Какие свойства воздуха можно определить с помощью органов чувств
- Практическая работа — воздух и его свойства
Особенностью этой темы является использование демонстрационных опытов в сочетании с самостоятельными опытами, проводимыми самими учащимися.
Для получения более полных и отчетливых представлений о воздухе и его свойствах целесообразно использовать методические приемы, позволяющие задействовать различные органы чувств ребенка для обнаружения воздуха, а также проблемные вопросы, познавательные задачи.
Вначале детям предлагается вспомнить, какие органы чувств есть у человека и какие свойства окружающих предметов можно воспринимать с их помощью. Затем ставится вопрос: «Как мы можем почувствовать воздух?» (Если взмахнуть тетрадкой перед лицом, дунуть в лицо, то чувствуем воздух органом осязания). Следующий вопрос: «Почему мы не замечаем воздух в классе?» Бесцветность и прозрачность воздуха определяем в сравнении с оконным стеклом (если много стекол положить одно на другое — они приобретают голубоватый цвет, поэтому голубое небо — это толстый слой воздуха, освещенный солнцем). Останавливаемся на значении бесцветности и прозрачности воздуха.
«Услышать» воздух учащиеся могут, сжимая в руке худой резиновый мяч. Задается вопрос: «Как в природе услышать воздух? (завывание вьюги; ветер гудит, ударяясь об провода, скалы «поют» и т.д.) Детям предлагается плотно закрыть отверстие в мяче пальцем и вновь сильно сжать мяч. Мяч не сжимается, здесь мышечное чувство помогает определить запертый в мяче воздух.
Таким образом, делается вывод о том, что о существовании воздуха можно узнать с помощью различных органов чувств, также как о твердых и жидких телах. Значит воздух, хотя и невидимка, он не «пустое место», а тело природы.
Одним из доказательств материальности воздуха является то, что он, как и всякое иное тело (жидкое и твердое), занимает место. Для того, чтобы это увидеть, детям предлагается провести самостоятельные опыты по вытеснению воздуха с помощью воды из полых сосудов и пористых тел. Оборудование к опытам достаточно простое: чашки с водой, воронки, стаканчики; стаканы с водой, кусочки угля, комочки почвы, кусочки шерсти. Результаты опытов зарисовываются в тетради и записываются в выводах. Сообщаем учащимся о том, что пространство, занятое воздухом, не может быть одновременно заполнено водой или каким — либо другим веществом. Для доказательства этого факта служит демонстрационный опыт: опустить в сосуд с водой бутылку с отрезанным дном. Горлышко бутылки, предварительно закупорить пробкой. В пробку вставлена стеклянная трубка. Отверстие трубки закрыть пальцем — вода в бутылку не заходит. Когда палец отнимается от отверстия стеклянной трубки, учащиеся видят, как выходит из бутылки воздух (над отверстием трубки помешается флажок, горящая спичка и т.д.). Данный опыт позволяет объяснить, что свойство воздуха занимать место используется при постройке водолазного колокола (кессона). Рассказ о водолазном колоколе можно проиллюстрировать повторным погружением в воду бутылки, предварительно поместив в нее картонного человечка, прикрепленного проволокой к пробке.
Для проверки усвоения учащимися знаний о том, что воздух занимает место, им дается вопрос-задача: «Можно ли опустить на дно банки, наполненной водой, кусочек сахара, так, чтобы он не намок и оставался бы там сухим?» или познавательная задача следующего содержания: «Иллюзионист поставил на стол аквариум с водой, в которой плавали золотые рыбки. Затем артист положил на воду пробковый кружок и посадил на него живого цыпленка. Плотик с пушистым мореплавателем был накрыт стеклянным колпаком. Фокусник начал медленно погружать колпак в воду. Вода стала постепенно заполнять колпак. Зрители затаили дыхание… Что произойдет с цыпленком? Объясните этот фокус, применив полученные вами знания».
При изучении свойств воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении ставятся демонстрационные опыты, к их постановке привлекаются и учащиеся. Интересны и занимательны опыты с надетым на колбу резиновым шариком или с бегающей каплей. Кроме того, что эти опыты дополняют описанные в учебники, они приводят детей к выводу, что воздух при нагревании расширяется и делается более упругим. Опыты, показывающие, что воздух сжимаем и упруг, проводится демонстрационно. Это помогает понять, почему в опыте, установившем, что воздух занимает место, в бутылку все же вошло немного воды.
Большой интерес в методическом отношении представляет опыт с взвешиванием воздуха, который является прекрасным объектом для развития у младших школьников логического мышления. Детям вначале предлагается решить задачу: «Что произойдет, если: взять хорошо закупоренную колбу и уравновесить её на весах. Затем вынуть пробку, некоторое время нагреть колбу на спиртовке, вновь закупорить её и опять взвесить?»
