Какие свойства поколения в элегии дума

Вопросы и задания к стр. 271
1. Какие свойства поколения обнажены в элегии «Дума»?
В «Думе» Лермонтов проанализировал особенности поколения, рождённого после Отечественной войны 1812 года, становление мировоззрения которого пришлось на период николаевской реакции после восстания декабристов в 1825 году.
Внутренняя политика Николая I была направлена на консервацию существующего порядка. Общественная атмосфера была такова, что в ней не проявлялось никаких яркий событий, не совершалось выдающихся поступков. Лермонтов пишет:
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом…
Если у поколения Пушкина была высокая цель — посвятить «души прекрасные порывы» Отчизне, то у поколения Лермонтова цель только в заботе о собственном благополучии, что не может стать смысложизненным ориентиром:
…И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
Поколение Пушкина отчётливо осознавало свою историческую миссию в том, что оно должно служить для свержения самодержавия, «самовластия» в России. Поколение Лермонтова не сумело осознать свою историческую миссию, что породило чувство пустоты, вызываемое отсутствием смысла жизни, и апатию:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны
И перед властию — презренные рабы.
«Поздний ум», которым обзавелись отцы к старости, навязан молодому поколению с детства, и это мертвит молодых людей, подобных «тощему плоду, до времени созрелому».
Далее Лермонтов описывает конкретные черты, сформировавшиеся в поколении: иссушенный бесплодной наукой ум, страх пресыщения, боязнь осмеяния, двойственность мироощущения:
…И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Лермонтову ясно, что эти свойства поколения ведут к такому будущему, которое «иль пусто, иль темно».
Стихотворение это становится особенно важно в наше время, когда у молодого поколения формируются подобные свойства.
2. Какую роль играют в произведении ораторский стиль, слова общественно-политического содержания (познания, сомненья, бездействия и пр.), поэтические и прозаические обороты?
Стихотворение Лермонтова «Дума» напоминает горькую речь оратора, трибуна перед своим поколением. Поэтическая мысль движется от элегического начала, от констатации чувства печали к сатире. Чтобы эта сатира не стала низкой, чтобы высокое негодование не превратилось в глумление и осмеяние, поэт использует одическую, высокую лексику философского и общественно-политического содержания и оценочные эпитеты «позорно», «постыдно», «презренные».
3. В чем сложность лермонтовской позиции в «Думе»?
Сложность авторской позиции в «Думе» состоит в том, что Лермонтов сам относится к тому поколению, которое обличает, и сам, может быть, даже в большей степени, чем другие, является носителем описанных им качеств.
4. Объясните слова и словосочетания, подумайте над синонимами к ним: грядущее, бремя, бездействие, постыдно равнодушны, презренные рабы, иссушили ум, пресыщение, на смешка, горькая. Какие из этих слов и словосочетаний могут обогатить обычную разговорную речь?
Грядущее — будущее.
Бремя — тяжесть.
Бездействие — отсутствие действия.
Постыдно равнодушны — безучастны настолько, что это безучастие вызывает чувство стыда.
Презренные рабы — рабы, достойные того, чтобы их презирали.
Иссушили ум — добровольно лишили себя права чувствовать мир во всей его полноте.
Пресыщение — чрезмерное насыщение.
Насмешка горькая — насмешка, которая вызывает досаду и обиду на самих себя.
Дума
В жизни своей и своего поколения Лермонтов не видел ничего великого — ни подвигов, ни актов гражданской доблести, ни самопожертвования ради других людей или Отчизны. Жизнь, по его мнению, протекала однообразно и скучно. Такая участь не удовлетворяла поэта. Он винил в этом и общество, и себя, и поколение, и весь миропорядок. Об этом и написана «Дума» (1838).
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
- Какие свойства поколения обнажены в элегии «Дума»?
- Какую роль играют в произведении ораторский стиль, слова общественно-политического содержания (познанья, сомненья, бездействия и пр.), поэтические и прозаические обороты?
- В чем сложность лермонтовской позиции в «Думе»?
- Объясните слова и словосочетания, подумайте над синонимами к ним: грядущее, бремя, бездействие, постыдно равнодушны, презренные рабы, иссушили ум, пресыщение, на смешка, горькая. Какие из этих слов и словосочетаний могут обогатить обычную разговорную речь?
