Какие свойства памяти или другие психологические

Какие свойства памяти или другие психологические thumbnail

Памятьиграет важную роль в жизни человека и его професси­ональной деятельности. Она лежит в основе любого психическо­го явления и обеспечивает единство и целостность личности. Память называют цементом личности. При нарушении памяти нарушается психическое здоровье человека и личность как цело­стная система распадается, разрушается.

Память — это одна из форм психического отражения, состоя­щая в закреплении, сохранении и последующем воспроизведе­нии в психике, сознании человека прошлого опыта, его отдель­ных элементов.

Память характеризуется тремя основными процессами: запоми­нание (ввод информации в память), сохранение (удержание) и воспроизведение. Организация запоминания влияет на сохране­ние. Качество сохранения определяет воспроизведение.

Запоминание первичный процесс. От него во многом зависят сохранение сведений в памяти и их использование. В процессе за­поминания участвуют многие нервные центры и связи. Чем боль­ше их затронуто, участвует в этом процессе, тем запоминание надежнее. Различают преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) запоминание. Первое характеризуется сознатель­но поставленной целью запомнить что-либо полно, точно, быст­ро. Второе совершается как бы само собой. Произвольное запоминание наиболее продуктивно. На него в основном и опираются при обучении и воспитании.

По особенностям образующихся в процессе запоминания свя­зей принято различать механическое и смысловое запоминание. При механическом запоминании образуются преимущественно ассо­циации по смежности, т.е. то или иное событие запоминается потому, что идет тут же за другим или находится рядом с ним. Внутренние, существенные связи явлений, событий при этом не вскрываются. Поэтому для прочного запоминания требуются мно­гократные повторения.

Сохранение непассивный процесс удержания информации. Особую роль в сохранении информа­ции, алгоритмов действий играет практическое их применение, практика. Исследования показали, что все, что, влияя на органы чувств человека, поступает в его мозг, запечатлевается там.

Воспроизведение процесс извлечения из памяти сохраненно­го материала. Говорят о непроизвольном воспроизведении, когда мысль или образ всплывает в памяти без намерения личности. Произвольное воспроизведение может протекать на уровне узнавания, когда ус­танавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти.

Забывание про­цесс, обратный запоминанию. Подобно запоминанию забыва­ние — избирательный процесс. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в дея­тельность, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей.

Качества памяти определяются через скорость запоминания (количество повторений, необходимых для удержания материала в памяти) и скорость забывания (время, в течение которого за­помнившееся хранится в памяти). Оба параметра (время и количе­ство повторений) изменяются по шкале «быстро—медленно» и получают четыре сочетания, описывающих особенности памяти по быстроте запоминания и длительности сохранения.

Различают следующие типы памяти: словесно-логический и образный. Образную память подразделяют на зрительную, слухо­вую, двигательную. Уровень их развития у индивидов неодинаков, что позволяет говорить о словесно-логическом или образном типе памяти и о зрительном, слуховом, двигательном видах памяти, преобладающих у того или иного человека. Знание сильных и сла­бых сторон своей памяти помогает человеку правильно организо­вать процесс усвоения знаний.

Большинство людей имеют комбинированный тип памяти — зрительно-слуховой.

По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на когнитивную и эмоциональную. Когнитивная память — это про­цесс сохранения знаний. Эмоциональная память — это сохранение в сознании переживаний и чувств. Эмоциональная память на пе­режитое — непременное условие развития способности к сочув­ствию и состраданию. В зависимости от установки на длительность сохранения (по­мнить в течение нескольких минут или удерживать в сознании длительное время) выделяют краткосрочную и долговременную па­мять. Различие этих видов памяти подтверждается различными следами, хранящими информацию. Краткосрочную память связы­вают с биоэлектрическими контурами колебаний в нервной си­стеме, долгосрочную — с изменением структуры белка рибонуклеиновых кислот. От краткосрочной памяти отличают оперативную. Оперативная память непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Она предполагает восприятие объектов в момент свершения действий, краткосрочное удержание в памяти образа и всей ситуации, а также их изме­нений.

