Какие свойства присущи русскому ударению какую роль ударение играет в слове
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа №5»
Значение ударения в русском языке
Коваленко Галина Юрьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «НОШ №5»
2019 год
Оглавление
Введение | 5 |
1 Роль ударения | 7 |
2 Разноместность ударения | 7 |
3 Особенности ударения | 8 |
4 Советы для запоминания ударений | 10 |
5 Практическая часть | 11 |
6 Проведенная работа | 15 |
Заключение | 17 |
Приложение 1 | 19 |
Введение
Русский язык, по признанию отечественных и зарубежных лингвистов, является одним из самых сложных в мире. Поэтому, неудивительно, что многие люди, ориентируясь на интуицию, допускают так много ошибок в постановке ударения в словах.
Но каждому необходимо уметь правильно ставить ударение в словах, ведь это говорит о грамотности человека, о том, насколько хорошо он владеет культурой речи, а это имеет не меньшее значение, чем верное написание слов. Неправильное произношение может отвлекать от содержания разговора, тем самым затрудняя процесс общения. Это очень важно в современное время, когда публичные выступления на публике по телевидению, радио, на конференциях стали основным средством общения между миллионами людей. Это обуславливает актуальность выбранной темы.
Цель: изучение роли ударения в жизни человека и формирование потребности в правильности произношения слов.
Задачи:
1. Обозначить роль ударения.
2. Изучить, в каких частях слова может ставиться ударение.
3. Разобраться с особенностями ударения.
4. Выяснить, насколько правильно обучающиеся нашей школы расставляют ударения в словах.
Работа включает 3 таблицы, 6 рисунков и 1 приложение.
Объект исследования: ударение в словах.
Методы исследования:
- Изучение и анализ литературы, интернет источников;
- Сравнение информации различных источников;
- Анализ изучаемого материала;
- Социологический опрос.
Ожидаемые результаты:
- Получить знания, умения и навыки в самостоятельном исследовании и нахождении необходимой информации;
- Расширить знания о правильной постановке ударения в словах, причинах неправильной постановки ударений;
- Привлечь внимание сверстников к данной проблеме.
1 Роль ударения
В каждом языке в словах есть слоги ударные и безударные. Поэтому ударение необходимо везде, так как оно служит для передачи лексического значения слова, а также показывает культуру речи.
Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове.
Если вообразить, что мы читаем текст без ударения, то станет очевидно, что многие из слов станут непонятными. К примеру, без опоры на контекст, будет непонятно, что имеется в виду в следующих словах: замок, белки, полки (за́мок-замо́к, бе́лки-белки́, по́лки-полки́).
Также немаловажно правильно ставить ударения, чтобы показать культуру речи (то́рты, краси́вее, звони́т).
В изучении языка есть раздел, называемый акцентологией, который изучает функции и особенности постановки ударения.
2 Разноместность ударения
В русском языке ударение не фиксировано, то есть оно разноместно. Это значит, что ударение не прикреплено к какому-либо определенному слогу (то есть к первому, или последнему), или же к части слова (к окончанию или корню). Поэтому оно может падать на любой слог и на различные части. Например, бу́лочка – ударение на первый слог в корне, пиани́ст – ударение на третий слог в суффиксе, стопа́ – ударение на второй слог в окончании.
Но так бывает не во всех языках. В некоторых оно фиксировано, и падает на начальный слог. Это чешский, эстонский, латышский и финский языки. В других на предпоследний слог – в грузинском и польском. Есть и языки, где ударение всегда ставится на последний слог, например, во французском.
Так для чего же в русском языке нужно разноместное ударение?
Оно используется для различения слов. Есть слова, одинаковые по составу фонем, но отличные по смыслу. Например, следующие слова: а́тлас-атла́с, ве́сти – вести́, до́рог – доро́г, жа́ркое – жарко́е, за́води – заводи́, здо́рово – здоро́во, и́рис – ири́с, му́ка – мука́, па́ром – паро́м, по́том – пото́м, со́рок – соро́к, у́же – уже́, хло́пок – хлопо́к, це́лую – целу́ю.
В определенных случаях разное ударение не создает новое значение, добавляя стилистическую окраску или же особый оттенок значения слова. Например, слова молоде́ц, деви́ца, шё́лковый при переносе ударения (мо́лодец, де́вица, шелко́вый) приобретают своеобразный народно-поэтический колорит.
