Какие свойства внимания должны быть у учителя
Необходимо учитывать особенности всех видов внимания. Важную роль в учебном процессе играет непроизвольное внимание. Особенно большую роль непроизвольное внимание занимает в начальных классах, потому что у младших школьников слабо развита способность к произвольному сосредоточения. Но даже в младших классах строить учебно-воспитательный процесс только на этом виде внимания нецелесообразно.
Постоянное поддержание внимания с помощью волевых усилий связано с большим напряжением и очень утомительно. Это и определяет особое значение внимания в процессе обучения.
Важным условием формирования внимания школьника является правильная и четкая организация всего учебного процесса. Являясь одним из условий успешности обучения, внимание в нем и формируется.
Воспитанием внимания учитель должен заниматься на протяжении всей своей работы с учениками. Сам процесс обучения, если он организован правильно, способствует воспитанию внимания.
Для того, чтобы ученик обратил свое внимание на учителя важно то, в какой степени учитель сможет овладеть им с первых же своих слов, потому что сила раздражителя, особенно большую роль играет в начале процесса восприятия.
Развитие представлений и познавательных интересов у детей имеет очень важное значение для воспитания внимания в учебном процессе. Чем больше учитель дает для общего интеллектуального роста ребенка, тем больше она становится любознательны, развитой, тем сильнее и ее внимание.
Чтобы воспитать внимание, надо развивать у детей непосредственный интерес к учебе. Он зависит, прежде всего, от содержания учебного материала. Ученики первых трех классов интересуются фактами, но их могут привлечь выводы и обобщения. Внимание в них особенно появляется тогда, когда учитель так проводит работу, ученикам надо мыслить, самостоятельно решать вопросы.
Внимание младших школьников в значительной степени зависит от характеров, общей направленности детей, их прошлого жизненного опыта. Поэтому учитель должен хорошо изучить своих учеников, их психологические особенности, черты личности, и, исходя из этого, знать, что привлечет внимание одних, чем можно преодолеть рассеянность других. В соответствии с этим он должен строить свою работу в классе, осуществляя индивидуальный подход к каждому ученику.
Большое значение для привлечения внимания имеет качество преподавания учебного материала учителем. Яркая по форме и богатая по содержанию эмоционально насыщенная рассказ учителя обязательно привлечет непроизвольное внимание учеников, и они станут более внимательными и сосредоточенными. Очень важно, если объяснения учителя вызывать вопросы у учащихся — это показатель заинтересованности уроком. Наиболее внимательными должны быть те ученики, которые хотят знать, что же будет дальше, которые задумываются над возможным решением задачи, которые предусматривают изменения событий.
Для привлечения внимания важно чтобы ученики имели представление о цели урока или вопрос, который нужно решить, о результатах, которых надо достичь по итогам самостоятельной работы. Необходимо, чтобы в процессе обучения перед учениками возникла определенная задача, которая дает направление их умственной активности и вызывает сосредоточенность внимания.
Для каждого свойства внимания существует комплект факторов, а среди них — ведущий, на который необходимо опираться при воспитании внимания школьника и осуществлении индивидуального подхода, а именно:
1) устойчивость — понимание значимости деятельности, наличие индивидуальной активности;
2) распределение — наличие навыков и умений, ловкость в деятельности;
3) переключение — развитие, наличие навыков, интересов.
Соотношение индивидуальных и возрастных особенностей позволяет утверждать о значительных потенциальных возможностях развития внимания младших школьников.
Поставив цель урока, учитель подбирает средства ее реализации. К средствам относится содержание, методы и организационные формы обучения, методы воздействия классного коллектива и учителя на учеников, технические средства обучения.
Учитывая разный уровень развития у учащихся знаний, умений и навыков, рекомендуем к содержанию учебного материала включать, как интересные факты, так и вопросы, раскрывающие суть материала, который изучается.
Образность, яркость, эмоциональность преподавания учебного материала должны сочетаться с глубоким проникновением в сути явлений.
