Какие свойства памяти развиваются у подростков с возрастом

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Память есть у всех живых существ на планете, но наиболее высокий уровень ее развития имеет человек. Память является особенность человека в формировании различных знаний, умений и навыков. Каждому возрасту человека соответствуют различные изменения в процессе формирования памяти. Кардинальные изменения в процессе памяти возникают именно в подростковом возрасте.
Проблема развития памяти подростков актуальна тем, что подростковый возраст – лучшее время для развития памяти. В настоящее время наш мир кипит от множества различной информации. Подросткам приходится учиться пользоваться этой информацией, выбирать нужное и многое запоминать.
Исходя из концепции П. Блонского, можно сделать вывод о том, что с возрастом память при усвоении используется все меньше. Если младший школьник запоминает понравившийся ему материал наизусть, то взрослые не расположены к заучиванию на память. Ухудшение памяти в подростковом возрасте, по мнению П. Блонского, не влияет на усвоение учебного материала, так как идет интенсивное развитие мышления.
В подростковом возрасте происходят важные процессы, связанные с изменением памяти. Способность к произвольному запоминанию на основе приема заучивания постоянно, но медленно возрастает до 13 лет, а с 13 до 15-16 лет наблюдается более быстрый рост запоминания, имеющего смысловой, логический характер.
У подростков, в первую очередь, начинает активно развиваться логическая память. Они уже могут логически мыслить, заниматься самоанализом и теоретическими рассуждениями. Подростки начинают свободно размышлять на различные темы, которые практически не доступны интеллекту младшего школьника. Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста – это умение оперировать гипотезами. Как реакция на частое использование логической памяти, замедляется использование механической памяти. Так, вследствие этого, когда в школе появляется много новых учебных предметов и множество новой информации, у подростков начинаются проблемы с запоминанием. В процессе усложнения обучения и развития интеллектуальных способностей дети начинают трансформировать текст или другой учебный материал, облегчая его запоминание и воспроизведение. Осваиваются разнообразные мнемические приемы, а воспроизводя учебный материал, большинство детей уже достаточно легко передают смысл прочитанного. У подростков изменяется, также, содержание запоминаемой информации. Подростку становится доступным запоминание абстрактного материала.
Как показывают исследования, процессы памяти в подростковом возрасте еще не достаточно сформированы. Но нужно обратить внимание на то, что подростки начинают проявлять особое внимание на способы улучшения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
А. Н. Леонтьев изучал закономерности развития у детей двух основных видов памяти — непроизвольной и произвольной. В результате ему удалось установить особенности их преобразования в старшем школьном возрасте. Он показал, что в раннем дошкольном и дошкольном возрасте происходит постепенное улучшение непроизвольного запоминания, причем быстрее, чем произвольного. Одновременно с этим от дошкольного к младшему школьному возрасту увеличивается разрыв, существующий между продуктивностью непроизвольного и произвольного запоминания. В подростковом и юношеском возрасте продуктивность непроизвольного запоминания замедляется и одновременно с этим увеличивается продуктивность опосредованного запоминания.
С возрастом изменяется зависимость между памятью и мышлением. Если раньше мышления ребенка зависело от памяти, то в подростковом возрасте память обусловливается мышлением. Процесс запоминания сводится к процессу мышления, установление логических связей между элементами информации, которую необходимо запомнить, а припоминание заключается в воспроизведении материала за этими связями. Для подростков вспоминать – значит мыслить.
К достижению подростка старшего школьного возраста они начинают усваивать многие научные понятия и обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Благодаря этому начинает развиваться теоретическое и словесно-логическое мышление. Одновременно начинают интеллектуализироваться и другие познавательные процессы.
В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, который вначале являлся контролем по результату или заданному образцу, а затем – процессуальным контролем, т.е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности. Вплоть до юношеского возраста у многих детей еще отсутствует способность к предварительному планированию деятельности, но вместе с тем налицо стремление к саморегуляции.
В подростковом возрасте высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. В эти же годы, также, появляется большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Разнообразной, высокоразвитой и богатой становится речь, мышление представляется во всех его видах: наглядно-образное, наглядно-действенное и словесно-логическое. Все эти процессы приобретают произвольность и речевую опосредованность. У подростков они начинают функционировать уже на базе сформировавшейся внутренней речи. Появляется возможность в научении подростков самым различным видам практической и умственной деятельности. Начинают формироваться и развиваться общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессиональной деятельности.
