Какие свойства воздуха и воды используют люди

Какие свойства воздуха и воды используют люди thumbnail

Воздух – это смесь газов. Окружает планету, образует атмосферу и содержится во всём, что существует. Он есть в воде, земле, растениях, животных, горах, камнях и необходим для жизни живых организмов. Физические, химические и гигиенические свойства формируют климат в регионах частей Земли, влияют на жизнедеятельность растений и животных.

Основные свойства воздуха

  • Прозрачен.
  •  Не имеет цвета и запаха.
  • Не имеет формы, занимает всё пространство.
  • Упругость.
  • Проводит звук и солнечные лучи.
  • Сохраняет тепло.
  • При нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
  • Подвижен.

Физические свойства

  1. Температурные. Регулирует теплообмен.
  2. Влажность. Определяет насыщение газов кислородом, содержание водяного пара.
  3. Атмосферное давление. Масса атмосферного столба, который давит на поверхность планеты и на всё, что расположено внутри воздушного океана.
  4. Подвижность. Формирует ветра и обновление газового состава.
  5. Солнечная радиация. Определяет процент радиоактивных веществ и газов, содержащихся в атмосфере. Основной показатель формирования климата планеты.
  6. Электрическая активность. Количество электрических зарядов, содержащихся в воздушном пространстве.

Химический состав воздуха

Воздушная оболочка Земли формируется из смеси газов:

  • Азот. Основной компонент атмосферы. Не участвует в дыхании, не поддерживает горение. Обеспечивает жизнедеятельность водорослей и некоторых растений.
  • Кислород. Жизненно необходимый элемент. Является необходимым в формировании биологических процессов организмов животных, растений. Служит окислителем и основным компонентом горения веществ.
  • Углекислый газ. Поглощается деревьями и преобразуется в кислород.

Диаграмма состава воздухаВ небольших количествах атмосфера содержит озон, водород, неон, другие газы.  По количеству содержания вредных примесей определяют чистоту воздуха. Подробнее – в статье о составе воздуха.

Теплопроводность воздуха

Окружающий воздух практически не проводит тепло. Особенность задерживать тепловой заряд широко используется человеком и животными. Ограничивая подвижность потока, воздушная прослойка задерживает теплообмен организмов, создаёт комфортный микроклимат.

При нагревании с воздухом происходит расширение и он поднимается, становится разреженным. Изменяется его химический состав и влажность. Водяной пар распадается на отдельные газы, становится более летучим.

При охлаждении воздух сжимается и он опускается. Незначительное содержание твёрдых частиц в газах окисляется и насыщается водяными парами. Воздух становится тяжелее и плотнее.

Применение и использование свойств воздуха

Воздушную оболочку планеты активно используют животные и птицы. Способность задерживать тепло помогает животным выживать и регулировать тепловые процессы организма. Шерсть, обитателей северных широт, имеет полую структуру.

Особое строение пера и движение воздушных масс птицы используют для полётов и планирования над землёй.

Значение воздухаНаполненный атмосферой пузырь, удерживает рыб в толще воды и способствует перемещению из глубин водоёмов к поверхности.

Подвижность используется растениями для опыления и распространения семян на большие площади.

Человек использует свойства атмосферы в широких спектрах своей жизнедеятельности:

  • Теплопроводность обеспечивает обогрев и терморегуляцию организма.
  • Способность тёплых воздушных потоков подниматься используют в полётах.
  • Упругость и сжатие применяют во всех промышленных системах. Его закачивают в автомобильные шины. Нагнетая воздушное давление, работают пневматические инструменты, оружие.
  • Кислород участвует в процессах горения. Все двигатели внутреннего сгорания потребляют большие объёмы кислорода и его соединений.

Более подробная информация об использовании и значении воздуха живыми организмами здесь.

Сравнение свойств воды и воздуха

Основную роль воздушный океан играет в дыхании всех живых существ Земли. Содержание его в воде используется всеми подводными животными и растениями.

Вода и воздух имеют похожие параметры. Она так же прозрачна и безвкусна, так же реагирует на нагрев и охлаждение. Основным отличием воды является способность растворять вещества и её большая плотность. Вода имеет большую массу и теплопроводность, проводит заряды электричества. Способность извлекать необходимые компоненты из воды, без применения специального оборудования, человеку и млекопитающим не под силу.

