Какие свойства воды можно определить органами чувств

Какие свойства воды можно определить органами чувств thumbnail

В разделе: Вода
2018-06-1818.06.2018

Органолептические показатели качества воды: на вкус и цвет...

Введение

Органолептические показатели — характеристики качества воды, пищи, иной продукции, которые могут быть оценены при помощи органов чувств человека: зрения, вкуса, осязания, обоняния, слуха. Безусловно, в первую очередь речь идет о качественных характеристиках объекта анализа, и уже во вторую — о количественных; стоит отметить, что эти критерии взаимосвязаны. Например, буроватый осадок на дне емкости с водой потенциально может быть вызван избыточным содержанием железа, а количество осадка — концентрацией железа в образце. Однако в современной аналитике чаще всего используются качественные характеристики, реже — количественные оценки в виде баллов, шкал, уровней. Органолептическая оценка качества воды – обязательная начальная процедура санитарно-химического контроля воды. При корректной оценке органолептических показателей (то есть с использованием таблиц, шкал, различных критериев сопоставления) специалисты говорят об органолептических измерениях.

Цветность

Показатель качества воды, характеризующий интенсивность окраски воды и обусловленный содержанием окрашенных соединений; выражается в градусах платиново-кобальтовой шкалы. Определяется путем сравнения окраски испытуемой воды с эталонами.

Органолептические показатели качества воды: на вкус и цвет...

Цветность природных вод обусловлена главным образом присутствием гумусовых веществ и соединений трехвалентного железа. Количество этих веществ зависит от геологических условий, водоносных горизонтов, характера почв, наличия болот и торфяников в бассейне реки и т.п. Сточные воды некоторых предприятий также могут создавать довольно интенсивную окраску воды. Цветность природных вод колеблется от единиц до тысяч градусов.

Различают «истинный цвет», обусловленный только растворенными веществами, и «кажущийся» цвет, вызванный присутствием в воде коллоидных и взвешенных частиц, соотношения между которыми в значительной мере определяются величиной pH. Удовлетворительная цветность воды устраняет необходимость определения тех загрязнителей, ПДК которых установлены по цветности (лимитирующий показатель – органолептический). К таким загрязнителям относятся многие красители и соединения, образующие интенсивно окрашенные растворы и имеющие высокий коэффициент светопоглощения.

Высокая цветность воды ухудшает ее органолептические свойства и оказывает отрицательное влияние на развитие водных растительных и животных организмов в результате резкого снижения концентрации растворенного кислорода в воде, который расходуется на окисление соединений железа и гумусовых веществ.

Цветность воды определяется визуально или фотометрически, сравнивая окраску пробы с окраской условной 100-градусной шкалы цветности воды, приготавливаемой из смеси бихромата калия K2Cr2O7 и CoSO4. Предельно допустимая величина цветности в водах, используемых для питьевых целей, составляет 35 градусов по платиново-кобальтовой шкале.

Запах

Свойство воды вызывать у человека и животных специфическое раздражение слизистой оболочки носовых ходов. Запах воды характеризуется интенсивностью, которую оценивают по 5-балльной шкале, приведенной в табл. 2 (ГОСТ 3351-74). Для питьевой воды допускается запах не более 2 баллов.

Таблица 1. Определение интенсивности запаха воды

Оценка интенсивности запаха, баллы Интенсивность запаха Характер проявления запаха
0 никакого запаха отсутствие ощутимого запаха
I очень слабый запах, не замечаемый потребителем, но обнаруживаемый специалистом
II слабый запах, обнаруживаемый потребителем, если обратить на это внимание
III заметный запах, легко обнаруживаемый, может быть причиной того, что вода неприятна для питья
IV отчетливый запах, обращающий на себя внимание, может заставить воздержаться от питья

V очень сильный запах, настолько сильный, что делает воду непригодной для питья

Запах воды вызывают летучие пахнущие вещества, поступающие в воду в результате процессов жизнедеятельности водных организмов, при биохимическом разложении органических веществ, при химическом взаимодействии содержащихся в воде компонентов, а также с промышленными, сельскохозяйственными и хозяйственно-бытовыми сточными водами.

На запах воды оказывают влияние состав содержащихся в ней веществ, температура, значения рН, степень загрязненности водного объекта, биологическая обстановка, гидрологические условия и т.д. Обычно за­пах определяют при нормальной (20 °С) и при повышенной (60 °С) температуре воды.