Элегия «Дума»
В современном мире поэт не видит напряженных страстей, энергии. Знаменитая элегия «Дума» прозвучала как бы проклятием, похоронной песнью потерянному поколению. Трусость выдвигается причиной рабства, рабство — следствием бездействия. Свойства поколения обнажены с беспощадной трезвостью. Лермонтов стремился сохранить сдержанную сосредоточенность и не дать волю эмоциям, которые переполняли его. Но за этой сдержанностью чувствуется, что поэт исполнен негодования, которое временами вырывается наружу в откровенно оценочных эпитетах: «постыдно равнодушны», «позорно малодушны», «презренные рабы». Внутри единой и цельной поэтической мысли живет напряженный конфликт между сдержанностью тона и взволнованностью:
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Такой характер поэтической мысли приводит к противоречию между смысловой законченностью фразы и эмоциональной выделенностью отдельного слова. Каждая фраза, каждая часть завершены, причем эта завершенность подчеркнута поэтическими формулами, тяготеющими к афористичности1 («Печально я гляжу на наше поколенье!», «К добру и злу постыдно равнодушны…», «И ненавидим мы, и любим мы случайно…» и др.). Но каждая законченная в смысловом и интонационном значении часть не вмещает всей авторской эмоции, которая как бы разрывает их рамки.
Поэтическая мысль стихотворения развивается от элегии к «высокой» сатире, близкой к оде, но только насыщенной горькой и скорбной иронией. Эта ирония подчеркивает трагизм ситуации и ее неразрешимость, безысходность.
Основную эмоционально-смысловую нагрузку в первой части несут слова, освещенные традицией элегического романтизма: «печально», «состарится», «томит», «вянем». Другой стилистический пласт — слова философского и отчасти общественно-политического содержания: «познанья», «сомненья», «бездействии», «добру и злу», «борьбы», «властию», «рабы». Они придают элегии характер философского размышления2. На этом фоне интонационно-выразительно звучат слова ораторского стиля: «постыдно», «позорно», «презренные». Они подготавливают высокую романтическую ноту:
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!
Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют. Выразительный эффект достигается игрой поэтических и прозаических оборотов: «мечты поэзии», «создания искусства», «восторгом сладостным», «чаши наслажденья» и «остаток», «касались». Сюда же нужно отнести упо- требление контрастных понятий и слов («ненавидим» — «любим», «ни злобе» — «ни любви», «холод» — «огонь», «забавы» — «разврат», «спешим» — «назад», «к гробу» — «насмешливо», «царствует» (т. е. величаво-спокойно господствует) — «кипит»). Лермонтов последовательно снимает покров романтики с поколения.
В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок («ни мысли плодовитой», «ни гением начатого труда», «судья», «гражданин», «потомок», «оскорбит», «презрительным»). Здесь уже совершенно нет былой элегичности. Вместо нее — бытовой, обыденный план («Насмешкой горькою обманутого сына/ Над промотавшимся отцом»). Чем дальше развенчивается поколение, тем прозаичнее стиль. Последнее сравнение передает ироническую и горькую правду о поколении, жизнь которого протекает пошло, безрадостно. В этом заключается его общественная трагедия. Однако моральная опустошенность поколения по контрасту вызывает представление о высоте лермонтовских запросов к жизни и глубину его понимания современности.
Сочетание в «Думе» различных стилистических пластов, смена интонаций свидетельствуют о жанровом своеобразии стихотворения. В «Думе» совмещены признаки различных жанров — «унылой» и философской элегии, гражданской оды, высокой сатиры.
Память о том или ином жанре вызывается словом и стилем. Лермонтов, подобно Пушкину, мыслит уже не жанрами и их признаками, а стилями. Этот переход от мышления жанрами к мышлению стилями характеризует развитие русской литературы от начала XIX века к его концу.
Сложность лермонтовской позиции в «Думе» заключается в том, что поколение осуждается личностью, которая не отделяет себя от поколения. Лермонтов чувствовал, что и он заражен неверием в лучшее, что и его чувства становятся холодными, что и он не испытывает надежд на счастье.