Оценка статьи:

Загрузка…

Источник

Урок по теме:

«Как человек использует свойства воздуха».

Окружающий мир.

Учитель: Шитцылова Н.Н.
Объект: 4А класс

 МОУ УНОШ №2

26 февраля 2009г.

Цель:

Сформировать понятие о воздухе и его свойствах.

Развивать речь, мышление, умение проводить опыты, делать вывод., умозаключения.

Развивать коммуникативные способности.

Оборудование:

Веера, банка с водой, стакан , керосиновая лампа, бумажная салфетка, спички, шприцы, вырезанные из бумаги шары красного, зеленого  и синего цвета.

Ход урока:

I.Проверка домашнего задания.

— Как называется водная  оболочка земли?

— Какую роль играет вода в жизни живых организмов?

— Сколько может прожить без воды человек?

— Назовите основные свойства воды.

— Сформулируйте закон сообщающихся сосудов. Где его научился использовать человек?

— Почему гайка , опущенная в воду, меньше растягивает резинку, чем гайка подвешенная в воздухе?

— Чему равна выталкивающая сила? Где человек использует это свойство?

— Почему не тонет корабль, корпус которого сделан из железа?

— Какое свойство воды используется при стирке ?

— Что произойдет с консервной банкой, если ее разогревать, не раскрыв?

— Какое свойство воды используется в паровом  двигателе?

— Назовите три состояния воды. Приведите примеры их  в природе.

II. Постанова проблемы и актуализация знаний.

Слайд  №1.

— Сегодня мы с вами поговорим о воздухе и его свойствах.

Слайд  №2.

— Ответьте на вопросы в начале учебника.

— Почему  без атмосферы не возможна жизнь на других планетах и на земле?

— Почему люди не могут полететь к другим планетам?

— Что мы знаем о воздухе?

— Как доказать, что воздух  не  пустое место?

ОПЫТ №1.

— Помашите веером перед лицом. Что вы почувствовали?  (Прикосновение ,  хотя веер до нас не прикасался. Значит между веером и лицом что-то есть. Это воздух.

ОПЫТ №2.

— Перевернем стакан вверх дном и медленно опустим его  в банку  с водой. Попадет ли вода в стакан? Почему?  Ответ:  Нет. Препятствует  воздух.

—  К какому  из трех состояний веществ относится воздух?

— Что такое атмосфера? Населена ли она  ли она живыми веществами? Какими?

— Как используют воздух животные и люди?

— Как используют воздух растения?

— Все живые организмы состоят из воды и воздуха. Какой газ воздуха поддерживает температуру нашего тела и температуру в печи?

-Сколько может человек прожить без воздуха и почему?

Слайд №3.

— Мы так много знаем о воздухе, атмосфере. На какие вопросы можно еще получить ответ? (Предположения.)

Слайд №4.

III. Открытие новых знаний.

Диалог Миши и Лены(стр. 24)

— Что произойдет  с планетой Земля, если исчезнет атмосфера?

— Какую роль выполняет атмосфера ?

Ответ: Воздух  образует воздушную оболочку, которая окружает земной шар и с помощью озонового слоя защищает поверхность Земли от губительного облучения.

—  Прочитайте ЗАДАНИЕ №1  НА  СТР. 24.

Слайд № 5 .

Доклад на тему «Круговорот воды в природе»

Ответ: Вода океанов испаряется и в виде облаков переносится ветрами в другие места, где выпадают дожди, питаются реки.

Загадка:

  1. Гуляет в поле,  да не конь,

Летает на воле,  да не птица.

2.Бырчит, рычит,

Ветки ломает,

Пыль поднимает.

Людей с ног сбивает.

Слышишь его,

Да не видишь его. (Ветер.)

— А что такое ветер?

— Как возникает ветер?

Ответ:  Участки земной поверхности нагреваются по- разному: ветер дует от менее нагретого участка к более нагретому.

— Что случилось , если бы  не стало ветра?

— Прочитайте текст на  стр. 24.  Последний абзац.

— Человек издавна научился  использовать ветер как  источник энергии.

— Рассмотрите иллюстрации (Слайд №6). . Как человек использует ветер?  Прочитайте  верхний абзац.

— Человек изобрел парус, который позволил ему отправиться в путешествие. Уже 2-3 тысячи лет назад египтяне плавали по Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах.

