Какие свойства живых организмов изучает генетика

Какие свойства живых организмов изучает генетика thumbnail

Генетика изучает два основных свойства
организмов — наследственность

и изменчивость. Наследственность —
неотъемлемое свойство организмов передавать при размножении информацию о своих
признаках и особенностях развития потомству. Благодаря наследственности
организмы некоторых видов оставались относительно неизменны­ми в течение сотен
миллионов лет, воспроизведя за это время большое количество поколений.
Например, современный опос­сум (Didelphys) мало
чем отличается от опоссума раннего мело­вого периода, так же как кистеперая
рыба латимерия (Latime-ria) от
своих девонских предков.

Организмы группируются в определенные
систематические единицы: виды, роды, семейства и т. д. Эта системность возмож­на
лишь при наличии наследственности, сохраняющей не только черты сходства внутри
каждой группы организмов, но и разли­чие между ними.

Обеспечение константного сохранения
признаков в ряду по­следовательных поколений лишь одна из сторон наследственно­сти;
вторая сторона —это обеспечение определенного типа раз­вития и характера обмена
веществ в онтогенезе. Каждому виду организмов свойственна определенная
последовательность фаз и стадий развития. Так, например, дробление зиготы у
человека начинается в яйцеводе, а на 5—6-й день после оплодотворения происходит
имплантация, затем дифференцируются отдельные ткани, а потом уже закладываются
органы. И все это происхо­дит в соответствии с программой, которая записана в
клетке, т. е. определяется наследственностью.

Мостиком, связывающим два поколения, т. е.
материальной основой наследственности, являются яйцеклетка и спермий при
половом размножении и отдельная соматическая клетка при бесполом.

Клетки организмов не содержат готовых
зародышей призна­ков взрослых особей: они несут в себе только задатки, возмож­ности
развития признаков и свойств, называемые генами. Ген — единица
наследственности, определяющая отдельный элементар­ный признак, касается ли
последний структуры белковой моле­кулы или элементарной реакции организма.

При изучении наследственности как одного
из свойств живо­го следует различать Два понятия: собственно
наследственность
и наследование. В понятие наследственности входят
свойство генов детерминировать построение специфической белковой молекулы,
развитие признака и план строения организма. Насле­дование отражает
закономерности процесса передачи наследст­венных свойств организма от одного
поколения к другому. При половом размножении наследование осуществляется через
Поло­вые клетки, при бесполом и вегетативном — посредством деления соматической
клетки. В связи с этим и механизмы передачи мо­гут быть различными.

Потомство, развивающееся в организме
матери, может при­обрести от нее в период беременности некоторые ненаследствен­ные
свойства (например, инфекционные болезни). Такие призна­ки получили название врожденных.
У животных, обладающих нервной системой, мы встречаемся с особым типом
функциональ­ной преемственности приспособительных реакций между поко­лениями,
когда потомство в порядке подражания родителям или в процессе воспитания
вырабатывает те же условные рефлексы, которые приобрели родители в
индивидуальной жизни. Посколь­ку в основе этой преемственности лежит механизм
условного рефлекса, она может быть названа сигнальной наследствен­ностью. Сигнальное
наследование возникло в процессе эволю­ции как специальный механизм передачи
индивидуального при­способления. Именно этот тип наследования лежит в основе
про­цессов обучения и воспитания и обусловливает прогрессивное развитие
человеческого общества.

Однако в генетической литературе довольно
часто термин «наследственность» употребляется в широком смысле слова и включает
как понятия наследственности и наследования в стро­гом смысле, так и другие
формы преемственности между поко­лениями. В таком случае можно определить
наследственность как свойство организмов обеспечивать материальную и функцио­нальную
преемственность между поколениями, а также обуслов­ливать определенный характер
индивидуального развития и план строения организма в соответствующих условиях
внешней среды.

Наряду с явлением наследственности в
предмет исследова­ния генетики входит изучение изменчивости. Изменчивость
яв­ляется отражением нестабильного сохранения наследственных свойств организма.
Она заключается в изменении генов и их ком­бинировании, а также в изменении их
проявления в процессе индивидуального развития организмов. Таким образом,
наслед­ственность сохраняет не только сходство, но и различия организ­мов в ряду
поколений. Наследственность и изменчивость — два основных фактора (наряду с
третьим — отбором), обеспечиваю­щих эволюцию органических форм на Земле.

