Какие свойства воздуха используют животные
Воздух – это смесь газов. Окружает планету, образует атмосферу и содержится во всём, что существует. Он есть в воде, земле, растениях, животных, горах, камнях и необходим для жизни живых организмов. Физические, химические и гигиенические свойства формируют климат в регионах частей Земли, влияют на жизнедеятельность растений и животных.
Основные свойства воздуха
- Прозрачен.
- Не имеет цвета и запаха.
- Не имеет формы, занимает всё пространство.
- Упругость.
- Проводит звук и солнечные лучи.
- Сохраняет тепло.
- При нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
- Подвижен.
Физические свойства
- Температурные. Регулирует теплообмен.
- Влажность. Определяет насыщение газов кислородом, содержание водяного пара.
- Атмосферное давление. Масса атмосферного столба, который давит на поверхность планеты и на всё, что расположено внутри воздушного океана.
- Подвижность. Формирует ветра и обновление газового состава.
- Солнечная радиация. Определяет процент радиоактивных веществ и газов, содержащихся в атмосфере. Основной показатель формирования климата планеты.
- Электрическая активность. Количество электрических зарядов, содержащихся в воздушном пространстве.
Химический состав воздуха
Воздушная оболочка Земли формируется из смеси газов:
- Азот. Основной компонент атмосферы. Не участвует в дыхании, не поддерживает горение. Обеспечивает жизнедеятельность водорослей и некоторых растений.
- Кислород. Жизненно необходимый элемент. Является необходимым в формировании биологических процессов организмов животных, растений. Служит окислителем и основным компонентом горения веществ.
- Углекислый газ. Поглощается деревьями и преобразуется в кислород.
В небольших количествах атмосфера содержит озон, водород, неон, другие газы. По количеству содержания вредных примесей определяют чистоту воздуха. Подробнее – в статье о составе воздуха.
Теплопроводность воздуха
Окружающий воздух практически не проводит тепло. Особенность задерживать тепловой заряд широко используется человеком и животными. Ограничивая подвижность потока, воздушная прослойка задерживает теплообмен организмов, создаёт комфортный микроклимат.
При нагревании с воздухом происходит расширение и он поднимается, становится разреженным. Изменяется его химический состав и влажность. Водяной пар распадается на отдельные газы, становится более летучим.
При охлаждении воздух сжимается и он опускается. Незначительное содержание твёрдых частиц в газах окисляется и насыщается водяными парами. Воздух становится тяжелее и плотнее.
Применение и использование свойств воздуха
Воздушную оболочку планеты активно используют животные и птицы. Способность задерживать тепло помогает животным выживать и регулировать тепловые процессы организма. Шерсть, обитателей северных широт, имеет полую структуру.
Особое строение пера и движение воздушных масс птицы используют для полётов и планирования над землёй.
Наполненный атмосферой пузырь, удерживает рыб в толще воды и способствует перемещению из глубин водоёмов к поверхности.
Подвижность используется растениями для опыления и распространения семян на большие площади.
Человек использует свойства атмосферы в широких спектрах своей жизнедеятельности:
- Теплопроводность обеспечивает обогрев и терморегуляцию организма.
- Способность тёплых воздушных потоков подниматься используют в полётах.
- Упругость и сжатие применяют во всех промышленных системах. Его закачивают в автомобильные шины. Нагнетая воздушное давление, работают пневматические инструменты, оружие.
- Кислород участвует в процессах горения. Все двигатели внутреннего сгорания потребляют большие объёмы кислорода и его соединений.
Более подробная информация об использовании и значении воздуха живыми организмами здесь.
Сравнение свойств воды и воздуха
Основную роль воздушный океан играет в дыхании всех живых существ Земли. Содержание его в воде используется всеми подводными животными и растениями.
Вода и воздух имеют похожие параметры. Она так же прозрачна и безвкусна, так же реагирует на нагрев и охлаждение. Основным отличием воды является способность растворять вещества и её большая плотность. Вода имеет большую массу и теплопроводность, проводит заряды электричества. Способность извлекать необходимые компоненты из воды, без применения специального оборудования, человеку и млекопитающим не под силу.
