Какие свойства воздуха важнее всего для одеяла
Приложение к уроку:
Игра «Ты мне – я тебе» Для учителя
1.-Какое свойство общее для автомобильных шин, мячей, надувных матрацев?
1. Упругость
2. — Что общего у окон, маминой шубки, снега в саду, птиц зимой?
2.Используют свойство воздуха низкой теплопроводности
3.- Какие свойства воздуха важнее всего для мяча, одеяла, парашюта?
3.Мяч – упругость, для одеяла – слабое проведение тепла, для парашюта плотность
4.- Какое утверждение верное?
А) Одежда нагревается от тепла.
Б) Одежда нагревает тело. И почему?
4. Первое. У воздуха низкая плотность, поэтому он плохо проводит тепло. Человек создал тёплые вещи, так как шерстяные и меховые вещи сохраняют толстую воздушную прослойку и тело не теряет тепло.
5. — Что общего у парусника и ветра?
5. Ветер источник энергии
6. — Как возникает ветер?
6. Слои воздуха перемещаются от менее нагретых участков земной поверхности к более нагретым.
7. — Откуда берутся вещества из которых состоят живые организмы?
7. Живые организмы создают органические вещества из углекислого газа и воды.
8. — Какой газ воздуха поддерживает температуру нашего тела и температуру в печи?
8. Высокая температура тела поддерживается за счёт тепла, которое выделяется при окислении пищи. Окисление происходит благодаря кислороду. Кислород поддерживает и горение дров в печи.
9. — Почему воздушный шар поднимается?
9. Воздух расширяется при нагревании и от этого шар становится легче воздуха.Он способен летать, а так как воздух обладает выталкивающей силой, то шар поднимается вверх.
10. — Составьте пары:
Азот газировка
Углекислый газ сварка
Водород удобрения
Кислород воздушные шары
10. Проверь себя:
Азот – удобрения; водород – воздушные шары; кислород – сварка; углекислый газ – газировка.
Самостоятельная работа.
Тест «Воздух. Его охрана»
- Какие вещества входят в состав воздуха?
А. водород, медь, цинк
Б. кислород, азот, углекислый газ
В. хлор, фтор, йод
- Какой газ воздуха необходим для дыхания?
А. азот
Б. кислород
В. углекислый газ
- Какими свойствами обладает воздух?
А. Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло
В. Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха
- В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство используется?
А. При нагревании воздух расширяется
Б. При охлаждении воздух сжимается
В. Воздух плохо проводит тепло
- Как нужно охранять воздух от загрязнения?
А. Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник.
Б. Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов. Ответ:) 1. В, 2. В, 3. А, 4. В, 5. Б
Игра «Ты мне – я тебе»
1.-Какое свойство общее для автомобильных шин, мячей, надувных матрацев?
………………………………………………………………………………………….
2. — Что общего у окон, маминой шубки, снега в саду, птиц зимой?
……………………………………………………………………………………..
3.- Какие свойства воздуха важнее всего для мяча, одеяла, парашюта?
…………………………………………………………………………………………………
4.- Какое утверждение верное?
А) Одежда нагревается от тепла.
Б) Одежда нагревает тело. И почему?
…………………………………………………………………………………………
5. — Что общего у парусника и ветра?
……………………………………………………………………………………………
6. — Как возникает ветер?
…………………………………………………………………………………………
7. — Откуда берутся вещества из которых состоят живые организмы?
………………………………………………………………………………………..
8. — Какой газ воздуха поддерживает температуру нашего тела и температуру в печи?
……………………………………………………………………………………………
9. — Почему воздушный шар поднимается?
……………………………………………………………………………………………..
10. — Составьте пары:
Азот газировка
Углекислый газ сварка
Водород удобрения
Кислород воздушные шары
……………………………………………………………………………………..