— В Средние века строились ветряные колеса для работы по хозяйству.

Однако и в современности ветряной двигатель играет большую роль, так как в отличие от других источников он не загрязняет атмосферу.

— Почему  возможно летать на воздушных шарах?

(Слайд №7)

Читайте также:  Какие свойства окислительные или восстановительные может проявлять сера

,

— Одним из способов передвижения по воздуху является воздушный шар, заполненный более легким, чем воздух газом или просто нагретым воздухом. Началом эры воздухоплавания следует считать 1783 год, когда братья Монгольфье  поднялись в воздух на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом. Возможность передвижения по воздуху летательных аппаратов связана с тем ,  что воздух  обладает выталкивающей силой.

— Так какой силой обладает воздух?

— Прочитайте текст «Для любознательных»  на странице25

Опыт №3.

Над зажженной керосиновой лампой держу бумажную салфетку.

Что наблюдаем?

Почему поднимается салфетка?

— Какова температура воздуха над лампой?

— Так что происходит с воздухом при нагревании?

— Где используется это свойство воздуха?

— Прочитайте текст на странице 25 (последний абзац).

Слайд №8.

ВОЗДУХ ПРИ НАГРЕВАНИИ РАСШИРЯЕТСЯ. ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА,

— Однако главный недостаток воздушного шара — его слабая управляемость. Лишь самолеты обеспечили людям возможность передвигаться на большие расстояния с большой скоростью.

— Плотность воды 1000 кг/м3,

 Плотность воздуха 1,29 кг/м3.

— Что плотнее воздух или вода?

— Можно ли опереться на воду? При каких условиях?

— А опереться на воздух? При каких условиях?

— Где применяется это свойство?

Слайд № 9.

Прочитайте текст на странице 26 (верхний абзац).

О каком ещё свойстве воздуха вы узнали?

Слайд № 10.

НИЗКАЯ ПЛОТНОСИЬ,

— Почему самолеты развивают скорость до  800-900 км/ч, а корабли чуть больше 100 км?

Слайд № 11. Зачем птицам перья,  зверям шерсть, а нам свитер?

— Почему рамы двойные? Что между стеклами?

— Прочитайте текст на странице 26 (нижний абзац).

— Выполните задание № 2.

Благодаря низкой плотности воздуха он обладает ещё одним свойством:  плохо проводит тепло. На этом свойстве основано создание человеком теплых вещей. Шерстяные вещи и шубы сохраняют в себе толстую воздушную прослойку, которая не дает телу потерять тепло.

Слайд № 12.

ПЛОХОЙ ПРОВОДНИК.

Физкультминутка.

-Чтобы познакомиться с ещё одним свойством воздуха, проведем опыт, который нам предложили в задании № 3 на странице 26.

Опыт № 4.

— Возьмите пластмассовый шприц (без иглы) и поставьте его поршень в среднее положение. Крепко зажав  пальцем отверстие для иглы, попробуйте задвинуть и вытянуть поршень.

— Какой вывод? (страница 27).  Слайд №13.

На этом свойстве основано использование  воздуха в автомобильных шинах, мячах, надувных матрацах.

— Как называется это свойство?

Слайд № 14.

УПРУГОСТЬ.

— Давайте вспомним, о  каких  свойствах  воздуха мы узнали?

Свойства воздуха:

— расширение при нагревании;

— плохо проводит тепло;

— низкая плотность;

— упругость.

— Воздух – это одно вещество или смесь газов?

— Из чего состоит воздух?

В воздухе содержится:          Слайд № 15.

21% кислорода

78% азота

0,9% благородных газов и

0,03% углекислого газа.

Выступление об использовании газов, входящих в состав воздуха.  Слайд № 16.

Текст «Для любознательных» страница 27.

IV. Первичное закрепление.

Как человек использует свойства воздуха?

Слайд № 17.

Где человек использует газы, входящие в состав воздуха?  Слайд №18.

V. Домашнее задание:

Параграф 20, задания №4, 5,6,10.

Приложение.

Ответы на вопросы в конце урока.

— Какие свойства воздуха важнее всего для мяча, одеяла, парашюта?

 Для мяча – упругость,

 Для одеяла _ слабое проведение тепла,

 Для парашюта – плотность.

— Откуда берутся вещества,  из которых состоят живые вещества? Какой именно газ воздуха создает основу всех органических веществ?

