Какие свойства русской лексики использует автор данного стихотворения ответ
Задания для олимпиады по русскому языку 5 класс.
1.В каком слове есть только твердые согласные звуки?
а) водит; б) пашешь; в) верит; г) смех
2.В каком слове ударение падает на первый слог?
а) цемент; б) фарфор; в) цепочка; г) хвоя
3.Найдите однокоренные слова в следующем тексте. Как называется подобное явление в языке?
Дождик льет – кругом вода, Задрожал водопровод .
Мокнут столб и провода, Протекает небосвод —
Мокнут кони и подвода, На земле водоворот,
Дым над крышами завода, А по лужам у ворот
От бегущих быстрых вод Дети водят хоровод. (П.Яхнин)
Задрожал водоотвод.
4.В книге К.Чуковского «От двух до пяти» говорится: «Когда ребенок услышал, что пришедшая в гости
старуха «собаку съела» в каких-то делах, он спрятал от нее любимого щенка». Может быть ,мальчик
напрасно испугался? Докажите.
5.Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.
Томительный, утомительный, томный, пятитомный.
6. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный ,прямой будут употреблены в
переносном значении.
7.Во что превратятся глаголы мели ,окуни, пряди, соли, если перенести ударение с последнего слога на
первый?
8.Сколько грамматических основ в следующем предложении?
Алый бархат вечереет, Жаждет зелень, и июль
Горделиво дремлют ели, Колыбельной лаской млеет. (В.Брюсов)
9.Какие свойства русской лексики использует автор данного стихотворения?
Нес медведь, шагая к рынку, Дрался вырванной осиной,
На продажу меда крынку , Мог ли в ярость он не впасть,
Вдруг на Мишку — вот напасть- Если осы лезли в пасть.
Пчелы вздумали напасть. Жалили куда попало,
Мишка с армией осиной Им за это и попало. (В.Козловский)
10.Прочитайте текст, выполните задания.
Старина.
Старина- как сердцевина в дереве.
Она окружена более поздними кругами. Внутренние круги неживые. Живет только самый большой, самый поздний круг. Он дышит, гонит соки, растет.
Огромное дерево: люди берутся за руки, чтобы обхватить его. Обхватят вдвоем и смотрят на ветки, на листья, на птичьи гнезда под облаками.
Самый близкий к людям, обхватившим дерево,- живой круг. Но если вынуть из дерева старые, меньшие круги… Один большой круг не удержит веток, листьев, птичьих гнезд и сомнется, как бумажный.
Задания к тексту.
1.Докажите, что настоящее описание является иносказательным;
2.Разделяете ли вы точку зрения автора? Свой ответ аргументируйте.
3.Закончите текст (напишите вывод).
Ваш ответ доложен иметь вид целостного и композиционно завершенного текста
Ответы. 5 класс
1.б-(1 балл)
2.г-(1 балл)
3.Вода, вод, водоотвод ,водоворот -однокоренные слова (1 балл);
В словах провода, подвода, завод, небосвод, водят, хоровод наблюдается омонимия корней (1 балл)
4. «Собаку съел» — имеет большой опыт, навык, основательные знания.
Мальчик напрасно испугался, так как он понял фразу в прямом смысле. (3 балла)
5.Пятитомник-(1балл)
6.Седой туман, бархатный голос, прямой вопрос (3 балла)
7.Превратятся в имена существительные.(1 балл)
8.4 (1 балл)
9.Омофоны- (2 балла)
10.Эссе- (10 баллов)
Максимальная сумма баллов-25 баллов
26-е задание обычно пугает одиннадцатиклассников большим количеством непонятных слов. Как отличить анафору и эпифору от метафоры и метонимии? Что за страшные слова «парцелляция» и «оксюморон»? Но любое задание становится простым, если всё разложить по полочкам.
Фото из личного архива автора
Давайте представим, что камешки с фотографии — это средства выразительности. Их много. Они похожи. Но их нужно рассортировать по группам, проще говоря, разделить на пять кучек.