А слова и́збранный, лю́бящий, на́чатый, которые в современном языке произносятся с ударением на первый слог, при переносе на второй слог приобретают книжную окраску: избра́нный, любя́щий, нача́тый.
3 Особенности ударения
В различных словах ударение может быть подвижным и неподвижным.
Неподвижное ударение – это когда в различных формах ударение падает на одну и ту же часть слова. Например: това́рищ, това́рищем, това́рищи, това́рищей, това́рищеский и т.д.; ви́дишь, ви́дят, ви́дим, ви́дел, ви́девший и т.д.
Подвижное ударение – это ударение, меняющее свое место при изменении формы слова. Это такие слова как па́рус – паруса́, о́стров – острова́, о́блако – облака́ и многие другие.
В определенных случаях ударение неправильно ставится в заимствованных словах, так как говорящему неизвестно, какое ударение присуще слову в языке-источнике. Например, жа́люзи – неправильно, жалюзи́ – правильно. Это французское слово, где, как говорилось ранее, ударение всегда падает на последний слог. Марке́тинг – неправильно, ма́ркетинг – правильно: английское слово, где прослеживается тенденция ударения на первый слог, хотя это не всегда. Ква́ртал – неправильно, кварта́л – правильно. Это слово, пришедшее из немецкого языка, где много сложных слов, которые сами заимствованы из других языков или же образованы из двух и более корней. В данном случае слово «квартал» образовано от немецкого qartal, происходящего от латинского quartus.
В современном русском языке в большинстве печатных текстов отсутствует буква Ё, которая всегда обозначает ударный гласный звук. Поэтому и появляются ошибки при чтении некоторых слов. Это такие слова как свё́кла (неправ. свекла́), новорождё́нный (неправ. новоро́жденный), заворожё́нный (неправ. заворо́женный).
Буква Ё словно магнит притягивает к себе ударение. Но знали ли вы, что существует исключение из этого правила? Слово кённигсбе́ргский.
А ведь есть и совсем неожиданные слова, где Ё поможет с правильной постановкой ударения. Например, в слове берёста, которое происходит от однокоренного берёза. В разговорной речи широко распространено произношение с ударением на последнем слоге (береста́), но по нормам говорить все же следует берёста, в то время как береста́ – это лишь допустимый вариант разговорной речи.
Исходя из данных особенностей, можно сделать вывод, что ударение в русском языке представляет большую сложность, но вместе с тем имеет огромное значение. Оно помогает отличать слова друг от друга, а также различать грамматические формы. Без знания ударения у говорящих могут возникнуть проблемы с пониманием при разговоре с другими людьми, так как неправильное ударение может привести к искажению смысла.
4 Советы для запоминания ударений
Мы подобрали советы, которые могу помочь при запоминании правильной постановки ударения.
1. Так как человек лучше запоминает изображения, запишите изучаемые слова на стикерах, выделите ударную гласную красным цветом и расклейте эти стикеры по всему дому. Таким образом, вы чаще будете «сталкиваться» с изучаемыми словами, и они быстрее запомнятся.
2. Придумывайте рифмы к изучаемым словам, особенно к тем, в которых вы путаетесь.
То́рты – натюрморты, стёрты.
Кре́мы – схемы, хризантемы.
3. Также в интернете можно найти много стишков-запоминалок, которые можно выучить и больше не путаться в произношении.
Мама сына балова́ла,
Вместо супа торт давала.
Нет, вы только посмотрите:
На стене опять граффи́ти.
Чтобы вдруг не вышел спор,
Заключите догово́р.
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный катало́г.
И многие другие.
4. И последний совет. Подружитесь со справочниками. И в любой спорной ситуации обращайтесь к ним. Либо к книжным орфоэпическим словарям, либо к электронным справочникам.
5 Практическая часть
Мы решили провести исследование среди учащихся нашей школы: 2, 3 и 4 классов. В нашей повседневной жизни, в общении со сверстниками, родителями и другими взрослыми мы очень часто слышим неправильное произношение слов. Хотелось бы узнать, насколько грамотными являются обучающиеся нашей школы.
Опрашиваемым были даны карточки, в одной части которых были вопросы, на которые требовалось дать ответ, а в другой необходимо было правильно расставить ударения в словах.