Ответы: Живые организмы состоят из органического вещества. Растения создают органические вещества из углекислого газа и воды. Поэтому основной газ, из которого состоят тела живых организмов – углекислый газ.

— Какой газ поддерживает температуру нашего тела и температуру  в печи? Каким образом?

Ответы: Высокая температура  нашего тела  поддерживается за счет тепла, полученного при окислении пищи. Это становится возможным благодаря кислороду. Кислород обеспечивает и горение дров в печи.

Задания № 4,5,6

Задание №7.

— Какой рисунок вы не раскрасите? (Ракету.)

Задание №8.

Для улавливания даже слабого ветерка и увеличения грузоподъемности парашюта и планера надо увеличить площадь опоры и уменьшить вес.

Задание № 9.

Из азота делают удобрения.

Кислород используют для сварки.

Углекислый газ – добавляют в газированную воду.

Водородом заполняют воздушные шары.

Задание №10.

— Какая сила поднимает в воздух воздушные шары?

Ответ: Воздушные шары поднимает выталкивающая сила.     

Источник

Анонимный вопрос  ·  6 сентября 2018

3,1 K

Подготовила к ЕГЭ по химии 5000 учеников. С любого уровня до 100 в режиме онлайн 🙂  ·  vk.com/mendo_him

????Свойства воздуха????

✅Он прозрачен
✅Бесцветный
✅Не имеет запаха
✅При нагревании расширяется
✅При охлаждении сжимается
✅Сохраняет тепло
✅Сжимаем и упруг
✅Легче воды
✅Не имеет вкуса
✅Состоит из смеси газов

????Свойства воды ????

✅Прозрачная
✅Не имеет запаха

✅Обладает текучестью
✅Бесцветна
✅Является растворителем
✅Расширяется при нагревании
✅Сжимается при охлаждении
✅Из жидкого состояния может перейти в газообразное
✅Из жидкого состояния может перейти в твёрдое
✅Принимает форму сосуда

Ещё он плохой проводник тепла и холода

Из чего состоит воздух?

Около 78% — это Азот (N по таблице Менделеева (дальше ТМ))

Около 21% — Кислород (О по ТМ)

Около 0,7% — Аргон (Ar по ТМ)

Около 0,3% — Углекислый Газ (CO2 — оксид углерода) + мелкие содержания отдельных других газов.

Это в общем состав воздуха. Состав может меняться в зависимости от слоя атмосферы, ибо их несколько на разной высоте.

Какое значение для жизни клетки имеет вода?

Значение воды в клетках :

1)Осуществление водного баланса/осмос
Вода движется через полупроницаемую мембрану из р-ра с меньшей концентрацией,в сторону большей.
2)Тургор в клетках растений
Обеспечивает упругость клетки из-за давления протопласта на клеточную стенку

И в живом организме :

3)Высокая теплопроводность.
Вода быстро проводит тепло ко всему организму в целом
4)Высокая теплоемкость
Поддержание постоянной температуры тела
5)Испарение
Регулирование температуры тела организма,охлаждение при его перегревании.
6)Капиллярность
Важное значение для растений.По сосудам с помощью капиллярности вода поднимается вверх.

Почему влажный воздух легче сухого?

Люблю котиков и путешествовать)

Сухой воздух действительно тяжелее, чем влажный. Хотя многие скажут, что это не так, ведь в сухом воздухе не содержатся молекулы воды. Однако, нужно вспомнить закон Авогадро, согласно которому: «равные объёмы любых газов при одинаковых условиях содержат равное число молекул». Поэтому, если мы возьмем одинаковые объемы сухого и влажного воздуха, то в сухом воздухе хоть и не будет воды, но будут содержаться такие газы как — азот, аргон, кислород. И если мы заменим одну из этих молекул на воду (помним, что количество молекул изначально равное!), то их общая масса станет меньше. И мы можем сделать вывод, что сухой воздух тяжелее чем влажный.

Каким образом рыбы выделяют кислород из воды?

А они, грубо говоря, и не выделяют. Поглощают жабрами воду, жаберные тычинки являются фильтрами, то есть вода очищается. А дальше через процессы диффузии и газообмена кислород, растворенный в воде проникает дальше по дыхательной системе, а лишняя вода выбрасывается через рот, например.

