Какие свойства воздуха используют окружающий мир 4 класс

Какие свойства воздуха используют окружающий мир 4 класс thumbnail

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

Обсуждение творческих вопросов прошлого урока.

– Прочитайте диалог на с. 88. О чём рассуждают наши герои? Какой у вас возникает вопрос?

– Почему без атмосферы жизнь человека и других живых организмов на Земле была бы невозможна? Как человек использует воздух?

Записывает гипотезы на доске: для дыхания, для создания органических веществ.

– Почему люди пока не могут полететь к другим планетам? (Лететь очень далеко, а как запасти воздух?)

Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают.

– Какими способами можно доказать, что воздух – не пустое место?

1. Помахать перед лицом веером. Что мы чувствуем?

2. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в банку с водой. Попадает ли вода в стакан? Почему?

3. Опустить стакан в банку с водой, но теперь уже держать его, немного наклонив. Попадает ли вода в стакан? Почему?

Наблюдают и обсуждают увиденное.

– Как называется воздушная оболочка Земли? Населена ли она живыми организмами? Какими? (Атмосфера населена живыми организмами: птицами, насекомыми, бактериями.)

– Как используют воздух животные и растения? (Животные – дышат, растения – используют для питания: фотосинтез.)

– Как питаются растения? (Растения создают органические вещества из углекислого газа и воды.)

– Какой газ, входящий в состав воздуха, поддерживает температуру нашего тела и температуру в печи? Каким образом? (Этот газ – кислород. Без его участия невозможно горение и расщепление питательных веществ в организме. При этом образуется энергия и выделяется тепло. Принимая пищу или сжигая дрова, мы поддерживаем температуру тела или печи.)

– Почему без воздуха организмы не проживут и пяти минут? (Воздух нельзя запасти надолго.)

– Послушайте рассказ барона Мюнхгаузена: «Как-то раз во время похода я оказался посреди большого болота. Запах стоял ужасный, дышать было просто невозможно. Тогда я завязал себе рот и нос плотной тканью, через которую совсем не проходил воздух. Целых четыре часа я ехал по болоту и не чувствовал никаких запахов. Зато уж потом в лесу отдышался». Может ли такое быть?

Слушают и обсуждают.

– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

– «Как человек использует свойства воздуха?»

Давайте составим план работы на основе этих вопросов.

План.

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

–Какое умение формировали?

ΙΙ. Совместное открытие знаний

Работа в учебнике.

– Какую роль выполняет атмосфера Земли? (При необходимости можно обратиться к тексту учебника.) (Атмосфера защищает все живые организмы от космических лучей, от перегрева и переохлаждения. Воздух необходим для дыхания и для создания органических веществ.)

– Выполните задания на с. 88.

– Что такое ветер? Как он возникает? Как человек использует ветер?

(При ответах можно опираться на рисунки на с. 88–89.)

Выполняют задание. (Ветер – это перемещение воздуха.) (Приводят примеры.)

– Отгадайте загадки. О каких свойствах воздуха в них говорится?

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица.

(Ветер)

Отгадывают загадки и обсуждают свойства воздуха.

Фырчит, рычит,

Ветки ломает,

Пыль поднимает,

Людей с ног сбивает.

Слышишь его,

Да не видишь его. (Ветер)

– Послушайте рассказ барона Мюнхгаузена: «Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая безветренная погода, и наш замечательный корабль на всех парусах летел к далёким таинственным берегам». Может ли такое быть? (Нет, не может, так как парусные суда движутся только за счёт ветра.)

– Имеет ли воздух вес? (Можно показать опыт по взвешиванию воздушного шарика, наполненного воздухом и нет.) (Да.)

– Почему воздушный шарик, наполненный водородом, улетает в небо? (Водород легче воздуха.)

– Какая сила действует на шарик? (Выталкивающая сила.)

(При необходимости можно обратиться к тексту учебника.)

Опыт с электрической или зажжённой керосиновой лампой (проводит учитель!). Бумажная салфетка держится над лампой.

– Что мы наблюдаем?

– Почему салфетка поднимается?

– Какова температура воздуха над лампой?

Наблюдают опыт и обсуждают результаты.

