Какие свойства поколения в элегии дума

Какие свойства поколения в элегии дума thumbnail

Вопросы и задания к стр. 271

1. Какие свойства поколения обнажены в элегии «Дума»?

В «Думе» Лермонтов проанализировал особенности поколения, рождённого после Отечественной войны 1812 года, становление мировоззрения которого пришлось на период николаевской реакции после восстания декабристов в 1825 году.

Внутренняя политика Николая I была направлена на консервацию существующего порядка. Общественная атмосфера была такова, что в ней не проявлялось никаких яркий событий, не совершалось выдающихся поступков. Лермонтов пишет:

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом…

Если у поколения Пушкина была высокая цель — посвятить «души прекрасные порывы» Отчизне, то у поколения Лермонтова цель только в заботе о собственном благополучии, что не может стать смысложизненным ориентиром:

…И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

Поколение Пушкина отчётливо осознавало свою историческую миссию в том, что оно должно служить для свержения самодержавия, «самовластия» в России. Поколение Лермонтова не сумело осознать свою историческую миссию, что породило чувство пустоты, вызываемое отсутствием смысла жизни, и апатию:

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно-малодушны

И перед властию — презренные рабы.

«Поздний ум», которым обзавелись отцы к старости, навязан молодому поколению с детства, и это мертвит молодых людей, подобных «тощему плоду, до времени созрелому».

Далее Лермонтов описывает конкретные черты, сформировавшиеся в поколении: иссушенный бесплодной наукой ум, страх пресыщения, боязнь осмеяния, двойственность мироощущения:

…И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Лермонтову ясно, что эти свойства поколения ведут к такому будущему, которое «иль пусто, иль темно».

Стихотворение это становится особенно важно в наше время, когда у молодого поколения формируются подобные свойства.

2. Какую роль играют в произведении ораторский стиль, слова общественно-политического содержания (познания, сомненья, бездействия и пр.), поэтические и прозаические обороты?

Стихотворение Лермонтова «Дума» напоминает горькую речь оратора, трибуна перед своим поколением. Поэтическая мысль движется от элегического начала, от констатации чувства печали к сатире. Чтобы эта сатира не стала низкой, чтобы высокое негодование не превратилось в глумление и осмеяние, поэт использует одическую, высокую лексику философского и общественно-политического содержания и оценочные эпитеты «позорно», «постыдно», «презренные».

3. В чем сложность лермонтовской позиции в «Думе»?

Сложность авторской позиции в «Думе» состоит в том, что Лермонтов сам относится к тому поколению, которое обличает, и сам, может быть, даже в большей степени, чем другие, является носителем описанных им качеств.

4. Объясните слова и словосочетания, подумайте над синонимами к ним: грядущее, бремя, бездействие, постыдно равнодушны, презренные рабы, иссушили ум, пресыщение, на смешка, горькая. Какие из этих слов и словосочетаний могут обогатить обычную разговорную речь?

Грядущее — будущее.

Бремя — тяжесть.

Бездействие — отсутствие действия.

Постыдно равнодушны — безучастны настолько, что это безучастие вызывает чувство стыда.

Презренные рабы — рабы, достойные того, чтобы их презирали.

Иссушили ум — добровольно лишили себя права чувствовать мир во всей его полноте.

Пресыщение — чрезмерное насыщение.

Насмешка горькая — насмешка, которая вызывает досаду и обиду на самих себя.

Источник

Дума

В жизни своей и своего поколения Лермонтов не видел ничего великого — ни подвигов, ни актов гражданской доблести, ни самопожертвования ради других людей или Отчизны. Жизнь, по его мнению, протекала однообразно и скучно. Такая участь не удовлетворяла поэта. Он винил в этом и общество, и себя, и поколение, и весь миропорядок. Об этом и написана «Дума» (1838).