Запах по характеру подразделяют на две группы, описы­вая его субъективно по своим ощущениям:

  1. естественного происхождения (от живущих и отмерших организмов, от влияния почв, водной растительности и тому подобные);
  2. искусственного происхождения. Такие запахи обычно значительно изменяются при обработке воды.

Таблица 2. Характер и интенсивность запаха

Естественного происхождения Искусственного происхождения
землистый нефтепродуктов (бензиновый и др.)
гнилостный хлорный
плесневый уксусный
торфяной фенольный и др.
травянистый и др.  

Вкус и привкус

Оценку вкуса воды проводят только у питьевой природной воды при отсутствии подозрений на ее загрязненность. Различают 4 вкуса: соленый, кислый, горький, сладкий. Остальные вкусовые ощущения считаются привкусами (солоноватый, горьковатый, металлический, хлорный и тому подобное). Интенсивность вкуса и привкуса оценивают по 5-балльной шкале, приведенной в Таблице 3.

Таблица 3. Определение характера и интенсивности вкуса и привкуса

Интенсивность вкуса и привкуса Характер проявления вкуса и привкуса Оценка интенсивности вкуса и привкуса
Нет вкус и привкус не ощущаются 0
Очень слабая вкус и привкус сразу не ощущаются потребителем, но обнаруживаются при тщательном тестировании 1
Слабая вкус и привкус замечаются специалистом 2
Заметная вкус и привкус легко замечаются и вызывают неодобрительный отзыв о воде вызывают неодобрительный отзыв о 3
Отчетливая вкус и привкус обращают на себя внимание и заставляют воздержаться от употребления воды 4
Очень сильная вкус и привкус настолько сильные, что делают воду непригодной к употреблению 5

Мутность

Мутность принято определять фотометрически. В этом случае исключается субъективное искажения результатов. Однако в некоторых случая мутность может быть определена визуально по степени мутности столба высотой 10-12 сантиметров в мутномерной пробирке. В последнем случае пробу описывают качественно следующим образом: прозрачная; слабо опалесцирующая; опалесцирующая; слабо мутная; мутная; очень мутная (ГОСТ).

Органолептические показатели качества воды: на вкус и цвет...

logo

Источник

Урок-исследование по окружающему миру во 2классе

Тема.Вода и её свойства. Три состояния воды.

Цели урока: познакомить учащихся со свойствами воды, с тремя состояниями воды, показать возможность перехода из одного состояния в другое; учить наблюдать, делать выводы, обобщать; воспитывать бережное отношение к природе, водным богатствам.

Оборудование:

Для опытов: пробирки, соль, чай, песок, глина, молоко, стаканы, деревянная палочка, чайник, ложка.

Глобус, карта полушарий.

ТСО — магнитофон, звукозапись (живая вода).

Энциклопедии «Я познаю мир. Медицина», «Я познаю мир. Экология», «Я познаю мир. География».

Выставка книг о природе.

Ход урока

  1. Приветствие класса.

  2. Изучение нового материала.

  • Сегодня на нашем уроке мы почувствуем себя в роли учёных- исследователей. Будем ставить опыты, наблюдать, делать выводы, высказывать научные соображения.

Темой нашего исследования станет вода. Мы должны будем узнать свойства воды в разных её состояниях.

  • Посмотрите на глобус. Какого цвета больше, каким кажется глобус?

  • Голубым цветом изображена на глобусе вода — все моря и океаны на нашей планете. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша. На нашей планете 4 океана. Назовите их.

  • Да верно. Самый большой — Тихий океан, затем — Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.

  • Кроме этого, участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озера — это всё водные запасы Земли. Но, несмотря на большие запасы воды на Земле, всего лишь небольшая часть пригодна для питья, так как человек может пить только пресную воду. А пресная вода есть только в реках, озёрах, её совсем немного на Земле. В морях и океанах вода горько-солёная. Таким образом, водоёмы можно поделить на 2 группы. (На доске появляется схема.)

Водоёмы

Естественные Искусственные

(созданы самой природой) (созданы человеком для своих нужд)

  • Отгадаем загадки, узнаем, какие существуют естественные водоёмы? (Дети отгадывают загадки, схема дополняется таблицами.)

Не проедешь, не пройдёшь — Обойдёшь сторонкой.

И водицы не попьёшь С зеленоватой плёнкой.

А широкий в море.

День и ночь о берег бьётся, Из него воды не пьётся, Потому что не вкусна.

И горька и солена.

К маме — речке я бегу И молчать я не могу.

Я её сын родной А родился весной.

