Какие свойства почвы ты знаешь
Какие существуют виды почв: как определить тип почвы
Почва — это фундамент будущего урожая. Поэтому так важно знать, какая же на вашем участке земля и как сделать ее плодороднее. Почва определяет интенсивность роста и развития огородных культур, а также успешность адаптации на новом месте насаждений после пересадки. Развитие здорового и крепкого растения, будь то кустарник или дерево, возможно лишь в том случае, если грунт богат питательными веществами.
Почвы России разнообразны по своему генезису, свойствам и биологической продуктивности.
Виды почв: какими бывают почвы
Часто огородники и садоводы сетуют на то, что вложили много труда, а урожай собрали небольшой, ведь почва плохая. Поэтому и нужно заранее выяснить основные свойства грунта.
Зная состав почвы, садовод с легкостью может подобрать сорта для открытого или тепличного посева, тип удобрения для любой выращиваемой культуры.
Различные виды почв отличаются такими характеристиками как:
- структура;
- способность пропускать воздух;
- гигроскопичность;
- теплоемкость;
- плотность;
- кислотность;
- насыщенность микро- и макроэлементами;
- органикой.
Плодородной называют землю, из которой растения и культуры получают достаточно влаги и питательных микроэлементов. В бедной почве такие вещества содержатся в незначительном количестве. Кроме того, их доступность для растений ограничена из-за плохой структуры.
Плодородные почвы.
По своему составу почвы делятся на глинистые, супесчаные, суглинистые и песчаные. Первые из них считаются малоплодородными, так как, за исключением глинистых черноземов, имеют плохую структуру, содержат мало воздуха и медленно прогреваются. Вода плохо проникает в нижние слои, поэтому земля сильно заплывает, и на ее поверхности при высыхании образуется корка.
Суглинистые почвы.
Суглинистые почвы обладают большим запасом питательных элементов и хорошей структурой. Эти земли, кроме сильно подзолистых, являются плодородными, а потому для выращивания овощей и садовых растений считаются наиболее пригодными. Супесчаные и песчаные почвы — самые бедные. В них содержится больше всего песка, мало ила и пыли. Земля способна хорошо пропускать воду, но в нижние слои вымываются все питательные вещества. Такая почва быстро прогревается, но пользы от этого при недостатке влаги немного.
Кислые и соленые почвы
Кислыми чаще всего бывают подзолистые земли с высоким уровнем влажности. На участках с таким видом почвы можно встретить значительное количество хвоща и щавеля. Похожая на золу белесая прослойка, залегающая на небольшой глубине, свидетельствует о кислотности грунта. В такой почве минеральные соединения находятся в нижележащих слоях, гумуса практически нет, они бедны полезными элементами.
Кислотность или ph почвы – биохимический показатель, который характеризует ее способность проявлять (нейтрализовать) свойства кислот.
Солонцы на небольшой глубине содержат легкорастворимые соли — хлористый и сернокислый натрий. Они и являются причиной солоноватости почвы. Илистые частицы поглощают немного натрия, поэтому во влажном состоянии солонцы превращаются в липкую бесструктурную массу. Она долго высыхает весной, а после этого становится твердой и с трудом поддается обработке.
Как определить вид почвы
Для того, чтобы определить тип почвы возьмите из пахотного слоя пригоршню земли, добавьте к ней немного воды и хорошо размешайте до тестообразного состояния. Из полученной смеси попробуйте скатать тонкий жгут и придать ему вид «бублика». Если у вас песчаный грунт, то тест прервется сразу же, поскольку замесить «тесто» просто не получится. Если жгут все же свернулся, но на этапе создания «бублика» конструкция развалилась, значит, на участке супесчаная почва. Если сооружение легко выдержало все испытания, то материалом являлась глинистая земля. Трещины, появившиеся на стадии сгибания, говорят о суглинистой почве.
Тип почвы имеет важное значение для роста растений.