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

  1. Какие свойства поколения обнажены в элегии «Дума»?
  2. Какую роль играют в произведении ораторский стиль, слова общественно-политического содержания (познанья, сомненья, бездействия и пр.), поэтические и прозаические обороты?
  3. В чем сложность лермонтовской позиции в «Думе»?
  4. Объясните слова и словосочетания, подумайте над синонимами к ним: грядущее, бремя, бездействие, постыдно равнодушны, презренные рабы, иссушили ум, пресыщение, на смешка, горькая. Какие из этих слов и словосочетаний могут обогатить обычную разговорную речь?

Элегия «Дума»

В современном мире поэт не видит напряженных страстей, энергии. Знаменитая элегия «Дума» прозвучала как бы проклятием, похоронной песнью потерянному поколению. Трусость выдвигается причиной рабства, рабство — следствием бездействия. Свойства поколения обнажены с беспощадной трезвостью. Лермонтов стремился сохранить сдержанную сосредоточенность и не дать волю эмоциям, которые переполняли его. Но за этой сдержанностью чувствуется, что поэт исполнен негодования, которое временами вырывается наружу в откровенно оценочных эпитетах: «постыдно равнодушны», «позорно малодушны», «презренные рабы». Внутри единой и цельной поэтической мысли живет напряженный конфликт между сдержанностью тона и взволнованностью:

И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

Такой характер поэтической мысли приводит к противоречию между смысловой законченностью фразы и эмоциональной выделенностью отдельного слова. Каждая фраза, каждая часть завершены, причем эта завершенность подчеркнута поэтическими формулами, тяготеющими к афористичности1 («Печально я гляжу на наше поколенье!», «К добру и злу постыдно равнодушны…», «И ненавидим мы, и любим мы случайно…» и др.). Но каждая законченная в смысловом и интонационном значении часть не вмещает всей авторской эмоции, которая как бы разрывает их рамки.

Основную эмоционально-смысловую нагрузку в первой части несут слова, освещенные традицией элегического романтизма: «печально», «состарится», «томит», «вянем». Другой стилистический пласт — слова философского и отчасти общественно-политического содержания: «познанья», «сомненья», «бездействии», «добру и злу», «борьбы», «властию», «рабы». Они придают элегии характер философского размышления2. На этом фоне интонационно-выразительно звучат слова ораторского стиля: «постыдно», «позорно», «презренные». Они подготавливают высокую романтическую ноту:

Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!

Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют. Выразительный эффект достигается игрой поэтических и прозаических оборотов: «мечты поэзии», «создания искусства», «восторгом сладостным», «чаши наслажденья» и «остаток», «касались». Сюда же нужно отнести упо- требление контрастных понятий и слов («ненавидим» — «любим», «ни злобе» — «ни любви», «холод» — «огонь», «забавы» — «разврат», «спешим» — «назад», «к гробу» — «насмешливо», «царствует» (т. е. величаво-спокойно господствует) — «кипит»). Лермонтов последовательно снимает покров романтики с поколения.

В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок («ни мысли плодовитой», «ни гением начатого труда», «судья», «гражданин», «потомок», «оскорбит», «презрительным»). Здесь уже совершенно нет былой элегичности. Вместо нее — бытовой, обыденный план («Насмешкой горькою обманутого сына/ Над промотавшимся отцом»). Чем дальше развенчивается поколение, тем прозаичнее стиль. Последнее сравнение передает ироническую и горькую правду о поколении, жизнь которого протекает пошло, безрадостно. В этом заключается его общественная трагедия. Однако моральная опустошенность поколения по контрасту вызывает представление о высоте лермонтовских запросов к жизни и глубину его понимания современности.

Сочетание в «Думе» различных стилистических пластов, смена интонаций свидетельствуют о жанровом своеобразии стихотворения. В «Думе» совмещены признаки различных жанров — «унылой» и философской элегии, гражданской оды, высокой сатиры.