Проанализировав результаты проведенных методик (первичная диагностика развития памяти у подростков, узнавание фигур, определение кратковременной памяти), мы сделали вывод о том, что у подростков в современном мире достаточно хорошо развита кратковременная память. Общий уровень развития памяти у современных подростков тоже достаточно высок. Но, исходя из этого, также нужно сказать о том, что не все ученики способны запомнить одинаковое количество материала. Память у каждого ученика развита по-разному и каждый воспринимает и кодирует информацию по возможности своей памяти.
Развивать память подростку очень важно и нужно. Одним из лучших способов является заучивание наизусть стихов и прозы. Начинать учить необходимо с небольших по объему стихов, постепенно увеличивая размер теста и усложняя его. Прозу учить намного сложнее, поэтому к ее заучиванию стоит переходить, когда подросток уже освоил стихи. Необходимо, также, проверять — как долго в памяти остается выученное.
Хорошими способами для развития памяти являются изложение и сочинение. Подросток должен пытаться пересказывать близко к тексту. Или же, когда он пишет изложение, он старается использовать как можно больше лексики из текста и соблюдать его структуру. Если делать это постоянно, то к улучшению может идти не только память, но и речь ребенка.
Помимо этих двух способов, существует и специальные упражнения на развитие памяти, как зрительной, так и слуховой. Например, необходимо произнести подростку 10 любых слов, логически никак не связанных друг с другом и попросить подростка произнести все, что он запомнил. В этом упражнении нормой считается 6 правильно произнесенных слов.
Успех обучения школьников, их полноценное психическое развитие во многом определяются памятью, то есть способностью сохранять и воспроизводить все то, что было раньше, — мысли, чувства, действия. В век научно-технического прогресса резко увеличился поток информации, в результате еще более актуальным становится вопрос о совершенствовании памяти учащихся, о рациональном использовании ее для учебы и других видов творческой деятельности школьников.
В школе на подростка ложится большой поток информации: её нужно уметь переработать, уметь выбрать нужное, многое запомнить, а ведь нам нельзя забывать, что он подросток. Подростковый возраст – один из трудных возрастов, ему и так приходиться много сталкиваться с трудностями.
Каждый человек – это индивидуум и его способности зависят от этого. Но многие (учителя, преподаватели, родители) об этом забывают и предъявляют одинаковые требования к каждому ребенку. Поэтому мы считаем, что данная тема на сегодняшний день актуальна.
Познавательная сфера личности подростка
Для эффективного развития подростков необходимо:
— специальные упражнения по развитию произвольности памяти;
— освоение мнемических приёмов, способствующих продуктивности запоминания;
— обучение приёмам опосредственного запоминания через слово.
В подростковом возрасте в связи с изучением основ научных знаний начинает интенсивно развиваться не столько образная, а словесно -логическая память.
Возрастные особенности подросткового возраста
Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. В психологии этот возраст называют переходным, трудным, критическим возрастом.
Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет (быстрее, чем мышцы), развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом. Вместе с тем в психологии признано, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. Эти изменения имеют опосредованное значение, преломляются через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношение других к подростку и сравнения себя сдругими.
Самый главный признак подросткового кризиса — личностная нестабильность. В одну секунду ребенок может измениться до неузнаваемости. Если можно так выразиться, его «кидает» из стороны в сторону. То он ведет себя как взрослый, то как малый ребенок. Его активность в одночасье может смениться пассивностью. Жизнерадостность — грустью и подавленностью, любознательность — апатией, общительность — замкнутостью.
Э. Шпрангер описал три типа прохождения кризиса отрочества. Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда подростковый кризис переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я». Это те дети, которые взрываются по любому поводу, ссорятся и воюют со всеми подряд, нередко и убегают из дома. Второй тип развития — плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.
Внешние предпосылки. Изменение характера учебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляют собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции, вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям; нет единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда — необходимость собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых; введение общественно-полезного труда в школьное обучение. У подростка появляется осознание себя как участника общественно-трудовой деятельности; предъявляются новые требования в семье (помощь по хозяйству, с подростком начинают советоваться); подросток начинает интенсивно рефлексировать себя.
Несколько слов о внутренних предпосылках. В этот период происходит бурный физический рост и половое созревание (появляются новые гормоны в крови, происходит влияние на центральную нервную систему, происходит бурный рост тканей и систем организма). Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму.