Также следует измерить глубину плодородного слоя, которая на среднестатистическом участке должна достигать 20 сантиметров. Если она составляет меньше 10 см, то такой грунт не годится даже для формирования газона. Для многолетних травяных растений требуется хотя бы 15 см, для кустарников — до 20 см, для деревьев — от 25 до 30 см.
Каждая почва имеет как положительные, так и отрицательные свойства, а значит отличается в рекомендациях по улучшению и подбору культур.
После того как вы определили тип почвы и глубину плодородного слоя можно задуматься об улучшении земли. Но как это сделать, чтобы не навредить участку? Ведь любому заядлому огороднику известно, что даже самые бедные почвы не перенесут бездумного внесения удобрений в чрезмерном количестве.
Глинистая почва
Чтобы повысить плодородие глинистой земли, начинайте с осени вносить удобрения из расчета 3 кг органики, 200-300 г золы и 300-600 г извести на один квадратный метр. Перекапывать и перепахивать участок с таким грунтом следует не меньше чем на 25 см. Выращивать овощи на глинистых почвах, особенно теплолюбивые виды, рекомендуется только на гребнях и грядах.
Глинистая почва.
Помните, что на тяжелой земле семена принято высевать на меньшую глубину, чем обычно, а рассаду — высаживать наклонно, чтобы ее корневая система располагалась в более прогретых слоях. При посадке на ровной поверхности картофель сажают не глубже 6-8 см. При засыпке клубней желательно добавить к почве компостированный торф. Необходимо два раза окучивать растения, после второго раза высоту гребня стоит довести до 15-18 см.
Песчаный грунт
В первую очередь рекомендуется улучшить структуру и повысить влагоемкость песчаных почв. В землю следует вносить удобрения на разную глубину в несколько приемов, чтобы создать благоприятные условия для обитания и размножения полезных микроорганизмов, способствующих повышению плодородия.
Легкая, рыхлая, сыпучая песчаная почва содержит высокий процент песка, не удерживает влагу и питательные вещества.
Годовую норму удобрений — 400 г извести и 4 кг компоста или навоза на 1 кв. м делят пополам и вносят два раза: под осеннюю обработку огорода на глубину 20-25 см и под весеннюю — на 15 см. Золу лучше помещать в рядки, борозды и лунки. Повысить плодородие песчаной почвы можно, высевая на зеленое удобрение люпин. Минеральные удобрения рекомендуется вносить весной вместе с органическими. Наиболее эффективной считается огородная удобрительная смесь с перегноем в пропорции 1 к 2.
Песчаная почва.
После улучшения на песчаной почве хороший урожай дают теплолюбивые, ранние и зеленные культуры. Выращивают растения исключительно на ровной поверхности. При посеве семена следует опускать несколько глубже, клубни картофеля — сажать на глубину не меньше 12 см. Окучивание можно совсем не проводить, или достаточно будет одной процедуры при дождливой погоде.
К положительным свойствам песчаников можно отнести высокую воздухопроницаемость и быстрое прогревание. На песчаном грунте хорошо растут:
- плодовые и ягодные деревья;
- виноград;
- клубника;
- морковь;
- лук;
- смородина;
- растения семейства тыквенных.
Сидерация улучшает механическую структуру субстрата и насыщает его органическими и минеральными веществами. Примеры сидератов:
- клевер;
- вика;
- люцерна;
- соя;
- эспарцет.
Для экономии ресурсов есть еще один метод организации грядок — глиняный замок. На месте грядок насыпают слой глины 5-6 см, поверх которого наносят слой плодородной земли — суглинка, чернозема, супесчаной почвы, в которую сеют растения. Слой глины задержит влагу и питательные вещества.
Окультурить песчаник можно внесением добавок, повышающих вязкость.
Если нет плодородной земли для насыпания грядок, ее можно заменить улучшенным песчаником, смешанным с добавками для вязкости и плодородия.
