Какие свойства воздуха используют животные когда прячутся

Какие свойства воздуха используют животные когда прячутся thumbnail

Воздух – это смесь газов. Окружает планету, образует атмосферу и содержится во всём, что существует. Он есть в воде, земле, растениях, животных, горах, камнях и необходим для жизни живых организмов. Физические, химические и гигиенические свойства формируют климат в регионах частей Земли, влияют на жизнедеятельность растений и животных.

Основные свойства воздуха

  • Прозрачен.
  •  Не имеет цвета и запаха.
  • Не имеет формы, занимает всё пространство.
  • Упругость.
  • Проводит звук и солнечные лучи.
  • Сохраняет тепло.
  • При нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
  • Подвижен.

Физические свойства

  1. Температурные. Регулирует теплообмен.
  2. Влажность. Определяет насыщение газов кислородом, содержание водяного пара.
  3. Атмосферное давление. Масса атмосферного столба, который давит на поверхность планеты и на всё, что расположено внутри воздушного океана.
  4. Подвижность. Формирует ветра и обновление газового состава.
  5. Солнечная радиация. Определяет процент радиоактивных веществ и газов, содержащихся в атмосфере. Основной показатель формирования климата планеты.
  6. Электрическая активность. Количество электрических зарядов, содержащихся в воздушном пространстве.

Химический состав воздуха

Воздушная оболочка Земли формируется из смеси газов:

  • Азот. Основной компонент атмосферы. Не участвует в дыхании, не поддерживает горение. Обеспечивает жизнедеятельность водорослей и некоторых растений.
  • Кислород. Жизненно необходимый элемент. Является необходимым в формировании биологических процессов организмов животных, растений. Служит окислителем и основным компонентом горения веществ.
  • Углекислый газ. Поглощается деревьями и преобразуется в кислород.

Диаграмма состава воздухаВ небольших количествах атмосфера содержит озон, водород, неон, другие газы.  По количеству содержания вредных примесей определяют чистоту воздуха. Подробнее – в статье о составе воздуха.

Теплопроводность воздуха

Окружающий воздух практически не проводит тепло. Особенность задерживать тепловой заряд широко используется человеком и животными. Ограничивая подвижность потока, воздушная прослойка задерживает теплообмен организмов, создаёт комфортный микроклимат.

При нагревании с воздухом происходит расширение и он поднимается, становится разреженным. Изменяется его химический состав и влажность. Водяной пар распадается на отдельные газы, становится более летучим.

При охлаждении воздух сжимается и он опускается. Незначительное содержание твёрдых частиц в газах окисляется и насыщается водяными парами. Воздух становится тяжелее и плотнее.

Применение и использование свойств воздуха

Воздушную оболочку планеты активно используют животные и птицы. Способность задерживать тепло помогает животным выживать и регулировать тепловые процессы организма. Шерсть, обитателей северных широт, имеет полую структуру.

Особое строение пера и движение воздушных масс птицы используют для полётов и планирования над землёй.

Значение воздухаНаполненный атмосферой пузырь, удерживает рыб в толще воды и способствует перемещению из глубин водоёмов к поверхности.

Подвижность используется растениями для опыления и распространения семян на большие площади.

Человек использует свойства атмосферы в широких спектрах своей жизнедеятельности:

  • Теплопроводность обеспечивает обогрев и терморегуляцию организма.
  • Способность тёплых воздушных потоков подниматься используют в полётах.
  • Упругость и сжатие применяют во всех промышленных системах. Его закачивают в автомобильные шины. Нагнетая воздушное давление, работают пневматические инструменты, оружие.
  • Кислород участвует в процессах горения. Все двигатели внутреннего сгорания потребляют большие объёмы кислорода и его соединений.

Более подробная информация об использовании и значении воздуха живыми организмами здесь.

Сравнение свойств воды и воздуха

Основную роль воздушный океан играет в дыхании всех живых существ Земли. Содержание его в воде используется всеми подводными животными и растениями.