Тест «Воздух. Его охрана» 1 Какие вещества входят в состав воздуха? А. водород, медь, цинк 2.Какой газ воздуха необходим для дыхания? А. азот
А. Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло
А. При нагревании воздух расширяется
А. Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник. | Тест «Воздух. Его охрана»
А. водород, медь, цинк
А. азот
А. Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло
А. При нагревании воздух расширяется
А. Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник. |
Тест «Воздух. Его охрана»
А. водород, медь, цинк
А. азот
А. Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло
А. При нагревании воздух расширяется
А. Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник. | Тест «Воздух. Его охрана»
А. водород, медь, цинк
А. азот
А. Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло
А. При нагревании воздух расширяется
А. Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник. |
Игра «Ты мне – я тебе» 1.-Какое свойство общее для автомобильных шин, мячей, надувных матрацев? 1. Упругость 2. — Что общего у окон, маминой шубки, снега в саду, птиц зимой? 2.Используют свойство воздуха низкой теплопроводности 3.- Какие свойства воздуха важнее всего для мяча, одеяла, парашюта? 3.Мяч – упругость, для одеяла – слабое проведение тепла, для парашюта плотность 4.- Какое утверждение верное? А) Одежда нагревается от тепла. Б) Одежда нагревает тело. И почему? 4. Первое. У воздуха низкая плотность, поэтому он плохо проводит тепло. Человек создал тёплые вещи, так как шерстяные и меховые вещи сохраняют толстую воздушную прослойку и тело не теряет тепло. 5. — Что общего у парусника и ветра? 5. Ветер источник энергии 6. — Как возникает ветер? 6. Слои воздуха перемещаются от менее нагретых участков земной поверхности к более нагретым. 7. — Откуда берутся вещества из которых состоят живые организмы? 7. Живые организмы создают органические вещества из углекислого газа и воды. 8. — Какой газ воздуха поддерживает температуру нашего тела и температуру в печи? 8. Высокая температура тела поддерживается за счёт тепла, которое выделяется при окислении пищи. Окисление происходит благодаря кислороду. Кислород поддерживает и горение дров в печи. 9. — Почему воздушный шар поднимается? 9. Воздух расширяется при нагревании и от этого шар становится легче воздуха.Он способен летать, а так как воздух обладает выталкивающей силой, то шар поднимается вверх. Азот газировка Углекислый газ сварка Водород удобрения Кислород воздушные шары 10. Проверь себя: Азот – удобрения; водород – воздушные шары; кислород – сварка; углекислый газ – газировка. | Игра «Ты мне – я тебе» 1.-Какое свойство общее для автомобильных шин, мячей, надувных матрацев? 1. Упругость 2. — Что общего у окон, маминой шубки, снега в саду, птиц зимой? 2.Используют свойство воздуха низкой теплопроводности 3.- Какие свойства воздуха важнее всего для мяча, одеяла, парашюта? 3.Мяч – упругость, для одеяла – слабое проведение тепла, для парашюта плотность 4.- Какое утверждение верное? А) Одежда нагревается от тепла. Б) Одежда нагревает тело. И почему? 4. Первое. У воздуха низкая плотность, поэтому он плохо проводит тепло. Человек создал тёплые вещи, так как шерстяные и меховые вещи сохраняют толстую воздушную прослойку и тело не теряет тепло. 5. — Что общего у парусника и ветра? 5. Ветер источник энергии 6. — Как возникает ветер? 6. Слои воздуха перемещаются от менее нагретых участков земной поверхности к более нагретым. 7. — Откуда берутся вещества из которых состоят живые организмы? 7. Живые организмы создают органические вещества из углекислого газа и воды. 8. — Какой газ воздуха поддерживает температуру нашего тела и температуру в печи? 8. Высокая температура тела поддерживается за счёт тепла, которое выделяется при окислении пищи. Окисление происходит благодаря кислороду. Кислород поддерживает и горение дров в печи. 9. — Почему воздушный шар поднимается? 9. Воздух расширяется при нагревании и от этого шар становится легче воздуха.Он способен летать, а так как воздух обладает выталкивающей силой, то шар поднимается вверх. Азот газировка Углекислый газ сварка Водород удобрения Кислород воздушные шары 10. Проверь себя: Азот – удобрения; водород – воздушные шары; кислород – сварка; углекислый газ – газировка. |
Окружающий мир
Тема: Как человек использует свойства воздуха.
Цель: Сформировать понятие о воздухе и его свойствах.
Оборудование: кассета №1 «Роль воздуха в нашей жизни, расход воздуха»,
кассета №2 «Вода, воздух, газы, кислород»
иллюстрация о способах использования воздуха.
I. Постановка проблемы и актуализация знаний.
— Сегодня мы с вами поговорим о воздухе и его свойствах.
— Давайте разберем вопросы в начале параграфа.
1. Какими способами можно доказать, что воздух не пустое место?
Ответ: Надо продемонстрировать его наличие.
а) Для этого надо веером помахать перед лицом. Мы почувствуем прикосновение, хотя веер до нас не прикасался. Значит, между веером и лицом есть какое-то тело. Это воздух.
Б. Перевернем стакан вверх дном и медленно опустим его в банку с водой.
— Попадает ли вода в стакан? Почему?
Ответ: Не попадает. Препятствует воздух.
2. Как называется воздушная оболочка Земли?
Ответ: Воздушная оболочка Земли называется атмосфера.
3. Как используют воздух животные и растения?
Ответ: Все живые организмы дышат, используя кислород воздуха.
Растения употребляют воздух для поглощения углекислого газа, который используют в фотосинтезе и выделяют кислород.
