Какие свойства сложения дробей

Какие свойства сложения дробей thumbnail

Инфоурок

Математика
›Презентации›Презентация по математике.5 класс (ФГОС ООО). Тема: » Сложение дробей. Свойства сложения.»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

 Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. А. Франц.

Описание слайда:

Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. А. Франц.

2 слайд

Работаем устно: 8 6 56 70 42 34 54 30 5 28 66 49 7 7 2 57-49 *7 +14 -28 :7	 7

Описание слайда:

Работаем устно: 8 6 56 70 42 34 54 30 5 28 66 49 7 7 2 57-49 *7 +14 -28 :7 72-67 *6 +24 — 20 : 17 66-59 *7 +17 — 38 : 4

3 слайд

	 Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому. Д.Пойа

Описание слайда:

Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому. Д.Пойа

4 слайд

Где применяются дроби?

Описание слайда:

Где применяются дроби?

5 слайд

Практическая работа 1)Дан круг, разделённый на 8 частей.

Описание слайда:

Практическая работа 1)Дан круг, разделённый на 8 частей.

6 слайд

Практическая работа 2)Записать, какая часть фигуры закрашена А) красным цвето

Описание слайда:

Практическая работа 2)Записать, какая часть фигуры закрашена А) красным цветом? Б) синим цветом? В) зелёным цветом? Г) красным и синим цветом?

7 слайд

Практическая работа 3) Запишите, как можно ответить на последний вопрос, выпо

Описание слайда:

Практическая работа 3) Запишите, как можно ответить на последний вопрос, выполнив некоторые действия?

8 слайд

Практическая работа 3) Запишите, как можно ответить на последний вопрос?

Описание слайда:

Практическая работа 3) Запишите, как можно ответить на последний вопрос?

9 слайд

Сложение дробей. Свойства сложения Сложение дробей с одинаковыми знаменателям

Описание слайда:

Сложение дробей. Свойства сложения Сложение дробей с одинаковыми знаменателями 1 3 2 3 Для того чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их числители, а знаменатель оставить прежним. 1+2 3 3 3 + = =

10 слайд

Найди сумму дробей + + + + + = = = = = = +

Описание слайда:

Найди сумму дробей + + + + + = = = = = = +

11 слайд

Как сложить 3/14 и 5/28 ? Тема урока Цель урока

Описание слайда:

Как сложить 3/14 и 5/28 ? Тема урока Цель урока

12 слайд

6.1 Сложение дробей. Свойства сложения ГЛАВА VI ДЕЙСТВИЯ С ДРОБЯМИ Школа 2100

Описание слайда:

6.1 Сложение дробей. Свойства сложения ГЛАВА VI ДЕЙСТВИЯ С ДРОБЯМИ Школа 2100 school2100.ru Презентация для учебника Козлова С. А., Рубин А. Г. «Математика, 5 класс. Ч. 2» © ООО «Баласс», 2012

13 слайд

Сложение дробей. Свойства сложения Сложение дробей с разными знаменателями Пр

Описание слайда:

Сложение дробей. Свойства сложения Сложение дробей с разными знаменателями При сложении дробей с разными знаменателями их сначала приводят к общему знаменателю, а затем складывают по правилу сложения дробей с одинаковыми знаменателями. 2 3 3/ + 2 9 = 6 9 + 2 9 = 8 9

14 слайд

a Сложение дробей. Свойства сложения Свойства сложения дробей Для дробей, как

Описание слайда:

a Сложение дробей. Свойства сложения Свойства сложения дробей Для дробей, как и для натуральных чисел, верны переместительное и сочетательное свойства сложения: m n + k b = k b + m n m n + = k b + a z m n + k b + z

15 слайд

Разбейтесь на группы по принципу рядом сидящих Помните правила работы в групп

Описание слайда:

Разбейтесь на группы по принципу рядом сидящих Помните правила работы в группах: Давать высказываться каждому, но по существу; Ни кого нельзя оскорблять; Нужно работать дружно и активно.