Примечания
1 Т. е. краткой, меткой, изящной речи.
2 Философское размышление — богатое глубокими, обобщающими мыслями.
В жизни своей и своего поколения Лермонтов не видел ничего великого — ни подвигов, ни актов гражданской доблести, ни самопожертвования ради
других людей или Отчизны. Жизнь, по его мнению, протекала однообразно и скучно. Такая участь не удовлетворяла поэта. Он винил в этом и общество, и себя, и поколение, и весь миропорядок. Об этом и написана «Дума» (1838).
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Вопросы и задания
- Какие свойства поколения обнажены в элегии «Дума»?
- Какую роль играют в произведении ораторский стиль, слова общественно-политического содержания (познанья, сомненья, бездействия и пр.), поэтические и прозаические
обороты? - В чем сложность лермонтовской позиции в «Думе»?
- Объясните слова и словосочетания, подумайте над синонимами к ним: грядущее, бремя, бездействие, постыдно равнодушны, презренные рабы, иссушили ум, пресыщение, на
смешка, горькая. Какие из этих слов и словосочетаний могут обогатить обычную разговорную речь?
Свойства поколения, отражённые в элегии «Дума»
В «Думе» Лермонтов проанализировал особенности поколе]ния, рождённого после Отечественной войны 1812 года, станов]ление мировоззрения которого пришлось на период николаевской реакции после восстания декабристов в 1825 году.
Внутренняя политика Николая I была направлена на консер]вацию существующего порядка. Общественная атмосфера была такова, что в ней не проявлялось никаких яркий событий, не со]вершалось выдающихся поступков. Лермонтов пишет:
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом…
Если у поколения Пушкина была высокая цель посвятить «души прекрасные порывы» Отчизне, то у поколения Лермонтова цель только в заботе о собственном благополучии, что не может стать смысложизненным ориентиром:
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
Поколение Пушкина отчётливо осознавало свою историче]скую миссию в том, что оно должно служить для свержения са]модержавия, «самовластия» в России. Поколение Лермонтова не сумело осознать свою историческую миссию, что породило чув]ство пустоты, вызываемое отсутствием смысла жизни, и апатию:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны И перед властию презренные рабы.
«Поздний ум», которым обзавелись отцы к старости, навязан молодому поколению с детства, и это мертвит молодых людей, подобных «тощему плоду, до времени созрелому».
…И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Лермонтову ясно, что эти свойства поколения ведут к такому будущему, которое «иль пусто, иль темно».
Стихотворение это становится особенно важно в наше время, когда у молодого поколения формируются подобные свойства.
Роль ораторского стиля в стихотворении
Стихотворение Лермонтова «Дума» напоминает горькую речь оратора, трибуна перед своим поколением. Поэтическая мысль движется от элегического начала, от констатации чувства печали к сатире. Чтобы эта сатира не стала низкой, чтобы высо]кое негодование не превратилось в глумление и осмеяние, поэт использует одическую, высокую лексику философского и обще]ственно-политического содержания и оценочные эпитеты «по]зорно», «постыдно», «презренные».
Значение слов и выражений
Грядущее будущее.
Бремя тяжесть.
Бездействие отсутствие действия.
Постыдно равнодушны безучастны настолько, что это без]участие вызывает чувство стыда.
Презренные рабы рабы, достойные того, чтобы их прези]рали.
Иссушили ум добровольно лишили себя права чувствовать мир во всей его полноте.
Пресыщение чрезмерное насыщение.
Насмешка горькая насмешка, которая вызывает досаду и обиду на самих себя.
На этой странице искали:
- какие свойства поколения обнажены в элегии Дума
- анализ стихотворения ДУМА
- анализ стихотворения лермонтова дума
- в чем сложность лермонтовской позиции в думе
- характеристика стихотворения дума
Свойства поколения, отражённые в элегии “Дума”
В “Думе” Лермонтов проанализировал особенности поколения, рождённого после Отечественной войны 1812 года, становление мировоззрения которого пришлось на период николаевской реакции после восстания декабристов в 1825 году.
