Какие свойства воздуха и воды используют люди
Воздух – это смесь газов. Окружает планету, образует атмосферу и содержится во всём, что существует. Он есть в воде, земле, растениях, животных, горах, камнях и необходим для жизни живых организмов. Физические, химические и гигиенические свойства формируют климат в регионах частей Земли, влияют на жизнедеятельность растений и животных.
Основные свойства воздуха
- Прозрачен.
- Не имеет цвета и запаха.
- Не имеет формы, занимает всё пространство.
- Упругость.
- Проводит звук и солнечные лучи.
- Сохраняет тепло.
- При нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
- Подвижен.
Физические свойства
- Температурные. Регулирует теплообмен.
- Влажность. Определяет насыщение газов кислородом, содержание водяного пара.
- Атмосферное давление. Масса атмосферного столба, который давит на поверхность планеты и на всё, что расположено внутри воздушного океана.
- Подвижность. Формирует ветра и обновление газового состава.
- Солнечная радиация. Определяет процент радиоактивных веществ и газов, содержащихся в атмосфере. Основной показатель формирования климата планеты.
- Электрическая активность. Количество электрических зарядов, содержащихся в воздушном пространстве.
Химический состав воздуха
Воздушная оболочка Земли формируется из смеси газов:
- Азот. Основной компонент атмосферы. Не участвует в дыхании, не поддерживает горение. Обеспечивает жизнедеятельность водорослей и некоторых растений.
- Кислород. Жизненно необходимый элемент. Является необходимым в формировании биологических процессов организмов животных, растений. Служит окислителем и основным компонентом горения веществ.
- Углекислый газ. Поглощается деревьями и преобразуется в кислород.
В небольших количествах атмосфера содержит озон, водород, неон, другие газы. По количеству содержания вредных примесей определяют чистоту воздуха. Подробнее – в статье о составе воздуха.
Теплопроводность воздуха
Окружающий воздух практически не проводит тепло. Особенность задерживать тепловой заряд широко используется человеком и животными. Ограничивая подвижность потока, воздушная прослойка задерживает теплообмен организмов, создаёт комфортный микроклимат.
При нагревании с воздухом происходит расширение и он поднимается, становится разреженным. Изменяется его химический состав и влажность. Водяной пар распадается на отдельные газы, становится более летучим.
При охлаждении воздух сжимается и он опускается. Незначительное содержание твёрдых частиц в газах окисляется и насыщается водяными парами. Воздух становится тяжелее и плотнее.
Применение и использование свойств воздуха
Воздушную оболочку планеты активно используют животные и птицы. Способность задерживать тепло помогает животным выживать и регулировать тепловые процессы организма. Шерсть, обитателей северных широт, имеет полую структуру.
Особое строение пера и движение воздушных масс птицы используют для полётов и планирования над землёй.
Наполненный атмосферой пузырь, удерживает рыб в толще воды и способствует перемещению из глубин водоёмов к поверхности.
Подвижность используется растениями для опыления и распространения семян на большие площади.
Человек использует свойства атмосферы в широких спектрах своей жизнедеятельности:
- Теплопроводность обеспечивает обогрев и терморегуляцию организма.
- Способность тёплых воздушных потоков подниматься используют в полётах.
- Упругость и сжатие применяют во всех промышленных системах. Его закачивают в автомобильные шины. Нагнетая воздушное давление, работают пневматические инструменты, оружие.
- Кислород участвует в процессах горения. Все двигатели внутреннего сгорания потребляют большие объёмы кислорода и его соединений.
Более подробная информация об использовании и значении воздуха живыми организмами здесь.
Сравнение свойств воды и воздуха
Основную роль воздушный океан играет в дыхании всех живых существ Земли. Содержание его в воде используется всеми подводными животными и растениями.
Вода и воздух имеют похожие параметры. Она так же прозрачна и безвкусна, так же реагирует на нагрев и охлаждение. Основным отличием воды является способность растворять вещества и её большая плотность. Вода имеет большую массу и теплопроводность, проводит заряды электричества. Способность извлекать необходимые компоненты из воды, без применения специального оборудования, человеку и млекопитающим не под силу.
Оценка статьи:
Загрузка…
Урок по теме:
«Как человек использует свойства воздуха».