Супесчаные почвы
Для определения этого вида грунта также пробуем слепить из влажной земли бублик. Супесчаная почва скатается в шар, но её не получится раскатать в брусок. Содержание в ней песка — до 90%, глины до 20%. Еще один пример того, какие бывают почвы, не требующие затратного и долгого окультуривания.
Субстрат легкий, быстро прогревается, хорошо удерживает тепло, влагу и органику, достаточно легко обрабатывается. Необходимо выбирать для посадки районированные сорта растений и поддерживать плодородие:
- дозированным внесением минеральных и органических удобрений;
- мульчированием и сидерацией.
Супесчаные почвы.
Известковые почвы
Почвы этого вида могут быть легкими и тяжелыми, их недостатками являются:
- бедность — низкий уровень питательных веществ;
- низкая кислотность;
- каменистость;
- быстрое пересыхание.
Известковые почвы.
Улучшают такую почву:
- внесением калийных удобрений;
- обогащением сульфатом аммония и мочевиной для повышения кислотности;
- мульчированием;
- сидерацией;
- внесением органических удобрений.
Для удержания влаги известковые грунты необходимо регулярно рыхлить.
Это интересно! На известковых почвах Шампани прекрасно растет виноград сортов «Совиньон блан» и «Шардоне», из которых делают известное на весь мир игристое вино.
Торфяные почвы
Торфяные почвы обладают повышенной кислотностью, слабо прогреваются, могут заболачиваться. При этом они достаточно легко поддаются окультуриванию. Улучшить физические и химические свойства торфяной или болотистой почвы позволяет внесение:
- песка, глиняной муки — для профилактики их опускания в грунт участок глубоко перекапывают;
- органических удобрений — компоста, навозной жижи; микробиологических добавок — для ускорения разложения органики;
- калийно-фосфорных удобрений.
Торфяная олиготрофная почва плоскобугристого мерзлого болота.
Посадку садовых деревьев производят в ямы с внесенным суглинком или другим плодородным грунтом. На торфяных почвах высокие урожаи дают смородина, крыжовник, рябина, земляника.
Виды почв: чернозем
Считаются эталонными по своим свойствам почвами. Обладают устойчивой комково-зернистой структурой. Долго удерживают влагу. Очень плодородны, содержат много гумуса и минералов, но требуют грамотного использования:
- для профилактики их истощения вносятся удобрения и сидераты;
- для уменьшения плотности грунта добавляют торф, песок;
- для коррекции кислотно-щелочного баланса вносят соответствующие минеральные добавки.
Чернозем типичный.
Если вы хотите повысить урожайность ваших растений, ознакомьтесь с системою удобрения для разных почв. Используя принципы рационального и органического земледелия, можно повысить качество почвы любого вида.
Виды почв: кислая земля
Для улучшения кислой почвы практикуют известкование — внесение древесной золы, негашеной или гашеной извести. В составе этих веществ есть кальций, которого не хватает в грунте. На сильно кислых почвах вносить приходится 1 кг молотого известняка на 1 кв. м до полного устранения кислотности. После этой процедуры рекомендуется добавить органические и минеральные удобрения.
Виды почв: солонцы
На солонцах нужно внести мелиорирующие добавки — 0,5 кг фосфогипса на 1 кв. м, на солонцовых почвах дозировку уменьшают до 200 г на метр. Для улучшения солонцов также используют мелкомолотый гипс. Хороший результат дает комбинирование его с навозом. В первый год следует вносить гипс, во второй — навоз.
Cолонец светлый гидрометаморфизованный.
Солонец темный осолоделый квазиглееватый.
На небольших участках также проводят землевание — наносят на поверхность почв плодородный слой, толщина которого составляет не меньше 20 см. Чрезмерно солонцеватый грунт можно улучшить путем внесения сернокислого кальция, который способен удалять соль из нижних слоев. После этого почва становится водопроницаемой и структурной.
