Какие свойства вы можете открыть в предметах
Тема 1. ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ
Совершенно все предметы, окружающие нас, имеют признаки и свойства. Что же такое признак предмета?
Признак предмета — это отличительное свойство предмета. Например: зеленая машина: машина — является предметом, а зеленая — это признак, свойство, которое отличает его от других подобных предметов (например, от красной машины).
Предметы различаются по цвету, по форме, по величине, по назначению, по запаху, по материалу, из которого сделаны и по другим признакам. Чтобы определить признак предмета, можно задать вопрос: какой он?
Давай попробуем выделить существенные (то есть основные) признаки обыкновенной тетради. Расскажи, какая она, тетрадь: из какого материала сделана, какого размера, какой толщины, для чего предназначена? Если ты сумел рассказать о тетради, значит, ты сумел выделить признаки, по которым она отличается, например, от карандаша. Итак, один из основных признаков предмета – это цвет. Цвет мы обозначим так:
И первое, что нам надо повторить, это цвета радуги.
А теперь назови как можно больше предметов:
а) красного цвета;
б) зелёного цвета;
в) чёрного цвета;
г) голубого цвета.
Посмотри внимательно на картинку и скажи, какие овощи и фрукты раскрашены неверно. Как бы ты их раскрасил?
Ну вот мы и убедились, что с таким признаком предметов, как цвет, ты знаком хорошо.
Следующий важный признак предмета – это форма. Форму мы обозначим так:
Какой формы бывают предметы? Круглые, квадратные, какие еще?
Назови как можно больше предметов:
а) круглой формы;
б) овальной формы;
в) квадратных;
г) прямоугольных.
Посмотри внимательно на стол. Какие из лежащих на нем фруктов и овощей такой формы, как изображено на схеме: и такого цвета: ?
Следующий важный признак предмета – это размер. Размер мы будем обозначать так:
А теперь правильно назови большой и маленький предмет в паре. Например, слон – слоненок.
Выделяя признаки предметов, например, цвет – красный, желтый; форму – круглый, квадратный; размер – большой, маленький, — мы сравниваем предметы между собой.
А теперь попробуй с помощью обозначений обозначить признаки таких предметов: синий кубик, большой красный мяч, высокий желтый дом. Обозначить можно, например, так:
— красное яблоко.
Есть еще очень много признаков предметов. Мы их представили для вас в таблице. С помощью этой таблицы можно обозначить особенности многих предметов.
ТАБЛИЦА ОБОЗНАЧЕНИЙ ПРИЗНАКОВ ПРЕДМЕТОВ
Покажи на рисунке предметы, имеющие запах. Попробуй обозначить их с помощью таблицы.
Мы рассмотрели такие важные признаки предметов, как цвет, форма, размер, ознакомились с таблицей обозначений признаков предметов, попробовали применять эти обозначения. И теперь попробуем выполнить КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ. С ее помощью мы проверим, как ты усвоил материал.
Задание 1. Посмотри внимательно на рисунок и выполни задание. А взрослые, помогающие тебе отвечать на вопросы контрольной работы, занесут твори ответы в специальный бланк ответов.
Задание 2. Отгадай загадки о том, что Нюша купила на базаре?
1 загадка
2 загадка
3 загадка
4. Составь свою загадку о том, что растет в огороде
Задание 3.
Задание 4.
Задание 5.
Задание 6.
В каждом окошке найди нужный рисунок.
Люди веками наблюдают за чудесами природы и черпают идеи для собственных изобретений. Так даже появилась отдельная наука — бионика, и ее подраздел — биомиметика, в основе которой лежит принцип заимствования у животных идей и основных элементов для новых технологий.
AdMe.ru подготовил для вас подборку интересных изобретений человечества, прообразом которых стали животные.
Светоотражающая разметка, выдвижные лезвия и кошки
Кошка стала настоящей музой для англичанина Перси Шоу. Как-то раз он обратил внимание на то, как автомобильные фары отражаются в кошачьих глазах, тогда он и придумал первые дорожные отражатели, которые сейчас можно встретить повсюду.
