Какие свойства внимания необходимы для избираемой вами профессии
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.
Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сосредоточиваться на одном и том же объекте, предмете деятельности. Она сохраняется в активной практической деятельности с предметами, в умственной деятельности. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени.
К факторам, способствующим устойчивости внимания, относятся:
- индивидуально-физиологические особенности человека (свойства нервной системы, общее состояние организма);
- мотивация деятельности (наличие или отсутствие интереса к предмету деятельности, его значимость для личности);
- новая деятельность или увеличение сложности объекта (сложные объекты вызывают активную мыслительную деятельность, с чем связано повышение сосредоточения);
- положительные эмоции, чувство удовлетворения от деятельности.
Слабая нервная система, болезнь, усталость, отсутствие интереса, наличие отвлекающих моментов ослабляют устойчивость внимания.
Концентрация внимания — степень его сосредоточенности на объекте. Она является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга. Концентрация (сосредоточение) внимания на одних объектах предполагает отвлечение от других и всего постороннего. Сосредоточение — необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации. Человек может быть сосредоточенным, увлекшись интересным делом, чтением книги, и не замечать посторонние шумы, передвижения и т. д.
Рассеянность ученых — обратная сторона собранности, сосредоточенности на основном предмете их интересов. Не переключаясь на житейские мелочи, они часто оказываются в смешном положении. В воспоминаниях о композиторе и химике А. П. Бородине приводятся такие факты. Однажды он принимал гостей и, утомившись, стал прощаться с ними, говоря, что ему пора домой. При путешествии с женой за границу в момент проверки паспортов на вопрос: «Как зовут жену?» он не мог ответить. И когда подошла жена, сказал: «Катя! Ради Бога, скажи им, как тебя зовут?»
Переключаемость внимания определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому. Перевод внимания с одного объекта на другой может быть как непроизвольным, так и произвольным. Если переключаемость имеет непроизвольный характер, то это свидетельствует о неустойчивости внимания и стремлении организма к отдыху. С переключаемостью внимания связаны два процесса: включение и отвлечение внимания.
Сознательное переключение внимания с одного объекта на другой, с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи сопровождается нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии.
Легкость и успешность переключения внимания зависит от:
- отношения между предшествующей и последующей деятельностью;
- завершенности предшествующей деятельности либо ее незавершенности;
- отношения субъекта к той или иной деятельности (чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот);
- индивидуальных особенностей субъекта (типа нервной системы, индивидуального опыта);
- значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости.
Переключаемость внимания относится к числу хорошо тренируемых качеств.
Распределение внимания — способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Примерами хорошего распределения внимания являются: феномен Юлия Цезаря, который одновременно мог выполнять семь не связанных между собой дел; Наполеон мог диктовать своим секретарям несколько ответственных дипломатических документов; некоторые шахматисты могут вести одновременно с неослабевающим вниманием несколько партий. Распределенное внимание является профессионально важным признаком для некоторых профессий, например, для текстильщиков, которым приходится одновременно следить за несколькими станками. Распределение внимания очень важно и для педагога: ему нужно держать в поле своего зрения всех учеников в классе. Способность к распределению внимания формируется в процессе овладения деятельностью, она может быть развита путем упражнений и накопления соответствующих навыков.
Как правило, одновременно протекает лишь один вид сознательной деятельности, ощущение одновременности возникает из-за быстрого переключения с одного объекта на другой. Таким образом, распределение внимания — это обратная сторона переключаемости, в доказательство можно привести пример с экспериментом: пытались обучить летчиков вести самолет очень низко (150—100 м) и одновременно отыскивать на земле мелкоразмерные ориентиры. Исследование действий летчиков в этих условиях показало невозможность раздвоения внимания между двумя указанными независимыми действиями, поскольку каждое из них требовало максимальной сосредоточенности внимания. Поэтому можно сделать вывод, что трудность представляет совмещение двух деятельностей, требующих напряженных умственных действий.
Объем внимания — количество информации, объектов, которые человек может одновременно и отчетливо воспринимать. Чем больше предметов или их элементов воспринимается одновременно, тем больше объем внимания, и тем эффективнее будет выполняться деятельность. Средний объем внимания взрослого равен пяти-семи объектам одновременно. Экспериментальное определение объема внимания тесно связано с кратковременной памятью. Обычно его устанавливают посредством опыта: на короткое время испытуемому предъявляется большое количество информации, то, что он успевает заметить, и характеризует объем его внимания.