16 слайд

Подбери рисунок к каждому выражению:

Описание слайда:

Подбери рисунок к каждому выражению:

17 слайд

ОТВЕТ: За каждый правильный ответ : 1 балл 1	2	3	4 В	А	Г	Б

Описание слайда:

ОТВЕТ: За каждый правильный ответ : 1 балл 1 2 3 4 В А Г Б

18 слайд

Сократить дробь и установить соответствие:

Описание слайда:

Сократить дробь и установить соответствие:

19 слайд

За каждый правильный ответ : 1 балл 1	2	3	4	5	6 В	А	Е	Д	Б	Г

Описание слайда:

За каждый правильный ответ : 1 балл 1 2 3 4 5 6 В А Е Д Б Г

20 слайд

Расположите дроби в порядке возрастания. Из двух дробей с одинаковым знаменат

Описание слайда:

Расположите дроби в порядке возрастания. Из двух дробей с одинаковым знаменателем больше та дробь, у которой больше числитель.

21 слайд

Если всё было правильно, поставьте 2 балла, если была одна ошибка, то 1 балл

Описание слайда:

Если всё было правильно, поставьте 2 балла, если была одна ошибка, то 1 балл, если более одной ошибки, то 0 баллов.

22 слайд

Пол-урока мы решали, Пол-урока размышляли… И теперь пришла пора- Разомнётся д

Описание слайда:

Пол-урока мы решали, Пол-урока размышляли… И теперь пришла пора- Разомнётся детвора. Аккуратно потянулись. И к соседу повернулись. Посмотрели в потолок…. Посмотрели в уголок… Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Еще попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. Стали мы теперь бодрее, Будем думать мы быстрее!

23 слайд

Самостоятельная работа.

Описание слайда:

Самостоятельная работа.

24 слайд

Правильные ответы. За каждое правильное-1 балл.

Описание слайда:

Правильные ответы. За каждое правильное-1 балл.

25 слайд

Оцени себя: 16-17 баллов «5» 13-15 баллов «4» 6-12 баллов «3» Менее 6 баллов

Описание слайда:

Оцени себя: 16-17 баллов «5» 13-15 баллов «4» 6-12 баллов «3» Менее 6 баллов «2»

26 слайд

Домашнее задание П. 6.1 № 17,/ №14, / Творческое задание: Сочинить сказку или

Описание слайда:

Домашнее задание П. 6.1 № 17,/ №14, / Творческое задание: Сочинить сказку или стих о дробях.

27 слайд

Давайте подведём итог урока, предложение начните с одной из следующих фраз: с

Описание слайда:

Давайте подведём итог урока, предложение начните с одной из следующих фраз: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

28 слайд

 Покажи свое настроение по результатам работы на уроке ИЛИ

Описание слайда:

Покажи свое настроение по результатам работы на уроке ИЛИ

29 слайд

Какие свойства сложения дробей

Выберите книгу со скидкой:

Какие свойства сложения дробей

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Какие свойства сложения дробей

Курс повышения квалификации

Какие свойства сложения дробей

Курс повышения квалификации

Какие свойства сложения дробей

Курс профессиональной переподготовки

Учитель математики и информатики

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-200502

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

                                     ВИДЕО УРОК

Сложение дробей
есть действие, состоящее в том, что несколько данных чисел (слагаемых)
соединяются в одно целое (сумму), содержащее в себе все единицы и доли единиц
слагаемых.

Сложение дробей с одинаковыми
знаменателями.

Сначала
разберём сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Получить правило сложения
дробей нам поможет следующий пример.

ПРИМЕР:

Пусть на тарелку положили три восьмых доли яблока и после
этого ещё две восьмых доли такого же яблока
.

