Какие свойства педагога можно отнести к специальным

Какие свойства педагога можно отнести к специальным thumbnail

Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные общие и специальные способности. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей. На общих способностях мы останавливаться не будем, так как они связаны не только с педагогической деятельностью, а специальные способности рассмотрим подробнее.

К ним можно отнести:

— способность видеть и чувствовать, понимает ли учащийся изучаемый материал, устанавливать степень и характер такого понимания;

— способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;

— способность по-разному излагать, доступным образом объяснять один и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися;

— способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний, умений и навыков;

— способность за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значительного объема информации, ускоренного интеллектуального и нравственного развития всех учащихся;

— способность правильно строить урок, совершенствуя свое преподавательское мастерство от занятия к занятию;

— способность передавать свой опыт другим учителям и в свою очередь учиться на их примерах;

способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной для обучения информации, а также ее непосредственное использование в педагоги ческой деятельности;

— способность формировать у учащихся нужную мотивацию и структуру учебной деятельности (учения).

Все эти специальные способности касаются трех взаимосвязанных сторон деятельности по приобретению знаний, умений и навыков: обучения, учения и научения. Трудно определенно сказать, как и когда они начинают формироваться в онтогенезе и по каким законам развиваются. Что-то в них является врожденным и существует в форме задатков, однако до сих пор ничего конкретного по этому поводу наука сказать не в состоянии. Как и всякие другие способности, педагогические способности воспитываются, и их вполне сознательно можно формировать у детей.

В силу неоднозначности ответа на вопрос об истоках педагогических способностей работа над ними на практике должна вестись в двух взаимосвязанных направлениях. С одной стороны, необходимо заниматься ранней диагностикой у детей педагогических способностей и использовать их наличие в профконсультационной и профориентационной работе, ориентируя тех, у кого они проявляются особенно ярко, на выбор педагогической профессии. С другой стороны, нужно воспитывать эти способности, формировать и развивать их.

Особый класс специальных педагогических способностей составляют способности к воспитанию детей.

Среди них в качестве главных можно выделить следующие:

1. Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии).

2. Способность быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках.

3. Способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.

4. Способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка.

5. Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.

6. Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.

7. Способность вызывать к себе уважение со стороны воспитываемого, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.

О процессе формирования и развития способностей педагога как воспитателя можно сказать то же самое, что утверждалось выше о способностях учителя, за исключением, пожалуй, одного: быть хорошим воспитателем сложнее, чем быть хорошим учителем. Это связано с тем, что среди характерных для воспитателя способностей больше таких, которые даны человеку от природы, чем среди способностей, свойственных учителю.

В среде педагогов немало таких, кто является хорошим учителем, но сравнительно слабым воспитателем. Встречаются и те, кто способен неплохо воспитывать детей, но гораздо хуже справляется с ролью учителя. Это обстоятельство не является основанием для вывода о том, что соответствующие люди не могут стать хорошими педагогами, просто сфера приложения их педагогического мастерства может быть различной: или преимущественно учительской, или главным образом воспитательской.

Среди специальных педагогических способностей есть и способность особого рода, которую нельзя однозначно отнести ни к деятельности учителя, ни к работе воспитателя, так как она одинаково необходима им обоим. Это способность к педагогическому общению.

Источник

Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные общие и специальные способности. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей. На общих способностях мы останавливаться не будем, так как они связаны не только с педагогической деятельностью, а специальные способности рассмотрим

Читайте также:  Какие свойства живого вам известны

подробнее. К ним можно отнести:

— способность видеть и чувствовать, понимает ли учащийся изучаемый материал, устанавливать степень и характер такого понимания;

— способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;

— способность по-разному излагать, доступным образом объяснять один и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися;

— способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний, умений и навыков;

— способность за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значительного объема информации, ускоренного интеллектуального и нравственного развития всех учащихся;

— способность правильно строить урок, совершенствуя свое преподавательское мастерство от занятия к занятию;

— способность передавать свой опыт другим учителям и в свою очередь учиться на их примерах;

способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной для обучения информации, а также ее непосредственное использование в педагоги ческой деятельности;

— способность формировать у учащихся нужную мотивацию и структуру учебной деятельности (учения).