Память о том или ином жанре вызывается словом и стилем. Лермонтов, подобно Пушкину, мыслит уже не жанрами и их признаками, а стилями. Этот переход от мышления жанрами к мышлению стилями характеризует развитие русской литературы от начала XIX века к его концу.

Сложность лермонтовской позиции в «Думе» заключается в том, что поколение осуждается личностью, которая не отделяет себя от поколения. Лермонтов чувствовал, что и он заражен неверием в лучшее, что и его чувства становятся холодными, что и он не испытывает надежд на счастье.

Примечания

1 Т. е. краткой, меткой, изящной речи.

2 Философское размышление — богатое глубокими, обобщающими мыслями.

Источник

В жизни своей и своего поколения Лермонтов не видел ничего великого — ни подвигов, ни актов гражданской доблести, ни самопожертвования ради
других людей или Отчизны. Жизнь, по его мнению, протекала однообразно и скучно. Такая участь не удовлетворяла поэта. Он винил в этом и общество, и себя, и поколение, и весь миропорядок. Об этом и написана «Дума» (1838).

    Печально я гляжу на наше поколенье!

    Его грядущее — иль пусто, иль темно,

    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

    В бездействии состарится оно.

    Богаты мы, едва из колыбели,

    Ошибками отцов и поздним их умом,

    И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

    Как пир на празднике чужом.

    К добру и злу постыдно равнодушны,

    В начале поприща мы вянем без борьбы;

    Перед опасностью позорно-малодушны

    И перед властию — презренные рабы.

    Так тощий плод, до времени созрелый,

    Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

    Висит между цветов, пришлец осиротелый,

    И час их красоты — его паденья час!

    Мы иссушили ум наукою бесплодной,

    Тая завистливо от ближних и друзей

    Надежды лучшие и голос благородный

    Неверием осмеянных страстей.

    Едва касались мы до чаши наслажденья,

    Но юных сил мы тем не сберегли;

    Из каждой радости, бояся пресыщенья,

    Мы лучший сок навеки извлекли.

    Мечты поэзии, создания искусства

    Восторгом сладостным наш ум не шевелят;

    Мы жадно бережем в груди остаток чувства —

    Зарытый скупостью и бесполезный клад.

    И ненавидим мы, и любим мы случайно,

    Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

    И царствует в душе какой-то холод тайный,

    Когда огонь кипит в крови.

    И предков скучны нам роскошные забавы,

    Их добросовестный, ребяческий разврат;

    И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

    Глядя насмешливо назад.

    Толпой угрюмою и скоро позабытой

    Над миром мы пройдем без шума и следа,

    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

    Ни гением начатого труда.

    И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

    Потомок оскорбит презрительным стихом,

    Насмешкой горькою обманутого сына

    Над промотавшимся отцом.

Вопросы и задания

  1. Какие свойства поколения обнажены в элегии «Дума»?
  2. Какую роль играют в произведении ораторский стиль, слова общественно-политического содержания (познанья, сомненья, бездействия и пр.), поэтические и прозаические
    обороты?
  3. В чем сложность лермонтовской позиции в «Думе»?
  4. Объясните слова и словосочетания, подумайте над синонимами к ним: грядущее, бремя, бездействие, постыдно равнодушны, презренные рабы, иссушили ум, пресыщение, на
    смешка, горькая. Какие из этих слов и словосочетаний могут обогатить обычную разговорную речь?

Свойства поколения, отражённые в элегии «Дума»

В «Думе» Лермонтов проанализировал особенности поколе]ния, рождённого после Отечественной войны 1812 года, станов]ление мировоззрения которого пришлось на период николаевской реакции после восстания декабристов в 1825 году.