ш.«^Современное изучение наследственности
и изменчивости ве-«дется па разных уровнях организации живой материи:
молеку­лярном, хромосомном, клеточном, организменном и популяцион-ном. Это
исследование осуществляется несколькими путями (ме­тодами), главным из
которых является генетический анализ. Систему скрещиваний в ряду
поколений, дающую возмож­ность анализировать закономерности наследственности и
насле­дования отдельных свойств и признаков организмов при половом размножении,
а также изменчивость генов и их комбинаторику, назынают гибридологическим
анализом.
Это основной^ието_д_ге­нетического анализа. Он включает в себя
элементы математп’ ческой статистики. Кроме того, в генетический анализ
входит ряд других вспомогательных методов, заимствованных из эмбриоло­гии,
цитологии, физиологии и др.

Материальные основы наследственности
изучают с помощью цитологического метода. Можно сказать, что этот метод
служит для исследования «анатомии» наследственности. Изучение струк­туры клетки
ведут с помощью световой и электронной микроско­пии, рентгеноскопии и других
приемов. Все шире для изучения материальных основ наследственности привлекаются
цитохими­ческие, биохимические, биофизические и физиологические мето­ды.
Сочетание гибридологического анализа с цитологическим со­ставляет
самостоятельный метод — иитогенетический.

Изучение действия гена и его проявления в
индивидуальном развитии организма—один из разделов генетики, называемый феногенетикой;
нам представляется правильнее называть этот раздел онтогенетикой. В
онтогенетике применяются самые раз­личные приемы анализа действия генов:
трансплантация наслед­ственно различных тканей, пересадка ядер из одной клетки
в другую, методы культуры тканей, эмбриологический анализ раз­вития,
иммунологические реакции и т. д.

Таким образом, генетика изучает
наследственность и наслед­ственную изменчивость в трех основных аспектах:
поведение ге­нов в процессе размножения организмов, материальную струк­туру
гена, изменчивость и функцию (действие) гена в онто­генезе.

Официальной датой рождения генетики
принято считать 1900 год, когда трое ученых, независимо друг от друга, в трех
разных странах, на разных объектах, пришли к открытию не­которых важнейших
закономерностей наследования признаков в потомстве гибридов. Г. де Фриз (в
Голландии) на основании результатов работы с маком и другими растениями сообщил
«о законе расщепления гибридов»; К. Корренс (в Германии) установил те же
закономерности расщепления на кукурузе, а Э. Чермак (в Австрии) —на горохе.

Наука почти не знает неожиданных открытий.
Это объясня­ется тем, что развитие ее обязано коллективному творчеству. Так
случилось и с открытием законов наследственности. Оказалось, что трое ученых,
открывших эти законы, всего-навсего «переот­крыли» закономерности, открытые еще
в 1865 г. Грегором Мен­делем и изложенные им в статье «Опыты над растительными
гибридами», опубликованной в «Записках общества естествоис­пытателей» в Брно. Здесь
нет необходимости излагать историю развития гене­тики, так как все содержание
учебника посвящено этому вопро­су, остановимся лишь на задачах и перспективах
ее развития.

Современные задачи генетики вытекают
из установленных общих закономерностей, характеризующих наследственность и
изменчивость. К этим задачам относится изучение механизмов изменения гена,
воспроизведения генов и хромосом в каждом клеточном делении, действия генов и
контролирования ими эле­ментарных реакций и образования сложных признаков и
свойств в целом организме. Кроме того, из необходимости познания эво­люции
органической природы вытекает необходимость изучения взаимосвязи процессов
наследственности, изменчивости и от­бора.

Задачи современной генетики состоят не
только в исследова­нии указанных теоретических проблем, раскрывающих перспек­тивы
и потенциал науки для познания кардинальных явлений природы. Перед генетикой
стоят также более близкие задачи, важные для достижения многих практических
целей.

Сорт растения или порода животного —
средство производ­ства в сельском хозяйстве. Высокопродуктивные сорта растений
и породы животных повышают производительность труда. Хотя выведение сортов и
пород — задача самостоятельной науки — селекции, последняя не может
развиваться без знания законов наследственности и изменчивости. Генетика
раскрывает новые пути для селекции.