Окружающий мир.
Учитель: Шитцылова Н.Н.
Объект: 4А класс
МОУ УНОШ №2
26 февраля 2009г.
Цель:
Сформировать понятие о воздухе и его свойствах.
Развивать речь, мышление, умение проводить опыты, делать вывод., умозаключения.
Развивать коммуникативные способности.
Оборудование:
Веера, банка с водой, стакан , керосиновая лампа, бумажная салфетка, спички, шприцы, вырезанные из бумаги шары красного, зеленого и синего цвета.
Ход урока:
I.Проверка домашнего задания.
— Как называется водная оболочка земли?
— Какую роль играет вода в жизни живых организмов?
— Сколько может прожить без воды человек?
— Назовите основные свойства воды.
— Сформулируйте закон сообщающихся сосудов. Где его научился использовать человек?
— Почему гайка , опущенная в воду, меньше растягивает резинку, чем гайка подвешенная в воздухе?
— Чему равна выталкивающая сила? Где человек использует это свойство?
— Почему не тонет корабль, корпус которого сделан из железа?
— Какое свойство воды используется при стирке ?
— Что произойдет с консервной банкой, если ее разогревать, не раскрыв?
— Какое свойство воды используется в паровом двигателе?
— Назовите три состояния воды. Приведите примеры их в природе.
II. Постанова проблемы и актуализация знаний.
Слайд №1.
— Сегодня мы с вами поговорим о воздухе и его свойствах.
Слайд №2.
— Ответьте на вопросы в начале учебника.
— Почему без атмосферы не возможна жизнь на других планетах и на земле?
— Почему люди не могут полететь к другим планетам?
— Что мы знаем о воздухе?
— Как доказать, что воздух не пустое место?
ОПЫТ №1.
— Помашите веером перед лицом. Что вы почувствовали? (Прикосновение , хотя веер до нас не прикасался. Значит между веером и лицом что-то есть. Это воздух.
ОПЫТ №2.
— Перевернем стакан вверх дном и медленно опустим его в банку с водой. Попадет ли вода в стакан? Почему? Ответ: Нет. Препятствует воздух.
— К какому из трех состояний веществ относится воздух?
— Что такое атмосфера? Населена ли она ли она живыми веществами? Какими?
— Как используют воздух животные и люди?
— Как используют воздух растения?
— Все живые организмы состоят из воды и воздуха. Какой газ воздуха поддерживает температуру нашего тела и температуру в печи?
-Сколько может человек прожить без воздуха и почему?
Слайд №3.
— Мы так много знаем о воздухе, атмосфере. На какие вопросы можно еще получить ответ? (Предположения.)
Слайд №4.
III. Открытие новых знаний.
Диалог Миши и Лены(стр. 24)
— Что произойдет с планетой Земля, если исчезнет атмосфера?
— Какую роль выполняет атмосфера ?
Ответ: Воздух образует воздушную оболочку, которая окружает земной шар и с помощью озонового слоя защищает поверхность Земли от губительного облучения.
— Прочитайте ЗАДАНИЕ №1 НА СТР. 24.
Слайд № 5 .
Доклад на тему «Круговорот воды в природе»
Ответ: Вода океанов испаряется и в виде облаков переносится ветрами в другие места, где выпадают дожди, питаются реки.
Загадка:
- Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица.
2.Бырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает.
Людей с ног сбивает.
Слышишь его,
Да не видишь его. (Ветер.)
— А что такое ветер?
— Как возникает ветер?
Ответ: Участки земной поверхности нагреваются по- разному: ветер дует от менее нагретого участка к более нагретому.
— Что случилось , если бы не стало ветра?
— Прочитайте текст на стр. 24. Последний абзац.
— Человек издавна научился использовать ветер как источник энергии.
— Рассмотрите иллюстрации (Слайд №6). . Как человек использует ветер? Прочитайте верхний абзац.
— Человек изобрел парус, который позволил ему отправиться в путешествие. Уже 2-3 тысячи лет назад египтяне плавали по Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах.
— В Средние века строились ветряные колеса для работы по хозяйству.
Однако и в современности ветряной двигатель играет большую роль, так как в отличие от других источников он не загрязняет атмосферу.
— Почему возможно летать на воздушных шарах?