Виды почв: Переувлажненная земля
Первая задача при переувлажнении земли состоит в отводе грунтовой и поверхностной воды. Предупредить смыв почвы непосредственно на участке можно разными методами. Хорошо возделанная земля больше впитывает осадков на небольших склонах. Грядки рекомендуется располагать поперек, они и служат для этой цели. А выровненные площадки можно создавать в приствольных кругах под деревьями.
Переувлажненная почва.
На тех участках, которые страдают от эрозии, рекомендуется высаживать многолетние культуры, которые имеют поверхностную корневую систему. На самых крутых склонах можно создавать террасы. При их устройстве верхние плодородные слои предварительно следует снять, чтобы потом отправить на новое место, а затем выложить откосы дерниной.
Вид почвы: растения подсказчики
Вы удивляетесь, что у вас не растет столовая свекла — одни хвостики получаются. Просто она очень чувствительна к кислотности почвы. Не прибегая к анализам почвы по сорнякам, растущим на вашем огороде, можно определить кислая ли она.
На кислых почвах (торфяная) селятся:
- хвощ полевой;
- щавель малый (воробьиный);
- подорожник;
- лютик ползучий;
- вероника дубравная;
- пикульник разноцветный;
- мята, белоус;
- иван-да-марья;
- мокрица;
- торица;
- вереск.
Вот если часть из этих растений встречается на вашем огороде, то в почву надо вносить известковое удобрения. Кислых почв не переносит не только столовая свекла, но и другие овощи, такие как:
- капуста всех разновидностей;
- перец сладкий;
- лук репчатый;
- пастернак;
- скорцонер;
- сельдерей;
- спаржа.
Растения подсказчики: как определить состав почвы.
На слабокислых почвах и нейтральных растут — ромашка непахучая, мать-и-мачеха, пырей ползучий, вьюнок полевой, бодяг огородный, клевер луговой, клевер ползучий, шиповник, ежевика, крапива двудомная, лебеда.
На плодородной земле, имеющей реакцию почвы близкую к нейтральной— селится двудомная крапива.
В слабокислой реакции почвенного раствора нуждаются — фасоль, горох, бобы, баклажан, листовая капуста, огурец, кочанный салат, брюква, лук, шпинат, кабачки, цукини, люффа, лагенария, дыня. Умеренную кислотность переносят — репа, редька, морковь, томат, тыква.
Повышенную кислотность — щавель, картофель, цикорный салат, редис и др.
Щелочные почвы «выдадут» смолевка белая, живокость, мак-самосейка, пупавка красильная, люцерна серповидная, осока мохнатая, лядвенец рогатый и гусиная лапка.
Видео: основные типы почв
Ход занятия
Ответы детей
Деятельность детей
Орг. момент.
Повторение.
Д/и «Знаем, знаем»
Введение.
— О каком жителе дома природы пойдет сегодня речь вы узнаете, прослушав сказку – загадку «Чудесная кладовая»:
«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая существует и на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется?»
— Ребята, вы уже догадались, о чем идет речь?
После ответов детей, на фланелеграфе появляются иллюстрации почв.
— Почему автор называет почву чудесной кладовой?
— Давайте проверим, правы ли мы? И поможет нам в этом гость, который пришел на занятие. Встречайте.
— Кто это?
— Как вы думаете, почему именно крот пришел к нам?
— Это не простой крот, а ученый.
Крот: Здравствуйте, меня зовут Умняшка, и принес я вам письмо с правильным ответом.
— Ребята, неужели мы с вами ошиблись и неправильно разгадали сказку – загадку?
Умняшка: молодцы!
— Что мы подразумеваем под словом Земля?
После ответов детей, воспитатель вешает табличку.
— А что такое почва, где находится, из чего состоит, как образовалась мы сегодня и попытаемся узнать.
Изучение нового материала:
1. Что такое почва.
