Какие требования содержались в петиции рабочих 9 января 1905
Петиция рабочих и жителей Петербурга
для подачи Николаю II
9 января 1905 г.
Выверено по изданию: Государство российское: власть и
общество. С древнейших времен до наших дней. Сборник документов.
Под ред. Ю.С.Кукушкина. М., Изд-во Моск. университета, 1996.
СТР.
Государь! 251
Мы, рабочие и жители города С.-Петербурга разных сословий,
наши жены, и дети, и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе,
государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают,
обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не
признают людей, к нам относятся как к рабам, которые должны
терпеть свою горькую участь и молчать. Мы и терпели, но нас
толкают все дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, нас
душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше сил,
государь. Настал предел терпению. Для нас пришел тот страшный
момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук.
И вот мы бросили работу и заявили нашим хозяевам, что не
начнем работать, пока они не исполнят наших требований. Мы не
многого просили, мы желали только того, без чего не жизнь, а
каторга, вечная мука. Первая наша просьба была, чтобы наши
хозяева вместе с нами обсудили наши нужды. Но в этом нам
отказали, – нам отказали в праве говорить о наших нуждах, что
такого права за нами не признает закон. Незаконны также оказались
наши просьбы: уменьшить число рабочих часов до 8 в день;
устанавливать цену на нашу работу вместе с нами и с нашего
согласия; рассматривать наши недоразумения с низшей
администрацией заводов; увеличить чернорабочим и женщинам плату
за их труд до 1 руб. в день; отменить сверхурочные работы; лечить
нас внимательно и без оскорблений; устроить мастерские так, чтобы
в них можно было работать, а не находить там смерть от страшных
сквозняков, дождя и снега.
Все оказалось, по мнению наших хозяев и фабрично-заводской 252
администрации, противозаконно, всякая наша просьба –
преступление, а наше желание улучшить наше положение – дерзость,
оскорбительная для них.
Государь, нас здесь многие тысячи, и все это люди только по
виду, только по наружности, – в действительности же за нами,
равно как и за всем русским народом, не признают ни одного
человеческого права, ни даже права говорить, думать, собираться,
обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нашего положения. Нас
поработили, и поработили под покровительством твоих чиновников, с
их помощью, при их содействии.
Всякого из нас, кто осмелится поднять голос в защиту
интересов рабочего класса и народа, бросают в тюрьму, отправляют
в ссылку. Карают, как за преступление, за доброе сердце, за
отзывчивую душу. Пожалеть забитого, бесправного, измученного
человека – значит совершить тяжкое преступление. Весь народ
рабочий и крестьяне отданы на произвол чиновничьего
правительства, состоящего из казнокрадов и грабителей, совершенно
не только не заботящегося об интересах народа, но попирающего эти
интересы. Чиновничье правительство довело страну до полного
разорения, навлекло на нее позорную войну и все дальше и дальше
ведет Россию к гибели. Мы, рабочие и народ, не имеем никакого
голоса в расходовании взимаемых с нас огромных поборов. Мы даже
не знаем, куда и на что деньги, собираемые с обнищавшего народа,
уходят. Народ лишен возможности выражать свои желания,
требования, участвовать в установлении налогов и расходовании их.
Рабочие лишены возможности организовываться в союзы для защиты
своих интересов.
Государь! Разве это согласно с божескими законами, милостью
которых ты царствуешь? И разве можно жить при таких законах? Не
лучше ли умереть, – умереть всем нам, трудящимся людям всей
России? Пусть живут и наслаждаются капиталисты – эксплуататоры
рабочего класса и чиновники – казнокрады и грабители русского
народа. Вот, что стоит перед нами, государь, и это-то нас и
собрало к стенам твоего дворца. Тут мы ищем последнего спасения.
Не откажи в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия,
нищеты и невежества, дай ему возможность самому вершить свою
судьбу, сбрось с него невыносимый гнет чиновников. Разрушь стену
между тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с
тобой. Ведь ты поставлен на счастье народу, а это счастье
чиновники вырывают у нас из рук, к нам оно не доходит, мы
получаем только горе и унижение. Взгляни без гнева, внимательно
на наши просьбы: они направлены не ко злу, а к добру, как для
нас, так и для тебя, государь! Не дерзость в нас говорит, а
сознание необходимости выхода из невыносимого для всех положения.