Эти действия можно записать так:

Читайте также:  В какой среде наиболее выражены окислительные свойства хрома

В результате на тарелке оказалось

3 + 2 = 5  восьмых долей
яблока, то есть  
5/8. Таким образом, сложение обыкновенных дробей  3/8  и  2/8  даёт обыкновенную
дробь
 5/8.

Из
рассмотренного примера можно сделать вывод, что сложение дробей с одинаковыми
знаменателями даёт дробь, числитель которой равен сумме числителей складываемых
дробей, а знаменатель равен знаменателям исходных дробей.

Суммой дробей с
одним и тем же знаменателем называют дробь, имеющую тот же знаменатель, а
числитель равный сумме числителей данных дробей.

Запишем это правило сложения дробей с помощью
букв. Пусть нам нужно выполнить сложение обыкновенной дроби  a/b  и обыкновенной дроби  c/b. Тогда согласно правилу
сложения дробей с одинаковыми знаменателями справедливо равенство:

Это определение
можно сформулировать также в виде следующего правила.

Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, надо
сложить их числители и оставить тот же знаменатель.

Все законы и
свойства сложения натуральных чисел справедливы и для дробных чисел. Их
применение во многих случаях значительно упрощает процесс вычисления.

Сумма дробных чисел
подчиняется переместительному
закону
. Сумма дробных чисел подчиняется сочетательному закону.
Если какое-нибудь слагаемое увеличим или уменьшим на какое-нибудь число, то и
сумма увеличится или уменьшится на то же самое число.

ПРИМЕР:

Сложите обыкновенные дроби:

5/23  + 7/23.

РЕШЕНИЕ:

Знаменатели складываемых дробей равны,
поэтому в результате сложения будет дробь с таким же знаменателем 
23,
а её числитель будет равен сумме числителей складываемых дробей, то есть
,

5 + 7 = 12.

Итак, сложение дробей  5/23   и  7/23  приводит
нас к дроби
  12/23. Кратко решение записывается так:

ОТВЕТ:  12/23

Если сложение
дробей даёт сократимую дробь, то нужно провести сокращение дроби. Если при этом
полученная дробь неправильная, то нужно выделить из неё целую часть.

ПРИМЕР:

Вычислите сумму обыкновенных дробей:

5/28  + 3/28.

РЕШЕНИЕ:


Применив правило сложения дробей с одинаковыми
знаменателями, получим
:

Очевидно, полученная
дробь сократима, так как числитель и знаменатель делятся на  2. Выполним сокращение
дроби
:
Таким образом, сложение
дробей  
5/28   и  3/28  даёт  2/7.
ОТВЕТ:  2/7

ПРИМЕР:

Выполните сложение обыкновенных дробей:

15/62  + 140/62.

РЕШЕНИЕ:


Проведём решение дробей с одинаковыми знаменателями
:

Проверим, можно ли сократить полученную
дробь. Для этого вычислим наибольший общий делитель её числителя и знаменателя.
Удобнее всего воспользоваться алгоритмом Евклида
:

155 = 62 ∙ 2 + 31,

62 = 31 ∙ 2.

Следовательно

НОД (155, 62) = 31.


Таким
образом, дробь 
155/62  можно сократить на  31.

Очевидно, дробь  5/2  неправильная.
Выполнив выделение целой части из неправильной дроби 
5/2, получаем  2 1/2.

Итак, весь процесс сложения дробей с одинаковыми
знаменателями
15/62   и  140/62   можно записать так:
ОТВЕТ:  2 1/2

ПРИМЕР:

1/9  + 2/9 + 4/9 + 5/9 = 12/9 = 4/3 = 11/3.

Сложение дробей с разными
знаменателями.

Сложение дробей с
разными знаменателями можно свести к сложению дробей с одинаковыми
знаменателями. Для этого достаточно складываемые дроби привести к общему
знаменателю.

Исходя из этих
соображений, получаем следующий порядок сложения дробей с разными
знаменателями, которое содержит следующие шаги:

– складываемые дроби
приводятся к общему знаменателю (обычно к наименьшему общему знаменателю);

– выполняется
сложение полученных дробей с одинаковыми знаменателями.