Почему вода тушит огонь?

Эффективный репетитор по математике, физике, химии. Автор книг и консультант по обучению…  ·  repetitor-5.ru

Не так всё просто!

Воду используют при тушении пожаров потому что: 1) она не горит 2) при испарении забирает много тепла и создаёт атмосферу, не поддерживающую горение. 3) небольшие количества воды дают много пара.

Но! Надо знать, что не все пожары можно тушить водой!!!

1) Некоторые вещества (на химических производствах) активно вступают с водой в реакцию.

2) нефтепродукты легче воды обычно, они всплывают и продолжают гореть на поверхности воды.

3) нельзя тушить водой электроприборы, которые находятся под напряжением, так как вода проводит ток в достаточной степени для многих нежелательных эффектов — удара током, короткого замыкания и т.п.

Читайте также:  Какие свойства смородина красная

Прочитать ещё 1 ответ

Источник

Урок окружающего мира. 4 класс. 26.11.2014

Учитель: Макарова Е.В. МОАУ СОШ №16.

Тема: Как человек использует свойства воздуха.

Тип урока: Открытие нового знания.

Цели и задачи:

Образовательные:

— сформировать понятие о воздухе: его составе и свойствах;

— рассмотреть примеры использования человеко воздуха.

.Метапредметные:

— развивать умение наблюдать, проводить опыты, наблюдать за ходом и результатами опыта; выводы и умозаключения;

— развивать интерес к предмету;

— создавать условия для высказывания аргументированного мнения;

— развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

обобщать полученную информацию в виде кластера;

— воспитывать коммуникативные умения, культуру повеления.

Личностные:

— формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах, в группах;

— воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, веру в свои силы.

— воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь

Ведущий вид деятельности: продуктивный

Методы работы: деятельностный метод, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические (опыты)

Формы работы: фронтальная, групповая (дети рассажены по группам), самостоятельная.

Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант управляющий опытно-поисковой работой.

Педагогические технологии:

— деятельностный метд обучения;

— объяснительно – иллюстративного обучения;

— педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ — технология (презентация).

Материал к занятию: Учебник «Окружающий мир. Человек и природа. 4 класс.» А.А.Вахрушев

Оьорудование:

1. Презентация к уроку

2. Веер, банка и стакан с водой, шприц, пустой пакет, шарики.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (5 минуты)

Проверка домашнего задания.

Мы рады всем гостям. Вы сможете посмотреть урок окружающего мира.

Чем активнее и организованнее мы будем работать, тем больше интересных вещей я вам смогу показать и рассказать. Хотите узнать больше? Тогда работаем!

— Что существует миллионы лет, является основой жизни на земле, используется человеком и до сих пор не закончилось? (вода)

-Вспомним свойства воды и как человек их использует. (Фронтально):

— Как называется водная оболочка земли?

— Какую роль играет вода в жизни живых организмов?

— Назовите основные свойства воды.

— Сформулируйте закон сообщающихся сосудов. Где его научился использовать человек?

— Почему гайка , опущенная в воду, меньше растягивает резинку, чем гайка подвешенная в воздухе?

— Где человек использует выталкивающее свойство воды?

— Какое свойство воды используется при стирке ?

— Что произойдет с консервной банкой, если ее разогревать, не раскрыв?

— Какое свойство воды используется в паровом двигателе?

— Назовите три состояния воды. Приведите примеры их в природе.

Индивидуально на карточках:

Соедините с помощью стрелок свойства воды и способы их использования.

Текучесть Паровой двигатель

Обладает выталкивающей силой Подслащивание пищи

Свойство сообщающихся сосудов Водяное колесо, турбина электростанции

Расширяется при нагревании Изобретение кораблей

Растворитель Водопровод

2. Актуализация знаний , фиксация затруднения, постановка целей урока.

Построение проекта выхода из затруднения (3 минуты)

— Что еще существует миллионы лет, используется человеком и до сих пор не закончилось? (воздух)

— Попробуйте из моего вопроса и предыдущей темы сформулировать тему сегодняшнего урока.

Тема: Как человек использует воздух и свойства воздуха.

— Собственно сегодняшняя тема – основной вопрос, на который нам предстоит ответить. Можете ли сразу дать полный развернутый ответ?

— Каковы будут цели урока?