У.: Я вам помогу разобраться, но для этого необходимо вспомнить, как устроена наша планета Земля. Что у нее внутри.
— Где же находится почва?
— Какой вывод можем сделать?
Почва – верхний слой земной коры.
— Ребята, вспомните, какой самый главный секрет почвы? Чем она отличается от камней?
— Что мы с вами узнали о почве?
После ответов детей, на доске появляется соответствующая табличка.
У.: плодородие – главное свойство почвы. Толщина почвы может быть от 2 – 3 см до 150 – 200 см
Воспитатель демонстрирует соответствующие полоски.
2. Физ. минутка
П/и «Выращиваем дерево».
3. Свойства почвы.
— Ребята, давайте внимательно рассмотрим почву. Что мы можем о ней сказать?
У.: Я вам подскажу, посмотрите на мои карточки – подсказки.
— Легко ли проходит палочка в почву?
— Какая она?
После ответов детей появляется соответствующая табличка.
— Какой вывод можем сделать?
4. Состав почвы.
У.: ребята, а вы экспериментировать любите? Я вам предлагаю побыть маленькими исследователями! Готовы?
— Возьмите лупы, небольшое количество почвы. Рассмотрите почву под лупой и попробуйте предположить из чего состоит почва? Какого она цвета? Имеет ли она определенный запах?
1) Опыт №1.
У.: А теперь я вам предлагаю взять небольшой кусочек почвы и опустить его в воду.
— Что вы видите?
— Откуда в воде появились пузырьки?
У.: Верно, какой вывод можно сделать?
После вывода на фланелеграфе появляется соответствующая табличка.
2) Опыт №2.
— Положите комочек почвы на бумагу, прижмите ее плотно к листу.
— Что вы видите? Что получилось?
— О чем «говорит» нам это пятно?
У.: я вам предлагаю пройти к экспериментальному столу и нагреть немного почвы.
— Ребята, что мы должны увидеть, если при нагревании мы над почвой будем держать стеклышко?
Воспитатель проводит опыт, и дети убеждаются в правильности своих предположений.
— Ребята, какой вывод можем сделать?
После вывода на фланелеграфе появляется соответствующая табличка.
— Итак, мы с вами определили, что в почве есть вода и воздух.
— А что произойдет дальше, если продолжим нагревать почву?
3) Опыт №3.
Воспитатель продолжает нагревать почву.
— Что вы видите, чувствуете?
— Как вы думаете, почему появился неприятный запах и дым? Знаком ли вам этот запах? Из чего состоит почва?
При затруднении или неправильном ответе, педагог предлагает поджечь высушенный лист дерева.
— Похожи ли запахи?
— О чем это говорит?
— Вы совершенно правы. В почве находятся остатки умерших растений и животных, которые образуют перегной.
На фланелеграфе появляется соответствующая табличка.
— Итак, из чего состоит почва?
У.: перегной придает почве темный цвет. Плодородие почвы зависит от перегноя. Чем его больше, тем плодороднее почва.
4). Опыт №4.
У.: это еще не все составные части почвы. Давайте посмотрим, что еще входит в состав почвы. Для этого мы прокалим почву до серого цвета.
Во время проведения опыта воспитатель комментирует:
— Такой цвет образуется после сгорания перегноя. А теперь давайте оставшуюся почву поместим в стакан с водой и перемешаем.
— Что мы видим?
— На дне стакана осел песок, а сверху слой глины.
— Какой вывод можем сделать?
После выводов, дети вешают на фланелеграф соответствующую табличку.
— Итак, мы сегодня узнали, что почва состоит из….
— Ребята, как вы думаете, какие компоненты жизненно необходимы для жизни растений?
У.: есть еще один важный компонент. Хотите узнать какой? Поможете мне? Помните, как мы в самом начале занятия опускали в воду кусочек почвы?
Она уже хорошо настоялась, поэтому мы можем взять капельку воды и нагреть эту капельку.