Таблица 1
1. Играет ли роль ударение в словах? а) Да б) Нет в) Не знаю 2. Для чего нужно ставить ударение? а) Чтобы правильно произносить слова б) Чтобы правильно говорить в) Чтобы слово правильно звучало г) Для красоты слова и понятия д) Не знаю 3. Зависит ли смысл слова от его ударения? а) Да б) Нет в) Не знаю 4. В каком словаре можно посмотреть правильную постановку ударения в слове? а) В орфографическом б) В словаре словарных слов в) В толковом словаре г) В словаре ударений д) В орфоэпическом словаре е) Не знаю 5. Всегда ли правильно ставите ударение в словах? а) Да б) Нет в) Не всегда | 6. Расставьте правильно ударения в следующих словах: Баловать, водопровод, договор, жалюзи, завидно, каталог, квартал, красивее, маркетинг, мастерски, позвонишь, свекла, торты, туфля, феномен, щавель, банты, по средам, искра, компас, кухонный, сливовый, кашлянуть, отдала, граффити, зевота, обнял. |
Результаты следующие.
В опросе приняли участие 35 человек. На поставленные вопросы ответы были такие.
Рисунок 1
Таблица 2
Варианты ответов | Количество ответивших |
1. Играет ли роль ударение в словах? | |
а) Да | 33 |
б) Нет | |
в) Не знаю | 2 |
2. Для чего нужно ставить ударение? | |
а) Чтобы правильно произносить слова | 26 |
б) Чтобы правильно говорить | 4 |
в) Чтобы слово правильно звучало | 3 |
г) Для красоты слова и понятия | 2 |
д) Не знаю | |
3. Зависит ли смысл слова от его ударения? | |
а) Да | 27 |
б) Нет | 3 |
в) Не знаю | 5 |
4. В каком словаре можно посмотреть правильную постановку ударения в слове? | |
а) В орфографическом | 5 |
б) В словаре словарных слов | 1 |
в) В толковом словаре | 3 |
г) В орфоэпическом словаре | 25 |
д) Не знаю | 2 |
5. Всегда ли правильно ставите ударение в словах? | |
а) Да | 17 |
б) Нет | 7 |
в) Не всегда | 11 |
Проанализировав ответы, мы сделали вывод о том, что большинство обучающихся нашей школы считают, что ударение играет важную роль в произношении слов, от него зависит смысл слова, а правильное ударение можно посмотреть в орфоэпическом словаре. Почти половина обучающихся считает, что всегда правильно ставит ударение в словах.
Теперь посмотрим данные по второй части опроса – по правильной расстановке ударений.
Таблица 3
Слово | Количество ошибок |
балова́ть | 9 |
водопрово́д | 12 |
догово́р | 5 |
жалюзи́ | 8 |
зави́дно | 6 |
катало́г | 5 |
кварта́л | 18 |
краси́вее | 4 |
ма́ркетинг | 17 |
мастерски́ | 15 |
позвони́шь | 6 |
свё́кла | 8 |
то́рты | 1 |
ту́фля | 1 |
фено́мен | 2 |
щаве́ль | 9 |
ба́нты | 5 |
по среда́м | 21 |
и́скра | 19 |
ко́мпас | |
ку́хонный | |
сли́вовый | 6 |
ка́шлянуть | 7 |
отдала́ | 2 |
граффи́ти | 14 |
зево́та | 2 |
о́бнял | 3 |
Рисунок 4
Очевидно, что самыми сложными оказались следующие слова: водопровод (12 ошибок), квартал (18 ошибок), маркетинг (17 ошибок), мастерски (15 ошибок), искра (19 ошибок), граффити (14 ошибок). Самое большое количество ошибок в слове «по средам» — 21.
6 Проведенная работа
Изучив данную тему, было принято решение оформить в нашем классе уголок «Говори правильно», в котором были помещены слова с правильно расставленными ударениями. Таким образом, был применен наглядный метод, который позволит моим одноклассникам лучше запоминать материал.
Также были изготовлены буклеты, в которых собраны слова, в которых наиболее часто допускаются ошибки. А также записаны стишки для запоминания ударений в словах.
Рисунок 5
Рисунок 6
Заключение
В результате проведенной работы, нами был сделан вывод:
1) ударение – важнейший элемент устной речи;
2) с ударением связан важнейший раздел русского языка – правописание безударных гласных;
3) ударение влияет на смысл сказанного и написанного и имеет большое значение.
