Какие свойства живого по разному проявляются у растений и животных
ВИДЕОУРОК
Биологическая система
– целостная система компонентов, выполняющих определенную функцию в живых системах. К биологическим системам относятся сложные системы разного уровня организации: биологические макромолекулы, субклеточные органеллы, клетки, органы, организмы, популяции.
Признаки биологических систем
– критерии, отличающие биологические системы от объектов неживой природы:
1. Единство химического состава. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы. Однако соотношение различных элементов в живом и неживом неодинаково. В неживой природе самыми распространенными элементами являются кремний, железо, магний, алюминий, кислород. В живых же организмах 98% элементарного (атомного) состава приходится на долю всего четырех элементов: углерода, кислорода, азота и водорода.
2. Обмен веществ. К обмену веществ с окружающей средой способны все живые организмы. Они поглощают из среды элементы питания и выделяют продукты жизнедеятельности. В неживой природе также существует обмен веществами, однако при небиологическом круговороте они просто переносятся с одного места на другое или меняют свое агрегатное состояние: например, смыв почвы, превращение воды в пар или лед и др. У живых же организмов обмен веществ имеет качественно иной уровень. В круговороте органических веществ самыми существенными являются процессы синтеза и распада (ассимиляция и диссимиляция – см. дальше), в результате которых сложные вещества распадаются на более простые и выделяется энергия, необходимая для реакций синтеза новых сложных веществ.
Обмен веществ обеспечивает относительное постоянство химического состава всех частей организма и как следствие – постоянство их функционирования в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
3. Самовоспроизведение (репродукция, размножение) – свойство организмов воспроизводить себе подобных. Процесс самовоспроизведения осуществляется практически на всех уровнях жизни. Существование каждой отдельно взятой биологической системы ограничено во времени, поэтому поддержание жизни связано с самовоспроизведением. В основе самовоспроизведения лежит образование новых молекул и структур, обусловленное информацией, заложенной в нуклеиновой кислоте – ДНК, которая находится в родительских клетках.
4. Наследственность – способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Наследственность обеспечивается стабильностью ДНК и воспроизведением ее химического строения с высокой точностью. Материальными структурами наследственности, передаваемыми от родителей потомкам, являются хромосомы и гены.
5. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства; в ее основе лежат изменения материальных структур наследственности. Это свойство как бы противоположно наследственности, но вместе с тем тесно связано с ней. Изменчивость поставляет разнообразный материал для отбора особей, наиболее приспособленных к конкретным условиям существования, что, в свою очередь, приводит к появлению новых форм жизни, новых видов организмов.
6. Рост и развитие. Способность к развитию – всеобщее свойство материи. Под развитием понимают необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, изменяется его состав или структура. Развитие живой формы материи представлено индивидуальным развитием (онтогенезом) и историческим развитием (филогенезом). Филогенез всего органического мира называют эволюцией.
На протяжении онтогенеза постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организмов. В основе этого лежит поэтапная реализация наследственных программ. Индивидуальное развитие часто сопровождается ростом – увеличением линейных размеров и массы всей особи и ее отдельных органов за счет увеличения размеров и количества клеток.
Историческое развитие сопровождается образование новых видов и прогрессивным усложнением жизни. В результате эволюции возникло все многообразие живых организмов на Земле.
7. Раздражимость – это специфические избирательные ответные реакции организмов на изменения окружающей среды. Всякое изменение окружающих организм условий представляет собой по отношению к нему раздражение, а его ответная реакция является проявлением раздражимости. Отвечая на воздействия факторов среды, организмы взаимодействуют с ней и приспосабливаются к ней, что помогает им выжить.
Реакции многоклеточных животных на раздражители, осуществляемые и контролируемые центральной нервной системой, называются рефлексами. Организмы, не имеющие нервной системы, лишены рефлексов, и их реакции выражаются в изменении характера движения (таксисы) или роста (тропизмы).