Источник

Личностное развитие предполагает накопление индивидуумом экзистенциального опыта, что требует актуализации человеком всех мыслительных процессов, включая процессы запоминания. Принимая во внимание многоаспектность памяти как психологического феномена, дать однозначную дефиницию психологического свойства достаточно проблематично.

Определение 1

В наиболее общем виде под памятью понимают психическое свойство личности, ее способность к накоплению, хранению и воспроизведению информации и опыта; способность к воспоминанию и воспроизведению отдельных переживаний прошлого, осознавая не только само переживание, но и его место в индивидуальной истории личности.

Основные свойства памяти как психологического феномена

Как познавательный процесс память характеризуется следующими свойствами:

  1. Объем – способность сохранять значительные объемы информационных данных;
  2. Точность – указанное свойство проявляется в запоминании не только общего содержания информации, но и отдельных фактов и событий;
  3. Готовность к воспроизведению – способность оперативно воспроизводить в сознании личности информационные данные. Указанное свойство памяти позволяет человеку эффективно использовать накопленный раннее экзистенциональный опыт;
  4. Скорость запоминания – индивидуальная характеристика памяти, которая находит свое отражение в оперативности запоминания информации;
  5. Длительность – способность личности на протяжении длительного времени сохранять пережитый опыт. Следует отметить, что данное качество индивидуально, имеет выборочный характер;
  6. Помехоустойчивость – свойство памяти, обеспечивающее возможность личности противостоять звуковому фону, помехам, концентрироваться на главной информации, которую необходимо сохранить в памяти для последующего воспроизведения.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Виды памяти

На основании критерия психической активности выделяют следующие виды памяти:

  1. Образная память представляет собой свойство личности запоминать образы, сформированные при помощи процессов восприятия через сенсорные системы и воспроизводимые в виде представлений. В структуре образной памяти выделяют зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную, тактильные виды запоминания;
  2. Двигательная память находит свое отражение в способности запоминать, сохранять и воспроизводить двигательные операции. Указанный вид памяти формирует основу любых двигательных актов и трудовых навыков;
  3. Эмоциональная память – запоминание чувств, эмоций;
  4. Семантическая, словесно-логическая память – запоминание мыслей, идей, концепций, выраженных в вербальной форме.

На основании критерия участия мышления в процессе запоминания информационных данных выделяют логическую и механическую память.

Определение 2

Под механической памятью понимается процесс запоминания и сохранения, основанный на многократном повторении информации без глубокого ее осмысления.

Определение 3

Логическая память основывается на использовании семантических взаимосвязей между запоминаемыми предметами, объектами, явлениями, процессами.

Психологические процессы в структуре памяти

Возможности запоминания и последующего воспроизведения информации обеспечиваются следующими психологическими операциями:

  1. Запоминание – процесс памяти, обеспечивающий закрепление нового материала. Различают произвольное и непроизвольное, смысловое и механическое, опосредованное и непосредственное запоминание;
  2. Сохранение – процесс, обеспечивающий удержание результатов запоминания на протяжении длительного времени;
  3. Воспроизведение – поэтапный процесс, включающий стадию узнавания объекта, на которой осуществляется сравнение прошлого опыта с актуальным образом; стадию припоминания – активного поиска и добывания необходимого материала из долговременной памяти; на третьей стадии осуществляется репродукция человеком эмоционально-наполненного образа, полное определение образа объекта по всем параметрам;
  4. Забывание – процесс, приводящий к утрате четкости, уменьшению объемов закрепленного в памяти материала. Данный процесс предупреждает перезагрузку памяти.
Читайте также:  Опыт выяснить проявление каких свойств живых организмов

Таким образом, память представляет собой психический процесс, обеспечивающий запоминание и сохранение информационных материалов, способствующий личностному развитию, накоплению экзистенциального опыта.