Цели урока: 1) Узнать (повторить), что такое воздух, его использование.

2) Узнать (повторить) свойства воздуха и их применение человеком.

— Какой предложите план работы над темой?

1) Вспоминаем то, что знаем

2) Опыты, наблюдения – сводная таблица

3) Выводы

3. Реализация проекта выхода из затруднения (7 минут)

Вспоминаем то, что знаем:

— Как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера)

— Что такое воздух? (смесь газов)

— Была бы возможна жизнь на Земле без этой воздушной оболочки? Почему?

— Как используют воздух животные и растения? (все живые организмы дышат, используя кислород воздуха)

— Как питаются растения? (растения используют углекислый газ, находящийся в воздухе в процессе фотосинтеза для создания органических веществ и выделяют кислород)

— Почему без воздуха организмы не проживут и 5 минут? (воздух нельзя запасти впрок)

— Какую еще роль выполняет атмосфера земли? (атмосфера защищает поверхность Земли от перегрева и переохлаждения; благодаря озоновому слою, защищает от губительных ультрафиолетовых лучей).

— Какие свойства воздуха вы уже знаете? ( без вкуса, без цвета, без запаха)

— Предложите, как можно проверить, что воздух – существует, это не пустое место? Возможно, ли его все же почувствовать, потрогать, увидеть? Рассмотрите предметы, представленные у меня на столе (веер, ёмкость с водой и пустой стакан, пустой пакет). Предположите, как их можно использовать при доказательстве.

Опыт 1.

Помахать перед лицом веером (тетрадью). Что почувствовали? (прикосновение)

— Проверьте прикосновение, движение воздуха с помощью подручных средств, которые есть на парте у каждого? (помахать тетрадью) — почувствовали

При движении, воздух – осязаем.

Опыт 2.

Перевернутый вверх дном стакан опустить в ёмкость с водой.

— Почему вода не попадает в стакан? (там находится воздух – воздушный колокол)

— Немного наклоню стакан. Что произошло? (воздух в виде пузырей вышел из стакана, поднялся над поверхностью воды)

Опыт 3.

Поймать в пустой полиэтиленовый пакет воздух.

— Итак, вывод: воздух – это газ, он окружает нас…повсюду. Воздух не имеет постоянной формы и стремиться заполнить весь доступный ему объем.

— Вспомните первый опыт с веером. Что такое ветер? (ветер – это перемещение воздуха)

— Подумайте, как человек может заставить ветер помогать себе?

(ветер надувает паруса — уже 2-3 тысячи лет назад египтяне плавали по Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах, ветряные мельницы, ветряные двигатели электростанций – самый чистый способ получения электроэнергии)

— таблица

Откройте учебник на стр. 89. Иллюстрации показывают использование силы ветра человеком.

-Кто помнит: как возникает ветер? (ветер перемещается из менее теплых областей в более теплые.

— Вспомните свои наблюдения как вы когда-нибудь сидели у костра. Что делает теплый воздух от костра с легкими частицами пепла? (поднимает их вверх)

— Следовательно, теплый воздух поднимается, перемещается из менее нагретого участка к более нагретому.

— Вспомните, где у нас в помещениях устанавливают батареи и форточки, почему? (внизу, чтобы теплый воздух равномерно распределялся по всему объему помещения)

— Мы поговорили о поведении теплого и холодного воздуха. А с каким свойством воздуха это связано, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении?

( при нагревании — расширяется, при охлаждении — сжимается)

Опыт 2.

Пронаблюдайте еще один опыт, подтверждающий это свойство. Вика провела и зафиксировала его дома по причине ограниченности времени на уроке.

На пластиковую бутылку, внутри которой находится воздух, одеваем шарик. Сначала мы погружали конструкцию в таз с горячей водой. Через некоторое время, причем достаточно продолжительное, шарик начал надуваться. Это значит, что воздух не стал помещаться в бутылке, он расширился при нагревании и начал надувать шарик. Затем мы опустили нашу конструкцию в таз с холодной водой. Постепенно шарик начал сдуваться – ему стало хватать места в бутылке. Значит при охлаждении воздух сжимается.

