Какие свойства поколения обнажены в элегии дума

Дума

В жизни своей и своего поколения Лермонтов не видел ничего великого — ни подвигов, ни актов гражданской доблести, ни самопожертвования ради других людей или Отчизны. Жизнь, по его мнению, протекала однообразно и скучно. Такая участь не удовлетворяла поэта. Он винил в этом и общество, и себя, и поколение, и весь миропорядок. Об этом и написана «Дума» (1838).

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

  1. Какие свойства поколения обнажены в элегии «Дума»?
  2. Какую роль играют в произведении ораторский стиль, слова общественно-политического содержания (познанья, сомненья, бездействия и пр.), поэтические и прозаические обороты?
  3. В чем сложность лермонтовской позиции в «Думе»?
  4. Объясните слова и словосочетания, подумайте над синонимами к ним: грядущее, бремя, бездействие, постыдно равнодушны, презренные рабы, иссушили ум, пресыщение, на смешка, горькая. Какие из этих слов и словосочетаний могут обогатить обычную разговорную речь?

Элегия «Дума»

В современном мире поэт не видит напряженных страстей, энергии. Знаменитая элегия «Дума» прозвучала как бы проклятием, похоронной песнью потерянному поколению. Трусость выдвигается причиной рабства, рабство — следствием бездействия. Свойства поколения обнажены с беспощадной трезвостью. Лермонтов стремился сохранить сдержанную сосредоточенность и не дать волю эмоциям, которые переполняли его. Но за этой сдержанностью чувствуется, что поэт исполнен негодования, которое временами вырывается наружу в откровенно оценочных эпитетах: «постыдно равнодушны», «позорно малодушны», «презренные рабы». Внутри единой и цельной поэтической мысли живет напряженный конфликт между сдержанностью тона и взволнованностью:

И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

Такой характер поэтической мысли приводит к противоречию между смысловой законченностью фразы и эмоциональной выделенностью отдельного слова. Каждая фраза, каждая часть завершены, причем эта завершенность подчеркнута поэтическими формулами, тяготеющими к афористичности1 («Печально я гляжу на наше поколенье!», «К добру и злу постыдно равнодушны…», «И ненавидим мы, и любим мы случайно…» и др.). Но каждая законченная в смысловом и интонационном значении часть не вмещает всей авторской эмоции, которая как бы разрывает их рамки.

Поэтическая мысль стихотворения развивается от элегии к «высокой» сатире, близкой к оде, но только насыщенной горькой и скорбной иронией. Эта ирония подчеркивает трагизм ситуации и ее неразрешимость, безысходность.

Основную эмоционально-смысловую нагрузку в первой части несут слова, освещенные традицией элегического романтизма: «печально», «состарится», «томит», «вянем». Другой стилистический пласт — слова философского и отчасти общественно-политического содержания: «познанья», «сомненья», «бездействии», «добру и злу», «борьбы», «властию», «рабы». Они придают элегии характер философского размышления2. На этом фоне интонационно-выразительно звучат слова ораторского стиля: «постыдно», «позорно», «презренные». Они подготавливают высокую романтическую ноту:

Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!

Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют. Выразительный эффект достигается игрой поэтических и прозаических оборотов: «мечты поэзии», «создания искусства», «восторгом сладостным», «чаши наслажденья» и «остаток», «касались». Сюда же нужно отнести упо- требление контрастных понятий и слов («ненавидим» — «любим», «ни злобе» — «ни любви», «холод» — «огонь», «забавы» — «разврат», «спешим» — «назад», «к гробу» — «насмешливо», «царствует» (т. е. величаво-спокойно господствует) — «кипит»). Лермонтов последовательно снимает покров романтики с поколения.

В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок («ни мысли плодовитой», «ни гением начатого труда», «судья», «гражданин», «потомок», «оскорбит», «презрительным»). Здесь уже совершенно нет былой элегичности. Вместо нее — бытовой, обыденный план («Насмешкой горькою обманутого сына/ Над промотавшимся отцом»). Чем дальше развенчивается поколение, тем прозаичнее стиль. Последнее сравнение передает ироническую и горькую правду о поколении, жизнь которого протекает пошло, безрадостно. В этом заключается его общественная трагедия. Однако моральная опустошенность поколения по контрасту вызывает представление о высоте лермонтовских запросов к жизни и глубину его понимания современности.

