Какие свойства внимания необходимы учителю

Необходимо учитывать особенности всех видов внимания. Важную роль в учебном процессе играет непроизвольное внимание. Особенно большую роль непроизвольное внимание занимает в начальных классах, потому что у младших школьников слабо развита способность к произвольному сосредоточения. Но даже в младших классах строить учебно-воспитательный процесс только на этом виде внимания нецелесообразно.
Постоянное поддержание внимания с помощью волевых усилий связано с большим напряжением и очень утомительно. Это и определяет особое значение внимания в процессе обучения.
Важным условием формирования внимания школьника является правильная и четкая организация всего учебного процесса. Являясь одним из условий успешности обучения, внимание в нем и формируется.
Воспитанием внимания учитель должен заниматься на протяжении всей своей работы с учениками. Сам процесс обучения, если он организован правильно, способствует воспитанию внимания.
Для того, чтобы ученик обратил свое внимание на учителя важно то, в какой степени учитель сможет овладеть им с первых же своих слов, потому что сила раздражителя, особенно большую роль играет в начале процесса восприятия.
Развитие представлений и познавательных интересов у детей имеет очень важное значение для воспитания внимания в учебном процессе. Чем больше учитель дает для общего интеллектуального роста ребенка, тем больше она становится любознательны, развитой, тем сильнее и ее внимание.
Чтобы воспитать внимание, надо развивать у детей непосредственный интерес к учебе. Он зависит, прежде всего, от содержания учебного материала. Ученики первых трех классов интересуются фактами, но их могут привлечь выводы и обобщения. Внимание в них особенно появляется тогда, когда учитель так проводит работу, ученикам надо мыслить, самостоятельно решать вопросы.
Внимание младших школьников в значительной степени зависит от характеров, общей направленности детей, их прошлого жизненного опыта. Поэтому учитель должен хорошо изучить своих учеников, их психологические особенности, черты личности, и, исходя из этого, знать, что привлечет внимание одних, чем можно преодолеть рассеянность других. В соответствии с этим он должен строить свою работу в классе, осуществляя индивидуальный подход к каждому ученику.
Большое значение для привлечения внимания имеет качество преподавания учебного материала учителем. Яркая по форме и богатая по содержанию эмоционально насыщенная рассказ учителя обязательно привлечет непроизвольное внимание учеников, и они станут более внимательными и сосредоточенными. Очень важно, если объяснения учителя вызывать вопросы у учащихся — это показатель заинтересованности уроком. Наиболее внимательными должны быть те ученики, которые хотят знать, что же будет дальше, которые задумываются над возможным решением задачи, которые предусматривают изменения событий.
Для привлечения внимания важно чтобы ученики имели представление о цели урока или вопрос, который нужно решить, о результатах, которых надо достичь по итогам самостоятельной работы. Необходимо, чтобы в процессе обучения перед учениками возникла определенная задача, которая дает направление их умственной активности и вызывает сосредоточенность внимания.
Для каждого свойства внимания существует комплект факторов, а среди них — ведущий, на который необходимо опираться при воспитании внимания школьника и осуществлении индивидуального подхода, а именно:
1) устойчивость — понимание значимости деятельности, наличие индивидуальной активности;
2) распределение — наличие навыков и умений, ловкость в деятельности;
3) переключение — развитие, наличие навыков, интересов.
Соотношение индивидуальных и возрастных особенностей позволяет утверждать о значительных потенциальных возможностях развития внимания младших школьников.
Поставив цель урока, учитель подбирает средства ее реализации. К средствам относится содержание, методы и организационные формы обучения, методы воздействия классного коллектива и учителя на учеников, технические средства обучения.
Учитывая разный уровень развития у учащихся знаний, умений и навыков, рекомендуем к содержанию учебного материала включать, как интересные факты, так и вопросы, раскрывающие суть материала, который изучается.
Образность, яркость, эмоциональность преподавания учебного материала должны сочетаться с глубоким проникновением в сути явлений.
В зависимости от темы, к содержанию урока включаются упражнения, вопросы, задачи, с помощью которых отрабатываются умения и навыки учебной работы. Задача для учащихся должны быть, по возможности, подобранные по разным уровням трудности с учетом имеющихся знаний и умений. Содержание учебника может быть дополнен сведениями, которые носят профориентационный характер, новыми фактами о развитии науки и техники, вопросами прикладного характера; можно дать материал для межпредметных связей.
Методы обучения, подобранные с учетом уровней развития у учащихся умений учиться, способствуют возникновению у учащихся внимания и интереса к учебным действиям.