Россия слишком велика, нужды ее слишком многообразны и
многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. 253
Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы сам
народ помогал себе и управлял собой. Ведь ему только и известны
истинные его нужды. Не отталкивай его помощь, повели немедленно,
сейчас же призвать представителей земли русской от всех классов,
от всех сословий, представителей и от рабочих. Пусть тут будет и
капиталист, и рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, и
учитель, – пусть все, кто бы они ни были, изберут своих
представителей. Пусть каждый будет равен и свободен в праве
избрания, – и для этого повели, чтобы выборы в Учредительное
собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи
голосов.
Это самая главная наша просьба, в ней и на ней зиждется все,
это главный и единственный пластырь для наших больных ран, без
которого эти раны сильно будут сочиться и быстро двигать нас к
смерти.
Но одна мера все же не может залечить наших ран. Необходимы
еще и другие, и мы прямо и открыто, как отцу, говорим тебе,
госудаоь, о них от лица всего трудящегося класса России.
Необходимы:
I. Меры против невежества и бесправия русского народа.
1) Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших
за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские
беспорядки.
2) Немедленное объявление свободы и неприкосновенности
личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы
совести в деле религии.
3) Общее и обязательное народное образование на
государственный счет.
4) Ответственность министров перед народом и гарантии
законности правления.
5) Равенство перед законом всех без исключения.
6) Отделение церкви от государства.
II. Меры против нищеты народной.
1) Отмена косвенных налогов и замена их прямым прогрессивным
подоходным налогом.
2) Отмена выкупных платежей, дешевый кредит и постепенная
передача земли народу.
3) Исполнение заказов военного морского ведомства должно
быть в России, а не за границей.
4) Прекращение войны по воле народа.
III. Меры против гнета капитала над трудом.
1) Отмена института фабричных инспекторов.
2) Учреждение при заводах и фабриках постоянных комиссий
выборных от рабочих, которые совместно с администрацией разбирали
бы все претензии отдельных рабочих. Увольнение рабочего не может 254
состояться иначе, как с постановления этой комиссии.
3) Свобода потребительно-производственных и профессиональных
рабочих союзов – немедленно.
4) 8-часовой рабочий день и нормировка сверхурочных работ.
5) Свобода борьбы труда с капиталом – немедленно.
6) Нормальная заработная плата – немедленно.
7) Непременное участие представителей рабочих классов в
выработке законопроекта о государственном страховании рабочих –
немедленно.
Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к
тебе; лишь при удовлетворении их возможно освобождение нашей
Родины от рабства и нищеты, возможно ее процветание, возможно
рабочим организоваться для защиты своих интересов от наглой
эксплуатации капиталистов и грабящего и душащего народ
чиновничьего правительства. Повели и поклянись исполнить их, и ты
сделаешь Россию и счастливой и славной, а имя твое запечатлеешь в
сердцах наших и наших потомков на вечные времена, а не повелишь,
не отзовешься на нашу мольбу, – мы умрем здесь, на этой площади,
перед твоим дворцом. Нам некуда больше идти и незачем. У нас
только два пути: или к свободе и счастью, или в могилу…
9.01.1905 года произошла одна из определяющих для русской истории- расстрел мирной демонстрации рабочих, идущих подать петицию «доброму царю». Царь, зная о намерениях рабочих, поспешил покинуть Санкт-Петербург, приказав вывести для встречи рабочих 8 тысяч солдат и около трех тысяч конников. что же криминального содержалось в петиции рабочих?
За последние несколько десятилетий отношение власти к нашей истории значительно поменялось: рабочие, борющиеся за свое выживание, стали мерзавцами и чуть ли не предателями родины. Николай II, при котором случилось две революции, были проиграны две войны и разрушена страна, стал святым и чуть ли не эталонным правителем России.
Источник: интернет
Государь! Нас здесь больше трехсот тысяч — и все это люди только по виду, только по наружности; в действительности же за нами не признают ни одного человеческого права, ни даже права говорить, думать, собираться, обсуждать наши нужды, принимать меры к улучшению нашего положения.
Справедливо ли это изменение? По-нашему мнению, нет. Требования, которые выдвигали рабочие к царю и отказ от выполнения которых в итоге и привел к Первой русской революции. Давайте же рассмотрим эти требования.