Генетика важна для решения многих
медицинских вопросов. Так, по расчетам генетиков, на 4,1 млрд. человек, населяющих
земной шар, 10 млн. человек в каждом поколении могут быть поражены различными
наследственными болезнями. К их числу относят ряд тяжелых заболеваний нервной
системы (эпилепсия, шизофрения), эндокринной системы (кретинизм), крови (гемо­филия,
некоторые анемии) и т. д. Ранняя диагностика наследст­венных болезней позволяет
более успешно разрабатывать мето­ды предупреждения их развития. С помощью
новейших ци­тологических методов развертываются широкие исследования
генетических причин различного рода заболеваний и их ранней диагностики,
благодаря чему возник новый раздел медицины— медицинская цитогенетика.

В настоящее время
можно назвать как вновь создающийся раздел генетики—педагогическую генетику.
Предметом ее изуче­ния должна стать генетическая детерминация психологии и
ин-. теллектуальных способностей детей. Свои способности и психо­логические
особенности дети наследуют от родителей так же, как любые другие признаки.
Только проявление способностей, памяти и ассоциаций, в основе которых лежит
физиологический механизм высшей нервной деятельности, описанный И. П. Пав­ловым,
обусловлено более сложным взаимодействием наследст­венности, социальной среды,
воспитания и тренировки.

Источник

Термин «генетика» предложил в (1905) году У. Бэтсон.

Генетика — наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости организмов.

Наследственностью называется свойство организмов передавать потомкам особенности строения, физиологические свойства и характер индивидуального развития.

Изменчивостью называется способность живых организмов изменять свои признаки.

В своём развитии генетика прошла ряд этапов.

Наследственностью люди интересовались очень давно. С развитием сельского хозяйства сформировалась прикладная наука селекция, которая занималась созданием и формированием новых пород животных и сортов растений. Но объяснить механизмы передачи признаков потомкам селекционеры не могли. 

Первый этап развития генетики — изучение наследственности и изменчивости на организменном уровне.

Этот этап связан с работами Г. Менделя. В (1865) г. в работе «Опыты над растительными гибридами» он описал результаты своих исследований закономерностей наследования признаков у гороха.

Г. Мендель установил дискретность (делимость) наследственных факторов и разработал гибридологический метод изучения наследственности.

Дискретность наследственности состоит в том, что отдельные свойства и признаки организма развиваются под контролем наследственных факторов, которые при слиянии гамет и образовании зиготы не смешиваются, а при формировании новых гамет наследуются независимо друг от друга.

В (1909) г. В. Иоганнсен назвал эти факторы генами.

Значение открытий Г. Менделя оценили только после того, как его результаты были подтверждены в (1900) г. тремя биологами независимо друг от друга: Х. де Фризом в Голландии, К. Корренсом в Германии и Э. Чермаком в Австрии. Этот год считается годом возникновения науки генетики.

Менделевские законы наследственности заложили основу теории гена, а генетика превратилась в быстро развивающуюся отрасль биологии.

В (1901)–(1903) гг. де Фриз выдвинул мутационную теорию изменчивости, которая сыграла большую роль в дальнейшем развитии генетики.

Второй этап развития генетики — изучение закономерностей наследования признаков на хромосомном уровне.

Была установлена взаимосвязь между менделевскими законами наследования и распределением хромосом в процессе клеточного деления (митоз) и созревания половых клеток (мейоз).

Изучение строения клетки привело к уточнению строения, формы и количества хромосом и помогло установить, что гены — это участки хромосом.

В  (1910)–(1911) гг. американский генетик Т. Г. Морган и его сотрудники провели исследования закономерностей наследования на мушках дрозофилах. Они установили, что гены расположены в хромосомах в линейном порядке и образуют группы сцепления.

Морган установил также закономерности наследования признаков, сцепленных с полом.

Эти открытия позволили сформулировать хромосомную теорию наследственности.

Третий этап развития генетики — изучение наследственности и изменчивости на молекулярном уровне.

На этом этапе были изучены взаимоотношения между генами и ферментами и сформулирована теория «один генодин фермент»: каждый ген контролирует синтез одного фермента, а фермент контролирует одну биохимическую реакцию.