В зависимости от темы, к содержанию урока включаются упражнения, вопросы, задачи, с помощью которых отрабатываются умения и навыки учебной работы. Задача для учащихся должны быть, по возможности, подобранные по разным уровням трудности с учетом имеющихся знаний и умений. Содержание учебника может быть дополнен сведениями, которые носят профориентационный характер, новыми фактами о развитии науки и техники, вопросами прикладного характера; можно дать материал для межпредметных связей.
Методы обучения, подобранные с учетом уровней развития у учащихся умений учиться, способствуют возникновению у учащихся внимания и интереса к учебным действиям.
Практический психолог имеет возможность помощи учителю в осуществлении индивидуального подхода к ученикам, так как психолог может продиагностировать учеников по просьбе учителей.
Исследование было направлено на изучение устойчивости внимания младшего школьника. Можно говорить о том, что сегодня практический психолог имеет возможность предоставить учителю достаточно полную характеристику внимания ученика.
Учителю необходимо учитывать особенности внимания младшего школьника. Для создания сосредоточенности внимания необходимо вызывать у ребенка интерес к работе, давать возможность активно участвовать в учебном процессе, обращать внимание и на эмоциональные моменты в обучении.
Особенности внимания младшего школьника требуют соответствующего подхода к ребенку. Следует учитывать, что объем его вн
имания очень мал: не более трех предметов могут быть одновременно в центре его внимания. Трудно бывает ученику долго и сосредоточенно работать, поэтому однообразная деятельность быстро утомляет его, и он отвлекается от работы. Распределить внимание, особенно в I-II классах, ребенку трудно.
Внимание развивается не в результате отдельных мероприятий, не путем применения отдельных приемов, а всей системой учебной и воспитательной работы школы. Успешное воспитание внимания зависит от следующих основных условий.
1. Ребенок всегда в любой деятельности, при выполнении любой работы должен быть внимательным, всегда работать только внимательно.
2. Школьника следует приучать работать в любых условиях, приучая не отвлекаться на посторонние раздражители, тренировать внимание.
3. Учить ребенка быть внимательным как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
4. Воспитывать привычку быть внимательным, чтобы внимательность стала привычной формой поведения. Для этого необходимо:
· Создавать интерес к учебной работе, помня, что непосредственный интерес воспитывает непроизвольное внимание, а интерес к результатам деятельности, более далекий интерес воспитывает произвольное внимание;
AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA
· Создавать условия для активной, самостоятельной и творческой работы учащихся. Работа должна быть посильной для детей, иметь ясно поставленную цель, ученик должен обладать умением выполнить задание;
· Воспитывать у ученика умение заставить себя быть внимательным, делать внимание послушным, учить преодолевать трудности и быть наиболее внимательным в нужный момент. Ученик должен верить в свои силы, поверить, что он может сделать;
· Воспитывать чувство ответственности – непременно сделать намеченное, добиться поставленной цели, разобраться в том, что непонятно;
· Воспитывать внимание через наблюдательность. Учить наблюдать на уроке, дома, в природе. Учить ребенка ориентироваться на улице, соблюдая правила дорожного уличного движения; по поведению птиц, животных, изменениям некоторых растений, по направлению ветра определять погоду; уметь находить грибные и ягодные места в лесу и т.д.;
· Учителю необходимо знать особенности и своего внимания – сильные и слабые его стороны;
· Организовать коллектив класса так, чтобы весь класс работал внимательно, осуждал тех, кто отвлекается и работает невнимательно.
Учителю следует знать индивидуальные особенности каждого ученика и индивидуальные особенности его внимания. Только тогда можно ставить определенные задачи по воспитанию внимания и устранению определенных недочетов у каждого ученика или у всего класса. Надо знать причины, породившие недостатки внимания, и только тогда, устранив их, воспитывать внимание.
Учитель сам должен быть всегда внимателен и на своем примере учить школьников быть внимательными. Систематическая работа учителя по воспитанию внимания всегда дает положительные результаты – у учащихся развивается привычка любую работу выполнять внимательно. [2]
Глава 2. Изучение внимания детей младшего школьного возраста
2.1 Цели, задачи, методы исследования.