Общие требования
Источник: интернет
Мы, рабочие города С.-Петербурга, наши жены, дети и беспомощные старцы-родители пришли к тебе, государь, искать правды и защиты.
Петиция состоит из нескольких смысловых блоков. В первом из них авторы петиции жалуются царю на свое бесправное положение и нищету, от которых у рабочих нет иной защиты, кроме царской воли (сами собой напрашиваются модные ныне прямые и прочие линии с российским гарантом).
Авторы петиции просят царя защитить свой народ, ведь они верят, что он хочет блага для страны, доверяют ему. Да и выбора у них и нет: все попытки рабочих добиться уменьшения продолжительности рабочего дня, справедливой оплаты труда, обезопасить рабочие места в диалоге со своими хозяевами-капиталистами не привели ни к какому результату.
Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук.
Требования о защите народа от невежества и бесправия
Источник: интернет
Этот блок состоит из 5 пунктов:
- предоставить народу набор прав и свобод: совести, слова, неприкосновенности личности, печати и собраний.
- предоставить возможность получать бесплатное образование
- обеспечить законность принятия решений министрами
- всеобщее равенство перед законом
- освобождение политзаключенных
Не знаю как вам, а нам эти требования не кажутся чем-то запредельным или несправедливым. Более того, все они актуальны и в наши дни.
Требования о защите народа от нищеты
Источник: интернет
В данном блоке всего два требования:
- Отмена косвенных налогов и использование вместо них подоходного налога
- отмена выкупных платежей и обеспечение возможности получения дешевых кредитов
Выкупные платежи крестьяне платили с 1861 года за землю, выкупленную государством у помещиков. изначально планировалось, что крестьяне выплатят около 500 миллионов рублей за 49 лет. Однако специфическая земельная политика государства и несправедливая земельная реформа 1861 года привели к обнищанию крестьян и, как следствие, росту задолженности по выкупным платежам и начислению процентов по образовавшейся задолженности. Как итог- к 1905 году крестьяне выплатили 1,5 миллиарда рублей и оставались должны огромные суммы государству, выплатить которые они не могли.
Меры против защиты народа от капитала
Источник: интернет
Весь блок посвящен защите трудовых прав рабочих. Они просят царя о:
- законодательной защите своих трудовых прав
- восьмичасовом рабочем дне и нормировке переработок
- повышения заработной платы
- учесть мнение рабочих при создании государственного страхования рабочих
И эти требования тоже весьма понятны и близки современному россиянину. А в то время положение рабочих было намного хуже, нежели в наши дни. Не верьте в говорухинские сказки: хорошие зарплаты, конечно, были у некоторых рабочих, как и сейчас они есть, например, у системных инженеров. Однако основная масса рабочих прозябала в тотальной нищете.
Вот что стоит пред нами, государь! И это-то нас и собрало к стенам твоего дворца. Тут мы ищем последнего спасения. Не откажи в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества, дай ему возможность самому вершить свою судьбу, сбрось с него невыносимый гнет чиновников. Разрушь стену между тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой. Ведь ты поставлен на счастье народу, а это счастье чиновники вырывают у нас из рук; к нам оно не доходит, — мы получаем только горе и унижение!
Источник: интернет
Столь простые и понятные требования рабочих были проигнорированы и капиталистами, и царем. демонстрация рабочих была расстреляна (общее количество погибших оценивается по-разному, от 150 до 1000 человек).
Жаль, что современные СМИ пытаются сакцентировать внимание не на жестокости святого царя или справедливости требований рабочих, а рассказываю о том, что Гапон был провокатором. Как-будто это имеет значения в вопросе отношений рабочих и царя.
С полным текстом петиции вы можете ознакомиться здесь.
Спасибо за прочтение, вас могут заинтересовать наши статьи:
Редкая подборка лагерных фото. ГУЛАГ 1936-1937 годы
Сколько школ и больниц закрылось в России после развала СССР
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, нам это приятно, а вам не сложно
9 января 1905 года священник Гапон собрался вести рабочих к царю. Идея шествия возникла по ходу забастовки, которая началась с требования рабочих уволить одного мастера и восстановить двух рабочих.