Все эти специальные способности касаются трех взаимосвязанных сторон деятельности по приобретению знаний, умений и навыков: обучения, учения и научения. Трудно определенно сказать, как и когда они начинают формироваться в онтогенезе и по каким законам развиваются. Что-то в них является врожденным и существует в форме задатков, однако до сих пор ничего конкретного по этому поводу наука сказать не в состоянии. Как и всякие другие способности, педагогические способности воспитываются, и их вполне сознательно можно формировать у детей.

В силу неоднозначности ответа на вопрос об истоках педагогических способностей работа над ними на практике должна вестись в двух взаимосвязанных направлениях. С одной стороны, необходимо заниматься ранней диагностикой у детей педагогических способностей и использовать их наличие в профконсультационной и профориентационной работе, ориентируя тех, у кого они проявляются особенно ярко, на выбор педагогической профессии. С другой стороны, нужно воспитывать эти способности, формировать и развивать их.

Особый класс специальных педагогических способностей составляют способности к воспитанию детей. Среди них в качестве главных можно выделить следующие:

1. Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии).

2. Способность быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках.

3. Способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.

4. Способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка.

5. Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.

6. Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.

7. Способность вызывать к себе уважение со стороны воспитываемого, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.

О процессе формирования и развития способностей педагога как воспитателя можно сказать то же самое, что утверждалось выше о способностях учителя, за исключением, пожалуй, одного: быть хорошим воспитателем сложнее, чем быть хорошим учителем. Это связано с тем, что среди характерных для воспитателя способностей больше таких, которые даны человеку от природы, чем среди способностей, свойственных учителю.

В среде педагогов немало таких, кто является хорошим учителем, но сравнительно слабым воспитателем. Встречаются и те, кто способен неплохо воспитывать детей, но гораздо хуже справляется с ролью учителя. Это обстоятельство не является основанием для вывода о том, что соответствующие люди не могут стать хорошими педагогами, просто сфера приложения их педагогического мастерства может быть различной: или преимущественно учительской, или главным образом воспитательской.

Среди специальных педагогических способностей есть и способность особого рода, которую нельзя однозначно отнести ни к деятельности учителя, ни к работе воспитателя, так как она одинаково необходима им обоим. Это способность к педагогическому общению.

В. А. Кан-Калик, ученый-психолог, который много занимался исследованием этой способности, писал, что педагогический труд насчитывает в своей структуре более 200 компонентов[69]. Общение является одной из самых сложных его сторон, так как через него осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности учителя на личность ученика. Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением — важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.

Читайте также:  Какими свойствами обладает текст

Какова структура коммуникативных способностей, знаний, умений и навыков, используемых педагогом в общении с учащимися?

Прежде всего заметим, что коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении,— это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей. Из этого можно сделать по меньшей мере два полезных вывода:

1. Разговор о способностях к педагогическому общению не может вестись независимо от обсуждения общих коммуникативных способностей, проявляемых во всех сферах человеческого общения.

2. Когда речь идет о способностях к педагогическому общению, то ограничиваться разговорами об общих коммуникативных способностях нельзя. Во-первых, далеко не все коммуникативные способности человека проявляют себя одинаковым образом и в одинаковой мере необходимы педагогу. Во-вторых, есть ряд специальных коммуникативных умений и навыков, которыми должен владеть педагог и которые не являются необходимыми для людей других профессий, В частности, познание человеком других людей, познание самого себя, правильное восприятие и оценивание ситуаций общения, умение вести себя по отношению к людям, действия, предпринимаемые человеком в отношении самого себя.

Рассмотрим каждую из выделенных групп коммуникативных способностей более детально и одновременно наметим те проблемы, которые могут возникать в процессе педагогического общения из-за недостаточного развития этих способностей.