Внутренняя политика Николая I была направлена на консервацию существующего порядка. Общественная атмосфера была такова, что в ней не проявлялось никаких яркий событий, не совершалось выдающихся поступков. Лермонтов пишет:
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом…
Если у поколения Пушкина была высокая цель — посвятить “души прекрасные порывы” Отчизне, то у поколения Лермонтова цель только в заботе о собственном благополучии, что не может стать смысложизненным ориентиром:
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
Поколение Пушкина отчётливо осознавало свою историческую миссию в том, что оно должно служить для свержения самодержавия, “самовластия” в России. Поколение Лермонтова не сумело осознать
свою историческую миссию, что породило чувство пустоты, вызываемое отсутствием смысла жизни, и апатию:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны И перед властию — презренные рабы.
“Поздний ум”, которым обзавелись отцы к старости, навязан молодому поколению с детства, и это мертвит молодых людей, подобных “тощему плоду, до времени созрелому”.
…И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Лермонтову ясно, что эти свойства поколения ведут к такому будущему, которое “иль пусто, иль темно”.
Стихотворение это становится особенно важно в наше время, когда у молодого поколения формируются подобные свойства.
Роль ораторского стиля в стихотворении
Стихотворение Лермонтова “Дума” напоминает горькую речь оратора, трибуна перед своим поколением. Поэтическая мысль движется от элегического начала, от констатации чувства печали к сатире. Чтобы эта сатира не стала низкой, чтобы высокое негодование не превратилось в глумление и осмеяние, поэт использует одическую, высокую лексику философского и общественно-политического содержания и оценочные эпитеты “позорно”, “постыдно”, “презренные”.
Значение слов и выражений
Грядущее — будущее.
Бремя — тяжесть.
Бездействие — отсутствие действия.
Постыдно равнодушны — безучастны настолько, что это безучастие вызывает чувство стыда.
Презренные рабы — рабы, достойные того, чтобы их презирали.
Иссушили ум — добровольно лишили себя права чувствовать мир во всей его полноте.
Пресыщение — чрезмерное насыщение.
Насмешка горькая — насмешка, которая вызывает досаду и обиду на самих себя.
Глоссарий:
– какие свойства поколения обнажены в элегии Дума
– анализ стихотворения ДУМА
– в чем сложность лермонтовской позиции в думе
– анализ стихотворения лермонтова дума
– какие свойства поколения обнажены в элегии Дума?
Другие работы по этой теме:
- Стихотворение относится к философской лирике Лермонтова. Главная тема – это судьба целого поколения. Основная мысль заключается в первой же сточке:” Печально я гляжу на наше…
- И скажите, в чем загадка чередования периодов истории? В одном и том же народе, за каких‑нибудь десять лет спадает вся общественная энергия, импульсы доблести, сменивши…
- Если пушкинские стихотворения полны светлых надежд, то в стихах Лермонтова, по замечанию Белинского, “уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностию, безверием в жизнь и…
В «Думе» Лермонтов проанализировал особенности поколения, рождённого после Отечественной войны 1812 года, становление мировоззрения которого пришлось на период николаевской реакции после восстания декабристов в 1825 году.
Внутренняя политика Николая I была направлена на консервацию существующего порядка. Общественная атмосфера была такова, что в ней не проявлялось никаких яркий событий, не совершалось выдающихся поступков. Лермонтов пишет:
Богаты мы, едва из колыбели,Ошибками отцов и поздним их умом…
Если у поколения Пушкина была высокая цель — посвятить «души прекрасные порывы» Отчизне, то у поколения Лермонтова цель только в заботе о собственном благополучии, что не может стать смысложизненным ориентиром:
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,Как пир на празднике чужом.
Поколение Пушкина отчётливо осознавало свою историческую миссию в том, что оно должно служить для свержения самодержавия, «самовластия» в России. Поколение Лермонтова не сумело осознать свою историческую миссию, что породило чувство пустоты, вызываемое отсутствием смысла жизни, и апатию:
К добру и злу постыдно равнодушны,В начале поприща мы вянем без борьбы;Перед опасностью позорно-малодушныИ перед властию — презренные рабы.
«Поздний ум», которым обзавелись отцы к старости, навязан молодому поколению с детства, и это мертвит молодых людей, подобных «тощему плоду, до времени созрелому».