Но с чем Гапон собрался идти к царю — неужели с требованием об увольнении одного мастера?
Нет, вести десятки тысяч рабочих к царю с требованием уволить одного мастера было несерьезно и Гапон это понимал, поэтому он составил петицию с политическими требованиями:
«В ночь с 6 на 7 января Гапон собственноручно написал свой вариант рабочей петиции, который и вошёл в историю под именем Петиции 9 января 1905 года. Петиция начиналась с обращения к царю и описания бедственного положения рабочих, после чего следовало изложение их требований. Основным требованием петиции был созыв народного представительства в форме Учредительного собрания на условиях всеобщей, тайной и равной подачи голосов. В дополнение к этому, выдвигался ряд политических и экономических требований, таких как свобода и неприкосновенность личности, свобода слова, печати, собраний, свобода совести в деле религии, народное образование за государственный счёт, равенство всех перед законом, ответственность министров перед народом, гарантии законности правления, замена косвенных налогов прямым прогрессивным подоходным налогом, введение 8-часового рабочего дня, амнистия политических заключенных, отделение церкви от государства и т.д.»
Интересная петиция, правда?
Здесь нужно обратить внимание сразу не несколько моментов:
1) Петицию Гапон писал в ночь на 7 января. Это значит, что на момент написания петиции забастовка продолжалась целых четыре дня. И никто — ни руководство завода, ни правительство, ни полиция, ни император — по-прежнему не позаботились, чтобы урегулировать ситуацию и «замять» конфликт, который начался, напомню, с одного мастера и двух рабочих. Четыре дня в столице империи бастуют заводы из-за одного мастера и двух рабочих — и всем вплоть до императора фиолетово. Надеюсь, из этого становится понятно, почему проиграли войну с Японией, продули Первую мировую и получили революцию 1917 года. Или кому-то до сих пор непонятно?
2) Петицию Гапон писал сам, без участия рабочих и их представителей. Таким образом, эта петиция исходила не от рабочих — это была петиция священника Гапона, в которую вошли его политические взгляды по реформированию российского государства. Взгляды, как можно видеть по содержанию петиции, у Гапона были довольно прогрессивные и местами весьма либеральные, что приводит к вопросу — как Департамент полиции, который сам способствовал созданию рабочего движения под руководством Гапона, мог допустить, чтобы человек с такими взглядами руководил огромным движением?
3) Из непосредственных интересов рабочих в петицию вошло разве что требование о 8-часовом рабочем дне. Все остальное было для рабочих далеко не самым актуальным и злободневным.
4) Особенно любопытны пункты про «отделение церкви от государства» и «свободу совести в деле религии». И это пишет священник! Какие после этого у русской православной церкви могут быть претензии к большевикам или кому-то еще? Их собственный священник, возглавивший рабочее движение в столице Российской империи, первым выступил с официальным требованием к царю о свободе религии и отделении церкви от государства! И дошел с этими требованиями до центра столицы во главе массовой демонстрации! Поэтому вы разберитесь сначала, откуда в церкви такие священники появились и как они могли оказаться во главе крупнейшего рабочего движения в столице, да еще и с ведома министра внутренних дел, а потом уже обвиняйте в чем-либо большевиков.
Еще интересный момент:
«Весь день 6 января прошёл в сильнейшей агитации по фабрикам и заводам Петербурга за присоединение к забастовке. 7 января забастовка перекинулась на все крупные предприятия города и превратилась во всеобщую.»
В принципе, это лишь дополняет сказанное выше о том, что хорошую организацию создали в Департаменте полиции с целью взять под контроль рабочее движение и бороться с революционными настроениями. И Гапона сделали главой движения очень удачно.
Можно даже задаться вопросом, а не было ли все это сделано нарочно и тщательно спланировано на уровне какой-нибудь секретной канцелярии?
Впрочем, если принять во внимание ход войны с Японией и историю Первой мировой, полную совершенно безграмотных решений, бездарное управление в целом, которое проявлялось в самых разных делах от постройки устаревших кораблей до отсутствия в армии оптических прицелов «за ненадобностью» — создается ощущение, что в начале 1905 года имел место не коварный план, а именно разгильдяйство, некомпетентность, бездарность руководства и попустительство на самых разных уровнях.
Лучше бы в Департаменте полиции на самом деле взялись планировать революцию — тогда бы никакой революции точно не получилось.