Вывод: При нагревании воздух расширяется и становится легче, поднимается вверх. При охлаждении – сжимается, становится тяжелее и опускается вниз. – таблица

— Кто догадается, как еще люди научились использовать свойство теплого воздуха подниматься вверх? (воздушные шары) — таблица

— Вспомните, какая сила выталкивает бревно из воды? Подумайте, почему воздушные шарики, наполненные водородом улетают в небо. какая сила заставляет более легкие, чем воздух предметы, подниматься вверх?

(выталкивающая сила ) – таблица

Читайте также:  На каких биологических свойствах организма основан искусственный отбор

— Началом эры воздухоплавания можно считать 1783 год, когда братья Монгольфье поднялись в небо на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом. Однако главный недостаток воздушного шара – его слабая управляемость. В конце ХIX века изобретатели сконструировали летательные аппараты, которые могли передвигаться с помощью воздушного винта, приводимого в действие двигателем. Это были дирижабли, заполненные водородом. Они имели огромные размеры. Так, например, дирижабль, построенный немецким изобретателем фон Цеппелином имел в длину 128 м, а в ширину – почти 12 м. Но будущее было за другим видом летательных аппаратов

Опыт 3.

Бросить листик бумаги в воду.

— Почему лист не остался висеть в воздухе, но лежит на поверхности воды?

(воздух – менее плотное вещество, малая плотность) – таблица

— Можно ли опереться на воду? При каких условиях? Предположите, можно ли опереться на воздух, при каких условиях?

(увеличить площадь опоры, уменьшить вес, развить большую скорость)

— Зато и сопротивление движению в воздухе оказывается минимальным, так что скорость передвижения в воздухе становится менее ограничена.

— Как, по-вашему, человек научился использовать низкую плотность воздуха ? (самолеты, вертолеты, ракеты – перемещение на значительные расстояния с большой скоростью)

— Появление авиации стало возможным тогда, когда мощность двигателей и в то же время легкость материалов для конструирования достигли определенного уровня. Первый самолет с двигателем братьев Райт взлетел в небо в 1903 году. Люди научились использовать само воздушное пространство.

— Рассмотрите иллюстрации на стр. 90: Как называются эти летательные аппараты?

— Используйте свой жизненный опыт, предположите. Как моя кофточка может быть связана с темой урока?

(воздух плохо проводит тепло- низкая теплопроводность) – таблица

— Какое утверждение, по-вашему, правильное: одежда греет тело, или одежда нагревается от тела?

— Благодаря низкой плотности воздух плохо проводит тепло. Когда холодно, звери поднимают шерсть, птицы – перья, а человек надевает вязаную кофточку. Шерстяные вещи, пуховики, шубы создают между телом и внешней средой толстую воздушную прослойку. которая не дает телу терять тепло. Таблица – шерстяные вещи.

— Где еще человек использует низкую теплопроводность воздуха? (встать у окна)

(двойные оконные рамы в домах, находящийся между ними воздух позволяет сохранить тепло в домах) — таблица

— Учебник предлагает нам познакомиться с еще одним свойством воздуха и

провести для этого такой опыт:

Опыт 4. (проводит ребенок у доски)

Возьмем пластиковый шприц без иглы, поставим поршень в среднее положение. Зажав пальцем отверстие для иглы, попробуем сжать и растянуть воздух. Сделайте вывод.

(Вывод: Приложив усилие, воздух можно сжать и растянуть, но он стремится сохранить первоначальный объем.)

— Такое свойство называется – упругость – таблица.

— Где можно использовать упругость накачанного воздуха?

( надувные матрацы, автомобильные шины, мячи) — таблица

— Итак, посмотрите какая сводная таблица использования свойств воздуха у нас получилась.

К этой таблице я хочу добавить, что люди научились использовать не только свойства воздуха, но и газы, входящие в его состав.

Посмотрите на диаграмме какие еще газы, кроме названных сегодня кислорода и углекислого газа входят в состав воздуха.

Работа в группах.

Учебник нам не предлагает способов использования газов, входящих в состав воздуха. Попробуйте это сделать самостоятельно. Откройте тетради на стр. 35. Развернитесь, объединитесь в группы по четверкам. Обсудите ваши предположения. Просигнальте о готовности.

— Дополним таблицу. Как человек использует газы, входящие в состав воздуха?

Азот – азотные удобрения

Кислород – используют для сварки

Углекислый газ добавляют в воду и получают газировку

Водородом наполняют воздушные шарики

Сделаем выводы: что изучил и использует человек касательно воздуха?