— Ребята, что произойдет с водой?
— Что останется на ложке?
5) Опыт №5.
Воспитатель нагревает воду. После испарения дети наблюдают белый налет.
— Что у нас осталось?
При затруднении воспитатель сам называет компонент.
— Какой вывод можем сделать?
— Давайте вспомним, что сегодня узнали.
Заключение:
1. Закрепление. Самостоятельная работа.
— Какое ключевое слово у нас получилось?
— Что делает почву более плодородной?
— Давайте попробуем посадить баклажаны в разные виды почв: в плодородную, песчаную и глинистую и посмотрим прорастут ли наши баклажаны.
— Какие условия необходимы для жизни растений, животных и человека?
На доске появляется табличка:
«Одним из главных условий обитания растений, животных и человека является наличие в этих местах почвы».
— На следующем занятии мы с вами узнаем, как образовалась почва, какие виды почв бывают и зачем необходимо охранять почву.
У.: ребята, мне очень понравилось у вас и хочу снова к вам придти и рассказать все, что знаю о почвах. До скорых встреч.
Итог.
— Ребята, как вы считаете, хорошо ли вы сегодня занимались? Если да, то в тетрадях нарисуйте улыбающееся солнышко, а если вы считаете, что могли заниматься лучше, то нарисуйте спокойное солнышко.
Окончание занятия.
Знаем, знаем, знаем
Мы природу уважаем
И расскажем все о ней
Начинай же поскорей!
Да, это почва.
Благодаря почве люди собирают урожай.
Крот.
Он живет в почве, а мы сегодня будем говорить о ней.
«Эта кладовая – земля».
Нет, мы правильно разгадали, грамотнее говорить не земля, а почва.
Планету Земля, сушу.
- внутренне ядро
- внешнее ядро
- мантия
- кора
На земной коре.
Благодаря ей
тут живут растения, она обладает плодородием.
Почва – верхний плодородный слой земной коры.
Да.
Рыхлая.
Дети выдвигают свои предположения
Пузырьки
Из почвы вышел воздух.
В почве есть воздух.
Пятно.
В почве есть вода.
Появятся капли воды.
В почве есть вода.
Дети предполагают, воспитатель не комментирует ответы детей
Появился неприятный запах и дым.
В почве есть остатки растений и животных.
Из воздуха, воды и перегноя.
Дети предполагают.
В почве есть песок и глина.
Воды, воздуха, перегноя, песка, глины.
Перегной, воздух, вода.
Дети выдвигают предположения.
В почве содержится соль.
Дети рассказывают все, что запомнили, используя таблички
Сначала дети зарисовывают проделанные опыты, а затем вместе с воспитателем разгадывают кроссворд.
Перегной.
Перегной.
Вода, воздух, перегной (для растений), почва
Дети на ковре встают кругом, выбирается ведущий с помощью считалки, а затем все поочереди рассказывают все, что знают о природе
Дети сидят на ковре по-турецки
Дети открывают письмо и самостоятельно читают.
Дети садятся за столы, а на доске появляется пособие «Строение Земного шара» и при каждом правильном ответе детей открываются внутренние слои Земли.
Дети строятся на ковре в 2 команды друг за другом. У каждого в руках по листу от дерева, который он должен обменять на стакан с почвой. Побеждает та команда, которая быстрее обменяет листья на почву. После игры, дети берут свои стаканчики и садятся за столы.
Дети выполняют, то, что предложил крот: определяют цвет, запах, структуру почвы.
Дети подходят к экспериментальному столу.
.
Дети стоят около экспериментального стола
Дети выполняют то, что предлагает крот.
Дети наблюдают за происходящим.
Дети вешают последнюю табличку с составным компонентом почвы
Все дети стоят около фланелеграфа.
Дети садятся за столы и самостоятельно работают в тетрадях
Дети сажают в разные виды почв баклажаны.
Дети рисуют солнышки в тетрадях.