Какие свойства темперамента проявляются в деятельности человека

К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые:
• определяют динамические аспекты всех его видов деятельности;
• характеризуют особенности протекания психических процессов;
• имеют более или менее устойчивый характер;
• сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная неравная система приобретает специфически человеческие формы).

Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека. Свойства нервной системы и их сочетание определяет особенности протекания психических процессов, которые в свою очередь определяют психологическую характеристику темперамента.

Применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека обычно рассматривают такие свойства темперамента, как активность, темп реакций, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.

Характеристика свойств темперамента, применительно к познавательной деятельности. Активность познавательных процессов характеризуется тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте.

Темп проявляется в том, насколько быстро работают соответствующие психические процессы. Например, один человек запоминает, припоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи быстрее, чем другой.

Продуктивность познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определенного отрезка времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Работоспособность характеризует умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы.

Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одним людям требуется больше времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие.

Характеристика свойств темперамента, применительно к предметной деятельности. Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней движений. Они у активного человека более широки, чем у менее активного. Более активный человек имеет более размашистый почерк, буквы у него более высоки, а расстояние между ними более значительно, чем у менее активного индивида. Человеку с повышенной активностью труднее дается выполнение слабых, тонких, небольших по амплитуде движений, в то время как человеку с пониженной активностью труднее бывает выполнять сильные и размашистые движения.

Темп работы в предметной деятельности определяется числом операций, действий, движений, выполняемых за единицу времени. Один человек предпочитает работать в быстром, другой — в медленном темпе.

От активности и темпа работы зависит продуктивность действий, связанных с движениями, если никаких дополнительных требований, кроме частоты и интенсивности, к соответствующим действиям не предъявляется.

Характеристика свойств темперамента, применительно к общению. В общении людей обсуждаемые свойства темперамента касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, равно как и темп эмоционально-экспрессивных движений, довольно высок.

Возбудимые люди легко входят в контакт, быстро адаптируются в общении. Тормозимые индивиды легче прекращают общение, менее словоохотливы, они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого и создают впечатление надоедливости. Продуктивность общения — это способность сообщить и воспринять информацию за единицу времени. Она больше у высокоактивных индивидов, чем у людей малоактивных и обладающих невысоким темпом.

Характеристика свойств темперамента, применительно к личностным особенностям. Для составления психологических характеристик традиционных темпераментов обычно выделяются следующие основные свойства темперамента:
Сензитивность определяется силой внешних воздействий, необходимой для возникновения психической реакции человека, и скоростью возникновения этой реакции.

Реактивность характеризует непроизвольность реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон — даже звук).

Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.

Пластичность свидетельствует, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям.

Ригидность свидетельствует, насколько инертно и косно поведение человека.

Темп реакций характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума.

Читайте также:  Какие полезные свойства воды

Экстраверсия, интраверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

Классификация свойств темперамента по В.М.Русалову.

Отечественный психофизиолог Русалов, исходя из теории функциональной системы П. К.Анохина, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Теория функциональной системы Анохина включает четыре блока: хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, принятия решений, исполнения и обратной связи). Русалов выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за:
1) широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой);
2) легкость переключения с одной программы поведения на другую;
3) скорость исполнения текущей программы поведения;
4) чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

Принятая психофизиологическая оценка темперамента включает два параметра — активность (экстраверсия и интраверсия) и чувствительность (нейротизм, ригидность). В соответствии с концепцией Русалова традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров включает уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению В. М. Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности — предметной деятельностью и общением — Русалов рассматривает каждое из выделенных свойств темперамента отдельно, поскольку предполагает, что в деятельности и общении они проявляются по-разному

Источник

Äàëåå: 3. Òèïîëîãèè òåìïåðàìåíòîâ
Ââåðõ: Òåìà 2. Òåìïåðàìåíò
Íàçàä: 1. Ïîíÿòèå è ñòðóêòóðà

2. Ñâîéñòâà òåìïåðàìåíòà

 ñîâðåìåííûõ èññëåäîâàíèÿõ ïðèíÿòî îïèñûâàòü ñâîéñòâà òåìïåðàìåíòà, êîòîðûå
íàçûâàþòñÿ òàêæå ôîðìàëüíî-äèíàìè÷åñêèìè ñâîéñòâàìè ëè÷íîñòè. Âûäåëèì
îñíîâíûå ñâîéñòâà òåìïåðàìåíòà.

Ñåíçèòèâíîñòü, èëè ÷óâñòâèòåëüíîñòü, — ñâîéñòâî
òåìïåðàìåíòà, ïðîÿâëÿþùååñÿ â âîçíèêíîâåíèè ïñèõè÷åñêîé ðåàêöèè íà
âíóòðåííèé èëè âíåøíèé ðàçäðàæèòåëü íàèìåíüøåé èíòåíñèâíîñòè.