Знание и умение применять литературное ударение важны в работе по развитию речи, в повышении культуры русского языка. Поэтому должна быть сформирована потребность в правильности произношения слов.
Список использованной литературы
- Универсальный словарь русского языка — Санкт-Петербург Издательская группа «Весь», 2010г.;
- С.И.Ожегов Словарь русского языка — Москва «Русский язык», 1989г.;
- Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов ЭКСМО — Москва, 2011г.
- Адме.ру https://www.adme.ru/svoboda-kultura/150-slov-s-pravilnym-udareniem-857260/
- Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
- Издательство «Лицей» https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/633-17_udarenie.html
- Лайфхакер https://lifehacker.ru/udarenie-v-slovax/
Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.
В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.
Логическое ударение | Словесное ударение (или просто ударение) |
---|---|
это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе. Например, в стихотворении А. Ахматовой «Мужество» (1942 г.) строки Мы знаем, что ныне лежит на весах произносятся с логическим ударением на союзных словах – местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы. | это выделение слога в слове. Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо. Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные. Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле. |
Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.
1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.
Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на предпоследний слог, в чешском языке – на первый слог.
В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.
Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.
2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.
Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты.
3. Именно ударение может:
отличать одно слово от другого;
Ср.: а́тлас – атла́с.
быть показателем грамматической формы слова.
Ср.: ру́ки – руки́.
4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.
Высо´коодарённый, ве´чнозелёный.
5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.
Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала; а сейчас мы произносим – му́зыка.
6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.
Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду) безударным становится существительное.
7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.
Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть.
Обычно варианты различаются сферой употребления.
Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся).
Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).
Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь.
При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.
Упражнение к теме «1.7. Ударение»
►Читайте также другие темы раздела 1 «Фонетика. Графика. Орфография»
- 1.1. Звуки речи
- 1.2. Фонетическая транскрипция
- 1.3. Гласные и согласные звуки
- 1.4. Графика. Буквы. Алфавит
- 1.5. Звуки речи и буквы
- 1.6. Слог. Правила переноса слов
- 1.7. Ударение
- 1.8. Гласные звуки в ударном и безударном положении
- 1.9. Правописание гласных, обусловленное их произношением
- 1.10. Согласные звуки
- 1.11. Употребление букв Ь и Ъ
- 1.12. Правописание гласных после шипящих
- 1.13. Правописание гласных после Ц
- 1.14. Изменения согласных в речи
- 1.15. Правописание звонких/глухих и непроизносимых согласных
- 1.16. Полный фонетический разбор слова
Существует огромное количество колебаний, которые возникают под влиянием местных говоров, просторечия, под влиянием родного языка, если говорящий нерусский. Область ударения в большей степени, чем другие области речи, привлекает к себе внимание. Выработка навыков правильной постановки словесного ударения обязательна для каждого диктора.
Итак, словесное ударение в русском яз
ыке. Каждое слово состоит из одного или нескольких слогов. Если в слове более двух слогов, они произносятся неодинаково. Один слог будет выделяться. Это выделение и есть словесное ударение.
В китайском, яп
онском, вьетнамском ударяемый слог выделяется с помощью изменения высоты тона. Это музыкальное, или тоническое ударение. В древних языках — греческом и латинском ударяемый слог выделялся благодаря большей длительности гласного. Это количественное ударение. Также есть динамическое, или силовое, удар., когда ударяемый слог выделяется большей произносительной силой. Этот тип удар. свойствен русскому, английскому, французскому, и другим языкам. Однако динамическое удар. не выступает в чис-том виде. Словесное ударение обладает несколькими признаками одновременно. Например, удар. в русском языке — в основном динамическое, предполагает также большую длительность гласного в ударяемом слоге.
В русском языке — разноместное ударение, т.е. с
вободное. Оно не закреплено за каким-то определённым слогом или частью слова. Удар. может падать на любой слог слова. Ударными могут быть разные морфологические части слова: корень, суффикс, приставка, окончание.
Разноместность ударения является причиной того, что на практике могут параллельно существовать два и более акцентных варианта. Они различаю
тся между собой в лексическом, либо в грамматическом, или в стилистическом отношении. Когда мы говорим о лексическом различии, то имеется в виду семантика слов, т.е. появление самостоятельных значений с изменением места удар. в слове. Сравнивая такие слова, как харАктерный и характЕрный, безОбразный и безобрАзный, видно, что разница в ударении делает их разными словами. Поэтому диктору необходимо точно знать место ударения.