  • К искусственным водоёмам можно отнести — пруд, водохранилище, канал.

  • Вода есть и в глубине Земли, и в атмосфере. Благодаря воде возникла и сохранилась жизнь на нашей планете.

  • Я знаю, что вы у меня очень интересующиеся дети, много читаете, смотрите различные телепередачи. И некоторые из вас к сегодняшнему уроку подготовили интересные справки — историческую, географическую, медицинскую. (Дети выступают с заранее подготовленными научными сообщениями по темам.)

  • Более подробно узнаем обо всём постепенно на уроках истории, географии, биологии и т.д.

  1. Практическая работа.

  • Давайте исследуем воду и узнаем её удивительные качества и свойства.

  • Настоящие учёные в ходе своего исследования делают много записей, которые потом анализируют, делают выводы. Мы с вами попробуем сделать то же самое. Заготовим таблицу, которую будем заполнять по мере изучения свойств воды в разных её состояниях.

Свойства

Состояние воды

Жидкое

Твёрдое

Газообразное

  • Вода в природе может находиться в 3 состояниях. В каких, давайте определим.

  1. Если перельём воду из стакана в стакан, то получим жидкое состояние. (Запись в таблицу.)

Б) Если мы нальём воду в блюдо, поставим в морозильник, что произойдёт? Твёрдое состояние. (Запись в таблицу.)

  1. Летом можно наблюдать такую картину: прошёл летний дождь, выглянуло солнце, лужи высохли. Куда делась вода? Она испарилась. Мы говорим испарилась, то есть превратилась в пар, это и есть газообразное состояние. (Запись в таблицу.)

-Таким образом, вода может находиться в 3 состояниях. Начинаем определять свойства жидкой воды. Для этого проведём ряд опытов.

Опыт № 1. (Заполняется графа в таблице: цвет, вкус, запах.) Нальём в 1 стакан воду, а в другой — молоко:

а) При помощи какого органа чувств мы определяем цвет?

б) При помощи какого органа чувств мы определяем вкус?

в) При помощи какого органа чувств мы определяем запах?

г) Опустим ложку в стакан с водой и в стакан с молоком. Сделаем вывод о прозрачности этих жидкостей.

д) Капнем воду на поверхность. Посмотрите на форму. Добавим ещё воды. Что произошло? Капли растеклись. Это свойство называется текучестью. Им обладают все жидкости.

  • Кроме этих свойств, вода обладает рядом необычных свойств:

а) способность удерживать тепло;

б) вода — растворитель.

Опыт № 2.

  • Приготовим 4 пробирки с водой. В первую добавляем соль, во вторую — чай, в третью — речной песок, в четвёртую — глину. Размешиваем палочкой. Наблюдаем.

  • Зачем добавляют сахар в чай, соль в суп?

  • Чем больше в воде растворённых примесей, тем больше изменяются её вкус и свойства.

  • Растворение — это проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.

  • Какие органы чувств помогают нам определить, что в воде есть посторонние вещества? (обоняния, осязания, вкуса, зрения)

  • Как можно очистить воду от нерастворимых веществ? Ответить на этот вопрос поможет следующий опыт.

Опыт № 3.

а) из пробирки с водой, в которую добавлен речной песок, пропустить воду через воронку с фильтровальной бумагой. Сделаем вывод. (Вода слилась в стакан, песок остался на фильтре.)

б) пропустить через фильтр воду с растворённым в ней чаем. Сделать вывод.

Читайте также:  К какой группе свойств горных пород относится параметр объемная масса

в) сравните 2 результата.

Фильтрование — это очистка воды от нерастворимых примесей.

  • Подумайте, почему родниковая вода чистая?

  • Если вы пойдёте в лес, откуда будете брать воду для приготовления пищи?

  • Почему в жаркий день очень хочется пить?

  • Если не поливать стоящие на подоконнике комнатные цветы, они засохнут. Объясните, почему.

  • Вода — единственное вещество на Земле, которое существует сразу в разных состояниях. Может переходить из одного состояния в другое. При помощи следующего опыта мы это проверим.

Опыт № 4.

а) Доведём до кипения чайник. Вода при кипении превращается в прозрачный водяной пар. Процесс перехода жидкой воды в газообразное состояние называется испарением. Невидимый водяной пар находится у носика чайника, остывая в воздухе, пар превращается в туман. Туман — это мельчайшие капельки жидкой воды. Его мы видим, когда он струйкой вырывается из носика чайника и поднимается вверх.