Вода и воздух имеют похожие параметры. Она так же прозрачна и безвкусна, так же реагирует на нагрев и охлаждение. Основным отличием воды является способность растворять вещества и её большая плотность. Вода имеет большую массу и теплопроводность, проводит заряды электричества. Способность извлекать необходимые компоненты из воды, без применения специального оборудования, человеку и млекопитающим не под силу.

Оценка статьи:

Загрузка…

Источник

Урок по окружающему миру в 3-м классе «Воздух. Его охрана»

  • Ерохина Маргарита Львовна, учитель начальных классов

Цели:

  • познакомить с составом и свойствами воздуха, познакомить с понятием «атмосфера»;

  • закреплять представления о газообразных веществах;

  • формировать умение постановки проблемных вопросов;

  • воспитывать культуру общения, умение работать в группах;

Предметные УУД :уметь использовать в речи названия свойств воздуха; воздуха чистымзнать о способах сохранения чистым

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД: добывать новые знания; находить ответы на вопросы в учебнике; отличать новое от уже известного

Метапредметные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Тип урока: изучение нового материала.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование:

  • оборудование для проведения опытов;

  • презентация;

  • учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», 3 класс, 1 часть;

  • рабочая тетрадь А.А. Плешакова по окружающему миру 1 часть;

  • полиэтиленовые пакеты, шприцы

Читайте также:  Какие свойства человека являются уникальными и присущи только

Ход урока

 I. Оргмомент. Повторение пройденного материала

– Добрый день мои любители природы. Сегодня мы продолжим с вами узнавать загадки нашего окружающего мира. Тему урока, мы определим, отгадав кроссворд. (слайд 1)

Вопросы:

  • Наука о веществах (химия)

  • С его помощью можно обнаружить крахмал (йод)

  • Лимонная, муравьиная, щавелевая, молочная… (кислота)

  • Кислота, используемая для приготовления консервов (уксус)

  • Овощ, из которой получают сахар (свёкла)

  • Разновидность сахара (глюкоза)

II. Сообщение темы урока

(слайд 2) Тема урока «Воздух и его охрана»

(слайд 3) – Что вы знаете о воздухе?

– Что вы хотите узнать?

III. Работа по теме урока

1. Что такое воздух.

Воздух является «невидимкой». Мы его не видим, но знаем, что он повсюду вокруг нас. Мы можем увидеть движение воздуха, когда пускаем мыльные пузыри, или обмахиваемся веером. В реальности существования воздуха мы легко убедимся, проделав простые опыты:

  1. Наполните полиэтиленовый пакет воздухом, завяжите его и попробуйте его осторожно сжать.
    – Легко ли он сжимается?

  1. Наполните небольшой шприц без иглы воздухом. Зажмите пальцем входное отверстие. Попробуйте передвинуть поршень.
    – Можно ли сжать воздух?
    – Что произойдёт, если отпустить палец?

(слайд 4) Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух есть везде — на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств, что мы сейчас и делали.

Ветер – это движение воздуха. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой. (слайд 5). Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинакова.

Воздушную оболочку Земли часто называют Пятым океаном. Так ли нужен Пятый океан Земле?

– Люди, растения и животные живут на дне воздушного океана. Без воздуха на земном шаре вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была лишь безжизненным небесным телом.

(чтение учеником стихотворения «Воздух»)

 Воздух
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стёкла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.

– В этом стихотворении говорится о составе воздуха и о некоторых его свойствах.

2. Состав и свойства воздуха

– Так что же такое воздух? Это газ, а вернее, смесь газов (слайд 6). Всего лишь 2 века назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.

– Откройте рабочую тетрадь стр.18 и восстановите диаграмму (слайд 7), записав, какие газообразные вещества входят в состав воздуха? Подчеркни название газа, который живые существа поглощают при дыхании.

– Какими же свойствами обладает воздух? (слайд 8)

  1. Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.
    – Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?
    – Нет.
    – Через стену мы видим соседний класс?
    – Нет.
    – А предметы, которые находятся в классе, вы видите?
    – Да.
    – О каком свойстве воздуха это говорит?
    Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.