– Где используется это свойство воздуха? (См. рисунок на с. 89.)

Приводят примеры.

Записывает на доске цифры:

Плотность воды 1000 кг/м3.

Плотность воздуха 1,29 кг/м3.

– Что плотнее – воздух или вода? (Воздух менее плотный, чем вода.)

– Можно ли опереться на воду? (Да.)

– При каких условиях? (Если развить большую скорость.)

– А на воздух опереться можно?

– При каких условиях?

– Где применяется это свойство воздуха? (При необходимости можно обратиться за помощью к учебнику.)

Приводят примеры.

1. Какие сказочные герои летают по воздуху? На чём летал каждый из них?

Приводят примеры и обсуждают.

(Змей Горыныч и эльфы – на своих крыльях, Карлсон – с помощью пропеллера, Иван-царевич – на ковре-самолёте, Баба-яга – в ступе или на помеле, Нильс – на гусе, Лягушка-путешественница благодаря гусям, комарики – на воздушном шарике.)

2. – В какой сказке главная героиня улетела и прилетела с попутным ветром?

(«Мэри Поппинс».)

– Зачем птицам перья, зверям – шерсть, а нам свитер (шерстяная одежда)? (Для поддержания тепла: между перьями, шерстью, нитками свитера находится воздух, а он плохо проводит тепло.)

– Почему рамы двойные? Что находится между стеклами? (Воздух – он препятствует потерям тепла.)

– Где ещё применяют это свойство воздуха? (Выполнение задания на с. 89.)

(Термос.)

Выполняют задание.

Проводит опыт по заданию на с. 90. (Наблюдают и обсуждают результаты опыта).

– Как человек использует упругость воздуха? (См. рисунок на с. 90.)

Приводят примеры.

– Воздух – это одно вещество или смесь газов? Какие из них вы знаете? (Воздух – это смесь газов: кислорода, азота, углекислого газа и др.)

Максимум.

Работа в группах с учебником: где применяют газы, входящие в состав воздуха. 1. Азот. 2. Кислород. 3. Углекислый газ.

Группы выступают с ответами.

– Как мы ответим на вопрос урока? (Человек изучил свойства воздуха и научился использовать их в своей жизни.)

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

Читайте также:  Какие свойства есть у правима

1. Работа в учебнике.

Вопросы на с. 90.

2. Игра: «Что бы было на Земле, если бы воздух не имел …» (поочерёдно исключать свойства).

3. Работа в рабочей тетради.

Задания из рабочей тетради (одно-два на выбор).

4. Проверочная работа № 12.

Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

V. Итог урока.

Обмен мнениями по результатам выполнения заданий.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Как человек использует свойства воздуха?

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

Возможные ответы на задания проверочной работы № 12.

Вариант 1. Необходимый уровень. Птицу согревает воздух, который плохо проводит тепло. Повышенный уровень. Птицами при полёте – плотность. В футбольном мяче – упругость. Парусом – сила ветра. Всеми живыми существами – содержание кислорода. Растениями – содержание углекислого газа. В двойных рамах – плохо проводит тепло. В воздушном шаре – расширение при нагревании. Максимальный уровень. От шарика с холодным воздухом стрелка направлена вниз, с тёплым – вверх.

Вариант 2. Необходимый уровень. В мокрой шерсти не остаётся воздуха (который плохо проводит тепло). Повышенный уровень. Для полёта самолётов – плотность. В шинах автомобиля – упругость. При сжигании – содержание кислорода. В газированной воде – содержание углекислого газа. В одеяле – плохо проводит тепло. Для получения электричества – сила ветра (на ветровых электростанциях или расширение при нагревании в тепловых электростанциях). В воздушном шаре – расширение при нагревании. Максимальный уровень. Холодный воздух входит внутрь в нижней части окна и опускается вниз. Тёплый воздух выходит из комнаты в верхней части окна.

Источник

Ход работы

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

  1. Постанова проблемы и актуализация знаний.

  1. Совместное открытие знаний

  1. Работа по учебнику

  1. Физминутка

  1. Применяем новые знания

  1. Работа в группах

  1. Итог урока

  1. Рефлексия

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Сергеевна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

— Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должно быть: учебник, дневник, пенал.