Точно так же мы поступаем и с терминами из 26-го задания. При подготовке к нему сразу предупреждаю учеников, что в самой формулировке задания уже содержатся подсказки, например:
создавая образы героев, автор использует ЛЕКСИЧЕСКОЕ средство;
чувства героя передаёт ТРОП;
раскрыть характеры героев автору помогают ПРИЕМЫ;
составить представление об образе жизни героя помогает СИНТАКСИЧЕСКОЕ средство;
на протяжении всего текста автор использует такую ФОРМУ РЕЧИ, как …
Если одиннадцатиклассник выучит, какие языковые средства относятся к тропам, какие к приёмам, какие к уровню лексики или синтаксиса, он во много раз упрощает себе задачу. Потому что, разложив на 5 полочек предложенные 9 терминов, мы получаем всего 2-3 тропа, 1 форму речи, парочку приёмов, и т.д. То есть круг поиска сужается весьма существенно: из двух выбирать проще, чем из девяти.
А теперь, собственно, сами группы.
Первая группа (самая понятная и малочисленная) формы речи:
- монолог
- диалог
Вторая группа — тропы (это средства выразительности, основанные на использовании переносного значения слова; их приличное количество, перечислю основные виды, чаще всего встречающиеся в 26-м задании):
- эпитет
- сравнение
- метафора
- олицетворение
- гипербола
- литота
- ирония
На первом этапе наша цель заключается даже не в том, чтобы разобраться, что означает каждое из этих слов, а в том, чтобы запомнить, что всё, перечисленное выше, — это тропы.
Третья группа — лексические средства выразительности:
- фразеологизмы
- синонимы (вариант — контекстные синонимы)
- антонимы (или контекстные антонимы)
- неологизмы (возможно, индивидуально-авторские неологизмы)
- архаизмы и историзмы (если честно, ни в одном сборнике их не встречала, но пусть будут на всякий случай)
- диалектизмы
- профессионализмы
- заимствованные слова
- просторечная лексика
- эмоционально-оценочные слова
Четвёртая группа — синтаксические средства выразительности (Здесь в основном все термины знакомы школьникам, главное помнить, что они относятся к уровню синтаксиса)
- вопросительные и восклицательные предложения
- риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение
- вводные слова
- ряды однородных членов
- сравнительный оборот
Пятая группа — приёмы (возможно, в этой группе одиннадцатиклассники встретят много незнакомых слов, но наша задача на первом этапе — просто запомнить, что все перечисленные термины разработчики КИМов называют приёмами)
- противопоставление
- лексический повтор
- цитирование
- вопросно-ответная форма изложения
- парцелляция
- анафора и эпифора
- синтаксический параллелизм
- градация
- инверсия
- оксюморон
Здесь можно почитать отдельно о тропах и приёмах. Обычно на 26-е задание я трачу пару занятий. На одном уроке даю теорию, на втором выполняем практические задания. Задание дорогое (сразу 4 первичных балла) и не такое уж сложное, как кажется на первый взгляд.
Если вы готовите(сь) к ЕГЭ по русскому языку, возможно, вам будут интересны следующие статьи:
Учимся писать сочинение в формате ЕГЭ: план, количество абзацев
Учимся формулировать проблему двумя способами
Учимся писать комментарий
Как сформулировать позицию автора?
Можно ли использовать литературный аргумент в сочинении ЕГЭ по русскому языку?
Откуда ноги растут у формулировки «автор ставит проблему» и является ли она единственно верной?
Также можете ознакомиться с вариантами сочинений:
сочинение по тексту Захара Прилепина о новогодних подарках
сочинение по тексту С. Мизерова о юношеской мечте.
сочинение по тексту В. Дудинцева «Встреча с берёзой»
сочинение по тексту В.Драгунского «Он упал на траву» (про лопаты)
О текстах, доставшихся одиннадцатиклассникам на экзамене в прошлом году, можно прочитать здесь.