Но во многих словах этот перенос не наблюдается: вопрОс — вопрОса; оскОлок — оскОлка; перехОд — перехОда; прИгород — прИгорода; прицЕл — прицЕла; пролИв — пролИва; раздЕл — раздЕла. Часто вызывает затруднение постановка удар. в винительном падеже единственного числа имён существительных женского рода.
У некоторых существительных, кото
рые имеют удар. на окончании, ударение сохраняется там и в этой форме: веснА — веснУ; избА — избУ; норА — норУ; овцА — овцУ; полыньЯ — полыньЮ; соснА — соснУ; статьЯ — статьЮ.
У другой группы существительных такого типа в винительном падеже удар. переносится на основу: водА — вОду; головА — гОлову; горА — гОру; зимА — зИму; ногА — нОгу; стенА — стЕну; ценА — цЕну.
Некоторые односложные имена существительные мужского и женского рода, когда они в сочетании с предлогами В и НА приобретают обстоятельственное значение, произносятся с ударением на последнем слоге:
бор — о бОре, но: в
борУ;
печь — о пЕчи, но: в печИ, на печИ;
ряд — о рЯде, но: в рядУ;
снег — о снЕге, но: в снегУ, на снегУ;
степь — о стЕпи, но: в степИ;
тень — о тЕни, но: в тенИ;
цепь — о цЕпи, но: в цепИ, на цепИ.
В родительном падеже множеств
енного числа существительные женского рода произносятся иногда с ударной гласной на основе: гАваней, мЕстностей, Отраслей, пОчестей, прИбылей, прОписей; иногда с ударением на окончании: должностЕй, крепостЕй, новостЕй, повестЕй, скатертЕй, скоростЕй, четвертЕй.
Различаются по знач
ению и произношению формы слова ступЕнь. По нормам орфоэпии, нужно говорить несколько ступЕней лестницы и несколько ступенЕй развития. Многие краткие прилагательные без суффиксов в основе или с суффиксами -Н-, -Л-, -К-, -ОК- обычно имеют ударение на первом слоге основы во всех формах, кроме единственного числа женского рода, где ударение переходит на окончание:
вЕсел, веселА, вЕсело, вЕселы;
врЕден, вреднА, врЕдно, врЕдны;
гОлоден, голоднА, гОлодно, гОлодны;
гОрек, горькА, гОрько, гОрьки;
крЕпок, крепкА, крЕпко, крЕпки.
Иногда варианты удар. в кратких формах мн
ожественного числа связаны с различием в значении. Например, велИки — множественное число от прилагательного велИкий в значении «выдающийся, имеющий большую ценность»: они велИки своими делами. Форма великИ употребляется в значении «больше, чем нужно»: ботинки великИ, комнаты великИ.
ВажнЫ имеет значение «суще
ственны», вАжны — «напыщенны, горды». Семантическая разница есть и между формами вИдны — виднЫ. ВиднЫ — хорошо различимы, вИдны — статны, рослы, представительны. Возникают трудности при постановке ударения в формах прошедшего времени многих глаголов. Одни из них имеют удар. на основе во всех формах, кроме формы женского рода, в которой оно переносится на окончание:
гнал, гналА, гнАло, гн
Али;
зАдал, задалА, зАдало, зАдали;
нАчал, началА, нАчало, нАчали;
Отнял, отнялА, Отняло, Отняли;
прИдал, придалА, прИдало, прИдали.
В других — ударная гласная последовательно переходит на окончание:
брАлся, бралАсь, бралОсь, бралИсь;
вёл, велА, велО, велИ;
запрЯг, запряглА, запр
яглО, запряглИ;
нёс, неслА, неслО, неслИ;
плёл, плелА, плелО, плелИ.
В третьих — ударение полностью сохраняется на основе:
водИл, водИла, водИло, водИли;
говорИл, говорИла, говорИло, г
оворИли;
носИл, носИла, носИло, носИли;
писАл, писАла, писАло, писАли;
читАл, читАла, читАло, читАли.
Аналогичное явление наблюдается и п
ри образовании кратких форм страдательных причастий прошедшего времени:
взят, взятА, взЯто, взЯты;
нАчат, начатА, нАчато, нАчаты;
прИнят, принятА, прИнято, прИ
няты.
