Какие свойства реальных объектов воспроизводят
Человек в своей деятельности (научной, художественной, образовательной) постоянно создает и использует модели окружающего мира. В повседневной жизни с представленными в виде моделей или схем примерами мы сталкиваемся постоянно: это может быть схема метрополитена, манекен в витрине магазина, глобус в кабинете географии, портреты в музеях, и т. д. Все художественное творчество можно считать процессом создания моделей. Более того, практически любое литературное произведение можно рассматривать как модель реальной человеческой жизни. В ходе этого урока можно будет более подробно ознакомиться с историей происхождения этого термина и узнать, каким образом и в каких целях человечество использует моделирование.
Введение
Каждый из нас знаком со словом «модель». Это слово присутствует во многих языках: в английском model, в итальянском modello. Происходит это слово от итальянского modellus (мера, образец).
Модель
Модель – это представление объектов реального или вымышленного мира и их свойств. Безусловно, она не обладает всеми свойствами того объекта, прототипом которого является.
Модели играют очень важную роль в проектировании и создании различных технических устройств, зданий, машин и механизмов. Без предварительного создания чертежа невозможно изготовить даже простую деталь, не говоря уже о сложном механизме. К примеру, модель автомобиля, корабля (см. рис. 1) и т. д. гораздо меньше по размеру и может различаться детализацией. Модель позволяет научиться правильно управлять объектом, ведь можно тестировать всевозможные варианты управления и действия этого объекта на его модели.
Рис. 1. Миниатюрные модели пожарной машины и парусного судна
Моделирование
Моделирование – процесс построения моделей. Модель в данном случае является как объектом изучения, так и средством изучения. Модель создается для того, чтобы:
- представить объект, воспроизвести его внешний вид и характерные особенности;
- понять, как устроен конкретный объект, какова его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром;
- научиться управлять объектом;
- прогнозировать последствия воздействия на объект и т. д.
Исходя из этих целей, моделью является упрощенное представление объекта, т. е. его макет. Макеты используются в самых различных областях. К примеру, в архитектуре макет – это объемно-пространственное представление проектируемого или уже существующего здания. Театральный макет – это также объемно-пространственное декоративное решение сцены для какого-либо спектакля. Один из видов макета – муляж.
Модели в виде муляжей часто используются в целях обучения (в каждом кабинете биологии присутствует модель опорно-двигательной системы человека, животного; в кабинете географии, как правило, присутствует макет нашей планеты – глобус, в кабинете математики – объемные изображения геометрических фигур и т. д.).
Всевозможные модели, муляжи часто используют и при создании художественных фильмов, особенно в комбинированных съемках. Также с муляжами и моделями мы можем столкнуться и в музеях (например, в зоологических музеях присутствуют муляжи различных представителей растительного и животного мира). Часто в музеях можно встретить модели, которые называют «биогруппа» (рис. 2). Биогруппа – это животные, представленные в окружении естественной обстановки, к примеру на фоне присущего представляемому виду животного ландшафта, местности. Также в музеях встречаются такие модели, как диорама. Диорама – это лентообразная, живописная картина с передним планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы). Например, диорама Бородинского сражения, обороны Севастополя. Обычно диорамы наглядно представляют важнейшие исторические события.
Рис. 2. Биогруппа – муляжи животных, представленных в естественной среде обитания (Источник)
Модели часто используются при постройке судов, летательных аппаратов. Вначале при помощи модели проводится исследование их свойств, а затем уже происходит сама постройка. Выделяют следующие свойства моделей:
- адекватность;
- подробность;
- ценность.
Адекватность – это степень соответствия модели реальному объекту или процессу.
Из приведенных выше примеров понятно, что именно адекватность является одним из важнейших свойств, определяющих ценность модели.
Основный виды моделей
Модели делятся на следующие виды (см. рис. 3):
- материальные (натурные, имитационные);
- нематериальные (информационные);
- компьютерные (информационные и имитационные, реализованные на компьютере).компьютере).
Рис. 3. Основные виды моделей
Информационные (материальные) модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме.
Имитационные модели
Имитационные модели – это такие модели, которые воспроизводят реальные процессы и объекты, например внешний вид объектов, их свойства. Примером подобного моделирования можно считать изобретение крыльев и попытку с их помощью подняться в воздух.