8
1 ответ:
0
0
Бачок бычок бочок различия в ласных звуках нет в словах бачок и бочок
суф ок прид уменьш ласк значение
перенос повлияет только в выражении лежит на бочке те на боку , а не на бочке деревянной
Читайте также
Позолотой:
по-приставка;
золот-корень;
ой-окончание;
позолот-основа;
Трудно и сложно жить человеку, когда он один, когда рядом нет родных, близких, друзей. У каждого из нас всегда есть потребность в человеке, которому можно было бы рассказать о самых сокровенных мыслях, доверить свои чувства, поделиться радостью и горем, надеждой и разочарованием. Наверное, самое страшное одиночество – это отсутствие друзей. Считают, что человека, имеющего друзей, можно назвать счастливым человеком. Каждый из нас замечал, что часто друзья похожи в чем-то друг на друга. Ведь выбирая друга, мы ищем человека, который бы нас понял, с которым бы мы имели общие интересы. Дружба – это тесные взаимоотношения между людьми, бескорыстное чувство уважения, основанное на единстве взглядов. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» , – гласит пословица. Стараясь в чем-то подражать своим друзьям, мы, общаясь с ними, самоутверждаемся. У нас появляется желание рассказать о себе, о своих чувствах и переживаниях. Настоящие друзья связаны духовно. Без взаимной симпатии и доверия, без взаимопонимания и взаимопомощи, без полной самоотдачи дружбы не будет. Истинная дружба создает атмосферу, губительную для эгоизма, жестокости, равнодушия. Человек может общаться со многими людьми: приятелями, знакомыми, товарищами. Но считается, что настоящих друзей у человека много не может быть. Французский писатель семнадцатого века Ф. Ларошфуко утверждал: «Как бы ни была редка истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже» . Настоящего друга трудно найти, а иногда можно и ошибиться в выборе друзей. Ведь чтобы быть настоящими друзьями, нужно быть уверенными друг в друге. Жизнь подтверждает, что друзья познаются в беде. Действительно, настоящие друзья всегда помогут и поддержат нас. Это те люди, на которых мы можем всегда опереться. К сожаленью, не всегда друзья проходят испытания славой и деньгами. Но человек без друзей не может жить. Грузинский поэт Шота Руставели еще в двенадцатом веке в своей поэме «Витязь в тигровой шкуре» утверждал: «Справедливейшая надпись есть в Китае на горах: «Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг!» » Трудно себе представить человека, который не стремился бы найти верного друга. Однако редко кому выпадает удача найти друга сразу, без проб и ошибок. Мы нуждаемся в друзьях в любом возрасте. Считают, что школьная дружба – самая крепкая дружба. Может быть, потому что мы вместе проводим много времени, больше знаем друг о друге. К сожалению, жизнь устроена так, что не всегда человек может сберечь своих друзей. Хорошее начинаешь ценить больше тогда, когда оно от тебя уходит. Но настоящие друзья всегда будут рядом с нами, даже если они вдали от нас. Главное – уметь прощать друзьям, чтобы их не потерять, потому что найти друга гораздо труднее. Нужно всегда помнить слова аварского поэта Расула Гамзатова:
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей,
На Земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Лет- корень
не ,об приставки
ей окончание
евш суффикс
и.п -оба студента. обе студентки.
р.п- двух студентов. обеих студенток.
д.п -двум студентам. обеим студенткам.
в.п -оба студента. обе студентки.
т.п- с двумя студентами. с обеими студентками.
п.п — о двух студента. о двух студентки.
Подлеж. травка, сказуемое радуется ..зеленая прил. волнистой линией,на солнце пунктиром сущ.,ярком волн. прилаг.,лучам пунктиром сущ.’теплым волн. прилаг.
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Пляж был пуст. (2)Друзья прошли на самый край мола1 и постояли там, не в силах оторвать взгляда от заката. (3)Солнце, как купол сказочного дворца, возвышалось над сверкающим горизонтом. (4)Через всё море, словно след от удара бичом, тянулась красная дрожащая полоса.