И царствует в душе какой-то холод тайный,Когда огонь кипит в крови.
Лермонтову ясно, что эти свойства поколения ведут к такому будущему, которое «иль пусто, иль темно».
Стихотворение это становится особенно важно в наше время, когда у молодого поколения формируются подобные свойства.
Как скачать бесплатное сочинение?
. И ссылка на это сочинение; Свойства поколения, отражённые в элегии «Дума» М. Ю. Лермонтова
уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме
Стихотворения
Жалобы турка Монолог Одиночество Звезда Предсказание Небо и звезды Волны и люди Мой дом Мой демон Нет, я не Байрон, я другой… Я жить хочу! хочу печали… Парус Бородино Смерть поэта Узник Когда волнуется желтеющая нива… Молитва Кинжал Дума Молитва 1-е января И скучно и грустно Журналист, Читатель и Писатель Благодарность Тучи Прощай, немытая Россия… Родина Из-под таинственной, холодной полумаски… Нет, не тебя так пылко я люблю… На севере
Составьте краткий план «Панорамы Москвы» Лермонтова. Вид Москвы с колокольни Ивана Великого в Кремле. «Гимн колоколов» московских церквей и монастырей. Вид Москвы на север от Кремля (Марьина роща, Сухарева башня). Центр города (Петровский театр). Вид Москвы на востоке (купола Василия Блаженного, памятник Минину, «мелкая, широкая, грязная Москва-река»). Вид Москвы к югу — долина, усыпанная домами и церквями до Поклонной горы. На западе — мосты через реку и «верхи» Донского монастыря.
Исторические условия формирования. (Эпоха Пушкина и Лермонтова: время накануне восстания декабристов и наступившая после его разгрома реакция.)
Сходство и различие взглядов и настроений поэтов. Тема поэта в творчестве Лермонтова в сопоставлении с лирикой Пушкина. (Лермонтов: поэт — не одинокий провидец, а народный трибун, обречен жить и творить в обществе, где проповедь любви и правды воспринимается с непониманием и злобой. Пушкин: поэт — пророк, призванный служить людям. «Хочу воспеть свободу миру, на
Исторические условия формирования. (Эпоха Пушкина и Лермонтова: время накануне восстания декабристов и наступившая после его разгрома реакция.) Сходство и различие взглядов и настроений поэтов. Тема поэта в творчестве Лермонтова в сопоставлении с лирикой Пушкина. (Лермонтов: поэт — не одинокий провидец, а народный трибун, обречен жить и творить в обществе, где проповедь любви и правды воспринимается с непониманием и злобой. Пушкин: поэт — пророк, призванный служить людям. «Хочу воспеть свободу миру,
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году. Отношения между его родителями не сложились, и воспитанием маленького Миши занималась его бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева. Лермонтов окончил благородный пансион при Московском университете и сам Московский университет. Оттуда Лермонтов ушёл в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. После её окончания он стал офицером лейб-гвардии гусарского полка. В 1837 году на дуэли погиб А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «На
Сочинение состоит из трех частей. В сочинениях на литературные темы это Вступление, основная часть, вывод.
В сочинениях на нелитературные и на свободные темы — это Тезис, доказательство, вывод.
Вступление к сочинению (тезис) не должно быть стандартным Оно должно отвечать теме, а изложение материала вызывать не только мысли, но и чувства.
Важная черта основной части — ее конкретность. Тему нужно раскрывать не общими фразами, а, освещая идейно-художественное содержание произведения, следует аргументировать свои мысли. Конкретность
Белинский увидел в творчестве Лермонтова новое явление русской литературы. В статьях «Стихотворения М. Лермонтова» и «Герой нашего времени» критик отмечал, что лермонтовская поэзия полна страстной мысли, в ней решаются самые трагические проблемы современности.