Ðåàêòèâíîñòü — ýòî ñâîéñòâî òåìïåðàìåíòà, êîòîðîå
ïðîÿâëÿåòñÿ â òîì, ñ êàêîé ñèëîé è ýíåðãèåé ÷åëîâåê ðåàãèðóåò íà òî èëè èíîå
âîçäåéñòâèå ðàçäðàæèòåëÿ. Íàïðèìåð, îá îäíèõ ëþäÿõ ãîâîðÿò, ÷òî îíè
âñïûëü÷èâû, «çàâîäÿòñÿ ñ ïîë-îáîðîòà», à î äðóãèõ — «íå ïîíÿòíî,
îáðàäîâàëñÿ îí èëè îãîð÷èëñÿ».

Àêòèâíîñòü — ñâîéñòâî òåìïåðàìåíòà, êîòîðîå ïðîÿâëÿåòñÿ
â òîì, ñ êàêîé ýíåðãèåé ÷åëîâåê ñàì âîçäåéñòâóåò íà îêðóæàþùèé ìèð.

Ñîîòíîøåíèå ðåàêòèâíîñòè è àêòèâíîñòè îáðàçóåò ñàìîñòîÿòåëüíîå ñâîéñòâî. Îíî
ïðîÿâëÿåòñÿ â òîì, ÷òî îäíè ëþäè äåéñòâóþò â îñíîâíîì ïîä âëèÿíèåì ñëó÷àéíûõ
âíåøíèõ èëè âíóòðåííèõ («çàõîòåëîñü») îáñòîÿòåëüñòâ, äðóãèå ñàìè
ñîçíàòåëüíî îïðåäåëÿþò ñâîþ ëèíèþ ïîâåäåíèÿ.

Òåìï ðåàêöèé — ñâîéñòâî òåìïåðàìåíòà, çàêëþ÷àþùååñÿ â
ñêîðîñòè ïðîòåêàíèÿ ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ, à â îïðåäåëåííîé ìåðå è
ïñèõè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé.

Ïëàñòè÷íîñòü / ðèãèäíîñòü — ñâîéñòâî òåìïåðàìåíòà,
êîòîðîå ïðîÿâëÿåòñÿ â òîì, íàñêîëüêî ëåãêî è áûñòðî ïðèñïîñàáëèâàåòñÿ
÷åëîâåê ê âíåøíèì âîçäåéñòâèÿì. Ïëàñòè÷íûé ÷åëîâåê ìîìåíòàëüíî ïåðåñòðàèâàåò
ïîâåäåíèå, êîãäà îáñòîÿòåëüñòâà ìåíÿþòñÿ. Ðèãèäíûé â èçìåíèâøèõñÿ óñëîâèÿõ
äåéñòâóåò èíåðòíî, ñ îïîðîé íà ñòàðûå ìîäåëè ïîâåäåíèÿ, ñ áîëüøèì òðóäîì
ìåíÿåò ñâîþ ëèíèþ ïîâåäåíèÿ.

Ýñòðàâåðñèÿ / èíòðîâåðñèÿ — ñâîéñòâî ëè÷íîñòè, êîòîðîå
ñâÿçàíî ñ îáùåé àêòèâíîñòüþ îðãàíèçìà è âûðàæàåòñÿ â ïðåèìóùåñòâåííîì
íàïðàâëåíèè àêòèâíîñòè ëè÷íîñòè ëèáî âîâíå (íà ìèð âíåøíèõ îáúåêòîâ:
îêðóæàþùèõ ëþäåé, ñîáûòèé, ïðåäìåòîâ), ëèáî âîâíóòðü (íà ñâîè ïåðåæèâàíèÿ è
ìûñëè).

Òåìïåðàìåíò êàê áèîëîãè÷åñêè îáóñëîâëåííîå êà÷åñòâî èíäèâèäà íå îïðåäåëÿåò
ñîäåðæàíèÿ ëè÷íîñòè, åå õàðàêòåðîëîãè÷åñêèõ ñâîéñòâ, à ñëóæèò ôîðìîé
ïðîÿâëåíèÿ ÷åðò õàðàêòåðà. Îí ÿâëÿåòñÿ áàçîé äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ýòèõ ñâîéñòâ è
îïðåäåëÿåò äèíàìèêó èõ ïðîÿâëåíèÿ. Ñðåäè ñâîéñòâ
ëè÷íîñòè, íà êîòîðûå âëèÿåò òåìïåðàìåíò
, âûäåëÿþò âïå÷àòëèòåëüíîñòü,
ýìîöèîíàëüíîñòü, èìïóëüñèâíîñòü, òðåâîæíîñòü.

1. Âïå÷àòëèòåëüíîñòü — ñâîéñòâî ëè÷íîñòè, õàðàêòåðèçóþùåå ñòåïåíü âîçäåéñòâèÿ ðàçëè÷íûõ
ðàçäðàæèòåëåé, äëèòåëüíîñòü ñîõðàíåíèÿ èõ â ïàìÿòè è ñèëó îòâåòíîé ðåàêöèè
íà ýòî âîçäåéñòâèå.