Но все же одно лишь внешнее сходство модели и объекта не гарантирует работоспособность. Часто это обыгрывается в различных литературных произведениях. Например, в фильме, снятом по мотивам повести-сказки «Старик Хоттабыч», есть эпизод, в котором Старик Хоттабыч пытается «по волшебству» создать телефонный аппарат, но создает его из цельного куска мрамора. Естественно, такой аппарат не будет работать.
Цель имитационного моделирования состоит в воспроизведении поведения исследуемой системы на основе результатов анализа наиболее существенных взаимосвязей между ее элементами или другими словами – разработке симулятора исследуемой предметной области для проведения различных экспериментов, тестов. Чтобы составить имитационную модель, необходимо:
- представить реальную систему (процесс) как совокупность взаимодействующих элементов;
- алгоритмически описать функционирование отдельных элементов;
- описать процесс взаимодействия различных элементов между собой и внешней средой.
К удачным примерам имитационного моделирования можно отнести моделирование зрительного аппарата человека на нейронном уровне. Использование знаний о природе, о функционировании различных биологических систем для решения технических задач привели к рождению в 60-х годах ХХ века новой науки – бионики. Бионика – прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы, т. е. формы живого в природе и их промышленные аналоги.
Список литературы
1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
2. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
3. Астафьева Н.Е., Ракитина Е.А., Информатика в схемах. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
4. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Информационные системы и модели – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005, 303 стр.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Интернет-портал Клякс@.net (Источник)
2. Интернет-сайт vplaksina.narod.ru (Источник)
3. Интернет-сайт «Гипермаркет знаний» (Источник)
4. Интернет-сайт «Информатика и программирование: Шаг за шагом» (Источник)
Домашнее задание
1. Глава 2, §2.1.1, 2.1.2, 2.1.3. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
2. Дайте определение понятию «модель» и приведите примеры моделей, используемых человеком в своей деятельности.
3. Что такое моделирование?
4. Назовите основные свойства моделей.
5. Назовите основные виды моделей и дайте краткую характеристику каждому из них.
1
2
Что такое модель? Модели воспроизводят некоторые свойства реальных объектов: форму, способность плавать, ездить, летать и т.д. Музейный экспонат Глобус Игрушечная железная дорога Чертежи самолета
3
3 Модель – упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении. Модель сохраняет наиболее важные характеристики и свойства оригинала. Модель – любой аналог, образ (мысленный или условный: изображение, описание, схема, символ, формула, чертеж, план, таблица, карта и т.п.) какого-либо объекта исследования.
4
4 Модель необходима для того, чтобы: понять, как устроен реальный объект: какова его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром; научиться управлять объектом или процессом: определить наилучшие способы управления при заданных целях и критериях (оптимизация); прогнозировать прямые или косвенные последствия реализации заданных способов и форм воздействия на объект.
5
5 Моделирование : построение и изучение моделей с целью получения новых знаний и дальнейшего совершенствования характеристик объектов исследования; метод научного познания объективного мира с помощью моделей.
6
Свойства модели зависят от цели моделирования Модели одного и того же объекта будут разными, если они создаются для разных целей: Манекен в магазине (модель человека) — воспроизводит лишь форму и размер человеческого тела, нужен для рекламы одежды или удобства работы портного; Производственный робот воспроизводит некоторые физические действия человека – умения брать, перемещать детали, закручивать и раскручивать болты – нужен для выполнения однообразной тяжелой рутинной работы; Скелет человека воспроизводит только костную структуру человеческого организма — необходим для изучения строения и последующего лечения человека.