Источник

Фото 1911Функционал человеческой психики обширен. Один из инструментов, которые люди используют ежедневно — память. Она связана с интеллектом, имеет разные типы и объем. Память в психологии — это важный объект исследований. Понимание принципов ее работы открывает перед учеными возможности к поиску методов лечения патологий, связанных с запоминанием. Цели исследований — найти метод восстанавливать утраченные воспоминания и стирать ненужные.

Понятие и суть

Памятью в психологии называют комплекс познавательных способностей и высших психических функций, с помощью которых человек накапливает и воспроизводит информацию. Способностью к запоминанию обладают все высшие животные, но у человека она уникальна и наиболее развита.

Память связана со всеми познавательными процессами: мышлением, восприятием, ощущениями. Это делает процесс ее изучения сложным, но интересным и полезным с практической точки зрения.

Классификация по типам и способам запоминания

Каждый человек обладает разными способами обработки данных, которые одинаково важны. В классификации видов запоминания выделяют 4 подтипа:

  1. Фото 1912Сенсорная — считывает информацию, воздействующую на системы органов чувств. Данные, попадая в память, остаются доступными сознанию, но изменить их нельзя. Сенсорная картина мира кажется цельной, но состоит из фрагментов — взаимодействующих частей мозга. В создании воспоминаний участвуют передние ядра таламуса, эмоциональные центры лимбической системы и гиппокампа. Объекты сенсорного восприятия — изображения, звуки, тактильные контакты, запахи. Чтобы восстановить целостную картину воспоминания, достаточно активировать один тип восприятия и мозг дополнит остальные части сам.
  2. Эйдетическая — длительная память, в которой образы хранятся в мельчайших подробностях. Люди, у которых развит этот вид запоминания, могут воспроизводить любые данные, с которыми они сталкивались в течение жизни. Запоминание происходит механически, без дополнительных усилий.
  3. Социальная — запоминание социальных связей. С помощью этого вида обработки информации человек поддерживает отношения с другими людьми: запоминает имена, данные о характере, деятельности, социальном положении. Размер социальной памяти имеет пределы: индивид способен контактировать с ограниченным количеством людей.
  4. Топографическая — запоминание пространства. Этот вид запоминания необходим для обработки данных о жилье, окрестностях, местах отдыха, путешествиях. Человек обрабатывает данные, создавая в воображении карты: графики дорог и метрические свойства. Определяя свое место, он сверяется с внутренней картой. Вначале человек формирует карты-пути, а после дополняет их образами. Топографическое запоминание долговременно, объем и скорость зависят от работы гиппокампа.

Фото 1913Также выделяют кратковременную и долговременную память. Если нужно запомнить краткий объем информации объемом до десяти слов, он сохраняется в кратковременной памяти. Он легко воспроизводится, но быстро забывается. Когда требуется сохранять данные продолжительное время, задействуется долговременную память.

Для перевода информации в категорию долгохранимой требуется волевое усилие. Данные нужно повторить минимум 3 раза, используя разные виды вспомогательных материалов: текст, изображения, звуки. Разные виды памяти в психологии одинаково важны, но именно долговременная позволяет в любой момент воспроизвести воспоминание.

Физиология процесса запоминания

Способность сохранять информацию присуща не только человеку. Животные, имеющие развитую ЦНС, также могут запоминать и воспроизводить данные (перелетные птицы знают маршруты). Объем и длительность хранения данных зависит количества нервных клеток, задействованных в процессе.

Информация, зафиксированная кратковременной памятью, переходит в долговременную благодаря сложному биохимическому процессу. Нейроны, из которых состоит мозг, работают как записывающее устройство — они запоминают информацию, сохраняют ее. Данные записываются не на отдельные нейроны, а на нейронную сеть — устойчивое скопление клеток.