– (5)Вредное зрелище – закат, – сказал Максимов.
– (6)А по-моему, прекрасное, – ответил Саша Зеленин.
– (7)А по-моему, вредное. (8)Утрачивается уверенность. (9)Кажется, что за горизонтом раскинулась прекрасная неведомая страна, где говорят на высоких тонах и все взволнованны и очень счастливы. (10)Но на самом-то деле её нет.
– (11)Поплыли, проверим?
(12)Они разом бросились в воду. (13)Максимов оглянулся и обвёл глазами хвойную дугу Карельского перешейка, окаймлённую снизу жёлтой полоской пляжей. (14)Это был Тёплый берег, где в этот час тысячи людей готовили ужин.
– (15)О, радость бытия! – заголосил Алексей.
(16)Рядом вынырнул Сашка с вытаращенными глазами и открытым ртом.
– (17)Рубины из сказочной страны! – крикнул он, ударяя ладонью по воде.
(18)Они вернулись к молу и уселись на железной лестнице.
– (19)Через два дня выходить на работу, а Владька ещё не вернулся, – сказал Алексей.
(20)Саша вздохнул:
– (21)А мне послезавтра выдвигаться в свою тьмутаракань. (22)Последние каникулы, прощайте…
– (23)Да не езди ты туда.
– (24)Как это так?
– (25)А так. (26)Папа Зеленин надевает чёрную тройку, идёт в горздравотдел – и дело в шляпе. (27)Неделя угрызений совести в высокоидейном семействе, а потом жизнь продолжается!
– (28)Не пори чепухи, Алёшка.
– (29)Тебе очень хочется ехать?
– (30)Нет! – сердито отрезал Зеленин.
– (31)Ещё бы! (32)Ведь ты горожанин до мозга костей, потомственный интеллигентик. (33)Ты же будешь в медвежьей дыре, в глухомани, хотя и недалеко от Ленинграда. (34)А всё из-за того, что, как ты говоришь, место судового врача перехватили.
– (35)Я тебе правду скажу. (36)Никто у меня места не перехватывал. (37)Просто на распределении я услышал, что в этом посёлке два года не было врача, и попросил туда назначение.
– (38)Браво! – добродушно съязвил Максимов. – (39)Твоё имя запишут золотом в анналах…
– (40)Сутки езды от Ленинграда, и нет врача – позор! (41)Поехать туда – это мой гражданский долг.
(42)Максимов не понимал, зачем он затеял такой разговор напоследок, но что-то его подмывало перечить Сашке, которого он на самом деле очень любил и уважал.
– (43)Иди к чёрту! – сказал он. – (44)Противно слушать! (45)Тоже мне ортодокс нашёлся!
– (46)Не глумись, Алёшка. (47)Помнишь, мы с тобой говорили о цене высоких слов? (48)Я много думал об этом и…
– (49)Я тоже думал и понял, что всё блеф. (50)Есть жизнь, сложенная из полированных словесных булыжников, и есть настоящая, где герои скандалят на улицах. (51)А сколько вокруг жуликов и пролаз! (52)Они будут хихикать за твоей спиной и делать свои дела. (53)Моё кредо – быть честным, но и не давать себя облапошить.
– (54)А ведь когда-то, Алёшка, ты мечтал о настоящей жизни, о борьбе!
– (55)Это и есть борьба, борьба за своё место под солнцем.
– (56)А о других ты не думаешь?
– (57)Опять ты за своё? (58)Опять о предках и потомках?
– (59)Да, о них.
– (60)А что я, Алексей Максимов, могу для них сделать?
– (61)Продолжать дело предков во имя потомков: мы все – звенья одной цепи.
– (62)А самому сейчас не жить? (63)Я не знаю вообще, что будет после моей смерти. (64)Может, этот мир – это только мой сон?
– (65)Дурак! (66)Позор! – отчаянно закричал Зеленин.