Для изучения внимания детей младшего школьного возраста мною было проведено исследование. Исследование проводилось на базе начальной школы № 173 города Нижнего Новгорода.
Цель: исследование особенностей внимания учащихся начальных классов. Задачи:
1. Подобрать методики изучения внимания учащихся;
2. Провести исследование внимания детей 10-11 лет;
3. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
В исследовании принимали участие ученики 4 – ого класса в возрасте от 10 до11 лет: из них принимало 12 мальчиков и 9 девочек.
Методика №1. «Корректурная проба» [4]
(буквенный вариант)
Цель: Узнать объем внимания по количеству просмотренных букв.
Проведение методики:
Учащимся предъявляется бланк с различными буквами в количестве 40 рядов по 40 букв в каждом. Испытуемые должны в каждом ряду вычеркивать определенную букву, которая стоит первой. Работа проводится на время с требованием максимальной точности. Время 5 мин. Образец бланка, по которой проводились исследования, представлены в Приложении 1.
Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут».
Методика №2. «Красно-черная таблица» [4]
Цель: Определить оценку переключения внимания младших школьников.
Проведение методики:
Учащиеся должны находить на предложенной им таблице красные и черные числа попеременно и записывать только буквы, соответствующие этим числам, причем красные числа нужно находить в убывающем порядке, а черные – в возрастающем. Учащимся зачитывается соответствующая инструкция. Образец данной таблицы находиться в Приложении 2.
Инструкция: «Вам будет предложена таблица с красными и черными числами. Вы должны отыскивать красные и черные числа попеременно, причем красные в убывающем порядке, от 25 до 1, а черные в возрастающем – от 1 до 24. Записывать надо только буквы, стоящие рядом с числами. Время работы – 5 мин». [4]
2.2 Полученные результаты, их анализ
Результат первой методики. Посмотрим на высший показатель — 4 учащихся, которые имеют более 850 обозначенных символов, это говорит о том, что объем внимания очень силен. Значит, эти учащиеся менее концентрировались на одной или двух букв одновременно, что дало им больше увидеть одинаковых букв в последующих строфах.
Комбинация объема внимания и концентрации указывает нам на средний показатель в этом классе, а именно 14 человек, они имеют от 850 до 950 указанных ими букв. Что создает хорошую почву для учебы, восприятия нового и так далее.
В низший показатель вошло 3 человека, которые смогли показать нам буквы максимально до 550 букв. На такое маленькое число нам может указать либо слишком большая концентрация на очень маленьком выборе букв в их кругозоре или же либо на рассеянности, которая возникла и вследствие высокой концентрации, усталости или высокого эмоционального напряжения.
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ВНИМАНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ к.п.н., профессор Смолькина Татьяна Петровна *
2 слайд
Описание слайда:
Внимание и наблюдательность как необходимые качества педагога Внимание есть необходимое условие выполнения любой деятельности. Внимание — это свойство или особенность психической деятельности человека, обеспечивающая наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других. *
3 слайд
Описание слайда:
«Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». К.Д.Ушинский «84% опрошенных студентов указали главной причине трудностей в их учебе — недостаток сосредоточенности во время занятий». Н.Д.Левитов Внимание обеспечивает более быстрое и прочное запоминание учебного материала и сохранение его в памяти на длительный срок. *
4 слайд
Описание слайда:
Внимание — необходимое условие быстрого формирования навыков. Развитое в достаточной степени ВНИМАНИЕ, нередко перерастает: в наблюдательность, как интеллектуальное качество и во внимательность, нравственное свойство личности, что выражается в чуткости и отзывчивости в понимании другого человека. *
5 слайд
Описание слайда:
Наблюдательность — способность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные свойства предметов и явлений. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и приобретается в жизненном опыте. *
6 слайд
Описание слайда:
Основные качества внимания: избирательность — возможность успешной настройки (при наличии возможных помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели; концентрация — степень сосредоточенности внимания на объекте; объем — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно; переключение — намеренный перенос внимания с одного объекта на другой; распределение — возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов; устойчивость — длительность сосредоточения внимания на объекте. *
7 слайд
Описание слайда:
Приемы, облегчающие применение произвольного внимания Эмоциональная настройка Концентрация на идее позитивный настрой на активную работу; настрой на актуальность поступающей информации восприятие всего происходящего в аудитории как самого главного на данный момент *
8 слайд
Описание слайда:
Приемы, облегчающие применение произвольного внимания Необычная, яркая информация Конкретные примеры Изменение интонаций, темпа и пауз в речи Неполная информация Систематизация материала Изменение интонации *
9 слайд
Описание слайда:
Приемы привлечения внимания Прием новизны Практические вопросы Опора на интересы слушателей Обратный порядок преподнесения материала — от самого интересного к менее интересному Прием персонификации — использование способности к сопереживанию Эмоциональная заразительность Создание проблемной ситуации Прием соучастия Юмор *
10 слайд
Описание слайда:
Упражнение. Муха *
11 слайд
Описание слайда:
Ответьте на вопросы: Что происходит, если у учителя: маленький объем внимания; плохо развита концентрация внимания; плохо развито переключение внимания; малая длительность внимания; слабое распределение внимания. Как можно компенсировать слабое развитие этих особенностей внимания? *
12 слайд
Описание слайда:
Объясните с точки зрения психологии внимания: Что труднее — начало или конец урока для учителя и для учеников? Допустимы ли продолжительные паузы на уроке? Что эффективнее для работы – когда учитель обращает вопрос ко всему классу или к отдельному ученику? Нужно ли ориентировать учеников на неоднократное чтение учебного материала, если они разобрались и поняли его с первого взгляда? *
13 слайд
Описание слайда:
Определите направленность внимания учителя: при объяснении нового материала; при проверке знаний; при выполнении учениками самостоятельной или контрольной работы; при проведении урока в целом. Какие внешние признаки деятельности учеников служат педагогу ориентирами для педагогических выводов при каждом виде деятельности? *
14 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание Тренировка внимания и наблюдательности при выполнении специальных упражнений. *
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДA-036226
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Особенности внимания школьников
Очень часто в начальной школе на уроке слышен призыв учителя: «Будьте внимательны!». В разговоре с родителями в качестве объяснения неудач ученика нередко звучит: «Ему не хватает внимания, все его ошибки от невнимательности». Но если бы родители спросили учителя, что именно должен делать ребенок, чтобы быть внимательным, или как это внимание развить, то выяснилось бы, что далеко не каждый педагог готов ответить на эти вопросы. На самом деле объяснить, как быть внимательным, сложно. Причины таких трудностей лежат в особом содержании внимания как психического процесса и тем более – внимания младших школьников.
Современные учебные пособия по психологии трактуют внимание как концентрацию создания на одном объекте при одновременном его отвлечении от других объектов. Под «вниманием »понимают изменение строения психических процессов, приводящее в результате к сенсибилизации. Отсюда следует, что внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления, более того – сами эти психические процессы «включаются» только, если возникло внимание. Так, мы можем слушать многоголосный шум на перемене и ничего при этом не слышать. Но если вдруг прозвучит наша фамилия, то орган слуха почему-то сразу различит важную для нас информацию.
Внимание не имеет собственного содержания, а является обязательной частью других психических процессов. Такой взгляд на вещи объясняет, почему невозможно в чистом виде работать над развитием внимания. Получается, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, хорошо запоминать, хорошо мыслить. Правда, эта теория оставляет учителям возможность развивать свойства внимания: объем, устойчивость, переключаемость, распределяемость, концентрацию.
Под объемом внимания понимается количество символов, воспринимаемых нашим сознанием одновременно. У младших школьников он не превышает трех-четырех символов, а у некоторых и еще меньше. Поскольку объем внимания напрямую связан с величиной очага оптимальной возбудимости в коре головного мозга, то его педагогическая коррекция имеет ограниченные возможности. Поэтому учителя скорее просто должны учитывать маленький объем внимания детей, чем пытаться его увеличить педагогическими средствами. Он возрастает вместе с развитием мозга ребенка к окончанию пубертата. В младших же классах учителя ограничивают наглядность на уроке именно тремя — четырьмя пособиями, не дают разных примеров более обозначенного числа, даже свои объяснения нового материала выстраивают в блоки, не превышающие объема детского внимания.