1
2
Четвёртое заседание клуба «Мы и окружающий мир» в 3 классе УМК «Перспективная начальная школа». Чулкова Елена Александровна
3
Задачи урока: С помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении -сжимается, что тёплый воздух легче холодного; Формировать знания о практическом применении этих свойств человеком; Способствовать развитию умения ставить несложные опыты.
4
Широкие сосуды с водой, стеклянные стаканы, одинаковые металлические банки из под напитков, скотч, воздушные шары, палочки, колбы со вставленной стеклянной трубкой, стаканы с водой. Федотова, О. Н., Трофимова, Г. В., Трофимов, С. А., Краснова, Л. А. Наш мир. 3 класс: ‘ учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига / Учебник, Федотова, О. Н., Трофимова, Г. В., Трофимов, С. А., Краснова, Л. А. Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: тетради для самостоятельной работы 1 и 2. — М.: Академкнига / Учебник, Федотова, О. Н., Трофимова, Г. В. Трофимов, С. А., Краснова, Л. А. Наш мир знакомый и загадочный. 3 класс: учебник- хрестоматия. — М.: Академкнига / Учебник, Учебники, хрестоматии, тетради.
5
План урока Мобилизующий этап. Целеполагание. Актуализация знаний Совместное открытие знаний. Обобщение изученного (Практическое применение знаний) Информация о Д/З Рефлексия
6
1.Целеполагание Загадка. Чего ни в комнате, ни на улице не увидишь?
7
2. Актуализация знаний детей Воздух – это смесь газов. Из каких газов он состоит?
8
Ответь на вопросы: Какой газ поддерживает горение? Какой газ необходим для дыхания? Газ, который выделяется при дыхании живых организмов, называется…
9
Ответь на вопросы: О каких свойствах воздуха вы узнали во 2 классе? Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло. Какие свойства воздуха можно определить с помощью органов чувств? воздух прозрачен бесцветен не имеет запаха
10
3. Организация работы в группах Председатель назначает руководителей групп. Руководитель группы напоминает правила поведения во время проведения опытов. Цель и план проведения опытов коллективно обсуждаются. Результаты опыта дети записывают в тетрадь для самостоятельной работы.
11
«Правила поведения при проведении опытов» 1.Необходимо бережно относится ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться. 2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять. 3. Опыты проводятся поочередно каждым учеником. 4. Если опыт проводит один ученик, то остальные молча наблюдает. Только после этого проводится обмен мнениями по результатам проведенного опыта. 5.Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным. 6.Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только с разрешения учителя. 7. После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
12
Опыт 1. Занимает ли воздух место (пространство)? Внимательно прочитайте ход опыта. Рассмотрите иллюстрацию. Проведи опыт. Сформулируйте вывод и сделайте записи в тетради.
13
Опыт 2. Постарайся взвесить воздух с помощью самодельных весов. По результатам опыта сделай вывод.
14
Опыт 3. Исследуй, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении. По результатам опыта сделай вывод.
15
Проверка полученных результатов. — О каких свойствах воздуха вы узнали? ( Представители групп рассказывают о результатах работы). При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается. Воздух можно сжать и взвесить. Воздух занимает пространство.
16
4. Практическое применение знаний о свойствах воздуха 1) Чтение статей по группам в хрестоматии : 1гр. «Колокол, который никогда не звонил» 2гр. «А воздух совсем ничего не весит?» 3гр. «Можно ли нарисовать невидимку?» Обсуждение прочитанных статей. — Приведите примеры использования свойств воздуха. (Надувные игрушки, насос, кислородная подушка в больнице, духовые инструменты…)
17
2.) Решение практических задач (работа в группах) На какой полке в железнодорожном вагоне теплее спать: на верхней или на нижней? В холодный осенний день Саша и Матвей получили в подарок по надутому воздушному шарику. Подарок они получили дома, а когда вышли с ними на улицу, шарики съёжились. Почему? В каких варежках теплее: в тканевых, в вязанных или в меховых?
18
5. Информация о домашнем задании ( дифференцированное ): Читать статью учебника 1 группа: подготовить сообщение о свойствах воздуха для первоклассников. 2 группа: выполнить рисунок «Как человек применяет свойства воздуха»
19
5. Рефлексия. Игра «Круг» Учащиеся встают в круг и по очереди одним предложением рассказывают, что нового узнали на уроке.
20
Источники дополнительной информации: Зазнобина Л., Ковенько Л. Моя самая первая книжка о превращениях в природе.- М.: «Дрофа»,1996. Занимательное природоведение.- М.: «Омега», Мар Е. Воздух, которым мы дышим.- М.: «Детская литература», Дорохов А. Лёгкий…тяжёлый…жидкий. – М.: «Детская литература», 1981.