Иди другими
словами:

Чтобы сложить дроби с разными знаменателями, нужно
предварительно привести их к наименьшему общему знаменателю, сложить их
числители и подписать общий знаменатель.

ПРИМЕР:


Сложите обыкновенные дроби
:

РЕШЕНИЕ:

Знаменатели складываемых дробей разные, поэтому сначала
нужно выполнить приведение дробей к наименьшему общему знаменателю. Для этого
находим

НОК (8; 12) = 34.

Затем находим соответствующие дополнительные множители:

24 : 8 = 3,

34 : 12 = 2

дробей

5/и  1/12.


В результате получим
:

Теперь складываем дроби

15/24  и 
2/24


Получим
:

Таким образом, сложение дробей с разными знаменателями  5/и 
1/12  даёт дробь  17/24.

Запишем все решения кратко:
ОТВЕТ:  17/24

Если при сложении
дробей получается сократимая дробь и (или) неправильная дробь, то нужно
провести сокращение дроби и при возможности выделить целую часть.

ПРИМЕР:


Выполните сложение дробей с разными
знаменателями
:

РЕШЕНИЕ:


Для сложения дробей с
разными знаменателями, сначала приведём их к наименьшему общему знаменателю
:

Теперь сложим дроби

36/15  и 
10/15,


получим
:

Проверим, не является ли полученная дробь сократимой. Для этого вычислим
наибольший общий делитель числителя и знаменателя, воспользовавшись способом
Евклида
:

46 = 15 ∙ 3 + 1,

15 = 1 ∙ 15,

следовательно

НОД (46; 15)
= 1.

Но дробь  46/15  неправильная, поэтому из неё нужно
выделить целую часть. Так как
:

46 : 15 = 3 

(остаток 1), то

Запишем все решения
кратко
:
ОТВЕТ:  31/15

ПРИМЕР:


Сложить дроби
:

РЕШЕНИЕ:


Находим  НОК (15,18)

НОК (15,18) = 3 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 5 = 90.

Находим дополнительные множители для каждой дроби. Для
этого наименьший общий делитель делим по очереди на знаменатель каждой дроби
.

90 : 15 = 6 – дополнительный множитель для дроби  3/15.

90 : 18 = 5 – дополнительный множитель для дроби  4/18.


Полученные числа и будут дополнительными
множителями для каждой из дробей. Множители записываем над числителем дроби
справа сверху
:

Числитель и знаменатель
каждой дроби умножаем на свой дополнительный множитель, пользуясь основным
свойством дроби. Получившиеся дроби с одинаковым знаменателем, складываем.

Проверяем полученную дробь.

Если в результате получилась неправильная дробь, то
результат записываем в виде смешанного числа
.

38 < 90, дробь правильная.


Если в результате получилась сократимая дробь,
необходимо выполнить сокращение
.

Запишем все решения
кратко
:
ОТВЕТ:  19/45


ПРИМЕР:

Короче
записывают так
:

ПРИМЕР:
Сложение обыкновенной дроби и натурального числа.

Читайте также:  Какие свойства внимания необходимы учителю

Сложение натурального
числа с правильной обыкновенной дробью не представляет интереса, так как такая
сумма по определению есть смешанное число.


ПРИМЕР:

Сложение натурального
числа с неправильной обыкновенной дробью можно проводить через сложение двух
дробей, если натуральное число заменить дробью.


ПРИМЕР:

Сложение натурального
числа и неправильной дроби целесообразнее проводить, выделив из дроби целую
часть. В результате сложение натурального числа и дроби сводится к сложению
натурального числа и смешанного числа.

ПРИМЕР:

Сложение смешанных чисел.

Сочетательное и
перем

естительное свойства сложения позволяют привести сложение смешанных чисел
к сложению их целых частей и к сложению их дробных частей.

