторов экономики правительство СССР принимает два закона — «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986) и «О кооперации» (1988), которые с многочисленными оговорками легализовали мелкое частное предпринимательство. Однако опасаясь бесконтрольного расширения негосударственного сектора власти по рукам и ногам связали кооператоров всевозможными административными и юридическими ограничениями. Одновременно с развитием частного предпринимательства стала вестись борьба с нетрудовыми доходами, а затем пошла массированная атака против личного подсобного хозяйства. Эти меры не только подорвали рост новых форм экономической деятельности, но и придали им откровенно криминальный характер. Новоявленных бизнесменов было уже не остановить. Пользуясь слабостью законодательного регулирования и ненасыщенностью рынка, они стали взвинчивать цены. Полученные доходы при отсутствии банковских счетов приходилось «отмывать». По оценкам специалистов ежегодный оборот капиталов теневой экономики в СССР достигал 90 млрд рублей. Доктор исторических наук Юрий Бокарев отмечал: «Почти все отечественные олигархи, владеющие сегодня миллиардными состояниями — выходцы из перестроечной эпохи».
Продовольственный кризис
В течение 1980-х годов в сельскохозяйственную отрасль государством было вложено свыше 120 млрд рублей, однако улучшений так и наступило. Все больше росла зависимость от импорта. На закате Перестройки обычным явлением становится отсутствие на прилавках магазинов отечественной сельхоз продукции. [С-BLOCK] Подсчитано, что ежегодный спрос населения на продукцию сельского хозяйства оставался не удовлетворенным на 50 млрд руб. В этих условиях в целях увеличения производства продовольствия начало массово снижаться его качество. К примеру, бутербродное масло стали выпускать с большим содержанием влаги, вареную колбасу на 30% наполняли соей, а вместо натурального кофе появились эрзац-напитки на основе цикория, ячменя или ржи. Но самым печальным итогом провальных реформ в сельском хозяйстве стал массовый отток людей из деревни. Предложения по развитию фермерского хозяйства постоянно наталкивались на противодействие со стороны партийного руководства. Совсем тяжело стало в начале 90-х, когда разразился хлебный кризис. И это в условиях, когда в 1990 году собрали рекордный урожай — 300 млн тонн зерна.
Неудовлетворенный спрос
Проблема насыщения рынка потребительскими товарами стала особенно острой в условиях роста денежной массы у населения. По данным статистики доходы семей рабочих и служащих с 1983 по 1989 год выросли на 8%, а в 1990 году по сравнению с предыдущим еще на 10%. Если в 1989 году среднемесячная зарплата рабочих и служащих составляла 240 руб., то в 1990 она достигла 270 руб. В кооперативном секторе средние ежемесячные доходы были еще выше — 450 руб. В конце восьмидесятых темпы прироста средней заработной платы в три раза превышали прирост национального дохода. Этот перегиб привел к тому, что к началу девяностых спрос населения на потребительском рынке товаров и услуг не удовлетворялся на 165 млрд руб. Сложившийся дисбаланс между наличной денежной массой и предложениями рынка не удалось переломить даже кооперативам. Проданных в 1990 году частниками товаров и услуг на сумму в 70 млрд руб. было явно недостаточно. Как итог — падает покупательная способность рубля, рост инфляции за 1989 год вырастает до 7,5%, в 1990 — до 19%. В стране процветает «чёрный рынок», на котором устанавливаются откровенно завышенные цены на дефицитные товары. [С-BLOCK] Инфляция резко обесценила денежные вклады населения и привела к серьезному снижению жизненного уровня. По данным американского журналиста и экономиста Джуда Ванниски «правительство путём девальвации рубля фактически ликвидировало частные сбережения населения общим объёмом в 600 млрд рублей». Впервые за многие десятилетия в СССР возникает проблема безработицы. Особенно пострадали сотрудники военно-промышленного комплекса, в котором были заняты миллионы человек. Это стало началом падения обороноспособности страны.
Пьянству бой
На волне стремления к укреплению трудовой дисциплины и активизации «человеческого фактора» Горбачев начинает борьбу с пьянством. Но знаменитая «антиалкогольная компания», стартовавшая в 1985 году, приводит к явным перегибам. В ряде районов вводится полный запрет продажи спиртного, а в Армении и Крыму начинается массовая вырубка виноградников. Нехватка заводской спиртовой и винной продукции приводит к увеличению производства самогона и суррогатов. Как показало время, принимаемые меры экономически не были оправданы. По итогам непродуманной антиалкогольной компании государство недополучило в бюджет за 1985-1987 гг. 70 млн рублей. Бывший премьер СССР Николай Рыжков отмечал, что компания по борьбе с пьянством нанесла СССР ущерб в 100 млрд долларов. В переоценке на современные деньги — более 500 млрд долларов.
Экономический коллапс
Близящийся экономический крах советские экономисты пытались предотвратить с помощью методов «шоковой терапии». Однако снижение мировых цен на нефть, ликвидация СЭВ (Совета экономической взаимопомощи), разрыв прежних экономических связей на корню губили все начинания правительства. Уже в 1986 году руководству страны пришлось прибегнуть к западным кредитам. Впрочем, эти средства пошли не на решение структурных проблем, а на покрытие возраставшего дефицита госбюджета. Не помогло. В 1991 году дефицит союзного бюджета превысил 20% ВВП. По западным оценкам, только чистый долг СССР в конвертируемой валюте с 1985 по 1991 год вырос с 18,3 млрд до 56,5 млрд руб. С конца 1989 года появилась задержка по некоторым платежам, а к концу 1991 года задолженность возросла до 6 млрд долларов. СССР фактически превратился в банкрота. [С-BLOCK] В течение 1991 года произошло резкое падение национальной валюты с 10 до 120 руб. за доллар. Стремительно сокращались золотовалютные запасы страны. Ко всем бедам добавилась инфляция, которая к концу 1991 года достигла астрономических показателей — 25% в неделю. В этот период многократно увеличился отток капиталов на Запад. Экономист Олег Платонов подсчитал ущерб, нанесенный стране итогами Перестройки. В свои расчеты экономист включал такие данные, как использование доллара США внутри страны; занижение цен на продукцию, поставляемую за рубеж; последствия утечки «мозгов» за границу; нелегальный вывоз капитала и кража технологий; приватизация российских предприятий. По данным Платонова, итоговая сумма превысила 800 млрд долларов.
Видео дня. Москвичи отказываются покупать дорогие смартфоны