  2. – Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета?
    – Зелёные.
    – Какого цвета школьная парта?
    – Коричневая.
    – А какого цвета воздух?
    – Он бесцветен.
     Верно, это еще одно физическое свойство воздуха.

  3. Ты замечал, что в разных помещениях пахнет по-разному?
    – В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?
    – Чистый воздух не пахнет.
    Воздух не имеет запаха.

  4. Сейчас мы проделаем опыт, чтобы узнать ещё одно свойство воздуха. Чтобы убедиться в этом, можно проделать опыты:Опыт 1
     Возьмем колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Заметим, что вода не входит в трубку — ее «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу.
    Что происходит?
    – Из трубки стали выходить пузырьки воздуха.
    Почему это стало возможным?
    – Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется.

Читайте также:  Экологический фактор это свойства оказывающие какое либо воздействие

Опыт 2
–Положим на колбу холодную влажную салфетку. Для чего я это делаю? Что же мы видим?
– Мы видим, как вода поднимается по трубке. Воздух, как бы уступает воде часть своего места. Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается.

При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

  1. Воздух плохо проводит тепло.

У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

– Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

– У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом.

– И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод.

– А еще зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.

– Мыши-полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.

– А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:

Веет стужею январь,
Рябчик, тетерев, глухарь
Глубоко зарылись в снег.
Он их греет, словно мех.

Какое свойство воздуха объясняет эти факты? (воздух плохо проводит тепло)

Физкультминутка

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперёд.
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.

Вопросы Почемучки? (слайд 9)

  1. Почему в сильные холода птицы сидят нахохлившись?

  2. Почему в домах устанавливают двойные рамы на зиму?

  3. Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым!»

– В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень полезны для человека.

А вот в городах воздух совсем другой, загрязненный. Вы мне можете объяснить с чем или с кем это связано?

Источники загрязнения: (слайд 10)

  • фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль,

  • автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ,

  • пожары, извержения вулканов,

  • загрязнение земли непереработанным мусором.

Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!

Что люди должны сделать, чтобы воздух был чистым? Используя текст учебника на стр.47, найдите пути решения этой проблемы. (слайд 11)

IV. Закрепление изученного материала

Тест «Воздух. Его охрана» (слайд 13,14)

  1. Какие вещества входят в состав воздуха?

А. водород, медь, цинк
Б. кислород, азот, углекислый газ
В. хлор, фтор, йод

  1. Какой газ воздуха необходим для дыхания?

А. азот
Б. кислород
В. углекислый газ

  1. Какими свойствами обладает воздух?

А. Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохопроводит тепло
В. Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха

  1. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство используется?

А. При нагревании воздух расширяется
Б. При охлаждении воздух сжимается
В. Воздух плохо проводит тепло

  1. Как нужно охранять воздух от загрязнения?

А. Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник.
Б. Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

Ответ: (слайд 15,16) 1. В, 2. В, 3. А, 4. В, 5. Б 

Читайте также:  От концентрации каких соединений зависят буферные свойства клетки

Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.

(слайд 18) Для здоровья людей, всего живого на Земле нам нужен чистый воздух. Ведь только чистый воздух дает ЖИЗНЬ!

Итак, закончите фразы :

Я узнал …

Я удивился …

Я хочу еще узнать …

Было трудно …

(слайд 19) Домашнее задание: стр. 44-47, читать, отвечать на вопросы, рабочая тетрадь стр. 20 № 5.

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру «Воздух и его свойства»(2 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Выполнила Кузнецова Дарья, ученица 2 «Д» класса МБОУ «ЦО №12» г. Тулы Воздух

Описание слайда:

Выполнила Кузнецова Дарья, ученица 2 «Д» класса МБОУ «ЦО №12» г. Тулы Воздух и его свойства

2 слайд

Воздух – это смесь газов. В его состав входят азот, кислород, углекислый газ,

Описание слайда:

Воздух – это смесь газов. В его состав входят азот, кислород, углекислый газ, водяные пары и другие газы. Что такое воздух?