Когда человек запоминает информацию, нейроны активизируются. Данные переходят по волокнам, достигают скопления. Для информации увиденной ранее в мозгу существует готовое скопление. Для данных, которые человек узнал впервые, формируется новая нейронная сеть. Между сетями есть связи. Нарушение в работе хотя бы одной из них приводит к стиранию воспоминаний.

Методы изучения

Фото 1914Для изучения способности человека запоминать и обрабатывать информацию используют:

  1. Сбор информации — изучение биографии испытуемого, наблюдение, проведение экспериментов и тестов, изучение результатов деятельности.
  2. Аналитическую биохимию. Проводится на основе результатов клинических исследований.
  3. Электрофизиологию. Активность мозга фиксируется с помощью магнитно-резонансной томографии.
  4. Фармакологию. Исследуется влияние на мозговую активность различных стимулирующих препаратов.
  5. Клиническую психофизиологию. За поведением испытуемого наблюдают в условиях клинической лаборатории.

При необходимости исследовать можно не только человеческую память. Ученые проводят эксперименты на млекопитающих, растениях и даже микроорганизмах.

Способы тренировки и развития

Если у человека нет физиологических нарушений, он может улучшить работу памяти: ускорить запоминание и увеличить объем. Для этого подходят простые упражнения, разработанные для детей и взрослых.

Развитие у детей

Заметить отставание в развитии памяти у детей можно в младшем возрасте, но до 3–4 лет родители не беспокоятся об этом, и обращаются к психологу когда ребенку предстоит идти в 1 класс. И хотя время упущено, ситуации можно помочь.

Фото 1915Для развития зрительной памяти используют метод «Сюжетные картинки». Перед ребенком выкладываются карточки, на которых изображен короткий сюжет. Некоторое время дошкольник рассматривает его. Когда он будет готов, взрослому нужно поменять карточки местами. Задача ребенка — восстановить последовательность действий. Для слуховой памяти подойдут упражнения по запоминанию слов и цифр. Начинать нужно с трех, постепенно доводя до 6–7.

Развитие у взрослых

Тренировать навык запоминания можно с любым материалом: пересказывать сюжет фильма, заучивать стихи, номера телефонов, слова иностранного языка. Заниматься можно во время перерыва на работе, используя подручные предметы. Например, разложить на столе канцелярские принадлежности, сфотографировать, поменять местами и расставить их, как они лежали вначале.

Читайте также:  Какие химические свойства у кислотных оксидов

Связь с другими науками

Поскольку память — психофизиологический процесс, во время экспериментов необходимо отслеживать активность мозга и другие физиологические реакции. Поэтому психологи работают в экспертных группах с учеными других направлений:

  • физиологами;
  • невропатологами;
  • психиатрами;
  • Фото 1916нейрохирургами;
  • геронтологами;
  • дефектологами.

Результаты исследований используют для разработки методов лечения нарушения памяти и развития способностей к запоминанию.

Виды и симптомы нарушений

Нарушения памяти проявляются неспособностью человека запомнить новую информацию или воспроизвести старую. Впервые явление амнезии в отечественной психиатрии описал психиатр С. Корсаков. Он рассматривал его как следствие злоупотребления алкоголем. Долгое время амнезия носила название «корсаковский синдром». В современной психиатрии и психологии нарушения памяти разделены на 3 группы:

  1. Гипомнезия — снижение функций памяти, связанное с возрастом или заболеваниями мозга.
  2. Гипермнезия — нарушение способности стирать воспоминания. Встречается редко, обычно проявляется в раннем возрасте или после сильного эмоционального потрясения.
  3. Парамнезия — замена настоящих воспоминаний ложными, смещение образов из прошлого и настоящего.

Также есть отдельный вид амнезии — детская. Так называют потерю воспоминаний из раннего детства. Обычно люди не помнят, что происходило с ними до 4–5 лет. Это связано с особенностями развития психики: воспоминания блокируются в подсознании, и вспомнить их самостоятельно человек не может. Вернуть их можно под гипнозом или во время глубокой медитации.

