Какие свойства воздуха используют животные

Какие свойства воздуха используют животные thumbnail

Воздух – это смесь газов. Окружает планету, образует атмосферу и содержится во всём, что существует. Он есть в воде, земле, растениях, животных, горах, камнях и необходим для жизни живых организмов. Физические, химические и гигиенические свойства формируют климат в регионах частей Земли, влияют на жизнедеятельность растений и животных.

Основные свойства воздуха

  • Прозрачен.
  •  Не имеет цвета и запаха.
  • Не имеет формы, занимает всё пространство.
  • Упругость.
  • Проводит звук и солнечные лучи.
  • Сохраняет тепло.
  • При нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
  • Подвижен.

Физические свойства

  1. Температурные. Регулирует теплообмен.
  2. Влажность. Определяет насыщение газов кислородом, содержание водяного пара.
  3. Атмосферное давление. Масса атмосферного столба, который давит на поверхность планеты и на всё, что расположено внутри воздушного океана.
  4. Подвижность. Формирует ветра и обновление газового состава.
  5. Солнечная радиация. Определяет процент радиоактивных веществ и газов, содержащихся в атмосфере. Основной показатель формирования климата планеты.
  6. Электрическая активность. Количество электрических зарядов, содержащихся в воздушном пространстве.

Химический состав воздуха

Воздушная оболочка Земли формируется из смеси газов:

  • Азот. Основной компонент атмосферы. Не участвует в дыхании, не поддерживает горение. Обеспечивает жизнедеятельность водорослей и некоторых растений.
  • Кислород. Жизненно необходимый элемент. Является необходимым в формировании биологических процессов организмов животных, растений. Служит окислителем и основным компонентом горения веществ.
  • Углекислый газ. Поглощается деревьями и преобразуется в кислород.

Диаграмма состава воздухаВ небольших количествах атмосфера содержит озон, водород, неон, другие газы.  По количеству содержания вредных примесей определяют чистоту воздуха. Подробнее – в статье о составе воздуха.

Теплопроводность воздуха

Окружающий воздух практически не проводит тепло. Особенность задерживать тепловой заряд широко используется человеком и животными. Ограничивая подвижность потока, воздушная прослойка задерживает теплообмен организмов, создаёт комфортный микроклимат.

При нагревании с воздухом происходит расширение и он поднимается, становится разреженным. Изменяется его химический состав и влажность. Водяной пар распадается на отдельные газы, становится более летучим.

При охлаждении воздух сжимается и он опускается. Незначительное содержание твёрдых частиц в газах окисляется и насыщается водяными парами. Воздух становится тяжелее и плотнее.

Применение и использование свойств воздуха

Воздушную оболочку планеты активно используют животные и птицы. Способность задерживать тепло помогает животным выживать и регулировать тепловые процессы организма. Шерсть, обитателей северных широт, имеет полую структуру.

Особое строение пера и движение воздушных масс птицы используют для полётов и планирования над землёй.

Значение воздухаНаполненный атмосферой пузырь, удерживает рыб в толще воды и способствует перемещению из глубин водоёмов к поверхности.

Подвижность используется растениями для опыления и распространения семян на большие площади.

Человек использует свойства атмосферы в широких спектрах своей жизнедеятельности:

  • Теплопроводность обеспечивает обогрев и терморегуляцию организма.
  • Способность тёплых воздушных потоков подниматься используют в полётах.
  • Упругость и сжатие применяют во всех промышленных системах. Его закачивают в автомобильные шины. Нагнетая воздушное давление, работают пневматические инструменты, оружие.
  • Кислород участвует в процессах горения. Все двигатели внутреннего сгорания потребляют большие объёмы кислорода и его соединений.

Более подробная информация об использовании и значении воздуха живыми организмами здесь.

Сравнение свойств воды и воздуха

Основную роль воздушный океан играет в дыхании всех живых существ Земли. Содержание его в воде используется всеми подводными животными и растениями.

Вода и воздух имеют похожие параметры. Она так же прозрачна и безвкусна, так же реагирует на нагрев и охлаждение. Основным отличием воды является способность растворять вещества и её большая плотность. Вода имеет большую массу и теплопроводность, проводит заряды электричества. Способность извлекать необходимые компоненты из воды, без применения специального оборудования, человеку и млекопитающим не под силу.