Внутренняя политика Николая I была направлена на консер]вацию существующего порядка. Общественная атмосфера была такова, что в ней не проявлялось никаких яркий событий, не со]вершалось выдающихся поступков. Лермонтов пишет:

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом…

Если у поколения Пушкина была высокая цель посвятить «души прекрасные порывы» Отчизне, то у поколения Лермонтова цель только в заботе о собственном благополучии, что не может стать смысложизненным ориентиром:

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

Поколение Пушкина отчётливо осознавало свою историче]скую миссию в том, что оно должно служить для свержения са]модержавия, «самовластия» в России. Поколение Лермонтова не сумело осознать свою историческую миссию, что породило чув]ство пустоты, вызываемое отсутствием смысла жизни, и апатию:

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно-малодушны И перед властию презренные рабы.

«Поздний ум», которым обзавелись отцы к старости, навязан молодому поколению с детства, и это мертвит молодых людей, подобных «тощему плоду, до времени созрелому».

Читайте также:  Какая структура белка определяет химический состав белка и его биологические свойства

…И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Лермонтову ясно, что эти свойства поколения ведут к такому будущему, которое «иль пусто, иль темно».

Стихотворение это становится особенно важно в наше время, когда у молодого поколения формируются подобные свойства.

Роль ораторского стиля в стихотворении

Стихотворение Лермонтова «Дума» напоминает горькую речь оратора, трибуна перед своим поколением. Поэтическая мысль движется от элегического начала, от констатации чувства печали к сатире. Чтобы эта сатира не стала низкой, чтобы высо]кое негодование не превратилось в глумление и осмеяние, поэт использует одическую, высокую лексику философского и обще]ственно-политического содержания и оценочные эпитеты «по]зорно», «постыдно», «презренные».

Значение слов и выражений

Грядущее будущее.

Бремя тяжесть.

Бездействие отсутствие действия.

Постыдно равнодушны безучастны настолько, что это без]участие вызывает чувство стыда.

Презренные рабы рабы, достойные того, чтобы их прези]рали.

Иссушили ум добровольно лишили себя права чувствовать мир во всей его полноте.

Пресыщение чрезмерное насыщение.

Насмешка горькая насмешка, которая вызывает досаду и обиду на самих себя.

На этой странице искали:

  • какие свойства поколения обнажены в элегии Дума
  • анализ стихотворения ДУМА
  • анализ стихотворения лермонтова дума
  • в чем сложность лермонтовской позиции в думе
  • характеристика стихотворения дума

Свойства поколения, отражённые в элегии “Дума”

В “Думе” Лермонтов проанализировал особенности поколе­ния, рождённого после Отечественной войны 1812 года, станов­ление мировоззрения которого пришлось на период николаевской реакции после восстания декабристов в 1825 году.

Внутренняя политика Николая I была направлена на консер­вацию существующего порядка. Общественная атмосфера была такова, что в ней не проявлялось никаких яркий событий, не со­вершалось выдающихся поступков. Лермонтов пишет:

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом…

Если у поколения Пушкина была высокая цель — посвятить “души прекрасные порывы” Отчизне, то у поколения Лермонтова цель только в заботе о собственном благополучии, что не может стать смысложизненным ориентиром:

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

Поколение Пушкина отчётливо осознавало свою историче­скую миссию в том, что оно должно служить для свержения са­модержавия, “самовластия” в России. Поколение Лермонтова не сумело осознать

свою историческую миссию, что породило чув­ство пустоты, вызываемое отсутствием смысла жизни, и апатию:

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно-малодушны И перед властию — презренные рабы.

“Поздний ум”, которым обзавелись отцы к старости, навязан молодому поколению с детства, и это мертвит молодых людей, подобных “тощему плоду, до времени созрелому”.

…И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Лермонтову ясно, что эти свойства поколения ведут к такому будущему, которое “иль пусто, иль темно”.

Стихотворение это становится особенно важно в наше время, когда у молодого поколения формируются подобные свойства.

Роль ораторского стиля в стихотворении

Стихотворение Лермонтова “Дума” напоминает горькую речь оратора, трибуна перед своим поколением. Поэтическая мысль движется от элегического начала, от констатации чувства печали к сатире. Чтобы эта сатира не стала низкой, чтобы высо­кое негодование не превратилось в глумление и осмеяние, поэт использует одическую, высокую лексику философского и обще­ственно-политического содержания и оценочные эпитеты “по­зорно”, “постыдно”, “презренные”.