Сочетание в «Думе» различных стилистических пластов, смена интонаций свидетельствуют о жанровом своеобразии стихотворения. В «Думе» совмещены признаки различных жанров — «унылой» и философской элегии, гражданской оды, высокой сатиры.

Память о том или ином жанре вызывается словом и стилем. Лермонтов, подобно Пушкину, мыслит уже не жанрами и их признаками, а стилями. Этот переход от мышления жанрами к мышлению стилями характеризует развитие русской литературы от начала XIX века к его концу.

Сложность лермонтовской позиции в «Думе» заключается в том, что поколение осуждается личностью, которая не отделяет себя от поколения. Лермонтов чувствовал, что и он заражен неверием в лучшее, что и его чувства становятся холодными, что и он не испытывает надежд на счастье.

Примечания

1 Т. е. краткой, меткой, изящной речи.

2 Философское размышление — богатое глубокими, обобщающими мыслями.

© 2000- NIV

Источник

Учебник для 9 класса

Литература

   
   

В современном мире поэт не видит напряженных страстей, энергии. Знаменитая элегия «Дума» прозвучала как
бы проклятием, похоронной песнью потерянному поколению. Трусость выдвигается причиной рабства, рабство —
следствием бездействия. Свойства поколения обнажены с
беспощадной трезвостью. Лермонтов стремился сохранить сдержанную сосредоточенность и не дать волю эмоциям, которые переполняли его. Но за этой сдержанностью чувствуется, что поэт исполнен негодования, которое временами вырывается наружу в откровенно
оценочных эпитетах: «постыдно равнодушны», «позорно
малодушны», «презренные рабы».

Внутри единой и цельной поэтической мысли живет напряженный конфликт
между сдержанностью тона и взволнованностью:

    И царствует в душе какой-то холод тайный,

    Когда огонь кипит в крови.

Читайте также:  Благодаря каким свойствам липиды способны образовывать мембраны

Такой характер поэтической мысли приводит к противоречию между смысловой законченностью фразы
и эмоциональной выделенностью отдельного слова. Каждая фраза, каждая часть завершены, причем эта завершенность подчеркнута поэтическими формулами, тяготеющими к афористичности1 («Печально я гляжу на наше
поколенье!», «К добру и злу постыдно равнодушны…»,
«И ненавидим мы, и любим мы случайно…» и др.).
Но каждая законченная в смысловом и интонационном
значении часть не вмещает всей авторской эмоции, которая как бы разрывает их рамки.

Поэтическая мысль стихотворения развивается от
элегии к «высокой» сатире, близкой к оде, но только
насыщенной горькой и скорбной иронией. Эта ирония
подчеркивает трагизм ситуации и ее неразрешимость,
безысходность.

Основную эмоционально-смысловую нагрузку в первой части несут слова, освещенные традицией элегического романтизма: «печально», «состарится», «томит»,
«вянем». Другой стилистический пласт — слова философского и отчасти общественно-политического содержания: «познанья», «сомненья», «бездействии», «добру и
злу», «борьбы», «властию», «рабы». Они придают элегии
характер философского размышления2. На этом фоне интонационно-выразительно звучат слова ораторского стиля: «постыдно», «позорно», «презренные». Они подготавливают высокую романтическую ноту:

    Так тощий плод, до времени созрелый,

    Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

    Висит между цветов, пришлец осиротелый,

    И час их красоты — его паденья час!

Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют.
Выразительный эффект достигается игрой поэтических и
прозаических оборотов: «мечты поэзии», «создания искусства», «восторгом сладостным», «чаши наслажденья»
и «остаток», «касались». Сюда же нужно отнести упо-
требление контрастных понятий и слов («ненавидим» —
«любим», «ни злобе» — «ни любви», «холод» — «огонь»,
«забавы» — «разврат», «спешим» — «назад», «к гробу» —
«насмешливо», «царствует» (т. е. величаво-спокойно господствует) — «кипит»). Лермонтов последовательно снимает покров романтики с поколения.