Л.С. Выготский выделяет несколько групп интересов подростка по доминантам:«эгоцентрическая» — интерес к собственной личности; «доминанта дали» — установка на большие масштабы; «доминанта усилия» — тяга к волевому напряжению, к сопротивлению (упрямство, протест); «доминанта романтики» — стремление к риску, героизму, к неизвестному.
Исследователь психологии подростков М. Кле задачи развития в подростковом возрасте формулирует относительно четырех основных сфер: тела, мышления, социальной жизни, самосознания.
1.Пубертатное развитие. В течение относительно короткого периода тело подростка претерпевает значительные изменения. Это влечет две основные задачи развития:
1) необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построения мужской или женской идентичности;
2) постепенный переход к взрослой сексуальности.
2.Когнитивное развитие. Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями:
1) развитием способности к абстрактному мышлению;
2) расширением временной перспективы.
3.Преобразование социализации. Преобладающее влияние семьи в отрочестве постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития:
1) освобождение от родительской опеки;
2) постепенное вхождение в группу сверстников.
4.Становление идентичности.
На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие центральных новообразований возраста, охватывающие в этом периоде все стороны субъективного развития: изменения происходят в моральной сфере, в плане полового созревания, в плане развития высших психических функций, в эмоциональной сфере.
Так, в моральной сфере следует отметить две особенности: переоценка нравственных ценностей; устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний. Общественно-полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, «создает возможность реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а давать» (Д.И. Фельдштейн). Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям (Л.И. Божович). Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к самоутверждению.
Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение в анализе действительности. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток приобретает взрослую логику мышления.
Особенности памяти в подростковом возрасте.
Память не является какой-то самостоятельной функцией, а теснейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями. Поэтому развитие и совершенствование происходит параллельно с развитием человека.
В этом возрасте развитие памяти осуществляется в условиях систематического целенаправленного обучения, что значительно ускоряет и повышает уровень развития памяти детей. Одновременно само обучение предъявляет новые требования к памяти — необходимо запомнить заданный материал и точно воспроизвести его по требованиям учителя.
Параллельно с произвольным заучиванием определенную роль начинает играть готовность памяти. Школьник уже при чтении отдает себе отчет, что определенный материал ему может пригодиться. Ученик заранее намечает, когда и при каких обстоятельствах будет использован тот или иной материал. Это положительно сказывается на припоминании. Необходимость той или иной учебный материал требует значительных волевых усилий, что и ведет к развитию произвольной памяти. С первого дня обучения ребенок должен многое заучить. Однако он еще не знает техники заучивания, не знает приемов, облегчающих запоминание, не умеет проверять степень запоминания. Как правило, не зная всего этого, ученик идет по пути наименьшего сопротивления, заключающегося в дословном механическом заучивании, исключающем осмысливание логической связи в содержании, в частях материала.
Внимательность и память в современном мире
Говорить о развитии памяти у подростков — очень важно.
Информации настолько много, что главный вопрос в том, как запомнить именно нужно то, что нужно.
Взрослым людям активные подростки, которые успевают повсюду и держат в своей голове тонны порой ненужных им знаний, кажутся роботами с не одним десятком террабайтов встроенной памяти. А для детей мамы, которые помнят обо всех делах, которые нужно сделать за один выходной, кажутся тоже сверхлюдьми.
Но эти случаи скорее исключения из правил современной жизни.
Зачем всё помнить, если есть телефон?
Под рукой всегда есть какой-то гаджет, в который удобно всё что придёт в голову. Значит, использовать собственную «встроенную память» не так нужно.
Всё просто: пара кликов и ты выбрасываешь то, что было в голове. Теперь место этому в телефоне.
Казалось бы, живи да радуйся – зачем нагружать свой мозг? Безусловно, технические возможности гаджетов восхищают. Но мы перестаём тренировать такую важную «мышцу» в нашем мозге, как память.
Ведь принцип работы с ней такой же, как в спорте с мышцами тела. Чем больше подходов «правильных» упражнений с весом сделаешь, тем качественнее будет тренировка.
Даже в современном мире, где нет необходимости всё держать в голове, пользоваться собственной памятью необходимо.
Это важные психические процессы. Внимание позволяет не отвлекаться, а память помогает удержать и после воспроизвести информацию.
Зачем их нужно развивать школьникам?
Во-первых — учёба. Уроки в школе, домашние задания, попытки запомнить несколько параграфов перед контрольными. Здесь гаджеты не помогут, по понятным причинам.
То есть, на сколько развиты внимание и память, тесно связано с успешностью в учёбе. А в значит, и с уверенностью в себе.