Оценка статьи:

Загрузка…

Источник

ШУЙКЕБАЕВА АЙГЕРИМ БЕЙБЭТОВНА

КГУ «ПОБЕДИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА», КАРАБАЛЫКСКИЙ РАЙОН, С. ПОБЕДА

Тема урока: «Воздух. Значение воздуха для человека, животных и растений »

Цели: Образовательные:

  • Дать представление о воздухе, познакомить с составом и некоторыми свойствами воздуха;
  • Расширить представление об использовании воздуха;
  • Показать значимость воздуха для жизни растений, животных, человека;
  • Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, важнейшие меры по его защите.

Развивающие:

  • Развивать умение объективно оценивать свои знания.
  • Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
  • Развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
  • Создать условия для развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски. Воспитательные:
  • Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
    Ход урока:
  1. I. Организационный момент.
    Прозвенел долгожданный звонок.
    Незнайка вновь встречи с Вами ждёт.
    Вопросы приготовил он для Вас.
    Чтоб дружно поработал весь класс.
    Он желает Вам удачи!
    За работу, в добрый час!
    II. Введение в тему урока.
    — Ребята, Незнайка хочет спросить у Вас: «Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?» (с друзьями)
    — Он полностью с Вами согласен.
    — Ребята, угадайте, кого из своих друзей пригласил Незнайка с собой на урок?
    — Отгадайте загадку и Вы узнаете, кто будет главным героем нашего урока.
    «Круглый, гладкий, как арбуз.
    Цвет любой на разный вкус.
    Коль упустишь с поводка – Улетит за облака»  (ответы)
    — Знакомьтесь – это Воздушный Шарик.
    — А, если вы отгадаете, что спрятано у шарика внутри — узнаете тему сегодняшнего урока.    Тема нашего урока «Воздух. Значение воздуха для человека, растений и животных
    III. Сообщение темы и целей урока.
    — Сегодня Незнайке и его другу Воздушному Шарику мы откроем секреты воздуха.
    Слово «воздух» происходит от слова «вдыхать». Воздух — это то, чем мы дышим.
    — Вместе с Незнайкой и Воздушным Шариком мы ответим на вопросы:  (НА ДОСКЕ)
    Что такое воздух.
    2. Какими свойствами обладает воздух?
    3. Как человек использует воздух?
    4. Нужно ли охранять воздух?
    IV.   Изучение нового материала.

—  Воздух находится вокруг нас повсюду. Как это можно доказать?  Давайте проведем опыты!
Опыт  Цель: дать возможность обнаружить воздух.
Помашите ладошками около лица. Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха.
возьмите воздушные шарики, надуйте, а затем спустите. Что вы можете сказать? Внутри шарика находится воздух. Сделайте вывод…
Вывод: воздух находится вокруг нас повсюду. (карточка с выводом вывешивается на доску)
— Правильно. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в, воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Без воздуха невозможна жизнь на земле. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой.
Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы всё живое.
— Как Вы думаете, из чего состоит воздух?  (ответы)
— Воздух – это смесь газов. В его состав входят азот (78%), кислород (21%), углекислый газ (1%), водяные пары и другие газы.
— Послушайте стихотворение «Воздух». Что можно узнать о воздухе из стихотворении?
«Воздух»
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу — густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И  лежит на них каймой,
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем
Ведь  он нам необходим!