Воздух образует воздушную оболочку, которая окружает земной шар и с помощью озонового слоя защищает поверхность Земли от губительного ультрафиолетового облучения.
Прочитайте задание 1-ое на с. 24
Причем чем выполнять задание 1-ое на с. 24 посмотрим фрагмент фильма «Вода». (2 мин.)
Ответ: Вода океанов испаряется и в виде облаков переносится ветрами в другие места, где выпадают дожди, питаются реки.
— А как возникает ветер?
Ответ: Участки земной поверхности нагреваются по разному: ветер дует от менее нагретого участка к более нагретому.
— Человек издавна научился использовать как источник энергии.
Он изобрел парус, который позволил ему отправиться в путешествие.
Уже 2-3 тысячи лет назад египтяне плавали по Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах.
В Средние века строились ветряные колеса для работы по хозяйству.
Однако и в современности ветряной двигатель играет все большую роль, так как в отличие от других источников он не загрязняет атмосферу.
Одним из способов передвижения по воздуху – воздушный шар, заполненный более легким, чем воздух газом или просто нагретым воздухом. Началом эры воздухоплавания следует считать 183 год, когда братья Монгольфье поднялись в воздух на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом.
Возможность передвижения по воздуху летательных аппаратов связана с тем, что воздух обладает выталкивающей силой.
Прочитайте об этом в материале для любознательных. с. 25.
— Так какой силой обладает воздух?
Если тело оказывается легче воздуха, то оно может летать. Воздух расширяется при нагревании. От этого он становится легче воздуха и поднимается вверх.
— Так что происходит с воздухом при нагревании?
Однако главный недостаток воздушного шара – его слабая управляемость.
Лишь самолеты обеспечили людям возможность передвигаться на значительные расстояния с большой скоростью.
— Прочитайте об этом текст на с. 26.
— О каком еще свойстве воздуха вы узнали?
(У него низкая плотность.)
— Благодаря низкой плотности воздуха обладает еще одним свойством: он плохо проводит тепло. На этом свойстве основано создание человеком теплых вещей. Шерстяные вещи и шубы сохраняют в себе толстую воздушную прослойку, которая не дает телу потерять тепло.
2-ое задание на с. 26.
Зачеркни неверное утверждение:
• Одежда нагревается от тела.
• Одежда нагревает тело.
Физминутка.
— Чтобы познакомиться с еще одним свойством воздуха, проведем опыт, который нам предложили в 3-ем задании (с. 26).
— Какой вывод? (с. 27).
— Как называется это свойство?
Ответ: Это свойство называется упругостью.
На этом свойстве основано использование воздуха в автомобильных шинах, мячах, надувных матрацах.
— Давайте повторим, о каких свойствах воздуха вы узнали?
Свойства воздуха:
— расширяется при нагревании,
— плохо проводит тепло,
— низкая плотность,
— упругость.
Воздух – это смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и других.
В воздухе содержится:
21% кислорода
78 % азота
0,9 % благородных газов и
0,03% углекислого газа,
Кроме этого в небольших количествах содержится водород.
— Посмотрите фрагмент фильма «Состав воздуха». «Газы». «Кислород» (6 мин.)
— Из каких газов состоит воздух?
4. Теперь разберем вопросы в конце параграфа на 28-ой стр.
— Какие свойства воздуха важнее всего для мяча, одеяла и парашюта?
Для мяча – упругость,
для одеяла – слабое проведение тепла,
для парашюта – плотность.
— Откуда берутся вещества, из которых состоят живые организмы.
Какой именно газ воздуха создает основу всех органических веществ?
Ответы: Живые организмы состоят из органического вещества. Растения создают органические вещества из углекислого газа и воды.
Поэтому основной газ, из которого состоят тела живых организмов – углекислый газ.
— Какой газ воздуха поддерживает температуру нашего тела и температуру в печи?
Каким образом?
Ответы: Высокая температура нашего тела поддерживается за счет тепла, полученного при окислении пищи. Это становится возможным благодаря кислороду. Кислород обеспечивает и горение дров в печи.
Задание 4,5,6.
Задание 7.
— Какой рисунок вы не раскрасите? (Ракету)
Задание 8.
Для улавливания ветряным колесом даже слабого ветерка и увеличения грузоподъемности парашюта и планера надо увеличить площадь опоры и уменьшить вес.
Задание 9.
Из азота делают удобрения.
Кислород используют для сварки.
Углекислый газ – добавляют в газированную воду.
Водородом заполняют воздушные шары.
Задание 10.
— Какая сила поднимает в воздух воздушный шары?
Воздушные шары поднимает выталкивающая сила.
Итог. — Что нового узнали на уроке?
— Как человек использует свойства воздуха?
Дома: Параграф 20, задание 4 и 8.