(Слайд №7)
,
— Одним из способов передвижения по воздуху является воздушный шар, заполненный более легким, чем воздух газом или просто нагретым воздухом. Началом эры воздухоплавания следует считать 1783 год, когда братья Монгольфье поднялись в воздух на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом. Возможность передвижения по воздуху летательных аппаратов связана с тем , что воздух обладает выталкивающей силой.
— Так какой силой обладает воздух?
— Прочитайте текст «Для любознательных» на странице25
Опыт №3.
Над зажженной керосиновой лампой держу бумажную салфетку.
Что наблюдаем?
Почему поднимается салфетка?
— Какова температура воздуха над лампой?
— Так что происходит с воздухом при нагревании?
— Где используется это свойство воздуха?
— Прочитайте текст на странице 25 (последний абзац).
Слайд №8.
ВОЗДУХ ПРИ НАГРЕВАНИИ РАСШИРЯЕТСЯ. ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА,
— Однако главный недостаток воздушного шара — его слабая управляемость. Лишь самолеты обеспечили людям возможность передвигаться на большие расстояния с большой скоростью.
— Плотность воды 1000 кг/м3,
Плотность воздуха 1,29 кг/м3.
— Что плотнее воздух или вода?
— Можно ли опереться на воду? При каких условиях?
— А опереться на воздух? При каких условиях?
— Где применяется это свойство?
Слайд № 9.
Прочитайте текст на странице 26 (верхний абзац).
О каком ещё свойстве воздуха вы узнали?
Слайд № 10.
НИЗКАЯ ПЛОТНОСИЬ,
— Почему самолеты развивают скорость до 800-900 км/ч, а корабли чуть больше 100 км?
Слайд № 11. Зачем птицам перья, зверям шерсть, а нам свитер?
— Почему рамы двойные? Что между стеклами?
— Прочитайте текст на странице 26 (нижний абзац).
— Выполните задание № 2.
Благодаря низкой плотности воздуха он обладает ещё одним свойством: плохо проводит тепло. На этом свойстве основано создание человеком теплых вещей. Шерстяные вещи и шубы сохраняют в себе толстую воздушную прослойку, которая не дает телу потерять тепло.
Слайд № 12.
ПЛОХОЙ ПРОВОДНИК.
Физкультминутка.
-Чтобы познакомиться с ещё одним свойством воздуха, проведем опыт, который нам предложили в задании № 3 на странице 26.
Опыт № 4.
— Возьмите пластмассовый шприц (без иглы) и поставьте его поршень в среднее положение. Крепко зажав пальцем отверстие для иглы, попробуйте задвинуть и вытянуть поршень.
— Какой вывод? (страница 27). Слайд №13.
На этом свойстве основано использование воздуха в автомобильных шинах, мячах, надувных матрацах.
— Как называется это свойство?
Слайд № 14.
УПРУГОСТЬ.
— Давайте вспомним, о каких свойствах воздуха мы узнали?
Свойства воздуха:
— расширение при нагревании;
— плохо проводит тепло;
— низкая плотность;
— упругость.
— Воздух – это одно вещество или смесь газов?
— Из чего состоит воздух?
В воздухе содержится: Слайд № 15.
21% кислорода
78% азота
0,9% благородных газов и
0,03% углекислого газа.
Выступление об использовании газов, входящих в состав воздуха. Слайд № 16.
Текст «Для любознательных» страница 27.
IV. Первичное закрепление.
Как человек использует свойства воздуха?
Слайд № 17.
Где человек использует газы, входящие в состав воздуха? Слайд №18.
V. Домашнее задание:
Параграф 20, задания №4, 5,6,10.
Приложение.
Ответы на вопросы в конце урока.
— Какие свойства воздуха важнее всего для мяча, одеяла, парашюта?
Для мяча – упругость,
Для одеяла _ слабое проведение тепла,
Для парашюта – плотность.
— Откуда берутся вещества, из которых состоят живые вещества? Какой именно газ воздуха создает основу всех органических веществ?
Ответы: Живые организмы состоят из органического вещества. Растения создают органические вещества из углекислого газа и воды. Поэтому основной газ, из которого состоят тела живых организмов – углекислый газ.