Однако шутки-шутками, а события начиная с 7 января приняли совсем нешуточный оборот:
«Толпы рабочих заполняли помещения 11 отделов «Собрания». В отделах обсуждались рабочие нужды, зачитывалась петиция и собирались подписи под её требованиями. Небольшие помещения отделов не вмещали всех слушателей, и тысячи людей ожидали своей очереди на улице. Каждый час двери отдела открывались и в помещение впускалась очередная партия людей. Стоявший на трибуне оратор обращался к собравшимся с приветственной речью и зачитывал петицию. В некоторых местах петицию читал сам Гапон, в других это делали руководители отделов. Зачитывая отдельные требования, оратор давал им краткое толкование и обращался к собранию с вопросом: «Так ли, товарищи?» — на что толпа дружно отвечала: «Так!» «Верно!» Затем оратор обращался к собравшимся с вопросом: «Готовы ли вы умереть за эти требования? Клянётесь ли вы в этом?» — и рабочие громко клялись явиться на площадь и умереть «за правду».
В этом месте уже следует задаться вопросом, откуда взялись призывы «умереть за правду», если шествие изначально планировалось мирным?
Откуда возникла идея, что за правду надо будет умирать?
Возникает стойкое ощущение, что Гапон вместе с другими лидерами «Собрания» начали, образно выражаясь, накручивать рабочих. И это еще 7 января, когда никаких солдат нигде не было и про разгон шествия речи не шло.
И еще интересный фрагмент:
«Свидетели были поражены религиозно-мистической атмосферой, царившей на рабочих собраниях: люди плакали, приходили в исступление, некоторые падали в обморок. Популярность Гапона в эти дни достигла небывалых пределов; многие видели в нём пророка, посланного Богом для освобождения рабочего люда».
Ничего не напоминает?
Типичное описание массового гипноза, которым в конце 80-х промышляли Кашпировский и Чумак. Можно еще вспомнить Гитлера и Муссолини, которые тоже были любителями разного рода мистических обрядов, приводивших толпу в гипнотическое состояние и делающих ее очень послушной. То же самое практикуется во многих сектах.
И все это в 1905 году, за 12 лет до выступлений Ленина с броневичка. Кстати, по поводу выступлений Ленина я нигде не встречал подобных описаний, что толпа под влиянием его речей приходила в исступление.
Отсюда вопрос: кто был главным революционером Российской империи — Ленин, про которого широкие массы узнали только в 1917 году, уже после революции, по факту? Или Гапон, который еще в 1905-м накручивал десятки тысяч рабочих так, что Гитлер мог бы учиться?
Скольким рабочим 7 января 1905 года накрутил мозги Гапон НАКАНУНЕ революции и сколько человек слушали выступления Ленина с броневичка уже ПОСЛЕ революции?
Так кто сделал для революции больше — большевики в октябре 1917-го или Департамент полиции в январе 1905-го? Большой вопрос…
Но вернемся к событиям:
«Предвидя возможное столкновение с силами правопорядка, Гапон 8 января написал два письма: одно — царю Николаю II, а другое — министру внутренних дел. В письме к царю священник сообщал, что рабочие и жители Петербурга, веря в него, бесповоротно решили явиться в воскресенье к Зимнему дворцу, чтобы представить ему свои нужды. Если царь не покажется народу, если прольётся неповинная кровь, то порвётся та нравственная связь, которая ещё существует между царём и его народом.»
Здесь нужно обратить внимание на два момента:
1) Гапон все-таки предполагал возможное столкновение с силами правопорядка. Это снова к вопросу, как шикарно Департамент полиции решил взять под контроль рабочее движение и предотвратить его революционный характер. Поставили во главе движения человека, который ведет рабочих, заранее предполагая столкновения. Да еще и накануне убеждает их «умереть за правду». И как священник он тоже хорош — вести рабочих на предполагаемое столкновение с солдатами — отличный священник! Кстати, его случаем никто не собирается канонизировать за компанию с Николаем?