В профессиональной деятельности человека большую роль играют свойства внимания — устойчивость, распределение, переключение, концентрация, которые несут различную нагрузку в разнообразных видах деятельности. Так, для профессии водителя на первый план выдвигаются характеристики распределения и переключения, для других профессий, главной целью которых являются наблюдение и контроль (корректор, бракер, оператор радиолокатора), наибольшее значение приобретает устойчивость внимания.
Все характеристики внимания в той или иной мере определяются типологическими особенностями нервной системы и потому мало изменяются. Скорость переключения внимания зависит от подвижности нервных процессов. Как известно, с возрастом подвижность их несколько снижается и можно ожидать уменьшения скорости переключения внимания, но лишь там, где она не поддерживается профессиональным опытом.
Устойчивость внимания определяется силой возбудительного процесса. Действительно, можно говорить о типичной для данного человека устойчивости внимания, широте распределения, скорости переключения. Однако в зависимости от условий труда эти характеристики у одного и того же человека могут варьироваться в широких пределах. Ни одно из профессионально значимых свойств не зависит в такой мере от внешних факторов, как свойства внимания. Монотония, к примеру, сказывается на устойчивости внимания резко отрицательно, а содержательность и ответственность задачи повышают его устойчивость.
Подавляющее большинство профессий не предъявляет повышенных требований к вниманию. Однако с развитием техники в ряде современных профессий, в частности водительских и операторских, количество объектов увеличивается настолько, что один человек вообще не в состоянии охватить их своим вниманием, и тогда наблюдение за некоторыми из них передается или другим людям, или специальным автоматам. С ускорением темпов труда, с увеличением скорости летательных аппаратов или автомобилей, при возникновении аварийных ситуаций деятельность протекает в условиях дефицита времени, также повышающего требования к аттенционным свойствам личности.
В таких видах деятельности совершенствование внимания необходимо и возможно. Эти возможности кроются в формировании аттенциоиных навыков и в усвоении оптимальной для данной деятельности системы организации внимания.
Рассмотрев основные свойства внимания, А.В. Катаев подчеркивает, что воспитание внимания в труде — это не выработка высокого напряжения внимания или развитие его абстрактных качеств.
Правильное воспитание внимания в трудовой деятельности состоит в изыскании наиболее рациональной системы его организации в каждом действии и операции с учетом задачи и условий труда, особенностей машин (оборудования, технологии) и в практическом овладении этой системой в процессе обучения.
При овладении новым видом деятельности или при выполнении тех же функций в новых условиях всегда происходит перестройка системы организации внимания. С этой точки зрения обучение определенному виду труда или переучивание применительно к современной технике заключается в усвоении работником новой для него системы организации внимания. Для этого человек должен эту систему изучить, выработать убежденность в ее необходимости, рациональности и эффективности, а затем овладеть ею в процессе практического обучения.
В психологии труда есть опыт успешного формирования аттенциоиных навыков. А Л. Гозова провела эксперимент с ткачихами-многостаночницами, которым разъяснялось значение распределения внимания, а затем они овладевали навыком распределения внимания по специальной инструкции.
В ходе проведенного эксперимента производительность труда ткачих повысилась. Богатый опыт формирования аттенционных навыков и умений накопила авиационная психология.
Источник:
Ефимова Н. — Основы общей психологии.Учебник. (Профессиональное образование). – 2013
В трудовой деятельности внимание со всеми его характеристиками представляет собой один из элементов трудового навыка человека. Формирование характеристик внимания зависит от выработки рабочего динамического стереотипа. Выработанные в трудовой деятельности определённые качества внимания становятся затем чертами характера работника. Эти качества становятся профессионально важными. От уровня их развития зависит производительность и качество трудовой деятельности, поэтому при профессиональном обучении обращают внимание на их формирование.
Для поддержания необходимого внимания создаются определённые условия.
Практика показывает, что подавляющее большинство несчастных случаев и брака на производстве происходит из-за «невнимательности».
Из разных качеств внимания наиболее профессионально значимы интенсивность, устойчивость, быстрота переключения и широта распределения.
Примерами трудовой деятельности, требующей весьма сосредоточенного внимания, является работа часовщика, корректора в типографии, оператора радиолокатора на современных кораблях, работа шифровальщика и т.д.