— Какой газ поддерживает температуру нашего тела и температуру в печи? Каким образом?
Ответы: Высокая температура нашего тела поддерживается за счет тепла, полученного при окислении пищи. Это становится возможным благодаря кислороду. Кислород обеспечивает и горение дров в печи.
Задания № 4,5,6
Задание №7.
— Какой рисунок вы не раскрасите? (Ракету.)
Задание №8.
Для улавливания даже слабого ветерка и увеличения грузоподъемности парашюта и планера надо увеличить площадь опоры и уменьшить вес.
Задание № 9.
Из азота делают удобрения.
Кислород используют для сварки.
Углекислый газ – добавляют в газированную воду.
Водородом заполняют воздушные шары.
Задание №10.
— Какая сила поднимает в воздух воздушные шары?
Ответ: Воздушные шары поднимает выталкивающая сила.
Анонимный вопрос · 6 сентября 2018
3,1 K
Подготовила к ЕГЭ по химии 5000 учеников. С любого уровня до 100 в режиме онлайн 🙂 · vk.com/mendo_him
????Свойства воздуха????
✅Он прозрачен
✅Бесцветный
✅Не имеет запаха
✅При нагревании расширяется
✅При охлаждении сжимается
✅Сохраняет тепло
✅Сжимаем и упруг
✅Легче воды
✅Не имеет вкуса
✅Состоит из смеси газов
????Свойства воды ????
✅Прозрачная
✅Не имеет запаха
✅Обладает текучестью
✅Бесцветна
✅Является растворителем
✅Расширяется при нагревании
✅Сжимается при охлаждении
✅Из жидкого состояния может перейти в газообразное
✅Из жидкого состояния может перейти в твёрдое
✅Принимает форму сосуда
Ещё он плохой проводник тепла и холода
Из чего состоит воздух?
Около 78% — это Азот (N по таблице Менделеева (дальше ТМ))
Около 21% — Кислород (О по ТМ)
Около 0,7% — Аргон (Ar по ТМ)
Около 0,3% — Углекислый Газ (CO2 — оксид углерода) + мелкие содержания отдельных других газов.
Это в общем состав воздуха. Состав может меняться в зависимости от слоя атмосферы, ибо их несколько на разной высоте.
Какое значение для жизни клетки имеет вода?
Значение воды в клетках :
1)Осуществление водного баланса/осмос
Вода движется через полупроницаемую мембрану из р-ра с меньшей концентрацией,в сторону большей.
2)Тургор в клетках растений
Обеспечивает упругость клетки из-за давления протопласта на клеточную стенку
И в живом организме :
3)Высокая теплопроводность.
Вода быстро проводит тепло ко всему организму в целом
4)Высокая теплоемкость
Поддержание постоянной температуры тела
5)Испарение
Регулирование температуры тела организма,охлаждение при его перегревании.
6)Капиллярность
Важное значение для растений.По сосудам с помощью капиллярности вода поднимается вверх.
Почему влажный воздух легче сухого?
Люблю котиков и путешествовать)
Сухой воздух действительно тяжелее, чем влажный. Хотя многие скажут, что это не так, ведь в сухом воздухе не содержатся молекулы воды. Однако, нужно вспомнить закон Авогадро, согласно которому: «равные объёмы любых газов при одинаковых условиях содержат равное число молекул». Поэтому, если мы возьмем одинаковые объемы сухого и влажного воздуха, то в сухом воздухе хоть и не будет воды, но будут содержаться такие газы как — азот, аргон, кислород. И если мы заменим одну из этих молекул на воду (помним, что количество молекул изначально равное!), то их общая масса станет меньше. И мы можем сделать вывод, что сухой воздух тяжелее чем влажный.
Каким образом рыбы выделяют кислород из воды?
А они, грубо говоря, и не выделяют. Поглощают жабрами воду, жаберные тычинки являются фильтрами, то есть вода очищается. А дальше через процессы диффузии и газообмена кислород, растворенный в воде проникает дальше по дыхательной системе, а лишняя вода выбрасывается через рот, например.
Почему вода тушит огонь?
Эффективный репетитор по математике, физике, химии. Автор книг и консультант по обучению… · repetitor-5.ru
Не так всё просто!