Оценка статьи:
Загрузка…
ШУЙКЕБАЕВА АЙГЕРИМ БЕЙБЭТОВНА
КГУ «ПОБЕДИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА», КАРАБАЛЫКСКИЙ РАЙОН, С. ПОБЕДА
Тема урока: «Воздух. Значение воздуха для человека, животных и растений »
Цели: Образовательные:
- Дать представление о воздухе, познакомить с составом и некоторыми свойствами воздуха;
- Расширить представление об использовании воздуха;
- Показать значимость воздуха для жизни растений, животных, человека;
- Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, важнейшие меры по его защите.
Развивающие:
- Развивать умение объективно оценивать свои знания.
- Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
- Развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
- Создать условия для развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски. Воспитательные:
- Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока:
- I. Организационный момент.
Прозвенел долгожданный звонок.
Незнайка вновь встречи с Вами ждёт.
Вопросы приготовил он для Вас.
Чтоб дружно поработал весь класс.
Он желает Вам удачи!
За работу, в добрый час!
II. Введение в тему урока.
— Ребята, Незнайка хочет спросить у Вас: «Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?» (с друзьями)
— Он полностью с Вами согласен.
— Ребята, угадайте, кого из своих друзей пригласил Незнайка с собой на урок?
— Отгадайте загадку и Вы узнаете, кто будет главным героем нашего урока.
«Круглый, гладкий, как арбуз.
Цвет любой на разный вкус.
Коль упустишь с поводка – Улетит за облака» (ответы)
— Знакомьтесь – это Воздушный Шарик.
— А, если вы отгадаете, что спрятано у шарика внутри — узнаете тему сегодняшнего урока. Тема нашего урока «Воздух. Значение воздуха для человека, растений и животных
III. Сообщение темы и целей урока.
— Сегодня Незнайке и его другу Воздушному Шарику мы откроем секреты воздуха.
Слово «воздух» происходит от слова «вдыхать». Воздух — это то, чем мы дышим.
— Вместе с Незнайкой и Воздушным Шариком мы ответим на вопросы: (НА ДОСКЕ)
Что такое воздух.
2. Какими свойствами обладает воздух?
3. Как человек использует воздух?
4. Нужно ли охранять воздух?
IV. Изучение нового материала.
— Воздух находится вокруг нас повсюду. Как это можно доказать? Давайте проведем опыты!
Опыт Цель: дать возможность обнаружить воздух.
Помашите ладошками около лица. Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха.
возьмите воздушные шарики, надуйте, а затем спустите. Что вы можете сказать? Внутри шарика находится воздух. Сделайте вывод…
Вывод: воздух находится вокруг нас повсюду. (карточка с выводом вывешивается на доску)
— Правильно. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в, воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Без воздуха невозможна жизнь на земле. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой.
Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы всё живое.
— Как Вы думаете, из чего состоит воздух? (ответы)
— Воздух – это смесь газов. В его состав входят азот (78%), кислород (21%), углекислый газ (1%), водяные пары и другие газы.
— Послушайте стихотворение «Воздух». Что можно узнать о воздухе из стихотворении?
«Воздух»
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу — густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем
Ведь он нам необходим!
- V. Опыты. Исследование свойств воздуха.
— Как назван воздух в стихотворении? (невидимка)
— Можно ли воздух увидеть? (ответы)
Опыт 1. Иногда воздух можно обнаружить при помощи зрения.
Ход. Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку.
— Что произошло, если опустить соломинку в воду и подуть? (Появляются пузырьки)
— Это пузырьки воздуха.
Вывод: В некоторых случаях можно обнаружить воздух при помощи зрения. (карточка с выводом вывешивается на доску)
Опыт 2. Цель: показать, что воздух прозрачен.