Для ряда профессий высокая интенсивность внимания необходима на протяжении всего времени трудовой деятельности, а двигательные навыки имеют значительно меньшее значение. Эти профессии в психологии труда относятся к так называемым наблюдательным: диспетчеры на электростанциях и на транспорте, аппаратчики механизированных линий и т.д. Для них важным условием успешности деятельности является сохранение устойчивого внимания в течение длительного времени.
Другая большая группа профессий связана с управлением движущимися механизмами: автомашинами, самолётами, танками, кранами и т.д. Эти профессии в психологии труда принято называть водительскими. Для них профессионально важными являются распределение и переключение внимания. Эти качества внимания необходимы также дирижёру и милиционеру, учителю и рабочему-станочнику (например, металлообрабатывающего станка), каменщику и т.д.
Таким образом, внимание – это врождённый ориентировочный рефлекс, определённый уровень бодрствования, направленность личности, направленность сознания, важная черта воспитанного человека. Внимательность – это признак воли.
Содержание данной темы отражено в рис. 13, 14, 15.
Вопросы для повторения
1. Что такое внимание? Какие подходы к изучению внимания вы знаете?
2. Какую роль играет внимание в приспособлении человека к окружающему миру?
3. Назовите анатомо-физиологические механизмы внимания.
4. Объясните физиологические и психологические механизмы произвольного и непроизвольного внимания.
5. Какие функции внимания вы знаете?
6. Назовите виды внимания. Приведите примеры.
7. Дайте психологическую характеристику свойствам внимания. Приведите примеры.
8. Перечислите качества раздражителя, которые превращают его в объект внимания.
9. Какие факторы могут характеризовать деятельность самого субъекта внимания?
10. Какую роль играет деятельность человека в управлении вниманием?
11. Расскажите о роли внимания в трудовой деятельности человека. Какие свойства внимания являются для вас профессионально важными?
Рис. 13. Внимание (студентка Е. Лесова, ЭиУ-329)
Рис. 14. Внимание (студентка Ю. Гоглидзе, ЭиУ-428)
Рис. 15. Внимание (студент В. Нефёдов, ЭиУ-329)
ТЕМА 5. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ
План
Понятие представления. Свойства и виды образа представления.
Понятие воображения. Функции и виды образа воображения.
Воображение и творчество.
Основные понятия: представление, фрагментарность, идеомоторные представления, проекция, воображение, произвольное воображение, непроизвольное воображение, пассивное воображение, активное воображение, агглютинация, гиперболизация, типизация, эвристика.
Литература
1. Брунер, Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Д. С. Брунер. – М., 1977.
2. Веккер, Л. М. Психические процессы / Л. М. Веккер. – Т. 1. – Л., 1974.
3. Карандашев, Ю. Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие / Ю. Н. Карандашев. – Минск, 1987.
4. Коршунова, Л. С. Воображение и его роль в познании / Л. С. Коршунова. – М.,1979.
5. Марр, Д. Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов / Д. Марр. – М., 1987.
6. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р. С. Немов. – Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т / С. Л. Рубинштейн. – Т. 1. – М., 1989.
8. Станиславский, К. С. Работа актера над собой / К. С. Станиславский. – М., Л.: Искусство,1989.
9. Столяренко, Л. Д. 100 экзаменационных ответов по психологии / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2000.
Тип «человек — техника»
Область техники следует понимать очень широко, так надо учитывать, что к области техники относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы; ткани, пластмассы и разные другие полуфабрикаты.
Поэтому тип профессий «человек — техника» является самым большим по объему и разнообразным из всех типов. Сюда относятся все профессии, включающие в процесс трудовой деятельности различные манипуляции с объектом или сам объект.
Особенность технических объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, точно определены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении от работника требуется точность, определённость действий. В мире техники имеется очень много возможностей для новаторства, изобретательности. В связи с этим техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять, технические объекты и их части – важные условия успеха в данной области.
В технической деятельности, технических способностях следует различать три стороны:
— техническое понимание – умение быстро и точно усваивать строение и работу технических устройств;
— техническую исполнительность, которая требует умения обращаться с инструментами и машинами для изготовления технических изделий по чертежам и техническим картам;
— конструктивно-техническую деятельность – улучшение существующих и создание новых технических конструкций и изделий.
Ведущими свойствами в технических способностях следует считать техническое мышление (понимание и творческое, самостоятельное решение новых задач) и пространственное воображение.