2) По сути, Гапон выдвинул царю ультиматум — либо царь является народу, либо нравственная связь между царем и народом будет порвана со всеми вытекающими. Вообще, данный тезис оказался пророческим — после событий Кровавого воскресенья нравственная связь Николая с народом действительно оказалась если не порвана совсем, то заметно надорвана. Однако в этом надрыве немаловажную роль сыграл сам Гапон. Хотя не он один — Департамент полиции, градоначальник, министр внутренних дел, да и сам император — все постарались.
Снова обратимся к событиям:
«По поручению Гапона письмо было доставлено в Зимний дворец, однако неизвестно, было ли оно передано царю. Известно, что министр внутренних дел получил письмо и вечером 8 января возил его вместе с петицией в Царское Село. Однако никакого ответа от царя и его министра получено не было.»
«Отсутствие реакции со стороны властей, неудачные переговоры с министром юстиции толкнули Гапона и его соратников на более радикальный путь. Начиная с 8 января, Гапон в своих речах стал касаться личности царя. Священник заявлял, что в случае применения силы против демонстрантов вся вина за это падёт на Николая II, а его власть утратит свою легитимность.»
Можно только повторить сказанное ранее — отличная работа Департамента полиции по созданию управляемого рабочего движения для профилактики революционных настроений. За что боролись — на то и напоролись. Хотели, как лучше, а получили революционно настроенные массы.
А сам Гапон — отличный священник, заранее настраивающий рабочих против царя и формирующий революционный сценарий, пусть и со словом «если». И еще Гапон — азартный игрок, который очередной раз пошел на повышение ставок, не добившись от властей ответа на свое письмо.
Кстати, власти тоже хороши — могли бы на 5-й день массовой забастовки в столице (принявшей к тому моменту всеобщий характер) начать как-то шевелиться.
«В таком случае, говорил Гапон, у нас больше нет царя и мы должны завоевать себе свободу сами. «Пойдём к царю, и уж если царь не выслушает, — то нет у нас больше царя, и мы тогда крикнем: Долой царя!..» — возглашал священник, и взволнованная толпа хором повторяла: «Долой царя!..»
Фактически Гапон уже в тот момент крикнул «Долой царя!» и толпа вместе с ним. В некотором роде они заранее были настроены на то, что царь к ним не выйдет. Вернее Гапон настроил рабочих на это, акцентировав внимание на данном сюжете.
«Подобные сцены повторялись во всех рабочих районах. С каждым часом речи священника становились всё решительнее, а их тон всё резче.»
Это называется «Остапа несло». В данном случае Гапона…
«В одном выступлении он говорил: «Пойдём, братцы, убедимся, действительно ли русский царь любит свой народ, как говорят. Если даст все свободы, значит любит, а если нет — то это ложь, и тогда мы можем поступить с ним, как наша совесть подскажет…» В другой речи он заявил так: «Если царь не исполнит наших требований, тогда мы разнесём весь Зимний дворец, не оставим камня на камне».
Хорошо священник, поставленный Департаментом полиции во главе рабочего движения, настраивает людей на общение с царем…
«В интервью корреспонденту английской газеты «Стандард» Гапон сообщил: если царь откажется принять петицию, «тогда будет страшный бунт». «Горе царю, если царь не даст слова выполнить всех наших требований!» — подчеркнул священник.»
И даже интервью иностранной прессе раздает… прекрасно!
Кстати, а где в это время были «настоящие» революционеры?
«Представители революционных партий узнали о замысле подачи петиции 6-7 января. В начале 1905 года в Петербурге действовали три партийные организации: меньшевиков, большевиков и эсеров. Все три организации были слабы, малочисленны и не имели значительного влияния в рабочих массах. К планированию и подготовке январских событий они не имели никакого отношения. Январская забастовка застала их врасплох.»
Вот вам и большевики, революционеры…
Никакого практического отношения к событиям начала 1905 года большевики не имели. И к февральской революции 1917 года собственно тоже. Обе революции случились без них, Ленин с соратниками прибыли, как говорится, к шапочному разбору. Правда в разборе они преуспели, однако революции — ни 1905 года, ни 1917 года — не делали.
Все революционные заслуги большевики себе приписали уже потом, после победы, чтобы все выглядело так, будто именно они все придумали и осуществили. А в действительности Ленин с соратниками к революциям практически непричастны. Революцию 1905 года сделал Гапон при попустительстве и дурошлепстве властей, а революцию февраля 1917 года — генералы, Николай и матросы-анархисты.