Ход. Сравните воздух с непрозрачными предметами. Дверь, книга – непрозрачны – через них мы не видим окружающие предметы. А через воздух? (всё видно)
Вывод: Воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы. (карточка с выводом вывешивается на доску)
Опыт 4. Цель: показать, что чистый воздух ничем не пахнет.
Ход. Вдохнуть глубоко, что Вы почувствовали? (ничего)
Пахнет чем–нибудь воздух? (нет)
Закроем глаза. (ПШЫКНУТЬ) что почувствовали? Предложим последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении. Какой запах имел воздух до того, как он был насыщен разными запахами?
Вывод: Воздух не имеет запаха. (карточка с выводом вывешивается на доску)
Опыт 5. Цель: показать, что чистый воздух не имеет вкуса. Не ощущаем.
Ход. Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. Какой вывод сделаем?
Вывод: Воздух не имеет вкуса. (карточка с выводом вывешивается на доску)
Опыт 6. Цель: показать, что воздух не имеет формы.
Ход. Возьмите в руки учебник. Какой он формы? Попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет воздух форму?
Вывод: Воздух не имеет формы. (карточка с выводом вывешивается на доску)
Вывод: Воздух находится вокруг нас, но мы его не замечаем, потому что…
VI. Физкультминутка. Шарики воздушные
VII. Использование свойств воздуха человеком.
— Сегодня Вы ещё больше узнаете о воздухе (его свойствах). И о том, как человек использует это в своей жизни.
Ход. Помашите тетрадками перед собой. Что почувствовали? (лёгкий ветерок)
— Как ветер связан с воздухом?
— Давайте вспомним, что мы знаем о ветре.
« Земля в разных местах по — разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух опускается на его место. Вот и возникает ветер. Значит ветер – это движение воздуха».
Вывод: Воздух движется. (карточка с выводом вывешивается на доску)
— Воздух заставляет двигаться и крутиться предметы, образует волны, поднимает пыль
Опыт 8. Цель: показать, что воздух сжимаем и упруг.
Ход. Ударь мячом об пол. Что происходит? Воздух в мячике сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.
Вывод: Воздух сжимаем и упруг. (карточка с выводом вывешивается на доску)
— Посмотрите, где использует человек это свойство воздуха.
Вывод: Теплый воздух поднимается вверх. (карточка с выводом вывешивается на доску)
Это свойство воздуха можно увидеть и дома, когда теплый воздух из печной трубы поднимается вверх. Люди заметили это свойство воздуха и решили использовать его для подъема вверх различных предметов. Так придумали воздушный шар.
Вывод: При нагревании воздух расширяется. (карточка с выводом вывешивается на доску)
Вывод: При охлаждении воздух сжимается. (карточка с выводом вывешивается на доску)
А сейчас ребята вашему вниманию предоставляется видео, где подтверждены ваши выводы об опытах.
Рассказ учителя.
«Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающее стебли и корни растений.
Осенью белка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.
Это происходит потому, что… Вывод: Воздух плохо проводит тепло. Сохраняет тепло. (карточка с выводом вывешивается на доску)
VIII. Закрепление знаний.
— Перечислите свойства воздуха
IX. Охрана воздуха.
— Ребята, людям, животным, растениям — всем нужен воздух.
— Ребята, а от чего воздух может загрязняться? (ответы)
— Почему же на земле его не становится меньше? ( ответы)
— Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным. Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.
— Что же делаю люди, чтобы воздух был чистым? (ответы)
— На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух.
Но главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Поэтому люди сажают их в населённых пунктах, высаживают в лесах. (Слайд 30)
X. Итог урока. — Наш урок подходит к концу. Мы закончили исследовать воздух. ТЕСТ Ответьте на вопросы теста, теперь поменяйтесь тестами с соседом. И проверьте, поставьте оценку. (ОТВЕТЫ НА ДОСКЕ И КРИТЕРИИ) ОЦЕНИВАНИЕ!!!!
— Молодцы, ребята. Дружная работа на уроке помогла вам узнать много интересного о воздухе.