Практический психолог имеет возможность помощи учителю в осуществлении индивидуального подхода к ученикам, так как психолог может продиагностировать учеников по просьбе учителей.
Исследование было направлено на изучение устойчивости внимания младшего школьника. Можно говорить о том, что сегодня практический психолог имеет возможность предоставить учителю достаточно полную характеристику внимания ученика.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ВНИМАНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ к.п.н., профессор Смолькина Татьяна Петровна *
2 слайд
Описание слайда:
Внимание и наблюдательность как необходимые качества педагога Внимание есть необходимое условие выполнения любой деятельности. Внимание — это свойство или особенность психической деятельности человека, обеспечивающая наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других. *
3 слайд
Описание слайда:
«Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». К.Д.Ушинский «84% опрошенных студентов указали главной причине трудностей в их учебе — недостаток сосредоточенности во время занятий». Н.Д.Левитов Внимание обеспечивает более быстрое и прочное запоминание учебного материала и сохранение его в памяти на длительный срок. *
4 слайд
Описание слайда:
Внимание — необходимое условие быстрого формирования навыков. Развитое в достаточной степени ВНИМАНИЕ, нередко перерастает: в наблюдательность, как интеллектуальное качество и во внимательность, нравственное свойство личности, что выражается в чуткости и отзывчивости в понимании другого человека. *
5 слайд
Описание слайда:
Наблюдательность — способность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные свойства предметов и явлений. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и приобретается в жизненном опыте. *
6 слайд
Описание слайда:
Основные качества внимания: избирательность — возможность успешной настройки (при наличии возможных помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели; концентрация — степень сосредоточенности внимания на объекте; объем — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно; переключение — намеренный перенос внимания с одного объекта на другой; распределение — возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов; устойчивость — длительность сосредоточения внимания на объекте. *
7 слайд
Описание слайда:
Приемы, облегчающие применение произвольного внимания Эмоциональная настройка Концентрация на идее позитивный настрой на активную работу; настрой на актуальность поступающей информации восприятие всего происходящего в аудитории как самого главного на данный момент *
8 слайд
Описание слайда:
Приемы, облегчающие применение произвольного внимания Необычная, яркая информация Конкретные примеры Изменение интонаций, темпа и пауз в речи Неполная информация Систематизация материала Изменение интонации *
9 слайд
Описание слайда:
Приемы привлечения внимания Прием новизны Практические вопросы Опора на интересы слушателей Обратный порядок преподнесения материала — от самого интересного к менее интересному Прием персонификации — использование способности к сопереживанию Эмоциональная заразительность Создание проблемной ситуации Прием соучастия Юмор *
10 слайд
Описание слайда:
Упражнение. Муха *
11 слайд
Описание слайда:
Ответьте на вопросы: Что происходит, если у учителя: маленький объем внимания; плохо развита концентрация внимания; плохо развито переключение внимания; малая длительность внимания; слабое распределение внимания. Как можно компенсировать слабое развитие этих особенностей внимания? *
12 слайд
Описание слайда:
Объясните с точки зрения психологии внимания: Что труднее — начало или конец урока для учителя и для учеников? Допустимы ли продолжительные паузы на уроке? Что эффективнее для работы – когда учитель обращает вопрос ко всему классу или к отдельному ученику? Нужно ли ориентировать учеников на неоднократное чтение учебного материала, если они разобрались и поняли его с первого взгляда? *
13 слайд
Описание слайда:
Определите направленность внимания учителя: при объяснении нового материала; при проверке знаний; при выполнении учениками самостоятельной или контрольной работы; при проведении урока в целом. Какие внешние признаки деятельности учеников служат педагогу ориентирами для педагогических выводов при каждом виде деятельности? *
14 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание Тренировка внимания и наблюдательности при выполнении специальных упражнений. *
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДA-036226
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, действии. Главная особенность внимания состоит в том, что оно не существует вне какого-либо действия, само по себе. Лишь выполняя перцептивные, умственные или двигательные (в том числе и различные комбинированные) действия, человек включает механизмы внимания. Не случайно внимание характеризуют как процесс, обеспечивающий «рабочее состояние сознания». Функционирование внимания связано с процессом активации неспецифических отделов мозга: от ретикулярной формации до коры больших полушарий (лобные доли).
Активация приводит к возникновению доминантного очага возбуждения, что способствует направленности и сосредоточению сознания человека на значимом для него в данный момент времени раздражителе. В то же время восприятие других сигналов, одновременно поступающих из внутренней и внешней среды, тормозится.