Источник

Память – это одно из самых древних эволюционных достижений живых организмов. Обладавшие этим свойством первые рыбы могли лучше ориентироваться на местности, а значит – лучше отыскивали пищу, скрывались от хищников, выбирали территорию для жизнедеятельности. По мере того как животные всё усложнялись, совершенствовалась и их память. Соответственно с этим память человека – совершенная система, имеющая сложную структуру. В дальнейшем будут рассмотрены виды памяти в психологии.

Виды памяти в психологии

Что такое память в психологии

Память – это один из важнейших познавательных процессов. Благодаря ему мы способны удерживать в сознании информацию о прошлых явлениях и событиях, сравнивать их с нынешними явлениями и принимать на основе этого решения, действовать, прогнозировать будущее. Хорошая память – это гарант успеха в той или иной деятельности.

Общеизвестно, что память можно тренировать и улучшать. Однако при этом мы часто не задумываемся, какой именно вид памяти нам нужно «прокачивать». Поэтому в этих видах необходимо разбираться.

Виды памяти человека

Способность запоминать информацию – сложный процесс, который разделяется на этапы; эти этапы могут представлять собой и отдельные виды памяти:

  • Оперативная память. Сегодня, когда компьютеры, смартфоны и другие подобные устройства стали нашей обыденностью, выражение «оперативная память» знакомо всем. Но этот вид запоминания имеется и в человеческом мозге. Информация в данном случае хранится в сознании недолго, при этом мозг расценивает эти сведения как такие, которые вообще не нужно запоминать: они ему нужны только для совершения конкретных операций. Такая память – поверхностная и небольшая по объёму. К примеру, чтобы понять значение предложения, необходимо запомнить смысл всего нескольких слов. Но бывают настолько длинные предложения, что к концу чтения мы забываем, что было в начале. Чтобы не происходило таких казусов, оперативную память необходимо улучшать, увеличивать её объём.
  • Сенсорная память. Это один из самых первых видов памяти, самый первый по времени её этап. Информация, полученная с помощью нервных окончаний, хранится недолго и элементарна по содержанию. Длительность сохранения информации в этом случае обычно не превышает четырёх секунд. Наиболее хорошо изучены такие типы сенсорной памяти, как зрительная и слуховая. Благодаря сенсорной памяти мы можем воспринимать мир не как скопление отдельных сигналов (звуков, пятен и др.), а как целостную картину. Например, благодаря такому запоминанию мы способны воспринимать музыку как целостное произведение. Та информация, которая чем-то привлекла наше внимание, переходит из сенсорной памяти в кратковременную; однако здесь существует сильная избирательность, и большинство поступающих в нервные окончания сигналов остаются без внимания и теряются.
  • Кратковременная память. Это первая часть обработки информации, предназначенной для длительного хранения. Сведения хранятся в данном случае не больше тридцати секунд; именно такое время необходимо мозгу, чтобы изучить поступившие данные, определить степень их необходимости и начать обработку. Нужная информация повторяется (дублируется) и может быть переведена на более длительное хранение. Сосредотачивая внимание, мы можем хранить поступившие данные более длительное время, ведь это является сигналом того, что данные сведения нам нужны. Если же способность концентрировать внимание не развита или в ней есть нарушения, тогда происходит то, что называется замещением: старая информация мгновенно забывается под напором новых сведений. Так происходит, в частности, тогда, когда в мозг поступает слишком много информации за короткий срок.
  • Долговременная память. Это своеобразный «жёсткий диск» в человеческом мозге. Этот отдел может быть сколь угодно большим по объёму и содержать информацию, предназначенную для длительного или вообще бессрочного хранения.