Чтобы сложить смешанные числа, надо сначала сложить
между собой целые числа, а затем дробные.

ПРИМЕР:


Сложить дроби
:

РЕШЕНИЕ:

Чтобы сложить смешанные числа нужно:

отдельно сложить
их целые части
;

3 + 4 = 7,

отдельно сложить дробные части (если у дробных частей
знаменатели разные, то сначала приводим их к общему знаменателю, а затем
складываем
);

сложить полученные результаты (если при сложении дробных
частей получилась неправильная дробь, то нужно выделить целую часть из этой
дроби и прибавить к полученной целой части
);
ПРИМЕР:
ПРИМЕР:
Сложение
трёх и большего количества обыкновенных дробей.

Сложение
трёх, четырёх и так далее дробей можно производить аналогично сложению трёх и
более натуральных чисел.

ПРИМЕР:


Сложите
четыре обыкновенные дроби
:

РЕШЕНИЕ:


Нам
нужно вычислить сумму
:

Последовательно заменяя две соседние дроби их суммой, получим:

Осталось лишь сократить полученную дробь, после чего выделить целую
часть
:
ОТВЕТ:  12/3

Аналогично
проводится сложение нескольких натуральных чисел и нескольких обыкновенных
дробей.

ПРИМЕР:


Вычислите
сумму
:

РЕШЕНИЕ:


Свойства
сложения позволяют провести следующую группировку слагаемых
:

Сумма трёх натуральных чисел в скобках равна  14, а сумма дробей:

Таким образом:
ОТВЕТ:  1411/12

Правило
сложения дробей с одинаковыми знаменателями, и правило сложения дробей с
разными знаменателями остаются справедливыми для трёх и большего количества
складываемых дробей.

ПРИМЕР:


Сложите
три дроби с разными знаменателями
:

РЕШЕНИЕ:


знаменателю:

Теперь сложим эти числа:

ОТВЕТ:  111/24


ПРИМЕР:

Здесь
использованы переместительный и сочетательный законы сложения.

Источник

У этого термина существуют и другие значения, см. Дробь.

Дробь в математике — число, состоящее из одной или нескольких равных частей (долей) единицы[1]. По способу записи дроби делятся на два формата: обыкновенные вида и десятичные вида .

В математической записи дроби вида или число перед (над) чертой называется числителем, а число после черты (под чертой) — знаменателем. Первый играет роль делимого, второй — делителя.

Обыкновенные дроби с целыми числителями и знаменателями образуют поле рациональных чисел.

Виды дробей[править | править код]

Обыкновенные дроби[править | править код]

Наглядное представление дроби 3/4

Обыкновенная (или простая) дробь — запись рационального числа в виде или где Горизонтальная или косая черта обозначает знак деления, в результате которого получается частное. Делимое называется числителем дроби, а делитель — знаменателем.

Обозначения обыкновенных дробей[править | править код]

Есть несколько видов записи обыкновенных дробей в печатном виде:

Правильные и неправильные дроби[править | править код]

Правильной называется дробь, у которой модуль числителя меньше модуля знаменателя. Дробь, у которой модуль числителя больше модуля знаменателя или равен ему, называется неправильной и представляет собой рациональное число, по модулю большее или равное единице.

Например, дроби , и  — правильные, в то время как , , и  — неправильные. Всякое отличное от нуля целое число можно представить в виде неправильной обыкновенной дроби со знаменателем .

Смешанные дроби[править | править код]

Дробь, записанная в виде целого числа и правильной дроби, называется смешанной дробью и понимается как сумма этого числа и дроби. Любое рациональное число можно записать в виде смешанной дроби. В противоположность смешанной дроби, дробь, содержащая лишь числитель и знаменатель, называется простой.

Например, . В строгой математической литературе такую запись предпочитают не использовать из-за схожести обозначения смешанной дроби с обозначением произведения целого числа на дробь, а также из-за более громоздкой записи и менее удобных вычислений.