XI. Рефлексия. Ребята, незнайка благодарит вас за работу на уроке, теперь он много знает о воздухе, потому что вы ему в этом помогли!
Итак ребята, у вас на партах лежат карточки на выявление уровня комфортности на уроке, самооценку уровня усвоения материала, работы на уроке
XI I. Домашнее задание.
В учебнике читать, пересказывать с. 56
КГУ «Побединская основная школа»
Открытый урок по познанию мира во 2 классе на тему:
«Воздух. Значение воздуха для человека, животных и растений »
Учитель: Шуйкебаева А.Б.
2016-2017 уч.год
Фирсова Галина Александровна
Конспект ОД «Воздух, его свойства и значение для живых организмов» в подготовительной группе
Конспект
образовательной познавательно-исследовательской деятельности
в подготовительной группе
детского сада «Светлячок»
с. Калинино Вурнарского района
Чувашской Республики
Задачи:
Закреплять и уточнять знания детей о свойствах воздуха (воздух заполняет все пустое пространство, имеет вес, он бесцветен, без запаха, давит на все поверхности, с которыми соприкасается и сжимается, является проводником звука);
на основании опытной деятельности формировать понимание того, что человек не может жить без воздуха; дать представление о составе окружающего воздуха; помочь детям сделать вывод о том, что растения дают живым существам кислород для дыхания;
закреплять элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, значении чистого воздуха для здоровья человека, некоторых правилах экологической безопасности;
закреплять умение работать в коллективе, соблюдать правила безопасности во время опытов;
формировать умение устанавливать причинно-следственные связи; развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, зрительное и слуховое восприятие, развивать интерес к познавательной деятельности;
воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование и материалы: вывеска «Лаборатория»,оборудование для проведения опытов: мыльные пузыри, воздушные шары, прозрачные пластиковые бутылки, тазики для воды, шарики пинг-понга, стаканы с теплой водой, цветные веера из картона, картина «Солнышко», резиновые и пластмассовые игрушки, шприцы, деревянный парусный кораблик, трубочки-соломинки, графин, тонкий лист бумаги, свистульки, музыкальные инструменты и др.
Предварительная работа: проведение элементарных опытов, определяющих свойства воздуха.
Словарная работа: лаборатория, газ, кислород, углекислый газ, исследование, эксперимент, прозрачный, поршень.
Ход занятия
Воспитатель: ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: Это помещение, где проводят разные опыты и исследования.
Воспитатель: Правильно, ребята. В лабораториях на столах находится оборудование, необходимое для опытов.
Сегодня я, на правах старшей по возрасту, возьму на себя роль заведующего лабораторией (надеваю белый халат, шапочку). А вы будете научными работниками и лаборантами.
Все сотрудники лаборатории должны соблюдать ряд правил:
Правило № 1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило № 2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило № 3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило № 4. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи все на место.
Правило № 5. Помни, что некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Что мы будем сегодня исследовать, вы узнаете из загадок.
1. Такой большой, что занимает весь мир.
Такой маленький, что пройдет в любую щель.
(воздух)
2. Он нам нужен, чтоб дышать
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
(воздух)
Что это?
Дети: Воздух.
Воспитатель: правильно, воздух. Сегодня я вам предлагаю изучать свойства воздуха и сделать вывод, нужен ли воздух людям животным. И если нужен, то какой.
А сейчас я вам предлагаю пройти в лабораторию и занять свои рабочие места.
Ребята, некоторые свойства воздуха вы уже знаете. Назовите их.
Дети: — Воздух находится повсюду.
— Воздух прозрачный.
— Воздух невидимый.
Воспитатель: Правильно, ребята. А что еще бывает прозрачными? Давайте найдем прозрачные предметы в группе.
Дети: Стекла в окне, стенки аквариума, стенки стакана, стенки графина.
Воспитатель: Правильно, ребята.
А сейчас мы с вами приступаем к опытам.
Чтобы ответить на вопрос, где встречается воздух, проделаем мы с вами несколько опытов.