(силу ветра, свойства и состав воздуха)

5. Первичное закрепление во внешней речи. Включение в систему знаний.

(2 минуты)

— Чтобы проверить как вы усвоили материал, предлагаю ответить на мои вопросы, сыграв в игру «Что бы было на Земле, если бы воздух … не был упругим?

— если бы воздух не перемещался, не было бы ветра?

— если бы воздухе не было углекислого газа?

— если бы воздух был более плотным, чем есть?

— если бы в воздухе не было кислород?

— Какое свойство воздуха важнее всего для мяча? Одеяла? Воздушного шара? Самолета? Парашюта?

— Какой газ, входящий в состав воздуха, поддерживает горение в печи и температуру нашего тела? (кислород, при сжигании образуется энергия и тепло, поддерживающие температуру тела и печи)

Работа в тетради (при наличии времени)

— Предлагаю поразмышлять, высказать свою точку зрения:

— Назовите предметы, которым плотность воздуха помогает (чем больше, тем лучше) –

парашют, самолет, надувной матрац, мяч, воздушные шары

— Назовите предметы, которым плотность воздуха мешает (чем она меньше, тем лучше) – парусник, свитер, самолет, ракета

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (3 минуты)

Работа в тетради. Стр. 34. № 2

— Напишите какие свойства воздуха используют

Вертолет

плотность

Двойное остекление

низкая теплопроводность

Растение

наличие в воздухе углекислого газа

Ракета

плотность

Надувной матрац

упругость

Костёр

наличие в воздухе кислорода

Проверьте свою работу по эталону.

У кого получилось без ошибок?

У кого были затруднения, каковы ваши дальнейшие действия? (внимательно прочитать, разобраться с материалом учебника дома)

7. Рефлексия учебной деятельности. (3 минуты)

Урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

Какова была цель сегодняшнего урока? (Узнать, как человек использует воздух)

Достигли ли цели? Докажите:

— Что кроме свойств воздуха научились использовать люди? (воздушное пространство, силу ветра, составные части воздуха)

— Какие свойства воздуха запомнили?

— Кто доволен уроком и собой на уроке?

— У кого мои вопросы еще вызывали затруднения? — внимательно поработать дома

— Кто очень доволен и уроком и собой?

Спасибо за урок. Спасибо за внимание.

Или блиц-опрос:

— Что такое воздух?

— Какие газы входят в состав воздуха

— Имеет ли воздух определенную форму и объем

— Как называется воздушная оболочка земли

— Что использовали люди в древности для путешествий на парусниках по морям

— Что делает воздух при нагревании

— Почему не падают самолеты. Вертолеты

— Какое свойство воздуха используется в надувных матрацах, мячах

— Какой газ используют при производстве газировки

— Сколько человек может прожить без воздуха

— Воздуха на земле много, всем хватит, о нем не стоит заботиться

Опыт 6. Воздух имеет вес, массу.

Возьму 2 одинаковых шарика. Один из шариков – надут воздухом, другой – нет. Оба шарика привязаны к концам палочек. Положу палочку с не надутым шариком на край стола так, чтобы он находился в равновесии. Помечу место пересечения со столом. Точно так же положу палочку с надутым шариком. Что произошло? (надутый шарик с воздухом перевесил)

— Следовательно?…(воздух имеет вес, массу)

— Если воздух имеет вес, значит он давит на Землю.

— Ветер дует из области высокого давления в область низкого давления (если на тебя давят, хочется убежать, уйти в область менее сильного давления). Область высокого давления обычно наблюдается в области с холодными воздушными массами, а низкое – с теплыми.

Личностные:

осознанное

отношение

к учению

Познавательные:

— сравнение

— синтез

— структуриро

-вание знаний

— выдвижение

гипотез

Познават-е:

— постановка

проблемы

— выдвижение

гипотез

Регулятивные:

-целеполагание

— планирование

— знаково-

символическое

моделирование

Познавательные:

— структуриро-

вание знаний

— выдвижение

гипотез

Познавательные:

— структуриро-

вание знаний

Регулятивные:

— контроль

— оценка

— коррекция

— волевая

саморегуляция

Коммуника-

тивные:

— выражать

свои мысли

в партнерстве

Регулятивные:

— волевая

саморегуляция

— самооценка

Познавательные:

— рефлексия

по?