Ученый Бернар Куртуа терпел неудачи в выделении вещества из водорослей, пока кошка не разбила колбы. Содержимое перемешалось, пошла реакция, ее результатом стали коричневые кристаллы. Их впоследствии назвали йодом.
А как ловко кошка обращается со своими когтями! Она может их выпустить и вернуть в мягкие «ножны», оставить острыми или «смягчить», чтобы не нанести никому вреда. Не это ли вдохновило создателей перочинных ножей?
Свет и биолюминесценция
Задолго до изобретения человеком свечей и ночных огней многие животные и даже некоторые виды грибов использовали биолюминесценцию. И пока одни ученые пытаются найти возможность ее применения в современном мире, другие сфокусировались на светлячках и уже достигли успехов.
Им удалось воссоздать свет, который излучают органы свечения этих чудо-насекомых. Полученный светодиод на 55 % ярче оригинала.
Звукоизоляция и совы
Как приятно иногда посидеть в тишине, и хорошо, что существуют звукоизолированные помещения, а спасибо мы за это должны сказать совам. Правда, они используют эту особенность в менее мирных целях. Совы должны быть совершенно бесшумными, чтобы беспрепятственно настигать свою жертву.
В этом им помогает конструкция перьев. Волокна и крошечные деления изолируют поток воздуха от крыльев, что предотвращает любые громкие звуки, в том числе и хлопанье перьев. Единственный звук, который можно будет услышать, — это писк жертвы.
Клонирование и морские звезды
В вопросе клонирования настоящим экспертом является морская звезда, а не овечка Долли. Когда люди еще и подумать не могли о возможности такого процесса, звезда воспроизводилась самостоятельно и без особого труда.
Более того, морская звезда, создающая клонов, здоровее и живет намного дольше звезды, которая воспроизводится половым путем, а их клоны не подвержены процессу старения. Кто знает, может, когда-нибудь эти морские звезды подарят нам секрет вечной молодости.
Гидролокатор, киты и дельфины
Гидролокаторы были подарены природой китам и дельфинам, благодаря чему они ориентируются под водой, находят различия между объектами с расстояния 15 метров, ищут еду и даже друзей. Поэтому люди не могли пройти мимо этого «устройства».
Подводные лодки, корабли и другие морские суда оснащены такими же гидролокаторами для навигации, отслеживания целей и предотвращения столкновения с препятствиями. Звуковые волны отскакивают от твердых объектов и возвращаются к гидролокатору, который и сообщает информацию об окружающих предметах.
Паутина, броня и клейкий бинт
Наблюдая за пауками, люди еще в древности научились плести сети. А современному миру они подарили специальный эластичный бинт, который легко и нетравматично отделяется от раны, и вдохновили на создание кевлара, который в сочетании с бронежилетами может создать безупречную защиту.
А все потому, что паутина, которую создают пауки, невероятно крепкая, эластичная и легкая. Не зря же даже сам Человек-паук заморачивался ее усовершенствованием.
Глаз омара и рентгеноскопия
Не только Большой брат следит за тобой. Так как видимость на глубине, где проживают омары, почти нулевая, у них развилась суперспособность — видеть сквозь предметы.
На основе этой способности глаз омара ученые создали аппарат, позволяющий видеть сквозь стену, и рентгеноскопический телескоп, чтобы анализировать небесные просторы.
Закрылки и птицы
Авторами хитрой технологии, которая позволяет самолету удерживаться в воздухе по мере замедления, являются птицы. Их перья делятся на основные и второстепенные и специально адаптированы для полета.
У птичьего крыла есть часть, именуемая придаточным крылом, или крылышком, которая помогает им стабилизироваться, используя открывающийся слот. Помните небольшие «флажки», которые появляются у самолета перед посадкой? Это имитация птичьей технологии, и называется она закрылком.
Хобот слона и роботизированная рука
Способность слоновьего хобота вытягиваться в любом направлении и хватать все, что захочется, была использована учеными при разработке роботизированной руки.
Она состоит из пластиковой трубки, исполняющей роль позвоночника, и 4 «пальцев», которые сделали руку более ловкой.