3 слайд

Свойства воздуха Воздух прозрачный, не имеет цвета, без вкуса. Можем мы увиде

Описание слайда:

Свойства воздуха Воздух прозрачный, не имеет цвета, без вкуса. Можем мы увидеть воздух? – В некоторых случаях – да! Если взять стакан с водой и подуть через соломинку, можно увидеть пузырьки воздуха.

4 слайд

Воздух занимает весь предоставленный ему объем Вокруг нас в классе, на улице,

Описание слайда:

Воздух занимает весь предоставленный ему объем Вокруг нас в классе, на улице, дома всегда есть воздух; Если мы надуем шар, воздух заполнит все предоставленное пространство.

5 слайд

Воздух пропускает солнечные лучи Когда светит Солнце, поверхность Земли нагре

Описание слайда:

Воздух пропускает солнечные лучи Когда светит Солнце, поверхность Земли нагревается. Этого бы не произошло, если бы воздух не пропускал солнечных лучей.

6 слайд

Воздух передает звук хуже, чем дерево Воздух хуже передает звук, чем дерево.

Описание слайда:

Воздух передает звук хуже, чем дерево Воздух хуже передает звук, чем дерево. Это легко доказать, положив наручные часы на стол и послушав их тиканье. Затем нужно постепенно удалить часы от себя настолько, чтобы перестать слышать их ход. Но прислонив ухо к столу, можно отчетливо услышать тиканье этих часов.

7 слайд

Воздух движется Если мы помашем веером около лица, мы ощутим легкий ветерок;

Описание слайда:

Воздух движется Если мы помашем веером около лица, мы ощутим легкий ветерок; Движение воздуха в горизонтальном направлении называется ветер; Ветер возникает тогда, когда на место теплого воздуха поступает холодный воздух.

8 слайд

Человек использует свойство воздуха – движение Строятся ветряные мельницы, ве

Описание слайда:

Человек использует свойство воздуха – движение Строятся ветряные мельницы, ветряные электростанции. Ветер надувает паруса кораблей.

9 слайд

Воздух сжимаем и упруг Если ударить мячом об пол, воздух в мячике сжимается.

Описание слайда:

Воздух сжимаем и упруг Если ударить мячом об пол, воздух в мячике сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.

10 слайд

Теплый воздух поднимается кверху Это свойство воздуха можно увидеть и дома, к

Описание слайда:

Теплый воздух поднимается кверху Это свойство воздуха можно увидеть и дома, когда теплый воздух из печной трубы поднимается вверх. Люди заметили это свойство воздуха и решили использовать его для подъема вверх различных предметов. Так придумали воздушный шар.

11 слайд

Воздух сохраняет тепло Почему звери к зиме надевают тёплые пушистые шубки? В

Описание слайда:

Воздух сохраняет тепло Почему звери к зиме надевают тёплые пушистые шубки? В пушистых шубках между ворсинками больше воздуха, который сохраняет тепло. Почему звери и птицы в сильный холод прячутся в снег? Хоть снег и холодный, но между снежинками есть воздух. Этот воздух и защищает животных от холода.

12 слайд

Воздух легче воды Мы не боимся утонуть, надев спасательный круг, плывя на над

Описание слайда:

Воздух легче воды Мы не боимся утонуть, надев спасательный круг, плывя на надувном матрасе или резиновой лодке; Почему? Потому что в этих предметах воздух!

13 слайд

Итак, свойства воздуха: Воздух прозрачный, не имеет цвета, без вкуса; Воздух

Описание слайда:

Итак, свойства воздуха: Воздух прозрачный, не имеет цвета, без вкуса; Воздух движется; Воздух занимает весь предоставленный ему объем; Воздух хорошо пропускает солнечные лучи; Воздух хуже предает звук, чем дерево; Воздух сжимаем и упруг; Теплый воздух поднимается кверху; Воздух сохраняет тепло; Воздух легче воды

14 слайд

 Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Выберите книгу со скидкой:

Какие свойства воздуха используют животные когда прячутся

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Какие свойства воздуха используют животные когда прячутся

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Какие свойства воздуха используют животные когда прячутся

Курс повышения квалификации

Какие свойства воздуха используют животные когда прячутся

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-398810

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник