Какие свойства у пропорции
Продолжаем изучать соотношения. В данном уроке мы познакомимся с пропорцией.
Что такое пропорция?
Пропорцией называют равенство двух отношений. Например, отношение равно отношению
Данная пропорция читается следующим образом:
Десять так относится к пяти, как два относится к одному
Предположим, что в классе 10 девочек и 5 мальчиков
Запишем отношение десяти девочек к пяти мальчикам:
10 : 5
Преобразуем данное отношение в дробь
Выполнив деление в этой дроби, мы получим 2. То есть десять девочек так будут относиться к пяти мальчикам, что на одного мальчика будет приходиться две девочки
Теперь рассмотрим другой класс в котором две девочки и один мальчик
Запишем отношение двух девочек к одному мальчику:
2 : 1
Преобразуем данное отношение в дробь:
Выполнив деление в этой дроби, мы снова получим 2. То есть две девочки так будут относиться к одному мальчику, что на этого одного мальчика будут приходиться две девочки:
Можно сделать вывод, что отношение пропорционально отношению . Поэтому оно и читалось как «десять так относится к пяти, как два относится к одному».
В нашем примере десять девочек так относятся к пяти мальчикам, как и две девочки относятся к одному мальчику.
Пример 2. Рассмотрим отношение 12 девочек к 3 мальчикам
а также отношение 12 девочек к 2 мальчикам
Данные отношения не являются пропорциональными. Другими словами, мы не можем записать, что , поскольку первое отношение, как видно на рисунке показывает, что на одного мальчика приходятся четыре девочки, а второе отношение показывает, что на одного мальчика приходятся шесть девочек.
Поэтому отношение не пропорционально отношению .
Из рассмотренных примеров видно, что пропорция составляется из дробей. Первая рассмотренная нами пропорция состоит из двух дробей. Если выполнить деление в этих дробях, то получим, что 2=2. Понятно, что 2 равно 2.
Вторая рассмотренная нами пропорция была . Мы пришли к выводу, что она составлена неправильно, поэтому поставили между дробями и знак не равно (≠). Если выполнить деление в этих дробях, получим числа 4 и 6. Понятно, что 4 не равно 6.
Рассмотрим пропорцию . Данная пропорция составлена правильно, поскольку отношения и равны между собой:
Можно проверить это, выполнив деление в этих дробях, то есть разделить 4 на 2, а 8 на 4. В результате с двух сторон получатся двойки. А 2 равно 2
2 = 2
Все числа, находящиеся в пропорции (числители и знаменатели обеих дробей) называются членами пропорции. Эти члены подразделяются на два вида: крайние члены и средние члены.
В нашей пропорции крайние члены это 4 и 4, а средние члены это 2 и 8
Почему крайние члены называют крайними, а средние средними? Если записать пропорцию не в дробном, а в обычном виде, то сразу станет всё понятно:
4 : 2 = 8 : 4
Числа 4 и 4 располагаются с краю, поэтому их назвали крайними, а числа 2 и 8 располагаются посередине, поэтому их назвали средними:
С помощью переменных пропорцию можно записать так:
Данное выражение можно прочесть следующим образом:
a так относится к b, как c относится к d
Смысл данного предложения уже понятен. Речь идет о членах, участвующих в соотношении. a и d — это крайние члены пропорции, b и c — средние члены пропорции.
Основное свойство пропорции
Основное свойство пропорции выглядит следующим образом:
Произведение крайних членов пропорции равно произведению её средних членов.
Мы знаем, что произведение это ни что иное, как обычное умножение. Чтобы проверить правильно ли составлена пропорция, нужно перемножить её крайние и средние члены. Если произведение крайних членов будет равно произведению средних членов, то такая пропорция составлена правильно.
Например, проверим правильно ли составлена пропорция . Для этого перемножим её крайние и средние члены. Легко заметить, что крайние и средние члены пропорции располагаются «крест-накрест», поэтому в умножении нет ничего сложного. Перемножаем члены пропорции «крест-накрест»:
4 × 4 = 16 — произведение крайних членов пропорции равно 16.
2 × 8 = 16 — произведение средних членов пропорции так же равно 16.
4 × 4 = 2 × 8
16 = 16
4 × 4 = 2 × 8 — произведение крайних членов равно произведению средних членов. Значит пропорция составлена правильно.
Пример 2. Проверить правильно ли составлена пропорция
Проверим равно ли произведение крайних членов пропорции произведению её средних членов. Перемножим члены пропорции крест-накрест:
2 × 6 = 12 — произведение крайних членов пропорции равно 12
3 × 1 = 3 — произведение средних членов пропорции равно 3
2 × 6 ≠ 3 × 1
12 ≠ 3
2 × 6 ≠ 3 × 1 — произведение крайних членов пропорции НЕ равно произведению её средних членов. Значит пропорция составлена неправильно.
Поэтому в пропорции разумнее заменить знак равенства (=) на знак не равно (≠)
Понравился урок?
Вступай в нашу новую группу Вконтакте и начни получать уведомления о новых уроках
Возникло желание поддержать проект?
Используй кнопку ниже
Навигация по записям
Ïîñêîëüêó 3,6 : 0,9 = 4 è 1,2 : 0,3 = 4, òî âåðíî è ðàâåíñòâî 3,6 : 0,9 = 1,2 : 0,3, êîòîðîå íàçûâàþò ïðîïîðöèåé (îò ëàò. ðãîðîrtio — «ñîèçìåðèìîñòü»).
Åñëè ñîîòíîøåíèå à : b ðàâíî ñîîòíîøåíèþ ñ : d, òî òîæäåñòâî à : b = ñ:d íàçûâàþò ïðîïîðöèåé.
Ïðîïîðöèþ ìîæíî âûðàçèòü òàêæå â âèäå:
Ïðèâåä¸ííûå çàïèñè ÷èòàþò: «ñîîòíîøåíèå à ê b ðàâíî ñîîòíîøåíèþ ñ ê d èëè «à ñîîòíîñèòñÿ ê b, êàê ñ ñîîòíîñèòñÿ ê d».
×èñëà a è d èìåíóþò êðàéíèìè ÷ëåíàìè ïðîïîðöèè, ÷èñëà b è ñ — ñðåäíèìè ÷ëåíàìè ïðîïîðöèè.
 ïðîïîðöèè 3,6 : 0,9 = 1,2 : 0,3 ÷èñëà 3,6 è 0,3 — êðàéíèå ÷ëåíû, ÷èñëà 0,9 è 1,2 — ñðåäíèå ÷ëåíû. Ðàññìîòðèì ïðîèçâåäåíèå êðàéíèõ è ñðåäíèõ ÷ëåíîâ 3,6•0,3 = 0,9 • 1,2
Òàêàÿ îñîáåííîñòü ïðèñóùà êàæäîé ïðîïîðöèè è èìåíóåòñÿ ãëàâíàÿ îñîáåííîñòü ïðîïîðöèè — ïðîèçâåäåíèå êðàéíèõ ÷ëåíîâ ïðîïîðöèè ðàâíî ïðîèçâåäåíèþ å¸ ñðåäíèõ ÷ëåíîâ.
Ýòî îïðåäåëÿåòñÿ òàê:
åñëè , òî ad = bc
Ãëàâíóþ îñîáåííîñòü ïðîïîðöèè åùå èìåíóþò ïðàâèëîì êðåñòà. Ñëåäóÿ ãëàâíîé îñîáåííîñòè ïðîïîðöèè, ìîæíî ðàññ÷èòàòü åå íåèçâåñòíûé ÷ëåí, åñëè âñå îñòàëüíûå ÷ëåíû îïðåäåëåíû.
×òîáû îïðåäåëèòü íåèçâåñòíûé êðàéíèé ÷ëåí ïðîïîðöèè, íåîáõîäèìî ïðîèçâåäåíèå ñðåäíèõ ÷ëåíîâ ïðîïîðöèè ïîäåëèòü íà èçâåñòíûé êðàéíèé ÷ëåí.
×òîáû îïðåäåëèòü íåèçâåñòíûé ñðåäíèé ÷ëåí ïðîïîðöèè, íåîáõîäèìî ïðîèçâåäåíèå êðàéíèõ ÷ëåíîâ ïðîïîðöèè ïîäåëèòü íà èçâåñòíûé ñðåäíèé ÷ëåí. Èëè îáîáùåííî ìîæíî ñôîðìóëèðîâàòü òàê: ÷òîáû âû÷èñëèòü íåèçâåñòíûé ÷ëåí ïðîïîðöèè, ñëåäóåò ïåðåìíîæèòü äèàãîíàëü ñ îáîèìè èçâåñòíûìè ÷ëåíàìè, à äàëåå ïîäåëèòü íà îñòàâøååñÿ èçâåñòíîå çíà÷åíèå.
Ïðàâèëüíà è ñëåäóþùàÿ ôîðìóëèðîâêà: åñëè à, b, ñ è d ÷èñëà îòëè÷íûå îò íóëÿ, òî äëÿ íèõ âåðíî:
åñëè , òî
ýòà îñîáåííîñòü íàçûâàåòñÿ ñâîéñòâîì îáðàùåíèÿ ïðîïîðöèè.
Åñëè â âåðíîé ïðîïîðöèè ïîìåíÿòü ìåñòàìè ñðåäíèå ÷ëåíû èëè
êðàéíèå ÷ëåíû, òî ïîëó÷èâøèåñÿ íîâûå ïðîïîðöèè òîæå âåðíû. Ýòî ñâîéñòâî ïåðåñòàíîâêè êðàéíèõ è ñðåäíèõ ÷ëåíîâ ïðîïîðöèè.
Åñëè , òî
(ïåðåñòàíîâêà ñðåäíèõ ÷ëåíîâ ïðîïîðöèè),
(ïåðåñòàíîâêà êðàéíèõ ÷ëåíîâ ïðîïîðöèè).
Òàê æå íà ïðàêòèêå ïîëüçóþòñÿ ïðàâèëîì óâåëè÷åíèÿ è óìåíüøåíèÿ ïðîïîðöèè.
Åñëè , òî ðàâåíñòâî ñîõðàíèòñÿ è â ñëåäóþùèõ ñëó÷àÿõ:
(óâåëè÷åíèå ïðîïîðöèè),
(óìåíüøåíèå ïðîïîðöèè).
Ñîñòàâëåíèå ïðîïîðöèè ñëîæåíèåì è âû÷èòàíèåì .
Åñëè , òî
(ñîñòàâëåíèå ïðîïîðöèè ñëîæåíèåì),
(ñîñòàâëåíèå ïðîïîðöèè âû÷èòàíèåì).
Îáðàòèì âíèìàíèå, ÷òî ñîñòàâëåíèå ïðîïîðöèé — åù¸ îäèí ñïîñîá ðåøåíèÿ çàäà÷ íà ïðîöåíòû.
Íàïðèìåð:
Îëîâî ïðîèçâîäÿò èç ìèíåðàëà, êîòîðûé íàçûâàþò êàññèòåðèòîì. Ñêîëüêî òîíí îëîâà ïîëó÷àò èç 25 ò êàññèòåðèòà, åñëè îí ñîäåðæèò 78 % îëîâà?
Ðåøåíèå. Ïóñòü ïîëó÷àò õ ò îëîâà. Âçÿâ ìàññó ìèíåðàëà çà 100 % , çàïèøåì:
25 ò — 100%
õ ò — 78 %.
Ðåøèâ 25•78 = 100õ ìû íàõîäèì, ÷òî õ = 19,5ò.
Êîíöåïöèÿ ïðîïîðöèè òåñíî âçàèìîñâÿçàíà ñ ïðîïîðöèîíàëüíîñòüþ. Ïðîïîðöèîíàëüíîñòü — ýòî íåèçìåííîå ñîîòíîøåíèå äâóõ âåëè÷èí äðóã ê äðóãó. Íàïðèìåð, ÷åì áîëüøå ìû äàâèì íà ïåäàëü «ãàç» â ìàøèíå, òåì ñòðåìèòåëüíåå îíà ïîåäåò.
Ïðîïîðöèîíàëüíîñòü ìîæåò áûòü ïðÿìîé è îáðàòíîé.
Ïðÿìàÿ ïðîïîðöèîíàëüíîñòü -ðîñò îäíîé âåëè÷èíû âëå÷åò çà ñîáîé ðîñò äðóãîé.
Îáðàòíàÿ ïðîïîðöèîíàëüíîñòü ñóùåñòâóåò òîãäà, êîãäà ðîñò îäíîé âåëè÷èíû â íåñêîëüêî ðàç, âî ñòîëüêî æå ðàç óìåíüøàåò äðóãóþ. Ïðîäîëæàÿ ïðåäûäóùèé ïðèìåð — îáðàòíàÿ ïðîïîðöèîíàëüíîñòü ìåæäó íàæàòèåì íà ïåäàëü «òîðìîç» è ñêîðîñòüþ àâòîìîáèëÿ — ÷åì áîëüøå ìû äàâèì íà òîðìîç, òåì ìåíüøå ñêîðîñòü.
Технологическая карта урока
Черненко Нина Николаевна, учитель математики МКОУ СОШ №2 г. Нижнеудинск
Предмет – Математика
Класс – 6
Тема урока: «Пропорция. Основное свойство пропорции»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели урока:
Обучающие цели:
─ ввести понятие пропорции и её членов;
─ сформулировать основное свойство пропорции;
─ научить составлять пропорции из отношений.
Развивающие цели:
─ развивать умение анализировать и делать выводы;
─ развивать навыки самостоятельной исследовательской работы;
─ развивать грамотную математическую речь
Воспитательные цели:
─ воспитывать умение слушать друг друга;
─ воспитывать у учащихся интерес к предмету.
Образовательные технологии, используемые на уроке:
Информационно-коммуникационная (компьютерная демонстрация презентации к уроку);
Проблемно-диалоговая технология;
Здоровье сберегающая технология (физкультминутка, создание позитивного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; организация различных форм деятельности учащихся,организация урока с учетом временного восприятия и усвоения учебного материала).
Формы работы учащихся:
Групповая – обсуждение и выведение правила: что такое пропорция, как называют числа в пропорции, основное свойство пропорции;
Фронтальная – ответы на вопросы, чтение пропорции, выделение крайних и средних членов пропорции, проверка верности пропорции;
Индивидуальная– выполнение заданий из учебника.
Методы обучения:
Словесные – беседа, рассказ;
Наглядные – демонстрация презентации;
Практические – решение задач, практическая работа
Необходимое оборудование и материалы для урока: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, компьютерная презентация в MicrosoftPowerPoint.
Планируемые образовательные результаты: изучить понятия: пропорция, члены пропорции, верная и неверная пропорция; сформулировать основное свойство пропорции и научиться применять его для определения верной и неверной пропорции, определять крайние и средние члены пропорции.
Основные понятия и другие компоненты научных знаний по предмету: отношение, пропорция, крайние и средние члены пропорции.
Форма урока: Урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа).
УМК: Математика. Учебник. 6 класс Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.
Оборудование: доска, мел, задания на карточках.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Формируемые УУД
1
Организационный момент
Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест
Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест
Регулятивные: организация рабочего места, своей деятельности
Личностные: мотивация учения
2
Актуализация знаний, подготовка к введению нового материала
1. Организует фронтальную работу на повторение опорных понятий и вычислений
1. Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания
─ Как называется частное двух чисел? (Отношение)
─ Что показывает отношение?
─ Отношение показывает, что число 4(в 3 раза меньше, чем число 12)
─Отношение показывает, что число 15( в 3 раза больше числа 5)
─ Отношение чисел 40 и 10 равно(4 )
─ На клумбе 60 белых и 12 красных роз. Что показывают отношения?
6 : 12, 12 : 6, 6 : 18
Познавательные: структурирование собственных знаний
(Анализ, сравнение)
Коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками
3
Определение темы урока
Выразите отношения в десятичной дроби, процентах и заполните таблицу. = 0,5 = 50% Р = 0,2 = 20% Я = 0,25 = 25% И= 0,75 = 75% П = 0,7 = 70% Ц = 0,6 = 60% О
4
Постановка цели и задач урока
Формулирует тему урока и организует поисковую работу учащихся по постановке задач и плана действий.
Создает эмоциональный настрой на работу.
Формулируют задачи урока и план урока.
Записывают в тетради число и тему урока.
Зная тему урока, попробуйте составить план урока. Что вы должны узнать сегодня на уроке? Что вы хотите узнать? Чему хотите научиться на уроке?
Регулятивные:
Целеполагание
Личностные:
Самоопределение
Коммуникативные:
Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса
5
Открытие новых знаний и первичное восприятие нового учебного материала
1. Организует поисковую работу по открытию новых знаний, записывает полученные равенства на доске.
2. Обобщает высказывания обучающихся и вводит понятие пропорции.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
3. Вводит понятие крайних и средних членов пропорции.
5. Организует самостоятельную и фронтальную работу обучающихся и акцентирует внимание, что это один из способов определения верной пропорции.
6. Организует самостоятельную работу и самопроверку, оказывает индивидуальную помощь
7. Физкультминутка
8. Побуждает к высказыванию своего мнения, подводит обучающихся к формулировке основного свойства пропорции
9. Организует работу с учебником.
10. Делает вывод о двух способах проверки, и возвращает учащихся к плану урока и поставленным задачам.
1.Определяют признак группировки, составляют равенства, объясняют своё решение.
2. Высказывают свои предположения, озвучивают определение понятия.
3. Работают в парах
4. Находят крайние и средние члены пропорции.
5. Определяют пропорции, из них верные и неверные, аргументируют ответ, объясняют способ определения верной пропорции.
6. Заполняют таблицу, проверяют.
7. Физкультминутка обеспечивает эмоциональную разгрузку обучающихся.
8. Выявляют закономерность, формулируют вывод.
9. Находят в тексте формулировку свойства верной пропорции и обратного утверждения «основного свойства пропорции» и озвучивают
10. Называют второй способ проверки верной пропорции.
1. Найти отношения.
4 : = 8 2,4 : 8 = 0,3 3 : 10 = 0,3
3 : 0,5 = 6 6 : 1 = 6 : = 8
Выпишите равные отношения.
4 : = :
3 : 0,5 = 6 : 1
2,4 : 8 = 3 : 10
2. Какие из пропорций являются верными и неверными?
= верная = верная :16 = : неверная
3 = 3 = ≠ 12
Это первый способ проверки верной пропорции
3. Физкультминутка: «Хлопушка»
Если дробь сократимая, учащиеся — хлопают, если несократимая – то топают.
2/5; 5/7; 8/45; 6/24; 10/25; 3/5; 11/13; 7/14; 6/9; 6/17; 6/8; 12/25.
4. Самостоятельно и индивидуально заполнить таблицу.
b = c : d
=
=
0,02 : 0,04 = 1:2
Крайние члены
Средние члены
Произведение крайних членов
Произведение средних членов
5. Какой вывод можно сделать по результатам выполненной работы?
6. Сформулировать второй способ проверки верной пропорции
Познавательные:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, умение осознанно и произвольно строить математическое речевое высказывание в устной форме
Регулятивные:
Коррекция, планирование
Коммуникативные;
Выражение и аргументация своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Личностные: формирование готовности к самообразованию
6
Первичное усвоение нового учебного материала
(применение правил в условиях выполнения учебных заданий)
Организует первичное усвоение основного свойства пропорции в условиях выполнения учебной задачи.
Обеспечивает положительную реакцию учеников на преодоление трудностей.
Выполняют упражнения,
Объясняют полученный результат опираясь на правило.
1. № 760 из учебника
2. № 762 (а,в,д)
Коммуникативные:
учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Регулятивные:
коррекция, оценка,
7
Рефлексия и оценка деятельности
Выявляет качество и уровень усвоения учебного материала, подводит итоги работы класса в целом
Выполняют задания математического диктанта, самооценка перед выполнением работы и после её проверки
Математический диктант
1. Запишите пропорцию: Число 18 так относится к 4, как 27 относится к 6.
2. Запишите пропорцию: Отношение трех к пяти равно отношению двух к семи.
3. Запишите средние члены пропорции: 1
4. Запишите крайние члены пропорции: 2
5. Верна ли пропорция в п.1
6. Верна ли пропорция в п.2
Регулятивные: коррекция, оценка, как осознание того, что уже усвоено, умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы
Личностные: формирование позитивной самооценки
8
Домашнее задание
Дает комментарий к домашнему заданию
Записывают в дневники задание
П.21 выучить правила, №776, 781(а)
Найти информацию, где встречается пропорция в природе.
Рассмотрим то, что математики называют «свойства пропорций». Для начала посмотрим картинку, где свойства пропорций расписаны, как пасхальные яйца.
Свойства пропорций |
Под первым номером стоит следующее свойство пропорций: произведение крайних членов равно произведению средних. У меня возникает естественный вопрос — это свойство принадлежит равенству, умножению или пропорции? Лично я считаю, что пропорции оказались в этой очереди только потому, что они содержат знак равенства и умножение (оно же деление без фонограммы). Вспомните такое свойство равенства: если левую и правую часть равенства умножить на одно и то же число, равенство не изменится. Берем пропорцию, умножаем, сокращаем, смотрим, что в остатке.
Свойство равенства |
Как видите, первое свойство пропорций можно получить без всяких перестановок членов пропорции. Да, результат показывает, что произведения крайних и средних членов пропорции равны. Собственно, это и есть математика. Если результат правильный, существует много путей получения такого результата. Достаточно просто воспользоваться математикой. Давайте ещё раз посмотрим на первое свойство пропорций через коэффициент пропорциональности.
Первое свойство пропорций |
Получилось абсолютное равенство, замаскированное под пропорцию. В противном случае у нас не будет ни равенства, ни пропорции. Только вот произведение состоит не из двух, а из трех сомножителей: числителя, знаменателя и коэффициента пропорциональности. Для превращения этого равенства в пропорцию мы используем переместительные (коммутативные) и сочетательные (ассоциативные) свойства умножения. Вопрос по ходу: коммутативные и ассоциативные свойства математических действий — это разные свойства или одно свойство под разными именами? То, что математики очень любят одно и то же называть разными словами, мы уже знаем. Что бы нас запутать и запутаться самим. Но зато математики знают очень много умных слов. Им есть чему нас, неуков, учить.
Это мы из пропорции получили умножение трех чисел. Теперь попробуем выполнить противоположную процедуру — из умножения трех чисел получим пропорцию. Давайте понаблюдаем за этим «божественным актом сотворения»пропорции.
Берем три числа x, y, z (без всякой задней мысли о неизвестных, просто чтобы с привычными a, b, c, d, k не путать), умножаем их между собой, сравниваем, коммутируем-ассоциируем и создаем пропорции.
Рождение пропорций |
У нас получились три разные пропорции, созданные из трех разных сомножителей. В качестве коэффициентов пропорциональности в этих пропорциях выступает один из сомножителей. Интересно, эти три пропорции являются близнецами, тройняшками или дальними родственниками? Что-то общее у них должно быть. Например, произведение членов этих трех пропорций (средних или крайних — без разницы) равны между собой. Но это ещё ни о чем не говорит. Существует бесконечное множество других пропорций, произведение членов которых равны произведению членов этой, почти святой, троицы)))
Знают математики о принципах рождения пропорций? Понятия не имею. В учебниках я этого не видел. Возможно, где-то в какой-то диссертации это и описано, но искать крупицу истины в океане математического мусора? Вы меня извините, но пусть математики научатся сами искать то, что умные люди создают. Речь не обо мне. Я говорю о тех многочисленных вещах, которые математики в упор не хотят видеть. Например, вы когда нибудь видели денежные купюры или монеты со знаком минус? И я не видел. А что нам математики рассказывают об отрицательных числах? Что они есть. Выводы делайте сами.
Дальше мы поговорим о втором и третьем свойствах пропорций. А пока, Adele поет песню «Skyfall» без всякой фонограммы.