Лермонтов воспринимался Белинским как преемник Пушкина. Но, сопоставляя двух поэтов, критик писал о глубоком различии их поэзии. Описание событий в романах и других произведениях Пушкина сложилось на гребне движения декабристов и питалось надеждами свободы. Описание событий в романах
В современном мире поэт не видит напряженных страстей, энергии. Знаменитая элегия «Дума» прозвучала как
бы проклятием, похоронной песнью потерянному поколению. Трусость выдвигается причиной рабства, рабство —
следствием бездействия. Свойства поколения обнажены с
беспощадной трезвостью. Лермонтов стремился сохранить сдержанную сосредоточенность и не дать волю эмоциям, которые переполняли его. Но за этой сдержанностью чувствуется, что поэт исполнен негодования, которое временами вырывается наружу в откровенно
оценочных эпитетах: «постыдно равнодушны», «позорно
малодушны», «презренные рабы».
Внутри единой и цельной поэтической мысли живет напряженный конфликт
между сдержанностью тона и взволнованностью:
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Такой характер поэтической мысли приводит к противоречию между смысловой законченностью фразы
и эмоциональной выделенностью отдельного слова. Каждая фраза, каждая часть завершены, причем эта завершенность подчеркнута поэтическими формулами, тяготеющими к афористичности 1 («Печально я гляжу на наше
поколенье!», «К добру и злу постыдно равнодушны…»,
«И ненавидим мы, и любим мы случайно…» и др.).
Но каждая законченная в смысловом и интонационном
значении часть не вмещает всей авторской эмоции, которая как бы разрывает их рамки.
Поэтическая мысль стихотворения развивается от
элегии к «высокой» сатире, близкой к оде, но только
насыщенной горькой и скорбной иронией. Эта ирония
подчеркивает трагизм ситуации и ее неразрешимость,
безысходность.
Основную эмоционально-смысловую нагрузку в первой части несут слова, освещенные традицией элегического романтизма: «печально», «состарится», «томит»,
«вянем». Другой стилистический пласт — слова философского и отчасти общественно-политического содержания: «познанья», «сомненья», «бездействии», «добру и
злу», «борьбы», «властию», «рабы». Они придают элегии
характер философского размышления 2 . На этом фоне интонационно-выразительно звучат слова ораторского стиля: «постыдно», «позорно», «презренные». Они подготавливают высокую романтическую ноту:
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!
Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют.
Выразительный эффект достигается игрой поэтических и
прозаических оборотов: «мечты поэзии», «создания искусства», «восторгом сладостным», «чаши наслажденья»
и «остаток», «касались». Сюда же нужно отнести упо-
требление контрастных понятий и слов («ненавидим» —
«любим», «ни злобе» — «ни любви», «холод» — «огонь»,
«забавы» — «разврат», «спешим» — «назад», «к гробу» —
«насмешливо», «царствует» (т. е. величаво-спокойно господствует) — «кипит»). Лермонтов последовательно снимает покров романтики с поколения.
В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский
оттенок («ни мысли плодовитой», «ни гением начатого
труда», «судья», «гражданин», «потомок», «оскорбит»,
«презрительным»). Здесь уже совершенно нет былой элегичности. Вместо нее — бытовой, обыденный план («Насмешкой горькою обманутого сына/ Над промотавшимся
отцом»). Чем дальше развенчивается поколение, тем
прозаичнее стиль. Последнее сравнение передает ироническую и горькую правду о поколении, жизнь которого
протекает пошло, безрадостно. В этом заключается его
общественная трагедия. Однако моральная опустошенность поколения по контрасту вызывает представление о
высоте лермонтовских запросов к жизни и глубину его
понимания современности.
Сочетание в «Думе» различных стилистических пластов, смена интонаций свидетельствуют о жанровом своеобразии стихотворения. В «Думе» совмещены признаки
различных жанров — «унылой» и философской элегии,
гражданской оды, высокой сатиры.
Память о том или ином жанре вызывается словом и
стилем. Лермонтов, подобно Пушкину, мыслит уже не
жанрами и их признаками, а стилями. Этот переход от
мышления жанрами к мышлению стилями характеризует развитие русской литературы от начала XIX века к
его концу.
Сложность лермонтовской позиции в «Думе» заключается в том, что поколение осуждается личностью, которая не отделяет себя от поколения. Лермонтов чувствовал, что и он заражен неверием в лучшее, что и его
чувства становятся холодными, что и он не испытывает
надежд на счастье.
1 Т. е. краткой, меткой, изящной речи.
2 Философское размышление — богатое глубокими, обобщающими
мыслями.