У меня в руке лист тонкой бумаги, разрезанный на полоски. А что происходит с полосками?
— Мы не прикасаемся к ним.
— Что их толкает?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Воздух –невидимка окружает нас повсюду: на улице, в группе, в любой комнате.
К нам в гости пришел мыльный пузырь. Он очень старался, раздулся. А кто ему помог стать таким пузырем?
— Воздух.
Воспитатель: Воздух нельзя увидеть, его можно почувствовать. А когда мы еще чувствуем воздух,вы отгадайте из загадки:
По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет.
(ветер)
Воспитатель: Что такое ветер? Кто из вас чувствовал его? Откуда же прилетает ветер?
Рассказ – объяснение «Как образуется ветер?» (Рассказ воспитателя.)
(Показ картины «Солнышко».)
Солнце греет землю неодинаково, неравномерно. Всегда где-то теплее, где-то холоднее. Массы холодного воздуха мчатся туда, где теплее, где теплый воздух как бы освободил место холодному, потому что сам он легче и поднимается вверх, Вот и получается ветер.
Воспитатель: А сейчас мы попытаемся услышать нашего невидимку.
Сейчас ко мне подойдут трое детей. (Воспитатель раздает воздушные шары и предлагает надувать их.)
А сейчас, ребята, выпускаем воздух через маленькое отверстие из надутого шарика.
Воспитатель: Что выходить из шарика?
Дети: Воздух выходит из шарика.
Воспитатель: Правильно, ребята. Это воздух выходит из шарика.
Стол № 1. Возьмите пустую прозрачную пластиковую бутылку. Опустите бутылку в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Смотрите, что будет с водой.
Ребенок: Из горлышка выходят пузырьки.
Воспитатель: Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
Итак,сделаем вывод: воздух находится повсюду, он занимает любое свободное пространство.
Стол № 2. Возьмите по шарику для пинг-понга и сделайте в нем вмятину. Теперь положите его в стакан с теплой водой. Вода нагреет воздух внутри шарика. Воздух расширится и выправит вмятину.
Итак,сделаем вывод: Воздух при нагревании расширяется.
Стол № 3. Опыт называется «Ветер». Воздух не имеет запаха, но поскольку он движется, достаточно помахать на себя листом бумаги, сложенным в форме веера. Девочки, выходите с веерами. А теперь помашет веером перед лицом. Что мы чувствуем? Где люди используют это свойство воздуха? (освежители воздуха, духи.)
Воспитатель: Ребята, давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка.
(Ребята, встали все на ковер и сейчас мы с вами изобразим те предметы, в которых используется воздух.)
1.«Насос» (упражнение на дыхание).
О. с. руки опущены, сжаты в кулаки.
1 – сделать глубокий вдох, поднять руки до уровня подбородка.
2 – выдох, наклониться вперед, руки опустить.
2.«Шарик» (упражнение на дыхание).
Пальцы собрать в щепотку, руки соединить.
1 – вдох.
2 – выдох на пальцы рук – «надуваем шарик».
3.«Аэроплан»: руки в стороны, как крылья, «полетать».
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь снова занимаем свои места за столами.
Вы уже знаете, что воздух – это газ. Человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ.
Продолжим наши опыты. Стол № 4. В резиновых или пластмассовых игрушках внутри воздух. Попробуйте «утопить» их в тазу с водой. Они будут всплывать. Ребята. Где используют это свойство? (Надувные круги и матрасы для купания.)
Опыт № 5. Воздух можно сжать.
Ко мне сейчас выйдет Альберт. Возьми шприц и набери в него воздух. Закрой пальцем отверстие и сильно надави на поршень. Поршень будет опускаться с трудом. Не открывая отверстия, отпусти поршень. Посмотрите, ребята, он вернется в первоначальное положение.
Итак,вывод: поршень заставляет воздух сжаться. Поршень возвращается в первоначальное положение. Потому что сжатый воздух стремится расшириться.
