Какие свойства веществ используют в литературных произведениях
Желание любого учителя – заинтересовать ученика, привить любовь к
своему предмету, не оставить ни одного учащегося равнодушным на уроке.
Современная методика обучения химии включает различные методические приемы,
направленных на развитие у учащихся познавательного интереса к изучению, —
использование занимательных экспериментальных и нестандартных задач, технических
средств обучения. Большую помощь в развитии творчества и эмоциональных
качеств учащихся, может оказать художественная литература, которая
способствует так же осуществлению межпредметной связи. Методика использования
художественной литературы разнообразна: к фрагментам литературных произведений
можно обращаться при объяснении нового материала, в качестве упражнения при
опросе или в процессе обобщения и повторения пройденной темы. Задания могут быть
различными – найти ошибку в объяснении явления, которое дано автором
произведения, или ответить на вопрос, о каком явлении идет речь, осуществить
цепочку превращений и т.д.
Примеры использования художественных произведений на уроках.
При изучении темы «Закон сохранения массы веществ» с целью создания
проблемной ситуации я зачитываю отрывок из письма М. Ломоносова к Эйлеру
«Сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования».
Вопрос: Какое открытие зафиксировано в этих словах?
В восьмом классе изучение темы «Периодический закон и периодическая система
Д.И. Менделеева» можно начать стихотворениями С. Щипачева, Н. Глазкова, или В.
Чивилихина, обратив внимание учащихся на величие данного открытия.
Пусть зимний день с метелями
Не навевает грусть –
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем ее я выучил?
Могу сказать зачем.
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество.
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева
И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.Н. Глазков
Значение периодического закона заключено в словах А.Е. Ферсмана.
«Будут появляться, и умирать новые теории, блестящие сообщения будут
сменять наши понятия, величайшие открытия будут сводить на нет прошлые и
открывать невиданные по новизне и широте горизонты – все это будет приходить, и
уходить, Периодический закон Д.И. Менделеева будет всегда жить, развиваться и
совершенствоваться».
Одной из интересных тем в восьмом классе является тема: «Вода.
Свойства воды». Её можно объяснить, используя материал литературных
произведений.
1. Физические свойства.
«Коммунисты – подпольщики занимались саботажем в организованных немцами
мастерских. Отремонтированную немцами водокачку, оставили наполненной водой, а
ночью ударили морозы, в результате чего трубы раздулись и полопались, вся
система пришла в негодность, все нужно было начинать сначала»
А. Фадеев «Молодая гвардия»
Вопрос: Какие физические свойства воды использовали подпольщики?
2. Химические свойства.
Ты знаешь, газ мельчайший, водород,
В соединенье с кислородом – это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах.С Щипачев
Вопрос: Какой процесс описан в данном четверостишии?
Записать уравнение реакции.
3. Значение воды.
«Вода!
У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою
наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и
есть жизнь. С тобою во всем существе разливается блаженство, которое не
объяснить только нашими пятью чувствами. Ты нам возвращаешь силы и свойства, на
которых мы уже поставили было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие
родники сердца.
Ты – величайшее богатство в мире».
Антуан Де Сент – Экзюпери. «Планета людей».
Вопрос: Как вы понимаете слова героя произведения?
От значения воды необходимо перейти к вопросам экономного ее расходования и
бережного отношения к ней, особо подчеркнув о загрязнении воды и возможных при
этом последствиях.
Нам снится немая, как камень Земля.
И небо, нагое без птицы,
И море без рыб и без корабля,
Сухие, пустые глазницы.«Предупреждение» А. Тарковский
«Химической энциклопедией» можно назвать роман Ж. Верна «Таинственный
остров». Для учителя открывается возможность построить урок по не любимым
учащимися темам производства неорганических и органических веществ интересно и
эмоционально. Выдержки из этого романа можно использовать при изучении:
- Получение железа и его сплавов. (чугун и сталь)
- Обработка стали.
- Получение серной кислоты.
- Получение стекла.