В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский
оттенок («ни мысли плодовитой», «ни гением начатого
труда», «судья», «гражданин», «потомок», «оскорбит»,
«презрительным»). Здесь уже совершенно нет былой элегичности. Вместо нее — бытовой, обыденный план («Насмешкой горькою обманутого сына/ Над промотавшимся
отцом»). Чем дальше развенчивается поколение, тем
прозаичнее стиль. Последнее сравнение передает ироническую и горькую правду о поколении, жизнь которого
протекает пошло, безрадостно. В этом заключается его
общественная трагедия. Однако моральная опустошенность поколения по контрасту вызывает представление о
высоте лермонтовских запросов к жизни и глубину его
понимания современности.

Сочетание в «Думе» различных стилистических пластов, смена интонаций свидетельствуют о жанровом своеобразии стихотворения. В «Думе» совмещены признаки
различных жанров — «унылой» и философской элегии,
гражданской оды, высокой сатиры.

Память о том или ином жанре вызывается словом и
стилем. Лермонтов, подобно Пушкину, мыслит уже не
жанрами и их признаками, а стилями. Этот переход от
мышления жанрами к мышлению стилями характеризует развитие русской литературы от начала XIX века к
его концу.

Сложность лермонтовской позиции в «Думе» заключается в том, что поколение осуждается личностью, которая не отделяет себя от поколения. Лермонтов чувствовал, что и он заражен неверием в лучшее, что и его
чувства становятся холодными, что и он не испытывает
надежд на счастье.

1 Т. е. краткой, меткой, изящной речи.

2 Философское размышление — богатое глубокими, обобщающими
мыслями.

Источник

В современном мире поэт не видит напряженных страстей, энергии. Знаменитая элегия «Дума» прозвучала как
бы проклятием, похоронной песнью потерянному поколению. Трусость выдвигается причиной рабства, рабство —
следствием бездействия. Свойства поколения обнажены с
беспощадной трезвостью. Лермонтов стремился сохранить сдержанную сосредоточенность и не дать волю эмоциям, которые переполняли его. Но за этой сдержанностью чувствуется, что поэт исполнен негодования, которое временами вырывается наружу в откровенно
оценочных эпитетах: «постыдно равнодушны», «позорно
малодушны», «презренные рабы».

Внутри единой и цельной поэтической мысли живет напряженный конфликт
между сдержанностью тона и взволнованностью:

    И царствует в душе какой-то холод тайный,

    Когда огонь кипит в крови.

Такой характер поэтической мысли приводит к противоречию между смысловой законченностью фразы
и эмоциональной выделенностью отдельного слова. Каждая фраза, каждая часть завершены, причем эта завершенность подчеркнута поэтическими формулами, тяготеющими к афористичности 1 («Печально я гляжу на наше
поколенье!», «К добру и злу постыдно равнодушны…»,
«И ненавидим мы, и любим мы случайно…» и др.).
Но каждая законченная в смысловом и интонационном
значении часть не вмещает всей авторской эмоции, которая как бы разрывает их рамки.

Поэтическая мысль стихотворения развивается от
элегии к «высокой» сатире, близкой к оде, но только
насыщенной горькой и скорбной иронией. Эта ирония
подчеркивает трагизм ситуации и ее неразрешимость,
безысходность.

Основную эмоционально-смысловую нагрузку в первой части несут слова, освещенные традицией элегического романтизма: «печально», «состарится», «томит»,
«вянем». Другой стилистический пласт — слова философского и отчасти общественно-политического содержания: «познанья», «сомненья», «бездействии», «добру и
злу», «борьбы», «властию», «рабы». Они придают элегии
характер философского размышления 2 . На этом фоне интонационно-выразительно звучат слова ораторского стиля: «постыдно», «позорно», «презренные». Они подготавливают высокую романтическую ноту:

    Так тощий плод, до времени созрелый,

    Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

    Висит между цветов, пришлец осиротелый,

    И час их красоты — его паденья час!

Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют.
Выразительный эффект достигается игрой поэтических и
прозаических оборотов: «мечты поэзии», «создания искусства», «восторгом сладостным», «чаши наслажденья»
и «остаток», «касались». Сюда же нужно отнести упо-
требление контрастных понятий и слов («ненавидим» —
«любим», «ни злобе» — «ни любви», «холод» — «огонь»,
«забавы» — «разврат», «спешим» — «назад», «к гробу» —
«насмешливо», «царствует» (т. е. величаво-спокойно господствует) — «кипит»). Лермонтов последовательно снимает покров романтики с поколения.