В (1953) г. Ф. Крик и Дж. Уотсон создали модель молекулы ДНК в виде двойной спирали и объяснили способность ДНК к самоудвоению. Стал понятен механизм изменчивости: любые отклонения в структуре гена, однажды возникнув, в дальнейшем воспроизводятся в дочерних нитях ДНК.

Эти положения были подтверждены экспериментами. Уточнилось понятие гена, был расшифрован генетический код и изучен механизм биосинтеза. Были разработаны методы искусственного получения мутаций и с их помощью созданы новые ценные сорта растений и штаммы микроорганизмов.

В последние десятилетия сформировалась генная инженерия — система приёмов, позволяющих синтезировать новый ген или выделить его из одного организма и ввести в генетический аппарат другого организма.

В последнее десятилетие  (20) века были расшифрованы геномы многих простых организмов. В начала (21) века ((2003) г.) был завершён проект по расшифровке генома человека.

На сегодняшний день существуют базы данных геномов многих организмов. Наличие такой базы данных человека имеет большое значение в предупреждении и исследовании многих заболеваний.

Источник

Для иллюстрации
первого закона Менделя — закона единообразия первого поколения — воспроизведем
опыты ученого по моногибридному скрещиванию растений гороха. Скрещивание двух
организмов называют гибридизацией; потомство от скрещивания двух особей с различной
наслед­ственностью называют гибридным,
а отдельную особь — гиб­ридом. Моногибридным называют
скрещивание двух орга­низмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных (взаимоисключающих) признаков.
Следовательно, при таком скрещивании прослеживаются закономерности наследования только двух вариантов
одного признака, раз­витие которого обусловлено парой аллельных генов. Напри­мер,
признак — цвет семян, взаимоисключающие вариан­ты
— желтый или зеленый. Все остальные признаки, свой­ственные данным организмам,
во внимание не принимаются и в расчетах не учитываются.

Если
скрестить растения гороха с желтыми и зелеными семенами, то у всех полученных в
результате этого скрещи­вания потомков — гибридов — семена будут желтыми. Та­кая
же картина наблюдается при скрещивании растений, имеющих гладкую и морщинистую
форму семян, а именно у гибридов семена будут гладкими.

    Следовательно, у гибрида
первого поколения из каждой пары альтернативных признаков проявляется только
один. Второй признак как бы исчезает, не развивается. Преобла­дание у гибрида
признака одного из родителей Г. Мендель назвал доминированием. Признак, проявляющийся у гибридов первого
поколения и подавляющий развитие другого
признака, был назван доминантным (от лат. dominantis—господствующий);
противоположный, т. е. подавляемый, признак — рецессивным (от лат. recessus — отступление, уда­ление). Доминантный
признак принято обозначать прописной буквой, например «А». Рецессивный —
строчной — «а». 

 Генетика изучает два фундаментальных свойства
живых организмов — наследственность и изменчивость. Обычно наследственность определяется,
как свойство родителей передавать свои признаки,
свойства и
 особенности развития следующему поколению. Благодаря
этому каждый вид животных или растений сохраняет на
протяжении поколений характерные для него черты. Обеспечение
преемствен­ности свойств — лишь одна из сторон наследственности; вторая сторона
— точная передача специфического для каждого организма типа развития, т. е.
становления в ходе онтогенеза определенных признаков и свойств и присущего
только этому типу организмов обмена веществ.

    Клетки, через которые осуществляется
преемственность поколений, — специализированные половые при половом
размножении и клетки тела — соматические при бесполом
— несут в себе не сами признаки и свойства будущих организ­мов, а только
задатки их развития. Эти задатки получили название генов. Геном
является участок молекулы ДНК (или участок хромосомы), определяющий возможностъ развития
отдельного элементарного признака или синтез одной
белковой молекулы.