Во-вторых, экзамены — ОГЭ, ЕГЭ и другие. Они требуют запоминания огромного количества материала, в некоторых случаях даже всего школьного курса!
Многие ребята определяются, какие предметы будут сдавать, за год, или за еще меньшее время до экзамена. Представляете, сколько всего нужно учить?
Насколько проще подготовиться к экзамену подростку с хорошей памятью, и как трудно школьнику с проблемами в этой сфере.
Подростковые особенности внимания, памяти и мышления
Если раньше ребенок всё запоминал больше механически, то теперь ситуация меняется. Мышление подростка развивается очень быстро. К возрасту 13 лет он хорошо мыслит логически, умеет строить гипотезы, уверенно использует абстрактные понятия. Полностью становление этих психических процессов завершается к 16 годам.
У подростка преобладает логическая, смысловая память. Так же она становится более произвольной. А механическая память напротив, снижается.
Это может быть непривычно для ребёнка. Ведь раньше было по-другому. Всё запоминалось будто «само собой» или он «зубрил» и было отлично. Говоря простыми словами — теперь для того, чтобы запомнить информацию, ему нужно захотеть это сделать и понять смысл.
Большая проблема в том, что в школах часто делается упор именно на зубрёжку. Дети чаще пользуются механической памятью. Отсюда большое количество жалоб на плохую память подростков.
Внимание подростка тоже выходит на совершенно новый уровень. В этом возрасте школьники способны сознательно концентрироваться на неинтересном задании. Могут — не значит делают. Тут речь идёт именно о физических способностях. А другая особенность подростков — эмоциональность, впечатлительность, не дают на долго сконцентрироваться на неинтересном объекте.
Если у подростка резко ухудшилась память, стоит обратиться к врачу.
Как заниматься развитием памяти и улучшать память?
Вывод один — память школьника имеет много возможностей. Осталось правильно их использовать.
Вот несколько советов:
Альтернативные способы запоминания.
Например, мнемотехника — создание ассоциативных образов для лучшего запоминания объектов.
Обучение структурированию информации.
Таких, как создание «интеллектуальных карт» или других.
Правильное питание и здоровый образ жизни.
Это залог здоровья и развития мозга.
Повышение мотивации и осознанности.
Нужно что-то запомнить? Начни с того, чтобы понять «зачем?»
Хобби.
Нужно, чтобы подростку было чем заняться помимо учебы. Это смена деятельности и ведущего типа мышления. Спорт, творческие занятия, альтернативное обучение — всё, где придётся мыслить иначе.
Тренировки мозга на практике
Решение головоломок
Это — отличный способ быстро концентрироваться. Если решать головоломки на время, можно научиться справляться с поставленной задачей в максимально сжатые сроки.
Цветные слова
Наверняка многие видели картинку, где цвет слов не совпадает с их окраской — слово желтый написано красным цветом. Задача – как можно быстрее назвать цвет слов. Это упражнение направлено на развитие внимательности и считается одним из самых эффективных.
Алогичная цепочка
Написано 20 слов. За 1,5 минуты запомнить максимальное количество слов и воспроизвести их по порядку. Слова между собой абсолютно никак не связаны. Чем выше ваш результат, тем лучше память. При регулярных тренировках результат налицо.
Наизусть
Простой, но работающий метод. Стихи, песни, сюда же, пересказы книг и фильмов. Память скажет вам «спасибо». И будет возможность блеснуть своими знаниями практически при любой жизненной ситуацией.
Кстати, можно эти тренировки сделать хорошими семейными традициями и развиваться вместе! Так тренировки памяти станут проще проще и веселее!
Курсы по развитию памяти в центре К.О.Т.
Занятия дома — полезны и эффективны. Однако, не единственный. В тренинговом центре К.О.Т. разработан специальный курс «Развиваем внимание и память». Программа учитывает все особенности мышления подростков.
Обязательная и очень важная часть программы — диагностика. У каждого человека есть тип памяти, который развит в Большей степени. И при тренировке запоминания стоит учитывать это. Конечно, работать стоит со всеми его типами, но, если делать акцент на сильные стороны, эффект всегда будет лучше.
По итогам диагностики и занятий наши специалисты строят индивидуальную стратегию тренировки памяти для каждого участника и дают практические рекомендации школьникам и родителям.
Ответьте сейчас на несколько вопросов теста. Вы узнаете, легко ли вашему ребенку запоминать информацию.