В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский
оттенок («ни мысли плодовитой», «ни гением начатого
труда», «судья», «гражданин», «потомок», «оскорбит»,
«презрительным»). Здесь уже совершенно нет былой элегичности. Вместо нее — бытовой, обыденный план («Насмешкой горькою обманутого сына/ Над промотавшимся
отцом»). Чем дальше развенчивается поколение, тем
прозаичнее стиль. Последнее сравнение передает ироническую и горькую правду о поколении, жизнь которого
протекает пошло, безрадостно. В этом заключается его
общественная трагедия. Однако моральная опустошенность поколения по контрасту вызывает представление о
высоте лермонтовских запросов к жизни и глубину его
понимания современности.

Сочетание в «Думе» различных стилистических пластов, смена интонаций свидетельствуют о жанровом своеобразии стихотворения. В «Думе» совмещены признаки
различных жанров — «унылой» и философской элегии,
гражданской оды, высокой сатиры.

Память о том или ином жанре вызывается словом и
стилем. Лермонтов, подобно Пушкину, мыслит уже не
жанрами и их признаками, а стилями. Этот переход от
мышления жанрами к мышлению стилями характеризует развитие русской литературы от начала XIX века к
его концу.

Сложность лермонтовской позиции в «Думе» заключается в том, что поколение осуждается личностью, которая не отделяет себя от поколения. Лермонтов чувствовал, что и он заражен неверием в лучшее, что и его
чувства становятся холодными, что и он не испытывает
надежд на счастье.

Читайте также:  Свойства алоэ какое оно

1 Т. е. краткой, меткой, изящной речи.

2 Философское размышление — богатое глубокими, обобщающими
мыслями.

В «Думе» Лермонтов проанализировал особенности поколения, рождённого после Отечественной войны 1812 года, становление мировоззрения которого пришлось на период николаевской реакции после восстания декабристов в 1825 году.

Внутренняя политика Николая I была направлена на консервацию существующего порядка. Общественная атмосфера была такова, что в ней не проявлялось никаких яркий событий, не совершалось выдающихся поступков. Лермонтов пишет:

Богаты мы, едва из колыбели,Ошибками отцов и поздним их умом…

Если у поколения Пушкина была высокая цель — посвятить «души прекрасные порывы» Отчизне, то у поколения Лермонтова цель только в заботе о собственном благополучии, что не может стать смысложизненным ориентиром:

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,Как пир на празднике чужом.

Поколение Пушкина отчётливо осознавало свою историческую миссию в том, что оно должно служить для свержения самодержавия, «самовластия» в России. Поколение Лермонтова не сумело осознать свою историческую миссию, что породило чувство пустоты, вызываемое отсутствием смысла жизни, и апатию:

К добру и злу постыдно равнодушны,В начале поприща мы вянем без борьбы;Перед опасностью позорно-малодушныИ перед властию — презренные рабы.

«Поздний ум», которым обзавелись отцы к старости, навязан молодому поколению с детства, и это мертвит молодых людей, подобных «тощему плоду, до времени созрелому».

И царствует в душе какой-то холод тайный,Когда огонь кипит в крови.

Лермонтову ясно, что эти свойства поколения ведут к такому будущему, которое «иль пусто, иль темно».

Стихотворение это становится особенно важно в наше время, когда у молодого поколения формируются подобные свойства.

Как скачать бесплатное сочинение?
. И ссылка на это сочинение; Свойства поколения, отражённые в элегии «Дума» М. Ю. Лермонтова
уже в твоих закладках.