— И урок мы начнем с диалога двух героев Вани и Коли. Они опустили кораблик в воду, один из них дует на кораблик.

Ваня спрашивает: «Не пойму, почему кораблик плывет? Между нами ничего нет, а я до него не дотрагиваюсь».

«Между вами воздух. Ты дуешь воздух на кораблик, а он двигается» — отвечает Коля. (слайд 1)

— Никаких у вас вопросов не возникло?

— Вот на эти вопросы мы ответим в ходе урока.

— Исходя из того, что мы заговорили о воздухе, как вы думаете, какова тема нашего урока. (слайд 2)

— Какие цели мы поставим перед собой на уроке?

— Предлагаю составить план нашего урока:

1. Вспомним, что мы уже знаем о воздухе.

2. Узнаем свойства воздуха.

3. Узнаем, как человек использует свойства воздуха.

4. Научимся применять полученные знания. (слайд 3)

— А сейчас я предлагаю вспомнить все, что мы уже знаем о воздухе. (слайд 4)

— Воздух прозрачный, не имеет цвета, без вкуса.

Можем мы увидеть воздух? – В некоторых случаях – да!

Если взять стакан с водой и подуть через соломинку, можно увидеть пузырьки воздуха.

Что мы узнаем:

  • Что произойдет с планетой Земля, если исчезнет атмосфера?

  • Как человек использует ветер?

  • Какие свойства имеет воздух?

  • Как человек использует свойства воздуха?

  • Как человек использует газы, которые входят в состав воздуха? (слайд 5)

— Воздух – это смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и других. Газы не имеют формы и заполняют весь доступный им объем. (слайд 6)

Лена: — Миш, а на Земле были, когда -нибудь инопланетяне?

Миша: — Вряд ли. Ведь для жизни нужны вода и воздух – как на Земле. Если где-то и есть такие планеты, то жизни не хватит, чтобы до них долететь. (слайд 7)

— О чем рассуждают наши герои?

(слайд 8)

— Откройте учебник на стр.89 и прочитайте текст и подготовьтесь ответить на вопрос: Что произойдет с планетой Земля, если исчезнет атмосфера?

Какую роль играет атмосфера?

Атмосфера – «земное одеяло».

Наша земля окутана воздушной оболочкой — атмосферой. Атмосфера, как одеяло, защищает Землю откосмического охлаждения и перегрева.

В атмосфере происходят явления, которые определяют погоду. Облака, ветер, мороз, жара, дождь и снег, гроза и туман – это все атмосферные явления.

Все живые организмы дышат атмосферным воздухом.

«Как используют воздух животные и растения».

Растениям, как и всем живым организмам, надо дышать. Растения поглощают из воздуха углекислый газ, а выделяют кислород. С помощью углекислого газа воды и питательных веществ на свету у растений происходит фотосинтез, в процессе, которого выделяется кислород.

Животные, в том числе и человек, поглощают кислород, а выдыхают углекислый газ, необходимый растениям. Благодаря живым организмам превращение веществ бесконечно идет по замкнутому кругу. Так поддерживается жизнь на Земле.

«Свойство – движение воздуха».

— Отгадайте загадку. (слайд 9, 10)

Фырчит, рычит,

Ветки ломает,

Пыль поднимает,

Людей с ног сбивает.

Слышишь его,

Да не видишь его.

Ветер – это перемещение воздуха. Благодаря ветру тепло и влага переносятся по всей поверхности земли. Без ветра вся суша превратилась бы в пустыню. (слайд 11)

Люди еще в древности научились использовать силу ветра. Они изобрели парус для путешествий по морю и ветряное колесо для работы по хозяйству. Ветряное колесо не потеряло работу и в наше время. (слайд 12) В настоящее время строят ветряные мельницы, ветряные электростанции. (слайд 13)

Читайте также:  Какие свойства проявляют карбоновые кислоты

Оказалось, что ветряные электростанции — это самый чистый способ получения электричества: окружающая природа при этом не загрязняется.

— Назовите минус ветряной электростанции, ветряной мельницы.