В этих случаях ударение, по нормам орфоэпии, сохраняется на основе во всех формах, кроме формы женского рода. Однако многочисленны примеры перене
сения удар. на окончание во всех кратких формах (кроме формы мужского рода, где окончание — нулевое):
введён, введенА, введенО, введе
нЫ;
обводнён, обводненА, обводненО, обводненЫ;
сооружён, сооруженА, сооруженО, сооруженЫ.
В иных причастиях ударение сохраняется на основе во всех кратких формах:
гарантИрован, гарантИрована, гарант
Ировано, гарантИрованы;
оборУдован, оборУдована, оборУдовано, оборУдованы;
прочИтан, прочИтана, прочИтано, прочИтаны.
В последние годы наблюдается тенденция к сдвигу удар. ближе к началу слова в формах женского рода кратких прилагательных и кратких с
традательных причастий прошедшего времени. Существуют колебания в произношении глаголов на -ировать. Большинство глаголов такого типа имеет удар. на первом гласном суффикса. Таковы:
асфальтИровать дебатИровать инвентаризИровать
баллотИровать дирижИровать информИровать
блокИровать дискутИровать констатИровать
гарантИровать иллюстрИровать планИровать
Некоторые глаголы имеют ударение на -ир
овать в инфинитиве и на -иру- в личных формах настоящего времени. Например:
бомбардировАть — бомба
рдирУю;
гравировАть — гравирУю;
гримировАть — гримирУю.
К этой группе относятся такие глаголы, как: группировАть, лакировАть, маршировАть, маскировАть, нормировАть, пломбировАть, премировАть.
Ударение в страдательных причастиях про
шедшего времени на -ированный обычно подчиняется такому правилу: от глаголов на -Ироватъ образуются причастия на -Ированный; от глаголов на — ировАть — причастия на -ирОванный. Например:
блокИровать — блокИро
ванный;
информИровать — информИрованный;
квалифицИровать — квалифицИрованный;
но: гофрировАть — гофр
ирОванный;
гравировАть -гравирОванный;
нормировАть — нормирОванный.
Исключением являются образования: газИровать — газирОванный, дистиллИровать- дистиллирОванный.
Особенности ударения в русском языке (продолжение)
Отдельного разговора требуют безударные слова. Служебные слова и частицы, как правило, не имеют на себе ударения в русском языке. Одни из них — односложные предлоги и союзы, бывают предударными словами, так называемыми проклитиками. Они примыкают в произношении к следующим за ними самостоятельным словам, имеющим ударение: на водЕ, при дорОге, от лЕса, по путИ. Другие — односложные частицы, являются энклитиками, то есть послеударными словами. Они примыкают в произношении к предшествующему слову, имеющему на себе удар.: пришел ктО-то, скажИ-ка, Я ведь обещал, тЫ же открыл дверь, придУт ли они. В этих сочетаниях частицы то, ка, ведь, же, ли становятся энклитиками.
Бывает, предлог принимает удар. на се
бя, тогда следующее за ним знаменательное слово оказывается безударным. Чаще всего перетягивают на себя удар. предлоги НА, ЗА, ПОД, ПО, ИЗ, БЕЗ.
НА — нА воду, нА гору, нА руку, нА ухо, нА зиму, нА год, нА дом, нА пол. Но такой перенос ударной гласной не всегда происходит. Мы говорим выйти на мОл (но не нА мол), взобраться на хОлм (но не нА холм), указать на двЕрь (но не нА дверь), сесть на мЕль (но не нА мель).
Перенос ударения на предлог, по нормам орфоэпии, возм
ожен тогда, когда сочетание существительного с предлогом входит в состав устойчивого оборота или когда оно выступает в обстоятельственном значении и имеет наречный характер. В том же случае, когда важно выделить существительное как объект, на который направлено действие, и когда это существительное выступает в роли дополнения, удар. на предлог не переходит. Например:
поверить нА слово, но: обратить вн
имание на слОво «преобразование»;
спустить корабль нА воду, но: из-за солнечных бликов больно смотреть на вОду;
этот человек нечист нА руку, но: на рУку была наложена повязка;
взвалить груз нА плечи, но: он положил ладони ей на плЕчи;
сдвинуть шапку нА нос, но: жонглёр поставил на нОс картонный цилиндр;
старик туг нА ухо, но: мать посмотрела на Ухо мальчика.