Дополнительные сочинения по данной теме


    Стихотворения
    Жалобы турка Монолог Одиночество Звезда Предсказание Небо и звезды Волны и люди Мой дом Мой демон Нет, я не Байрон, я другой… Я жить хочу! хочу печали… Парус Бородино Смерть поэта Узник Когда волнуется желтеющая нива… Молитва Кинжал Дума Молитва 1-е января И скучно и грустно Журналист, Читатель и Писатель Благодарность Тучи Прощай, немытая Россия… Родина Из-под таинственной, холодной полумаски… Нет, не тебя так пылко я люблю… На севере
    Составьте краткий план «Панорамы Москвы» Лермонтова. Вид Москвы с колокольни Ивана Великого в Кремле. «Гимн колоколов» московских церквей и монастырей. Вид Москвы на север от Кремля (Марьина роща, Сухарева башня). Центр города (Петровский театр). Вид Москвы на востоке (купола Василия Блаженного, памятник Минину, «мелкая, широкая, грязная Москва-река»). Вид Москвы к югу — долина, усыпанная домами и церквями до Поклонной горы. На западе — мосты через реку и «верхи» Донского монастыря.
    Исторические условия формирования. (Эпоха Пушкина и Лермонтова: время накануне восстания декабристов и наступившая после его разгрома реакция.)
    Сходство и различие взглядов и настроений поэтов. Тема поэта в творчестве Лермонтова в сопоставлении с лирикой Пушкина. (Лермонтов: поэт — не одинокий провидец, а народный трибун, обречен жить и творить в обществе, где проповедь любви и правды воспринимается с непониманием и злобой. Пушкин: поэт — пророк, призванный служить людям. «Хочу воспеть свободу миру, на
    Исторические условия формирования. (Эпоха Пушкина и Лермонтова: время накануне восстания декабристов и наступившая после его разгрома реакция.) Сходство и различие взглядов и настроений поэтов. Тема поэта в творчестве Лермонтова в сопоставлении с лирикой Пушкина. (Лермонтов: поэт — не одинокий провидец, а народный трибун, обречен жить и творить в обществе, где проповедь любви и правды воспринимается с непониманием и злобой. Пушкин: поэт — пророк, призванный служить людям. «Хочу воспеть свободу миру,
    Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году. Отношения между его родителями не сложились, и воспитанием маленького Миши занималась его бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева. Лермонтов окончил благородный пансион при Московском университете и сам Московский университет. Оттуда Лермонтов ушёл в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. После её окончания он стал офицером лейб-гвардии гусарского полка. В 1837 году на дуэли погиб А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «На
    Сочинение состоит из трех частей. В сочинениях на литературные темы это Вступление, основная часть, вывод.
    В сочинениях на нелитературные и на свободные темы — это Тезис, доказательство, вывод.
    Вступление к сочинению (тезис) не должно быть стандартным Оно должно отвечать теме, а изложение материала вызывать не только мысли, но и чувства.
    Важная черта основной части — ее конкретность. Тему нужно раскрывать не общими фразами, а, освещая идейно-художественное содержание произведения, следует аргументировать свои мысли. Конкретность
    Белинский увидел в творчестве Лермонтова новое явление русской литературы. В статьях «Стихотворения М. Лермонтова» и «Герой нашего времени» критик отмечал, что лермонтовская поэзия полна страстной мысли, в ней решаются самые трагические проблемы современности.
    Лермонтов воспринимался Белинским как преемник Пушкина. Но, сопоставляя двух поэтов, критик писал о глубоком различии их поэзии. Описание событий в романах и других произведениях Пушкина сложилось на гребне движения декабристов и питалось надеждами свободы. Описание событий в романах

В жизни своей и своего поколения Лермонтов не видел ничего великого — ни подвигов, ни актов гражданской доблести, ни самопожертвования ради
других людей или Отчизны. Жизнь, по его мнению, протекала однообразно и скучно. Такая участь не удовлетворяла поэта. Он винил в этом и общество, и себя, и поколение, и весь миропорядок. Об этом и написана «Дума» (1838).

    Печально я гляжу на наше поколенье!

    Его грядущее — иль пусто, иль темно,

    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

    В бездействии состарится оно.

    Богаты мы, едва из колыбели,

    Ошибками отцов и поздним их умом,

    И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

    Как пир на празднике чужом.

    К добру и злу постыдно равнодушны,

    В начале поприща мы вянем без борьбы;

    Перед опасностью позорно-малодушны

    И перед властию — презренные рабы.

    Так тощий плод, до времени созрелый,

    Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

    Висит между цветов, пришлец осиротелый,

    И час их красоты — его паденья час!