Познание человека человеком включает общую оценку человека как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем; оценку отдельных черт его личности, мотивов и намерений; оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение «читать» позы, жесты, мимику, пантомимику.

Познание человеком самого себя предполагает оценку своих знаний; оценку своих способностей; оценку своего характера и

других черт личности; оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих его людей.

Умение правильно оценить ситуацию общения — это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.

Интересны в педагогическом плане, но менее изучены и порождают больше разнообразных проблем на практике так называемые невербальные формы педагогического общения. Связанные с этим коммуникативные способности включают: умение вступать в контакт с незнакомыми людьми; умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения; умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком; умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства; умение извлекать из общения максимум пользы для себя.

Способности, проявляемые в действиях человека по отношению к самому себе, содержат умения управлять теми аспектами собственного поведения, которые важны для установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми, для обеспечения правильного восприятия и понимания этими людьми нас самих. К ним же относится способность человека к самовосприятию, направленная на устранение привычек и склонностей, препятствующих общению, на формирование и развитие полезных для общения умений и навыков.

Коммуникативные способности педагога поддаются развитию. Хорошие результаты в их формировании дает социально-психологический тренинг.

Особой сферой проявления способности к педагогическому общению является применение педагогом поощрений и наказаний. Они стимулируют успехи ученика, особенно тогда, когда поощрения и наказания заслуженны и справедливы. От педагогической оправданности поощрений и наказаний зависит их стимулирующая роль. Приведем в этой связи развернутые характеристики эффективных и неэффективных с педагогической точки зрения поощрений.

Эффективное поощрение
1.Осуществляется систематически.
2. Сопровождается объяснением учителя того, что именно в действиях ученика заслуживает поощрения.
3.Связано с личной заинтересованностью учителя в успехах ученика.
4. Соотносится с достижением учеником определенных результатов.
 
Неэффективное поощрение
1. Осуществляется время от времени.
2. Делается в общем, без специальных разъяснений.
 
 
3.Связано с формальным отношением к поощрению, при котором учитель не интересуется успехами ученика.
4. Отмечается лишь общее участие ученика в работе.
 

См.ниже

5.Предполагает информирование учащегося о значимости достигнутых им результатов.
6.Развивает у учащегося умение организовывать свою работу с расчетом на достижение хороших результатов.
7.Сравнивает прошлые и настоящие достижения учащегося.
8.Соразмерно затраченным учеником усилиям.
9.Сопоставляет достигнутое учащимся с приложенными с его стороны усилиями, показывая, что при желании ученик может достигать успехов и в будущем.
10. Воздействует на мотивационную сферу учащегося, опираясь на внутренние стимулы: интерес, цели саморазвития, удовлетворенность от учения и др.
11.Концентрирует внимание учащегося на том, что его успех зависит от него самого, от собственных способностей и возможностей.
12. Способствует проявлению интереса учащегося к новым заданиям, когда прежние задания уже выполнены.
 
5.Информирует ученика о его результатах, не подчеркивая их значимости.
 
6.Ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с итогами работы других учеников, на конкуренцию с ними.
 
7.Сравнивает достижения данного ученика с достижениями других учащихся.
8.Не соответствует затраченным учащимся усилиям.
 
9. Сравнивает достигнутый учащимся результат только с наличием у него способностей или показывает, что результат достигнут благодаря удачному стечению обстоятельств.
 
10. Опирается на внешние стимулы: похвалу, расчет на победу в соревновании, получение награды и пр.
 
11. Обращает внимание учащегося на то, что его прогресс в учебе зависит от усилий, прилагаемых учителем или кем-либо еще из посторонних людей.
 
 
12. Мешает работе учащегося, отвлекая его, вводит новые задания еще до того, как будут завершены предыдущие.
 
Читайте также:  Какие химические свойства аммиака используют

Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей, если станет поощрять их за хорошие поступки и не будет наказывать и обращать слишком пристальное внимание на допущенные ими ошибки.