  1. V. Опыты. Исследование свойств воздуха.
    — Как назван воздух в стихотворении? (невидимка)
    —  Можно ли воздух увидеть?  (ответы)
    Опыт 1.  Иногда  воздух можно обнаружить при помощи зрения.
    Ход. Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку.
    — Что произошло, если опустить соломинку в воду и подуть?  (Появляются пузырьки)
    Это пузырьки воздуха.
    Вывод: В некоторых случаях можно обнаружить воздух при помощи зрения. (карточка с выводом вывешивается на доску)
    Опыт 2.   Цель: показать, что  воздух прозрачен.
    Ход.  Сравните  воздух с непрозрачными предметами. Дверь, книга – непрозрачны – через них мы не видим окружающие предметы. А через воздух?  (всё видно)
    Вывод: Воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы. (карточка с выводом вывешивается на доску)
    Опыт 4.   Цель: показать, что   чистый воздух ничем не пахнет.
    Ход.  Вдохнуть глубоко, что Вы почувствовали? (ничего)
    Пахнет чем–нибудь воздух? (нет)
    Закроем глаза. (ПШЫКНУТЬ) что почувствовали?  Предложим последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.  Какой запах имел воздух до того, как он был насыщен разными запахами?
    Вывод: Воздух не имеет запаха. (карточка с выводом вывешивается на доску)
    Опыт 5.   Цель: показать, что   чистый воздух не имеет вкуса. Не ощущаем.
    Ход.  Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его.  Какой вывод сделаем?
    Вывод:  Воздух не имеет вкуса. (карточка с выводом вывешивается на доску)
    Опыт 6.   Цель: показать, что   воздух не имеет формы.
    Ход.  Возьмите в руки учебник. Какой он формы? Попробуйте взять в руки воздух. Получилось?  Имеет воздух форму?
    Вывод:  Воздух не имеет формы. (карточка с выводом вывешивается на доску)
    Вывод:  Воздух находится вокруг нас, но мы его не замечаем, потому что…
    VI.   Физкультминутка. Шарики воздушные
    VII.   Использование свойств воздуха человеком.
    Сегодня Вы ещё больше узнаете о воздухе (его свойствах). И о том, как человек использует это в своей жизни.
    Ход.  Помашите тетрадками перед собой. Что почувствовали?  (лёгкий ветерок)
    — Как ветер связан с воздухом?
    — Давайте вспомним, что мы знаем о ветре.
    « Земля в разных местах по — разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный  воздух опускается на его место. Вот и возникает ветер. Значит ветер – это движение воздуха».
    Вывод:  Воздух движется. (карточка с выводом вывешивается на доску)
    — Воздух заставляет двигаться и крутиться предметы, образует волны, поднимает пыль
    Опыт 8.   Цель: показать, что   воздух сжимаем и упруг.
    Ход.  Ударь мячом об пол.  Что происходит?  Воздух в мячике сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.
Читайте также:  Свойства каких объектов в идентификационном исследовании

Вывод:  Воздух сжимаем и упруг. (карточка с выводом вывешивается на доску)
Посмотрите, где использует человек это свойство воздуха.
Вывод: Теплый воздух поднимается вверх.
(карточка с выводом вывешивается на доску)
 Это свойство воздуха можно увидеть и дома, когда теплый воздух из печной трубы поднимается вверх. Люди заметили это свойство воздуха и решили использовать его для подъема вверх различных предметов. Так придумали воздушный шар.
Вывод: При нагревании воздух расширяется.
(карточка с выводом вывешивается на доску)
Вывод: При охлаждении воздух сжимается.
(карточка с выводом вывешивается на доску) 

А сейчас ребята вашему вниманию предоставляется видео, где подтверждены ваши выводы об опытах.

Рассказ учителя.
«
Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными части­цами снега много воздуха и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающее стебли и корни растений.
Осенью белка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зим­ний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.
Это происходит потому, что… Вывод:  Воздух плохо проводит тепло.  Сохраняет тепло.  (карточка с выводом вывешивается на доску)
VIII.   Закрепление знаний.

— Перечислите свойства воздуха
IX.  Охрана воздуха.
— Ребята, людям, животным, растениям — всем нужен воздух.
— Ребята, а от чего воздух может загрязняться?  (ответы)
— Почему же на земле его не становится меньше?    ( ответы)
— Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным. Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.
— Что же делаю люди, чтобы воздух был чистым?   (ответы)
— На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух.
Но главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Поэтому люди сажают их в населённых пунктах, высаживают в лесах.   (Слайд 30)
X.  Итог урока.  Наш урок подходит к концу. Мы закончили исследовать воздух. ТЕСТ Ответьте на вопросы теста, теперь поменяйтесь тестами с соседом. И проверьте, поставьте оценку. (ОТВЕТЫ НА ДОСКЕ И КРИТЕРИИ) ОЦЕНИВАНИЕ!!!!