    Мы иссушили ум наукою бесплодной,

    Тая завистливо от ближних и друзей

    Надежды лучшие и голос благородный

    Неверием осмеянных страстей.

    Едва касались мы до чаши наслажденья,

    Но юных сил мы тем не сберегли;

    Из каждой радости, бояся пресыщенья,

    Мы лучший сок навеки извлекли.

    Мечты поэзии, создания искусства

    Восторгом сладостным наш ум не шевелят;

    Мы жадно бережем в груди остаток чувства —

    Зарытый скупостью и бесполезный клад.

    И ненавидим мы, и любим мы случайно,

    Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

    И царствует в душе какой-то холод тайный,

    Когда огонь кипит в крови.

    И предков скучны нам роскошные забавы,

    Их добросовестный, ребяческий разврат;

    И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

    Глядя насмешливо назад.

    Толпой угрюмою и скоро позабытой

    Над миром мы пройдем без шума и следа,

    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

    Ни гением начатого труда.

    И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

    Потомок оскорбит презрительным стихом,

    Насмешкой горькою обманутого сына

    Над промотавшимся отцом.

Читайте также:  У какого атома окислительные свойства выражены сильнее

Вопросы и задания

  1. Какие свойства поколения обнажены в элегии «Дума»?
  2. Какую роль играют в произведении ораторский стиль, слова общественно-политического содержания (познанья, сомненья, бездействия и пр.), поэтические и прозаические
    обороты?
  3. В чем сложность лермонтовской позиции в «Думе»?
  4. Объясните слова и словосочетания, подумайте над синонимами к ним: грядущее, бремя, бездействие, постыдно равнодушны, презренные рабы, иссушили ум, пресыщение, на
    смешка, горькая. Какие из этих слов и словосочетаний могут обогатить обычную разговорную речь?

«Дума» Лермонтова была написана в 1838 году, в то время когда писатель возвратился из ссылки. Стихотворение написано в поэтической форме, широко используемой в то время поэтами-декабристами. По жанру произведение, так же как и «Смерть поэта», принадлежит к элегии-сатире. Михаил Юрьевич в «Думе» упрекает свое поколение в малодушии, бездействии и равнодушии. Молодые люди осуждают ошибки поколения «отцов», но сами не делают ничего, отказываясь от борьбы и не принимая участия в общественной жизни.

Главная тема стихотворения

«Дума» Лермонтова свою сатиру направляет не на придворное общество, на которое раньше был зол поэт, а на всю дворянскую интеллигенцию 30-х годов XIX века. Писатель дает характеристику всему поколению, к которому принадлежит сам, не зря он использует местоимение «мы». Михаил Юрьевич и себя упрекает в бездействии, приравнивает к беспомощным и жалким людям, ничего не сделавшим для потомков. Поколение 1810-1820-х годов было совершенно другим, из него выросли свободолюбивые декабристы, пусть они ошиблись и жестоко за это поплатились, но они хотя бы попытались изменить страну к лучшему.

Поэт искренне сожалеет, что не родился на несколько десятилетий раньше, ведь его современники скучны и бесполезны для общества. Они не интересуются искусством или поэзией, не разговаривают о добре и зле, всеми силами пытаются сохранять нейтралитет и не провоцировать гнев власти, отошли от общественной жизни, заняв себя «бесплодной наукой», а ведь совершенно не этого хотел Лермонтов. «Дума», тема которой раскрывает характер всего поколения 1830-х годов, посвящена общественному поведению человека, она является криком измученной души поэта.

Созерцание прошлого, настоящего и будущего

«Дума» Лермонтова ясно показывает, как писатель относится к поколению «отцов», современникам и потомкам. Михаил Юрьевич восхищается смелостью и отвагой декабристов, пусть они ошиблись, но их героические подвиги оставили свой след в истории страны, всколыхнули общественность, положили начало народному протесту против тирании власть имущих. В то же время современники Лермонтова ни в чем не ошибаются, но они ничего и не делают. Душа поэта рвется в бой, он желает что-то изменить, выразить свой протест, но не видит единомышленников, а в одиночку бороться бессмысленно. «Дума» Лермонтова является сожалением о бездарно прожитом времени.