Поэтому для выполнения трудовой деятельности человеку в типе профессий «человек-техника» необходимо иметь пространственно-образное представление, уметь оперировать объектом в уме, иметь его пространственно-временную развертку — техническое мышление, умение концентрировать и переключать внимание, зрительно-моторную координацию, ловкость движений, ручную умелость. Показателем хорошего уровня развития пространственного мышления может служить успешность в геометрии, стереометрии, черчении.
Тип «человек — знаковая система»
Внутри типа профессий «человек — знаковая система» по форме знаковых систем выделяются следующие классы профессий:
А. Оперирование словесными (вербальными) знаковыми системами.
В словесной форме информация создается (лингвисты, историки, философы), обрабатывается (корректоры, редакторы), размножается (машинистки, наборщики и операторы фотонаборных автоматов), анализируется (библиографы, инженеры по научно-технической информации, нотариусы), хранится (паспортистки, архивисты и архивариусы), передается пользователям (сортировщики почтовых отправлений и произведений печати, почтальону, телефонистки, телеграфисты) (Кулагин Б. В., 1984.)
Б. Оперирование абстрактно-формализованными знаками (математический язык).
Широко распространены математические и химические знаковые системы. Математики, астрономы, механики, экономисты, физики, химики создают научную информацию. Бухгалтеры, метеорологи, статистики, программисты операторы и другие анализируют и обрабатывают такую информацию.
В. Оперирование наглядно-схематическими знаковыми системами (наглядно-схематическая документация).
Чертежники, картографы, топографы, штурманы изучают и оперируют внутренними, скрытыми от глаз свойствами машин, механизмов, явлений.
Г. Оперирование наглядно-схематическими знаками как средством отображения информации в системах управления (профессии диспетчерско-операторского типа). Операторы-диспетчеры, операторы-технологи, машинисты (водители транспортных средств) и др.
Профессионал типа «человек — знаковая система» должен обладать хорошо развитыми всеми свойствами внимания (концентрацией, переключением, распределением и устойчивостью); вербальной памятью (память на знаки, символы, слова) и вербальным (логическим) мышлением; оперативностью и подвижностью нервной системы.
Оперирование различной формой знаковых систем требует соответственно и разных профессионально важных качеств. Так, если при оперировании вербально-знаковыми системами необходима хорошая словесно-логическая память и вербальное мышление, то при оперировании наглядно-схематическими — хорошая образная память и образное мышление.
Итак, если у человека хорошо развита память, все свойства внимания и наблюдательность, то у него есть необходимые возможности для овладения профессиями «человек — знаковая система» (Смирнова Е. Е., 2003).
Тип «человек — художественный образ»
Представители профессий типа «человек – художественный образ» занимаются эстетическим преобразованием окружающего мира, вносят в него красоту и гармонию. Одни профессионалы это го типа создают художественные ценности, художественные образы, другие их воспроизводят, третьи анализируют, описывают (Шеховцова Л. Ф., 1997).
Для этого типа профессий характерно деление на творческие профессии (художник, архитектор, модельер, писатель), рабочие профессии (маляр, ретушер, резчик, парикмахер, косметолог, мозаичник).
Содержание деятельности рабочих профессий заключается в репродуцировании художественного образа с помощью различных средств и орудий труда. Поэтому в профессионально важные качества наряду с образным мышлением и памятью входят и такие, как мышечно-кинетическая чувствительность, координация движений, пространственные представления, т. е. качества, являющиеся профессионально важными и для типа профессий «человек — техника» (Шеховцова Л. Ф., 1997).
Специфическими профессионально важными качествами для типа профессий «человек — художественный образ» являются образное мышление и образная память, пространственное воображение, pyчная yмeлoсть (мануальные способности), а также специальные cпocобности к разным видам художественной деятельности.
Для профессионалов этого типа сформулированы требования к специальным способностям, например, для хореографа — к танцевально-музыкальным, для дирижера — к музыкальным и организаторским и т. д.
Выбор профессий, связанных с искусством, должен основываться на интересах, склонностях, положительном опыте и степени овладения навыками, а также на рекомендациях экспертов (квалифицированных специалистов) в этой области. Однако такая оценка может зависеть от художественных вкусов, предпочтений и пристрастий, т. е. может быть довольно субъективной (Смирнова Е. Е., 2003).
Тип «человек-природа»
Профессии типа «человек-природа» характеризуют отношение человека к природе.
В этом типе можно выделить, профессии, связанные с природопользованием, охраной природы, профессии сельскохозяйственного труда и перерабатывающей сельскохозяйственные продукты промышленности. Люди, охраняющие наши природные богатства, имеют профессии эколога, лесника, инспектора рыбоохраны. К профессиям этого типа относятся также такие профессии, как геолог, метеоролог, океанолог, биолог, ботаник и др.