    Из этого положений следует, что признак,
обусловлен­ный каким-либо определенным геном, может и не развивать­ся.
Действительно, возможность проявления генов в виде признаков в значительной
степени зависит от других генов, а также от условий внешней среды.
Следовательно, предмет генетики составляет и изучение условий проявления генов.
У всех организмов одного и того же вида каждый конкрет­ный ген располагается в
одном и том же месте, или локусе, строго
определенной хромосомы. В гаплоидном наборе хро­мосом (например, у прокариот
или в гаметах эукариотических организмов) имеется только один ген,
ответственный за развитие данного признака. В диплоидном наборе хромосом (в
соматических клетках у эукариот) содержатся две гомо­логичные хромосомы и
соответственно два гена, определяю­щие развитие одного какого-то признака. Гены,
расположен­ные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом и ответственные
за развитие одного признака, называют
 аллельными (от греч. allelou—
друг друга, взаимно). Для ге­нов приняты буквенные обозначения. Если два
аллельных гена полностью тождественны по структуре, т. е. имеют оди­наковую
последовательность нуклеотидов, их можно обозна­чить так: АА. Но в результате мутации может
произойти замена одного нуклеотида в молекуле ДНК на другой. При­знак,
обусловленный этим геном, тоже несколько изменится; Генотип, включающий
исходный и мутантный гены, будет обозначаться так: АА1.

    Мутация, вызывающая изменение структуры гена,
т. е. появление варианта исходного гена, приводит и к появле­нию варианта
признака. Ген может мутировать неоднократ­но. В результате возникает несколько
аллельных генов. Со­вокупность таких аллельных генов, определяющих много­образие
вариантов признака, называют серией аллельных генов. Возникновение
такой серии вследствие неоднократ­ного мутирования одного гена называют множественным
аллелизмом
 или множественным аллеломорфизмом.

    Совокупность всех генов одного организма
называют генотипом.
 Однако генотип 
не механическая сумма ге­нов. Возможность проявления гена и форма его
проявления зависят, как будет показано дальше, от условий среды. В поня­тие
среды входят не только условия, окружающие клетку, но и другие гены. Гены
взаимодействуют друг с другом и, оказавшись в одном генотипе, могут сильно влиять
на про­явление действия соседних генов. Таким образом, для каж­дого отдельно
взятого гена существует генотипическая сре­да. В связи с этим известный
российский генетик М. Е. Лoбашев
определил генотип как
систему взаимодействующих генов.

    В пределах одного вида все организмы не
похожи друг на друга. Эта изменчивость хорошо видна, например,
в пределах вида Человек разумный, каждый представитель которого имеет
свои индивидуальные особенности. Подобная инди­видуальная изменчивость
существует у организмов любого вида животных и растений.

    Таким образом, изменчивость —
это свойство организ­мов, как бы противоположное наследственности. Изменчи­вость заключается
в изменении наследственных задат­ков — генов и, как следствие, в изменении их
проявления в процессе развития организмов.
 Существуют
разные типы изменчивости. Изучением причин, форм изменчивости и ее

    Основные понятия генетики значения для эволюции также занимается
генетика. При этом исследователи имеют дело не непосредственно с генами, а с
результатами их проявления — признаками или свойст­вами. Поэтому закономерности наследственности и
измен­чивости изучают, наблюдая в ряду поколений за признака­ми организмов.

    Совокупность всех признаков организмов называют фенотипом. Сюда относятся не только внешние, видимые
признаки (цвет глаз, волос, форма уха или носа, окраска цветков), но и
биохимические (форма молекулы структур­ного белка или фермента, активность
фермента, концентра­ции глюкозы или мочевины в крови и т. д.), гистологиче­ские
(форма и размеры клеток, строение тканей и органов), анатомические (строение
тела и взаимное расположение ор­ганов) и т. д. Другими словами, признаком может
быть на­звана любая особенность строения организма, на каждом из уровней
организации, за исключением последовательно­сти нуклеотидов в молекуле ДНК.
 Под свойством понима­ют
любую функциональную особенность организма, в основе которой лежит определенный
структурный признак или группа элементарных признаков
. Следует, конечно, пом­нить, что подавляющее
большинство «простых» признаков есть не что иное, как условное обозначение
отличительных черт организмов: карие глаза или голубые, рост высокий или
низкий, волосы прямые или курчавые и т. д. Призна­ки, как бы внешне они ни
казались простыми, определяют­ся многочисленными и сложными биохимическими
процес­сами, каждый из которых обусловлен белком-ферментом — элементарным (т.
е. по существу простым) признаком.

    Таким
образом, генетика — это наука о закономерностях наследственности и изменчивости
— двух противополож­ных и вместе с тем неразрывно связанных между собой про­цессов,
свойственных всему живому на Земле.

Источник