«Свойство – воздух при нагревании расширяется». (слайд 14)

— Воздух состоит из частиц. Они постоянно сталкиваются между собой. Когда воздух нагревается, частицы двигаются быстрее и сильнее сталкиваются. Из-за этого частицы отскакивают на большие расстояния. Промежутки между ними увеличиваются и воздух расширяется. А теплый воздух поднимается вверх. Это свойство воздуха можно увидеть и дома, когда теплый воздух из печной трубы поднимается вверх. Люди заметили это свойство воздуха и решили его использовать для подъема различных предметов. Так братья Монгольфье, Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн, изобрели воздушный шар. (слайд 15)

Первые воздухоплаватели летали на воздушных шарах, заполненных горячим воздухом. Во время полета его приходилось постоянно подогревать газовой горелкой.

«Свойство – выталкивающая сила».

(слайд 16)

Комната заполнена воздухом. Теплый воздух — он более легкий и находится на верху комнаты, а внизу – холодный воздух. Если открыть окно, то можно увидеть, как в комнату заходит холодный воздух и выталкивает теплый воздух на улицу. Это свойство воздуха – выталкивающая сила.

Опыт со свечкой, который доказывает, что холодный воздух выталкивает из помещения теплый воздух. (слайд 17)

— Выполните задание на карточке №1. Проверяем – читаем ответы.

«Низкая плотность воздуха».

(слайд 18, 19)

Плотность воды 1000 кг/м3.

Плотность воздуха 1,29 кг/м3.

– Что плотнее – воздух или вода?

– Можно ли опереться на воду?

– При каких условиях?

– А на воздух опереться можно?

– При каких условиях?

Люди применили это свойство воздуха при создании летательных аппаратов.

— Как называются эти летательные аппараты? (слайд 20)

— Первый самолет в 1903 году создан братьями Райт. Используя низкую плотность, человек понял, что можно быстрее передвигаться по воздуху, чем по суше или воде.

«Воздух плохо проводит тепло».

(слайд 21)

Благодаря низкой плотности воздух плохо проводит тепло. Когда холодно, звери поднимают шерсть, птицы- перья, а человек надевает теплый свитер. Все это делается только для того, чтобы окружить себя воздушной оболочкой, которая плохо проводит тепло. Посмотрите на окна и ответьте на вопрос:

— Почему в окна вставляют вторые рамы?

— Зачем снегом укутывают кусты, грядки?

— Для чего звери одеваются в теплые шубки?

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

Очень трудно выживать животным и птицам зимой. Холодно, голодно. Но мы с вами можем помочь птицам преодолеть трудности. Что мы можем сделать для них?

— Почему люди надевают варежки?

«Упругость и сжимаемость воздуха». (слайд 13)

— Прочитайте опыт со шприцом. стр.91 учебника.

Воздух – упруг и сжимаем.

— Где человек использует это качество воздуха?

Человеку воздух необходим для дыхания.

Сделайте глубокий вдох и выдох (повторяют 2 раза).

Человек изобрел мельницу. Сделайте круговые движения правой рукой, левой рукой, плечами. А теперь сядем в корзину воздушного шара и начнем медленно подниматься. Теперь опускаемся вниз (повторяют 2 раза). Тяжело вам было приседать? А где легче приседать в воде или здесь? Это потому, что воздух имеет низкую плотность.

Задание для 1, 3 группы:

Соедини названия наиболее важных свойств воздуха с их использованием.

Птица при полете Сила ветра

В футбольном мяче Плотность

Парусом Упругость

Всеми живыми существами Расширение при нагревании

Растениями Плохо проводит тепло

В двойных рамах Содержание кислорода

В воздушном шаре Содержание углекислого газа

Задание для 2, 4 группы:

Соедини названия наиболее важных свойств воздуха с их использованием.

Для полета самолетов Сила ветра

В шинах автомобиля Плотность

При сжигании Упругость

В газированной воде Расширение при нагревании

В одеяле Плохо проводит тепло

Для получения электричества Содержание кислорода

В воздушном шаре Содержание углекислого газа

Сегодня на уроке мы сделали много открытий о том, сколько удалось изобретений сделать человеку, благодаря свойствам воздуха.

— Из каких газов состоит воздух?