8. Дискретность (от лат. discretus – разделенный). Любая биологическая система состоит из отдельных изолированных, то есть обособленных или отграниченных в пространстве, но тем не менее, тесно связанных и взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство. Так, любая особь состоит из отдельных клеток с их особыми свойствами, а в клетках также дискретно представлены органоиды и другие внутриклеточные образования.
Дискретность строения организма – основа его структурной упорядоченности. Она создает возможность постоянного самообновления системы путем замены износившихся структурных элементов без прекращения функционирования всей системы в целом.
9. Саморегуляция (авторегуляция) – способность живых организмов поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов (гомеостаз). Саморегуляция осуществляется благодаря деятельности нервной, эндокринной и некоторых других регуляторных систем. Сигналом для включения той или иной регуляторной системы может быть изменение концентрации какого-либо вещества или состояния какой-либо системы.
10. Ритмичность – свойство, присущее как живой, так и неживой природе. Оно обусловлено различными космическими и планетарными причинами: вращением Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, фазами Луны и т.д.
Ритмичность проявляется в периодических изменениях интенсивности физиологических функций и формообразовательных процессов через определенные равные промежутки времени. Хорошо известны суточные ритмы сна и бодрствования у человека, сезонные ритмы активности и спячки у некоторых млекопитающих и многие другие. Ритмичность направлена на согласование функций организма с периодически меняющимися условиями жизни.
11. Энергозависимость. Биологические системы являются «открытыми» для поступления энергии. Под «открытыми» понимают динамические, т.е. не находящиеся в состоянии покоя системы, устойчивые лишь при условии непрерывного доступа к ним веществ и энергии извне. Живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают из окружающей среды энергия и вещества в виде пищи. В большинстве случаев организмы используют энергию Солнца: одни непосредственно – этофотоавтотрофы (зеленые растения и цианобактерии), другие опосредованно, в виде органических веществ потребляемой пищи, – это гетеротрофы (животные, грибы и бактерии).
Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»
Вариант 1.
1! Из клеток состоят:
а) растения
б) грибы
в) люди
г) горные породы
2! Питание – это поступление в организм:
а) воды
б) любых веществ
в) веществ, необходимых для роста
г) веществ, необходимых для жизни
3. Ядовитые, ненужные и лишние вещества организмы удаляют с помощью:
а) дыхания
б) выделения
в) питания
г) движения
4! В течение всей жизни растут:
а) люди
б) животные
в) грибы
г) растения
5! Найдите верные утверждения:
а) бактерии состоят из одной клетки
б) животные растут всю жизнь
в) животные двигаются всю жизнь
г) растения выделяют кислород
6! О развитии можно говорить, если:
а) семя превратилось в растение
б) щенок вырос в собаку
в) листья повернулись к свету
г) маленькое дерево стало большим
Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»
Вариант 2.
1! Внутри много маленьких клеток у:
а) кошки
б) рябины
в) змеи
г) телевизора
2! Благодаря пище живые организмы получают:
а) энергию для жизни
б) вещества для «строительства» тела
в) вещества для «ремонта» тела
г) только вещества, необходимые для роста
3!* Ответные действия называют:
а) дыханием
б) реакцией
в) движением
г) раздражимостью
4! Найдите верные утверждения:
а) все живые организмы состоят из клеток
б) растения питаются готовыми органическими веществами
в) все живые организмы размножаются
г) основной источник кислорода на Земле – растения
5. Животные больше двигаются чем растения потому, что:
а) им нужно больше пищи
б) им нужно больше энергии
в) они должны свою пищу поймать или найти
г) они состоят из клеток и размножаются
Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»
Вариант 3.