Составные дроби[править | править код]

Многоэтажной, или составной, дробью называется выражение, содержащее несколько горизонтальных (или реже — наклонных) черт:

или или .

Десятичные дроби[править | править код]

Десятичной дробью называют позиционную запись дроби. Она выглядит следующим образом (знак вне аримфетических выражений обычно опускается):

Пример: .

Часть записи, которая стоит до позиционной запятой, является целой частью числа (дроби), а стоящая после запятой — дробной частью. Всякую обыкновенную дробь можно преобразовать в десятичную, которая в этом случае либо имеет конечное число знаков после запятой, либо является периодической дробью.

Вообще говоря, для позиционной записи числа́ можно использовать не только десятичную систему счисления, но и другие (в том числе и специфические, такие, как фибоначчиева).

Значение дроби и основное свойство дроби[править | править код]

Дробь является всего лишь записью числа. Одному и тому же числу могут соответствовать разные дроби, как обыкновенные, так и десятичные.

Если умножить числитель и знаменатель дроби на одинаковую величину:

то значение дроби останется прежним, хотя дроби — разные.
Например:

И обратно, если числитель и знаменатель заданной дроби имеют общий делитель, то обе части можно разделить на него; такая операция называется сокращением дроби. Пример:

 — здесь числитель и знаменатель дроби сократили на общий делитель .

Несократимой называется дробь, числитель и знаменатель которой взаимно просты, то есть не имеют общих делителей, кроме

Для десятичной дроби запись почти всегда однозначна, однако имеются исключения. Пример:

 — две разные дроби соответствуют одному числу.

Читайте также:  Каким свойством обладает цитоплазма

Действия с дробями[править | править код]

В этом разделе рассматриваются действия над обыкновенными дробями. О действиях над десятичными дробями см. Десятичная дробь.

Приведение к общему знаменателю[править | править код]

Для сравнения, сложения и вычитания дробей их следует преобразовать (привести) к виду с одним и тем же знаменателем. Пусть даны две дроби: и . Порядок действий:

После этого знаменатели обеих дробей совпадают (равны ). Вместо наименьшего общего кратного можно в простых случаях взять в качестве любое другое общее кратное, например, произведение знаменателей. Пример см. ниже в разделе Сравнение.

Сравнение[править | править код]

Чтобы сравнить две обыкновенные дроби, следует привести их к общему знаменателю и сравнить числители получившихся дробей. Дробь с бо́льшим числителем будет больше.

Пример. Сравниваем и . . Приводим дроби к знаменателю .

Следовательно,

Сложение и вычитание[править | править код]

Чтобы сложить две обыкновенные дроби, следует привести их к общему знаменателю. Затем сложить числители, а знаменатель оставить без изменений:

+ = + =

НОК знаменателей (здесь и ) равно .
Приводим дробь к знаменателю , для этого числитель и знаменатель надо умножить на .
Получилось .
Приводим дробь к тому же знаменателю, для этого числитель и знаменатель надо умножить на . Получилось .
Чтобы получить разность дробей, их также надо привести к общему знаменателю, а затем вычесть числители, знаменатель при этом оставить без изменений:

 — =  — =

НОК знаменателей (здесь и ) равно . Приводим дробь к знаменателю , для этого надо числитель и знаменатель умножить на . Получаем .

Умножение и деление[править | править код]

Чтобы умножить две обыкновенные дроби, нужно перемножить их числители и знаменатели:

В частности, чтобы умножить дробь на натуральное число, надо числитель умножить на число, а знаменатель оставить тем же:

В общем случае, числитель и знаменатель результирующей дроби могут не быть взаимно простыми, и может потребоваться сокращение дроби, например:

Чтобы поделить одну обыкновенную дробь на другую, нужно умножить первую дробь на дробь, обратную второй:

Например:

Преобразование между разными форматами записи[править | править код]

Чтобы преобразовать обыкновенную дробь в дробь десятичную, следует разделить числитель на знаменатель. Результат может иметь конечное число десятичных знаков, но может быть и бесконечной периодической дробью. Примеры:

 — бесконечно повторяющийся период принято записывать в круглых скобках.