б) Поднесём к носику чайника холодную ложку. Она покрылась мельчайшими капельками воды. Если мы ложку ненадолго положим в морозильник, то она покроется ледяной коркой. Если мы ложку вновь внесём в тёплую комнату — на ложке окажется вода. Мы вернули воду в начальное состояние.

  • Попробуем определить свойства пара. Данные заносим в таблицу. (Определяем пар по цвету, запаху, вкусу, прозрачности, текучести.)

  • Подводим итог нашей совместной работы. На основании данных таблицы обобщите свойства воды.

  • С какими новыми терминами мы познакомились? Что они означают? (прозрачность, текучесть, растворитель, растворение, фильтрование, испарение)

  1. Зачётная работа.

Ответить на вопросы:

1. Где человек использует воду?

Хозяйственные нужды, гигиена

Отдых

Транспорт

  1. Домашнее задание.

  1. Устно ответить на вопросы по материалу учебника стр. 95-107.

  2. Закончить заполнение таблицы.

  3. Нарисовать несколько запрещающих и предупреждающих знаков об охране водоёма.

Источник

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников.

Приложение

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Проверка домашнего задания. 

Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя; волевая саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

— Хочу начать урок с игры:

Релаксационная игра «Дерево».

— Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела. Глаза закройте. Представьте себя могучим Сильным дубом; стройной березкой. Ноги-корни: крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол-тело: ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки: свободно «колышутся» вдоль тела. Листья – пальцы: легко «шелестят», задевая друг друга. Крона – голова: чиста и свежа. Вы прекрасное дерево. Вы уверены в себе и спокойны. И у вас все получиться! Откройте глаза и садитесь.

-Какой большой теме были посвящены уроки?

Контроль «Крестики-нолики» (проверка в парах)

  1. воздух- смесь частиц пыли, водяного пара, пыльцы растений.

  2. К концу урока в классной комнате увеличится количество углекислого газа.

  3. Одно из свойств воздуха- горючесть

  4. Воздух занимает весь данный объем

  5. Теплый воздух движется вверх, а холодный вниз.

  6. Температура воздуха одинакова над поверхностью земли и высоко в небе.

  7. Воздух обладает плохой тепло проводимостью.

  8. Упругость воздуха при нагревании увеличивается.

— Воздух и его свойства.

1

2

3

4

5

6

7

8

о

+

+

+

+

У каждого ученика таблица.

(проверка в парах, оценивание)

взаимопроверка

8 б-100% (5)

7 б- 88% (4)

6 б – 75% (4)

5 б- 63% (3)

4 б – 50% (3)

2. Актуализация знаний.

Познавательные: умения на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме. Инициативное сотрудничество в поиске информации. Взаимодействие с учителем во время работы, осуществляемого во фронтальном режиме

– Отгадайте ребус:

– Так о чем же мы сегодня на уроке будем говорить?

Давай те вернемся на год назад и вспомним:

-какая вода существует на земле?

— назовите источники, в которых содержатся эти воды.

— а теперь откройте учебники стр 96-96. Прочитайте о значении воды для всего живого на земле.

— вода

соленая

пресная

река

болото

океан

море

гейзер

ледники

озеро

ключ

водохранил

На доске запись ребуса

Составление кластера.

Ученики вспоминают отличительные признаки и особенности разных водоемов.

Беседа по тексту

3. Постановка учебной задачи.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные :умение оформлять свои мысли в устной форме.

–Какую цель ставим на уроке для себя?

-«Является ли жидкость в сосуде – водой?»

— А каким способом мы сможем это узнать?

— так как вода необходима всему живому, следует узнать ее замечательные свойства.

-исследуем опытным путем.

4. Открытие нового знания.

Физкультминутка «Дождик»

Физкультминутка «Ручеек».

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Сравнение предметов и объектов, умение находить общее и различия; умение группировать классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы, умение вступать в диалог; управление поведением.

— Представьте, что мы с вами в исследовательской лаборатории.

Опыт №1

— Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится?

— Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Вспомните правила безопасности при определении запаха. Как нужно нюхать неизвестные вещества? 

— Приглашаю к демонстрационному столу группу экспертов. Глаза мы завяжем.

-Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать. 

Читайте также:  Какие посуда полезные свойства

— Какое чувство помогло вам? 

— Почему было трудно определить второе вещество

— Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? 

— Какой сделаем вывод?

Опыт№2

— Как можно еще отличить вещества друг от друга? 

Приглашаю следующую группу экспертов. Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав их.

— Вспомним правила безопасности.

— Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю, что они безопасны, поэтому вы можете их пробовать. Завязываем глаза.

— Какие ощущения? 

— Какой вывод сделаем о вкусе воды? Отметьте это свойство в «Листе исследований».

— А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? Как?

Опыт №3

— А сейчас добавьте в стакан соль. Размешайте. Что произошло с солью? —Вывод: 

— Где в жизни вы с этим встречались?

Опыт№4

-Случайно проливаю воду.

— Ой! Что произошло?

— И что же с ней произошло на полу? 

-Разлилась, расплескалась.

— Это говорит еще об одном свойстве воды?

Аккуратно зачерпните ложкой воду из стаканчика и снова вылейте её в него. Течет вода? Почему?.

Вывод:

Мы доказали с вами, что вода это жидкость?.

Опыт № 5

Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода? 

Свою форму вода имеет?.

-Вывод:

— Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований

— Какое вещество было объектом нашего исследования?

— Какими свойствами она обладает?

Давайте сделаем вывод, опираясь на свой лист исследования

Вывод:

 Понюхать.

-Обоняние

Узнают кофе,

Нет запаха

-вода

-По вкусу. Например ( сладкий кислый)

— кислый (сок)

вода нет вкуса

Посолить, посластить

-растворилась

-Вода – растворитель

— когда варим, пьем чай, добавляем в ванну…….

Вы пролили воду.

— Растеклась.

-Текучести.

— Течет, потому что вода жидкая

— Вода – жидкая; течет

— Да

— Вода принимает форму того сосуда, в котором находится.

Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится

Вода

-Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества.

 Предметный стол с оборудованием для опытов.(сосуды разной формы, стаканы с разными жидкостями

 (2 стакана обернуть бумагой: кофе вода)

 Все выводы группы экспертов заносят в «Листе исследований».

Свойства воды

Цвет/прозрачность

нет

запах

нет

вкус

нет

растворитель

да

Жидкая, течет

да

форма

нет

5. Первичное закрепление.

Регулятивные: внесение необходимых дополнений, изменений в свою работу, если она расходится с образцом; осуществление контроля в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Познавательные: умение группировать классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

 — Мы возвращаемся к проблемному вопросу: «Является ли жидкость в сосуде – водой?»

— В начале мы могли это определить? А теперь?

— Сравним свойство этой жидкости со свойствами воды.

ПРОЗРАЧНА?

ЗАПАХ? – давайте проверим

Жидкая ? Наливаю в стакан.

— Что осталось определить? 

— Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?

 Но я точно знаю, что это вещество безопасно.

Кто желает оценить его вкус? Что это?

— Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?

— В начале урока вы сказали, что жизнь без воды невозможна.

— НЕТ

— Без запаха

— Вкус.

— нет

— вода

Потому что обладает всеми свойствами, которые есть у воды.

6. Самостоятельная работа.

Коммуникативные: сотрудничество с товарищем при выполнении задания в паре; контроль, коррекция, оценка действий партнера и своих собственных

Познавательные: понимание информации, представленной в виде текста.

Регулятивные: умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом

— работаем в группах

1группа (карточка) «Обведи правильный ответ:

— белая жидкость с приятным запахом, легко изменяет объем.

-прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет вкуса и запаха, текуча, принимает форму сосуда, сохраняет свой объем.

— голубая жидкость без запаха, сохраняет форму.

2 группа Исследуй какие вещества растворяются в воде. (речной песок, сахар, растительное масло)

3группа составить «Синквейн»

 Класс делится на 3 группы (дифференцированный подход)

-прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет вкуса и запаха, текуча, принимает форму сосуда, сохраняет свой объем.

— речной песок не растворяется

Растительное масло легче воды

-сахар –растворяется в воде.

1.вода

2. чистая, родниковая
3.журчит,течет, пьют
4.источник жизни
5.жидкость

7. Рефлексия учебной

деятельности.

8. Домашнее задание

Регулятивные: оценка результатов работы; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные: умение выполнять самооценку.

Подведем итог нашего исследования.

— Мы выполнили план урока?

– Перечислите свойства воды.

— Оцените свои знания на конец урока (капельки)

Синяя – узнал на уроке много;

Желтая – узнал, но не все

Красная – ничего не узнал.

А закончить урок мне хотелось бы словами Антуана Сент -Экзюпери

— «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете»

 -Спасибо за урок!

– проработать материал учебника на стр95-99;

– подобрать пословицы о воде.

 На столах раздаточный материал

Источник