1! Из невидимых глазом клеток построены:
а) Луна
б) ваши родители
в) кочан капусты
г) деревянная скамейка
2!* Живые организмы получают энергию благодаря:
а) питанию
б) движению
в) дыханию
г) выделению
3! Двигаться могут:
а) микробы
б) растения
в) животные
г) только листья растений
4! Найдите ошибочные утверждения:
а) бактерии состоят из одной клетки
б) животные растут всю жизнь
в) животные двигаются все время
г) растения выделяют кислород
5! Выделение помогает организму избавиться от:
а) лишних питательных веществ
б) ядовитых веществ
в) непереваренных веществ
г) лишней энергии
6. Найдите верные утверждения:
а) если двигается, то живое
б) дышат только животные
в) к выделению отходов способны только животные
г) если размножается, то живое
Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»
Вариант 4.
1! Из клеток состоят:
а) горные породы
б) растения
в) люди
г) грибы
2! Питание – это поступление в организм:
а) веществ, необходимых для жизни
б) веществ, необходимых для роста
в) любых веществ
г) воды
3. Ядовитые, ненужные и лишние вещества организмы удаляют с помощью:
а) выделения
б) дыхания
в) питания
г) движения
4! В течение всей жизни растут:
а) грибы
б) животные
в) люди
г) деревья
5! Найдите верные утверждения:
а) бактерии состоят из одной клетки
б) растения выделяют кислород
в) дышат только грибы
г) животные растут всю жизнь
6! О развитии можно говорить, если:
а) маленькое дерево стало большим
б) семя превратилось в растение
в) листья повернулись к свету
г) щенок вырос в собаку
Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»
Вариант 5.
1! Внутри много маленьких клеток у:
а) окуня
б) рябины
в) телевизора
г) змеи
2! Благодаря пище живые организмы получают:
а) только вещества, необходимые для роста
б) энергию для жизни
в) вещества для «ремонта» тела
г) вещества для «строительства» тела
3!* Ответные действия называют:
а) реакцией
б) движением
в) раздражимостью
г) дыханием
4! Найдите верные утверждения:
а) растения питаются готовыми органическими веществами
б) все живые организмы размножаются
в) все живые организмы состоят из клеток
г) основной источник кислорода на Земле – растения
5. Животные больше двигаются чем растения потому, что:
а) им нужно больше пищи
б) они должны свою пищу поймать или найти
в) они состоят из клеток и размножаются
г) им нужно больше энергии
Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»
Вариант 6.
1! Из невидимых глазом клеток построены:
а) ваши родители
б) Луна
в) клубень картофеля
г) волк
2!* Живые организмы получают энергию благодаря:
а) питанию
б) дыханию
в) движению
г) выделению
3! Двигаться могут:
а) растения
б) только листья растений
в) насекомые
г) бактерии
4! Найдите ошибочные утверждения:
а) животные растут всю жизнь
б) бактерии состоят из одной клетки
в) растения выделяют кислород
г) вирусы имеют клеточное строение
5! Выделение помогает организму избавиться от:
а) непереваренных веществ
б) лишней энергии
в) лишних питательных веществ
г) ядовитых веществ
6. Найдите верные утверждения:
а) клетки растений имеют ядро
б) дышат только животные
в) к выделению отходов способны только животные
г) грибы способны активно передвигаться
Ответы:
вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
в-1 | а, б, в | в, г | б | в, г | а, г | а, б |
в-2 | а, б, в | а, б, в | б, г | а, в, г | в | |
в-3 | б, в, г | а, в | а, б, в | б, в | б, в | г |
в-4 | б, в, г | а, б | а | а, г | а, б | б, г |
в-5 | а, б, г | б, в, г | а, в | б, в, г | б | |
в-6 | а, в, г | а, б | а, в, г | а, г | а, г | а |