Воду используют при тушении пожаров потому что: 1) она не горит 2) при испарении забирает много тепла и создаёт атмосферу, не поддерживающую горение. 3) небольшие количества воды дают много пара.
Но! Надо знать, что не все пожары можно тушить водой!!!
1) Некоторые вещества (на химических производствах) активно вступают с водой в реакцию.
2) нефтепродукты легче воды обычно, они всплывают и продолжают гореть на поверхности воды.
3) нельзя тушить водой электроприборы, которые находятся под напряжением, так как вода проводит ток в достаточной степени для многих нежелательных эффектов — удара током, короткого замыкания и т.п.
Прочитать ещё 1 ответ
Урок окружающего мира. 4 класс. 26.11.2014
Учитель: Макарова Е.В. МОАУ СОШ №16.
Тема: Как человек использует свойства воздуха.
Тип урока: Открытие нового знания.
Цели и задачи:
Образовательные:
— сформировать понятие о воздухе: его составе и свойствах;
— рассмотреть примеры использования человеко воздуха.
.Метапредметные:
— развивать умение наблюдать, проводить опыты, наблюдать за ходом и результатами опыта; выводы и умозаключения;
— развивать интерес к предмету;
— создавать условия для высказывания аргументированного мнения;
— развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;
обобщать полученную информацию в виде кластера;
— воспитывать коммуникативные умения, культуру повеления.
Личностные:
— формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах, в группах;
— воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, веру в свои силы.
— воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь
Ведущий вид деятельности: продуктивный
Методы работы: деятельностный метод, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические (опыты)
Формы работы: фронтальная, групповая (дети рассажены по группам), самостоятельная.
Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант управляющий опытно-поисковой работой.
Педагогические технологии:
— деятельностный метд обучения;
— объяснительно – иллюстративного обучения;
— педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
-ИКТ — технология (презентация).
Материал к занятию: Учебник «Окружающий мир. Человек и природа. 4 класс.» А.А.Вахрушев
Оьорудование:
1. Презентация к уроку
2. Веер, банка и стакан с водой, шприц, пустой пакет, шарики.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (5 минуты)
Проверка домашнего задания.
Мы рады всем гостям. Вы сможете посмотреть урок окружающего мира.
Чем активнее и организованнее мы будем работать, тем больше интересных вещей я вам смогу показать и рассказать. Хотите узнать больше? Тогда работаем!
— Что существует миллионы лет, является основой жизни на земле, используется человеком и до сих пор не закончилось? (вода)
-Вспомним свойства воды и как человек их использует. (Фронтально):
— Как называется водная оболочка земли?
— Какую роль играет вода в жизни живых организмов?
— Назовите основные свойства воды.
— Сформулируйте закон сообщающихся сосудов. Где его научился использовать человек?
— Почему гайка , опущенная в воду, меньше растягивает резинку, чем гайка подвешенная в воздухе?
— Где человек использует выталкивающее свойство воды?
— Какое свойство воды используется при стирке ?
— Что произойдет с консервной банкой, если ее разогревать, не раскрыв?
— Какое свойство воды используется в паровом двигателе?
— Назовите три состояния воды. Приведите примеры их в природе.
Индивидуально на карточках:
Соедините с помощью стрелок свойства воды и способы их использования.
Текучесть Паровой двигатель
Обладает выталкивающей силой Подслащивание пищи
Свойство сообщающихся сосудов Водяное колесо, турбина электростанции
Расширяется при нагревании Изобретение кораблей
Растворитель Водопровод
2. Актуализация знаний , фиксация затруднения, постановка целей урока.
Построение проекта выхода из затруднения (3 минуты)
— Что еще существует миллионы лет, используется человеком и до сих пор не закончилось? (воздух)
— Попробуйте из моего вопроса и предыдущей темы сформулировать тему сегодняшнего урока.
Тема: Как человек использует воздух и свойства воздуха.
— Собственно сегодняшняя тема – основной вопрос, на который нам предстоит ответить. Можете ли сразу дать полный развернутый ответ?
— Каковы будут цели урока?
Цели урока: 1) Узнать (повторить), что такое воздух, его использование.
2) Узнать (повторить) свойства воздуха и их применение человеком.
— Какой предложите план работы над темой?
