Какие свойства веществ используют в литературных произведениях

Желание любого учителязаинтересовать ученика, привить любовь к
своему предмету, не оставить ни одного учащегося равнодушным на
уроке.
Современная методика обучения химии включает различные методические приемы,
направленных на развитие у учащихся познавательного интереса к изучению, —
использование занимательных экспериментальных и нестандартных задач, технических
средств обучения. Большую помощь в развитии творчества и эмоциональных
качеств учащихся, может оказать художественная литература,
которая
способствует так же осуществлению межпредметной связи. Методика использования
художественной литературы разнообразна: к фрагментам литературных произведений
можно обращаться при объяснении нового материала, в качестве упражнения при
опросе или в процессе обобщения и повторения пройденной темы. Задания могут быть
различными – найти ошибку в объяснении явления, которое дано автором
произведения, или ответить на вопрос, о каком явлении идет речь, осуществить
цепочку превращений и т.д.

Примеры использования художественных произведений на уроках.

При изучении темы «Закон сохранения массы веществ» с целью создания
проблемной ситуации я зачитываю отрывок из письма М. Ломоносова к Эйлеру
«Сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования».

Вопрос: Какое открытие зафиксировано в этих словах?

В восьмом классе изучение темы «Периодический закон и периодическая система
Д.И. Менделеева» можно начать стихотворениями С. Щипачева, Н. Глазкова, или В.
Чивилихина, обратив внимание учащихся на величие данного открытия.

Пусть зимний день с метелями
Не навевает грусть –
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем ее я выучил?
Могу сказать зачем.
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество.
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева
И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.

Н. Глазков

Значение периодического закона заключено в словах А.Е. Ферсмана.

«Будут появляться, и умирать новые теории, блестящие сообщения будут
сменять наши понятия, величайшие открытия будут сводить на нет прошлые и
открывать невиданные по новизне и широте горизонты – все это будет приходить, и
уходить, Периодический закон Д.И. Менделеева будет всегда жить, развиваться и
совершенствоваться».

Одной из интересных тем в восьмом классе является тема: «Вода.
Свойства воды». Её можно объяснить, используя материал литературных
произведений.

1. Физические свойства.

«Коммунисты – подпольщики занимались саботажем в организованных немцами
мастерских. Отремонтированную немцами водокачку, оставили наполненной водой, а
ночью ударили морозы, в результате чего трубы раздулись и полопались, вся
система пришла в негодность, все нужно было начинать сначала»

А. Фадеев «Молодая гвардия»

Вопрос: Какие физические свойства воды использовали подпольщики?

2. Химические свойства.

Ты знаешь, газ мельчайший, водород,
В соединенье с кислородом – это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах.

С Щипачев

Вопрос: Какой процесс описан в данном четверостишии?

Записать уравнение реакции.

3. Значение воды.

«Вода!

У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою
наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и
есть жизнь. С тобою во всем существе разливается блаженство, которое не
объяснить только нашими пятью чувствами. Ты нам возвращаешь силы и свойства, на
которых мы уже поставили было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие
родники сердца.

Ты – величайшее богатство в мире».

Антуан Де Сент – Экзюпери. «Планета людей».

Вопрос: Как вы понимаете слова героя произведения?

От значения воды необходимо перейти к вопросам экономного ее расходования и
бережного отношения к ней, особо подчеркнув о загрязнении воды и возможных при
этом последствиях.

Нам снится немая, как камень Земля.
И небо, нагое без птицы,
И море без рыб и без корабля,
Сухие, пустые глазницы.

«Предупреждение» А. Тарковский

«Химической энциклопедией» можно назвать роман Ж. Верна «Таинственный
остров». Для учителя открывается возможность построить урок по не любимым
учащимися темам производства неорганических и органических веществ интересно и
эмоционально. Выдержки из этого романа можно использовать при изучении:

  1. Получение железа и его сплавов. (чугун и сталь)
  2. Обработка стали.
  3. Получение серной кислоты.
  4. Получение стекла.
  5. Получение глицерина и нитроглицерина.
  6. Получение мыла.

Большую помощь художественная литература оказывает при опросе учащихся. На
основе фактов, взятых из фантастической или приключенческой литературы, можно
составить расчетные и экспериментальные задачи. Такие задания помогают
определить уровень усвоения материла учащимися, их эрудированность. При опросе
по теме: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»
можно использовать отрывок из романа Л. Буссенара «Похитители бриллиантов»

«Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по
обжигу извести. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который
представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк
разложился, угольная кислота выделилась, и получилось именно, то, что называется
негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество
воды.

Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную
массу негашеной извести, она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать
сжимавший её уголь и выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья,
клад, мумии – все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями».

Задания:

  1. Составить и осуществить цепочку превращений.
  2. Решить задачу.
  3. Определить массу негашеной извести, образующейся при разложении
    известняка массой 300г., в котором массовая доля некарбонатной примеси
    составляет 20%.

В девятом классе во время опроса по разделу «Неметаллы» учащимся можно дать
следующие задания.

Тема «Азот и его соединения».

Урок «Оксиды азота».

«Что за проклятый газ? У меня стоит шум в голове. Я, право, чувствую себя
как после пяти дюжин кружек пива: заплетается язык и земля качается под ногами».

А.П. Казанцев «Пылающий остров»

Вопросы:

Какой оксид азота вызывает такую реакцию организма? Как он называется?

Особенно интересно подбирать выдержки литературных произведений, содержащие
научную ошибку.

«Воздух состоит из азота и кислорода. Соединение этих двух газов, до сих
пор проходивших с большим трудом, и есть горение воздуха».

А.П. Казанцев «Пылающий остров»

Вопросы:

Верно ли это утверждение? Как называется данный процесс? Где и когда он
протекает в природе?

Урок «Соли аммония».

Для особо увлеченных химией учеников можно использовать литературные
произведения с более сложными заданиями. В повести Д. Свифта «Путешествие
Гулливера» при описании Академии Лагадо есть такое место «в его распоряжении
были две большие комнаты, наполненные удивительными диковинами, и пятьдесят
помощников. Одни сгущали воздух в вещество сухое и осязаемое, извлекая из него
селитру».

Вопрос:

Как из воздуха получить селитру?

Записать уравнения реакций, используя дополнительно катализаторы, допускается
нагревание.

Тема «Подгруппа кислорода».

Урок «Кислород. Свойства кислорода».

«Если, пусть на короткий срок каким-то чудом над древним городом Майя, был
поврежден защитный слой атмосферы, предохраняющий Землю от смертоносных
космических излучений, то все живое под брешью должно было погибнуть: животные,
растения, люди…»

А.П. Казанцев «Пылающий остров»

Вопросы:

Как называется защитный слой Земли?

Какие вещества разрушают защитный слой?

Урок «Получение кислорода».

«И, наконец, искусное устройство для поглощения выдыхаемого углекислого
газа, и регенерации кислорода».
А. Маклин

Вопрос:

Какое соединение используется в работе такого устройства?

Записать уравнение реакции.

Урок «Производство серной кислоты».

«На поворотах Келасури намывала маленькие песчаные косы. Они горели под
солнцем, как золотой песок. В первый раз, попав на Келасури, я намыл из этого
берегового песка горсть темно-золотых чешуек – веселых и невеселых. Но через час
они почернели и стали похожи на железные опилки. В Сухуми мне объяснили, что это
«не золото, а серный колчедан».

Читайте также:  Какое свойство воздуха используют в резиновых мячах

К. Паустовский «Бросок на юг».

Задание:

Осуществить превращение, описанное в романе.

Урок «Соединения серы».

…Тогда услышал я, о, диво, запах скверный
Как будто тухлое разбилось яйцо
Иль карантинный страж курил жаровней серной.
Я, нос себе, сжав, отворотил лицо.

Вопросы:

О каких соединениях серы написано в стихотворении А.С. Пушкина?

Какими физическими свойствами обладают эти соединения?

В художественной литературе много материала для украшения уроков по
органической химии. Это описание физических свойств, веществ, действия их на
организм человека и области применения. В произведениях детективного жанра К.
Дойла, А. Кристи, А. Маклина чаще всего встречается описание действия хлороформа
на живые организма и применение его в криминальных целях.

Систематическое использование литературных произведений побуждает учащихся
самим сочинять стихи, сказки, внимательнее читать и находить отрывки из
произведений, где даны описания физических и химических процессов или явлений.

Творческие работы учащихся.

1. Название, какого химического элемента надо подставить, чтобы получились новые
слова:

2. Какие химические элементы «спрятались» в словах: Титания, бородавка,
бахрома, оцинковка, железобетон, поселенье, половодье?

3. Загадка.

В синем небе он живет
Дружит с углеродом,
А на Земле он идет
В паре с водородом.
Река, море, океан – ими образованы
И природой человеку для житья дарованы.
Это – важный компонент
Для всего живого.
И ты даже на Луне не найдешь такого.
Этот нужный элемент
Лишь на Земле встречается,
А теперь скажите мне,
Как он называется?

4. Сказка.

Жил – был Азот. Жил, не тужил, увлекался химией, а еще врачам помогал: лечил
туберкулез легких, заболевания позвоночника. Всем был хорош Азот, да только был
у него один недостаток, из-за которого все считали его гордецом, не любил Азот
общаться с другими элементами, а, если и соглашался, то только на определенных
условиях. Так, с металлами он общался при высокой температуре, а с Водородом и
вовсе лишь под давлением и в присутствии катализатора. И только с одним
элементом сдружился Азот – с Литием.

Вот однажды собрались элементы и стали решать, как же поступить с Азотом.
Долго думали и, наконец, постановили: исключить Азот из Периодической системы
Д.И. Менделеева, если он не изменит своего поведения. А так как Азот и не думал
менять свой характер, ему вскоре сообщили решение Совета элементов. Тогда Литий
выступил в защиту своего друга.

Азот – жизненно важный элемент. Его нельзя исключить из Периодической
системы.

Что же в нем такого особенного? – поинтересовался Водород.

Все основные части клеток тканей живых организмов построены из белковых
молекул, в состав которых входит Азот, – объяснил Водороду Литий.

— Что же, — почесал в затылок Водород, теперь я вижу, что ты имеешь полное
право гордится собой, брат Азот.

Так был восстановлен мир в царстве химических элементов – Периодической
системе Д.И. Менделеева.

5. Откуда произошла Таблица Кислот?

Жили — были четыре подружки — кислоты: Серная, Соляная, Угольная и Сернистая.

Серная была очень хитрая: ни запаха, ни цвета не имела, старалась не
выделяться из толпы подружек, а сама в то же время потихоньку поглощала влагу из
Воздуха и других газов. Характер у неё был жгучий. Кожу, Ткани и Древесину она
при встрече тут же обугливала, а при встрече с Водой начинала кипеть и
брызгаться. Опасная была кислота.

Вторая подружка — кислота Соляная — имела такой же резкий характер, как и
запах. С водой общаться любила, но при этом выделяла молекулы газа, которые
притягивали водяные пары, поэтому Соляная кислота начинала «дымиться» во время
общения.

Угольная и Сернистая кислоты были лучшими подружками, они разлагались на воду
и оксид — это их сближало.

Скучно было жить кислотам. И решили они найти себе ещё друзей и для этого
кинули клич, чтобы все, кому нужны друзья — кислоты, присоединялись к ним. Всех,
кто откликнулся, они вносили в список, и вскоре их стало так много, что основали
они целое государство, которое назвали Таблицей Кислот.

Ильина Янина, 11 «б» класс.

6. Углеводороды.

На земле есть вещества органические и во всех них живет углерод. Органические
начинаются с углеводородов, которые делятся на предельные, непредельные,
ароматические, циклические, а названье их определяет связь и водород. Если
водорода в два раза больше углерода, то вещество алкенов вещают. Алкены
присоединяют воду, галогены, водород. Если их смешать с бромной водой, то
обесцветиться вода, дибромэтаном станет она. А ещё этилен присоединяет водород
(а тот хитренький народ), и получается алкан под названием этан. У алканов
друзей много: реагируют и с хлором, но отнюдь не быстро, а по цепному механизму.
А еще алкан горит, да и не бесследно. Много теплоты сулит с кислородом верным.
Из метана при температуре высокой получается углеводород особый — ацетилен. Так
мы к алкином перешли заодно. Есть и у них особая реакция под названием —
тримеризация: ацетилен тоже умен, в результате получается бензол. А в молекулах
его — ароматическое кольцо. Если ж интересно, не ленись, найди все в книге.
Станет и тебе известно о роли углеводородов в мире.

Маша Липатова 11 «б»

Список литературы:

  1. А. Фадеев «Молодая гвардия».
  2. А. Де Сент – Экзюпери «Планета людей».
  3. Л. Буссенар «Похитители бриллиантов».
  4. А. Казанцев «Пылающий остров».
  5. К. Паустовский «Бросок на юг».

Источник

Обязательный атрибут бесконечного множества шпионских и прочих детективных произведений — цианистый калий, точнее, цианид калия, который обладает свойством парализовывать нервную систему, приводя тем самым жертву к мгновенной смерти. Приведите примеры свойств других веществ, которые используются в литературных произведениях.

Просмотров: 87 | Добавил: AlaEva (29.09.2019) (Изменено: 29.09.2019)

Всего ответов: 2

Обсуждение вопроса:

Всего ответов: 2

Порядок вывода комментариев:

Re-van
29.09.2019 оставил(а) комментарий:

«…Страшный пёс, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть всё ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами.

Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.

— Фосфор, сказал я».

Артур Конан-Дойл. «Собака Баскервилей». Описано свойство белого фосфора светиться в темноте.

netscout
29.09.2019 оставил(а) комментарий:

В детективной повести Конана Артура Дойла «Собака Баскервилей» собака светилась из-за того, что она была обмазана белым фосфором с каким-то другим веществом без запаха. Белый фосфор, окисляясь кислородом воздуха, светится.

В романе Жюль Верна «Таинственный остров» описывается способ получения нитроглицерина, который они использовали для того, чтобы взорвать гранитную скалу. Нитроглицерин, в те времена, широко применялся во взрывотехнике. В чистом виде он очень неустойчив и взрывоопасен.

В романе Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» граф Монте-Кристо рассказывает популярный способ убийства с помощью мышьяка, который продавался в малых количествах в аптеках того времени. Мышьяк и все его соединения ядовиты.

В романе Алексея Николаевича Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» описан способ получения тетрила, обладающий большой силой взрыва.

В повести Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» используется хлороформ в качестве наркоза во время хирургической операции.

В рассказе писателя Николая Носова «Бенгальские огни» рассказывалось о том, как самому сделать бенгальские огни, в рецепте говорилось о ряде веществ: сера, сахар, алюминиевые опилки.

В произведении Владимира Короткевича «Черный замок Ольшанский. Дикая охота короля Стаха.» есть эпизод, про пещеру в которую человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут. Речь шла идет об углекислом газе, который собирается внизу пещеры: человеческая голова выше этой зоны, а собачья и кроличья – нет.

В фантастическом романе Александра Богданова «Красная звезда» приведено описание космического корабля, в котором хранились запасы кислорода в виде 25 тонн бертолетовой соли, из которой можно было выделить кислород. При нагревании хлората калия выделяется кислород.

В романе Генри Райдер Хаггарда «Клеопатра» есть следующие строки: «…она вынула из уха одну из тех огромных жемчужин… и… опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа…». Карбонат кальция, из которого состоит жемчужина, реагирует с уксусной кислотой.

Источник

Читайте также:  Какими свойствами наделены общественные блага мти

Химия в литературных произведениях

Желание любого учителя – заинтересовать ученика, привить любовь к своему предмету, не оставить ни одного учащегося равнодушным на уроке. Современная методика обучения химии включает различные методические приемы, направленных на развитие у учащихся познавательного интереса к изучению, — использование занимательных экспериментальных и нестандартных задач, технических средств обучения. Большую помощь в развитии творчества и эмоциональных качеств учащихся, может оказать художественная литература, которая способствует так же осуществлению межпредметной связи. Методика использования художественной литературы разнообразна: к фрагментам литературных произведений можно обращаться при объяснении нового материала, в качестве упражнения при опросе или в процессе обобщения и повторения пройденной темы. Задания могут быть различными – найти ошибку в объяснении явления, которое дано автором произведения, или ответить на вопрос, о каком явлении идет речь, осуществить цепочку превращений и т. д.

Примеры использования художественных произведений на уроках.

При изучении темы «Закон сохранения массы веществ» с целью создания проблемной ситуации я зачитываю отрывок из письма М. Ломоносова к Эйлеру «Сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования».

Вопрос: Какое открытие зафиксировано в этих словах?

В восьмом классе изучение темы «Периодический закон и периодическая система » можно начать стихотворениями С. Щипачева, Н. Глазкова, или В. Чивилихина, обратив внимание учащихся на величие данного открытия.

Пусть зимний день с метелями

Не навевает грусть –

Таблицу Менделеева

Я знаю наизусть.

Зачем ее я выучил?

Могу сказать зачем.

В ней стройность и величие

Любимейших поэм.

Без многословья книжного

В ней смысла торжество.

И элемента лишнего

В ней нет ни одного.

В ней пробужденье дерева

И вешних льдинок хруст.

Таблицу Менделеева

Я знаю наизусть.

Н. Глазков

Значение периодического закона заключено в словах .

«Будут появляться, и умирать новые теории, блестящие сообщения будут сменять наши понятия, величайшие открытия будут сводить на нет прошлые и открывать невиданные по новизне и широте горизонты – все это будет приходить, и уходить, Периодический закон будет всегда жить, развиваться и совершенствоваться».

Одной из интересных тем в восьмом классе является тема: «Вода. Свойства воды». Её можно объяснить, используя материал литературных произведений.

Физические свойства

«Коммунисты – подпольщики занимались саботажем в организованных немцами мастерских. Отремонтированную немцами водокачку, оставили наполненной водой, а ночью ударили морозы, в результате чего трубы раздулись и полопались, вся система пришла в негодность, все нужно было начинать сначала»

А. Фадеев «Молодая гвардия»

Вопрос: Какие физические свойства воды использовали подпольщики?

2. Химические свойства

Ты знаешь, газ мельчайший, водород,

В соединенье с кислородом – это

Июньский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассветах.

С Щипачев

Вопрос: Какой процесс описан в данном четверостишии?

Записать уравнение реакции.

Значение воды.

«Вода!

У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобою во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты нам возвращаешь силы и свойства, на которых мы уже поставили было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца.

Ты – величайшее богатство в мире».

Антуан Де Сент – Экзюпери. «Планета людей».

Вопрос: Как вы понимаете слова героя произведения?

От значения воды необходимо перейти к вопросам экономного ее расходования и бережного отношения к ней, особо подчеркнув о загрязнении воды и возможных при этом последствиях.

Нам снится немая, как камень Земля.

И небо, нагое без птицы,

И море без рыб и без корабля,

Сухие, пустые глазницы.

«Предупреждение» А. Тарковский

«Химической энциклопедией» можно назвать роман Ж. Верна «Таинственный остров». Для учителя открывается возможность построить урок по не любимым учащимися темам производства неорганических и органических веществ интересно и эмоционально. Выдержки из этого романа можно использовать при изучении:

1)  Получение железа и его сплавов (чугун и сталь)

2)  Обработка стали

3)  Получение серной кислоты

4)  Получение стекла

5)  Получение глицерина и нитроглицерина

6)  Получение мыла

Большую помощь художественная литература оказывает при опросе учащихся. На основе фактов, взятых из фантастической или приключенческой литературы, можно составить расчетные и экспериментальные задачи. Такие задания помогают определить уровень усвоения материла учащимися, их эрудированность. При опросе по теме: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений» можно использовать отрывок из романа Л. Буссенара «Похитители бриллиантов»

«Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу извести. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился, угольная кислота выделилась, и получилось именно, то, что называется негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды.

Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести, она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимавший её уголь и выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья, клад, мумии – все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями».

Задания:

1)  Составить и осуществить цепочку превращений.

2)  Решить задачу

Определить массу негашеной извести, образующейся при разложении известняка массой 300г., в котором массовая доля некарбонатной примеси составляет 20%.

В девятом классе во время опроса по разделу «Неметаллы» учащимся можно дать следующие задания.

Тема «Азот и его соединения».

Урок «Оксиды азота»

«Что за проклятый газ? У меня стоит шум в голове. Я, право, чувствую себя как после пяти дюжин кружек пива: заплетается язык и земля качается под ногами».

«Пылающий остров»

Вопросы:

Какой оксид азота вызывает такую реакцию организма? Как он называется?

Читайте также:  Какими механическими свойствами обладают материалы

Особенно интересно подбирать выдержки литературных произведений, содержащие научную ошибку.

«Воздух состоит из азота и кислорода. Соединение этих двух газов, до сих пор проходивших с большим трудом, и есть горение воздуха».

«Пылающий остров»

Вопросы:

Верно ли это утверждение? Как называется данный процесс? Где и когда он протекает в природе?

Урок «Соли аммония».

Для особо увлеченных химией учеников можно использовать литературные произведения с более сложными заданиями. В повести Д. Свифта «Путешествие Гулливера» при описании Академии Лагадо есть такое место «в его распоряжении были две большие комнаты, наполненные удивительными диковинами, и пятьдесят помощников. Одни сгущали воздух в вещество сухое и осязаемое, извлекая из него селитру».

Вопрос:

Как из воздуха получить селитру?

Записать уравнения реакций, используя дополнительно катализаторы, допускается нагревание.

Тема «Подгруппа кислорода»

Урок «Кислород. Свойства кислорода»

«Если, пусть на короткий срок каким-то чудом над древним городом Майя, был поврежден защитный слой атмосферы, предохраняющий Землю от смертоносных космических излучений, то все живое под брешью должно было погибнуть: животные, растения, люди…»

«Пылающий остров»

Вопросы:

Как называется защитный слой Земли?

Какие вещества разрушают защитный слой?

Урок «Получение кислорода».

«И, наконец, искусное устройство для поглощения выдыхаемого углекислого газа, и регенерации кислорода».

А. Маклин

Вопрос:

Какое соединение используется в работе такого устройства?

Записать уравнение реакции.

Урок «Производство серной кислоты».

2. «На поворотах Келасури намывала маленькие песчаные косы. Они горели под солнцем, как золотой песок. В первый раз, попав на Келасури, я намыл из этого берегового песка горсть темно-золотых чешуек – веселых и невеселых. Но через час они почернели и стали похожи на железные опилки. В Сухуми мне объяснили, что это «не золото, а серный колчедан».

К. Паустовский «Бросок на юг».

Задание:

Осуществить превращение, описанное в романе.

Урок «Соединения серы».

…Тогда услышал я, о, диво,

запах скверный

Как будто тухлое разбилось яйцо

Иль карантинный страж курил

жаровней серной.

Я, нос себе, сжав, отворотил лицо.

Вопросы:

О каких соединениях серы написано в стихотворении ?

Какими физическими свойствами обладают эти соединения?

В художественной литературе много материала для украшения уроков по органической химии. Это описание физических свойств, веществ, действия их на организм человека и области применения. В произведениях детективного жанра К. Дойла, А. Кристи, А. Маклина чаще всего встречается описание действия хлороформа на живые организма и применение его в криминальных целях.

Систематическое использование литературных произведений побуждает учащихся самим сочинять стихи, сказки, внимательнее читать и находить отрывки из произведений, где даны описания физических и химических процессов или явлений.

Творческие работы учащихся

Название, какого химического элемента надо подставить, чтобы получились новые слова:

ода

машина

?

мотанье

она

2. Какие химические элементы «спрятались» в словах: Титания, бородавка, бахрома, оцинковка, железобетон, поселенье, половодье?

3. Загадка

В синем небе он живет

Дружит с углеродом,

А на Земле он идет

В паре с водородом.

Река, море, океан – ими образованы

И природой человеку для житья дарованы.

Это – важный компонент

Для всего живого.

И ты даже на Луне не найдешь такого.

Этот нужный элемент

Лишь на Земле встречается,

А теперь скажите мне,

Как он называется?

4.Сказка.

Жил – был Азот. Жил, не тужил, увлекался химией, а еще врачам помогал: лечил туберкулез легких, заболевания позвоночника. Всем был хорош Азот, да только был у него один недостаток, из-за которого все считали его гордецом, не любил Азот общаться с другими элементами, а, если и соглашался, то только на определенных условиях. Так, с металлами он общался при высокой температуре, а с Водородом и вовсе лишь под давлением и в присутствии катализатора. И только с одним элементом сдружился Азот – с Литием.

Вот однажды собрались элементы и стали решать, как же поступить с Азотом. Долго думали и, наконец, постановили: исключить Азот из Периодической системы , если он не изменит своего поведения. А так как Азот и не думал менять свой характер, ему вскоре сообщили решение Совета элементов. Тогда Литий выступил в защиту своего друга.

Азот – жизненно важный элемент. Его нельзя исключить из Периодической системы.

Что же в нем такого особенного? – поинтересовался Водород.

Все основные части клеток тканей живых организмов построены из белковых молекул, в состав которых входит Азот, – объяснил Водороду Литий.

— Что же, — почесал в затылок Водород, теперь я вижу, что ты имеешь полное право гордится собой, брат Азот.

Так был восстановлен мир в царстве химических элементов – Периодической системе .

5. Откуда произошла Таблица Кислот?

Жили — были четыре подружки — кислоты: Серная, Соляная, Угольная и Сернистая.

Серная была очень хитрая: ни запаха, ни цвета не имела, старалась не выделяться из толпы подружек, а сама в то же время потихоньку поглощала влагу из Воздуха и других газов. Характер у неё был жгучий. Кожу, Ткани и Древесину она при встрече тут же обугливала, а при встрече с Водой начинала кипеть и брызгаться. Опасная была кислота.

Вторая подружка — кислота Соляная — имела такой же резкий характер, как и запах. С водой общаться любила, но при этом выделяла молекулы газа, которые притягивали водяные пары, поэтому Соляная кислота начинала «дымиться» во время общения.

Угольная и Сернистая кислоты были лучшими подружками, они разлагались на воду и оксид — это их сближало.

Скучно было жить кислотам. И решили они найти себе ещё друзей и для этого кинули клич, чтобы все, кому нужны друзья — кислоты, присоединялись к ним. Всех, кто откликнулся, они вносили в список, и вскоре их стало так много, что основали они целое государство, которое назвали Таблицей Кислот.

Ильина Янина, 11 «б» класс.

6. Углеводороды.

На земле есть вещества органические и во всех них живет углерод. Органические начинаются с углеводородов, которые делятся на предельные, непредельные, ароматические, циклические, а названье их определяет связь и водород. Если водорода в два раза больше углерода, то вещество алкенов вещают. Алкены присоединяют воду, галогены, водород. Если их смешать с бромной водой, то обесцветиться вода, дибромэтаном станет она. А ещё этилен присоединяет водород (а тот хитренький народ), и получается алкан под названием этан. У алканов друзей много: реагируют и с хлором, но отнюдь не быстро, а по цепному механизму. А еще алкан горит, да и не бесследно. Много теплоты сулит с кислородом верным. Из метана при температуре высокой получается углеводород особый — ацетилен. Так мы к алкином перешли заодно. Есть и у них особая реакция под названием — тримеризация: ацетилен тоже умен, в результате получается бензол. А в молекулах его — ароматическое кольцо. Если ж интересно, не ленись, найди все в книге. Станет и тебе известно о роли углеводородов в мире.

Маша Липатова 11 «б»

Список литературы

А. Фадеев «Молодая гвардия». А. Де Сент – Экзюпери «Планета людей». Л. Буссенар «Похитители бриллиантов». А. Казанцев «Пылающий остров». К. Паустовский «Бросок на юг».

Источник