1. Дыхание организмов, его сущность и значение.2. Царство растений, их строение и жизнедеятельность. Роль в природе и жизни3. Транспорт веществ в живых организмах.4. Усложнение организации хордовых в процессе эволюции. Причины эволюции.5. Химический состав клетки. Роль воды и неорганических веществ в жизнедеятельности клетки.6. Организмы-паразиты. Особенности строения и жизнедеятельности.7. Составьте схему цепей питания наземной экосистемы, компонентами которой являются растения, ястреб, кузнечики, ящерицы. Укажите, какой компонент данной цепи наиболее часто встречается в других цепях питания.8. Белки, их роль в организме.9. Биологическое значение размножения организмов. Способы размножения.10. Углеводы и жиры, их роль в организме.11. Иммунитет. Борьба с инфекционными заболеваниями. Профилактика ВИЧ-инфекции и заболевания СПИДом.12. Составьте схемы пищевых цепей аквариума, в котором обитают карась, улитки (прудовик и катушка), растения (элодея и валлиснерия), инфузория-туфелька, сапрофитные бактерии. Объясните, что произойдет в аквариуме, если из него удалить моллюсков.13. Ядро, его строение и роль в передаче наследственной информации.14. Современная система органического мира.15. Деление клетки — основа размножения и роста организмов.16. Бактерии — доядерные организмы. Особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.18. Фотосинтез. Космическая роль растений.19. Особенности высшей нервной деятельности человека.20. Отличительные признаки живых организмов.21. Экосистема, ее основные звенья. Цепи питания.22. Наследственность и изменчивость — движущие силы эволюции.23. Естественные и искусственные экосистемы, их особенности.24. Доядерные и ядерные организмы, их характеристика.25. Биологическое разнообразие, его роль в сохранении устойчивости биосферы.26. Биологическая природа и социальная сущность человека.27. Эволюция органического мира, ее причины и результаты.28. Питание, его значение в жизни организма. Особенности питания растений.29. Естественный отбор — движущая сила эволюции.30. Биотические связи, их роль в экосистеме.31. Витамины, их роль в обмене веществ. Способы сохранения витаминов в продуктах питания.32. Потомство одной пары воробьев за 10 лет теоретически может составить более 200 млрд особей. Объясните, почему этого не происходит в природе.33. Вирусы — неклеточная форма жизни, особенности их строения и функционирования. Вирусы — возбудители заболеваний.34. Особенности скелета человека, связанные с прямо-хождением и трудовой деятельностью.35. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.36. Характеристика царства животных. Роль животных в биосфере.37. Учение Ч. Дарвина об эволюции органического мира.38. Сходства и отличия человека и млекопитающих животных.39. Строение и жизнедеятельность растительной и животной клеток. Их сходство и различие.40. Наследственные заболевания человека, их предупреждение.41. Приспособленность организмов к среде обитания — результат эволюции.42. Рефлекс — основа нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их роль в жизни человека и животных.43. Многообразие видов — результат эволюции. Редкие и исчезающие виды растений и животных, меры по их сохранению.44. Факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье человека.45. Доказательства происхождения человека от животных.46. Характеристика царства грибов.47. Основные методы селекции растений и животных.48. Лишайники, их строение, место в системе органического мира, роль в природе.49. Загрязнение природной среды мутагенами, его последствия.50. Гормоны, их роль в регуляции деятельности организма.51. Вид, его характеристика. Многообразие видов.52. Ферменты, их роль в организме.53. Движущие силы эволюции, их взаимосвязь.54. Высшая нервная деятельность человека, социальная обусловленность его поведения.55. Изменения в биосфере под влиянием деятельности человека.56. Гигиена умственного и физического труда. Приемы, способствующие повышению его продуктивности.57. Уровни организации живой природы, их характеристика.58. Вредные привычки, их отрицательное влияние на организм.59. Основные направления эволюции органического мира.60. Бактерии, их строение, место в системе органического мира, роль в природе.61. Экологические факторы, их влияние на организм.62. Основные направления развития биотехнологии.