- Получение глицерина и нитроглицерина.
- Получение мыла.
Большую помощь художественная литература оказывает при опросе учащихся. На
основе фактов, взятых из фантастической или приключенческой литературы, можно
составить расчетные и экспериментальные задачи. Такие задания помогают
определить уровень усвоения материла учащимися, их эрудированность. При опросе
по теме: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»
можно использовать отрывок из романа Л. Буссенара «Похитители бриллиантов»
«Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по
обжигу извести. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который
представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк
разложился, угольная кислота выделилась, и получилось именно, то, что называется
негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество
воды.
Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную
массу негашеной извести, она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать
сжимавший её уголь и выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья,
клад, мумии – все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями».
Задания:
- Составить и осуществить цепочку превращений.
- Решить задачу.
- Определить массу негашеной извести, образующейся при разложении
известняка массой 300г., в котором массовая доля некарбонатной примеси
составляет 20%.
В девятом классе во время опроса по разделу «Неметаллы» учащимся можно дать
следующие задания.
Тема «Азот и его соединения».
Урок «Оксиды азота».
«Что за проклятый газ? У меня стоит шум в голове. Я, право, чувствую себя
как после пяти дюжин кружек пива: заплетается язык и земля качается под ногами».
А.П. Казанцев «Пылающий остров»
Вопросы:
Какой оксид азота вызывает такую реакцию организма? Как он называется?
Особенно интересно подбирать выдержки литературных произведений, содержащие
научную ошибку.
«Воздух состоит из азота и кислорода. Соединение этих двух газов, до сих
пор проходивших с большим трудом, и есть горение воздуха».
А.П. Казанцев «Пылающий остров»
Вопросы:
Верно ли это утверждение? Как называется данный процесс? Где и когда он
протекает в природе?
Урок «Соли аммония».
Для особо увлеченных химией учеников можно использовать литературные
произведения с более сложными заданиями. В повести Д. Свифта «Путешествие
Гулливера» при описании Академии Лагадо есть такое место «в его распоряжении
были две большие комнаты, наполненные удивительными диковинами, и пятьдесят
помощников. Одни сгущали воздух в вещество сухое и осязаемое, извлекая из него
селитру».
Вопрос:
Как из воздуха получить селитру?
Записать уравнения реакций, используя дополнительно катализаторы, допускается
нагревание.
Тема «Подгруппа кислорода».
Урок «Кислород. Свойства кислорода».
«Если, пусть на короткий срок каким-то чудом над древним городом Майя, был
поврежден защитный слой атмосферы, предохраняющий Землю от смертоносных
космических излучений, то все живое под брешью должно было погибнуть: животные,
растения, люди…»
А.П. Казанцев «Пылающий остров»
Вопросы:
Как называется защитный слой Земли?
Какие вещества разрушают защитный слой?
Урок «Получение кислорода».
«И, наконец, искусное устройство для поглощения выдыхаемого углекислого
газа, и регенерации кислорода».
А. Маклин
Вопрос:
Какое соединение используется в работе такого устройства?
Записать уравнение реакции.
Урок «Производство серной кислоты».
«На поворотах Келасури намывала маленькие песчаные косы. Они горели под
солнцем, как золотой песок. В первый раз, попав на Келасури, я намыл из этого
берегового песка горсть темно-золотых чешуек – веселых и невеселых. Но через час
они почернели и стали похожи на железные опилки. В Сухуми мне объяснили, что это
«не золото, а серный колчедан».
К. Паустовский «Бросок на юг».
Задание:
Осуществить превращение, описанное в романе.
Урок «Соединения серы».
…Тогда услышал я, о, диво, запах скверный
Как будто тухлое разбилось яйцо
Иль карантинный страж курил жаровней серной.
Я, нос себе, сжав, отворотил лицо.
Вопросы:
О каких соединениях серы написано в стихотворении А.С. Пушкина?
Какими физическими свойствами обладают эти соединения?
В художественной литературе много материала для украшения уроков по
органической химии. Это описание физических свойств, веществ, действия их на
организм человека и области применения. В произведениях детективного жанра К.
Дойла, А. Кристи, А. Маклина чаще всего встречается описание действия хлороформа
на живые организма и применение его в криминальных целях.
Систематическое использование литературных произведений побуждает учащихся
самим сочинять стихи, сказки, внимательнее читать и находить отрывки из
произведений, где даны описания физических и химических процессов или явлений.
Творческие работы учащихся.
1. Название, какого химического элемента надо подставить, чтобы получились новые
слова:
2. Какие химические элементы «спрятались» в словах: Титания, бородавка,
бахрома, оцинковка, железобетон, поселенье, половодье?
3. Загадка.
В синем небе он живет
Дружит с углеродом,
А на Земле он идет
В паре с водородом.
Река, море, океан – ими образованы
И природой человеку для житья дарованы.
Это – важный компонент
Для всего живого.
И ты даже на Луне не найдешь такого.
Этот нужный элемент
Лишь на Земле встречается,
А теперь скажите мне,
Как он называется?
4. Сказка.
Жил – был Азот. Жил, не тужил, увлекался химией, а еще врачам помогал: лечил
туберкулез легких, заболевания позвоночника. Всем был хорош Азот, да только был
у него один недостаток, из-за которого все считали его гордецом, не любил Азот
общаться с другими элементами, а, если и соглашался, то только на определенных
условиях. Так, с металлами он общался при высокой температуре, а с Водородом и
вовсе лишь под давлением и в присутствии катализатора. И только с одним
элементом сдружился Азот – с Литием.
Вот однажды собрались элементы и стали решать, как же поступить с Азотом.
Долго думали и, наконец, постановили: исключить Азот из Периодической системы
Д.И. Менделеева, если он не изменит своего поведения. А так как Азот и не думал
менять свой характер, ему вскоре сообщили решение Совета элементов. Тогда Литий
выступил в защиту своего друга.
Азот – жизненно важный элемент. Его нельзя исключить из Периодической
системы.
Что же в нем такого особенного? – поинтересовался Водород.
Все основные части клеток тканей живых организмов построены из белковых
молекул, в состав которых входит Азот, – объяснил Водороду Литий.
— Что же, — почесал в затылок Водород, теперь я вижу, что ты имеешь полное
право гордится собой, брат Азот.
Так был восстановлен мир в царстве химических элементов – Периодической
системе Д.И. Менделеева.
5. Откуда произошла Таблица Кислот?
Жили — были четыре подружки — кислоты: Серная, Соляная, Угольная и Сернистая.
Серная была очень хитрая: ни запаха, ни цвета не имела, старалась не
выделяться из толпы подружек, а сама в то же время потихоньку поглощала влагу из
Воздуха и других газов. Характер у неё был жгучий. Кожу, Ткани и Древесину она
при встрече тут же обугливала, а при встрече с Водой начинала кипеть и
брызгаться. Опасная была кислота.
Вторая подружка — кислота Соляная — имела такой же резкий характер, как и
запах. С водой общаться любила, но при этом выделяла молекулы газа, которые
притягивали водяные пары, поэтому Соляная кислота начинала «дымиться» во время
общения.
Угольная и Сернистая кислоты были лучшими подружками, они разлагались на воду
и оксид — это их сближало.
Скучно было жить кислотам. И решили они найти себе ещё друзей и для этого
кинули клич, чтобы все, кому нужны друзья — кислоты, присоединялись к ним. Всех,
кто откликнулся, они вносили в список, и вскоре их стало так много, что основали
они целое государство, которое назвали Таблицей Кислот.
Ильина Янина, 11 «б» класс.
6. Углеводороды.
На земле есть вещества органические и во всех них живет углерод. Органические
начинаются с углеводородов, которые делятся на предельные, непредельные,
ароматические, циклические, а названье их определяет связь и водород. Если
водорода в два раза больше углерода, то вещество алкенов вещают. Алкены
присоединяют воду, галогены, водород. Если их смешать с бромной водой, то
обесцветиться вода, дибромэтаном станет она. А ещё этилен присоединяет водород
(а тот хитренький народ), и получается алкан под названием этан. У алканов
друзей много: реагируют и с хлором, но отнюдь не быстро, а по цепному механизму.
А еще алкан горит, да и не бесследно. Много теплоты сулит с кислородом верным.
Из метана при температуре высокой получается углеводород особый — ацетилен. Так
мы к алкином перешли заодно. Есть и у них особая реакция под названием —
тримеризация: ацетилен тоже умен, в результате получается бензол. А в молекулах
его — ароматическое кольцо. Если ж интересно, не ленись, найди все в книге.
Станет и тебе известно о роли углеводородов в мире.
Маша Липатова 11 «б»
Список литературы:
- А. Фадеев «Молодая гвардия».
- А. Де Сент – Экзюпери «Планета людей».
- Л. Буссенар «Похитители бриллиантов».
- А. Казанцев «Пылающий остров».
- К. Паустовский «Бросок на юг».
Обязательный атрибут бесконечного множества шпионских и прочих детективных произведений — цианистый калий, точнее, цианид калия, который обладает свойством парализовывать нервную систему, приводя тем самым жертву к мгновенной смерти. Приведите примеры свойств других веществ, которые используются в литературных произведениях. | |
Просмотров: 87 | Добавил: AlaEva (29.09.2019) (Изменено: 29.09.2019) |
Всего ответов: 2 | |
Обсуждение вопроса:Всего ответов: 2 Порядок вывода комментариев: Re-van «…Страшный пёс, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть всё ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. — Фосфор, сказал я». Артур Конан-Дойл. «Собака Баскервилей». Описано свойство белого фосфора светиться в темноте. netscout В детективной повести Конана Артура Дойла «Собака Баскервилей» собака светилась из-за того, что она была обмазана белым фосфором с каким-то другим веществом без запаха. Белый фосфор, окисляясь кислородом воздуха, светится. В романе Жюль Верна «Таинственный остров» описывается способ получения нитроглицерина, который они использовали для того, чтобы взорвать гранитную скалу. Нитроглицерин, в те времена, широко применялся во взрывотехнике. В чистом виде он очень неустойчив и взрывоопасен. В романе Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» граф Монте-Кристо рассказывает популярный способ убийства с помощью мышьяка, который продавался в малых количествах в аптеках того времени. Мышьяк и все его соединения ядовиты. В романе Алексея Николаевича Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» описан способ получения тетрила, обладающий большой силой взрыва. В повести Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» используется хлороформ в качестве наркоза во время хирургической операции. В рассказе писателя Николая Носова «Бенгальские огни» рассказывалось о том, как самому сделать бенгальские огни, в рецепте говорилось о ряде веществ: сера, сахар, алюминиевые опилки. В произведении Владимира Короткевича «Черный замок Ольшанский. Дикая охота короля Стаха.» есть эпизод, про пещеру в которую человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут. Речь шла идет об углекислом газе, который собирается внизу пещеры: человеческая голова выше этой зоны, а собачья и кроличья – нет. В фантастическом романе Александра Богданова «Красная звезда» приведено описание космического корабля, в котором хранились запасы кислорода в виде 25 тонн бертолетовой соли, из которой можно было выделить кислород. При нагревании хлората калия выделяется кислород. В романе Генри Райдер Хаггарда «Клеопатра» есть следующие строки: «…она вынула из уха одну из тех огромных жемчужин… и… опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа…». Карбонат кальция, из которого состоит жемчужина, реагирует с уксусной кислотой. | |
Химия в литературных произведениях
Желание любого учителя – заинтересовать ученика, привить любовь к своему предмету, не оставить ни одного учащегося равнодушным на уроке. Современная методика обучения химии включает различные методические приемы, направленных на развитие у учащихся познавательного интереса к изучению, — использование занимательных экспериментальных и нестандартных задач, технических средств обучения. Большую помощь в развитии творчества и эмоциональных качеств учащихся, может оказать художественная литература, которая способствует так же осуществлению межпредметной связи. Методика использования художественной литературы разнообразна: к фрагментам литературных произведений можно обращаться при объяснении нового материала, в качестве упражнения при опросе или в процессе обобщения и повторения пройденной темы. Задания могут быть различными – найти ошибку в объяснении явления, которое дано автором произведения, или ответить на вопрос, о каком явлении идет речь, осуществить цепочку превращений и т. д.
Примеры использования художественных произведений на уроках.
При изучении темы «Закон сохранения массы веществ» с целью создания проблемной ситуации я зачитываю отрывок из письма М. Ломоносова к Эйлеру «Сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования».
Вопрос: Какое открытие зафиксировано в этих словах?
В восьмом классе изучение темы «Периодический закон и периодическая система » можно начать стихотворениями С. Щипачева, Н. Глазкова, или В. Чивилихина, обратив внимание учащихся на величие данного открытия.
Пусть зимний день с метелями
Не навевает грусть –
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем ее я выучил?
Могу сказать зачем.
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество.
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева
И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Н. Глазков
Значение периодического закона заключено в словах .
«Будут появляться, и умирать новые теории, блестящие сообщения будут сменять наши понятия, величайшие открытия будут сводить на нет прошлые и открывать невиданные по новизне и широте горизонты – все это будет приходить, и уходить, Периодический закон будет всегда жить, развиваться и совершенствоваться».
Одной из интересных тем в восьмом классе является тема: «Вода. Свойства воды». Её можно объяснить, используя материал литературных произведений.
Физические свойства
«Коммунисты – подпольщики занимались саботажем в организованных немцами мастерских. Отремонтированную немцами водокачку, оставили наполненной водой, а ночью ударили морозы, в результате чего трубы раздулись и полопались, вся система пришла в негодность, все нужно было начинать сначала»
А. Фадеев «Молодая гвардия»
Вопрос: Какие физические свойства воды использовали подпольщики?
2. Химические свойства
Ты знаешь, газ мельчайший, водород,
В соединенье с кислородом – это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах.
С Щипачев
Вопрос: Какой процесс описан в данном четверостишии?
Записать уравнение реакции.
Значение воды.
«Вода!
У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобою во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты нам возвращаешь силы и свойства, на которых мы уже поставили было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца.
Ты – величайшее богатство в мире».
Антуан Де Сент – Экзюпери. «Планета людей».
Вопрос: Как вы понимаете слова героя произведения?
От значения воды необходимо перейти к вопросам экономного ее расходования и бережного отношения к ней, особо подчеркнув о загрязнении воды и возможных при этом последствиях.
Нам снится немая, как камень Земля.
И небо, нагое без птицы,
И море без рыб и без корабля,
Сухие, пустые глазницы.
«Предупреждение» А. Тарковский
«Химической энциклопедией» можно назвать роман Ж. Верна «Таинственный остров». Для учителя открывается возможность построить урок по не любимым учащимися темам производства неорганических и органических веществ интересно и эмоционально. Выдержки из этого романа можно использовать при изучении:
1) Получение железа и его сплавов (чугун и сталь)
2) Обработка стали
3) Получение серной кислоты
4) Получение стекла
5) Получение глицерина и нитроглицерина
6) Получение мыла
Большую помощь художественная литература оказывает при опросе учащихся. На основе фактов, взятых из фантастической или приключенческой литературы, можно составить расчетные и экспериментальные задачи. Такие задания помогают определить уровень усвоения материла учащимися, их эрудированность. При опросе по теме: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений» можно использовать отрывок из романа Л. Буссенара «Похитители бриллиантов»
«Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу извести. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился, угольная кислота выделилась, и получилось именно, то, что называется негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды.
Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести, она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимавший её уголь и выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья, клад, мумии – все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями».
Задания:
1) Составить и осуществить цепочку превращений.
2) Решить задачу
Определить массу негашеной извести, образующейся при разложении известняка массой 300г., в котором массовая доля некарбонатной примеси составляет 20%.
В девятом классе во время опроса по разделу «Неметаллы» учащимся можно дать следующие задания.
Тема «Азот и его соединения».
Урок «Оксиды азота»
«Что за проклятый газ? У меня стоит шум в голове. Я, право, чувствую себя как после пяти дюжин кружек пива: заплетается язык и земля качается под ногами».
«Пылающий остров»
Вопросы:
Какой оксид азота вызывает такую реакцию организма? Как он называется?
Особенно интересно подбирать выдержки литературных произведений, содержащие научную ошибку.
«Воздух состоит из азота и кислорода. Соединение этих двух газов, до сих пор проходивших с большим трудом, и есть горение воздуха».
«Пылающий остров»
Вопросы:
Верно ли это утверждение? Как называется данный процесс? Где и когда он протекает в природе?
Урок «Соли аммония».
Для особо увлеченных химией учеников можно использовать литературные произведения с более сложными заданиями. В повести Д. Свифта «Путешествие Гулливера» при описании Академии Лагадо есть такое место «в его распоряжении были две большие комнаты, наполненные удивительными диковинами, и пятьдесят помощников. Одни сгущали воздух в вещество сухое и осязаемое, извлекая из него селитру».
Вопрос:
Как из воздуха получить селитру?
Записать уравнения реакций, используя дополнительно катализаторы, допускается нагревание.
Тема «Подгруппа кислорода»
Урок «Кислород. Свойства кислорода»
«Если, пусть на короткий срок каким-то чудом над древним городом Майя, был поврежден защитный слой атмосферы, предохраняющий Землю от смертоносных космических излучений, то все живое под брешью должно было погибнуть: животные, растения, люди…»
«Пылающий остров»
Вопросы:
Как называется защитный слой Земли?
Какие вещества разрушают защитный слой?
Урок «Получение кислорода».
«И, наконец, искусное устройство для поглощения выдыхаемого углекислого газа, и регенерации кислорода».
А. Маклин
Вопрос:
Какое соединение используется в работе такого устройства?
Записать уравнение реакции.
Урок «Производство серной кислоты».
2. «На поворотах Келасури намывала маленькие песчаные косы. Они горели под солнцем, как золотой песок. В первый раз, попав на Келасури, я намыл из этого берегового песка горсть темно-золотых чешуек – веселых и невеселых. Но через час они почернели и стали похожи на железные опилки. В Сухуми мне объяснили, что это «не золото, а серный колчедан».
К. Паустовский «Бросок на юг».
Задание:
Осуществить превращение, описанное в романе.
Урок «Соединения серы».
…Тогда услышал я, о, диво,
запах скверный
Как будто тухлое разбилось яйцо
Иль карантинный страж курил
жаровней серной.
Я, нос себе, сжав, отворотил лицо.
Вопросы:
О каких соединениях серы написано в стихотворении ?
Какими физическими свойствами обладают эти соединения?
В художественной литературе много материала для украшения уроков по органической химии. Это описание физических свойств, веществ, действия их на организм человека и области применения. В произведениях детективного жанра К. Дойла, А. Кристи, А. Маклина чаще всего встречается описание действия хлороформа на живые организма и применение его в криминальных целях.
Систематическое использование литературных произведений побуждает учащихся самим сочинять стихи, сказки, внимательнее читать и находить отрывки из произведений, где даны описания физических и химических процессов или явлений.
Творческие работы учащихся
Название, какого химического элемента надо подставить, чтобы получились новые слова:
ода
машина
?
мотанье
она
2. Какие химические элементы «спрятались» в словах: Титания, бородавка, бахрома, оцинковка, железобетон, поселенье, половодье?
3. Загадка
В синем небе он живет
Дружит с углеродом,
А на Земле он идет
В паре с водородом.
Река, море, океан – ими образованы
И природой человеку для житья дарованы.
Это – важный компонент
Для всего живого.
И ты даже на Луне не найдешь такого.
Этот нужный элемент
Лишь на Земле встречается,
А теперь скажите мне,
Как он называется?
4.Сказка.
Жил – был Азот. Жил, не тужил, увлекался химией, а еще врачам помогал: лечил туберкулез легких, заболевания позвоночника. Всем был хорош Азот, да только был у него один недостаток, из-за которого все считали его гордецом, не любил Азот общаться с другими элементами, а, если и соглашался, то только на определенных условиях. Так, с металлами он общался при высокой температуре, а с Водородом и вовсе лишь под давлением и в присутствии катализатора. И только с одним элементом сдружился Азот – с Литием.
Вот однажды собрались элементы и стали решать, как же поступить с Азотом. Долго думали и, наконец, постановили: исключить Азот из Периодической системы , если он не изменит своего поведения. А так как Азот и не думал менять свой характер, ему вскоре сообщили решение Совета элементов. Тогда Литий выступил в защиту своего друга.
Азот – жизненно важный элемент. Его нельзя исключить из Периодической системы.
Что же в нем такого особенного? – поинтересовался Водород.
Все основные части клеток тканей живых организмов построены из белковых молекул, в состав которых входит Азот, – объяснил Водороду Литий.
— Что же, — почесал в затылок Водород, теперь я вижу, что ты имеешь полное право гордится собой, брат Азот.
Так был восстановлен мир в царстве химических элементов – Периодической системе .
5. Откуда произошла Таблица Кислот?
Жили — были четыре подружки — кислоты: Серная, Соляная, Угольная и Сернистая.
Серная была очень хитрая: ни запаха, ни цвета не имела, старалась не выделяться из толпы подружек, а сама в то же время потихоньку поглощала влагу из Воздуха и других газов. Характер у неё был жгучий. Кожу, Ткани и Древесину она при встрече тут же обугливала, а при встрече с Водой начинала кипеть и брызгаться. Опасная была кислота.
Вторая подружка — кислота Соляная — имела такой же резкий характер, как и запах. С водой общаться любила, но при этом выделяла молекулы газа, которые притягивали водяные пары, поэтому Соляная кислота начинала «дымиться» во время общения.
Угольная и Сернистая кислоты были лучшими подружками, они разлагались на воду и оксид — это их сближало.
Скучно было жить кислотам. И решили они найти себе ещё друзей и для этого кинули клич, чтобы все, кому нужны друзья — кислоты, присоединялись к ним. Всех, кто откликнулся, они вносили в список, и вскоре их стало так много, что основали они целое государство, которое назвали Таблицей Кислот.
Ильина Янина, 11 «б» класс.
6. Углеводороды.
На земле есть вещества органические и во всех них живет углерод. Органические начинаются с углеводородов, которые делятся на предельные, непредельные, ароматические, циклические, а названье их определяет связь и водород. Если водорода в два раза больше углерода, то вещество алкенов вещают. Алкены присоединяют воду, галогены, водород. Если их смешать с бромной водой, то обесцветиться вода, дибромэтаном станет она. А ещё этилен присоединяет водород (а тот хитренький народ), и получается алкан под названием этан. У алканов друзей много: реагируют и с хлором, но отнюдь не быстро, а по цепному механизму. А еще алкан горит, да и не бесследно. Много теплоты сулит с кислородом верным. Из метана при температуре высокой получается углеводород особый — ацетилен. Так мы к алкином перешли заодно. Есть и у них особая реакция под названием — тримеризация: ацетилен тоже умен, в результате получается бензол. А в молекулах его — ароматическое кольцо. Если ж интересно, не ленись, найди все в книге. Станет и тебе известно о роли углеводородов в мире.
Маша Липатова 11 «б»
Список литературы
А. Фадеев «Молодая гвардия». А. Де Сент – Экзюпери «Планета людей». Л. Буссенар «Похитители бриллиантов». А. Казанцев «Пылающий остров». К. Паустовский «Бросок на юг».