(67)В этот момент им показалось, что в море в метре от них врезался метеорит: обрушился столб воды. (68)Когда разошлись круги на воде, в глубине они увидели извивающееся тело. (69)Показалась красная шапочка. (70)Затем лицо, бронзовые плечи.
– (71)Владька! – ахнули оба.
(72)Владька подплыл и вылез на мол. (73)Он был красив, мулато-подобный южанин Карпов. (74)От ослепительной улыбки веяло плакатной свежестью.
– (75)Спорт и джем полезны всем! – задорно крикнул Максимов.
– (76)Ф-фу, коллеги, вы всё такие же, – шумно дыша, сказал Владька. – (77)Сашка что-то бледный.
– (78)Забыл? (79)Сашка у нас всегда бледный. (80)Тревожная душа, высокие порывы!..
(81)В сумерках они шагают по шоссе. (82)Как всегда, в ногу. (83)Трое верных друзей идут, как и раньше, оставляя за спиной картинки постороннего тихого быта. (84)Какая-то решимость сквозит в их движениях. (85)Откуда она? (86)Да нет, просто они идут на танцульки, просто приподнятое настроение, просто каждому всего двадцать четыре года.
(По В.П. Аксенову*)
* Василий Павлович Аксёнов (1932–2009) – русский писатель, драматург и сценарист, переводчик, педагог.
________
1Мол – сооружение в виде высокого длинного вала, предназначенное для защиты морских судов, находящихся в порту, от ударов морских волн.
Показать полностью
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, с которым вы ознакомились. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
«В предложенном фрагменте повести Василия Аксёнова “Коллеги” автор знакомит нас с тремя друзьями. Стремясь передать непринуждённость дружеского общения, эмоциональное состояние героев перед их выходом на работу, В. Аксёнов использует такие тропы, как (А)________ (в предложениях 3, 4) и (Б)________ (“запишут золотом” в предложении 39), и такое лексическое средство, как (В)________ (“вытаращенными” в предложении 16, “танцульки” в предложении 86). На синтаксическом уровне особую роль играет такое средство, как (Г)________ (например, предложения 15, 17)».
Показать полностью
Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.
Список терминов
- риторические вопросы
- метонимия
- ряды однородных членов предложения
- литота
- синонимы
- разговорная лексика
- риторические восклицания
- сравнение
- олицетворение
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГ.
Ответы:
Тренировочный тест №1 Notre Damе
1. Как называется в литературе художественный прием противопоставления, который, например, использует О. Мандельштам в стихотворении «Notre Dame», соединяя различные культурные эпохи в «неслиянное единство»?
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.
Ответ: Антитеза
2. Поэт наделяет архитектурные особенности собора свойствами живых существ: свод «играет мышцами», «позаботилась подпружных арок сила», «чтоб масса грузная стены не сокрушила». Какой художественный прием здесь использован?
Ответ: Олицетворение
3. Как называются образные определения, встречающиеся в следующих словосочетаниях: «дерзкий свод», «тяжесть недобрая»?
Ответ: эпитет
4. Мандельштам прибегает в данном стихотворении к системе звуковых повторов, пауз, различных видов интонаций, создающих мелодику звуковых сочетаний: «римский судия судил». Укажите название этого художественного приёма?
Ответ: звукопись
5. Как называется литературное направление начала XX века, черты которого («прекрасная ясность», «вещность», стремление создавать точные, зримые образы) отразились в данном стихотворении?
Ответ: акмеизм
6. Определите тип рифмовки в стихотворении.
Ответ: кольцевая
7. Какое синтаксическое средство использовал поэт: «стоит базилика», «играет … свод», «выдаёт себя … план», «позаботилась …арок сила»?
Ответ: инверсия
8. Как называется разновидность лексики, использованная в стихотворении: «судия, свода»?
Ответ: архаизм
9. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении (укажите их номера).
гипербола
анафора
эпитет
ирония
олицетворение
Ответ: 135
10. Определите размер стихотворения.