Устойчивость внимания определяет время сохранения концентрации сознания на определенном объекте. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 минут. Для учителей это прежде всего означает, что объяснение нового материала со всей подготовительной работой не должно длиться более 7 минут. С точки зрения психологических возрастных особенностей ошибочно было бы думать, что чем больше мы подберем подготовительных упражнений, тем лучше ученики поймут новую тему. Это может быть верно, только в том случае, если лимит времени не превышен.
Под переключаемостью внимания понимается возможность отвлечь сознание от одного объекта и переместить его на другой. На физиологическом уровне это будет означать, что один очаг оптимального возбуждения угас, а в другом месте появился новый. Легко заметить, что переключение внимания у младших школьников происходит отнюдь не сразу. Так, давая следующее задание, учителя еще продолжают выслушивать ответы на предыдущее. Будьте уверены: новое задание дети не слышали. Переключаемость внимания поддается тренировке легче, чем другие свойства. Для этого из урока в урок учитель должен регулярно менять виды деятельности и виды заданий.
Распределяемость внимания означает наличие двух фокусов внимания одновременно, т. е.концентрацию сознания на двух разных объектах в одно и то же время. Это свойство необходимо младшим школьникам при выполнении комментированного письма (ребенок должен одновременно говорить, что именно он записывает, и осуществлять процесс письма), при проверке собственных работ (нужно читать написанный текст и одновременно искать орфограммы, проверять их и сверять с написанным), при проведении арифметических диктантов и т. д. Очень полезное и необходимое для учебы свойство! Но нужно помнить, что именно оно не формируется до 7 лет при нормальном течении психического развития ребенка. Поэтому в 1 классе дети, отвечая у доски, способны сначала сказать, а потом записать предложение. К 8 годам распределение внимания на два учебных объекта становится нормой, если одно из необходимых психических действий хоть в какой-то степени автоматизировано. Если у школьника автоматизировался процесс письма (ему не надо вспоминать каждый графический символ), тогда он может начать учиться одновременно при этом говорить.
Мы должны предупредить, что такое важное качество, как распределяемость, находится в обратной зависимости от другого свойства внимания – концентрированности. Чем больше учитель будет развивать у детей способность одновременно выполнять два вида деятельности, тем менее концентрированным окажется их внимание. Под концентрированностью понимается возможность удерживать сознание на одном объекте при наличии раздражающих (отвлекающих) факторов.
Принимая в качестве рабочей теорию , учитель может влиять на внимание детей через развитие других психических процессов или через формирование свойств внимания. Другой отечественный психолог полагает, что у внимания есть свое собственное содержание, и определяет его как действие контроля за психической деятельностью.
Соглашаясь с этой позицией, мы должны признать, что контролю можно научить. Для этого надо объяснить ребенку, что он может мысленно разбивать свою деятельность на части и замечать окончание выполнения каждой из них. Так, родители могут помочь своему ребенку планировать выполнение домашнего задания, разбивая его на этапы. Сначала – на крупные: «выучу математику, сделаю русский, потом чтение». Затем каждый крупный блок делится на более мелкие: «для математики выучу правило, решу задачу, сделаю примеры». Если необходимо, можно разбить эти этапы на еще более мелкие действия: «чтобы выучить правило, найду его в учебнике, прочитаю столько раз, сколько надо, чтобы запомнить, а потом расскажу его папе и маме». И так далее.
Очевидно, что в начале освоения действий контроля младший школьник нуждается в участии родителей. Если родители не делают за ребенка то, что он может сделать сам, то во втором полугодии необходимость в контроле со стороны родителей за учебой ребенка пропадает. Мама и папа спрашивают его об успехах и заглядывают в его тетради потому, что им интересно, чем живет ребенок, а не потому, что ему нельзя доверить учебу. Но, чтобы родители вели себя грамотно, учителю придется их этому учить.