Значение слов и выражений

Грядущее — будущее.

Бремя — тяжесть.

Бездействие — отсутствие действия.

Постыдно равнодушны — безучастны настолько, что это без­участие вызывает чувство стыда.

Презренные рабы — рабы, достойные того, чтобы их прези­рали.

Иссушили ум — добровольно лишили себя права чувствовать мир во всей его полноте.

Пресыщение — чрезмерное насыщение.

Насмешка горькая — насмешка, которая вызывает досаду и обиду на самих себя.

Глоссарий:

– какие свойства поколения обнажены в элегии Дума

– анализ стихотворения ДУМА

– в чем сложность лермонтовской позиции в думе

– анализ стихотворения лермонтова дума

– какие свойства поколения обнажены в элегии Дума?

Другие работы по этой теме:

  1. Стихотворение относится к философской лирике Лермонтова. Главная тема – это судьба целого поколения. Основная мысль заключается в первой же сточке:” Печально я гляжу на наше…
  2. И скажите, в чем загадка чередования периодов истории? В одном и том же народе, за каких‑нибудь десять лет спадает вся общественная энергия, импульсы доблести, сменивши…
  3. Если пушкинские стихотворения полны светлых надежд, то в стихах Лермонтова, по замечанию Белинского, “уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностию, безверием в жизнь и…

В «Думе» Лермонтов проанализировал особенности поколения, рождённого после Отечественной войны 1812 года, становление мировоззрения которого пришлось на период николаевской реакции после восстания декабристов в 1825 году.

Внутренняя политика Николая I была направлена на консервацию существующего порядка. Общественная атмосфера была такова, что в ней не проявлялось никаких яркий событий, не совершалось выдающихся поступков. Лермонтов пишет:

Богаты мы, едва из колыбели,Ошибками отцов и поздним их умом…

Если у поколения Пушкина была высокая цель — посвятить «души прекрасные порывы» Отчизне, то у поколения Лермонтова цель только в заботе о собственном благополучии, что не может стать смысложизненным ориентиром:

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,Как пир на празднике чужом.

Поколение Пушкина отчётливо осознавало свою историческую миссию в том, что оно должно служить для свержения самодержавия, «самовластия» в России. Поколение Лермонтова не сумело осознать свою историческую миссию, что породило чувство пустоты, вызываемое отсутствием смысла жизни, и апатию:

К добру и злу постыдно равнодушны,В начале поприща мы вянем без борьбы;Перед опасностью позорно-малодушныИ перед властию — презренные рабы.

«Поздний ум», которым обзавелись отцы к старости, навязан молодому поколению с детства, и это мертвит молодых людей, подобных «тощему плоду, до времени созрелому».

И царствует в душе какой-то холод тайный,Когда огонь кипит в крови.

Лермонтову ясно, что эти свойства поколения ведут к такому будущему, которое «иль пусто, иль темно».

Стихотворение это становится особенно важно в наше время, когда у молодого поколения формируются подобные свойства.

Как скачать бесплатное сочинение?
. И ссылка на это сочинение; Свойства поколения, отражённые в элегии «Дума» М. Ю. Лермонтова
уже в твоих закладках.