Гражданский суд над современниками

Чтобы сделать стихотворение более ярким и доступнее выразить свою мысль, автор использовал обнажающие эмоции эпитеты, меткие метафоры, слова в переносном значении. Каждое четверостишие является законченной мыслью. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дума» осуждает интеллигенцию 1830-х годов, живущую «поздним умом отцов». Декабристы обожглись и были жестоко наказаны за непослушание, следующее поколение признало борьбу бесполезной и примирилось с порядком вещей. У образованных людей нет твердых убеждений, целей, принципов, привязанностей, они идут ровной дорогой, но вот смысла в этом нет. Лермонтов очень огорчен этим и упрекает себя в бессилии и бесполезности.

Лирику М. Ю. Лермонтова часто отличают пессимистические нотки и безверие. Одна из причин этого кроется в биографии поэта (ранняя смерть матери и разлука с отцом, длительная болезнь и т. п.). Другая в большей мере связана с исторической эпохой, в которую он жил. Именно таким настроением проникнуто стихотворение «Дума». Лермонтов с горечью говорит в нем о бесславной судьбе своего поколения.

Время создания

Стихотворение было написано в 1838 году и опубликовано в «Отечественных записках» в январе 1839-го. К его созданию Лермонтова подтолкнуло общение с декабристами (с одним из них он сошелся довольно близко) во время ссылки на Кавказ. Поэта поразили стойкость несломленного духа и верность идеям. Это были те качества, которых он не находил в своих сверстниках.

После расправы над декабристами в стране наступило время реакции, и любая деятельность стала невозможной. В результате большая часть молодых образованных дворян, на которых возлагались надежды по переустройству общества и страны, пыталась замкнуться в себе и отойти от проблем. Однако способность мыслить оставалась, и запретить думать не мог никто. Это произведение — результат постоянных размышлений поэта о необходимости возвращения к плодотворной деятельности и борьбе.

Тема стихотворения «Дума» Лермонтова

Уже первая строчка («Печально я гляжу на наше поколенье…») подчеркивает, что поэт не отделяет себя от современников. Его тревожит их полное равнодушие и апатия, жизнь ошибками отцов (декабристов), отсутствие нравственных убеждений, сильных, волнующих чувств. Отсюда неспособность на подвиг и труд. Именно таким изображен герой романа Печорин.

Общая характеристика, данная в первом четверостишьи, затем развивается и убедительно доказывается. В стихотворении «Дума» Лермонтова выносится суровый приговор: у поколения 30-х годов нет будущего. Это подчеркивается глаголами «вянет», «томит», характеризующими духовное состояние его современников. Складывается противоречивая картина: «огонь кипит» в их крови, но ничего не сделано для того, чтобы понять душевные порывы отцов. Все в их поведении случайно. Результат такого бездействия — смерть «без счастья и без славы» и забвение. А еще строгий суд потомков и справедливое оскорбление «презренным стихом». Кольцевая композиция подчеркивает безысходность, к которой привело бездействие целого поколения молодых людей.

Жанр стихотворения

«Дума» Лермонтова эмоционально насыщена, в ней преобладает лексика высокого стиля. Начало стихотворения напоминает ораторскую речь: «томит», «познанья», «рабы», «печально» и др. По мере развития мысли используемая лексика и стиль все больше напоминают элегию. Философские заключения в финале («мысль плодовитая», «презренный стих» и т.п.) вновь возвращают к особенностям ораторского выступления. Таким образом, стихотворение «Дума» Лермонтова заключает в себе черты элегии и сатиры. Лирический герой выстрадал то, что становится темой его постоянных размышлений о смысле жизни.

Средства выразительности

Катрены из одного предложения (они объединены по 4 и по два в четыре строфы) имеют между собой довольно слабую связь. В большей мере их объединяют общая тема и настроение. Последнее обеспечивается за счет использования различных средств выразительности, которых в стихотворении «Дума» Лермонтова достаточно много. Это эпитеты («рабы презренные», «насмешкой горькою»), метафоры («старость души»), сравнения («как ровный путь без цели»), гиперболы («богаты мы, едва из колыбели»), оксюморон (царствует в душе «холод тайный, когда огонь кипит в крови») и др. Они помогают поэту донести мысль о том, что поколение, нищее духовно, бездеятельное, апатичное, ничего не оставит после себя, кроме проклятия потомков.

Источник