Источник

И
среди главных, и среди дополнительных
психологических свойств, необходимых
для квалифицированного педагога, есть
устойчивые, постоянно присущие
учителю и воспитателю всех эпох, времен
и народов,  изменчивые, обусловленные
особенностями данного этапа
социально-экономического развития, на
котором находится общество, где живет
и работает педагог и дополнительные.

Главным
и постоянным требованием, предъявляемым
к педагогу, является любовь к детям, к
педагогической деятельности, наличие
гениальных знаний в той области, которой
он обучает детей, широкая эрудиция,
педагогическая интуиция, высокоразвитый
интеллект, высокий уровень общей культуры
и нравственности, профессиональное
владение разнообразными методами
обучения и воспитания детей. Без любого
из перечисленных факторов успешная
педагогическая работа невозможна.

Все
эти свойства не являются врожденными.
Они приобретаются систематическим и
упорным трудом, огромной работой педагога
над собой.

Дополнительными, но
относительно стабильными требованиями,
предъявляемыми к педагогу, являются
общительность, артистичность, веселый
нрав, хороший вкус и другие. Эти качества
важны, но меньше, чем главные, перечисленные
выше. Без каждого из таких качеств в
отдельности учитель или воспитатель
вполне могут обойтись.

 Для
того чтобы успешно справляться со своей
работой, педагог должен иметь незаурядные
общие и специальные способности. В
число общих способностей входят
те, которые определяют высокие результаты
в любой человеческой деятельности, а
к специальным относятся те, от
которых зависит успех именно педагогической
деятельности, обучения и воспитания
детей. Общие способности связаны не
только с педагогической деятельностью.

 К
специальным можно отнести:

— способность
видеть и чувствовать, понимает ли
учащийся изучаемый материал, устанавливать
степень и характер такого понимания;

— способность
самостоятельно подбирать учебный
материал, определять оптимальные
средства и эффективные методы обучения;

— способность
по-разному излагать, доступным образом
объяснять один и тот же учебный материал
с тем, чтобы обеспечить его понимание
и усвоение всеми учащимися;

— способность
строить обучение с учетом индивидуальности
учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое
усвоение ими знаний, умений и навыков;

— способность
за сравнительно короткий срок добиваться
усвоения значительного объема информации,
ускоренного интеллектуального и
нравственного развития всех учащихся;

— способность
правильно строить урок, совершенствуя
свое преподавательское мастерство от
занятия к занятию;

— способность
передавать свой опыт другим учителям
и в свою очередь учиться на их примерах;

— способность
к самообучению, включая поиск и творческую
переработку полезной для обучения
информации, а также ее непосредственное
использование в педагоги ческой
деятельности;

— способность
формировать у учащихся нужную мотивацию
и структуру учебной деятельности
(учения).

Все
эти специальные способности касаются
трех взаимосвязанных сторон деятельности
по приобретению знаний, умений и навыков:
обучения, учения и научения.

Особый
класс специальных педагогических
способностей составляют способности
к воспитанию детей:

 1.
Способность правильно оценивать
внутреннее состояние другого человека,
сочувствовать, сопереживать ему
(способность к эмпатии).

2.
Способность быть примером и образцом
для подражания со стороны детей в мыслях,
чувствах и поступках.

3.
Способность вызывать у ребенка благородные
чувства, желание и стремление становиться
лучше, делать людям добро, добиваться
высоких нравственных целей.

4.
Способность приспосабливать воспитательные
воздействия к индивидуальным особенностям
воспитываемого ребенка.

5.
Способность вселять в человека
уверенность, успокаивать его, стимулировать
к самосовершенствованию.

6.
Способность находить нужный стиль
общения с каждым ребенком, добиваться
его расположения и взаимопонимания.

7.
Способность вызывать к себе уважение
со стороны воспитываемого, пользоваться
неформальным признанием с его стороны,
иметь авторитет среди детей.

Среди
специальных педагогических способностей
есть и способность особого рода, которую
нельзя однозначно отнести ни к деятельности
учителя, ни к работе воспитателя, так
как она одинаково необходима им обоим.
Это способность кпедагогическому
общению.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #

Источник