Чтобы преобразовать десятичную дробь в дробь обыкновенную, следует представить её дробную часть в виде натурального числа, делённого на соответствующую степень 10. Затем к результату приписывается целая часть со знаком, формируя смешанную дробь. Пример:

История и этимология термина[править | править код]

Русский термин дробь, как и его аналоги в других языках, происходит от лат. fractura, который, в свою очередь, является переводом арабского термина с тем же значением: ломать, раздроблять. Фундамент теории обыкновенных дробей заложили греческие и индийские математики. Через арабов термин, в переводе на латинский, перешёл в Европу, он упоминается уже у Фибоначчи (1202 год). Слова числитель и знаменатель ввёл в оборот греческий математик Максим Плануд.

Дроби вычислялись ещё в Древнем Египте. До наших дней сохранились математические источники о египетских дробях: Математический папирус Ринда (ок. 1650 год до н. э.)[3], Египетский математический кожаный свиток (XVII век до н. э.)[4], Московский математический папирус (ок. 1850 год до н.э.), Деревянная табличка из Ахмима (англ.) (ок. 1950 год до н.э.)[5].

В Китае обыкновенные дроби встречаются в труде «Математика в девяти книгах» (X-II в до н. э.), отредактированной во II в до н. э. финансовым чиновником Чжан Цаном . Десятичные дроби впервые встречаются в Китае примерно с III века н. э. при вычислениях на счётной доске (суаньпань). В письменных источниках десятичные дроби ещё некоторое время изображали в традиционном (не позиционном) формате, но постепенно позиционная система вытеснила традиционную[6]. Персидский математик и астроном Джамшид Гияс-ад-дин ал-Каши (1380—1429) в трактате «Ключ арифметики» (1427 г.) объявил себя изобретателем десятичных дробей, хотя они встречались в трудах Ал-Уклидиси, жившего на пять веков раньше[7].

Поначалу европейские математики оперировали только с обыкновенными дробями, а в астрономии — с шестидесятеричными. Современное обозначение обыкновенных дробей происходит из Древней Индии — вначале его позаимствовали арабы, а затем, в XII-XVI веках, — европейцы. Вначале в дробях не использовалась дробная черта: числа записывались таким способом: Использование черты дроби стало постоянным лишь около 300 лет назад. В Европе первым учёным, который использовал и распространял индийскую систему счёта (известную как «арабские цифры»), в том числе способ записи дробей, стал итальянский купец, путешественник, сын городского писаря — Фибоначчи (Леонардо Пизанский)[8]. Полноценная теория обыкновенных дробей и действий с ними сложилась в XVI веке (Тарталья, Клавиус).

В Европе первые десятичные дроби ввёл Иммануил Бонфис около 1350 года, но широкое распространение они получили только после появления сочинения Симона Стевина «Десятая» (1585). Стевин записывал десятичные дроби сложными способами: например, число 42,53 записывалось как или 42 ⓪ 5 ① 3 ②, где в круге или над строкой означал целую часть, 1 — десятые, 2 — сотые, и так далее. Запятую для отделения целой части стали использовать с XVII века[8].

На Руси дроби называли долями. В первых российских учебниках математики — в XVII веке — дроби назывались ломаными числами[8]. Термин дробь, как аналог латинского fractura, используется в «Арифметике» Магницкого (1703) как для обыкновенных, так и для десятичных дробей.

Обобщения[править | править код]

  • Кольцо частных
  • Рациональная функция — дробь, составленная из многочленов.

См. также[править | править код]

  • Дроби в Юникоде
  • Цепная дробь
  • Египетские дроби

Литература[править | править код]

  • Дробь арифметическая // Математическая энциклопедия (в 5 томах). — М.: Советск?