1) Вспоминаем то, что знаем
2) Опыты, наблюдения – сводная таблица
3) Выводы
3. Реализация проекта выхода из затруднения (7 минут)
— Вспоминаем то, что знаем:
— Как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера)
— Что такое воздух? (смесь газов)
— Была бы возможна жизнь на Земле без этой воздушной оболочки? Почему?
— Как используют воздух животные и растения? (все живые организмы дышат, используя кислород воздуха)
— Как питаются растения? (растения используют углекислый газ, находящийся в воздухе в процессе фотосинтеза для создания органических веществ и выделяют кислород)
— Почему без воздуха организмы не проживут и 5 минут? (воздух нельзя запасти впрок)
— Какую еще роль выполняет атмосфера земли? (атмосфера защищает поверхность Земли от перегрева и переохлаждения; благодаря озоновому слою, защищает от губительных ультрафиолетовых лучей).
— Какие свойства воздуха вы уже знаете? ( без вкуса, без цвета, без запаха)
— Предложите, как можно проверить, что воздух – существует, это не пустое место? Возможно, ли его все же почувствовать, потрогать, увидеть? Рассмотрите предметы, представленные у меня на столе (веер, ёмкость с водой и пустой стакан, пустой пакет). Предположите, как их можно использовать при доказательстве.
Опыт 1.
Помахать перед лицом веером (тетрадью). Что почувствовали? (прикосновение)
— Проверьте прикосновение, движение воздуха с помощью подручных средств, которые есть на парте у каждого? (помахать тетрадью) — почувствовали
— При движении, воздух – осязаем.
Опыт 2.
Перевернутый вверх дном стакан опустить в ёмкость с водой.
— Почему вода не попадает в стакан? (там находится воздух – воздушный колокол)
— Немного наклоню стакан. Что произошло? (воздух в виде пузырей вышел из стакана, поднялся над поверхностью воды)
Опыт 3.
Поймать в пустой полиэтиленовый пакет воздух.
— Итак, вывод: воздух – это газ, он окружает нас…повсюду. Воздух не имеет постоянной формы и стремиться заполнить весь доступный ему объем.
— Вспомните первый опыт с веером. Что такое ветер? (ветер – это перемещение воздуха)
— Подумайте, как человек может заставить ветер помогать себе?
(ветер надувает паруса — уже 2-3 тысячи лет назад египтяне плавали по Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах, ветряные мельницы, ветряные двигатели электростанций – самый чистый способ получения электроэнергии)
— таблица
Откройте учебник на стр. 89. Иллюстрации показывают использование силы ветра человеком.
-Кто помнит: как возникает ветер? (ветер перемещается из менее теплых областей в более теплые.
— Вспомните свои наблюдения как вы когда-нибудь сидели у костра. Что делает теплый воздух от костра с легкими частицами пепла? (поднимает их вверх)
— Следовательно, теплый воздух поднимается, перемещается из менее нагретого участка к более нагретому.
— Вспомните, где у нас в помещениях устанавливают батареи и форточки, почему? (внизу, чтобы теплый воздух равномерно распределялся по всему объему помещения)
— Мы поговорили о поведении теплого и холодного воздуха. А с каким свойством воздуха это связано, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении?
( при нагревании — расширяется, при охлаждении — сжимается)
Опыт 2.
Пронаблюдайте еще один опыт, подтверждающий это свойство. Вика провела и зафиксировала его дома по причине ограниченности времени на уроке.
На пластиковую бутылку, внутри которой находится воздух, одеваем шарик. Сначала мы погружали конструкцию в таз с горячей водой. Через некоторое время, причем достаточно продолжительное, шарик начал надуваться. Это значит, что воздух не стал помещаться в бутылке, он расширился при нагревании и начал надувать шарик. Затем мы опустили нашу конструкцию в таз с холодной водой. Постепенно шарик начал сдуваться – ему стало хватать места в бутылке. Значит при охлаждении воздух сжимается.
Вывод: При нагревании воздух расширяется и становится легче, поднимается вверх. При охлаждении – сжимается, становится тяжелее и опускается вниз. – таблица
— Кто догадается, как еще люди научились использовать свойство теплого воздуха подниматься вверх? (воздушные шары) — таблица
— Вспомните, какая сила выталкивает бревно из воды? Подумайте, почему воздушные шарики, наполненные водородом улетают в небо. какая сила заставляет более легкие, чем воздух предметы, подниматься вверх?