Хотя это не умаляет роли большевиков в дальнейшей истории, потому что подобрать власть и удержать ее тоже надо было уметь, но это уже потом.
А в 1905 году —
«По единодушному признанию большевиков, меньшевиков и эсеров, они не были готовы к надвигавшимся событиям ни организационно, ни технически. Стремительный рост гапоновского «Собрания» грозил парализовать в городе революционную пропаганду. Попытки революционеров бороться с гапоновщиной, разоблачать зубатовскую сущность «Собрания» остались безуспешными. Влияние Гапона стремительно росло.»
«С началом январской забастовки революционные организации решили использовать забастовочное движение в своих целях. Начиная с 3 января, представители партий стали проникать на собрания с намерением увлечь рабочих на революционный путь. Однако эти попытки не имели успеха. Руководители отделов не давали выступать, прерывали речи и изгоняли из собраний. Рабочая масса слепо подчинялась руководителям отделов. Речи агитаторов прерывались недовольным гулом, им угрожали расправой и били, а разбросанные прокламации собирали и уничтожали. К 5-6 января революционеры убедились, что овладеть нараставшим рабочим движением им не удалось. Рабочие массы шли за Гапоном и не хотели слушать агитаторов. «Видно было, и в этом надо сознаться, что Гапон дал нам мат», — вспоминал большевик Д. Д. Гиммер».
Вот таким было участие большевиков, меньшевиков и эсеров в первой русской революции.
Впрочем, совсем без их участия дело не обошлось:
«7 января, после безуспешной встречи с министром юстиции Н. В. Муравьёвым, Гапон пригласил представителей партий на совместное совещание. По воспоминаниям участников встречи, Гапон выражал полную уверенность в благоприятном исходе шествия. Оптимизм сквозил в каждом его слове.»
Интересное уточнение, правда?
С одной стороны, Гапон накручивает рабочих на «Долой царя» и разнос Зимнего дворца (пусть даже со словом «если»), заранее предполагает столкновения с силами правопорядка, но одновременно с этим «выражает полную уверенность в благоприятном исходе».
Впрочем, это легко объяснимо с позиций азартного игрока.
Повышая ставки, азартный игрок пребывает в полной уверенности, что именно это принесет ему победу. В данном случае Гапон, повышая ставки и накручивая рабочих, тоже пребывал в уверенности, что именно эта тактика приведет к победе.
И как всякий азартный игрок, Гапон перестал действовать разумно и рационально, анализировать свои действия и правильно оценивать ситуацию.
Уверенность, что метод постоянного повышения ставок гарантированно ведет к успеху, подвела многих игроков. И Гитлер, по большому счету, погорел на том же самом.
Но вернемся к событиям:
«По итогам совещания революционеры решили примкнуть к шествию и не нарушать его мирного характера. Гапон просил их добыть оружие. Меньшевики отвечали, что оружия у них нет; эсеры обещали добыть револьверы и несколько бомб, но обещания своего не выполнили».
Отличная подготовка к мирному шествию!
Зачем им оружие и бомбы, если они готовятся к мирному шествию с полной уверенностью в благоприятном исходе?
«Вечером 8 января к Гапону в Нарвский отдел прибыл эсер П. М. Рутенберг. Поинтересовавшись, есть ли у Гапона практический план действий на случай столкновения с войсками, Рутенберг достал из кармана карту Петербурга со сделанными на ней отметками и предложил свой план. План состоял в том, чтобы строить баррикады, громить оружейные магазины и пытаться прорваться к Зимнему дворцу. План был одобрен Гапоном».
Еще лучше!
Здесь можно задаться вопросом, а хотел ли Гапон мирного шествия вообще? Или он с самого начала готовился к столкновениям и погромам? Может быть Гапон, предполагая, что царь не выйдет к рабочим, заранее решил идти до самого конца?
Из дальнейших событий будет видно, что идти на вооруженный мятеж Гапон не был готов, не подготовился к нему и быстро удрал, как только началась стрельба.
Поэтому можно сделать вывод, что накануне шествия Гапон просто вошел в раж, его понесло, священник вошел в азарт, опьянел от власти над массой рабочих и почувствовал себя полководцем накануне победы, которую он вероятно уже предвосхищал.
Окончание: Кровавое воскресенье. Финал