    Некоторые люди могут запоминать просто невероятное количество информации. Другие же, наоборот, жалуются, что ничего не могут запомнить. На самом деле запоминать большое количество сведений может любой человек, если правильно организует процесс запоминания. В долговременной памяти хранятся только те сведения, которые являются осмысленными, включены в деятельность и связаны различными ассоциациями с уже имеющейся там информацией. Чем больше человек знает, тем быстрее запоминает новую информацию, поскольку смысловые связи образуются с большей скоростью.

    Однако неспособность запомнить много информации может быть связана и с другими причинами. Сама по себе долговременная память имеет два слоя – верхний и нижний. В первом хранятся сведения, которые используются часто, и для их извлечения не требуется больших усилий. Во втором слое хранится информация, к которой прибегают редко. Чтобы её извлечь, необходимо произвести определённые действия, которые называют мнемическими. Чем реже используются такие сведения, тем в более глубоких слоях памяти они хранятся, поэтому для них требуются более длинные действия по извлечению. Такие действия связаны с построением цепочек ассоциаций. Иногда ассоциации возникают быстро, даже сами собой под воздействием какого-то случайного события. В других случаях приходится идти на крайние меры (к примеру, гипноз), чтобы данную информацию извлечь.

Всё перечисленное – виды памяти по длительности хранения.

Типы

Виды памяти в психологии выделяются и по другим критериям, в частности – по содержанию информации:

  • Образная память. Это самая большая часть того, что мы запоминаем. Образы поставляются органами чувств – глазами, ушами, обонятельными, осязательными и вкусовыми рецепторами. Образы в сознании появляются с самого рождения человека. Иногда они могут отличаться детальной точностью запоминания; такова «эйдетическая» память. Наиболее часто она встречается среди зрительных образов. Примечательно, что такой тип памяти нередко наблюдается у людей, имеющих какие-то психические отклонения или болезни (шизофрения, аутизм и др.).
  • Моторная (двигательная) память. Это очень древний тип памяти, который, однако, сохраняет свою значимость и сейчас. Более того – у современного человека значение этой разновидности памяти только возросло: ведь она способствует выработке письменного навыка, профессиональной игре на музыкальных инструментах, спортивным достижениям. Многие действия в быту мы совершаем неосознанно, по памяти, благодаря чему мозг освобождается для обработки какой-то более важной информации. Способность ходить – это тоже следствие моторной памяти.
  • Эмоциональная память. Этот вид памяти в психологии является весьма важным, хотя в обычной жизни мы этого не осознаём. Эмоции – это то, чем пропитана вся наша жизнь, они делают её интересной или, наоборот, скучной, привлекательной или отталкивающей. Чаще всего мы запоминаем наиболее яркие переживания. Эмоции могут сохраняться на длительное время, окрашивая и дальнейшие события в нашей жизни. К примеру, с утра человек получил поздравление от лучшего друга, и хорошее настроение у него может сохраняться на весь день, несмотря на имеющиеся невзгоды.

    Эмоциональная память основана на ассоциациях. Поэтому иногда какая-то незначительная деталь, связанная с неким важным событием в прошлом, вызывает у нас целую бурю прежних эмоций. Однако обычно сила чувственных воспоминаний выражена в меньшей степени, чем те эмоции, которые имели место, когда событие произошло впервые.

    Эмоциональная память имеет важность и по другой причине. Благодаря ей мы можем успешнее запоминать факты. Ведь наиболее долго сохраняется та информация, которая имела яркую эмоциональную окраску.

  • Словесно-логическая память. Этот вид памяти в психологии считается исключительно «человеческим». Многие животные, однако, тоже могут запоминать слова, и объём их словаря может быть достаточно большим. Но для животных слова – это просто сочетания звуков, связанные с каким-либо сенсорным образом – зрительным, слуховым, вкусовым и др. А человек способен запоминать слова на более высоком уровне – абстрактно-смысловом.