Мы скажем взять грех нА душу. Это устой
чивый оборот, и удар. в нем закреплено. Но нельзя говорить: столько-то продукции приходится нА душу населения. Мы говорим свалиться как снег нА голову. Это тоже фразеологизм, в котором ударение традиционно ставится на предлог. Но нельзя говорить: он бросил конфетти нА головы друзей.
Часто ударение в русском языке переносится на предлог НА при сочетании его с числительными: нА два, нА три, нА пять, нА десять, нА сто, нА двое, нА трое. Но если рядом стоят два числительных со значением приблизительности, такого передвижения удар. не происходит: уехать на двА-трИ дня, на пЯть-шЕсть месяцев, на двОе-трОе суток. Произнесение нА два-три, нА три-пять — неверное. Предлог остается безударным и в том случае, когда два числительных соединены союзом ИЛИ: на двА или трИ дня, на пЯть или шЕсть месяцев, на двОе или трОе суток.
Не переносится ударение в русском языке на предлог и тогда, когда при первом числительном есть уточнение. Сравните: уехать нА два месяца — уехать на двА месяца и десять дней; командировка нА год — командировка на гОд и три месяца; встреча назначена нА три часа — встреча назначена на трИ часа тридцать минут.
Наконец, следует сказать, что иногда содерж
ание текста подсказывает необходимость сохранить удар. на знаменательном слове, а не переносить его на предлог. В беседе о творчестве известного русского композитора речь шла о сюите на двЕ русские темы (а не нА две). Ведущий специально выделил слово две, чтобы обратить на это внимание аудитории.
ЗА — зА ногу, зА руку, зА зиму, зА душу, зА гор
од, зА ночь, зА день, зА два, зА три, зА пять, зА семь, зА сорок.
Но и здесь те же ограничения:
спрятать руки зА спину — спря
таться за спИну матери;
схватить зА руки — схватить за рУки и нОги;
туда можно добраться зА два часа — за двА часа сорок минут.
ПО — пО лесу, пО полю, пО полу, пО н
осу, пО два, пО три, пО сто, пО двое, пО трое.
Не переносится удар. на предлог при сочетании
его с числительными пять, шесть, семь, восемь, девять, десять… сорок и сложными числительными одиннадцать, двенадцать, пятьсот, шестьсот и т.д.: по пЯть часов, по шЕсть дней, по дЕвять рублей, по сОрок копеек.
Ударение не переносится и в описанных выше случаях:
по двЕ-трИ тарелки, по пЯть-шЕс
ть человек;
по двОе-трОе суток, по двА или трИ дня;
по двОе ши трОе суток, по трОе с половиной суток;
пО два центнера, но по двА и три десятых центнера.
ПОД — пОд ноги, пОд руки, пОд гору, п
Од нос, пОд вечер.
ИЗ — Из дому, Из лесу, Из виду, Из носу.
БЕЗ — бЕз вести, бЕз году неделя, бЕз толку.
ОТ- час От часу, год От году, От роду.
Некоторые двусложные предлоги всегд
а бывают безударными. Таковы ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД и предлоги с беглым О: ПОДО, НАДО, ОБО, ОТО, ИЗО — из-за лЕса, из-под столА, подо мнОй, обо мнЕ, ото всЕх, изо всЕх.Слабоударяемые слова — это те слова, которые хотя и имеют во фразе ударение, но более слабое, чем у самостоятельных слов. Такое ударение называют побочным. Слабоударяемыми словами бывают многие наречные предлоги, такие, как ПОСЛЕ, КРУГОМ, МИМО, ВОКРУГ, НАПРОТИВ, ПОПЕРЕК, ОКОЛО и другие. То, что на эти слова падает лишь ослабленное удар., ясно ощущается при сопоставлении с фразами, в которых слова эти, употребленные в качестве наречий, становятся носителями нормального удар.:
мать стояла сзади детЕй — река ост
алась сзАди;
поезд мчался мимо полЕй — машина проехала мИмо;
он помахал вслед автОбусу — люди что-то кричали вслЕд;
мы придём после чАса — мы придём к вам пОсле;
около дОма был родник — довольно ходить вокруг да Около.
Побочное ударение (или второсте
пенное) обозначается знаком «гравис», в отличие от основного удар., обозначаемого знаком «акут». Побочное удар. имеет обычно предлог СКВОЗЬ: пробираться сквозь чАщу, сквозь зАросли, сквозь тумАн. Всегда несёт на себе побочное удар. и пре?