Дополнительные сочинения по данной теме


    Стихотворения
    Жалобы турка Монолог Одиночество Звезда Предсказание Небо и звезды Волны и люди Мой дом Мой демон Нет, я не Байрон, я другой… Я жить хочу! хочу печали… Парус Бородино Смерть поэта Узник Когда волнуется желтеющая нива… Молитва Кинжал Дума Молитва 1-е января И скучно и грустно Журналист, Читатель и Писатель Благодарность Тучи Прощай, немытая Россия… Родина Из-под таинственной, холодной полумаски… Нет, не тебя так пылко я люблю… На севере
    Составьте краткий план «Панорамы Москвы» Лермонтова. Вид Москвы с колокольни Ивана Великого в Кремле. «Гимн колоколов» московских церквей и монастырей. Вид Москвы на север от Кремля (Марьина роща, Сухарева башня). Центр города (Петровский театр). Вид Москвы на востоке (купола Василия Блаженного, памятник Минину, «мелкая, широкая, грязная Москва-река»). Вид Москвы к югу — долина, усыпанная домами и церквями до Поклонной горы. На западе — мосты через реку и «верхи» Донского монастыря.
    Исторические условия формирования. (Эпоха Пушкина и Лермонтова: время накануне восстания декабристов и наступившая после его разгрома реакция.)
    Сходство и различие взглядов и настроений поэтов. Тема поэта в творчестве Лермонтова в сопоставлении с лирикой Пушкина. (Лермонтов: поэт — не одинокий провидец, а народный трибун, обречен жить и творить в обществе, где проповедь любви и правды воспринимается с непониманием и злобой. Пушкин: поэт — пророк, призванный служить людям. «Хочу воспеть свободу миру, на
    Исторические условия формирования. (Эпоха Пушкина и Лермонтова: время накануне восстания декабристов и наступившая после его разгрома реакция.) Сходство и различие взглядов и настроений поэтов. Тема поэта в творчестве Лермонтова в сопоставлении с лирикой Пушкина. (Лермонтов: поэт — не одинокий провидец, а народный трибун, обречен жить и творить в обществе, где проповедь любви и правды воспринимается с непониманием и злобой. Пушкин: поэт — пророк, призванный служить людям. «Хочу воспеть свободу миру,
    Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году. Отношения между его родителями не сложились, и воспитанием маленького Миши занималась его бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева. Лермонтов окончил благородный пансион при Московском университете и сам Московский университет. Оттуда Лермонтов ушёл в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. После её окончания он стал офицером лейб-гвардии гусарского полка. В 1837 году на дуэли погиб А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «На
    Сочинение состоит из трех частей. В сочинениях на литературные темы это Вступление, основная часть, вывод.
    В сочинениях на нелитературные и на свободные темы — это Тезис, доказательство, вывод.
    Вступление к сочинению (тезис) не должно быть стандартным Оно должно отвечать теме, а изложение материала вызывать не только мысли, но и чувства.
    Важная черта основной части — ее конкретность. Тему нужно раскрывать не общими фразами, а, освещая идейно-художественное содержание произведения, следует аргументировать свои мысли. Конкретность
    Белинский увидел в творчестве Лермонтова новое явление русской литературы. В статьях «Стихотворения М. Лермонтова» и «Герой нашего времени» критик отмечал, что лермонтовская поэзия полна страстной мысли, в ней решаются самые трагические проблемы современности.
    Лермонтов воспринимался Белинским как преемник Пушкина. Но, сопоставляя двух поэтов, критик писал о глубоком различии их поэзии. Описание событий в романах и других произведениях Пушкина сложилось на гребне движения декабристов и питалось надеждами свободы. Описание событий в романах
Читайте также:  Какие физическими свойствами характеризуются вещества с ионными

В современном мире поэт не видит напряженных страстей, энергии. Знаменитая элегия «Дума» прозвучала как
бы проклятием, похоронной песнью потерянному поколению. Трусость выдвигается причиной рабства, рабство —
следствием бездействия. Свойства поколения обнажены с
беспощадной трезвостью. Лермонтов стремился сохранить сдержанную сосредоточенность и не дать волю эмоциям, которые переполняли его. Но за этой сдержанностью чувствуется, что поэт исполнен негодования, которое временами вырывается наружу в откровенно
оценочных эпитетах: «постыдно равнодушны», «позорно
малодушны», «презренные рабы».