2. Ýìîöèîíàëüíîñòü — ñâîéñòâî ëè÷íîñòè, âûðàæåííîå â ñêîðîñòè, ñîäåðæàíèè, êà÷åñòâå,
ãëóáèíå, äèíàìèêå ýìîöèîíàëüíûõ ïðîöåññîâ è ñîñòîÿíèé.

3. Èìïóëüñèâíîñòü — ñâîéñòâî ëè÷íîñòè, çàêëþ÷àþùååñÿ â ñêëîííîñòè ÷åëîâåêà äåéñòâîâàòü ïî
ïåðâîìó ïîáóæäåíèþ, ñïîíòàííî, ïîä âëèÿíèåì âíåøíèõ âîçäåéñòâèé èëè âíåçàïíî
íàõëûíóâøèõ ýìîöèé.

4. Òðåâîæíîñòü — ñâîéñòâî ïñèõèêè ÷åëîâåêà, ïðîÿâëÿþùååñÿ â ïîâåäåíèè êàê ñêëîííîñòü
èñïûòûâàòü áåñïîêîéñòâî â ëþáûõ ñèòóàöèÿõ æèçíè, â òîì ÷èñëå è â ñèòóàöèÿõ,
íå ðàñïîëàãàþùèõ ê ýòîìó.

Äàëåå: 3. Òèïîëîãèè òåìïåðàìåíòîâ
Ââåðõ: Òåìà 2. Òåìïåðàìåíò
Íàçàä: 1. Ïîíÿòèå è ñòðóêòóðà

ßÃÏÓ, Îòäåë îáðàçîâàòåëüíûõ èíôîðìàöèîííûõ òåõíîëîãèé

26.07.2010

Источник

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

Читайте также:  У каких элементов химические свойства одинаковы

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

Свойства темперамента.

К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека, которые мы рассмотрели в предыдущей главе учебника, обсуждая проблемы способностей.

Советский психофизиолог В.М. Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П.К. Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи), Русалов выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению Реального результата действия с его акцептором.

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров — активности и чувствительности — включает уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М.Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

Темперамент — это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора, представляют собой, «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств».

В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности — предметной деятельностью и общением каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.

Еще на одно обстоятельство, характеризующее связь темперамента со свойствами нервной системы, следует обратить внимание. Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают.

Рассмотрим эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. В число соответствующих свойств можно включить активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.

Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, насколько быстро работают соответствующие психические процессы. Например, один человек запоминает, припоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи быстрее, чем другой.

Продуктивность всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определенного отрезка времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Человек, обладающий высокопродуктивными (в указанном смысле слова) познавательными процессами, вовсе не обязательно имеет повышенную работоспособность, т.е. умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы.

Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одним людям требуется больше, чем другим, времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие. Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не определяют способности людей.

Читайте также:  В каких рядах химические элементы расположены в порядке уменьшения кислотных свойств

Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней движений. Они у активного человека инстинктивно более широки, чем у менее активного. Например, повышенная темпераментная активность в спорте порождает у спортсмена более широкие и сильные движения, включенные в различные упражнения, чем у того, у кого это свойство темперамента выражено слабо. Более активный человек имеет более размашистый почерк, буквы у него более высоки, а расстояние между ними более значительно, чем у менее активного индивида. Человеку с повышенной активностью труднее дается выполнение слабых, тонких, небольших по амплитуде движений, в то время как человеку с пониженной активностью труднее бывает выполнять сильные и размашистые движения.

Темп работы в предметной деятельности определяется числом операций, действий, движений, выполняемых за единицу времени. Один человек предпочитает работать в быстром, другой — в медленном темпе.

От активности и темпа работы зависит продуктивность действий, связанных с движениями, если никаких дополнительных требований, кроме частоты и интенсивности, к соответствующим действиям не предъявляется.

В общении людей обсуждаемые свойства темперамента про-являются аналогичным образом, только в данном случае они касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, равно как и темп эмоционально экспрессивных движений, довольно высок.

Значительно различается стиль общения у сильно и слабо возбудимых людей. Первые реагируют быстрее, легче входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые индивиды легче прекращают общение, менее словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные. Эти последние нередко отличаются тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают впечатление надоедливости. Они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого. «Продуктивность» их общения, т.е. способность сообщить и воспринять информацию за единицу времени, также больше, чем у людей противоположного типа — малоактивных и обладающих невысоким темпом.

Типы темперамента

И.Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же «можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический». Из этих четырех типов темперамента к темпераментам чувства относятся сангвинический и его противоположность — меланхолический. Первый характеризуется тем, что при нем ощущения возникают в нервной системе и в сознании человека довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными. При меланхолическом темпераменте внешние проявления ощущений бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными.

  • Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к» тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.
  • Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойственен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.
  • Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.
  • Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

Источник