— Молодцы, ребята. Дружная работа на уроке помогла вам узнать много интересного о воздухе.
XI. Рефлексия. Ребята, незнайка благодарит вас за работу на уроке, теперь он много знает о воздухе, потому что вы ему в этом помогли!

Читайте также:  Какой элемент обладает наиболее выраженным металлическим свойством

Итак ребята, у вас на партах лежат карточки на выявление уровня комфортности на уроке, самооценку уровня усвоения материала,   работы на уроке
XI I.  Домашнее задание.

В учебнике читать, пересказывать с. 56

КГУ «Побединская основная школа»

Открытый урок по познанию мира во 2 классе на тему:

«Воздух. Значение воздуха для человека, животных и растений »

Учитель: Шуйкебаева А.Б.

2016-2017 уч.год

Источник

Фирсова Галина Александровна
Конспект ОД «Воздух, его свойства и значение для живых организмов» в подготовительной группе

Конспект

образовательной познавательно-исследовательской деятельности

в подготовительной группе

детского сада «Светлячок»

с. Калинино Вурнарского района

Чувашской Республики

Задачи:

Закреплять и уточнять знания детей о свойствах воздуха (воздух заполняет все пустое пространство, имеет вес, он бесцветен, без запаха, давит на все поверхности, с которыми соприкасается и сжимается, является проводником звука);

на основании опытной деятельности формировать понимание того, что человек не может жить без воздуха; дать представление о составе окружающего воздуха; помочь детям сделать вывод о том, что растения дают живым существам кислород для дыхания;

закреплять элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, значении чистого воздуха для здоровья человека, некоторых правилах экологической безопасности;

закреплять умение работать в коллективе, соблюдать правила безопасности во время опытов;

формировать умение устанавливать причинно-следственные связи; развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, зрительное и слуховое восприятие, развивать интерес к познавательной деятельности;

воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование и материалы: вывеска «Лаборатория»,оборудование для проведения опытов: мыльные пузыри, воздушные шары, прозрачные пластиковые бутылки, тазики для воды, шарики пинг-понга, стаканы с теплой водой, цветные веера из картона, картина «Солнышко», резиновые и пластмассовые игрушки, шприцы, деревянный парусный кораблик, трубочки-соломинки, графин, тонкий лист бумаги, свистульки, музыкальные инструменты и др.

Предварительная работа: проведение элементарных опытов, определяющих свойства воздуха.

Словарная работа: лаборатория, газ, кислород, углекислый газ, исследование, эксперимент, прозрачный, поршень.

Ход занятия

Воспитатель: ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: Это помещение, где проводят разные опыты и исследования.

Воспитатель: Правильно, ребята. В лабораториях на столах находится оборудование, необходимое для опытов.

Сегодня я, на правах старшей по возрасту, возьму на себя роль заведующего лабораторией (надеваю белый халат, шапочку). А вы будете научными работниками и лаборантами.

Все сотрудники лаборатории должны соблюдать ряд правил:

Правило № 1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило № 2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило № 3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило № 4. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи все на место.

Правило № 5. Помни, что некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Что мы будем сегодня исследовать, вы узнаете из загадок.

1. Такой большой, что занимает весь мир.

Такой маленький, что пройдет в любую щель.

(воздух)

2. Он нам нужен, чтоб дышать

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

(воздух)

Что это?

Дети: Воздух.

Воспитатель: правильно, воздух. Сегодня я вам предлагаю изучать свойства воздуха и сделать вывод, нужен ли воздух людям животным. И если нужен, то какой.

А сейчас я вам предлагаю пройти в лабораторию и занять свои рабочие места.

Ребята, некоторые свойства воздуха вы уже знаете. Назовите их.

Дети: — Воздух находится повсюду.

Воздух прозрачный.

Воздух невидимый.

Воспитатель: Правильно, ребята. А что еще бывает прозрачными? Давайте найдем прозрачные предметы в группе.

Дети: Стекла в окне, стенки аквариума, стенки стакана, стенки графина.