Внутри единой и цельной поэтической мысли живет напряженный конфликт
между сдержанностью тона и взволнованностью:

    И царствует в душе какой-то холод тайный,

    Когда огонь кипит в крови.

Такой характер поэтической мысли приводит к противоречию между смысловой законченностью фразы
и эмоциональной выделенностью отдельного слова. Каждая фраза, каждая часть завершены, причем эта завершенность подчеркнута поэтическими формулами, тяготеющими к афористичности 1 («Печально я гляжу на наше
поколенье!», «К добру и злу постыдно равнодушны…»,
«И ненавидим мы, и любим мы случайно…» и др.).
Но каждая законченная в смысловом и интонационном
значении часть не вмещает всей авторской эмоции, которая как бы разрывает их рамки.

Поэтическая мысль стихотворения развивается от
элегии к «высокой» сатире, близкой к оде, но только
насыщенной горькой и скорбной иронией. Эта ирония
подчеркивает трагизм ситуации и ее неразрешимость,
безысходность.

Основную эмоционально-смысловую нагрузку в первой части несут слова, освещенные традицией элегического романтизма: «печально», «состарится», «томит»,
«вянем». Другой стилистический пласт — слова философского и отчасти общественно-политического содержания: «познанья», «сомненья», «бездействии», «добру и
злу», «борьбы», «властию», «рабы». Они придают элегии
характер философского размышления 2 . На этом фоне интонационно-выразительно звучат слова ораторского стиля: «постыдно», «позорно», «презренные». Они подготавливают высокую романтическую ноту:

    Так тощий плод, до времени созрелый,

    Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

    Висит между цветов, пришлец осиротелый,

    И час их красоты — его паденья час!

Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют.
Выразительный эффект достигается игрой поэтических и
прозаических оборотов: «мечты поэзии», «создания искусства», «восторгом сладостным», «чаши наслажденья»
и «остаток», «касались». Сюда же нужно отнести упо-
требление контрастных понятий и слов («ненавидим» —
«любим», «ни злобе» — «ни любви», «холод» — «огонь»,
«забавы» — «разврат», «спешим» — «назад», «к гробу» —
«насмешливо», «царствует» (т. е. величаво-спокойно господствует) — «кипит»). Лермонтов последовательно снимает покров романтики с поколения.

В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский
оттенок («ни мысли плодовитой», «ни гением начатого
труда», «судья», «гражданин», «потомок», «оскорбит»,
«презрительным»). Здесь уже совершенно нет былой элегичности. Вместо нее — бытовой, обыденный план («Насмешкой горькою обманутого сына/ Над промотавшимся
отцом»). Чем дальше развенчивается поколение, тем
прозаичнее стиль. Последнее сравнение передает ироническую и горькую правду о поколении, жизнь которого
протекает пошло, безрадостно. В этом заключается его
общественная трагедия. Однако моральная опустошенность поколения по контрасту вызывает представление о
высоте лермонтовских запросов к жизни и глубину его
понимания современности.

Сочетание в «Думе» различных стилистических пластов, смена интонаций свидетельствуют о жанровом своеобразии стихотворения. В «Думе» совмещены признаки
различных жанров — «унылой» и философской элегии,
гражданской оды, высокой сатиры.

Память о том или ином жанре вызывается словом и
стилем. Лермонтов, подобно Пушкину, мыслит уже не
жанрами и их признаками, а стилями. Этот переход от
мышления жанрами к мышлению стилями характеризует развитие русской литературы от начала XIX века к
его концу.

Сложность лермонтовской позиции в «Думе» заключается в том, что поколение осуждается личностью, которая не отделяет себя от поколения. Лермонтов чувствовал, что и он заражен неверием в лучшее, что и его
чувства становятся холодными, что и он не испытывает
надежд на счастье.

1 Т. е. краткой, меткой, изящной речи.

2 Философское размышление — богатое глубокими, обобщающими
мыслями.

Источник