— Какие свойства воздуха вы узнали?

— Как человек применяет эти свойства воздуха?

Оцените свою деятельность на уроке.

У вас на столе лежат пакеты с кружочками разного цвета. Если урок был полезен и понятен, выберите красный круг, если кое-что чуть-чуть не ясно-жёлтый, если ещё надо потрудиться — синий.

«Спасибо за работу на уроке, за активность. Желаю вам удачи.»

Приветствие.

Проверяют свою готовность к уроку.

Что такое воздух?

Какими свойствами он обладает и как люди научились использовать свойства воздуха.

Как человек использует свойства воздуха.

Узнать, что такое воздух. Выяснить какими свойствами обладает воздух, как человек использует эти свойства.

Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха.

Почему без атмосферы жизнь человека и других живых организмов на Земле была бы невозможна?

Как человек использует воздух?

Ветер.

Если нет ветра – они не работают.

Выполняют.

Воздух менее плотный, чем вода.

Да.

Если развить большую скорость.

Да.

Если развить большую скорость.

Стекла сами по себе не защищают от холода, они лишь удерживают прослойку воздуха.

Между снежинками есть воздух и он предохраняет от холода растения.

Между шерстинками находится воздух, и он становится преградой между теплом и холодом.

Кормушки

Шерстяные варежки удерживают много воздуха, и он сохраняет тепло.

Мячи, шины автомобильные, баллоны для купания.

Источник

— Отгадайте загадку:

Он прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

— Пытаются отгадать, отгадывают. Это воздух.

— Правильно. А что мы знаем о воздухе?

1. О каких свойствах воздуха говорится в загадке? (Прозрачный, невидим, легкий, бесцветный газ) – первая строка левой части таблицы — СЛАЙД

Читайте также:  Какие лампы опасные свойства

2. Каким образом можно доказать, что воздух не пустое место? (Помахать руками перед лицом) И что мы почувствуем? (Прикосновение, хотя веер лица не касался. Значит, между веером и нами есть воздух)

3. Как называется воздушная оболочка Земли? (Атмосфера) – вторая строка левой части таблицы — СЛАЙД

4. Какую роль играет атмосфера на нашей планете? (Защищает от перегрева, переохлаждения, падения метеоритов, космических лучей) — третья строка левой части таблицы – СЛАЙД

5. Сможет ли человек прожить без воздуха? (Нет, воздух необходим для дыхания) — четвертая строка левой части таблицы – СЛАЙД

— Итак, вот как много мы знаем о воздухе! – СЛАЙД

— А сегодня мы познакомимся с воздухом-незнакомцем…

— Заинтересованно: А что это значит? — И проч.

— Удивились? Хотите докажу, что воздух до конца вам не знаком?

— Соглашаются.

— Ну вот, например, вопрос – какие еще есть у воздуха свойства? Или – Как человек использует эти свойства помимо дыхания?…

— Не знаем.

— Это и станет темой сегодняшнего урока: КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ СВОЙСТВА ВОЗДУХА. – правая часть таблицы «Хотим узнать» — СЛАЙД

— Начнем…

— По ходу урока мы будем заполнять схему – «скелет рыбы», — которая напечатана на листах у вас на столе. А первая парта – имена ребят – будут заполнять схему прямо на компьютере.

— Голова нашего скелета – наша сегодняшняя тема. Как она звучит? Записываем в верхний треугольник.

— Записывают шапку: Как человек использует свойства воздуха.

— На левых веточках мы будем записывать свойства воздуха, на правых – методы использования этих свойств человеком.

Прозрачную стеклянную бутылочку со вставной трубкой опустим в горячую воду (бутылка может заранее находится в горячей воде) и через 1-2 минуты быстро вынем и опустим трубочкой вниз в стакан с подкрашенной водой. Образуется цветной фонтанчик.

— Подумайте – почему образуется фонтанчик?

— Объясняю: когда мы опустили бутылочку в горячую воду, воздух в ней нагрелся, расширился и вышел из нее – в бутылке образовалось разряженное пространство – и вода стала поступать внутрь.