Воспитатель: Правильно, ребята.

А сейчас мы с вами приступаем к опытам.

Чтобы ответить на вопрос, где встречается воздух, проделаем мы с вами несколько опытов.

У меня в руке лист тонкой бумаги, разрезанный на полоски. А что происходит с полосками?

— Мы не прикасаемся к ним.

— Что их толкает?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Воздух –невидимка окружает нас повсюду: на улице, в группе, в любой комнате.

К нам в гости пришел мыльный пузырь. Он очень старался, раздулся. А кто ему помог стать таким пузырем?

Воздух.

Воспитатель: Воздух нельзя увидеть, его можно почувствовать. А когда мы еще чувствуем воздух,вы отгадайте из загадки:

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет.

(ветер)

Воспитатель: Что такое ветер? Кто из вас чувствовал его? Откуда же прилетает ветер?

Рассказ – объяснение «Как образуется ветер?» (Рассказ воспитателя.)

(Показ картины «Солнышко».)

Солнце греет землю неодинаково, неравномерно. Всегда где-то теплее, где-то холоднее. Массы холодного воздуха мчатся туда, где теплее, где теплый воздух как бы освободил место холодному, потому что сам он легче и поднимается вверх, Вот и получается ветер.

Воспитатель: А сейчас мы попытаемся услышать нашего невидимку.

Сейчас ко мне подойдут трое детей. (Воспитатель раздает воздушные шары и предлагает надувать их.)

А сейчас, ребята, выпускаем воздух через маленькое отверстие из надутого шарика.

Воспитатель: Что выходить из шарика?

Дети: Воздух выходит из шарика.

Воспитатель: Правильно, ребята. Это воздух выходит из шарика.

Стол № 1. Возьмите пустую прозрачную пластиковую бутылку. Опустите бутылку в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Смотрите, что будет с водой.

Ребенок: Из горлышка выходят пузырьки.

Воспитатель: Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Читайте также:  Инжир какие полезные свойства

Итак,сделаем вывод: воздух находится повсюду, он занимает любое свободное пространство.

Стол № 2. Возьмите по шарику для пинг-понга и сделайте в нем вмятину. Теперь положите его в стакан с теплой водой. Вода нагреет воздух внутри шарика. Воздух расширится и выправит вмятину.

Итак,сделаем вывод: Воздух при нагревании расширяется.

Стол № 3. Опыт называется «Ветер». Воздух не имеет запаха, но поскольку он движется, достаточно помахать на себя листом бумаги, сложенным в форме веера. Девочки, выходите с веерами. А теперь помашет веером перед лицом. Что мы чувствуем? Где люди используют это свойство воздуха? (освежители воздуха, духи.)

Воспитатель: Ребята, давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка.

(Ребята, встали все на ковер и сейчас мы с вами изобразим те предметы, в которых используется воздух.)

1.«Насос» (упражнение на дыхание).

О. с. руки опущены, сжаты в кулаки.

1 – сделать глубокий вдох, поднять руки до уровня подбородка.

2 – выдох, наклониться вперед, руки опустить.

2.«Шарик» (упражнение на дыхание).

Пальцы собрать в щепотку, руки соединить.

1 – вдох.

2 – выдох на пальцы рук – «надуваем шарик».

3.«Аэроплан»: руки в стороны, как крылья, «полетать».

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь снова занимаем свои места за столами.

Вы уже знаете, что воздух – это газ. Человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ.

Продолжим наши опыты. Стол № 4. В резиновых или пластмассовых игрушках внутри воздух. Попробуйте «утопить» их в тазу с водой. Они будут всплывать. Ребята. Где используют это свойство? (Надувные круги и матрасы для купания.)

Опыт № 5. Воздух можно сжать.

Ко мне сейчас выйдет Альберт. Возьми шприц и набери в него воздух. Закрой пальцем отверстие и сильно надави на поршень. Поршень будет опускаться с трудом. Не открывая отверстия, отпусти поршень. Посмотрите, ребята, он вернется в первоначальное положение.

Итак,вывод: поршень заставляет воздух сжаться. Поршень возвращается в первоначальное положение. Потому что сжатый воздух стремится расшириться.

Опыт № 6. Возьмите бутылку, приставьте к нижней губе и подуйте сбоку в горлышко. Что слышите? (Звук.) Теперь приложите край листочка тонкой бумаги (можно фольги) к губам и подуйте вдоль нее так, чтобы получился звук. Что происходит? (дети выдыхает струю воздуха, край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать и воздух, поэтому возникает звук.)

Опыт № 7 со свистками. Дети свистят в свистульки. Откуда берется свист? Что делает артист, играющий на духовых инструментах? Он дует, получаются звуки, в отличие от свиста – музыкальные.

Опыт № 8 «Буря». Опустите парусный кораблик на воду. Дуйте на воду, кораблик плывет. А мы с вами «ветры». Ребята, что получается?

Дети: Волны, как в море.

Воспитатель: Чем сильнее дуть, тем выше волны. С помощью ветра, который вы создали, кораблик плывет по воде. Ребята, опыт вам понравился? Молодцы.

Опыт № 9. Берите стакан с водой и опускайте в него соломинку. Давайте, дуйте в соломинку. Что у вас получилось? «Буря» в стакане воды.

Опыт № 10. На столе банка с водой и стаканчики. Стакан переворачиваете вверх дном и медленно опускаете его в банку с водой (стакан держите очень прямо).

Ребята, что получается? Попадет ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воздух.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Со всеми опытами справились. Вы – настоящие научные работники нашей лаборатории.

Вы теперь так много знаете о воздухе, что, наверное,уже сможете ответить на самый главный вопрос: может ли человек жить без воздуха?

Дети: Не сможет?

А сейчас мы проведем гимнастику для глаз: наши глаза могут, как воздух, сжиматься и расширяться (глаза широко раскрываете – зажмурьте.

Покажите, что воздух есть везде:

Круговые движения глазами.

Горячий воздух легче холодного:

Покажите глазами вверх – вниз.

Движение воздуха доносит до нас запахи.

Покажите: движение глазами вправо – влево.

Воспитатель: Молодцы, ребята. У вас все хорошо получилось.

Воспитатель: А сейчас глубоко вздохните и закройте ладонями рот и нос (дети выполняют). Долго ли вы смогли находится без доступа воздуха?

Дети: Нет, хотелось поскорее вздохнуть.

Воспитатель: Действительно, человек может очень недолгое время обходиться без воздуха.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый и все же

Без него мы жить не можем.

Воспитатель: Действительно, человек не может жить без воздуха. Мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ. Но откуда же берется кислород? Кто нас выручает? Кто не позволяет нам задохнуться?

Ребята, вспомните, где нам легче дышится?

Дети: В лесу, в парке, там, где много растений.

Воспитатель: Правильно, легко дышать нам помогают растения. К счастью им необходим именно углекислый газ, который мы выдыхаем.

Поэтому и дуб-великан, и маленькая травинка и наши комнатные растения ловят углекислый газ и возвращают в воздух кислород.А сейчас мы с вами вместе подумаем и сделаем вывод: как человек сможет сделать, чтобы воздух был чистым?

Ответы детей:

— Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними.

— Поливать улицы, дорожки водой, чтобы было меньше пыли, не бросать мусор.

— Водители должны следить, чтобы машины были исправны и не выделяли много выхлопных газов.

На заводах и фабриках должны работать специальные лаборатории, следящие за тем, чтобы отходы производства очищались. Для этого на трубы ставят фильтры, строятся очистные сооружения.

Воспитатель: Рабочий день в лаборатории подходит к концу.

Итак, о каких свойствах воздуха вы сегодня узнали:

Воздух находится повсюду.

— Он невидимый.

— Он прозрачный.

— Имеет вес.

Воздух без цвета.

Воздух без запаха.

— Давит на все поверхности, с которыми соприкасается.

Воздух расширяется и сжимается.

— Является проводником звука.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все сегодня хорошо справились со своими заданиями. И гостям было интересно наблюдать за вашими опытами. Всем моим сотрудникам в качестве награды за ваш труд я преподнесу вам сладкий сюрприз. Молодцы, ребята!

(Воспитатель угощает сладостями.)

Источник