    Так, слово «кормить» для кошки связано исключительно с чувственным образом еды, и при его упоминании у неё проявляются характерные рефлексы – например, выделение слюны. Для человека же это слово не является побудительным сигналом и не вызывает автоматического выделения слюны, однако имеет определённые смысловые связи. Значение слова «кормить» для человека может быть встроено в разный контекст, также оно связано с целым рядом других слов («повар», «блюдо», «завтрак» и др.).

    Словесно-логическая память наиболее хорошо работает в тех случаях, когда нужно запомнить не отдельные слова, а составляющие предложения, встроенные в определённый текст. Эта разновидность памяти является самой молодой и требует осознанного развития.

Читайте также:  Какие свойства у диоксидин

Также память бывает непроизвольная и произвольная. В первом случае запоминание происходит как бы само собой, без участия нашего сознания. Однако для того, чтобы такая память начала работать, требуется, чтобы информация отвечала определённым критериям. Непроизвольно мы запоминаем яркие и необычные сведения, неожиданные события, жизненно важные сведения (связанные, к примеру, с угрозой для жизни и здоровья); информацию, связанную с нашими интересами и увлечениями; эмоционально окрашенные события; сведения, непосредственно связанные с нашей профессиональной деятельностью. Вся остальная информация, будучи предоставлена сама себе, ускользает от нашей памяти.

Произвольная память существует там, где нужно сохранить в сознании какую-то нужную, но не очень интересную информацию. Прежде всего это школьные занятия и обучение профессиональной деятельности. Произвольная память не работает за счёт простого осознания того, что вот эти данные являются необходимыми и их нужно держать в голове; здесь необходимы особые мнемонические приёмы, направленные на запоминание конкретной информации.

Как развить хорошую память

Понятно, что развивать следует именно произвольную память, поскольку непроизвольная существует и без участия нашего сознания. Существует большое количество приёмов мнемотехники, первые из которых были разработаны ещё в античную эпоху. Однако большинство людей знает только о некоторых таких приёмах, самых простых и элементарных, которые при этом недостаточно эффективны. Например, многократное повторение информации. В данном случае теряется больше половины необходимых сведений, а времени и усилий такой приём требует довольно много.

Развитие

Более высокий эффект запоминания дают другие приёмы, вот некоторые из них:

  • Нахождение необычных ассоциаций в запоминаемых предметах и событиях.
  • Рифмование слов, в том числе составление полноценных стихотворений.
  • Запоминание новых слов по созвучию с уже известными.
  • «Римская комната»: каждому запоминаемому объекту мысленно присваивается отдельное место в хорошо известном человеку помещении.
  • Буквенный код: из начальных букв запоминаемых слов составляется отдельное слово или фраза. Есть и другие варианты: начальные буквы каждого слова в предложении связаны с элементами запоминаемой информации (как во фразах для запоминания цветов радуги типа «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»).

Буквенный код – достаточно древний способ запоминать нужную информацию. По одной из версий, именно так были даны названия буквам кириллицы, которые составляют мнемонический текст: «Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро…» — то есть «Я буквы знаю, слово добро есть…» и т. д. Буквенные коды издавна использовались в шифровках.

Достаточно старый способ запоминания букв – понимание их как рисунков различных предметов. Собственно, вначале буквы и были рисунками – иероглифами, которые впоследствии приобретали звуковое значение (например — по первой букве обозначаемого: финикийский рисунок, обозначающий «бет», то есть «дом», со временем превратился в букву «б»). Впоследствии буквы современных алфавитов утратили связь с рисунками предметов, но человеческая фантазия, особенно детская, вновь наделяла их такими ассоциациями. И это, в частности, использовал русский писатель XVII века Карион Истомин, когда составлял свой знаменитый иллюстрированный букварь: буквы в нём представлены в виде изображений людей и животных в разных позах, растений, целых сцен.

Смотреть видео

Пользовались ли вы услугами психолога?

Источник