— Итак, какое свойство воздуха мы наблюдали в этом опыте? (Воздух при нагревании расширяется)

— Подобное явление мы часто наблюдаем в жизни. Например, костер. (Над костром тепло, рядом с ним не так – это потому, что теплый воздух, т.к. он легче, поднимается вверх, а холодный – опускается вниз.

— А где может быть использовано это свойство? (Полет на воздушном шаре)

— Заполните схему: свойство – воздух расширяется при нагревании – и где человек использует это свойство.

— Заполняют верхние веточки «скелета».

— О каком природном явлении идет речь в загадке?

Пыль поднимает,

Людей с ног сбивает.

Слышишь его,

Да не видишь его.

— Что это такое? (Ветер)

— Ветер – это ни что иное, как движение воздуха.

— Давайте узнаем, как возникает ветер. – Просмотр видеосюжета.

Участки земной поверхности нагреваются солнцем по-разному, поэтом и воздух нагревается неравномерно. В жарком поясе (на Экваторе), где поверхность Земли нагревается быстро, воздух становится легким и поднимается вверх. Постепенно он перемещается к Северному и Южному холодным полюсам. Достигнув широт умеренного пояса, он охлаждается и опускается вниз. Т.Е. ветер дует от менее нагретого участка к более нагретому.

— Что происходит с воздушными массами благодаря ветру? (Ветер переносит тепло и влагу по всей поверхности Земли. Без ветра вся суша превратилась бы в пустыню)

— Подумайте, как человек заставляет ветер помогать себе?

— Ответы: ветряные мельницы, двигатели и электростанции, ветер надувает паруса кораблей.

— Записываем свойство – движение воздуха – ветер – и как человек использует это свойство.

Плотность воды – 1000 кг/куб.м

Плотность воздуха – 1,29 кг/куб.м

— Что плотнее — воздух или вода?

— Можно ли опереться на воду? Казалось бы, нет. НО водному лыжнику это удается… т.к. он развивает достаточную для этого скорость.

— А можно опереться на воздух?

— Нет.

— А если так же, как и в случае с водой, развить достаточную для этого скорость?… Оказывается и это можно. При каких обстоятельствах?

— Самолеты и вертолеты.

— Записываем: свойство воздуха – какое? – и как человек это свойство использует.

— Самостоятельно формулируют и записывают.

— А вот теперь поразмышляйте вот над чем: какие варежки теплей – матерчатые или пуховые? Почему звери и птицы (да и люди) надевают к зиме теплые пушистые шубки? Ну или – зачем снегом укрывают кусты, грядки, поля?

— Рассуждают вслух.

— Учебник – стр.26 (2 абзац)…

— Формулируют вместе – воздух обладает еще одним свойством – сохранять тепло, не пропускать холод.

— Ищем в тексте – где человек использует это свойство? (рамы в окне, термос, теплые шерстяные вещи) – Заполняем четвертый уровень нашего «скелета».

— Заполняют.

— Чтобы познакомиться с еще одним свойством воздуха, проведем опыт, который нам предложили в 3-ем задании, стр.26.

— Какой вывод? (стр.27)

— Как называется это свойство? (Упругость)

— Где человек его использует? (Автомобильные шины, мячи, надувные матрацы)

— Заполняем пятый уровень «скелета».

— Какой вывод можно сделать после заполнения всей схемы?

— Люди научились использовать свойства воздуха. Воздух играет большую роль в жизни человека и других организмов.

— Запишем это в нижний треугольник – основании нашего «скелета».

— Записывают.

— Теперь посмотрим, что получилось у первой парты, которая работала с компьютером. – через проектор выводится заполненная ребятами схема – проверка.

— Все правильно – у остальных должно быть заполнено точно так же. Эти схемы мы вклеим потом в тетрадь.

— Мы с вами увидели, что воздух обладает очень важными свойствами, необходимыми человеку, всем живым организмам, всей нашей планете.

— Давайте попробуем вместе составить известный нам уже синквейн на эту тему. Пример:

Воздух.

Невидимый, полезный.

Перемещается, расширяется, греет.

Очень интересная и полезная информация.

Жизнь.

— Что ж, урок подошел к концу. Спасибо вам ребята, было очень приятно с вами работать. До свидания.

Источник