7
7 Классификация моделей По области использования МОДЕЛИ УЧЕБНЫЕОПЫТ- НЫЕ НАУЧНО- ТЕХНИ- ЧЕСКИЕ ИГРОВЫЕИМИТАЦИ- ОННЫЕ НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ ТРЕНАЖЕРЫ ОБУЧАЮ- ЩИЕ ПРОГРАММЫ МОДЕЛЬ КОРАБЛЯ АЭРОДИНАМ ИЧЕСКАЯ ТРУБА СТЕНД ДЛЯ ПРОВЕРКИ TV ВОЕННЫЕ ЭКОНОМИЧЕ СКИЕ ДЕЛОВЫЕ ИСПЫТАНИЕ НОВЫХ ЛЕКАРСТВЕН- НЫХ СРЕДСТВ НА ЖИВОТНЫХ
8
8 Классификация моделей ПО СПОСОБУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОДЕЛИ МАТЕРИАЛЬНЫЕИНФОРМАЦИОННЫЕ ВЕРБАЛЬНЫЕЗНАКОВЫЕ МЫСЛЕННОУСТНО НА ЛЮБОМ ЯЗЫКЕ ИГРУШКИ ГЛОБУС ЧУЧЕЛО ПТИЦЫ ФИЗИЧЕСКИЕ ИЛИ ХИМИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ
9
Классификация моделей По способу представления (из чего сделаны): Материальные (натурные) – воспроизводят геометрические и физические свойства объекта всегда имеют реальное воплощение (детские игрушки, чучела птиц, карты, схемы, макеты, опыты и т.д.); Информационные – нельзя потрогать или увидеть воочию, т.к. они не имеют материальной основы, а строятся только на информации (любое описание объекта на одном из разговорных или формальных языков).
10
Классификация информационных моделей Вербальные – словесное описание объекта на естественном языке; Графические – графическое представление объекта (фотографии, карты, схемы, графики и т.д.); Табличные – структурирование информации об объекте в виде таблицы; В виде графа — древовидная форма представления взаимосвязей отдельных частей объекта; Математические – количественные характеристики объекта и связи между ними, представленные в виде формул.
11
Классификация моделей С учетом фактора времени: Статические — одномоментный срез информации по объекту (обследование школьников в поликлинике дает картину состояния детей в настоящий момент); Динамические – позволяют увидеть состояние объекта во времени (медицинская карта школьника отражает состояние здоровья ребенка в течение нескольких лет).
12
Причины создания моделей: В реальном времени оригинал может уже не существовать или его нет в действительности (теория вымирания динозавров, теория гибели Атлантиды…); Оригинал может иметь много свойств и взаимосвязей. Чтобы глубоко изучить какое-то конкретное свойство, иногда полезно отказаться от менее существенных, вовсе не учитывая их (карта местности, модель живых организмов…); Оригинал либо очень велик, либо очень мал (глобус, модель Солнечной системы, модель атома, живой клетки…); Исследование оригинала объекта может привести к его разрушению (модель самолета, автомобиля…);
13
Объектом моделирования может быть: Материальный объект: корабль, комета, живая клетка… Явление природы: гроза, солнечное затмение, снегопад… Процесс: полет ракеты, ядерный взрыв, изменение стоимости акций на фондовой бирже… Поведение: человека и животных в разных ситуациях, технических средств под действием окружающей среды…
14
Для обозначения сложных объектов, состоящих из множества взаимосвязанных частей, в науке используется термин «система». Объектами моделирования чаще всего являются сложные системы: природные, технические, общественные и др.
15
ФОРМАЛИЗАЦИЯ – суть информационного моделирования; результат перехода от реальных свойств моделируемой системы (объекта) к их формальному обозначению в определенной знаковой системе.
16
16 Компьютерные модели Компьютерные модели – это модели, реализованные на компьютере средствами программного обеспечения. КОМПЬЮТЕРНЫЕ МОДЕЛИ ТЕКСТ ТАБЛИЦЫ ГРАФИКАЗВУК АЛГОРИТМЫ
17
17 Основные этапы моделирования на компьютере 1. Построение модели ( обычно описание информационной модели). 2. Формализация модели (запись на каком – либо формальном языке). 3. Построение компьютерной модели (на языке программирования или с использованием прикладной программы). 4. Проведение компьютерного эксперимента. 5. Анализ результатов моделирования.
18
Вопросы на понимание Какие свойства реальных объектов воспроизводят следующие модели? Муляжи продуктов в витрине магазина; Чучело птицы; Заводной игрушечный автомобиль. Можно ли элементы следующего списка считать информационными моделями и что является объектом моделирования? Расписание уроков; Программа телевидения; Рецепт на получение лекарства. Что такое формализация и можно ли выставление учителем оценки за ваш ответ на уроке назвать формализацией?