Ответ: ямб
Тренировочный тест №2 Бессонница. Гомер. Тугие паруса
1. Укажите название течения в поэзии начала XX века, принципы которого проявились в творчестве О.Э. Мандельштама, в частности в стихотворении «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»
Ответ: акмеизм
2. Как называется вид звукописи, характеризующийся повторением одинаковых согласных звуков?
Ответ: аллитерация
3. «Как журавлиный клин в чужие рубежи». Как называется данное уподобление?
Ответ: сравнение
4. «Куда плывете вы?». Какой прием используется в этой строке?
Ответ: Риторический вопрос
5.Как называются образные определения, встречающиеся в данной строке? И море черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
Ответ: эпитет
6. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении (укажите их номера).
1.гипербола
2.анафора
3.эпитет
4.ирония
5.олицетворение
Ответ: 235
7. Как называется созвучие концов стихотворных строк: И море, и Гомер — всё движется любовью — И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
Ответ: рифма
8. Определите размер стихотворения.
Ответ: ямб
9. Определите тип рифмовки в стихотворении.
Ответ: кольцевая
10.Укажите название синтаксического приема, который заключается в повторе одного и того же слова в начале строки последней строфы (И…, И…, И…).
Ответ: анафора
Тренировочный тест №3 «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
К какому роду литературы относится данное стихотворение?
Ответ: лирика
Какое средство художественной выразительности использует Мандельштам? «Рыбий жир ленинградских речных фонарей…»?
Ответ: метафора
В первой строфе для усиления выразительности речи автор использует нарушение прямого для русского языка порядка слов: «Ударяет мне вырванный с мясом звонок». Как называется такая стилистическая фигура?
Ответ: инверсия
Как в литературоведении называется сочетание строк, скреплённых общей рифмовкой и интонацией?
Ответ: строфа
Мандельштам обращается к образному определению предмета: «Где к зловещему дегтю подмешан желток», помогающему понять авторское отношение к изображаемому. Как называется этот троп?
Ответ: эпитет
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении (укажите их номера).
1.гипербола
2.анафора
3.эпитет
4.ирония
5.олицетворение
Ответ: 135
Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.
Ответ: анапест
Определите характер рифмовки стихотворения.
Ответ: парная
Как в поэтике называется созвучие концов стихотворных строк?
Ответ: рифма
Мандельштам прибегает в данном стихотворении к системе звуковых повторов, пауз, различных видов интонаций, создающих мелодику звуковых сочетаний («До прожилок, до детских припухлых желез»). Укажите название этого художественного приёма.
Ответ: звукопись
Тренировочный тест №4 «За гремучую доблесть грядущих веков…»
1. К какой разновидности лирики относится данное стихотворение?
Ответ: гражданская
2. Как называется литературное направление начала XX века, черты которого отразились в данном стихотворении?
Ответ: реализм
3. Укажите термин, которым обозначается троп, основанный на переносе свойств одних предметов и явлений на другие . «Мне на плечи кидается век-волкодав».
Ответ: метафора
4. Как называется троп, использованный поэтом в последней строфе стихотворения « И сосна до звезды достает…»?
Ответ: гипербола
5. Как называется приём противопоставления «Мне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я по крови своей»?
Ответ: антитеза
6. Как в литературоведении называется прием, помогающий раскрыть мысли персонажа: «Потому что не волк я по крови своей, И меня только равный убьет».
Ответ: психологизм
7. Как называется приём, основанный на повторении гласных звуков: «Потому что не волк я по крови своей»?
Ответ: ассонанс
8. Как называется слово или сочетание слов, сопоставляющее несколько предметов или явлений по принципу сходства: «Запихай меня лучше, как шапку, в рукав…»
Ответ: сравнение
9. За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей. Укажите термин, которым обозначают стилистический приём, заключающийся в одинаковом начале строк:
Ответ: анафора
10. Какой способ рифмовки использован в этом стихотворении?
Ответ: перекрестная