(выталкивающая сила ) – таблица
— Началом эры воздухоплавания можно считать 1783 год, когда братья Монгольфье поднялись в небо на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом. Однако главный недостаток воздушного шара – его слабая управляемость. В конце ХIX века изобретатели сконструировали летательные аппараты, которые могли передвигаться с помощью воздушного винта, приводимого в действие двигателем. Это были дирижабли, заполненные водородом. Они имели огромные размеры. Так, например, дирижабль, построенный немецким изобретателем фон Цеппелином имел в длину 128 м, а в ширину – почти 12 м. Но будущее было за другим видом летательных аппаратов
Опыт 3.
Бросить листик бумаги в воду.
— Почему лист не остался висеть в воздухе, но лежит на поверхности воды?
(воздух – менее плотное вещество, малая плотность) – таблица
— Можно ли опереться на воду? При каких условиях? Предположите, можно ли опереться на воздух, при каких условиях?
(увеличить площадь опоры, уменьшить вес, развить большую скорость)
— Зато и сопротивление движению в воздухе оказывается минимальным, так что скорость передвижения в воздухе становится менее ограничена.
— Как, по-вашему, человек научился использовать низкую плотность воздуха ? (самолеты, вертолеты, ракеты – перемещение на значительные расстояния с большой скоростью)
— Появление авиации стало возможным тогда, когда мощность двигателей и в то же время легкость материалов для конструирования достигли определенного уровня. Первый самолет с двигателем братьев Райт взлетел в небо в 1903 году. Люди научились использовать само воздушное пространство.
— Рассмотрите иллюстрации на стр. 90: Как называются эти летательные аппараты?
— Используйте свой жизненный опыт, предположите. Как моя кофточка может быть связана с темой урока?
(воздух плохо проводит тепло- низкая теплопроводность) – таблица
— Какое утверждение, по-вашему, правильное: одежда греет тело, или одежда нагревается от тела?
— Благодаря низкой плотности воздух плохо проводит тепло. Когда холодно, звери поднимают шерсть, птицы – перья, а человек надевает вязаную кофточку. Шерстяные вещи, пуховики, шубы создают между телом и внешней средой толстую воздушную прослойку. которая не дает телу терять тепло. Таблица – шерстяные вещи.
— Где еще человек использует низкую теплопроводность воздуха? (встать у окна)
(двойные оконные рамы в домах, находящийся между ними воздух позволяет сохранить тепло в домах) — таблица
— Учебник предлагает нам познакомиться с еще одним свойством воздуха и
провести для этого такой опыт:
Опыт 4. (проводит ребенок у доски)
Возьмем пластиковый шприц без иглы, поставим поршень в среднее положение. Зажав пальцем отверстие для иглы, попробуем сжать и растянуть воздух. Сделайте вывод.
(Вывод: Приложив усилие, воздух можно сжать и растянуть, но он стремится сохранить первоначальный объем.)
— Такое свойство называется – упругость – таблица.
— Где можно использовать упругость накачанного воздуха?
( надувные матрацы, автомобильные шины, мячи) — таблица
— Итак, посмотрите какая сводная таблица использования свойств воздуха у нас получилась.
К этой таблице я хочу добавить, что люди научились использовать не только свойства воздуха, но и газы, входящие в его состав.
— Посмотрите на диаграмме какие еще газы, кроме названных сегодня кислорода и углекислого газа входят в состав воздуха.
Работа в группах.
Учебник нам не предлагает способов использования газов, входящих в состав воздуха. Попробуйте это сделать самостоятельно. Откройте тетради на стр. 35. Развернитесь, объединитесь в группы по четверкам. Обсудите ваши предположения. Просигнальте о готовности.
— Дополним таблицу. Как человек использует газы, входящие в состав воздуха?
Азот – азотные удобрения
Кислород – используют для сварки
Углекислый газ добавляют в воду и получают газировку
Водородом наполняют воздушные шарики
Сделаем выводы: что изучил и использует человек касательно воздуха?
(силу ветра, свойства и состав воздуха)
5. Первичное закрепление во внешней речи. Включение в систему знаний.