Опыт № 6. Возьмите бутылку, приставьте к нижней губе и подуйте сбоку в горлышко. Что слышите? (Звук.) Теперь приложите край листочка тонкой бумаги (можно фольги) к губам и подуйте вдоль нее так, чтобы получился звук. Что происходит? (дети выдыхает струю воздуха, край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать и воздух, поэтому возникает звук.)
Опыт № 7 со свистками. Дети свистят в свистульки. Откуда берется свист? Что делает артист, играющий на духовых инструментах? Он дует, получаются звуки, в отличие от свиста – музыкальные.
Опыт № 8 «Буря». Опустите парусный кораблик на воду. Дуйте на воду, кораблик плывет. А мы с вами «ветры». Ребята, что получается?
Дети: Волны, как в море.
Воспитатель: Чем сильнее дуть, тем выше волны. С помощью ветра, который вы создали, кораблик плывет по воде. Ребята, опыт вам понравился? Молодцы.
Опыт № 9. Берите стакан с водой и опускайте в него соломинку. Давайте, дуйте в соломинку. Что у вас получилось? «Буря» в стакане воды.
Опыт № 10. На столе банка с водой и стаканчики. Стакан переворачиваете вверх дном и медленно опускаете его в банку с водой (стакан держите очень прямо).
Ребята, что получается? Попадет ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воздух.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Со всеми опытами справились. Вы – настоящие научные работники нашей лаборатории.
Вы теперь так много знаете о воздухе, что, наверное,уже сможете ответить на самый главный вопрос: может ли человек жить без воздуха?
Дети: Не сможет?
А сейчас мы проведем гимнастику для глаз: наши глаза могут, как воздух, сжиматься и расширяться (глаза широко раскрываете – зажмурьте.
Покажите, что воздух есть везде:
Круговые движения глазами.
Горячий воздух легче холодного:
Покажите глазами вверх – вниз.
Движение воздуха доносит до нас запахи.
Покажите: движение глазами вправо – влево.
Воспитатель: Молодцы, ребята. У вас все хорошо получилось.
Воспитатель: А сейчас глубоко вздохните и закройте ладонями рот и нос (дети выполняют). Долго ли вы смогли находится без доступа воздуха?
Дети: Нет, хотелось поскорее вздохнуть.
Воспитатель: Действительно, человек может очень недолгое время обходиться без воздуха.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем.
Воспитатель: Действительно, человек не может жить без воздуха. Мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ. Но откуда же берется кислород? Кто нас выручает? Кто не позволяет нам задохнуться?
Ребята, вспомните, где нам легче дышится?
Дети: В лесу, в парке, там, где много растений.
Воспитатель: Правильно, легко дышать нам помогают растения. К счастью им необходим именно углекислый газ, который мы выдыхаем.
Поэтому и дуб-великан, и маленькая травинка и наши комнатные растения ловят углекислый газ и возвращают в воздух кислород.А сейчас мы с вами вместе подумаем и сделаем вывод: как человек сможет сделать, чтобы воздух был чистым?
Ответы детей:
— Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними.
— Поливать улицы, дорожки водой, чтобы было меньше пыли, не бросать мусор.
— Водители должны следить, чтобы машины были исправны и не выделяли много выхлопных газов.
На заводах и фабриках должны работать специальные лаборатории, следящие за тем, чтобы отходы производства очищались. Для этого на трубы ставят фильтры, строятся очистные сооружения.
Воспитатель: Рабочий день в лаборатории подходит к концу.
Итак, о каких свойствах воздуха вы сегодня узнали:
— Воздух находится повсюду.
— Он невидимый.
— Он прозрачный.
— Имеет вес.
— Воздух без цвета.
— Воздух без запаха.
— Давит на все поверхности, с которыми соприкасается.
— Воздух расширяется и сжимается.
— Является проводником звука.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все сегодня хорошо справились со своими заданиями. И гостям было интересно наблюдать за вашими опытами. Всем моим сотрудникам в качестве награды за ваш труд я преподнесу вам сладкий сюрприз. Молодцы, ребята!
(Воспитатель угощает сладостями.)