Большие требования в этом типе профессий предъявляются к наблюдательности, которая необходима и при уходе за растениями и животными, и при изучении природных факторов, и при поиске природных ископаемых. Наблюдательность тесно связана с внимательностью, сосредоточенностью, созерцательностью личности, направленной на внешний мир. Кроме этого, для профессий, связанных с путешествиями, экспедициями, необходима физическая выносливость, сила, ловкость.
Деятельность большинства профессий данного типа не имеет ни жесткой регламентации, ни заданных алгоритмов и темпов — поэтому нет и жестких требований к эмоциональной устойчивости, психическим процессам.
В силу того, что профессии этого типа характеризуют отношение человека к природе, для профессий типа «человек — природа» более важными оказываются личностные качества — склонность к творчеству, любовь к природе, всему живому, хорошая наблюдательность, а в ряде случаев особое терпение, настойчивость, выдержка, способность к планированию и прогнозу, самостоятельность в мышлении и поведении.
Тип «человек – человек»
Большая часть времени у представителей профессий данного типа посвящена работе с людьми. Непременным условием успешной профессиональной деятельности всех специальностей этого типа является профессиональное общение — необходимость устанавливать контакты с другими людьми. Потому для них характерна коммуникабельность (общительность), эмпатия (способность к сопереживанию), самообладание и выдержка, организационные умения.
Умение точно, правильно и быстро реагировать на внезапно возникшую ситуацию, самообладание, высокая реактивность — совершенно необходимое качество хирурга, но это же качество не так уж нужно, например, официанту. Доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию — качества, которые очень хочется видеть в любом человеке. Но для педагога и врача они профессионально необходимы, без них просто невозможно честно и творчески выполнять свои профессиональные обязанности.
Если человек не обладает терпением и выдержкой при взаимодействии с другими людьми, невнимателен к ним, то в этом случае можно говорить о профессиональной непригодности работника к профессии типа «человек – человек».
Внутри этого типа, по данным Кавериной (Шеховцова Л. Ф., 1997) выделяют шесть подтипов:
1 подтип — работники просвещения,
2 подтип — работники торговли и общественного питания,
3 подтип — работники социально-бытового обслуживания,
4 подтип — медицинские работники,
5 подтип — культпросвет работники культпросвет работники,
6 подтип — работники юстиции.
У всех работников этого типа профессий есть общие для них особенности:
1. Направленность личности на тип деятельности в области межличностных отношений (обращенность своего «я» к другим людям).
2. Общительность как легкость вступления в общение.
3. Эмпатия — способность к сопереживанию.
4. Социальный интеллект — чистота, четкость, эмоциональная
выразительность.
5. Речь — чистота, четкость, эмоциональная выразительность.
6. Внешность — экспрессия лица и поведения.
7. Умение управлять coбoй и другими людьми.
Поэтому специфическими профессионально важными качествами для типа профессий «человек-человек» являются коммуникативность, эмпатия, самообладание и выдержка, такт, организационные умения.
Коммуникативность человека проявляется в стремлении к общению, сопереживании другому человеку, интересе к людям. А организаторские склонности проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, и инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности.
Основными направлениями сохранения здоровья человека от вхождения его в деятельность и до выхода из неё являются профессиональная ориентация с целью поиска наиболее подходящей работы для человека с учётом медицинских противопоказаний к определённым видам деятельности (антропоцентрический подход), профессиональный отбор и подбор персонала к деятельности с учётом профессионально важных качеств человека (в том числе и состояния здоровья) (профессиоцентрический подход), психологическое сопровождение профессиональной деятельности на этапах профподготовки, профадаптации и собственно профессиональной деятельности с целью своевременного определения, профилактики и коррекции возникновения недопустимых функциональных состояний, профессиональная реабилитация и психологическая подготовка человека к выходу на пенсию в целях профилактики возникновения болезненных расстройств при этом.
Исходя из этого, важно так подбирать методики, чтобы они позволяли осуществлять мероприятия по сохранению здоровья человека на этапе от «входа» в профессию и до «выхода» из неё.
Источник: Айзман Р.И., Айзман Н.И., Суботялов М.А. Психофизиологические основы профориентации учащихся. — Новосибирск: НГПУ, 2009. – 112 с.
Ссылка в РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=22275163