(2 минуты)
— Чтобы проверить как вы усвоили материал, предлагаю ответить на мои вопросы, сыграв в игру «Что бы было на Земле, если бы воздух … не был упругим?
— если бы воздух не перемещался, не было бы ветра?
— если бы воздухе не было углекислого газа?
— если бы воздух был более плотным, чем есть?
— если бы в воздухе не было кислород?
— Какое свойство воздуха важнее всего для мяча? Одеяла? Воздушного шара? Самолета? Парашюта?
— Какой газ, входящий в состав воздуха, поддерживает горение в печи и температуру нашего тела? (кислород, при сжигании образуется энергия и тепло, поддерживающие температуру тела и печи)
Работа в тетради (при наличии времени)
— Предлагаю поразмышлять, высказать свою точку зрения:
— Назовите предметы, которым плотность воздуха помогает (чем больше, тем лучше) –
парашют, самолет, надувной матрац, мяч, воздушные шары
— Назовите предметы, которым плотность воздуха мешает (чем она меньше, тем лучше) – парусник, свитер, самолет, ракета
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (3 минуты)
Работа в тетради. Стр. 34. № 2
— Напишите какие свойства воздуха используют
Вертолет
плотность
Двойное остекление
низкая теплопроводность
Растение
наличие в воздухе углекислого газа
Ракета
плотность
Надувной матрац
упругость
Костёр
наличие в воздухе кислорода
Проверьте свою работу по эталону.
У кого получилось без ошибок?
У кого были затруднения, каковы ваши дальнейшие действия? (внимательно прочитать, разобраться с материалом учебника дома)
7. Рефлексия учебной деятельности. (3 минуты)
Урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.
Какова была цель сегодняшнего урока? (Узнать, как человек использует воздух)
Достигли ли цели? Докажите:
— Что кроме свойств воздуха научились использовать люди? (воздушное пространство, силу ветра, составные части воздуха)
— Какие свойства воздуха запомнили?
— Кто доволен уроком и собой на уроке?
— У кого мои вопросы еще вызывали затруднения? — внимательно поработать дома
— Кто очень доволен и уроком и собой?
Спасибо за урок. Спасибо за внимание.
Или блиц-опрос:
— Что такое воздух?
— Какие газы входят в состав воздуха
— Имеет ли воздух определенную форму и объем
— Как называется воздушная оболочка земли
— Что использовали люди в древности для путешествий на парусниках по морям
— Что делает воздух при нагревании
— Почему не падают самолеты. Вертолеты
— Какое свойство воздуха используется в надувных матрацах, мячах
— Какой газ используют при производстве газировки
— Сколько человек может прожить без воздуха
— Воздуха на земле много, всем хватит, о нем не стоит заботиться
Опыт 6. Воздух имеет вес, массу.
Возьму 2 одинаковых шарика. Один из шариков – надут воздухом, другой – нет. Оба шарика привязаны к концам палочек. Положу палочку с не надутым шариком на край стола так, чтобы он находился в равновесии. Помечу место пересечения со столом. Точно так же положу палочку с надутым шариком. Что произошло? (надутый шарик с воздухом перевесил)
— Следовательно?…(воздух имеет вес, массу)
— Если воздух имеет вес, значит он давит на Землю.
— Ветер дует из области высокого давления в область низкого давления (если на тебя давят, хочется убежать, уйти в область менее сильного давления). Область высокого давления обычно наблюдается в области с холодными воздушными массами, а низкое – с теплыми.
Личностные:
осознанное
отношение
к учению
Познавательные:
— сравнение
— синтез
— структуриро
-вание знаний
— выдвижение
гипотез
Познават-е:
— постановка
проблемы
— выдвижение
гипотез
Регулятивные:
-целеполагание
— планирование
— знаково-
символическое
моделирование
Познавательные:
— структуриро-
вание знаний
— выдвижение
гипотез
Познавательные:
— структуриро-
вание знаний
Регулятивные:
— контроль
— оценка
— коррекция
— волевая
саморегуляция
Коммуника-
тивные:
— выражать
свои мысли
в партнерстве
Регулятивные:
— волевая
саморегуляция
— самооценка
Познавательные:
— рефлексия
по?