Чудо-кожа акул
Если вам вздумается погладить акулу, будьте предельно осторожны. И дело далеко не в ее кровожадности. Идеально гладкая на первый взглядкожа акулы состоит из «алмазного узора» — острых зубчатых чешуек. Если погладить акулу «против шерсти», можно серьезно пораниться. Благодаря такой коже на акулах не живут паразиты.
Для начала на акульем примере была создана обшивка для судов, чтобы к ним не липла всякая пакость. Затем по ее типу стали делать одежду для пловцов и клейкую пленку, которой предполагают покрывать поверхности в больницах.
GPS и миграция
Великой загадкой для ученых до сих пор является миграция птиц. Как птицы понимают, куда летят? Предположений на эту тему множество — от звездной карты и положения Солнца до магнитного поля Земли и отметок от предыдущих путешествий.
Как бы то ни было, птицы всегда успешно добираются до нужной точки скорее благодаря встроенному в мозг GPS, превосходящему человеческие возможности. Такой вот встроенный компас, вдохновивший людей на собственное изобретение.
Инфракрасные лучи и змеи
Почему змеи так опасны и днем, и ночью? Потому что хитрые ползучие оснащены удивительным органом — своеобразным прибором, видящим тепловые инфракрасные лучи. Две ямки на голове даруют ей потрясающую зоркость.
Повысив точность «змеиного метода», ученые создали уникальную тепловизорную диагностику, позволяющую заглянуть в недра земли. А также использовали его при создании приборов ночного видения и медицинских аппаратов.
Сельское хозяйство и муравьи
Возможно, сельское хозяйство покажется не самой продвинутой технологией, но оно годами и в приличном количестве обеспечивало наших предков пропитанием. А муравьи в этом деле настоящие асы и занимаются им намного дольше нашего.
У них своя «пасека» с сахаристыми выделениями тли, перемещения которой они контролируют, не давая целым группам удаляться от муравейника (откусывают им крылья и впрыскивают химикат, замедляющий рост новых). И метят территорию вокруг «фермы», отпугивая от тли божьих коровок. Чем не мастера?
Буровая установка и черви
Однажды инженер Марк Брюнель наблюдал за корабельным червем, который прокладывал себе путь в щепке дуба. Голова червя покрыта жесткой раковиной с зазубренными краями, коими он и буравил дерево. Это подтолкнуло ученого к созданию проходческого щита, с помощью которого прорыли тоннель под Темзой.
Современные буровые машины — это увеличенная механическая копия дождевых червей. Непрерывно двигаясь вперед, черви «проедают» землю и пропускают ее через себя, оставляя позади большой тоннель. По этому принципу и действуют буровые установки.
Черные ящики и голова дятла
Клюв дятла дробит кору дерева словно молот и дрель, при этом его мозг остается нетронутым. А все потому, что в его клюве располагается множество поглощающих механизмов.
От мускулистой структуры и поддерживающего языка (гиоида) до взаимодействия черепа и цереброспинальной жидкости, подавляющего вибрацию.
Скопировав эти механизмы, инженеры смогли создать различные аппараты, в том числе и те, что защищают черные ящики в самолетах от разрушения в случае авиакатастрофы.
Суперклей и лапки гекконов
Лапки гекконов покрыты миллионами микроскопических волосков, они позволяют им двигаться по стеклу и даже по потолку. А всего один небольшой сдвиг волосков с места позволяет ящеркам спокойно отцепить лапу от поверхности.
После того как тайна гекконов была раскрыта, ученые создали суперэффективный клей Geckskin. Даже небольшого количества этого клея достаточно, чтобы удерживать на ровной поверхности вес более 300 кг. Клей не оставляет пятен, легко удаляется, позволяя тем самым снять приклеенный предмет.
Светлана Примаченко
Занятие «Свойства металла»
МКДОУ «Богучарский детский сад комбинированного вида «Теремок»
Разновозрастная группа №7 «Солнышко»
Воспитатель : Примаченко Светлана Юрьевна
Познавательно-исследовательская деятельность
Тема: «Свойства металла».
Цели: 1. Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.
2. Упражнять детей в отгадывании загадок.
3. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
Предварительная работа: Отгадывание загадок, предшествующие занятия по ознакомлению со свойствами стекла, дерева, ткани, игры – эксперименты «Из чего сделаны предметы».
Материалы и оборудование: Болт ржавый и не ржавый, металлические предметы, металлический робот, картинки с изображением металлических предметов (ножницы, иголка, утюг, магнит, металлические скрепки, ножницы, пластиковый стаканчик с водой, стальные предметы.
Содержание организованной образовательной деятельности детей:
Организационный момент (создание игровой мотивации)
— Ребята, к вам в гости пришел робот Самоделкин. Но пришел он не просто так, а хочет спросить у вас, из чего он сделан. А чтобы вам было легче отгадать, он будет загадывать вам загадки, а потом показывать картинки.
1. Бьют парнишку по фуражке,
Чтоб пожил он в деревяшке.
(гвоздь)
2. В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход то назад, то вперед,
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать.
(утюг)
3. Всех на свете обшивает
Что сошьет не надевает.
(иголка)
4. Два кольца, два конца,
Посередине гвоздик.
(ножницы)
5. Две стройные сестрицы
В руках у мастерицы.
Весь день ныряли в петельки…
И вот он – шарф для Петеньки.
(спицы)
— А из чего сделаны все эти предметы? (из металла)
— Значит какие они и наш робот Самоделкин? (металлические)
Воспитатель показывает детям несколько предметов из металла, определяют, особенности формы, структуру поверхности (путем ощупывания, температуру, рассматривают разные предметы, выделяя характерные признаки, например металлический блеск.
Что произойдет с предметами, если их опустить в воду (они утонут, если оставить на солнце или подержать в руках или положить на что-то теплое? (нагреются, обладают теплопроводностью).
— У нашего робота Самоделкина есть небольшая проблема – пока он шел в наш детский сад, он наступил в лужу и теперь перестал ходить.
— Как вы думаете, что с ним случилось? (ответы детей)
— Если металл некоторое время полежит в воде или будет находиться во влажной среде – он заржавеет (показывает ржавый болт). Вот и наш Самоделкин заржавел. Чтобы он опять начал ходить, мы его накормим маслом, т. е. смажем его, и он опять начнет ходить как раньше.
— Еще одно свойство металла – магнетизм. Что же это такое?
— Есть такой металл, называется он магнит, он притягивает к себе металлические предметы, они как бы прилипают к нему. Магнит можно применять, собирая мелкие гвозди и другие мелкие предметы. Магниты применяют в радиотехнике, в магнитофонах, в компьютерах.
— Магнит не притягивает пластмассу, дерево, резину, а изделия из металлов (железа, стали, наоборот притягиваются к нему.
Изделия из металла очень прочные.
Физминутка: Предлагаю поиграть в игру «Правда – неправда» (для закрепления знаний о свойствах и качествах металла. Участвуют все дети. Воспитатель называет свойства и качества металла в правильном и неправильном значении. Если воспитатель говорит правду т. е. правильно, дети поднимают руки вверх, а если неправда,т. е. неправильно, то дети делают одно приседание).
— Посмотрите вокруг себя и назовите металлические предметы, которые вы видите. (дети передвигаются по группе с воспитателем и находят металлические предметы,ответы детей : батарея, детали машин, крепления в шкафах, кран для мытья рук, крючки для полотенец)
Рефлексия:
— Ребята, давайте еще раз назовем свойства, которыми обладает металл. (ответы детей)
-С каким еще интересным металлом вы познакомились, что можно рассказать о его свойствах? (магнит, притягивает к себе металлические предметы)
— Робот Самоделкин благодарит вас за интересное занятие и за вашу помощь ему. Ему уже пора возвращаться домой, а наше занятие закончено.
Наталья Бурашникова
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Свойства разных предметов и материалов»
Задачи:
Образовательные:
1. Знакомить детей со свойствами разных предметов и материалов.
2. Знакомить изменениями, происходящими с предметами и материалами при намокании и высыхании.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность.
2. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
3. Развивать внимание, мышление.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к деятельности.
2. Воспитывать умение работать в команде.