В психологии выделяют три вида внимания: непроизвольное (непреднамеренное), произвольное (преднамеренное) и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание связано с воздействием на органы чувств различного рода раздражителей. Легкость возникновения реакции на раздражитель зависит от его силы, новизны и контрастности. Более сильные раздражители привлекают большее внимание, менее сильные — меньшее; они-то и вызывают ориентировочную реакцию человека (по И.П.Павлову, рефлекс типа «Что такое?»).
Произвольное внимание всегда возникает в результате волевых усилий человека либо для организации направленного сосредоточения на каком-либо объекте, либо для изменения интенсивности внимания. Роль волевых усилий особенно заметна, когда трудно сосредоточиться.
Послепроизвольное внимание возникает в тех случаях, когда происходящее не сразу заинтересовало человека. Если вначале человек использовал значительные волевые усилия, чтобы сосредоточить сознание на выполнении этой деятельности, то, когда появился интерес, уже не требуется дополнительных волевых усилий для дальнейшего поддержания внимания. Внимание удерживается непроизвольно (само собой).
Важно отметить, что внимание, направленное на внешние раздражители, называют внешним. Внимание, направленное на внутренние раздражители, — внутренним.Внешнее внимание выражается в настороженности, бдительности, готовности к действию. Например, такое внимание присуще тренеру, страхующему спортсмена при выполнении гимнастического упражнения. Оно связано с возникновением у человека состояния оперативного покоя, организуемого по механизму доминанты: двигательная заторможенность, понижение чувствительности к незначимым в данный момент раздражителям и полное сосредоточение внимания на раздражителе значимом. Это, например, спортсмен, приготовившийся к старту. Именно он и есть человек, находящийся в состоянии оперативного покоя. Внутреннее внимание выражается в том, что человек сосредоточился на собственных мыслях, ощущениях, переживаниях, движениях, его состояние отличается углубленностью и собранностью.
Внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга. Человеку трудно одновременно быть сосредоточенным на внешних и внутренних раздражителях, поэтому всегда трудно, например, одновременно следить за объяснением правил, необходимых для исполнения какого-то физического упражнения, и выполнять его, самостоятельно контролируя правильность выполняемых движений.
На уроках физической культуры следует использовать все типы внимания ученика. Если на уроке преобладает произвольное внимание учащихся, увеличивается психическое напряжение, что со временем может привести школьников к потере интереса и чувства удовлетворения от занятий. Неконтролируемая активизация непроизвольного внимания влечет за собой переход учебного занятия в акт развлечения, и решение образовательных и воспитательных задач становится невозможным.
Следовательно, только умелое чередование активизации произвольного и непроизвольного, внешнего и внутреннего внимания может обеспечить достаточно высокий уровень продуктивности занятий физической культурой. Так, при разучивания физического упражнения, когда ученики осваивают его, важно активизировать произвольное, внешнее внимание, чтобы создать ориентировочную основу деятельности. Когда же школьники должны или сами планировать выполнение упражнения, или мысленно повторять его, или осуществлять самоконтроль за его выполнением, необходимо преобладание произвольного, внутреннего внимания. При выполнении различных учебных действий могут преобладать те или иные виды внимания. Например, в основной деятельности учитель может актуализировать различные виды внимания и, наоборот, в качестве разрядки может целенаправленно отвлекать внимание школьников.
Возможности управления непроизвольным и произвольным, внутренним и внешним вниманием различны у школьников разного возраста.
В младшем школьном возрасте легко возникает непроизвольное внимание в отношении внешних объектов, поэтому младшие школьники часто отвлекаются. Кроме того, устойчивость произвольного внимания у них кратковременна. Дети 7 — 8 лет могут удерживать произвольное внимание с высокой степенью интенсивности только 10 —15 минут. Экспериментально доказано, что младшие школьники не способны сосредоточенно выполнять подряд 7 — 8 упражнений, даже если на это планировать 8-10 минут. Уже на пятом упражнении наблюдается большое число отвлечений. В соответствии с особенностями данного периода развития психики, школьники младших классов с трудом концентрируют внимание на собственных мыслях и представлениях. Важно помнить, что дети этого возраста оценивают себя, исходя из той оценки, которую дают им взрослые, что и вызывает интерес к учебным занятиям, формирует «компетенцию» как аспект самосознания, которое, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, составляет центральное психическое новообразование младшего школьника.
Следовательно, учитель физической культуры, работающий со школьниками младших классов, в первую очередь должен: не затягивать выполнение любого упражнения, давать ученикам минимальное количество заданий на самоанализ движений и, объясняя ошибки, больше показывать их.