Гость:
1. Дыхание организмов, его сущность и значение.2. Царство растений, их строение и жизнедеятельность. Роль в природе и жизни3. Транспорт веществ в живых организмах.4. Усложнение организации хордовых в процессе эволюции. Причины эволюции.5. Химический состав клетки. Роль воды и неорганических веществ в жизнедеятельности клетки.6. Организмы-паразиты. Особенности строения и жизнедеятельности.7. Составьте схему цепей питания наземной экосистемы, компонентами которой являются растения, ястреб, кузнечики, ящерицы. Укажите, какой компонент данной цепи наиболее часто встречается в других цепях питания.8. Белки, их роль в организме.9. Биологическое значение размножения организмов. Способы размножения.10. Углеводы и жиры, их роль в организме.11. Иммунитет. Борьба с инфекционными заболеваниями. Профилактика ВИЧ-инфекции и заболевания СПИДом.12. Составьте схемы пищевых цепей аквариума, в котором обитают карась, улитки (прудовик и катушка), растения (элодея и валлиснерия), инфузория-туфелька, сапрофитные бактерии. Объясните, что произойдет в аквариуме, если из него удалить моллюсков.13. Ядро, его строение и роль в передаче наследственной информации.14. Современная система органического мира.15. Деление клетки — основа размножения и роста организмов.16. Бактерии — доядерные организмы. Особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.18. Фотосинтез. Космическая роль растений.19. Особенности высшей нервной деятельности человека.20. Отличительные признаки живых организмов.21. Экосистема, ее основные звенья. Цепи питания.22. Наследственность и изменчивость — движущие силы эволюции.23. Естественные и искусственные экосистемы, их особенности.24. Доядерные и ядерные организмы, их характеристика.25. Биологическое разнообразие, его роль в сохранении устойчивости биосферы.26. Биологическая природа и социальная сущность человека.27. Эволюция органического мира, ее причины и результаты.28. Питание, его значение в жизни организма. Особенности питания растений.29. Естественный отбор — движущая сила эволюции.30. Биотические связи, их роль в экосистеме.31. Витамины, их роль в обмене веществ. Способы сохранения витаминов в продуктах питания.32. Потомство одной пары воробьев за 10 лет теоретически может составить более 200 млрд особей. Объясните, почему этого не происходит в природе.33. Вирусы — неклеточная форма жизни, особенности их строения и функционирования. Вирусы — возбудители заболеваний.34. Особенности скелета человека, связанные с прямо-хождением и трудовой деятельностью.35. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.36. Характеристика царства животных. Роль животных в биосфере.37. Учение Ч. Дарвина об эволюции органического мира.38. Сходства и отличия человека и млекопитающих животных.39. Строение и жизнедеятельность растительной и животной клеток. Их сходство и различие.40. Наследственные заболевания человека, их предупреждение.41. Приспособленность организмов к среде обитания — результат эволюции.42. Рефлекс — основа нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их роль в жизни человека и животных.43. Многообразие видов — результат эволюции. Редкие и исчезающие виды растений и животных, меры по их сохранению.44. Факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье человека.45. Доказательства происхождения человека от животных.46. Характеристика царства грибов.47. Основные методы селекции растений и животных.48. Лишайники, их строение, место в системе органического мира, роль в природе.49. Загрязнение природной среды мутагенами, его последствия.50. Гормоны, их роль в регуляции деятельности организма.51. Вид, его характеристика. Многообразие видов.52. Ферменты, их роль в организме.53. Движущие силы эволюции, их взаимосвязь.54. Высшая нервная деятельность человека, социальная обусловленность его поведения.55. Изменения в биосфере под влиянием деятельности человека.56. Гигиена умственного и физического труда. Приемы, способствующие повышению его продуктивности.57. Уровни организации живой природы, их характеристика.58. Вредные привычки, их отрицательное влияние на организм.59. Основные направления эволюции органического мира.60. Бактерии, их строение, место в системе органического мира, роль в природе.61. Экологические факторы, их влияние на организм.62. Основные направления развития биотехнологии.