Предварительная работа: дети вместе с воспитателем рассматривают лист бумаги, называют, какой он (гладкий, ровный, затем лист бумаги опускают в воду, дают ему хорошо намокнуть и вынимают, кладут сушиться, например, на батарею. То же самое проделывают с песком,насыпают в небольшой тазик: описывают словами, какой песок вначале (сухой, рассыпался, просыпался между пальцами, каким стал, когда в него добавили воду (влажный, мокрый, стал склеиваться в комочки, что теперь из него можно сделать.
Материалы, инструменты,оборудование: лист бумаги, тазик с песком, мука, соль, тесто, вода.
Методы и приемы.
Вводная часть: чтение стихотворения Валентина Берестова, анализ стихотворения.
Основная часть: эксперимент с глиной, обсуждение процесса создания посуды из глины, соленого теста, физкультминутка.
Заключительная часть: обобщение полученных знаний, повторение и закрепление новых понятий.
Ход НОД:
Воспитатель: Тропинка-тропа, ты меня подвела,
Какою ты крепкой, тропинка, была,
Какою сухою и звонкой!
Но дождик прошел… Я повсюду брожу
И только тропинку мою обхожу
Сторонкой.
Воспитатель: Ребята, какой стала тропинка?
Дети: Грязной, скользкой.
Воспитатель: А почему тропинка стала такой, как вы думаете?
Дети: потому что прошел дождик!
Воспитатель: да, верно. Молодцы! После дождя дорожка становится грязной, на ней начинают образовываться лужи.
Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к нашему столу и немножко поэкспериментируем. Как вы думаете, что станет с глиной, когда мы ее опустим в воду? (ответы детей).
Воспитатель: Посмотрите, глина не растворилась, но в воде остался осадок. Она не поменяла форму и осталась прежней. Ребята, вы помните, что мы с вами вчера делали с песком и бумагой?
Дети: Опускали в воду.
Воспитатель: Да, верно. Давайте же посмотрим, что стало с ними после того, как они высохли. Какая стала бумага?
Дети: Шершавая, неровная.
Воспитатель: Правильно. А песок?
Дети: Он высох.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли им вернуть в первозданный вид? Давайте проверим!
Посмотрите, что будет, если сломать комочек. Песок после высыхания снова стал сыпучим, а бумага не выравнивается.
Воспитатель: Из-за того, что глина не растворяется в воде, из нее делают посуду. Для этого в глину добавляют воду, хорошо размешивают (делают глиняное тесто, потом из теста лепят разную посуду, а затем ставят ее в специальную печку сушиться. После такой сушки глина уже не размокает в воде, но может медленно пропускать воду. Чтобы этого не происходило, глину покрывают специальной глазурью. Она делает посуду блестящей и не пропускает воду. Для этого глину выкладывают в формы, дают ей подсохнуть, а затем вынимают и обжигают в печи. Так же из мягкой глины делают и твердые кирпичи.
А теперь давайте поиграем с вами в игру «Давайте сделаем»
Привезли мы глину с дальнего бугра (взявшись за руки, идут по кругу,
Ну-ка за работу, чудо-мастера. (вытягивают руки вперед, в стороны).
Слепим, высушим и в печь (лепят ладошками,
А потом распишем (пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии);
Будем мы посуду печь (лепят ладошками,
Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают).
А в печи- не калачи (машут указательным пальцем,
А в печи- посуда! (вытягивают руки вперед).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Мука и соль.
Воспитатель: А какие они?
Дети: Сухие, рассыпчатые, не склеиваются.
Воспитатель перемешивает муку и соль в миске.
Воспитатель: Как вы думаете во что превратится мука и соль, если добавить воду?
Дети: Соленое тесто.
Воспитатель: Да, верно. Молодцы! А что мы делаем с этим тестом?
Дети: Лепим.
Воспитатель: А что становилось после лепке, когда работы высохнут?
Дети: Они становятся твердыми!
Воспитатель: Молодцы! Ребята, давайте еще раз вспомним, что случилось с песком, бумагой и глиной после намокания? А что с ними становится, когда они высыхают? Что делают из глины?
Молодцы, ребята!