Ученики среднего звена обладают способностью удерживать произвольное внимание в течение 40—45 минут, но только при сильном интересе к выполняемой деятельности. Несмотря на это отвлекаемость у них повышенная. Это может быть вызвано многими причинами: импульсивностью поведения, нетерпеливостью, стремлением к самостоятельности, ростом потребности в двигательной активности. Дети этого возраста легко ориентируются на конечный результат деятельности, но безразличны к ее процессу, качеству выполнения действий. Склонность к самоанализу и поиск своего «Я» порождают непостоянство в личностных проявлениях подростка.
Учителю физической культуры следует: использовать разнообразные проблемные методы обучения, пользоваться социальной активностью подростка, поддерживать диалог с учениками, проводить индивидуальное обучение, максимально обогатив содержание учебного материала жизненно необходимыми, социально-культурными и социально-экономическими сведениями, которые бы соответствовали современному уровню развития общества.
Старшеклассники обладают значимыми мотивами для длительного удержания внимания и действуют сознательно. У них ярко выражено стремление к самопознанию и самосовершенствованию, поэтому они внимательно относятся к любой информации (рассказ, показ упражнения). Их интерес распространяется и на выяснение, например, биомеханических закономерностей движений. Если для младших школьников и подростков главным фактором, организующим внимание, является форма подачи учебного материала, то для старшеклассников важным становится содержание.
Существуют различные способы поддерживать устойчивое внимание на уроках физической культуры. Достаточно эффективна предлагаемая Е.П.Ильиным система, обеспечивающая повышение, устойчивость произвольного внимания, которая включает следующие мероприятия:
В течение всего урока поддерживать дисциплину, быстро выявляя зачинщиков нарушения.
При постановке задач урока:
1. Четко определять цель и задачи урока, разбивая поурочное задание на этапы.
2. Ставя задачу, проверять, принята ли она учениками, понята ли ими.
При пояснении упражнений:
1. Показывать логическую связь между отдельными заданиями, чтобы переход от одного к другому был как бы продолжением единого процесса.
Особенно важно соблюдать это правило при проведении теоретических занятий.
2. Не просто объяснять материал, а размышлять над наиболее эффективным способом решения задачи, задавая вопросы ученикам, втягивая их в процесс своего мышления.
3. Давать объяснения бодрым голосом, не затягивая их, не превращая их в длинные монологи.
При выполнении учениками учебного задания:
1. Выбирать оптимальный темп работы для данной группы учеников. Низкий темп расхолаживает, рассредоточивает внимание, высокий — не дает времени сосредоточиться, может вызывать утомление, что тоже приводит к снижению интенсивности внимания.
2. Планировать оптимальный объем работы на урок. Слишком большой объем порождает рассеянность, создает условия для формирования неустойчивого внимания как следствие однообразия или утомления, а слишком малый объем — неполную загрузку и появление пауз вследствие отвлечения учеников.
3. Вводить соревновательные элементы или игры в процесс урока. При этом необходимо помнить, что сильное эмоциональное возбуждение мешает сосредоточить внимание на технической части упражнения, поэтому использовать упражнения, доставляющие детям радость, удовольствие, перед разучиванием техники движений нецелесообразно.
4. Стимулировать внимание учеников в отдельные моменты урока, подчеркивая важность выполняемых действий.
5. Постепенно раскрывать в разучиваемом упражнении все новые и новые нюансы. Показывать различные варианты выполнения данного упражнения.
6. Устранять причины отрицательного отношения учеников к разучиваемым упражнениям, возникшим, например, из-за боязни.
7. Заранее организовать место для занятия, чтобы не возникали потери времени на поиск спортивного инвентаря, организацию рабочего места (подготовку гимнастического снаряда и т.д.).
Поскольку внимание проявляется в деятельности, внимательность формируют и развивают только в процессе деятельности. Особое значение имеет развитие произвольного внимания, которое возможно только при наличии волевых усилий. В данном случае развитие волевых качеств означает и развитие внимания. Следовательно, деятельность должна быть такой, чтобы побуждать учащихся к проявлению и развитию волевых качеств.
Развитие внимания проходит эффективнее, если объем и продолжительность выполняемой работы, требующей внимания, постепенно увеличиваются.
Особую роль играет положительное отношение учеников к деятельности, важно, чтобы у них был интерес к учебному заданию, к урокам физической культуры в целом.
Список использованной литературы:
Гогунов Е.Н., Марьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 288 с.